Методология учение о том, как достичь объективной истины. methodos = meta + hodos = следование + путь.
Эпоха Ренессанса абсолютизирован механический подход к Природе, как единственно верный. Декарт родоначальник рационализма.
Единственно верный метод математика: интуитивная истина (аксиомы) -> дедуктивный путь -> достоверная истина.
Проявить максимум сомнений, кроме факта существования. Я мыслю -> я существую. Вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и чётко = истинны. Сомнения - ради истины -> это методические сомнения.
Вопрос 12. Основные проблемы философии эпохи просвещения.
16-18 век, Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц.
В центре внимания теория познания, методы истинного знания для всех наук.
Полное отделение науки (нет синтеза наука/вера, разум/религия!). Никаких авторитетов, кроме разума.
Наука важнейшее занятие человечества.
Разделение на эмипризм(чувственный опыт) и рационализм(дедуктивное знание, ум).
Идея чистого разума, т.е. свобода от 'идолов': идолы рода (наследственные), пещеры (приобретенные), рынка (из-за использования устной речи), театра (подчинение авторитетам).
Вопрос 13. Ключевые идеи 'Критики чистого разума' Канта.
Кр. Чист. Разума отвечает на: 'что я могу знать'. Коперник. Переворот сместил акцент на наблюдателя (нас).
Переход от ествественной к трансцендентальной установке (тр. то, что относится к сознанию, как в таковому). Основания и границы допустимого ищут в позновательных способностях, а не в вещах.
Понятие об аналитических (пояснительные об одном понятии!) и синтетических суждениях (расширение, о неск. Понятиях). Примеры:
Аналитические
Синтетические
Апостор. (из опыта)
Не существуют
Некоторые тела тяжелы
Априорные (вне опыта)
У квадрата 4 стороны
Геометрические и др. теоремы
Понятие чувствености = восприятие души. Без ч. Не дан ни один предмет. Рассудок = способность объединять многообразие, данное в созерцании = способность мыслить. Разум = способность создавать единство правил рассудка, посредством принципов.
Разделение явлений по категориям: количество, качество, отношение, модальность (по 3 подкат. В каждой).
Принципы = транс. идеи Душа (абсолютное единство субъекта), Мира (абс. Единства явлений), Бога (единство всех предметов вообще).
Вопрос 14. Этика И. Канта.
Этика Канта = Этика долга. Этика автономна, априорна, не зависит от моральных принципов поведения.
Категорический императив (правило, содержащее объективное принуждение к поступку), т.е. принципы морали. 'Поступай только согласно той максиме(=принципу), руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом'.
Кат. Императив Канта <> 'поступай с другим так, как желаешь, чтобы поступали с тобой'.
Моральный поступок исходя из требований морали, долга, не должен совершаться в ожидании какой-либо выгоды. Требование честности.
Легальный поступок в общем случае не все легальные (т.е. подчин. Законам, кодексам гос-ва) поступки моральны.
Вопрос 15. Основные разделы философии Г.Гегеля.
Деление философии на 3 части: логика, философия природы (физика), философия духа (этика). Но логика здесь = философская теология.
Логика мышления = диалектика (наука о развитии) = логика действительности. Три стадии развития концепции утверждение (тезис), отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез). Только посредством внутренней борьбы, противоречий, идея может двигаться вперёд.
В основе всего абсолютный дух. Самораскрытие духа в пространстве = природа. Во времени = история.
Попытки опровержения рационализма Канта (Гегель не боялся противоречий, Кант их отвергал).
Философия тождества: если разум тождественно = действительности, а разум развивается диалектически -> мир подчиняется диакл. Логике. Мир развивается благодоря противоречиям.