Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Могачева С.А.
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД
МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Модернизация российского школьного образования предполагает иной подход к учебной деятельности. По мнению разработчиков стратегии модернизации общего образования под руководством координатора рабочей группы А.А. Пинского «…основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [3, 9]. Для решения поставленных задач предлагается обновить цели, содержание, методы и т.д. при сохранении фундаментальности российской системы образования и ее лучших традиций. Однако на практике педагоги встречаются с рядом противоречий между требованием Госстандарта и реальными возможностями учащихся, призывом к использованию современных технологий и недостаточным материально-техническим оснащением образовательных учреждений и др. Остаются без ответа традиционно возникающие вопросы: чему и как учить?
Эти же вопросы актуальны и для массового музыкального образования. И если отвечая на вопрос “чему учить?” исследователи, методисты и педагоги-практики при всей инвариантности программ выражают общее мнение, что главным объектом изучения должен быть «золотой фонд» мировой музыкальной культуры, то вопрос “как учить?” во многом остается открытым. Общедидактические и специальные методы музыкальной педагогики сегодня более или менее успешно применяются на уроках музыки, и не нуждаются в оценке их эффективности, но достаточны ли они для решения задач современного образования? Если мы говорим о том, что обучение должно быть направленно не только на формирование музыкальной культуры, совершенствование музыкальных способностей и эмоциональной сферы учащихся, но и на развитие теоретического мышления, что доля самостоятельной работы учащихся должна существенно вырасти, то нужно признать, что существующие приемы обучения нуждаются в обновлении.
Одним из перспективных методов музыкального образования можно назвать метод моделирования. Зародившийся в глубокой древности, получивший научное обоснование в трудах мыслителей XIXXX веков, сегодня он успешно внедряется в общее образование, в основном найдя свое применение в естественных и математических науках. Однако возможности моделирования, его гибкость и многоаспектность позволяет применять данный метод в гуманитарных областях знания, в том числе и в массовой музыкальной педагогике.
Перефразируя отечественного философа В.А. Штоффа, моделирование можно определить как метод изучения объектов, процессов и явлений с помощью их условных заместителей, аналогов, которые находятся в связи с исследуемым объектом, обладают определенным количеством свойств оригинала и при изучении дают новые знания о нем [4, 24]. Соответственно моделирование общенаучный метод познания действительности, создающий и исследующий модели. Причем моделирование может одновременно являться как процессом построения модели, так и методом ее исследования.
Моделирование в педагогике может проявлять себя в различных аспектах: это и модель системы образования, и модель учебного процесса (программа), и модели педагогических ситуаций, и модели учителя и ученика. Моделирование можно использовать при диагностике, планировании и управлении учебным процессом, творческо-познавательной деятельностью, для оптимизации содержания обучения. В музыкальной педагогике с помощью моделирования можно изучать элементы музыкального языка, жанра, стиля и т.д.
Способность к моделированию появляется у человека в раннем детстве с развитием образного мышления и воображения. Вначале дети учатся устанавливать связи между реальным предметом (оригиналом) и его словесным аналогом затем, неосознанно играют в моделирующие игры, легко замещая оригиналы объектов их моделями (копирование предметов, действий, поведения).
Преобладающие в начальной школе игровые формы обучения способствуют дальнейшему развитию навыков моделирования. К ним можно отнести сочинение загадок, четверостиший, логических цепочек, инструментальную, вокальную, пластическую импровизацию в рамках заданных параметров (ритм, метр, жанр, форма) и т.п.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной утомляемостью, эмоциональностью и конкретностью мышления. В работе с детьми одна из главных задач учителя заключается в том, чтобы увлечь, сделать урок интересным. При этом учащиеся должны усвоить определенный объем информации и приобрести необходимые навыки. Опыт показывает, что такие виды деятельности как слушание и пение воспринимаются младшими школьниками «на ура», а прохождение теории «темы» ослабляет детское внимание и интерес.
Ребята, знакомо ли вам слово песня?
Да.
А что это такое?
Это когда поют.
Знакомый диалог, после которого учитель обычно дает определение и дополняет его набором характеристик. Нельзя сказать, что этот прием неверен проблема перед учащимися поставлена, ответы выслушаны, «правильный» ответ дан. Однако все это внешняя активность. Важно ли нам чтобы ребенок знал определение из словаря? Запомнил ли он его? Нет. Смоделировав ситуацию, погрузив ребенка в определенный контекст или направив его к знанию с помощью краткой информационной модели, представленной в игровой форме, вот действия, которые более эффективно приведут к цели.
Моделирование явления или объекта включает несколько этапов, которые могут быть сокращены или дополнены: на этапе постановки целей и задач педагогу и учащимся под его руководством следует определить для чего создается модель, какие учебные или творческие цели преследуются. Далее следует формализация задачи (создание информационной модели) описание явления или объекта и его главных характеристик посредством слов, символов, рисунков, схем, пластических движений и т.д. Новый этап непосредственная разработка модели на основе полученной информации об оригинале, и анализ результатов моделирования сравнение полученной модели с оригиналом.
В данном случае цель учителя закрепить в сознании учащихся представление о песне как о явлении культуры и одном из жанров. Затем следует определить, достаточно ли будет создания информационной модели песни в обычной знаковой системе слова, необходима ли перекодировка, или требуется погружение в художественный контекст сферу бытования?
Этап создания информационной модели предполагает совместную работу учителя и учеников, и, с точки зрения методики, осуществляется с помощью грамотно поставленных вопросов. В ответах должна прослеживаться примерно следующая информационная цепочка: человек, слово, мелодия, характер и т.п. Следующий этап создание музыкального произведения на основе полученных признаков-характеристик, который предполагает активную деятельность учащихся, направляемую преподавателем. Этап анализа будет заключаться в сравнении полученного произведения с песней, обладающей яркими жанровыми характеристиками. При несовпадении главных признаков, следует возвратиться к предыдущему этапу.
Особого внимания заслуживает имитационное моделирование. Например, предлагается тема: «В концертном зале». Цель урока познакомить учащихся с правилами поведения в концертном зале. В начале занятия учитель называет тему, но не задает основных параметров по правилам поведения. Учащиеся погружаются в атмосферу концертного зала, предполагающего наличие сцены, артистов и зрителей. При входе в импровизированный зал, учащимся предлагаются различные предметы: напитки, попкорн, веер, бинокль, жвачка, программка и т.д., затем урок строится в зависимости от выбора учащихся. Также можно попросить учащихся создать модель «хорошего» и «плохого» слушателя, зрителя. При таком способе подачи материла обычные реплики учителя: «так нельзя», «неприлично», заменяются осмысленными рассуждениями учащихся о том, как нужно вести себя в подобной ситуации в реальной жизни.
Художественно-творческое моделирование (термин Л.В. Школяр) направлено не на результат, а на сам процесс моделирования (создание мини-спектаклей, музыкальных произведений, моделирования того или иного художественного явления). При сохранении основных параметров (фактологической достоверности, этикета и т.д.) этот метод дает большой простор для творчества. Главное для учителя не давать готовых ответов, а активизировать мышление и фантазию учащихся. Ученик в этом случае сам должен ответить на вопросы Почему? Каким образом? Л.В. Школяр по этому поводу пишет: «Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи» [2, 122].
Подростковый возраст имеет свои особенности, с одной стороны трудности с самооценкой, отношениями со сверстниками, родителями и педагогами, конформизм, физиологические изменения, что оказывает влияние на творческую активность детей, и практически сводит на “нет” формы моделирования, связанные с вокальной или пластической импровизацией. С другой развитие логического мышления, критицизм, стремление высказывать и отстаивать свою точку зрения, способность сосредотачиваться и удерживать внимание позволяют постигать ранее недоступные явления и создавать модели музыкальных форм, композиторских стилей, процессов композиторского творчества, исполнительской интерпретации и т.д.
У учителя есть возможность использовать метод моделирования на различных уровнях: от самого простого предоставления знания учащимся в готовом виде и организация восприятие этих знаний с помощью модели учебного объекта (учащиеся в данном случае лишь воспринимают, запоминают информацию), до самого сложного когда учитель формулирует проблему вместе с учащимися, организует поисковую, творческую деятельность. Учащиеся в этом случае самостоятельно доказывают необходимость решения проблемы с помощью моделирования, демонстрируют пути решения, выдвигают гипотезы и проверяют их истинность.
Требовать от детей спонтанных творческих порывов невозможно без доверительных отношений внутри класса, между учащимися и учителем, поэтому одна из главных задач учителя создание на уроке атмосферы успешности, взаимодействия и понимания. Не будучи самому готовым к творчеству, невозможно организовать детей. Задумывались ли вы, почему дети, водя хоровод, протягивают вам руку, выбирая водящего считалкой, указывают пальцем, в том числе и на вас?
Для проведения уроков с применением метода моделирования необходимо знание возрастной психологии и психологии творчества. Даже самое легкое творческое задание требует от учителя особой подготовки, в том числе и разработки дидактического материала (сочинение загадок, сказок, готовых моделей, позволяющих миновать процесс моделирования).
Метод моделирования помогает глубже понять суть явления, определить его структуру, причины возникновения. Его применение на уроке отвечает принципам сотворчества, диалога в обучении, готовности к сотрудничеству, а также позволяет развиваться детям согласно их индивидуальной природе. Его использование не означает отказ от других эффективных методов музыкальной педагогики. Они должны применяться в совокупности, в зависимости от цели каждого конкретного урока и системы уроков. На сегодняшний день моделирование как метод музыкальной педагогики нуждается в серьезном исследовательском внимании и методическом осмыслении.
Литература
5