У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- Окно как составная часть деревянного русского зодчества Ундалова М

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино

Павловского района Нижегородской области

Научно - исследовательская работа 

Тема: «Окно как составная часть деревянного русского зодчества»

Ундалова М.И.

учитель изо и черчения

2011

Содержание

  1.  Введение………………………………………………………………………..3
  2.  Окно как составная часть деревянного русского зодчества………………..5
    1.  Из история окна…………………………………………………………...5
    2.   Таинственные узоры……………………………………………………..8
    3.  Особенности наличника малой Родины………………………………..11
  3.  Заключение…………………………………………………………………...13
  4.  Список литературы…………………………………………………………..14
  5.  Приложение…………………………………………………………………..15

Введение

Чтобы прикоснуться к истории, не нужно далеко ходить.  Нужно уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. Местность, в которой мы живем, еще не до конца испорчена цивилизацией и хранит невероятные сокровища. Беда в том, что цивилизация наступает, а история не может ей сопротивляться.

Проходя пешком или проезжая по улицам пос. Тумботино, мы можем заметить изменения лица поселка: газовые трубы, тарелки – антенны, дома, обшитые сайдингом, кирпичные дома за высоким забором. Все это становится обычным пейзажем.

И вот взгляд останавливается на старом доме. Он смотрится убогим на фоне соседних каменных домов, да в нем даже уже никто и не живет. Но есть в нем что-то такое, что заставляет остановиться, как будто видишь лицо живое и выразительное.

Я стал внимательнее приглядываться к деревянным домишкам, узорам на наличниках, прорезной резьбе, когда стал учиться в школе искусств. Все привычное стало восприниматься по-другому. Русская старина всегда мне казалась интересной.  Когда я стал рисовать сам и понял, сколько труда и терпения надо вложить в работу, чтобы она нравилась тебе и людям.

Так, наверное, думали и мастера, которые строили и украшали своё жилище. Наступит время и эти старые постройки исчезнут с наших улиц. Мне хотелось бы запечатлеть на фотографиях дома старого Тумботина, украшенные наличниками.

Деревенский дом – это колыбель крестьянской России. Еще совсем недавно, меньше ста лет назад, большинство населения страны жили в селах, деревнях и, конечно, в деревянных домах. В нашей стране, богатой лесами, дерево было самым распространенным материалом для строительства домов. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений.

Собирая фотографии старых домов поселка Тумботино, захотелось поподробнее узнать о деревянном русском зодчестве России. Затрагивая эту тему, нашел для себя много неизвестного. Оказывается, окно в русской деревянной архитектуре было совсем не таким, как мы привыкли его видеть. Украшение окна в виде наличника и ставен имеет свои особенности. Между украшением наличника и вышивкой полотенца есть общее.

Собирая материал по теме исследовательской работы, я обращался к страницам учебников, литературным источником, искал информацию через интернет, сравнивал фотографии нашего края и других регионов. Тема окна и наличников до конца еще не изучена. Необходимо торопиться. Цивилизация может оказаться сильнее истории.

Я хотел бы на примере поселка Тумботина, моей малой Родины оставить память о родной старине для учеников школы искусств, для учеников моего консультанта Ундаловой М.И., учителя изо. Этот реферат поможет сделать уроки изобразительного искусства еще интереснее и ближе к нашему краю.


Окно как составная часть

деревянного русского зодчества.

1. Из истории окна

Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озер и рек. Лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избу, строил города, обносил их мощными стенами с крепостными башнями, возводил церкви и соборы, мастерил почти все, что было ему необходимо, - от сохи, до ложки и колыбели.

Имена мастеров остались неизвестными. Строил народ – тот, кто всегда жил на своей земле, пахал и оборонял её.

Но дерево материал не столь долговечный, как камень и кирпич. Дожди, снега, зной, ветра, а особенно пожары и войны сделали свое дело. На всей территории России памятников древнего деревянного зодчества осталось очень мало.  Большинство сохранившихся до наших дней памятников относятся к XVIII-XIX векам.

До нашего времени дошло сравнительно немного старинных образцов деревянной архитектуры и почти все они - в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Севере.

Архангельская, Вологодская, Костромская и северные районы Нижегородской области сохранили замечательные памятники русского деревянного зодчества.

В северных областях сохранились архитектурные традиции в первозданной чистоте. История окна - это одна из таких традиций.

Окно избы – это целая история деревянного зодчества. Путь от небольшого, размером 15×20 см., волокового оконца к  окну  со стеклом, косяками и наружными ставнями – это путь длиною в несколько столетий.

Изначально были небольшие оконца: прямоугольные, круглые, фигурные, сложные по своим очертаниям. Это были  не основные окна избы. Их вырезали в амбарах, хозяйственных помещениях,  сенях. Некоторые из них имеют большое сходство с бойницами в башнях и стенах деревянных крепостей. В старину в срубных стенах крепостей  устраивали амбары, вторые ярусы башен использовали под жильё, в тех же  башнях  устраивали часовни, колокольни. Окна в этих  сооружениях  выполняли  разные функции.

В  XVII - XVIII веках в сибирских зимовьях окон не было, их заменяли окна – бойницы. Самый большой  размер их едва превышал 15см. Изнутри такие окна часто прикрывались створкой, сдвигающейся в сторону, или, как говорили в  старину, заволакивающейся. Отсюда и название окна – волоковое. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах.

Кроме волоковых  известны и другие типы окон. «Красное  окно» – значит красивое, парадное. Красные окна  были украшением главного помещения избы.

Начиная с XIX века, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки. Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, скотных дворах, банях (Приложение 1).

Красное окно крестьяне украшали, переносили узор с домовой резьбы, например, с причелены лобовой доски. В музеях сохранилось немало старинных вещей: прялки, деревянная посуда, а наличников нет. Это связано с тем, что покидая дом люди, забирали с собой прабабушкину прялку, иконы, посуду, но не забирали наличников. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски, и резные наличники умирали вместе с домом. Такова жизнь.

Окно, обрамлённое с четырёх сторон  косяками, носит название  косящатого.                             Именно появление  косяков повлияло на размер окна и изменило его облик. Вертикальные косяки укрепляли обрезанные брёвна для оконного проёма окна, не давая  им развалиться. Появление стекла вообще изменило облик окна,  улучшило  фасад дома.

Косяки позволили увеличить размер окна  и в  летнее время изменить освещённость русской избы. В деревенских избах  на городской манер стали  делать ставни, наличники. 

По характеру и типу окон, если они не переделаны позже,  можно определить возраст дома. Количество стёкол в оконных переплётах может  сказать о многом. В более раннее время,  когда стекло только-только появилось, и было дорогим,      окно делилось на шесть стеклин. Дальнейшее влияние городской архитектуры       ещё больше изменило характер окна деревенской избы.


2.
 Таинственные узоры

Дерево играло в жизни человека огромную роль. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян.

Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам – плотникам. У плотников были свои приметы и поверья, дошедшие до нас в народных сказках. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

Священными могли быть целые рощи и отдельные деревья – на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы. Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменилась, дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличники на окне в русской избе – это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Возможно ли понять смысл этих заклинаний?

Фасад дома – это его лицо, обращенное к внешнему миру. Наличник – «находящийся на лице». Лицо должно быть умытым и красивым. Внешний мир не всегда добр и от него порой нужно защищаться. Двери и окна – это и выход, и вход. Каждый хозяин всегда хочет защитить свой дом, сохранить тепло, безопасность, здоровье. Как это можно было сделать в старину? Главный способ – это окружить себя охранными знаками. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы на наличниках, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья – крепка и богата, женщина – плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Эти заклинания прорисованы в узорах вышивальщиц, значит, и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу  (Приложение 2).  

Основное население России долгие годы составляли крестьяне. Они тесно жили с окружающей их  природой. Крестьянин был в постоянной зависимости от нее.

Самым важным событием в жизни человека является рождение. Поэтому изображение фигуры женщины очень часто повторялось и на вышивках, и на резных наличниках. Одно из ее имен – берегиня.

Иногда силуэт берегини четко можно было увидеть на узорах наличника, а иногда это заменяло затейливое переплетение цветов и змей, но образ берегини всегда располагался в центре узора. 

Вторым по значению магическим знаком для наших предков было солнце. Солнечный диск изображался в разных видах: восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, называются солярными и считаются очень сильными мужскими знаками (Приложение 3).

Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и благосостояние семьи. Изображение воды тоже есть на наличниках. Волнообразные узоры верхней, нижней и боковой части наличника – это знаки воды (Приложение 4).

Земля – это тоже один из распространенных знаков для украшения резных наличников. Ромбики с точками внутри, квадраты, пересеченные линиями – так изображали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Звериные мотивы тоже можно найти на наличниках. Чаще всего наши предки изображали коней, птиц, змей. А в Нижегородской губернии любили изображать льва и русалку (Приложение 5).

Конь – это кормилец, помощник воину, пахарю. Птицы олицетворяли счастье, радость. Змеи – плодородие, т.к. связаны с водой (Приложение 6).

Эти резные образы, охранные знаки, украшали старинные предметы. Они красуются и на наличниках. Но мы не все можем их прочитать: магическое значение и суть их – забыты. Поэтому все непонятное сейчас так тянет к себе.


3. Особенности наличников малой родины Тумботино

Каждый дом украшают наличники. Вот что останавливает взгляд. В каком бы состоянии дом ни находился, за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Наличники на окне – словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

Каждый деревенский дом красив и необычен по-своему. У нас в поселке можно еще найти такие экземпляры домов, которые отвечают особенностям застройки и украшения конца XIX начала XX в.в.

В дореволюционной России в нашей местности были развиты различные промыслы, в которых были заняты сотни крестьян. Разбогатевшие крестьяне строили двухэтажные дома: низ каменный, верх – деревянный. Такие дома еще сохранились и Павлове, есть такой образец и в Тумботине на улице Кирова.

В старину в селах избы никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в светлый они голубеют, а на солнце становятся, как теплый мед.

Окна глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому наличники – самая украшенная часть жилища.

И по сей день в старой части поселка можно увидеть истинную красоту деревянных построек. В Тумботине  сохранилось немало старинных домов, где хозяева не сбираются избавляться от резных наличников. Когда идешь по улице,

такие окна приковывают к себе внимание. Глядя на наличники можно попытаться разгадать загадочные узоры, созданные старыми мастерами.

Например, на наличнике  дома по улице Октябрьской можно рассмотреть магические знаки, изображающие волнообразные узоры – это знаки воды.  

Знаки, обозначающие вспаханное поле, землю можно найти на наличниках в доме по улице Толстого. Хозяева бережно отнеслись к красоте уникального произведения искусства.

Символ солнца в виде солярного знака по народным поверьям был древним оберегом от злых чар, наговоров и прочего, должен был светить, греть, побеждать злые духи. Этот символ очень часто встречается на наличниках, в домах односельчан. (Приложение )

Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь.

Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

 


Заключение

Нельзя спокойно и равнодушно смотреть, как исчезает красота русской деревни. Наличники – это своеобразный памятник духовной жизни русского народа на протяжении двух столетий, это корни, которыми питается наша культура. Нельзя потерять это безвозвратно: запечатлеть на фото, зарисовать, заснять, сохранить в музеях, реставрировать, переносить на новые постройки. Терять духовные художественные традиции нашего края мы не имеем права. Это наша гордость. С таких маленьких крупиц истории формируется чувство Родины.

Список литературы

  1.  Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. Гвардия, 1982 - 293 с.
  2.  Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба – М.: Нива России, 1992 – 352 с.
  3.  Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество – М.: «Искусство», 1983 – 287 с.
  4.  Русское народное искусство – ред. О. В. Волкова, Ленинград Учпедгис – 1959 – 95 с.
  5.  Журнал «Искусство» №17(449) сентябрь 2010

 

PAGE   \* MERGEFORMAT 13




1. Краков
2. е место после расходов на хлебобулочные мясные мучные и макаронные изделия соответственно 19 18 и 17
3. Загальні принципи побудови моделей в економетриці
4. Тема- ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НА УКРАИНЕ
5. Достопримечательности Гpенландии
6. тематический уровень романа
7. Разработка и рассчет разомкнутой системы электропривода рабочего механизма
8. Реферат- Перестройка танковой промышленности СССР
9. Сущность и значения кассационного производства
10. а Образование сословно ~ представительной монархии
11. 1 Электрический ток; 5
12. Курсовая работа- Разработка бизнес-плана предприятия
13. теоретические принципы и организационнопрактические выводы российский большевизм исчерпал свои реформато
14. О тендециях развития европейского и российского образования.html
15. Курсовая работа- Технология возделывания сахарной свеклы на орошаемых землях
16. Конституционно-правовые основы контрольной деятельности
17. Dutch Chocolte 100 Pure Pltinum Whey 2 lb Wild Strwberry 100 Pure Pltinum Whey 5 lb Cremy Wfer 100 Pure Pltinum Whey 5 lb Wild Strwberry Elite Whey 2 lb Berry Elite Whey 2 l
18. на тему- ldquo;Забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення
19. Типи небезпечних природних явищ та катастроф
20. двойственности источников МЧП в отечественной и зарубежной доктрине