Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

та любовь к людям которая не сопровождается страхом перед Богом не зиждется на Нем такая любовь не есть ч

Работа добавлена на сайт samzan.net:


. 11. Критика эгалитарного прогресса К.Н. Леонтьевым.

Для понимания этических воззрений Леонтьева очень существенно его учение о любви. Восхваляя личное милосердие, Леонтьев категорически утверждает, что «та любовь к людям, которая не сопровождается страхом перед Богом, не зиждется на Нем, — такая любовь не есть чисто христианская». Без страха Божия любовь к людям теряет свой глубокий источник, легко превращается в сентиментальность, в поверхностную жалость. Эта «естественная» доброта — субъективна, часто — ограничена, поэтому только та любовь к людям, которая питается из религиозного родника, ценна и глубока, — и доступна даже черствым натурам, если они живут верой в Бога». По Леонтьеву, следует различать любовь моральную и любовь эстетическую — первая и есть подлинное милосердие, а вторая просто «восхищение». Общие принципы своей историософии Леонтьев проверяет на Европе, на проблемах России. Он критикует современную европейскую культуру. В его критике 2 основных тезиса: демократизация, с одной стороны, развитие национализма, с др. стороны, — все это суть проявления «вторичного упрощения, упростительного смешения», т. е. явные признаки биологического увядания и разложения в Европе. Леонтьев очень остро подмечает все тревожные признаки «умирания» Европы, в которой страсть к «разлитию всемирного равенства и к распространению всемирной свободы» ведет к тому, чтобы «сделать жизнь человеческую на земном шаре совсем невозможной». Так же жестка у Леонтьева и эстетическая критика современной культуры. «Культура тогда высока и влиятельна, — пишет Леонтьев, — когда в развертывающейся перед нами исторической картине много красоты, поэзии, — а основной закон красоты есть разнообразие в единстве». «Будет разнообразие, будет и мораль: всеобщее равноправие и равномерное благоденствие убило бы мораль».Леонтьев защищает суровые меры государства, воспевает «священное право насилия» со стороны государства. «Свобода лица привела личность только к большей безответственности»; толки о равенстве и всеобщем благополучии, это — «исполинская толчея, всех и все толкущая в одной ступе псевдо-гуманной пошлости и прозы… Приемы эгалитарного прогресса — сложны; цель — груба и проста по мысли. Цель всего — средний человек, буржуа, спокойный среди миллионов таких же средних людей, тоже покойных». Ненависть, отвращение к «серому» идеалу равномерного благоденствия диктуют Леонтьеву постоянно самые острые, непримиримые формулы. «Не следует ли ненавидеть не самих людей, — спрашивает он в одном месте, — заблудших и глупых, — а такое будущее их?» «Никогда еще в истории до нашего времени не видали такого уродливого сочетания умственной гордости перед Богом и нравственного смирения перед идеалом однородного, серого рабочего, только рабочего, и безбожно бесстрастного всечеловечества».Идейная диалектика Леонтьева заканчивается утверждением примата религиозно-мистического понимания человека и истории. Леонтьев до последней точки ощутил внутренний аморализм современности, утрату «страха Божия», т. е. сознания надмирного источника жизни и правды. Он воспринял в своем религиозном переломе христианское откровение о спасенности мира во Христе со всей серьезностью, но столь же глубоко он стал и перед вопросом о христианском смысле культуры и истории, о христианских путях истории.

12. Учение И.А. Ильина о сопротивлении злу силой.

В самом деле, духовность человека состоит в том, что он сам, автономно ищет, желает и имеет в виду объективное совершенство, воспитывая себя к этому ви́дению и творчеству. Именно в этой природе своей и в этом дыхании своем внутренняя свобода человека священна и внешние проявления ее неприкосновенны. Именно направленность духовного ока на совершенство святит силу внутреннего самоуправления и придает внешнему поступку человека значение духовного события; именно сила внутреннего самоуправления оформляет личность духовно видящего человека, и тогда его внешнее поведение не нуждается в пресечении и не терпит понуждения. Мало того, пока цела в человеке сила духовно-волевого самоуправления - до тех пор ошибка в видимом содержании нуждается не в пресечении и не в понуждении, а в одиноком или совместном исправлении; и пока цела в человеке волевая направленность ока на совершенство, до тех пор слабость автономного само-стояния нуждается не в пресечении и понуждении, а в любовном содействии усилиям самовоспитания.Но если человек наполняет свою самостоятельность злыми деяниями, злоупотребляя своею автономиею и унизительно извращая этим свою духовность, то его личность оказывается в глубоком внутреннем раздвоении. С одной стороны, его духовность потенциально не угасает: где-то, в неосуществляющейся глубине своей, она сохраняет способность обратить око к духовному совершенству и вступить на путь самообуздания и самоуправления; и только особые данные, свидетельствующие о наличности абсолютного злодейства, могут заставить совсем не считаться с этой возможностью. Но, с другой стороны, оказывается, что силы его души фактически поглощены противо-духовными содержаниями и противолюбовными стремлениями, духовное око его закрыто или ослеплено, страсти и деяния его дышат враждою и разъединением. Он осуществляет не духовность свою, а противодуховность, и присущая ему сила любовного приятия извращена и губительна. Очевидность не правит ею волею, любовь не насыщает ее; он живет и действует не как духовно свободный господин своей души и своего поведения, а как беспомощный раб своих злых влечений и душевных механизмов. Он становится не тем, к чему он потенциально призван, и не может стать тем, чтò он есть в своей неосуществляющейся сокровенности. Его личность состоит из мертвеющего духа и напряженно живущей противодуховности, из угасающей любви, холодно-безразличного цинизма и жгучей злобы. Итак, все учение о противодуховности и противолюбовности физического понуждения и пресечения, направленного против злодея, падает как несостоятельное, как предрассудок и суеверие. Противодуховно и противолюбовно не понуждение и не пресечение, а злобное насилие; совершая его, человек всегда неправ: и тем, что зол, и тем, что объективировал свою злобу, и тем, что презрел чужую духовность, и тем, что превратил другого в средство своей похоти; и неправота его остается, независимо от того, что его поступок в конечном счете принесет пострадавшему и, может быть, даже ему самому - нравственную пользу или нравственный вред... Понуждение, направленное против злодея, и злобное насилие, против кого бы оно ни было направлено, - не одно и то же; смешение их непредметно, несправедливо, пристрастно и слепо.Но если, таким образом, физическое пересечение и понуждение человека человеком не есть зло, то и зло отнюдь не сводимо к воздействию на человека через посредство его тела или к причинению физических страданий ближнему.В самом деле, зло может проявляться и обычно проявляется совсем не только в виде физического насилия и связанных с ним физических мучений. Наивно было бы думать, что деятельность злодея сводится к физическому нападению, отнятию имущества, ранению, изнасилованию и убиению. Конечно, все эти деяния обычно мало затрудняют или совсем не затрудняют злодейскую душу, и, поражая внешние блага других людей, злодеи наносят им через это и жизненный, и душевный, и духовный ущерб. Мало того, насилующие злодеи, сговорившись и сорганизовавшись, могут нанести неисчислимый вред духовной жизни не только отдельных людей, но и целых народов, и всего человечества. И тем не менее физическое насилие не есть ни единственное, ни главное, ни самое губительное проявление их злодейства.

13. Немецкая классическая философия: специфика и основные представители.

Конец XVIII – первая половина XIX вв. – это время деятельности величайших представителей философской мысли в Германии – И. Канта, И. Фихте, Ф.Шеллинга, Г. Гегеля, Л.Фейербаха, - создавших школу классической немецкой философии.Германия конца XVIII в. была страной, отягощенной феодальными пережитками и раздробленной на множество карликовых княжеств с абсолютистским режимом. Она оказалась втянутой в войну с наполеоновской армией, последовавшей после революционных событий во Франции. Немецкая буржуазия еще не представляла собой реальной силы, так как была тысячами нитей связана с обслуживанием нужд феодалов, поэтому лишь наблюдала за развитием революционных событий во Франции. Великая французская буржуазная революция 1789-1794 гг., разгром французами прусских войск и последовавший за этим захват войсками Наполеона Берлина вызвали бурный национальный подъем в Германии. В этой ситуации немецкая философия формируется как своеобразное выражение национального самосознания.Особенности нового этапа в развитии философской мысли в Германии определялись как спецификой поставленных ею проблем, так и стремлением к созданию завершенных философских систем. К ее важнейшим достижениям можно отнести:Последовательное развитие диалектического метода мышления вплоть до создания целостного учения о методе в трудах Гегеля. Предпосылками этому служили достижения естествознания, в которое все больше проникала идея развития, а также возросшая динамика социальных процессов, в первую очередь, влияние революционных событий во Франции.Постановка Кантом проблемы отношения субъекта и объекта в процесе познания и активности духовной деятельности субъекта, а также рассмотрение Гегелем субъекта знания как исторически развивающегося . Это сделало возможным анализировать все многообразие культурно-исторических форм жизни общества как продукта деятельности народов, выступающих в качестве исторических субъектов.Впервые стало возможным рассмотрение истории как естественно-исторического процесса, протекающего закономерно как поступательный процесс смены форм общественного сознания (Гегель).Ведущей ориентацией представителей немецкой классической философии был идеаизм, только Л.Фейербах прошел эволюцию от идеализма к антропологическому материализму. Для них была характерна преемственность идей и методов исследования. Это была академическая философия в том смысле, что все ее представители преподавали с университетских кафедр.Родоначальником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724-1804). В работах так называемого «докритического периода» ( до 1770 г.) он занимался проблемами естествознани. Во «Всеобщей естественной истории и теории неба» (1755) им выдвинута гениальная гипотеза о происхождении Солнечной системы из первоначально рассеяных частиц материи, находящихся в состоянии притяжения и отталкивания. После сформулированных Лапласом математических выводов из этой гипотезы она получила название канто-лапласовской. Кант утверждал идею о вечном и естественном зарождении и гибели космических систем. Создание этой космогонической гипотезы способствовало преодолению представлений о «первом толчке». Вместе с тем, отрицая роль Бога как создателя вселенной, он не стал атеистом, так как считал, что божественный дух мог создать необходимые условия для последующего естественного и закономерного процесса.

Идея развития явилась важнейшим достижением философиии Гегеля, именно она лежала в основе его диалектического метода. Гегелевская диалектика предстала как целая наука о методе, включающая систему диалектических категорий и законов. Диалектика мышления представлена у него как связь понятий, когда одно понятие опосредовано другим: явление и сущность; качество, количество и мера; возможность и действительность; общее и единичное, необходимость и случайность и т.д. Им были сформулированы законы противоречия, взаимосвязи качественных и количественных изменений и закон отрицания отрицания.

14. Специфика и этапы античной философии.

Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.

Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.

Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.

Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:

— натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

— гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

— классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

— период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);

— неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:

1) античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;

2) античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;

3) античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;

4) античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;

5) античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;

6) античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

Основные имена античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

15. Понятие бытия и его основные формы.

Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем.
"Бытие" традиционно мыслится по крайней мере в двух значениях:
во-первых, это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум";
во-вторых, под "бытием" понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют "абсолютным бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это Бытие определяется как бог.
Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала. Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия, существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством - качеством быть, существовать, занимается особая наука - онтология. Это отдельная область философских знаний. Термин "онтология" означает "учение о сущем". В философии он употребляется с XVII века. У рационалистов XVII - XVIII вв. онтология есть не что иное, как метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще. И. Кант считал онтологию бессодержательной метафизикой и заменил ее своей трансцедентальной философией. У Г. Гегеля онтология является только учением об абстрактных определениях сущности. После Гегеля онтологические учения встречаются очень редко. В XX в. в процессе отхода от неокантианства и поворота к метафизике онтология вновь возрождается: у Г. Якоби и Н. Гартмана - как строго предметная философия бытия, а у М. Хайдеггера и К. Ясперса - в смысле фундаментальной онтологии. Различие между старой и современной формами онтологии заключается в том, что первая рассматривала весь мир в его отношении к человеку, т.е. все формы и связи реального мира с его богатством переходов - как приспособленные к человеку. Человек благодаря этому становится конечной целью мирового порядка. Она ограничивала сферу реального лишь материальным, вневременное всеобщее считалось бытием высшего порядка, даже единственно истинным бытием. Новая онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к активному бытию остального мира. Большое место в новой онтологии занимает категориальный анализ.
Все другие разделы философского знания, имеющие важное философское содержание, имеют своим основанием онтологию, которая в свою очередь составляет основу любого философского мировоззрения и тем самым во многом предопределяет понимание и интерпретацию других, не входящих в онтологию философских и мировоззренческих проблем.

16. Понятие субстанции. Виды субстанции и философские подходы к ней.

Субстанция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существуюших в другом и через другое.

«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя.

Основная проблема чёткого определения, что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции, из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой всеобщей субстанции нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что всеобщая субстанция иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически независимым друг от друга атрибутам (первопричинам).

Латинское слово substantia — это перевод греческого слова сущность (ousia), также в латыни для обозначения сущности использовалось слово essentia. В античной философии субстанция трактуется как субстрат, первооснова всех вещей (например, «вода» Фалеса, «огонь» Гераклита). В латинской патристике субстанция Бога противопоставлялась наличному бытию конкретных сущностей-ипостасей.

В схоластике за essentia закрепится значение возможности (синоним потенциальности), в противовес existentia как действительности (синоним актуальности). В средние века вопрос о субстанции решается прежде всего в споре о субстанциональных формах (номинализм, реализм).

В Новое время понятие субстанции трактуется и распространяется достаточно широко. Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Фрэнсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго — аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления (фр. appetition) и множественности. Благодаря Лейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей.

Вторая точка зрения на субстанцию — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Джон Локк, Дэвид Юм). Иммануил Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество её в природе остаётся неизменным, может быть отнесён к «аналогиям опыта». Георг Вильгельм Фридрих Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как «существенную ступень в процессе развития воли». Для Артура Шопенгауэра субстанция — материя, для Дэвида Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала субстанцию как «материю» и одновременно как субъект всех изменений.

В эпоху романтизма и интереса к живым национальным языкам слово субстанция либо изгоняется из языка философии, либо сливается с понятием сущности.

17. Понятие диалектики и её законы.1. Общее понятие диалектики и развития.Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:законы диалектики;категории;принципы.Главная проблема диалектика – что такое развитие?Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.2. Общее понятие законов диалектики.Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:охватывают все сферы окружающей действительности;раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.Выделяются три базовых закона диалектики:единства и борьбы противоположностей;переход количества в качество;отрицания отрицания;3. Закон единства и борьбы противоположностей.Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.Можно также выделить различные виды борьбы:борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).4. Закон перехода количественных изменений в качественные.Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).5. Закон отрицания отрицанияЗакон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

18. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.

Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуславливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечна: не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия. Детерминизм – методолог. принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич. обусловлено, следует возм. познания и предсказания событий. Механический детерминизм - однозначная прич. обусловленность => абсол. строгое предсказание. Индетерминизм – методолог. позиция, в кот. отрицается как объективность прич. связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Действительность - творческий итог действия всех реальных сил мира: это единство сущности и явления, необходимого и случайного, причины и следствия, это окружающий нас мир. Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного бытия: действительность противопоставляется с возможностью. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью. Во времени возможность предшествует действительности. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Будущее не предопределено однозначно тем, что есть в настоящем. То или иное событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно. Вероятность  - это мера возможности. Вероятность – это свойство множества событий. 100% вероятность или необходимость – это полная достоверность события. Отсутствие всякой вероятности – это полная недостоверность, или невозможность события. Необходимое и случайное. В мире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не может быть иначе, чем оно есть. Случайные явления причинно обусловлены, но все равно не становятся необходимыми. Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть. Необходимость – это такое развитие явления, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существующих свойств. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Диалектика необходимости и случайности заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития процесса, и сами превращаются в необходимость. Причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.

Полная причина – это совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие. Специфическая причина – это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. Главная причина – это та, которая из всей совокупности причин играет решающую роль. Причины бывают внутренними и внешними. Внутренняя действует в рамках данной системы, а внешняя характеризует взаимодействие одной системы с другой. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные заключены в целенаправленных действиях людей, в их решимости, опыте. Непосредственные, т.е. которые прямо вызывают и определяют данное действие, а опосредованные через промежуток. Для того чтобы причина вызвала следствие, требуются определенные условия. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины и характер следствия.

19. Происхождение человека: эволюция или творение?

Шумерская легенда (третье тысячелетие до н. э.): люди возникли из глины подобными богам и для служения богам.

Библия. Бытие. 1, 26. "И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их".

В Древнем Египте верили, что бог Хнум вылепил первых людей на гончарном круге.

В Древней Греции считалось, что бог Зевс вылепил людей тоже из глины (парафраз египетской легенды), а богиня мудрости Афина вдохнула в них жизнь.

Но уже в "Аюрведе" (первое тысячелетие до н. э.) утверждалось, что человек произошел от обезьян 18 млн. лет назад. Анаксагор (500—428 до н. э.) считал, что человек есть разумнейшее из животных потому, что он имеет руки.

Аристотель определил место человека в животном мире по такому комплексу особенностей, качественно отличающих человека от животных: двуногое хождение, большой по отношению к величине тела мозг, способность к речи и мышлению. "Человек — животное общественное", — считал Аристотель.

Карл фон Линней признавал божественное творение человека, но этот создатель первой научной классификации органического мира отнес человека к отряду приматов - "первенствующих". В этот же отряд Линней включил полуобезьян, обезьян и летучих мышей.

Ж. Б. Ламарк создал гипотезу об историческом развитии человека (1809), которую активно эксплуатировали многие из позднейших авторов. Люди произошли от высших "четвероруких обезьян" путем постепенного превращения в течение длительного времени. Далекие предки человека перешли от жизни на деревьях к наземному существованию. Положение их тела стало вертикальным. Произошла перестройка органов и систем органов, в том числе черепа и челюстей. Сформировались двурукие существа, которые вели стадный образ жизни. В группах возникла необходимость в общении между членами группы. Вначале общение осуществлялось с помощью мимики, жестов, возгласов. Постепенно возникла членораздельная речь, а затем — умственная деятельность, психика.Ламарк подчеркивал важное значение руки в становлении человека. Он указывал, что развитие тела человека подчиняется тем же законам, по которым развиваются и другие живые существа.

1871 г. Ч. Дарвин издал книгу "Происхождение человека и половой отбор". В ней он изложил свой взгляд на происхождение человека. По мнению Дарвина, человек не результат творения, а результат исторического развития животного мира. Дарвин первым высказал мнение о том, что ближайшими предками человека были обезьяны, жившие в третичном периоде. Дарвин сделал попытку определить место появления человека. Он исходил из того, что ныне живущие в какой-либо области млекопитающие весьма сходны с вымершими видами той же области.

В Африке ныне обитают гориллы и шимпанзе — виды, очень близкие к человеку. Поэтому Дарвин предположил, что и наши древние вымершие предки обитали в Африке. Это предположение подтвердилось в 20 веке. Уникальность человека, по Дарвину, прежде всего в его хождении на двух ногах и в использовании освободившимися руками орудий собственного изготовления. Дарвин убедительно доказал тесное родство человека с ныне живущими обезьянами. В то же время Дарвин считал, что ни одна современная человекообразная обезьяна не может быть предком человека.

1896 г. Опубликована работа Ф. Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Работа писалась в 1871—73 гг., вероятно, под влиянием работы Дарвина. Труд создал человека. Предки человека - стадные человекообразные обезьяны, имевшие общественные инстинкты. Переход от лесного образа жизни к ходьбе по земле привел к вертикальной походке. Это был важный шаг к очеловечиванию обезьян. Благодаря прямохождению руки освободились и стали выполнять другие функции. Прошли сотни тысяч лет, прежде чем рука обезьяноподобного предка превратилась в руку человека.

Рука — не только орган труда, но и продукт труда. С развитием руки и труда возникла возможность освободиться от господства природы. Развитие труда вело к более тесному сближению членов первобытного стада. Участились случаи взаимной помощи и взаимной поддержки при охоте и защите от врагов. Стадо со временем превратилось в общество. У членов общества возникла потребность что-то сказать друг другу. Глотка постепенно усложнилась и превратилась в орган речи. То есть речь возникла в связи с трудом и трудовыми взаимоотношениями.

Развитие труда и речи стимулировало развитие головного мозга и органов чувств. Возникло сознание — способность к умозаключениям. Критерий человека - способность изготовлять орудия. Питание мясной пищей повлияло на тело, на развитие мозга. Результатом употребления мясной пищи было применение огня и приручение животных. Изменение климата, переход человека в холодные местности потребовало одежду и жилье.

20. Аксиологические проблемы современной науки.

Рассматриваются когнитивные и социальные ценности современной науки.

На первый взгляд, наука свободна от ценностей. Нередко считается, что для науки нет запретных тем, а естественные и технические науки не могут оцениваться с ценностных позиций «плохо» или «хорошо», «добро» или «зло».

Идея о науке, которая свободна от ценностей, сформировалась в Новое время. Именно тогда сложилось мнение о том, что наука носит беспристрастный, нейтральный по отношению к ценностям характер.

В современных условиях становится актуальной проблема негативного воздействия науки и научных достижений на окружающую среду и на самого человека. Возникает вопрос: «Наука для человека или наука против человека?». Поэтому современные ученые и философы науки критикуют идею отсутствия в естествознании проблемы ценностей. Науку делают люди, и они неизбежно привносят в нее те или иные ценности. Следовательно, в науке прошлого ценность элиминируется (исключается). В современной науке проблема ценности становится актуальной частью научного знания.

Исследованием ценностей занимается специальная философская дисциплина аксиология. Она анализирует такие ценностные понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, полезное и вредное.

Современные ученые пришли к выводу, что данные понятия применимы не только к гуманитарным наукам (психология, педагогика), но также к естественным и техническим наукам.

Применительно к науке ценности можно разделить на две группы:

1) внутринаучные когнитивные (познавательные) ценности;

2) социальные ценности.

Когнитивные ценности являются составной частью познавательного процесса. К когнитивным можно отнести следующие ценности: а) новое знание; б) объясняющий потенциал науки; в) способность к предвидению, предсказанию; г) опора на факты; д) возможность непротиворечивых выводов.

Перечисленные когнитивные ценности являются основанием консолидации ученых в научном сообществе. Внутрина- учные ценности не являются постоянными, они видоизменяются в зависимости от новых открытий науки (особенно открытий революционного типа). Так, ценностью классической науки было утверждение, что возможно мыслить субъект познания в отрыве от познаваемого объекта и средств познания. Для неклассической науки, и особенно постнеклассической науки, характерно мнение, что имеет место зависимость познаваемого объекта и результата познания от наблюдателя, а также от измерительных приборов.

Социальные ценности воплощены в законах общества, постановлениях правительства, перспективных программах развития.

К числу социальных можно отнести следующие ценности:

1) свобода; 2) право собственности (личной и частной); 3) равноправие граждан; 4) стабильность общества; 5) способность к развитию и прогрессу.

Можно также выделить ценности благополучия, признания и уважения.

20. продолжение

Социальные ценности направлены на то, чтобы обеспечить эффективность жизнедеятельности общества.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. этические ценности в науке приобрели особенно актуальный смысл. Возникло специальное направление — этика науки. Она изучает комплекс правил, ценностей, которые считаются обязательными для современного ученого.

Наука в настоящее время изучает объекты, неразрывной частью которых является сам человек. Создается непосредственная угроза не только здоровью человека, но и самому существованию человека. Первыми с подобного рода проблемами столкнулись физики-ядерщики. Например, А. Эйнштейн призывал отказаться от использования атомного оружия.

Сегодня актуальными являются проблемы, связанные с развитием биологии, генетики, медицины и психологии. В частности, в области биологии этическое значение имеют выводы, которые вытекают из биологической трактовки человека. Ряд биологов считает врожденными такие качества и действия человека, как склонность к насилию, агрессии, карьере, к власти, к враждебности и войне. Традиционно считалось, что данные качества носят социальный характер, а ряд современных биологов настаивает на их генетической обусловленности.

Этически нагруженными являются выводы генетики о влиянии биологических различий между полами на умственную деятельность, а также выводы о зависимости интеллектуальных способностей людей от их расовой принадлежности.

На стыке биологии и медицины возникают проблемы биоэтики. Имеют этический оттенок такие достижения медицины, как возможность контроля пола будущего ребенка, замены пораженных органов и тканей, возможность влияния на психику человека с помощью нейролингвистического программирования.

Этическая проблематика в современной науке стала особенно актуальной в связи с клонированием. Клонирование — это процесс, предполагающий создание существ, генетически тождественных родителям. Возможность клонирования начала обсуждаться еще в 60-е гг. ХХ в. Однако реальное клонирование произошло в Англии в 90-е гг. ХХ в. В результате ученые в настоящее время вплотную подошли к возможности клонирования человека.

Как относиться к клонированию? С одной стороны, запрет клонирования может нанести ущерб развитию сельского хозяйства и медицины. С другой стороны, представляются сомнительными эксперименты по клонированию человека. Во многих странах, включая Россию, клонирование человека запрещено законом. Осуждает эксперименты по клонированию человека также христианская церковь, считая, что клонированный человек будет лишен души.




1. Тема 2 Социальное прогнозирование 6 часов Проблемное поле Цели прогнозирования
2. Развитие АПК основа продовольственной безопастности 1
3. Финансы их сущность и функции
4. 12.2013 вівторок Нарисна геометрія інженерна та комп~ютерна графіка Кон.html
5. истинное демократическое светское правовое государство
6. Троица Андрея Рублева Молодость Рублева была ознаменована крупными событиями в жизни древней Руси мол
7. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Развитие финансового механизма в контексте белорусской экономической мо
8.  Понятие системы управления цели и функции 1
9. Эпоха царствования Павла I
10. Контрольная работа- Інтелектуальна власність у господарський діяльності
11. Вариант 1 Тест
12. На тему- ИМПЭ г.
13. Предмет, методология и периодизация истории политических учений
14. Монгольское владычество в Китае
15. ВВЕДЕНИЕ В Политологию Издание третье переработанное и дополненное Рекомендовано.html
16. I. Загальні положення Ця Інструкція встановлює загальні положення щодо функціонування структурного п
17. Реферат- У фокусі Microsoft Virtual Server 2005
18. Финансы как часть производственного процесса
19. Стилістика і культура мовлення. Стилістичні засоби фонетики
20. Разделение труда Повышение количества и качества производства при затрате тех же условий