Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 39 г

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39» г.о. Саранск

Программа элективного курса

(для учащихся 8-9 классов)

«Архитектура как основа стилеобразования»

(Автор–составитель: Солонина Татьяна Николаевна,

учитель ИЗО МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39»)

2010г.

Программа элективного курса «Архитектура как основа стилеобразования»

Автор-составитель: Солонина Татьяна Николаевна,

Учитель изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39»

Рекомендована для использования в общеобразовательных учреждениях г.о. Саранск.  

Аннотация: Одной из самых привлекательных профессий для нынешних

выпускников школ являются профессии дизайнера и архитектора. Элективный

курс «Архитектура как основа стилеобразования» формирует у уч-ся объемно-пространственное мышление, применимое к профессиональному художественно-конструкторскому образованию, тем самым, способствуя качественной подготовке специалистов

художественно-эстетического профиля т.к. в данном курсе учитывается переход от школьного, общеобразовательного обучения, к вузовскому, специализированному.

 «Архитектура как основа стилеобразования»

Пояснительная записка

    В концепции модернизации российского образования общеобразовательная школа выступает как базовое звено, ориентированное на развитие личности ребенка, его «познавательных и созидательных способностей» и формирующее «целостную систему универсальных знаний, умений и навыков». К сожалению, в современном обществе происходит идеализация логической формы мышления и подавление эмоционально-чувственной сферы  человека. Чувства и эмоции, а значит и тесно связанное с ними искусство, стали пониматься как явление низшего порядка. Однако ценность искусства заключается в том, что оно развивает творческое воображение. Будучи развитой, эта способность реализуется в любой сфере человеческой деятельности и является основой познания. Таким образом, искусство играет огромную роль в развитии культуры учащихся, а формируемая им специфическая человеческая «чувственность» является не природным даром, а продуктом культурно-исторического опыта, который передается в процессе обучения.

     Искусство и наука в системе образования  должны являться взаимозависимыми и взаимосвязанными областями человеческой деятельности. Наука развивает способность мыслить логически, рационально, а искусство – способность «видеть», чувственно созерцать окружающий мир.

    Однако только искусство способно специально культивировать продуктивное (творческое) воображение, которое позволяет соотносить формально усвоенные знания с единичными, еще никак не формализованными фактами, данными в живом созерцании. Действие силы воображения обеспечивает, прежде всего, умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия.

  Данную программу предполагается использовать при 1 часе в учебном плане (всего 35 часов).

программа «Архитектура как основа стилеобразования» для учащихся 9-х классов включает следующие темы:

1. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

2. Композиционные основы макетирования в архитектурном дизайне.

3. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

4. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

5. Важнейшие архитектурные элементы здания.

6. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

7. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

8. Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

    Ведение курса  «Архитектура как основа стилеобразования» в технике бумажной пластики является отличительной особенностью программы. Задания по всем темам выполняются в данной  технике, так как пространственное мышление у подростков наиболее активно развивается на занятиях по конструированию.  Конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления. При этом  используется  минимум средств при максимальной выразительности. Небольшой перечень простых инструментов, наличие бумаги – все это не составляет больших трудностей в организации занятий. Помимо перечисленного уроки конструирования в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Это особенно важно для формирования личности молодых людей.

 

Главная цель программы «Архитектура как основа стилеобразования» - дать понятие не только об эстетической, но и об идейной  и функциональной значимости произведений архитектуры в их связи с эпохой и мировоззрением.

Основные задачи следующие:

  Обучающие –  сформировать знания о предпосылках и последовательности  возникновения  архитектуры как искусства, сформировать умение учащихся  ориентироваться в самых ярких стилях и оценивать функциональные, конструктивные и эстетические качества произведений архитектуры; формировать навыки практической конструктивной деятельности.

  Развивающие –  способствовать развитию проективного уровня знаний, а именно следующих его критериев: целевое использование средств гармонизации, новизна идеи, качество воплощения идеи, самостоятельность в работе, завершенность работы, стилевое единство, логичность построения работы.

  Воспитательные – способствовать формированию ценностного личного отношения к изучаемому материалу, воспитывать гуманизм, любовь к прекрасному и чувства уважения к своей Родине.

Основные принципы программы.

  1.  Принцип  «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала.  Конечная цель – духовное развитие личности, то есть формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
  2.  Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное выполнение тем обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению.
  3.  Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика и деятельность по восприятию искусства. Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
  4.  Принцип историзма. Образно-стилевой язык архитектуры – характеристика времени. Изучение  учащимися архитектуры на основе возникновения и исторического развития архитектурных элементов здания.
  5.  Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание-проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
  6.  Развитие художественно-образного мышления,  художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

- фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа

I  четверть.  Архитектура как конструктивный вид искусства в ряду пространственных искусств. Искусство композиции – основа  архитектуры.

 (9 часов)

 Введение. Общие сведения об архитектуре. Возникновение архитектуры. Архитектура как искусство. Архитектура как памятник человеческих отношений. Архитектура и дизайн – конструктивные виды композиционного творчества.

(1 час)

  Тема 1. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции 

( 2 часа).

  Плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная  и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и и разомкнутость композиции.

  Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Задание.

1) вырезать и  расположить на формате прямоугольник из цветной  бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;

2) расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно в любом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;

3) гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.

 Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.

 Зрительный ряд: Наглядные пособия по темам «Художественно-эмоциональная выразительность плоскостных композиций» и «Равновесие при помощи цвето-массы, объема». Репродукции картин В.Кандинского и К.Малевича.

  Тема 2. Композиционные основы макетирования в архитектурном дизайне. (6 часов)

  Архитектура и исторический силуэт города.

  Способы композиционного расположения на плоскости.

  Эмоциональное  значение цвета в архитектуре и дизайне.

  Городской и природный ландшафт. Промзона. Бизнесцентр. Спальник.

  

Задание.

1) выполнение эскиза

2) вырезка шаблонов, выбор теплой или холодной цветовой гаммы по принципу цветовой сближенности или контраста;

3) выполнение выкройки;

4) создание плоскостной композиции «Исторический силуэт города»;

5) создание плоскостной композиции «Городской и природный ландшафт».

  Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.

  Зрительный ряд: Репродукции, изображающие архитектуру Древней Греции, исламского города, древнерусского города, современного города с небоскребами. Репродукции с изображениями различных экстерьеров города. Образцы работ, выполненными учащимися.

II  четверть. Художественный язык конструктивных искусств. (7 часов)

  Тема 3. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. (2 часа)

  Пространственная композиция. Пять геометрических тел как основа мироздания. Архитектура как композиция объемов в пространстве.

Задание.

  1.  Работа в парах. Выполнение разверток геометрических тел. Преобразования тел вращения;
  2.  Преобразование разверток в геометрические тела.

  Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.

  Зрительный ряд: Наглядные пособия «Геометрические тела», «Развертки геометрических тел». Репродукции, показывающие пример фронтальной, объемной и глубинно-пространственной композиции в архитектуре.

  Тема 4.  Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. (1 час)

  Прослеживание структур зданий Древней Греции. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки.

Задание.  Соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения ( агрессивное соединение).

  Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.

  Зрительный ряд: Наглядные пособия по теме «Конструирование древнегреческой архитектуры»

  Тема 5.  Важнейшие архитектурные элементы здания. (4часа)

  Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.

 Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

 Древнегреческий костюм. Стилизация на архитектурный ордер.

Задание.

1) конструирование древнегреческого костюма и прически;

2) конструирование фасада храма, выполнение развертки ступеней, фронтона;

3) выполнение рельефа на фасаде храма;

4) создание объемно-пространственной композиции из важнейших элементов здания.

  Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.

  Зрительный ряд: Изображение Акрополя, древнегреческих храмов, древнегреческого костюма. Наглядные пособия по теме «Конструирование древнегреческой архитектуры», «Конструирование древнегреческого костюма».

III  четверть. Город и человек. Социальное значение архитектуры как среды жизни человека.

  Тема 6. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. (10 часов)

  Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох (на примере готики, барокко, классицизма).

  Архитектурные элементы здания: фасад, кровля, окно (на примере готики, барокко, классицизма).

  Храмовая архитектура (купола, барабаны, паперть, притвор…).

  Зодчество древней Руси. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией жизненного пространства. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Особенности каменного и деревянного зодчества Древней Руси.

 Задание.

  1.  Групповая работа: изображение фасадов зданий различных стилей. Выполнение  развертки фасада, кровли здания, выполнение оконных проемов и деталей, характерных выбранному стилю;
  2.  Выполнить плоскостную или объемную композицию православного храма, изобразив основные части сооружения: паперть, притвор, купола, апсиды и т.д.

  Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.

  Зрительный ряд: Репродукции, изображающие следующие стили в архитектуре: готику, барокко, классицизм. Образцы работ, выполненными учащимися.

IV четверть.  Архитектура твоего города. (8 часов)

 

  Тема 7. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. (1 час)

  Архитектурная  и градостроительная революция ХХ века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект  «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.   

  Архитектурные стили в городе Саранске. Современные поиски новой эстетики архитектурного  решения в градостроительстве. Функционально-архитектурная планировка города Саранска.

 Задание. Описать любое (на выбор) здание города Саранска, его архитектурные особенности.

  Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.

  Зрительный ряд: Репродукции с экстерьерами города, а также изображения архитектурных сооружений.

Тема 8. Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. (7 часов)

  Природные, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города Саранска.

  Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Отражение в проекте дизайна экстерьера архитектурного замысла.

 Малые архитектурные формы.

 Стаффаж.

  Заключительное занятие, которое проводится в свободной форме на примере сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли архитектуры и дизайна в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание архитектуры города Саранска.

 Задание. Индивидуальная работа и работа по группам. Создание плоскостной и объемной  композиции «Мой город» с использованием различных фактур. Решение задач пропорциональности, сомаштабности, гармонии, баланса масс и форм в их пространственной и функциональной взаимосвязи.

  Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.

  Зрительный ряд: Репродукции с экстерьерами города, а также изображения архитектурных сооружений. Репродукции с архитектурными сооружениями города Саранска.

Тематическое планирование

N темы

N п\п

Названия тем

Кол-во

Часов

Введение

1

1

Архитектура. Общие сведения об архитектуре.

1

I

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

2

2

Плоскостная композиция. Основные типы композиций

1

3

Функциональные задачи цвета.

1

II

Композиционные основы макетирования в архитектурном дизайне.

6

4

Архитектура и исторический силуэт города

1

5

Способы композиционного расположения на плоскости

1

6

Эмоциональное значение цвета в архитектуре

1

7

Городской и природный ландшафт. Промзона. Бизнесцентр. Спальник.

1

8

Практическая работа. Сбор деталей в общую композицию

1

9

Практическая работа. Стаффаж. Оформление работы.

1

III

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

2

10

Пространственная композиция. Пять геометрических тел как основа мироздания.

1

11

Архитектура как композиция объемов в пространстве.

1

IV

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.  Понятие модуля.

1

12

Конструкция: часть и целое

1

V

Важнейшие архитектурные элементы здания

4

13

Типы зданий. Горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы зданий.

1

14

Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.

1

15

Дизайн проекта: введение монохромного цвета

1

16

Древнегреческий костюм. Стилизация на архитектурный ордер.

1

VI

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

10

17

Образ и стиль. Смена стилей.

1

18

Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры

1

19

Архитектурные элементы здания: фасад, кровля, окно.

1

20

Храмовая архитектура на примере зодчества Древней Руси.

1

21

Строение храма: купола, барабаны, паперть, притвор.

1

22

Особенности каменного и деревянного зодчества Древней Руси.

1

23

Монастырь как храмовый комплекс.

1

24

Золотое кольцо России.

1

25

Сбор деталей в общую композицию

1

26

Выставка работ учащихся. Защита проектов.

1

VII

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

27

Градостроительная революция ХХ века. Архитектурные стили в городе Саранске.

1

VIII

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

7

28

Природные, историко-социальные и иные параметры, влияющие на планировку города Саранска.    

1

29

Архитектурно-смысловая логика планировки города Саранска

1

30

Экстерьер.

1

31

Малые архитектурные формы

1

32

Стаффаж

1

33

Проектная работа «Мой город»

1

34

Проектная работа «Мой город»

1

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведение архитектуры, каково место конструктивных искусств в  ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусств, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития архитектуры, тенденции современного конструктивного искусства;

- архитектурные особенности родного города;

- основные стили в искусстве и их отличительные особенности

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты;

- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- читать, строить схемы и развертки геометрических тел;

- вести самостоятельную работу по моделированию и конструированию форм;

- передавать декор;

- чувствовать форму и объем;

- учитывать при работе с бумагой ее физические особенности и технические характеристики;

- организовать рабочее место;

- владеть рациональными приемами работы.

Примерные темы проектных работ по итогам изучения курса «Архитектура как основа стилеобразования»:

1. «Самое яркое архитектурное здание моего города»

2. «Здание, которое я хотел бы построить (видеть) в моем городе»

3. «Авторский проект здания (указать целесообразность)»

4. «Музеи моего города»

5. «Школа, которую я хотел бы построить»

6. «Школа с художественно-эстетическим углублением»

7. «Торговый центр»

8. «Игровая площадка»

9. «Спортивный комплекс»

10. «Парк культуры и отдыха»

11. «Аквапарк в моем городе»

Рекомендуемая литература.

1. Гросул Н.В. Архитектура и монументальные виды искусства. Методическое пособие для учителя изобразительного искусства для проведения уроков, кружков, факультативных занятий.-М.,1198.

2.Копцев В.П. Бумажная пластика. Пособие для учителя.- М., 1990.

3.Алдонина Р.П. Святыни России.-М.,2002.

4.Бусеева-Давыдова И.Л. Каменное зодчество Древней Руси.-М.1989.

5.Плешаков С.А. Шедевры архитектуры. «Вече»,2001.

6.Гнедич П.П.История искусства.-М.2002.

7.Бурмистрова Л.Л. Я познаю мир.Архитектура.-М.2003.

8.Бахмустов С.Б.Монастыри Мордовии.Саранск.2000.

9. Бахмустов С.Б. Разорванное ожерелье.Саранск.1991

.

10.Горькина К.А. Саранск уездный. Конец ХIХ -  начало ХХ века.Саранск.2001.




1. Комплексный исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2. ИНФОРМАЦИОННОКОМПЬЮТЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ Информационноматериальна
3. ШКОЛА ПАРИКМАХЕРОВ ОЛЬГИ ЗАБОЕВОЙ Екатеринбург Гагарина 47 Контактные телефоны ~ 343 378 3
4. Вариант 6 0020060000000008-06-Дата- 27
5. Как избавить себя от лишней работы и заодно замотивировать подчиненных
6. Устав Содружества Независимых Государств
7. экобиоморфа и онтобиоморфа
8. the bked outer prt of foods such s pies or pizzs корочка whistle to whistle v
9. Руководитель между теорией и практикой
10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении- Мгновенно сверкнула н
11. Малопоточна мембранна оксигенація крові при гострій дихальній недостатності
12. Метрологическое обеспечение бескабельных телеизмерительных систем.html
13. а Ідентифікаційний код за ЄДРПОУ Виробничий підрозділ
14. Тестовый контроль квалификационных требований по анатомии и физиологии
15. на тему- Земельные ресурсы и эффективность их использования на примере ООО Атьма Ромодановского района
16. методические рекомендацииБулгаков С
17. Использование государственных программ ипотечного жилищного кредитования в РФ
18. Устройство кровель жилых и общественных зданий
19. Кронштадтская крепость в годы Великой Отечественной войны
20. Тематика курсовых работ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МАРКЕТИНГ Методические указания для студентов второго высшего