Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1. Понятие и виды социальных групп
2. Большие группы, их социальное значение и основные
характеристики
3. Малая группа, ее свойства и особенности
I
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей
жизнедеятельности, является важным вопросом социологии и социальной
психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как
реальность отношений между социальными группами, поэтому
необходимо знать все аспекты существования этих образований. Прежде
всего важно знать что такое социальная группа. Относительно этого
вопроса в науке существуют разные позиции. Так, демография, статистика,
психология используют понятие условные группы, т.е. произвольное
объединение исследователем людей по какому-либо изучаемому признаку.
В рамках общественных наук под социальной группой понимается
реально существующая общность, в которой люди собраны вместе,
объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях
жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности. Для
социологии важно выделить объективный критерий различения групп. На
основе этого критерия социология и исследует каждую группу, ее
отношения с обществом и с личностями, в нее включенными. Для
социальной психологии характерен иной подход, а именно исследовать
влияние группы на сознание и поведение человека. Группа здесь изучается
как реальная ячейка общества, в которой формируется личность. В общей
психологии исследуются прежде всего особенности поведения данной
личности в присутствие других людей.
Для отечественной социологии и социальной психологии характерна
традиция рассматривать социальную группу как субъекта деятельности.
Общность содержания деятельности порождает и общность ее черт. Так, к
психологическим характеристикам группы могут быть отнесены такие
групповые образования как интересы, потребности, нормы, ценнности,
групповое мнение и групповые цели. Для индивида, входящего в группу,
осознание __________принадлежности к ней (социальная идентификация)
происходит прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через
осознание факта некоторой психологической общности с другими членами
данной группы.
При анализе развития социальной группы и роли ее в истории
человеческого общества было установлено, что главной характеристикой
группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает,
что универсальным принципом психического оформления общности
является различение для членов группы некоторого образования «мы» в
отличие от иного образования «они». «Мы-чувство» выражает
потребность отделить одну общность от другой и является своеобразным
индикатором осознания принадлежности личности именно к данной
группе.
Классификация социальных групп может быть осуществлена по
многообразным основаниям. Выделяют условные и реальные группы.
Реальные группы подразделяют на большие и малые. Большие группы
делятся на неорганизованные, стихийно возникшие и организованные,
длительно существующие. Эту классификацию можно представит
следующим образом:
ГРУППЫ
УСЛОВНЫЕ РЕАЛЬНЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ
БОЛЬШИЕ МАЛЫЕ
СТИХИЙНЫЕ УСТОЙЧИВЫЕ СТАНОВЯЩИЕСЯ РАЗВИТЫЕ
Особо выделяют группы членства и референтные группы. Референтная
группа определяется как значимый круг общения, на который
ориентируется определенный индивид. Группа членства и референтная
группа могут не совпадать, тогда возникают проблемы рассогласования
поведения индивида с нормами его группы. Использование теории
референтной группы позволяет понять механизм противоправного
повеления подростков.
Наряду с этим выделяют такие понятия как «ин-группа» и «аут-
группа». К первым относят те группы, к которым индивид относит себя и
идентифицирует себя с ними, расценивая членов этих групп как «мы». Ко
вторым относят все те группы, к которым индивид не принадлежит.
Другие семьи, другие профессиональные, этнические группы будут для
него «аут-группами__________». Члены «аут-группы» могут обладать теми же
чертами, что и члены «ин-группы», однако при сравнении акцент будет
сделан именно на тех чертах, которые отличают чужих от своих. Попадая в
новую обстановку, человек стремится выяснить, кто здесь «свой» и
налаживает отношения именно с ним.
Ин-групповая идентификация каждой личности существенно
сказывается на поведении. От соратников по группе ожидают участия,
признания, помощи. Ожидаемое поведение представителя «аутгруппы»
зависит от вида этой группы, опыта прошлых отношений с ней самого
индивида и его «ин-группы». В отношениях между группами возникает
такое явление как социальный стереотип. Это упрощенное
представление о свойствах группы, позволяющее быстро ориентироваться
в окружении. Не надо долго общаться с каждым новым человеком,
достаточно перенести на него свойства той группы, к которой тот
принадлежит. Стереотипы могут постепенно изменяться, но сохраняются
длительное время, поскольку в них фиксируются в лаконичной, яркой
форме именно различия между своими и чужими. Как уже было отмечено,
в представителях «аут-группы» замечаются прежде всего их особенности.
В качестве референтной группы, «ин-группы» и «аут-группы» могут
выступать как малые, так и большие группы.
В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко
многим группам, поэтому большое число ин-групповых и аут-групповых
связей пересекается. Однако ин-групповые идентификации не снижают
интенсивности самоопределения различий. Это особенно проявляется при
возникновении противоречий между различными социальными группами
и нередко используется для целей политической спекуляции. История
свидетельствует, что конфликтующие стороны считают своих противников
«людьми второго сорта», что позволяет каждой стороне проявлять к ним
нечеловеческое отношение. Так, в межклассовых столкновениях одна
сторона считает другую «быдлом», а противостоящая сторона
эксплуататорами __________и т.п.
Большие социальные группы. Большие группы разделяются на два
вида. К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно
существующие общности: толпа, публика, аудитория. Ко второму виду
относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в
ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в
системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые
в своем существовании. К таким группам можно отнести классы и
социальные слои, различные этнические, профессиональные и
половозрастные группы.
Для всех долговременных больших групп характерны такие общие
признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование
обусловлено наличием специфической общественной практики, которая
воспроизводится на протяжении длительного исторического развития,
передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая
важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий
особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных
стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Благодаря
этому формируется так называемая групповая психология, которая
выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная
реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него
вместе с остальными объективными условиями жизни.
Влияние сходных условий существования большой группы на сознание
и поведение ее представителей осуществляется посредством личного
опыта каждого человека и через общение, которое происходит в особой
социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. В
результате формируется социальный тип личности, т.е. типичный
представитель данной социальной группы.
В социологии используют такое понятие как социальные
представления, которое обозначает обыденные представления какой-либо
группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и
осмысления повседневной реальности. При помощи социальных
представлений каждая группа строит определенный образ общества, его
институтов, системы власти, законов и иных норм. Это происходит
следующим образом: группа фиксирует некоторые аспекты социальной
действительности, формирует отношение к нему, а на основе этой оценки
уже происходит интеграция членов группы и закрепление этой оценки в
каждом индивидуальном сознании. Тем самым формируется одновременно
и такое явление как групповая идентичность. Посредством исследования
социальных представлений можно изучать психологию большой
социальной группы.
Классы и социальные слои представляют в социологии большой
интерес, так как классовая принадлежность часто связана с определением
политической принадлежности. В традиционном для марксистского
подхода понимании классов изучаются такие характеристики, как
специфика образа жизни и политического поведения, традиции и обычаи, а
также психологические особенности разных классов. Согласно этому
подходу, социальное положение определяет объем и состав материальных
и духовных благ представителей данного класса, что и задает
определенную структуру их потребностей и соответственно интересов.
Типичный устоявшийся образ поведения представителей данного класса
нередко определяют как социальный характер. Социальный характер
проявляется в привычках и социальных стереотипах, которые в разной
степени влияют на индивидуальное поведение представителей разных
классов и социальных слоев. Наиболее устойчивы привычки и стереотипы
поведения у такого класса как крестьянство. Большой город с
разнообразной системой общения способствует, напротив, известному
смешению обычаев, привычек и традиций разных социальных групп.
Радикальные преобразования в современной России привели к
исчезновению старых и формированию новых классов и социальных
групп: «новые русские», средний класс и т.п.
Этнические группы (нация, народность и собственно этническая
группа) представляют собой еще одну исторически сложившуюся
устойчивую группу, весьма значимую в общественных процессах.
Традиция исследования данного вида больших групп заложена работами
В. Вундта, который интерпретировал понятие «народ» как этническую
группу и считал, что методом изучения народной жизни должно быть
исследование мифов, обычаев и языка.
Национальная принадлежность индивида является для социологии и
социальной психологии весьма значимым фактором, ибо фиксирует
специфические характеристики той социальной среды, в которой
формируется личность. Этнические особенности концентрируются в
историческом опыте народа и через процесс социализации становятся
достоянием каждого индивида. Способ осознания этнической
принадлежности зависит от конкретных условий существования данной
этнической группы.
Наиболее распространенной характеристикой этнической группы
является национальный характер, под которым одни авторы
подразумевают темперамент, другие личностные черты, третьи
ценностные ориентации. Но, конечно, речь должна идти не о каких-то
наборах психологических свойств, а о специфике их проявления и степени
выраженности той или иной черты у представителей различных этносов.
Ведь нельзя сказать, что храбрость, трудолюбие свойственны одному
народу и напрочь отсутствуют у другого (тогда как же он выжил в
исторической борьбе с другими группами?).
В исследовании национального характера особую роль играет изучение
национального языка, поскольку передача черт данного характера
осуществляется прежде всего посредством языка. Относительная
устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость
исторических условий, объясняется тем, что возникает определенная
инерция, обеспечиваемая передачей историко-культурного опыта от
поколения к поколению.
Еще одной значимой характеристикой этнической группы выступают
этническая идентичность и этническое самосознание. Присущая всякой
группе психологическая общность выражается, как уже было сказано, в
формировании определенного «мы-чувства», которое у ее представителей
фиксирует осознание особенностей этой группы, ее отличие от других.
Образ других групп при этом обычно упрощается, складывается под
влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на
представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт
общения с другой этнической группой. Если этот опыт носил враждебный
характер, то это переносится и на каждого нового представителя этой
группы. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности
межэтнического общения.
Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на
возникновение этнических симпатий и антипатий. Психологически же при
этом возникает явление этноцентризма, т.е. предпочтение своей
этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее
позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно
подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам и
может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям.
Этнические стереотипы, приобретая форму предубеждения, легко могут
быть использованы в качестве орудия национальной розни. Однако, при
изучении межэтнических различий, как и межклассовых, следует помнить,
что различия не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться
как производные от определенных исторических условий.
Демографические группы можно разделить: по принципу пола
мужчины и женщины, по принципу возраста молодежь, лица среднего
возраста, пожилые. Наиболее изучены гендерные группы (феномены
гендерной идентификации, гендерных стереотипов, гендерных ролей). Как
правило, различие социальных ролей мужчины и женщины порождает
проблему гендерных стереотипов, которые сказываются при решении
проблемы равноправия полов. Изучение возрастных групп привлекает
внимание к таким проблемам как проблема пенсионеров, проблема
молодежи, конфликт поколений и т.п.
Стихийные группы и массовые движения это сравнительно
кратковременные объединения большого числа лиц, собравшихся вместе
по какому-то определенному поводу и демонстрирующие совместные
действия. Участниками такого объединения являются представители таких
социальных групп, как классы и социальные слои, этнические,
профессиональные и демографические группы. В современном обществе
от действий таких образований часто зависят принимаемые политические
и социальные решения.
Прежде чем перейти к характеристике этого типа групп следует сказать
об одном важном факторе их формирования, а именно общественном
мнении. Во всяком обществе идеи, убеждения и социальные
представления существуют не изолированно друг от друга, а образуют под
влиянием сходной общественной ситуации нечто общее, что можно
назвать массовым сознанием. Выразителем его и является общественное
мнение. Оно представляет собой публично выраженное и
распространенное суждение, которое несет в себе оценку того или иного
события, представляющего интерес для массы людей.
Характерной чертой общественного мнения является то, что любое
событие, попавшее в его фокус, рассматривается с точки зрения одобрения
или осуждения, т.е. отражение действительности в общественном мнении
носит оценочный характер. Практика показывает, что на формирование и
выражение мнений, помимо коренных, групповых интересов, оказывают
существенное влияние и такие факторы, как степень осознания этих
интересов отдельными представителями больших групп, уровень
информированности людей, деятельность органов управления по
изучению и использованию общественного мнения.
Общественное мнение возникает достаточно быстро и так же быстро
может изменяться, строится по принципу сходства отдельных взглядов.
Исследование общественного мнения это ключ к пониманию
конкретного состояния общества. Поскольку одной из особенностей
общественного мнения выступает направленность на практические
действия, то в его структуре содержится элемент, ориентирующий людей
на определенную активность. Это социальная установка, связанная с
оценкой ситуации и соответствующими социальными стереотипами.
Общественное мнение может формироваться стихийно, но чаще всего
создается определенными политическими силами намеренно. Под
влиянием общественного мнения в определенной ситуации может
возникнуть такое опасное явление, как толпа.
Толпа стихийная неорганизованная общность, характеризующаяся
высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов,
действующая эмоционально и относительно единодушно. Она способна
оказывать на индивида сильное психологическое воздействие.
Выделяют следующие социально-психологические характеристики
толпы:
- повышенная групповая внушаемость и снижение эффективности
действия индивидуальных механизмов сопротивления внушению;
- повышение эмоциональности восприятия действительности;
- подавление чувства ответственности индивида за свои поступки;
- возникновение чувства общей силы и анонимности.
В качестве механизма возникновения толпы может служить массовое
общение, обладающее свойством психологического воздействия на
индивида. Психологическое воздействие включает такие механизмы, как
эмоциональное заражение, подражание, внушение, убеждение и т.п. Это
сознательно используется организаторами, зачинщиками и
подстрекателями эксцессов. Для образования толпы прибегают к
различным зрелищным, эффектным приемам: самосожжение,
приковывание себя цепями, блокирование общественного транспорта,
групповые голодовки. Участники толпы могут использовать в качестве
способов психологического воздействия пикетирование, штурм
общественных зданий, ультиматум, захват заложников и т.п. Что касается
чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий, то в данном случае
массовое общение строится стихийно. Эффект толпы можно сравнить с
эффектом «снежного кома», цепной реакцией.
Толпы можно подразделить на простые, экспрессивные,
конвенциональные и действующие, но эти виды могут переходить друг в
друга по мере развития событий. Простая толпа представляет собой
скопище людей, желающих получить информацию о происходящем на их
глазах событии. Обычно такую толпу образуют лица, испытывающие
потребность в острых ощущениях. Как правило, простая толпа не
представляет опасности, хотя создает помехи и неудобство для
посторонних. Экспрессивная толпа это группа людей, совместно
выражающих свои общие чувства. Так, поклонники эстрадных звезд,
зрители спортивных мероприятий, участники праздничных шествий или
похоронных церемоний отличаются высокой экзальтированностью
поведения. Конвенциональную толпу составляют болельщики спортивных
состязаний, поведение этих людей в данной ситуации совершенно не
свойственно им в обычной жизни. Но «фанаты» представляют реальную
угрозу для общественной безопасности. Действующая толпа бывает
спасающейся и агрессивной. Спасающаяся толпа объединяет людей
находящихся в состоянии паники (реакции страха при возникновении
реальной или мнимой угрозы). Агрессивная толпа отличается высокой
степенью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером
противоправных действий. К таким группам относят участников
социального протеста, враждующие группировки и пр.
Социальное движение особый вид большой группы,
представляющий достаточно организованное единство людей, ставящих
перед собой определенную цель, как правило, связанную с выражением
коллективного недовольства, поддержки или сопротивления каким-либо
социальным изменениям. Это могут быть широкие движения с
глобальными целями (борьба за мир, за разоружение) или локальные
движения (на территории какого-либо региона или в рамках социальных
меньшинств.
Всякое социальное движение основано на определенном общественном
мнении, имеет в качестве цели изменение ситуации, опирается на
представление о средствах ее достижения, формирует __________свою программу.
Важнейшей характеристикой социального движения является то, что оно
реализуется в различных формах массового поведения: манифестации,
митинги, демонстрации и т.п. Включение людей в социальное движение
может быть через объединение пострадавших от какого-то действия по
призыву инициативной группы, но чаще всего это сознательная
деятельность профессионалов, например, экологов.
Малая группа, ее свойства и особенности. Проблема малой группы
является традиционной для социологии и социальной психологии. Каждый
человек с первых дней своей жизни связан с определенными малыми
группами, в которых он получает информацию о внешнем мире и в
дальнейшем организует свою деятельность.
Существует большое количество определений малой группы. Согласно
одному из них, под малой группой понимается немногочисленная по
составу группа, члены которой объединены общей социальной
деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что
является основой для возникновения эмоциональных отношений,
групповых норм и групповых процессов. Это группа, в которой
общественные отношения выступают в форме непосредственных личных
контактов. Определение фиксирует основные признаки малой группы и
выделяет специфический признак малой группы, отличающий ее от
больших групп: непосредственные личные контакты между всеми членами
группы.
Относительно количественных признаков малой группы в науке нет
единого мнения. Одни считают ее нижней границей двух человек, другие
полагают, что малая группа возникает только при наличии трех человек.
То же самое наблюдается относительно верхней границы: она варьируется
от семи до сорока участников. В действительности эти разногласия не
существенны, ибо исследование малой группы осуществляется на основе
реально сложившихся непосредственных отношений на основе совместной
деятельности, и поэтому изучается именно эта общность, независимо от ее
количественных границ.
При изучении реальной малой группы большое значение имеет
композиция и структура. Композиция малой группы, ее реальный состав,
может быть описана в зависимости от того, значимы ли в каждом
конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или
социальные характеристики членов группы. То же самое можно сказать и
относительно структуры группы. Выделяют несколько моделей структуры:
структуру межличностных отношений, структуру власти, структуру
коммуникаций и т.п. Структура межличностных отношений
предполагает выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена:
его статус, т.е. позиция в системе групповых отношений; его роль в
соответствие с этим статусом; а также система групповых ожиданий
относительно поведения данного члена группы. Это последнее означает,
что каждый участник группы не просто выполняет свои функции, его
поведение оценивается остальными участниками группы. Через систему
ожидаемых образцов поведения группа контролирует деятельность
каждого своего члена. В ряде случаев может возникать рассогласование
между ожиданиями относительно конкретного члена группы и его
реальным поведением. Для уменьшения этого расхождения в группе
формируются важные образования: групповые нормы и групповые
санкции.
Групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют
собой установления, модели, эталоны должного поведения с точки зрения
общества в целом и его отдельных групп. В более узком смысле групповые
нормы это определенные правила, которые выработаны группой и
которым должно соответствовать поведение ее участников, чтобы их
пребывание в группе было возможным. Нормы группы основываются на
определенной системе групповых ценностей, т.е. должны получить
обоснование как значимые для группы и для ее отдельных участников.
Групповые ценности складываются благодаря выработке определенного
отношения к социальным явлениям, обусловленного реальным местом
этой группы в обществе, ее опытом и целями.
Групповые санкции выступают как механизм поддержания поведения
членов группы в рамках соответствующих групповых норм. Они могут
быть поощрительными и запретительными. Существует определенная
зависимость между статусом индивида в группе и соблюдением групповых
норм. Как правило, люди с высоким статусом в большей степени стремятся
соответствовать нормам, но им легче прощаются и нарушения.
Структура власти в малой группе означает не формы политической
власти, а чисто психологическое распределение отношений руководства и
подчинения. Существуют различные формы групповой власти:
награждающая, принуждающая, экспертная (опирающаяся на особые
знания).
Структура коммуникаций представляет собой различные способы
распространения информации в группе, которые называются
коммуникативными сетями. Например, модель «колесо» считается
наиболее центрированной, т.к. информация здесь передается только через
лидера. Для некоторых задач это необходимо, для других наиболее
приемлемы другие модели («цепь», «игрек», «круг»).
Кроме групповых структур важное место занимает изучение групповых
процессов. С одной стороны, групповые процессы характеризуют
функционирование группы в каждый данный момент (это называют
групповой динамикой), с другой стороны, изменения в группе по мере ее
существования, т.е. развитие группы.
Классификация малых групп осуществляется по различным
основаниям: времени существования (кратковременные и
долговременные); степени контакта (первичные и вторичные);
источникам формирования группы (формальные и неформальные).
Людей в их взаимодействии связывают два типа связей: экспрессивные
и инструментальные. Экспрессивные связи возникают, когда человек
принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на
себя обязательства по отношению к ним. Благодаря связи со значимыми
для него людьми индивид получает надежность, любовь, признание,
личную значимость.
Инструментальные связи образуются в результате сотрудничества
индивидов для достижения какой-то цели. Иногда эти связи могут
предполагать сотрудничество с врагами, но чаще человек сотрудничает
для достижения определенной цели, не придавая этим связям
дополнительного значения.
В соответствии с этими критериями выделяют два типа групп
первичные и вторичные. Первичная группа характеризуется
непосредственными, личными, эмоциональными связями. Вторичная
группа объединяет людей, связанных безличными, деловыми
отношениями. В них преобладают инструментальные связи, здесь
индивида рассматривают как средство достижения коллективных целей.
Первичные группы играют решающую роль в процессе социализации
индивида, обеспечивая эффективный социальный контроль. Они
выступают связующим звеном между личностью и большими группами,
отдельным человеком и обществом в целом. Первичная группа создает ту
среду, в которой происходит удовлетворение личных потребностей
индивида. Прочность первичных связей оказывает воздействие на
функционирование как самих первичных групп, так и больших групп,
частью которых они являются.
Динамика малой группы включает процесс образования группы,
процессы группового давления, групповой сплоченности, лидерства и
принятия групповых решений. Все эти процессы влияют на такой
показатель как эффективность группы. Образование малой группы
определяется как внешними факторами (потребностью общественного
разделения труда и иными процессами функционирования общества), так и
внутренними (самосохранение группы), а также разнообразными
потребностями самого индивида.
Особенно следует остановиться на феномене группового давления,
или конформизме. Выделяют конформизм внешний, когда под давлением
большинства группы индивид изменяет свое поведение, демонстрируя
согласие, остается при своем мнении. Внутренний конформизм
проявляется индивидом, когда он доверяет определенной информации и
демонстрирует свое полное согласие.
Второй стороной проблемы формирования группы является проблема
групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам процесс
формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне
заданную структуру превратить в психологическую общность людей.
Сплоченность отличается от групповой совместимости, которая означает,
что данный состав группы позволяет обеспечить выполнение необходимых
функций. Сплоченность означает, что группа интегрирована наилучшим
образом и в ней создан такой уровень отношений, при котором все
участники разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые
связаны с этой деятельностью.
Сплоченность также обусловлена межличностной аттракцией. Причины
взаимной симпатии могут быть вызваны частотой взаимодействия, его
кооперативным характером, демократическим стилем руководства,
угрозой со стороны других групп, успехом групповой деятельности,
сходством ценностей и ожиданий у членов группы, привлекательностью
группы для индивида и удовлетворенностью отношениями в ней и т.п.
Возникшая на основе аттракции сплоченность, в свою очередь, приводит к
повышению продуктивности деятельности группы.
Возникнув благодаря внешним обстоятельствам, малая группа
переживает длительный процесс своего становления в качестве
психологической общности. В ходе этого процесса группа не просто
продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто
усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы,
когда ценности предметной деятельности группы все более разделяются
отдельными участниками не потому. Эта деятельность становится такой
значимой для каждого участника, что он принимает ее ценности не под
влиянием группового давления, а самим фактом своего полного включения
в нее.
При характеристике динамических процессов в группе возникают
вопросы об организации и управлении групповыми процессами. Проблема
лидерства и руководства является одной из важнейших проблем
групповой деятельности. Различают __________понятия лидера и руководителя. Лидер
в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений,
а руководитель регуляцию официальных отношений как некоторой
социальной организации; лидерство возникает стихийно в условиях
микросреды, руководитель обычно назначается сверху и выступает как
элемент макросреды. Процесс принятия решений руководителем более
сложен, чем решения лидера, у лидера меньше устойчивых способов
воздействия. Тем не менее лидер и руководитель имеют дело с
однопорядковым типом проблем.
Лидером является такой член группы, который выдвигается в
результате взаимодействия членов группы для организации группы при
решении конкретных задач. Он демонстрирует более высокий уровень
активности, участия, влияния на поведение других. Мера притязаний
лидера и мера готовности членов группы принять ведущую роль могут не
совпадать. Следовательно, при одних обстоятельствах лидерские
возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться.
Феномен лидерства возникает как благодаря личностным качествам, так и
в результате групповой деятельности, ситуаций внутригруппового
развития.
Стиль лидерства может значительно влиять на групповые процессы,
он обусловлен личностными свойствами и объективными
обстоятельствами. Называют такие типы лидеров как лидер-организатор,
лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя,
лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Стиль лидерства
определяют по содержанию решений и технике (приемы и способы)
осуществления этих решений. С учетом этого выделяют авторитарный,
демократический и попустительский стили.
Социология личности
1.Личность. Социальное и биологическое.
2. Формирование личности. Социализация
Вся история мировой социальной мысли отражает глав-ное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятель-ность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует ка-чественную определённость общества, но и общество форми-рует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности фор-мирует личность.
Особое место в социальной структуре общества зани-мает человек как основной, изначальный элемент этой струк-туры, без которого нет и быть не может ни социальных дейст-вий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организа-ций. Человек одновременно и субъект и объект всех общест-венных отношений. Правильно говорят: каковы люди - таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть про-дукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело оп-ределяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, кото-рые определяют общество.
В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: явля-ется ли личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.
Что такое личность ?
Первичным агентом социального взаимодействия и отно-шений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «лич-ность».
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исто-рически развивающейся общности, как человеческий род, че-ловечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Итак, существует человечество как специфическая мате-риальная реальность. Но человечество, как таковое самостоя-тельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества вы-ражается понятием «индивид».
«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологиче-ских черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фик-сируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной мо-мент для формирования личности от исходного состояния для онто - и фейлогенеза человека, личность - итог развития ин-дивида, наиболее полное воплощение всех человеческих ка-честв.
Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».
Личность обычно рассматривается как конкретное выра-жение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного обще-ства. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абст-рактная физическая природа, а социальное качество».
Личность - социальный облик человека как субъекта об-щественных отношений и действий, отражающих совокуп-ность социальных ролей, которые он играет в обществе. Из-вестно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него форми-руются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склон-ности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что на-зываем личностью.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Фи-лософия рассматривают личность с точки зрения её положе-ния в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целост-ности психических процессов, свойств и отношений: темпе-рамента, характера, способностей, волевых качеств.
Социологический же подход выделяет в личности соци-ально - типическое. Основная проблематика социологиче-ской теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, ре-гуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, лично-сти и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее об-щие принципы подхода к изучению личности в социологии.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех обществен-ных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное со-держание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник об-щественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, прояв-ляющего социально-значимые черты индивидуальной жизне-деятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию обще-ственных отношений.
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимо-действия с другими людьми.
Социальное и биологическое.
Личность - это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую инфор-мацию и оказывать воздействие на окружающий мир по соци-альным программам.
Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равен-ства между понятиями личность и человек, личность и инди-вид. Человек - существо биосоциальное. Преимущества и де-фекты его физической организации властно влияют на тече-ние его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли ин-дивид умственно неполноценным или стал почитаемым юро-дивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные.
Неотъемлемыми, характерными чертами личности явля-ются самосознание, ценностные социальные отношения, из-вестная автономность в отношении к обществу, ответствен-ность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рож-даются, а становятся.
На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца - подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно-сти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой поло-вине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автома-тически не гарантирует того, что из человека получится вели-кая личность. Оказалось, что решающую роль играет соци-альная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.
Мы часто и не без оснований говорим, что человек и об-щество- часть природы. Тезис «общество - часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек, а следова-тельно и общество происходит из природы; человек - суще-ство биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам при-роды; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь реаль-ный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отра-зить и подчеркнуть, что человек - это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в выс-шей форме своего проявления, а качественно новое, принци-пиальное, особое явление с присутствующими только ему со-циальными качествами и свойствами, вырастающими из взаи-модействия людей друг с другом.
Хотя человек произошел от животного, и никогда не ос-вободится полностью от свойств, присущих животному. Оп-ределяющим в его жизнедеятельности есть социальное, фор-мирование и функционирование которого обусловлено вклю-чённостью человека в систему общественных отношений. Че-ловек использует биологические качества не только для обес-печения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разго-варивать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерыв-ное единство биологических и социальных качеств показы-вает, что человек - существо биологическое и социальное.
В своей действительности сущность человека есть сово-купность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отно-шений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек - часть природы то он и существо биологическое.
Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биоло-гического и социального в человеке, или, говоря иначе, во-прос о природе человека. В философской литературе сложи-лись две позиции по этому вопросу. Согласно первому, при-рода человека всецело социальна. Согласно второму - она не только социальна, но и биологически нагружена.
Включенность человека только в два мира - в мир обще-ства и мир органической природы - порождает немало про-блем существования людей. Аристотель назвал человека по-литическим животным, подчёркивая наличие в человеке двух начал: животного и социального (политического). В формиро-вании способностей, чувств, поведения, действий человека играют роль и политическое и природное.
Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных связей, оценок отнюдь нельзя ни-велировать особенности отдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей, наделённых харак-тером, волей, способностями и страстями. Человек есть непо-средственно природное существо. Люди не властвуют над природой, а наоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её.
Формирование личности.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его раз-вития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социаль-ного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекре-щивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но раз-ные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт соци-ально - исторического и онтогенетического развития чело-века.
А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность - это особое качество, приобретаемое ин-дивидом благодаря общественным отношениям.
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической прак-тики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориен-тации. Главная сфера становления человека - его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия че-ловека, потому что именно в труде он в самой большой сте-пени выражает себя как общественный индивид. На формиро-вание личности оказывают влияние факторы трудовой дея-тельности, общественный характер труда, его предметное со-держание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, воз-можность для развертывания самостоятельности, инициа-тивы, творчества.
Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отно-шений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.
Формирование личности, то есть становление социаль-ного "Я" - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обу-чает "правилам жизни" другую.
Человек более универсален, его биологическая организа-ция позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних усло-вий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой ста-дии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.
Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него "жилище". Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физиче-ская крыша над головой, а социальное место в мире. Социа-лизация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь со-циализация-это начинающийся в младенчестве и заканчиваю-щийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.
У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы по-тому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве - это стадии одного процесса, а именно - осознания своего «Я».
Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки доз-воленного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предатель-ство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Раз-витая индивидуальность рождает пока ещё не развитую лич-ность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой старости чело-век меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила пове-дения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становиться личностью.
Социализация, как процесс формирования
личности.
Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на раз-витие и формирование личности оказывает процесс социали-зации.
Формирование личности, как объекта общественных от-ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация - это процесс усвоения индивидом образ-цов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело-век приобретает социальную природу и способность участво-вать в социальной жизни. В процессе социализации прини-мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер-стники в детских заведениях, школе, средства массовой ин-формации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факто-ров: ожидания, изменения поведения и стремление соответст-вовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) под-ражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игро-вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся пони-мать, что от них ждет целая группа людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализа-ции продолжается в течение всей жизни человека, и утвер-ждают, что социализация взрослых отличается от социализа-ции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социали-зация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети прини-мают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои соб-ственные. Идентификация означает внутреннее освоение цен-ностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности ин-тегрального социального статуса.
В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание со-циологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространен-ные черты личности, проявляющиеся в социологически - ор-ганизованной деятельности, регулируемой ролевой структу-рой общества.
Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.
Социализация - сложный, многосторонний процесс обще-ственного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной вос-питательной деятельностью общества.
Процесс социализации личности - это процесс превраще-ния индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества
В процессе социализации человек формируется как тво-рец материальных благ, активный субъект социального отно-шения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.