Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Понятие законности В научной и учебной литературе можно найти различные представления о том что такое за

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 30.5.2024

ГЛАВА XIX

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

§ 1. Понятие законности

В научной и учебной литературе можно найти различные представления о том, что такое законность, какова ее природа, содержание, принципы. Для сторонников этатистского подхода законность есть строгое и неукоснительное следование праву, или, что одно и то же, следование закону (право и закон в данном случае отождествляются). Например, в советском правоведении сложилось понимание законности как строгого и неуклонного исполнения законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами права.

Такой формальный подход к сути законности впоследствии был подвергнут критике, прежде всего со стороны ученых либеральной (естественно-правовой), антиэтатистской ориентации, которые не просто различали право и закон, но и оценивали закон с точки зрения наличия или отсутствия в нем априорных признаков права (свободы личности, справедливости, равенства, уважения к правам человека и т. д.). Возможное отсутствие у закона данных правовых признаков лишало такую формальную концепцию законности, по мнению сторонников юснатурализма, научного и практического значения. Действительно, если закон является неправовым, не содержит в себе право, то какой может быть смысл в его безусловном выполнении?

Таким образом, вместо формальной концепции законности предлагалась либеральная, естественно-правовая трактовка законности. Однако при таком подходе появляется проблема выбора достоверного критерия для характеристики закона как «правового» или «неправового», а у сторонников различных направлений в юснатурализме нет

448


Глава XIX. Законность и правопорядок

единства в этом вопросе. Чаще всего этот критерий искали в рационально обосновываемом материальном содержании закона. Выбрав такой критерий, например, «священность» частной собственности, и применяя его без разбора ко всем правовым системам прошлого и настоящего, легко прийти к выводу о неправовом характере законов эпохи египетских фараонов и законов современных обществ, относящихся к коллективистским типам культуры, и об отсутствии в них законности. Но на таком же основании можно взять в качестве основополагающего критерия «правового» социализированную собственность и считать неправовыми все законы о собственности эпохи «классического» капитализма (что и делали сторонники различных вариантов марксизма и социал-демократии).

Та же проблема возникает и в либертарной концепции права В. С. Нерсесянца, который опирается не на материальные, а на формальные признаки «правового». По мнению ученого, законность может быть основана только на праве, имеет правовую сущность. Под правовой законностью В. С. Нерсесянц понимает точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права. «Под правовым законом при этом имеется в виду объективное право... соответствующее принципу формального равенства... Само же по себе соблюдение правонару-шающего закона, сколь бы всеобщим и точным оно ни было, не может превратить неправовой закон в правовой и преобразовать неправо в реальный правовой порядок».'

Однако и в этом случае возникает ряд вопросов, на которые трудно найти ответ. Как, например, применить принцип формального равенства к определению наличия или отсутствия права в уголовных законах, один из которых предусматривает за умышленное убийство пожизненное лишение свободы (современное российское законодательство), а другой, за то же самое деяние, —денежный штраф? (Русская Правда). Ни в одном из этих законов принцип формального равенства не нарушен. Соблюдение какого из них будет отвечать принципу правовой законности?

Представляется, что все попытки отыскания критерия «правового» исключительно в сфере рационального, чуть ли не математического,

' Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 530.

30-1351

449


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

знания не приведут к успеху (независимо от того, формальные или материальные признаки будут положены в основу) просто потому, что природа «правового» не является исключительно рациональной.

«Правовое» при таком рационализированном подходе фатальным образом исчезает. Возможно, поэтому рациональные критерии при практической их проверке раскрываются как критерии оценочные, т. е. идеологические, и проблема переходит на тот уровень, когда она уже вообще не является научной проблемой. Она трансформируется в проблему совести каждого члена общества, т. е. в серьезную моральную проблему. Здесь наука бессильна. Она может лишь сформулировать определенные критерии оценки законодательства с позиций той или иной правовой идеологии, дать социокультурное обоснование определенным правовым идеалам, но она не может заставить верить в эти критерии и считать значимыми эти идеалы. Так понимал эту проблему И. А. Ильин. «Не всякое "веление внешнего авторитета", — писал этот православный мыслитель, — способно породить правовую норму; возможны произвольные веления и распоряжения, превышающие компетенцию приказывающего или же основанные на отношении грубой силы (напр., противоправные распоряжения завоевателя в занятой области). И вот развитое правосознание умеет всегда разобраться в том, где начинается и где кончается право и где возникает произвол; и, решив этот вопрос, оно всегда умеет сделать надлежащие практические выводы: где надлежит признавать и повиноваться, а где надлежит противопоставить произволу и грубой силе всю мощь правоверного и до героизма последовательного непокорства. И история показывает, что такому правосознанию не раз удавалось настоять на своем и победить врага силою духовной правоты».2 В этом случае, по мнению И. А. Ильина, субъект должен сам совершить правотворчество путем осуществления новых субъективных прав. «...Субъект, направляемый своим правосознанием к цели права, утверждает за собой другие полномочия, обязанности и запретности, чем те, которые ему принадлежат в данный момент на основании норм действующего положительного права, и, далее, признав их за собою, он приступает к их непосредственному осуществлению. Правосознание выковывает субъекту

2 Ильин И. А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т.4.М, 1994. С. 166-167.

450


Глава XIX. Законность и правопорядок

новый статус, принадлежащий к новому, официально еще не установленному правопорядку, и ставит себе задачу жить согласно этому новому статусу».3 Фактически речь здесь идет не о правовом, а о моральном решении этой проблемы, которое может получить правовое значение в случае социальной легитимации нового правопорядка.

Характерно, что И. А. Ильин не предлагает априорных схем для решения сложнейшего вопроса «поиска права в праве», а отдает это на откуп «развитому правосознанию», которое у И. А. Ильина само имеет моральный характер, является сферой духа, связующей человека и с Богом, и с социумом. Теоретическое решение проблемы законности наталкивается на непреодолимый дуализм личного и социального, публичного отношения к законам. Если любой человек как частное лицо волен сам решать, насколько соблюдение того или иного закона отвечает суду его совести, то лицо «публичное», обремененное обязанностью общественного служения, такого выбора не имеет. Любой государственный чиновник обязан соблюдать все законы, независимо от личного отношения к ним. Если совесть ему этого делать не позволяет, он должен прежде всего оставить государственную службу. Ни какой-либо орган государства, ни государство в целом не могут отказаться исполнять закон ввиду его якобы неправового характера, помимо легитимной процедуры установления такого факта. В этом и заключается, как будет показано ниже, эйдетический смысл законности.

Другой теоретический аспект понимания законности связан с ее предметной сферой. Включает ли принцип законности необходимость следовать законам и подзаконным актам или только законам? В современной юридической литературе обращается внимание на то, что законность как сложное явление должна представлять собой идею, требование и режим реального выражения права в законах государства и исполнения таких законов и только законов.4 Необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов может быть признана только в случае их соответствия законам, если они изданы на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение

3 Там же. С. 215

4 BumpvK Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. Т. 2: Теория права. М., 1998. С. 508.

зо« 451


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

закона.5 Такой подход представляется вполне оправданным. Для реализации принципа законности важна не субъективная оценка нормативно-правого акта с точки зрения каких-либо идеальных представлений, а его объективное соответствие действующим законам и социальная «жизнь» вместе с ними.

Наконец, еще один принципиальный аспект теоретического понимания законности связан с определением круга ее субъектов. В этом вопросе также имеется две точки зрения. Одни ученые, как это уже было показано выше, считают, что субъектами законности являются все субъекты права. Другие же полагают, что законность есть специфический режим деятельности государственного аппарата, и его субъектами являются специфические проводники государственной воли —должностные лица. Вторая точка зрения, на наш взгляд, предпочтительнее.6

Законность есть понятие, качественно противоположное произволу. Однако произвол может творить только тот, кто обладает могуществом, силой и авторитетом. Следовательно, произвол есть прерогатива «власти». Рядовое правонарушение отличается от произвола тем, что правонарушитель никого не может заставить считаться со своим противоправным актом в долговременной перспективе и вынужден его скрывать или нести ответственность. Совершенно иная картина имеет место при произволе. Произвол заключается в открытом попрании закона и в разрыве существующих правовых коммуникаций. Но тем он и опаснее.

Именно поэтому законность выступает одним из средств обуздания власти, подчинения ее коммуникативно-правовым началам. Законность можно определить как принцип функционирования аппарата государства (публичной власти), при котором применение права должностными лицами осуществляется в строгом соответствии с требованиями закона. Законность в этом смысле имеет коммуникативную направленность. Она призвана обеспечивать

5 Строгович М. С. Проблемы общей теории права // Избранные труды. Т. 1. М., 1990. С. 111.

'' Витрук Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение. С. 506-510.— Аналогичный подход можно встретить и в зарубежной литературе. Например, французский правовед Г. Брэбан пишет: «Принцип законности в общей форме можно определить как связанность администрации законом» (Брэбан Г. Французское административное право.М., 1988. С. 171).

452


Глава XIX. Законность и правопорядок

непрерывность правовой коммуникации между публичной властью и остальными членами общества.

Как уже было показано выше, законность представляет собой необходимое условие нормального действия механизма права, притом той его части, которая связана с правоприменительной деятельностью государства. Режим законности, реализуемый в государстве, представляет собой самообязывание государственной власти собственными законодательными установлениями, исключающее произвол в ее действиях. Критерием для определения законодательных установлений в данном случае может являться наличие таких законодательных текстов, которые обладают юридической силой и подчиняются определенной законодательной иерархии. Исполнение подзаконных нормативно-правовых актов возможно только в той мере, в какой они не противоречат действующим законам.

Законность, понимаемая эйдетически, неизбежно получает формальный характер в том смысле, что она представляет собой требование соблюдения всех законов, не нарушающих положений других законов (прежде всего конституции). Никакой иной она и быть не может, если только не подменять понятия (например, понятие законности — проблемой создания хороших законов). Законность в этом смысле не может быть выборочной. Но нельзя забывать, что законность — это мостик в правовой коммуникации между публичной властью и обществом, в этом также заключается ее эйдетический смысл. Соблюдение законности должно работать на упрочение правовых коммуникаций, а не на создание в них различного рода помех.

Сказанное не означает, что принцип законности, применительно к конкретным правовым текстам, не может входить в противоречие с моралью или общественной нравственностью, в той или иной мере парализующими ее действие. Необходимо лишь помнить, что это симптомы, на которые обязана реагировать власть, помнящая о своем коммуникативно-правовом предназначении.

Интересно, что наиболее вопиющие случаи принятия таких законов, которые идут вразрез с нравственными убеждениями общества, зачастую сами являлись незаконными. Например, закон об «Особом совещании» 1934 г., законы 1934 и 1937 гг. об упрощенном судопроизводстве по делам о некоторых государственных преступлениях противоречили действующей тогда Конституции СССР, установившей, что правосудие в СССР осуществляется только судом и что обвиняемому обеспечивается право на защиту.7

7 Строгович М. С. Проблемы общей теории права. С. 115.

453


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

В учебной литературе доминирует представление о том, что субъектами законности являются все субъекты права — как граждане, так и должностные лица. Более корректной, как уже было упомянуто, представляется позиция Н. В. Витрука, который полагает, что законность как раз и состоит в том, что должностные лица беспрекословно выполняют требования законов, выявляют их нарушения и пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к правовой ответственности. Законность поэтому характеризуется наличием эффективного механизма защиты законов, включая как права и свободы человека и гражданина, так и их обязанности. «Нарушения законов, совершенные гражданами и другими тщами, — пишет Н. В. Витрук, — не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка в обществе. Это, разумеется, не освобождает граждан от юридической ответственности за любое правонарушение».8 Исходя из этого, можно констатировать, что законность имеет место не в том государстве, где не нарушаются законы, а в том государстве, где такие правонарушения пресекаются с помощью правовых средств. При этом нужно иметь в виду, что «законность... в состоянии связывать государственный аппарат и его должностных лиц требованием строгого соблюдения законов — в тех случаях, когда оказывается политико-юридическим принципом деятельности всей системы государственных органов».'

§ 2. Принципы и гарантии законности

Можно выделить четыре основных принципа законности.

1. Принцип верховенства закона заключается в том, что все иные законодательные акты должны издаваться в соответствии с законом и не могут ему противоречить. В случае обнаружения такого противоречия приоритет должен отдаваться закону.

2. Принцип равенства перед законом означает, что никто не может уклоняться от предписаний закона ввиду исключительности своего положения.

8 Витрук Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение. С. 509.

9 ЯвичЛ. С. Сущность права. Л., 1985. С. 159.

454


Глава XIX. Законность и правопорядок

3. Принцип ненарушимости закона состоит в том, что не допускается уклонения от исполнения закона ни по каким основаниям, в том числе и по основаниям целесообразности.

4. Принцип единства законности предполагает единообразное понимание и применение законов на территории государства. Чтобы законность была единой, необходима единообразная судебная и административная практика. Недопустимо, чтобы по аналогичным делам принимались противоположные по смыслу судебные решения.

Требования законности не претворяются в жизнь автоматически. Для этого необходимы соответствующие условия и целый комплекс мер, обеспечивающих режим законности. Наличие таких мер является гарантиями законности. В теории права выделяют общие и специальные гарантии законности. Среди общих гарантий выделяют экономические, политические, социальные гарантии. К специальным гарантиям относят правовые и организационные гарантии. Все эти меры необходимы для обеспечения законности.

Экономические гарантии законности базируются на здоровой экономике, обеспечивающей достойное существование всем членам общества. Политические гарантии — на легитимной государственной власти, способной эффективно осуществлять управленческие и правоохранительные функции. Социальные гарантии предполагают наличие стабильного общества с высоким уровнем жизни и социальной защищенности населения.

Правовые гарантии основываются на наличии в распоряжении государства предусмотренных законом специальных средств и методов, направленных на обеспечение законности. Они включают:

конституционное закрепление принципа законности и мер по его обеспечению; постоянное совершенствование действующего законодательства; меры, способствующие выявлению нарушений законности; меры защиты и меры правовой ответственности; меры надзора и контроля за состоянием законности, включая конституционный судебный контроль; меры профилактики нарушений законности. Организационные гарантии базируются на создании оптимальной структуры государственного аппарата, реализации принципа разделения властей, тщательного подбора кадров и т. д.

Может сложиться впечатление, что только государство ответственно за осуществление принципа законности, поскольку в его

455


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА                                         Учебник

руках сосредоточены основные властные рычаги и сама возможность легигимного принуждения. Но такое впечатление обманчиво. Как точно подметил Л. С. Явич, государственное принуждение никогда не гарантирует законность. Напротив, законность оказывается гарантией правомерности применяемого принуждения.10 Поэтому основное, базовое значение имеют, на наш взгляд, гарантии не внешние (формальные), а внутренние (духовные), так как именно они являются тем фундаментом, на котором выстраивается здание законности, а по большому счету и всего права.

В связи с этим, несомненно, стоит прислушаться к мнению Н. Н. Алексеева, который полагал, что нужно принять старую традицию русской политической мысли, в рамках которой вопрос о гарантиях в государстве рассматривался как вопрос по преимуществу нравственный. Отличительным моментом права, напоминает Н. Н. Алексеев, по мнению большинства русских юристов, отнюдь не является внешнее принуждение. Право есть та область духовно-нравственной жизни человека, которая имеет дело с тем, что человек «свободно может» и к чему он насильственно не принужден. «Принуждение и насилие в праве начинаются только тогда, когда право нарушается и когда нужно вступиться на его защиту, Мы уже видели, что организация такой принудительной защиты далеко не всегда возможна. Из нее изъята область деятельности верховных органов государства, которые никто не может принудить и которые могут принуждать только сами себя. Самого же себя можно принуждать только духовно и нравственно — и это суть основы

последних гарантий, допускаемых существом государства, как союза властного и принудительного (выделено нами.—Акт.).

Славянофилы упустили из виду только одно — притом очень существенное и важное. "Внутренней правде" далеко не всегда подобает оставаться без внешнего обнаружения — обычной же (}юрмой этого последнего является торжественный акт провозглашения государственной воли в виде государственного закона.,. Справедливо то, что изданный закон содержит нравственное обязательство его исполнять, является, так сказать, всенародно произнесенной клятвой. Нельзя преуменьшать социального значения таких актов обнаружения "внутренней правды". Историческими формами для их выражения является опубликование конституций, издание деклараций, заключение союзных договоров и т. п. Нельзя сомневаться в ценности этих актов, и потому они обычны в государственной практике. Даже та власть, которая максимально стремилась отделаться от всякого "буржуазного фетишизма", не нашла иной формы для закрепления своих основ, чем издание конституции и торжественный договор об учреждении союза." В подобных актах мы имеем особую форму гарантий, которую можно назвать юридической — поскольку изданный закон есть один из наиболее часто встречаемых источников права. [.. .J Чувство законности, пронизывающее государство, есть одно из моральных чувств,

10 Там же. С.157. " Имеется в виду СССР,


Глава XIX. Законность и правопорядок

и те государства, в которых это чувство наиболее развито, можно назвать государствами гарантийными. Стремление к наибольшему обеспечению гарантийного порядка составляет последнюю необходимую черту того государственного строя, который мы назвали совершенным».'2

§ 3. Понятие и структура правопорядка

Правопорядок — понятие, теснейшим образом связанное с понятием права. Последнее, как было показано ранее, может быть понято как система нормативно определенных правовых отношений (система правовых коммуникаций). Право представляет собой, таким образом, функционирующую коммуникативную систему, целью которой является установление такого общественного порядка, субъекты которого удовлетворяют свои интересы, реализуя субъективные нрава и обязанности.

Правопорядок следует отличать от общественного порядка. Под последним понимается система общественных отношений (коммуникаций), основанная на всех социальных нормах (включая нормы права, морали, нравственности, религии, этикета и т. д.) и соответствующих нормативных ожиданиях и действиях. Соответственно такая система имеет упорядоченный (согласованный, легитимный, стабильный) характер. Общественный порядок возникает благодаря институционализации схем поведения и поддерживается через наделение людей обязательным знанием в процессе социализации и его закрепление в процессе повседневных взаимодействий. Наряду с правовым порядком выделяют порядок экономический, политический, нравственный. Правовой порядок — неотъемлемая часть общественного порядка.

Результатом действия права и будет являться установление правопорядка на «выходе» такой системы. Правопорядок можно рассматривать как правовое состояние общественных отношений, т. е. как результат непрерывного процесса воспроизводства правовых коммуникаций. Правопорядок не отделим от понятия права, и можно утверждать, что там, где есть право, есть и правопорядок, и наоборот.

12 Алексеев Н. Н. О гарантийном государстве// Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998. С. 604-605.

457


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Правопорядок всегда носит фактический характер, т. е. правопорядок — это не замысел законодателя, а реально существующее в обществе воспроизводство правовых коммуникаций. Поэтому правопорядок как социальная реальность может существенно отличаться от «абстрактного правопорядка» (законодательной идеи правопорядка), заложенного в текстах законодательства. Поскольку правовые тексты создаются не только государством, то и в правопорядке следует выделять государственный правопорядок и социальный правопорядок. Государственный правопорядок возникает на основе реализуемых норм государственного права, а социальный правопорядок — на основе норм внегосударственного, социального права. В принципе эти правопорядки сосуществуют как подсистемы единой системы правопорядка, взаимодействуя и дополняя друг друга (по принципу диалога). Следует, однако, иметь в виду, что в определенных аспектах правовой действительности между ними возможны и конфликты (разрывы в правовой коммуникации), которые разрешаются в пользу того или другого правопорядка.13 Следовательно, правопорядок является результатом не только сознательной, рациональной, волевой деятельности социальных субъектов и их функционально-структурных образований, включая государство, но в своем целостном и глубинном значении — результатом правовой самоорганизации общества.

13 Один из возможных вариантов коллизии правопорядков описан Л. С. Яви-чем: «Когда рост производительных сил приводит к ломке устаревших производственных отношений и появлению новых отношений собственности в недрах прежнего строя, то последние образуют новый тип первичных правоотношений, которые находятся в антагонизме с тем правопорядком, который продолжает поддерживаться архаичным законодательством и связанной с ним старой законностью. Под напором прогрессивных элементов будущего правопорядка официально признанный порядок отношений расшатывается, разлагается отжившая свой век законность, падает значение безнадежно отставшего законодательства, а связанная с ним правовая политика государства испытывает глубоко кризисное состояние. Иной процесс расшатывания правопорядка снизу может иметь место тогда, когда государственная власть декретирует введение таких отношений, которые обгоняют роет производства настолько, что, вопреки законам государства и требованию властей их соблюдать, не имеют под собой материальной почвы. Новый, искусственно навязанный правопорядок, основываясь на государственном принуждении, каким-то образом действует в политических отношениях, но постоянно наталкивается на правоотношения, соответствующие реальной ступени развития отношений производства, распределения и обмена. Такой искусственный правопорядок нестабилен, подрывается стихийно воспроизводимым правопорядком, согласован только с законом и потому с экономической точки зрения вреден, постоянно деструктируется, отрицательно влияет на состояние законности» {Явич Л. С. Сущность права. С. 162).

458


Глава XIX. Законность и правопорядок

«Как университет не есть регулирующий его деятельность университетский устав, церковь не есть церковное право, рабочий синдикат не есть то... синдикальное право, которым регулируются отношения между ним и его членами и взаимное отношение между последними как членами синдиката, точно также государство следует отличать от порождаемого им государственного правопорядка, регулирующего отношения между государством и гражданами и взаимные отношения последних между собою. Поэтому надо различать две стороны: проблему отношения между государственным правопорядком и правопорядком вообще и между государством и правом в более узком смысле этого слова. В Средние века несовпадение государства с обществом, государственного правопорядка и правопорядка вообще, государства и права было совершенно наглядным. Государство было только одним из общественных союзов наряду с многообразными другими общественными ассоциациями, имевшими независимое от него бытие, вступавшими с ним в борьбу и часто выходившими из этой борьбы победителями. Государственный правопорядок был только одним из видов правопорядка, и притом роль его по сравнению с негосударственным правопорядком, имевшим самые разнообразные источники (обычное право, церковное право, гильдейское право, договорное право феодальной иерархии), была весьма ограничена. Государство само не считало правотворчество своей существенной функцией и в своей жизни даже руководствовалось большею частью не им установленными, а заимствованными из других правопорядков нормами. Впервые абсолютизм провозгласил монополию государственного правопорядка, откуда и идет отождествление государственного правопорядка с правопорядком вообще и поглощение им всех других правопорядков. Параллельно с этим шел процесс... уничтожения всех других общественных союзов... превращения их из корпораций в "учреждения" и органы государства. Ликвидировав все старые феодальные общественные связи, государство стало как бы лицом к лицу с обществом как неорганизованным агрегатом отдельных подданных. Однако, присвоив себе монополию права и сделав правотворчество своей существенной функцией, абсолютистское государство не отождествляло себя с правом: оно считало себя стоящим над правом и на порождаемое им право смотрело лишь как на орудие более обширной и универсальной задачи осуществления общего Блага. Только с либерализма идет отождествление государства с правом в виде поставления государству в качестве единственной и не исчерпывающей его задачи правотворчества и пра-воохраны. Государственный правопорядок еще резче мыслится здесь как правопорядок вообще, общество — как простой агрегат отдельных атомов-граждан, нуждающихся для своей общественной жизни только в однообразном, на всю территорию общества распространяющемся праве-государстве. Как мы видели выше, концепция эта вполне разделялась и отрицавшими государство-право марксистами; новый либерализм, с одной стороны, и ревизионизм, с другой, находятся также всецело еще под ее влиянием. Впервые синдикализм решительно порвал с нею, противопоставив государству социальное право синдикальных организаций. Однако отрицание синдикализмом государства, противопоставление свободного социального права как права истинного, принудительному праву государства как праву мнимому, опять-таки затушевало всю проблему. Только гильдеизм, реставрировав идею государства, вновь поставил — уже в новой плоскости — проблему

459


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

взаимоотношения государства и права. Смысл лозунга "нового средневековья" в значительной мере сводится именно к отрицанию правовой монополии государства, к признанию государства одним только из общественных правотворческих союзов, наравне с другими, и к различению между государством и государственным правопорядком.

Коль, наиболее разработавший теорию гильдеизма, определенно различает между тремя понятиями: Общества-общения (community), общества-организации (society) и государства, расположенными как бы на двух плоскостях общественного бытия... Плоскость общения есть основная, глубинная плоскость общественного бытия: она кроет в себе полноту последнего, подобно личностям, из которых общение состоит, она характеризуется текучестью своего бытия, неопределенностью очертаний, бесконечностью и многообразием пребывающих в ней интересов и стремлений, неисчерпаемостью ее возможной активности; это есть плоскость обычаев, традиций, конвенциональных правил. Примером таких общений могут служить семья, деревня, город, нация, человечество. Над этой плоскостью возвышается, как его своего рода умаленная кристаллизация, плоскость организованного общества: в отличие от простого общения, организация есть более определенное единство лиц, преследующих общую цель... или совокупность целей; всякая организация функциональна (или многофункциональна, но не всефункциональна, как в потенции всефункциональна личность и община), то есть преследует ограниченные и определенные цели и руководится в своей деятельности определенными правилами, или нормами, как бы ни были они иногда рудиментарны по форме. Среди этих организаций имеются и такие, которые преследуют одинаковые интересы отдельных членов (например, акционерные компании), но также и такие, которые преследуют некий общий, сверхиндивидуальный интерес (например, церковь, тред-юнионы, университет). Чем важнее для общества функция, тем "существеннее" она как организация. Обычаи, традиции, условные правила поведения сгущаются здесь до определенного правопорядка. Эта вторая плоскость есть поэтому плоскость социального права, столь же разнообразного, как и разнообразны те отдельные, определенные функции, которые лежат в основе соответствующих организаций. Неправильно вознесенное со времени Ренессанса на какую-то высшую плоскость, государство в гильдейском строе относится к этой второй плоскости организованного общества. Оно — один из общественных союзов наряду с другими социальными правопорядками. Однако внутри правопорядков уже, а не порождающих их организаций можно различить тоже как бы два слоя, сообразно степени принудительности, характеризующей отдельные правопорядка Не будучи простым принуждением, всякое право, однако, содержит в себе возможность такового».14

Государственный правопорядок поддерживается и обеспечивается государством, существуя в режиме законности. Нарушения законности подрывают и основы правопорядка. Но вместе с тем, как было отмечено выше, не всякое нарушение правопорядка свидетельствует и о нарушении законности.

14 Гессен С. И. Правовое государство и социализм //Гессен С. И. Избранные сочинения. М., 1999. С. 400-403.

460


Глава XIX. Законность и правопорядок

Основанием правопорядка являются правовые нормы, конституируемые через правовые тексты, а его содержанием — правомерное (коммуникативно-правовое) поведение субъектов, реализующих свои правомочия и правообязанности.

Итак, начиная данный учебный курс с понятия права, мы заканчиваем правопорядком. И этот результат закономерен, поскольку, описывая право как самовоспроизводящуюся систему правовых коммуникаций, состоящую из различных элементов, взаимосвязанных между собой, в итоге обращаемся к цели существования такой системы, — и этой целью является правопорядок.

Но то, что является целью права, представляет собой вместе с тем способ существования самого права, так как право в действии, право как система непрерывных самоорганизующихся правовых коммуникаций — это и есть правопорядок как один из поведенческих ракурсов права. Соответственно и право существует только через правопорядок и как правопорядок.

Дополнительная литература

Артемов В. М. Правопорядок в современном российском обществе: Концептуальные обоснования и инновации. М., 1998.

Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной практике. М.,1992.

Борисов В. В. Некоторые актуальные вопросы развития правового порядка // Вопросы теории государства и права. Вып. 1. Саратов, 1998.

Горшенев В. М. Законность как достояние правового государства // Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград, 1991.

Ефремов А. Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве: Автореф. дисс. ,.. докт. юрид. наук. Саратов, 2001.

Законность в Российской федерации. М., 1998.

Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994.№3.

Правовой режим законности: Вопросы теории и истории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб., 2001.

Становление правового порядка в Российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы): Сб. статей. Саратов, 1995.


ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ГЛАВАМ

Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. М., 1981-1982. Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Нижний Новгород, 1997.

Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 2002.

Вишневский А. Ф., Горбатюк Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права: Учебное пособие. Минск, 2002. Гревцов Ю. И. Социология права: Курс лекций. СПб., 2001. Иконникова Г. И.,Ляшенко В. П. Основы философии права. М., 2001. Комаров С. А. Общая теория государства и права. М., 1997. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для

вузов. М., 1998. Ливший Р. 3. Теория права. М., 1994.

Луковская Д. И., Гуг^ериев X. С., Козлов В. А., Поляков А. П. Введение в теорию права (историко-методологический аспект): учебно-научное пособие. СПб., 1996.

Магазине? Я. М. Общая теория права на основе советского законодательства// Правоведение. 1997, №3-4; 1998. № 1-^; 1999. № 1-2. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2004. Матузов Н. И., Малъко А. В. Теория государства и права: Учебник.

М.,2002. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для

вузов. М., 2002.

Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. М., 2001. Оксамытный В. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М„ 2004.

462


Основная учебная литература

Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., 1995. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник. М., 2001. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского,

В. Д. Перевалова. М., 2003. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н. И. Матузова,

А. В. Малько. М., 2002.

Теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2002. ЧерданцевА. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002.





1. Єврейське населення Поділля у роки Великої Вітчизняної війни 1941-1945 рр
2. Україна в писемних джерелах; 1199 р
3. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством си
4. ВОЛНОВАЯ ОПТИКА. ТЕПЛОВОЕ ИЗЛУЧЕНИ
5. Менеджмент торговли И
6. Грибы1
7. Модуль 1 Эволюция взглядов на категории риск.
8. ~02 -2а S ~~0 t -2 Уравнение скорости при равноускоренном движении ~~0t Ускорение
9. патологические
10. Я думаю что сочетание тех жанров и элементов искусства которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез
11. по теме- Магнетизм
12. монтажных работ платных услуг населению.html
13. по теме- телефонный этикет
14. на тему Товароснабжение как элемент коммерческой деятельности торговых предприятий.
15. Устойчивость систем автоматического управления
16. Договор купли-продажи недвижимости.html
17. технологии пластического интонирования4 Принципы обучения музыкальноритмическим движениям
18. Лизинг оборудования для малого предпринимательства
19. Жизнь и творчество ВИ Даля
20. творці посилаються на міжнародні стандарти наприклад ISO 9000 серію міжнародних стандартів що описують вим