Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лабораторная работа № 5
Тема: "Цветовой контраст"
Цель: Изучение цветового контраста
Задачи: Произвести оценки контраста:
Теория.
Физиологи, начиная с И. Гете, Г.Гельмгольца, и многие выдающиеся художники изучали проблему цветового контраста. Изменение контраста, по-видимому, можно объяснить с позиции закона Вебера-Фехнера. Эффект контрастности - это проявление одного цвета по сравнению с другим. Контраст имеет множество физических и физиологических причин. Из закона Вебера-Фехнера следует, что максимальный контраст наблюдается, когда цвета максимально различаются по тону, яркости и насыщенности. Например, когда экран и цветовой источник лежат на противоположных сторонах спектра (желтая луна на темно-фиолетовом небе). Контраст наблюдается при изменении интенсивности освещения окружающего поля. Поверхность обычно кажется более яркой, если окружение темное, а цвет воспринимается как более интенсивный, если его окружает поле, окрашенное в дополнительный цвет. Различают контрасты по яркости, насыщенности и цветовому тону. Примеры различных контрастов даны на рис. 6.4. Выдающийся дизайнер и исследователь цвета Иоганес Иттен различал 7 видов цветового контраста:
1. Контраст цветовых сопоставлений. - когда цвета различаются по тону.
2. Контраст светлого и тёмного, - когда цвета различаются по светлоте, например, желтый спектральный и желтый затемненный цвет.
3. Контраст холодного и тёплого, - например, теплого оранжевого и голубого холодного.
4. Контраст основных и дополнительных цветов, - например, желтого и синего, зеленого и пурпурного.
5. Симультанный контраст (цветовая индукция, пространственное изменение цвета).
6. Контраст цветового насыщения, - например, светло-желтого и желтого, красного и розового, фиолетового и лилового.
7. Контраст цветового распространения, учитывающий иррадиацию.
Рис. 6.4. Различные контрастные сочетания цвета.
Оценки Иттена имеют качественный характер. В книге Мироновой рассмотрены приближенные количественные оценки контраста. Рассмотрим 2 цветовых поля с яркостями, насыщенностями, и тонами B1 и B2, P1 и P2 , λ1 и λ2 соответственно. Исходя из этого, можно выделить следующие приближенные количественные оценки контраста.
Яркостный контраст Kb отношение разности яркостей двух сравниваемых цветовых полей ΔB к большей яркости Вmax:
При Kb > 0,5 большой контраст;
при 0,2 < Kb < 0,5 средний контраст;
при Kb < 0,2 малый контраст.
Контраст по насыщенности Kp= ()отношение разности величин насыщенности двух сравниваемых цветовых полей к большей величине насыщенности:
При Kp > 0,5 большой контраст;
при 0,2 < Kp < 0,5 средний контраст;
при Kp < 0,2малый контраст.
Контраст по цветовому тону Kλ:
Kλ = |λ1- λ2|, Если Кλ> 180º, то применяется формула: Kλ = 360º -|λ1- λ2| (тона даны не в нм, а в угловых градусах).
Данный контраст определяется величиной углового расстояния между цветами в 10-ступенном круге:
110º < Kλ< 180º большой ;
70º < Kλ < 110º средний;
Kλ < 70º малый контраст
Ход работы
Рис. 1.1 Окно палитры
Таблица 1 - Пример таблицы цветов
№ цвета |
Изобра- жение |
R |
G |
B |
Яркость |
Р, % |
λ |
1 |
37 |
248 |
7 |
120 |
33,33 |
300º |
|
2 |
237 |
28 |
36 |
125 |
34,25 |
90º |
|
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
6 |
где Вλ яркость данного цвета,
ВБ яркость белого цвета (в Microsoft Paint - 240).
Таблица 2 - Пример сводной таблицы данных для расчёта контраста выбранных цветов по отношению к зелёному фону
Изо-бра-же-ние |
R1 |
G1 |
B1 |
Ярк1 |
P1, % |
λ1 |
R2 |
G2 |
B2 |
Ярк2 |
Р2, % |
λ2 |
37 |
248 |
7 |
120 |
33,33 |
300º |
237 |
28 |
36 |
125 |
34,25 |
90º |
|
Kλ = |300º-90º|=210º, так как Кλ> 180º, то применяется формула:
Kλ = 360º -210º=90º - средний контраст по цветовому тону для цветов 1 и 2;
Структура отчета по выполненной работе: номер лабораторной работы, тема, цель, задачи, краткая теория, сводная таблица с данными для 6-ти основных цветов, таблицы для прихода каждого цвета к белому и черному цветам, выводы по лабораторной работе.
Контрольные вопросы: