У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема взаимосвязанных представлений понятий взглядов теорий о социальных процессах разных уровней жиз

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

2. Структура социолог. знания.

Это не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах. Это определенная   упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся  социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней     (жизнедеятельность  отдельных людей,  социальных групп или общества в целом). Исходным моментом структуры социологич. знания  выступают знания об обществе как целостном социальном организме. Это есть знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах общ. жизни. и их взаимодействии. Структура соц. знания: соц. состав населения страны и соц. структура общества; научные представления, взгляды, теории, относящиеся к так называемой политической социологией; научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе соц. институтов. Конкретные соц. исследования составляют важную область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей.

. Соц структура общества.

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что в новом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами, отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность.

Поэтому понятие “класс” должно быть заменено понятием “страта”- или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации.

В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог РДарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие “авторитет”. На основе этого понятия Р.Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. Управляемая группа также разнородна

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения. Социальная мобильность —это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин “социальная мобильность” был введен в социологию в 1927 году П.А.Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П-А.Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном —движение вверх и вниз, 2) горизонтальном —передвижение на одном и том же социальном уровне.

Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли .социальную мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, коща новьш статус закрепляется за семьей этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений

Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.

Предложенная А.В.Дмитриевым социальная стратификация современного российского общества опирается на прежние марксистские представления о классах, не выявляет более конкретных социальных групп внутри тех или иных классов. Например, вряд ли сейчас можно говорить о классе крестьян, поскольку в сельской местности можно четко вьщелить по крайней мере две социальные группы крестьянства: социализированное (кооперированное) крестьянство и частнопредпринимательское (фермерское). Следует отметить, что исследования по социальной стратификации российскою общества в настоящее время крайне затруднены из-за большой динамики общественных процессов

4. Предмет социологии.

1. С термином “социология” каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех “на слуху”. Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам.

Термин “социология” - наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией итд

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии французский  мыслитель О.Конт считал, что сопиологая —это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения знаменитого немецкого социолога М.Вебсра, социология —это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М.Веберу, —это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, коща по смыслу, который ему придаст субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных обшностсй, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология —это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

. Понимание и значение познавательной, управленческой, организационно-технической и прогностической ф-ций соц.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, так и непосредственно эмпирические исследования.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходные эпохи развития общества. В этом плане социология способна. 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

.8.9.12. Сущность соц исследования, типы соц исследований, процедура и алгоритм соц исследования, сущность методов поз-я.

Соц исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Начинается исследование с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т.д.

Второй этап - сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения - записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.

Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на электронно-вычислительной машине, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

Заключительный этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Разведывательное исследование - самый простой вид социологического анализа. Решаются ограниченные задачи. По сути, идет "обкатка" инструментария, т.е. методических документов. Обследуемые совокупности невелики: от 20-ти до 100 чел.

В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно, а тем более - ставится впервые. Разведывательное исследование позволяет получить оперативную социологическую информацию.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет дать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый глубокий вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В аналитическом выясняется вопрос: носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании обычно изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования.

Весьма существенную часть программы социологического исследования составляет логический анализ понятий. В этом разделе программы разрабатываются методологические процедуры, без которых невозможно заложить в инструментарии концепцию социологического исследования. Суть процедур сводится к логическому упорядочению основных категорий - понятий, которые будут применяться в исследовании. Логический анализ данных понятий требует глубокого и точного объяснения их содержания и структуры.

.12Методы познания и методики соц исследования.

Анкетный опрос - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной действительности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с "перевода" поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования, доступные пониманию опрашиваемых. Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:

- он не должен длиться более 30-40 минут;

- важно, чтобы интерес к предмету опроса;

- первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, а нейтральным;

- трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты;

- вопросы должны быть ясными, четкими, понятными;

- вопросы должны отвечать требованиям логики.

Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо "ввести" опрашиваемого в новую тему.В подобной же форме строится и обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании.

Итервью - целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, теснота контакта, взаимопонимание итервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или социальном явлении. При проведении интервью, исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника, социолог может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования).

Различают несколько видов интервью: свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Особенность глубинного интервью состоит в том. что оно преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явления, но и объясняющую причины, которые обусловливают появление данных фактов, явлений. Глубинное интервью большей частью применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.

Цель фокусированного интервью - изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.

При интервью с открытыми вопросами, которое обычно называют стандартизированным, исследователь обращается к опрашиваемым с вопросником, являющимся по сути дела, анкетой, в которой содержатся преимущественно вопросы закрытого типа.

Стандартизированное интервью - наиболее распространенный из всех выше перечисленных видов интервью. Чаще всего оно проводится при переписи населения.

Методом социологических исследований является также наблюдение, под которым понимается метод сбора первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Наблюдение в социологии - простейший метод сбора первичной информации, лежащий в основе других методов.

В социологической литературе можно встретить различную классификацию наблюдений. Они могут быть формализованные и неформализованные, включенные - когда исследователь является участником и невключенные, когда наблюдение осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Есть "полевые" наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные. Последние чаще всего используются в психологических и социально-психологических экспериментах.

Наблюдения бывают систематические - по заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени и несистематические (кратковременные)

Достоверно наблюдение тогда, когда при повторении его - в тех же условиях и с тем же объектом дает те же результаты.

Эксперимент - это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания

Проведение натурных экспериментов социологии, оно ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих из людей и требующих от исследователя строго соблюдения моральных и юридических принципов и норм.

Мысленные социологические экслерименты распространены довольно широко. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ

Следует отметить, что мысленные эксперименты позволяют более точно определить стратегию натурного социального эксперимента, но полностью его заменить никогда не смогут.

Методанализ документов, которые имеются в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития. Как правило, под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие в себе информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.

Котент-анализ. Суть данного метода сводится к тому, чтобы по выделенным признакам тех или иных терминов, выражений, употребленных в тексте документа, определить его содержание, направленность. При таком подходе к изучению документов их анализ, опирающийся на количественные признаки, становится объективным, уже не зависимым от позиции, занимаемой тем или иным исследователем по конкретной проблеме. Вместе с тем контент-анализу документов в определенной мере присуща своеобразная ограниченность, которая заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью количественных (формальных) показателей.

16.Социальный статус.

Статусом называется позиция, положение человека в группе. Быть лидером или аутсайдером в малой группе означает  иметь неформальный  или личный статус. Быть инженером, бизнесменом означает занимать формальный  ( социальный) статус. Статус реализуется через роль. Любой статус состоит из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Одни и те же  обязанности можно выполнять по разному, следовательно, у одного статуса может быть много ролей.    

. Ролевые теории личности.

Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: “социальный статус” и “социальная роль”. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный —это значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной —это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль —это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах:

ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

. ОгюстКонт Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе явился французский ученый и философ Огюст Конт (1798-1857). Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов.

Согласно такому пониманию развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет и общество.

Сами по себе эти качества ни в ком развиваться не могут. Необходимо, как минимум, наличие таких социальных институтов, как воспитание и образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений, выработать в себе соответствующие социальные качества. Необходимо их включение в разнообразные виды деятельности я общения, чтобы они могли осуществлять на современном уровне производственную, политическую и духовную деятельность - писателя, художника, композитора, ученого и т.д.

   Человек может играть малую или большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и абсолютно свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально-политические и другие институты.

Конт пользовался также понятиями "социальная статика" для истолкования структуры общества, и "социальная динамика", с помощью которого им раскрывался механизм функционирования и развития общества.

Конт вошел в историю как основоположник позитивизма - одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии и социологии.

Центральным звеном философско-социологических взглядов О. Конта является открытый им, как сам он писал, "великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества". Согласно этому закону познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда. Важное значение имеют воззрения Конта на проблемы гармонизации в развитии общества и его стабильности. Гармония в обществе есть гармония "между целым и частями социальной системы", а также "между самими ее частями".

Герберт Спенсер

Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии.

Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органически связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

Г. Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам.

Представляет интерес теория эволюции Г. Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному  (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). С точки зрения Г. Спенсера в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов.

Социальное равновесие истолковалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор.

. Дюркгейм.

Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога Э.Дюркгейма “Правила, социологического метода” (1895 г.). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э.Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознании потому, что у него другое основание, другой субстрат - коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознании), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознании каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

Вэбер. Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г.Зиммелем (1858 - 1918) и М.Вебером (1864 - 1920). Социология , по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности. У гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.

Г. Зиммель и М.Вебср отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как “общество”, “народ”, “человечество”, “коллективное” и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Г.Зиммель и М.Вебер формулируют ряд методологических принципов, на которые, по их мнению, опирается социологическое знание:

1) Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью.

) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых “научных прогнозов”.

3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. “Отнесение к ценностям кладет -предел индивидуальному произволу”, —писал М.Вебер.

М.Вебер различает понятия “ценностные суждения” и “отнесение к ценностям”. Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Отнесение к ценности - это процедура и отбора, и организации эмпирического материала.

5) Изменение ценностных предпочтений социологов определяется “интересом эпохи”, то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует.

Главным инструментом познания у М.Вебера выступают “идеальные типы”. “Идеальные типы”, по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. М. Вебер считает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности.

. Марксизм.

При создании этого учения К.Маркс и Ф.Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов.

) Одним из важнейших принципов исторического материализма является признание закономерности общественного развития. Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.

) Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К.Маркс и Ф.Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений.

3). Третьим важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни  (смена формаций).

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концепции развития общества как естественно-исторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только не зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание.

) Марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе.

26.Соц. мысль СССР. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап —с середины XIX века до 1918 года XX века, второй —с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий —с начала б0-х до наших дней.

На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература. Основная направленность состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и сопиологаи марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозгаашено, что “исторический материализм —это и есть социология марксизма”, и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых “социалистических завоеваний”. Начиная с этого времени, осуществляется идео-логизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х —начале 60-х годов, на волне так называемой “хрущевской оттепели”. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило так называемое “социальное планирование”, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов.

В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

28.Соврем соц теории.

Последние десятилетия в развитии современной социологии отмечены, с одной стороны, появлением новых социологических концепций, дальнейшим усилением их многообразия, а с другой —все яснее проявляющимся стремлением так или иначе преодолеть давно сложившийся, традиционный разрыв макро- и микросоциологии, теоретического и эмпирического, объективного и субъективного подходов к изучению и пониманию социальной реальности.

Немецкий социальный философ и социолог, представитель франкфуртской школы неомарксизма Юрген Хабермас сделал попытку соединить (на основе переосмысления марксисткой социальной теории) концепции структурного функционализма и концепции феноменологии, добиться “интеграции теории действия и теории систем”. Анализируя дифференциацию и взаимодействие “жизненного мира” и более широких социальных систем и подсистем, он пришел к выводу, что у Т.Парсонса теория систем поглотила теорию действия, так как он не учел специфику рационализации в “жизненном мире”, где она заключается в свободном, не навязанном извне согласии, и социальных системах, где она выражается в институализации ее нормативности. Поскольку рационализация в них происходит неравномерно (“жизненный мир” рационализируется значительно чаще, а социальная система достаточно редко), постольку между ними возникает и усиливается социальное противоречие, в рамках которого над обновленным “жизненным миром” устанавливается господство устаревшей социальной системы. Разрешение этого противоречия Ю.Хабермас связывает с процессом социальной “деколонизации “жизненного мира” и развития “политизированной общественности”, т.е. внегосударственных общественных объединений, призванных контролировать и ограничивать деятельность государственного аппарата.

Известный французский социолог, основатель Центра европейской социологии Пьер Бурдье (1930 г.р.) создал концепцию “структуралистского конструктивизма”, в которой попытался соединить объективное (влияние социальной структуры) и субъективное (конструирование личностью объектов) в социологическом познании, преодолеть односторонность как объективизма, так и субъективизма. Объединяя в своем учении принципы структурализма и конструктивизма, он использует два центральных в его концепции понятия —“социальное поле” и “габитус”.

Социальное поле —это социальное пространство, среда, в которой осуществляется различное взаимодействие людей, включающее целый ряд разных полей —политическое, экономическое, культурное, научное, религиозное и др.

Под габитусом он понимает “систему прочных приобретенных предрасположенностей” индивидов, которые формируются под воздействием объективной социальной среды и используются ими в своих действиях как исходные установки.

Английский социолог и политолог Энтони (Антони) Гидденс выдвинул “теорию структурации”, также направленную на интеграцию макро- и микроподходов к исследованию социальной реальности. Его не устраивают ни структурный функционализм с его недооценкой места и роли индивидуального, ни символический интеракцио-низм и феноменология с их гипертрофированием места и роли субъективного, индивидуального начала. Лучшим примером интегральной социологической парадигмы он считает труды К.Маркса, в которых макро- и микроанализ социальных явлений и процессов неразделимы.

Теория структурации Э.Гидденса исходит из того, что в общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно социальные действия создают и воспроизводят социальные структуры, а эти последние во многом обусловливают социальные действия. Поэтому социология, как и другие социальные науки, должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими, универсальными социальными формами, а с “социальным опытом, упорядоченным во времени и пространстве”, в основе которого лежит человеческая деятельностью.

Американского социолога, профессора Калифорнийского университета, одного из основателей неофункционализма Джеффри Александера (1945 г.р.). Его интегральная “многомерная социология”, опирающаяся на использование многих положений предшествовавших теорий Маркса, Дюркгейма, Вебера, Парсонса и др., особенно ясно направлена на синтез макро- и микросоциологии, структурного функционализма и феноменологии, конфликтного и системного, упорядоченного, индивидуального и коллективного подходов в социологии. В центре его внимания —социальные действия и социальный порядок, которые в его концепции вполне совместимы. Д.Александер частично признает справедливость критики ортодоксального структурного функционализма и необходимость его реконструкции, но в целом остается на его принципиальных позициях (отсюда —“неофункционализм”). Его новая теоретическая логика в социологии направлена на соединение “коллективистского” (системного) метода с микросоциологическим исследованием мотиваций социального действия. Намечая будущее в развитии современной социологии, он выступает против индивидуалистической, за коллективистическую перспективу. При всей значимости и этой концепции, она также не получила всеобщего признания, а задача создания общей, единой логики социологического знания до сих пор остается нерешенной, хотя тенденция движения к этому, как видно даже из приведенного краткого материала, обнаруживается достаточно наглядно в последние десятилетия.

. Социология, в структуре соврем. научн. знания.

    Как и политология, все они, в отличие от социологии, изучают не общество как целостную социальную систему, а ту или иную его часть, сферу, грань. Так, экономическая наука сосредоточивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы, как показывает жизнь, чем дальше, тем все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условии и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук.

Но если экономическая наука исследует закономерности только одной, пусть и очень важной сферы общественной жизни, то социология —значительно более общие, широкие закономерности, лежащие в основе развития общества как целого и специфически проявляющиеся во всех его сферах, в том числе и экономической. Одно дело изучать внутренние, специфические законы данной сферы, стороны общественной жизни, а другое —специфическое проявление более общих, социологических законов в этой сфере жизни общества. Первое —это задача экономической и других специальных общественных наук, а второе —задача социологии.

В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными науками. Возьмем, к примеру, правоведение. Социология рассматривает право, правовые отношения не сами по себе, а как часть целого, всей общественной жизни; она изучает не их собственные, внутренние, свойственные именно правовой сфере закономерности, а своеобразие проявления социологических закономерностей в данной сфере. Социология ставит перед собой задачу выявить влияние социальных факторов, социальных отношений, институтов и организаций на право и социальную роль права.

В свете сказанного ясно, что в вопросе о соотношении социологии и специальных общественных наук речь может и должна идти об их более или менее тесной взаимосвязи, а отчасти и взаимопроникновения в реальном исследовании общественной жизни при сохранении предметных границ этих наук, но не о поглощении социологией этих наук.

. Соц. Общности и их виды. Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системо-образуюшими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

Социальная общность —это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.

Социальные общности не являются умозрительными абстракциями. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.

Социальные общности —это не сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем.

Социальные общности являются объектами социального взаимодействия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, самодвижения. Становление и функционирование социальной общности происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования —от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами —от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики команды “Факел”) и т. д.

Однако значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системо-образующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.

Массовые общности характеризуются следующими признаками: 1) представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа в них вхождения;

2) для них характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности; 3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей.

34.Социальные конфликты.

Проблема социальных конфликтов является одной из актуальных в социологии. Конфликт –это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Противоречия пронизывают все сферы общественной жизни –экономическую, политическую, социальную и духовную. Существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником  происходящих в обществе изменений.

Виды кофликтов: межличностный ( внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания); межличностный  ( разногласие между 2 и более людьми из одной или из нескольких групп); межгрупповой ( это конфликт между соц. группами с противоположными интересами); конфликт принадлежности ( индивиды имеют как бы двойную принадлежность); конфликт с внешней средой –индивиды, составляющие группы, испытывают давление из вне).

Методы разрешения конфликтов: метод избегания конфликта ( избегание встреч с противником), однако избегание конфликта не означает его ликвидацию; метод переговоров позволяет избежать насилия, в процессе переговоров стороны обмениваются мнениями; метод использования посредничества это примирительная процедура; метод откладывания –нередко означает сдачу позиций; метод арбитража –руководствуются  нормами законов.

35.Актуальные соц-экон проблемы рос общества.

В центре экономической социологии находится прежде всего проблематика соотношения и взаимодействия экономической системы и общества в целом. Как часть общества экономика призвана служить обществу, а не наоборот. Это и находит свое выражение в понятии “социальная рыночная экономика”, т.е сильная развитая экономика, служащая решению социальных задач и достижению социальных целей общества.

Спору нет, становление развитой рыночной экономики, укрепление финансово-кредитной системы и особенно возрождение и развитие современной промышленности имеет первостепенное значение для успешного развития общества. В современном российском обществе сегодня достаточно остро стоит вопрос о том, пойдет ли оно по пути утверждения в нем олигархической системы, когда узкая группа богатейших и могущественнейших финансово-промышленных магнатов будет фактически управлять в своих корыстных интересах государством и обществом, или по пути утверждения подлинно демократического общества и социального правового государства, рационально регламентирующих развитие экономики в интересах всех классов, социальных слоев и групп или с учетом этих интересов.

Первый путь —это путь поляризации социальной структуры общества и его экономической и социально-политической жизни, неизбежно связанных с безудержным обогащением крайне узкого слоя (1—%) населения и резким усилением его влияния в общественной жизни, путь роста социальной напряженности и нестабильности. Второй путь —это путь преодоления полюсного характера социальной структуры общества и его социально-политической жизни, формирования “среднего класса” —главной социальной опоры демократического правового социального государства, путь утверждения и углубления социальной интеграции и стабильности, обеспечения и совершенствования подлинной демократии и социальной справедливости, необходимых для успешного развития социальной рыночной экономики.

Важное место в экономической социологии занимает исследование механизмов воздействия как экономики на социальную жизнь, так и особенно социальных механизмов развития экономики, прежде всего воздействия социальных отношений и форм организации труда на производительность труда и качество выпускаемой продукции и услуг. При этом может выявляться как функциональная, так и дисфункциональная роль экономических и социальных явлений и процессов.

К этой же области вопросов экономической социологии можно отнести и изучение социально-стратификационных последствий индустриального развития современных обществ.

Большую группу проблем экономической социологии, также находящуюся в центре ее внимания, составляют вопросы экономической культуры и ее взаимодействия с экономикой. Наиболее крупные российские исследователи в области экономической социологии (Т.И.Заславская, Р.В. Рывкина) определяют экономическую культуру как “совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности”. При этом они понимают экономическую культуру не как обособленную, самостоятельную культуру, а как “проекцию культуры в ее широком понимании на сферу социально-экономических отношений”.

В этом плане в экономической социологии очень большое значение придается исследованиям ценности труда и трудовой этики, оказывающих особенно сильное, прямое и непосредственное социальное воздействие на развитие экономической сферы.

. Принципы соц управления и их классификация.

Управленческий цикл носит название административной организации. Административная организация —это система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами официальных обязанностей, штатным расписанием. Административная организация включает в себя ряд необходимых компонентов. 1) распределение функций горизонтальную специализацию между целевыми группами (бригадами, участками, цехами, отделами и т. д.); 2) субординацию должностей, т. е. вертикальное распределение прав, обязанностей и полномочий, объема и меры ответственности в принятии решения на различных уровнях; 3) систему коммуникаций, т. е. систему передачи информации, которая действует “сверху вниз” (передача распоряжений, указаний, заданий), “снизу вверх” и по горизонтали. Эти функции объединяют руководство, т. е организацию процесса управления.

Управление представляет собой наиболее рациональный способ организации производственного труда. Управление - это целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Специфика социологического подхода к управлению состоит в том, что оно рассматривается со стороны деятельности, интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства - подчинения. Социология производственной организации изучает одну из их разновидностей - управленческие группы.

Синтетический подход к проблеме управления разработал А.И. Пригожий в своей работе “Социология организации” (М., 1980). В его основе лежит принцип, согласно которому управляющая система представляет собой менее сложный объект, чем управляемая или объект управления. Объект управления обладает относительно самостоятельной формой своего существования, а, следовательно, собственной логикой функционирования и инерционностью. Мера управляемости зависит от размеров предприятий, численности персонала и т.д. Степень управляемости также зависит от гибкости самой системы управления.

Эффективность управления во многом зависит от качества применяемых решений. Решение —это центральный элемент управления и организации производства. А.И.Пригожин предложил классификацию управленческих решений. Согаасно его мнению, все управленческие решения в организации могут быть разделены на два типа. Первый —жестко обусловленные (детерминированные и слабо зависящие от субъекта решения). Второй тип решений —так называемые ситуативные решения, где качества руководителя накладывают серьезный отпечаток на характер принимаемых решений.

. Руководитель в системе соц управления.

В связи с этим одной из важнейших проблем социологии производственных организаций является проблема стиля руководства.

Стиль во многом определяет эффективность и авторитет руководителя. В социологической литературе предложены различные классификации и типы стилей руководства. А-Л.Жу-равлев предложил три основных стиля руководства: директивный (автократический), коллегиальный (демократический) и пассивный (попустительский). Дадим краткое описание этих стилей:

1) Директивный (автократический). При строгом применении этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в .организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, работники получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию.

2) Демократический (коллегиальный). Этот тип руководителя сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений с подчиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Работники у такого руководителя получают достаточно полную информацию о своем месте в вьшолнении общего задания, о перспективах своего коллектива.

3) Пассивный (попустительский) стиль руководства максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости включается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу.

“Чистые” стили руководства далеко не всегда проявляются в деятельности предприятий. Как правило, имеет место сочетание каких-либо двух стилей руководства. Следует также отметить, что не существует универсального оптимального стиля руководства в организации. Оптимальность того или иного стиля проявляется в конкретной ситуации. К факторам, определяющим ситуацию в производственной организации, социологи обычно относят специфику целей и стратегии организации, уровень ее развития, технологию производства, особенности экономической ситуации, в которой действует предприятие, специфику региона, уровень ответственности, заинтересованности, дисциплинированности, квалификации и социокультурного развития работников.

В первом случае основная форма управления- приказ, распоряжение, правила и инструкции, санкции за отклонения, вознаграждение за неукоснительное соблюдение правил и распоряжений.

Второй метод предполагает формы косвенного воздействия на поведение человека, материальное и моральное стимулирование его труда. Основная установка при таком подходе заключается в стремлении в максимальном объеме использовать ресурсы и способности каждого работника, мотивировать его к успешной деятельности, учитывая ориентацию работника на каждый конечный результат.

41.Социология и право.

Триада челов. деятельности:  мораль, право, эстетика. Мораль –это система норм правил поведения. Право –оно социально обусловлено, оно изменяется отвечая соц. запросам общества. Функции права: охранительная ( право защищает права граждан и организации); регулятивная ( право регулирует общественную жизнь); коммуникативная ( передача  информации). Виды прав: личные ( право на жизнь, право на частную жизнь, свободу перемещения ); политические права ( избирать и быть избранным, свобода слова); социально –экономические ( право на труд, право на отдых ).  

. Малые соц. Группы.

 Другой более важной разновидностью социальных общностей •являются социальные группы.

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2) относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу, 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (от 2 до 15 —человек). Малая социальная группа —малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Характерными чертами малой социальной группы являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

5) добровольность вступления в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов.

Разновидностью  малых  социальных  групп  являются первичные группы. Отличительными признаками этих групп являются непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы “первичны” в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей.

46.Социология семьи.

Семья –один из наиболее древних и значимых соц. институтов. Но в любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это соц. институт, с другой –малая группа, имеющая свои законы функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих  экономических, политических отношений и одновременно –относительная самостоятельность. С институтом семье тесно связан другой общественный институт –институт брака. Семья –малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Основные типы семьи: традиционная ( патриархальная, роль лидера отводится старшему мужчине, экономическая зависимость от супруга, признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства ); нетрадиционная семья ( в ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточно на то объективных экономических оснований); эгалитарная семья ( семья равных, справедливое разделение домашних обязанностей, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, эмоциональная насыщенность отношений). Функции семьи: репродуктивная ( это воспроизводство в детях численности родителей), с репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи –воспитательная, хозяйственно –отличительная функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, проблема распределения домашнего труда, рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. Эта функция включает в себя и духовно –эстетические моменты, в том числе организацию семейного  досуга и отдыха.

. Соц изменения.

Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие. Ее укреплению в науке и в общественном сознании способствовало осознание глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. Термин “глобализация” —то есть Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов —это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация  связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, спаянную общей судьбой и общей ответственностью.

Такой глобалистский подход уже ярко обнаруживается в рассмотренных ранее концепциях “постиндустриального общества” и др. Эти концепции акцентируют внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенность же современного технологического переворота, связанного с информатизацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название “глобальных проблем современности”. Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему “выживания человечества”.

Социальный прогресс и регресс.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий  крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс. Глобальный, всемирно –исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется соц. прогрессом. Прогресс –это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс –локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени. Различают постепенный и скачкообразный  виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй –революционным. Реформа  - частичное усовершенствование в какой –либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция –комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающий основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Революция и реформы различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Первые предполагают радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, вторые требуют частичных улучшений  и постепенности.  

53.Социальные институты.

В западной социологии под социальным институтом чаще всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой  деятельности и организующих их в систему ролей и статус, образующих социальную систему. Социальные институты –исторически сложившееся устойчивые формы  организации совместной деятельности людей. Они признаны обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей субъектов, групп, общества в целом. Черты  социального института: постоянное и прочное взаимодействие между участниками и отношений; четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи; наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование соц. институтов. Институционализация –процесс упорядочивания и формализации социальных связей. Виды соц. институтов: реляционные ( определяющие ролевую структуру общества по различным признакам –пол, возраст, образование); регулятивные ( определяющие границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей); культурные ( связанные с образованием, культурой); интегративные ( связанные с социальными ролями, ответственными за удовлетворение потребностей и интересов соц. общности. Важным компонентом институциионализации является организационное формирование соц. института: создание его материальной, финансовой, ресурсной базы. Формирование соц. института происходит стихийно или сознательно, но в любом случае он характеризуется наличием цели.

55.Социальные конфликты в России.

Соц. конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества –соц. –экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений. Эти конфликты порождены реальными противоречиями в ходе углубления кризисного состояния общества. При этом соц. противоречия , служащие источником конфликтных коллизий, могут быть разделены на два основных вида. С одной стороны, это противоречия, порождаемые соц. –эконом. положением  членов нашего общества. В ходе углубления этих противоречий происходит столкновение различных  соц. групп, наций. С другой стороны, это политические противоречия , обусловленные прежде всего неприятием политики властей. Сегодня это находит отражение в противодействии многих общественных сил курсу правительства, ориентированному на смену общественно –политического строя. Можно согласиться с мнением о том, что в современной России конфликт стал повседневной реальностью. Страна стала полем действия соц. конфликт стал повседневным явлением. Страна стала полем действия соц. конфликтов, начиная с межэтнических и кончая соц. –массовыми, проявляющимися во многих забастовках. Трудовые конфликты –часто являются реакцией на дисбаланс в экономической и соц. политике правительства, на его неумение осознать последствия принимаемых решений. Соц. конфликты все более становятся нормой соц. отношений. В России создается общество с новым соотношением классов и соц. групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе.

. Расы, соц-этнические общности и нации.

Видное место в общественной жизни занимают этнические общности —этносы. Этнос —это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

   Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать

Другим важным условием формирования этноса является общность языка.

Значительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос.

Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание —чувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся  на  общие  генеалогические  предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с “родной землей”, с “родным языком”.

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации.

Как отмечалось ранее, важнейшим элементом формирования и функционирования любого этноса является такой элемент духовной культуры, как мировоззренческий —включающий в себя мифологические и религиозные представления. В этих представлениях происходило единение природного и духовного начала, природного и духовно-нравственного мира человека.

    Высшая форма русского этноса —нация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П.А.Сорокин. Согласно Сорокину, нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П.А.Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности еще не дают нации. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, — она действительно образует нацию.

. Культура как соц явление. Основные элементы культуры. Социальные функции культуры.

Термин “культура” латинского происхождения и первоначально означал “возделывание почвы, ее культивирование”. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте. В дальнейшем слово “культура” получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкулътуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур.

Но все же гаавное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Каковы же эти элементы? Язык —это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Элементы:

1) Первьм и наиболее важным элементом является познавательный, знаково-символический элемент, т. е знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык - это система знаков и символов, наделенных определенным значением.

2) Вторым не менее важным компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность —это свойство того или иного общественого предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В

Обычай —воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай —неписаные правила поведения.

Традиции —элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

Функции куль-ры:

) Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д.

2) Интегративная и дезинтегратшная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э.Дюркгейм. Согласно Э.Дюркгейму, освоение культуры создает у людей —членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты.

3) Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ранее - в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в школе, на производстве, в быту и т. д. и потому, что она содержит систему предписаний и запретов.

. Общество как челостная система.

Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М.Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система —это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Социальная система —это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь —это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Социальное взаимодействие —это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения —это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация - это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостояюльность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

61.Политическая социология.

Данная отрасль социологии направлена на изучение политической жизни общества, богатой по своему содержанию и весьма значимой для функционирования и развития общества. Понятие политика отражает вполне реальные полит. явления и процессы. К ним относятся прежде всего отношения между классами  и другими соц. группами по поводу государственной  и в целом политической власти на всех ее уровнях. Важной областью политики является гос. регулирование нац. отношений. К области политики относится  и регулирование отношений между государствами, составляющие основное содержание международной политики. Центральным моментом политики выступают отношения между классами, другими соц. группами нац. общностями, а так же государствами по поводу  по поводу политической власти. Субъектами политики могут быть любые соц. субъекты, вступающие между собой в отношения по поводу завоевания или осуществления полит. власти, в том числе классы, полит. партии, отдельные личности. В качестве субъектов политики  выступают нации и целые народы в их политических отношениях между собой, а также государства.

Политическая  система общества.

Полит. система –это совокупность существующих в обществе полит. институтов. Основные элементы полит. системы общества: органы государства, его законодательной и исполнительной власти; армия; правоохранительные органы; гос. арбитраж; полит. партии и движения; общественные организации. Ведущим звеном политической системы общества является –государство.




1. Реферат- Изучение проблемы диалога культур в контексте интерпретации восточной традиции в русской поэзии ХХ века.html
2. Промислова естетика
3. 2014 г ПОЛОЖЕНИЕ о чемпионате Республики Татарстан п
4. Международные валютные отношения и валютная система
5. 11 класс 5 декабря 2013 года
6. Кавказского социального института Рецензенты- Зав
7. Анализ основных средств предприятия
8. вещания Дата- Автор- О
9. Тема 16. Теория инфляции и антиинфляционной политики государства 16
10. Организация и экономика ветеринарного дела
11. Отражение в бухгалтерском учёте бартерных операций с запасами и основными средствами
12. истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности или проникаемости сосудистой стенки
13. а хімічної енергії в електричну гальванічні елементи паливні елементи; б електричну енергію в хімічну еле
14.  Использование одной функции 1
15. Лабораторная работа 1
16. До исторический этап - Человек выделяется из животного мира начинает использовать огонь орудия труда
17.  Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предпр
18. протеины Простые белки по растворимости и пространственному строению разделяют на глобулярные и фибрилля
19. Проектирование осветительной установки телятника на 520 голов
20. Введение в философию Введение в философию РАЗМЫШЛЕНИЯ АВТОРА Предназначенные как читателю так и с