Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1 Предмет и специфика философии М

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Тема 1

Предмет и специфика философии

М. В. Петрова

  1.  Философия как явление общественной жизни.
  2.  Предмет  и цель философии. Определение термина "философия".
  3.  Философия и мировоззрение.
  4.  Специфика философского знания.
  5.  Философия как одна из форм общественного сознания.
  6.  Структура философского знания.
  7.  Классификация философского знания.
  8.  Функции философии.
  9.  Роль философии в духовной  и материальной жизни общества.

1. Философия как явление общественной жизни

Философия  как явление общественной жизни многогранно. Философия выступает в нескольких ипостасях.

1.  Философия – это  определенные знания о мире.

2. Философия есть вид духовной деятельности,  и она представлена как философствование.

3. Философия есть вид литературы, набор текстов.

4. Философия – это особый язык.

5. Философия – форма культуры.

6. Философия есть тип мировоззрения.

  1.  Определение термина "философия". Цель и предмет  философии

Философия возникла в VII-VI веках до н. э. одновременно  на территориях Древнего Китая, Древней Индии и Древней Греции.  Процесс происхождения философии является  самостоятельной проблемой, и мы рассмотрим это позже, в лекциях по истории философии.

В переводе с греческого термин "философия" означает любовь к мудрости.  Первым, кто использовал слово "философ",  был Пифагор  (580-500 до н.э.). На вопрос Леонта, флиунтского  тирана, кто он такой, Пифагор ответил: "Философ", что значит "любомудр". Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы до единой только истины".1 Они называются философами – любителями мудрости, а не софосами – мудрецами, утверждал Пифагор, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.   

В качестве особой науки ее впервые выделил Платон (428/427 – 347 до н.э.), утверждавший, что начало философии – удивление, а ее задача – познание вечных и абсолютных истин – эйдосов – идей.

По мнению Аристотеля (384–322 до н. э.), предметом философии являются сверхчувственные  начала  и причины бытия.

Древнегреческий философ Эпикур (341–270 до н. э.) считал, что философия должна излечивать человеческие страдания, указывать путь к достижению счастья.

Иначе понимали предназначение философии софисты – древнегреческие учителя мудрости. Они полагали, что мудрость состоит    не столько в постижении истины, сколько в искусстве ее доказательства.

В настоящее время нет единого определения  понятия философии.  Понимание предмета философии связано с социально-историческими условиями, которые, как известно, меняются. Нельзя также просто суммировать все существовавшие трактовки предмета философии, чтобы получить ее современное определение. Наиболее адекватным определением, отражающим специфику философии на современном этапе, нам представляется следующая дефиниция.

Философия – это особая форма культуры, наряду с мифом, искусством, политикой, наукой и религией. Цель философии –  понимание окружающего нас мира.  Философия познает окружающий мир специфическим способом  – она ищет предельные основания  мироздания,наиболее общие, фундаментальные свойства и законы бытия, представляя мир как  целое.  В качестве особого типа знания, философия – это совокупность учений о  началах, принципах, законах, структуре  и смысле бытия в целом и его отдельных частей: природы, общества, человека, Бога.  

Философия –  особый вид духовной деятельности человека. Она – основа различных типов мировоззрения. Философия  является одной из форм рационального знания, использующая свой особый язык. Специфическими элементами философского знания  являются категории, принципы и идеи.  

Так как целью философии является  понимание окружающего мира, обнаружение смысла бытия, то исходной  формой философствования является вопрос, вопрошание.  Ряд вопросов: Что есть нечто? Что есть начало? Какова причина? (Почему? ); Какова цель? (Зачем?); Как должно быть? позволяют умозреть  предмет посредством рефлексии.

Отвечая на вопросы: Что есть мир?  Что есть Бог? Что есть человек? Что есть истина? Что есть красота? Что есть любовь? Что есть жизнь? и т. д.,  любой человек  начинает философствовать, превращается в философа

Предметом, основной проблемой,  основным вопросом философии является проблема бытия.

Объект философствования – это окружающий нас мир во всем его богатстве и разнообразии. Но предмет философии – бытие.

Слово «бытие» многозначно. В обыденном сознании «бытие» означает существование,  причем любое – мира в целом, отдельных его элементов. Человек  убежден, что мир есть, существует. Это убеждение основано на повседневном опыте.  Наличное многообразие мира  есть результат  предшествующего многообразия мира. Настоящее – результат прошлого.

В философии бытие – это проблема, это задача, которую надо решить, это теорема, которую нужно доказать.   Например, имеет место  вопрос: в чем единство наличного многообразия, где его основа. Это аспект проблемы бытия.

Человек заметил, что помимо осязаемых предметов и процессов, находящихся  вокруг него, существуют мысли, идеи, представления, чувства, которые находятся внутри него. Человек осознает, что мир материального и мир идеального   принципиально отличаются друг от друга. Нельзя потрогать мысль руками, нельзя взвесить два килограмма  счастья в магазине, нельзя одновременно оказаться в двух точках пространства и т.д. Какова природа идеального? – Это еще один аспект  проблемы бытия.

Сколько основ существования – одна, две или более?  Существует материальное единство мира: мир идеального возникает из и на основе материального мира? или существует идеальное единство мира: материальный мир возникает из и на основе мира идеального? Или, может быть, у мира две основы – материальное и идеальные бытие, и они равноправны?  Это тоже аспекты проблемы бытия.

В зависимости от решения проблемы бытия, все философские системы делятся на монистические и плюралистические. В рамках монистических философских систем признается одно начало мира.  Материализм усматривает в качестве начала и основы мира  материю. Идеализм полагает идеальное в качестве основы и начала мира. Различают объективный идеализм, который полагает началом мира объективное идеальное, которое существует до и наряду с субъективным идеальным и материальным миром, например Бог, Абсолютная Идея и т.д.  Субъективный идеализм рассматривает субъективное идеальное в качестве начала и основы мира, речь идет о "моем Я", "моем сознании", "моих ощущениях" как началах мира.

Плюралисты полагают, что основ мира две или более. Философы, признающие две основы существования  мира, называются дуалистами.

Решение проблемы бытия опирается на поиск не только основ и начала мира, но и  предполагает реконструкцию процесса происхождения мира, его генезис,  ставится вопрос о структуре мира и его целостности.

Кроме того, решение проблемы  бытия в философии   может включать аспект возможного бытия, потенциального бытия, бытия будущего, небытия инобытия и т.д.

  1.  Философия и мировоззрение

Возникновение философии 2,5 тысячи лет назад было связано с появлением  новых мировоззренческих ориентиров человека патриархального общества.  С изменением  мировоззрения общества в целом  меняется и философия. Смена систем   мировоззрений  происходит тогда, когда накопившиеся в обществе проблемы не решаются традиционными, "старыми" способами. В этом случае новый взгляд на вещи позволяет найти новое измерение бытия или новый смысл бытия и на этой основе продолжить развитие.  "Новый взгляд на вещи" формирует в обществе новые универсалии культуры, "новые идеи", которые рождаются  обычно в социальной борьбе, в период жестоких кризисов, в гуще народного сознания, затем они превращаются  философами в философские системы и категории. Любая  новая философская система "вызывается к жизни" для  решения какой-то фундаментальной проблемы "своего" исторического времени; решая это проблему, философия по-новому объясняет смысл бытия.  В дальнейшем, развивая те или иные философские системы, можно открыть новый смысл бытия, выдвинуть новую идею, которая намного опередит "свое" время. Развитие философии, таким образом, с одной стороны, детерминировано общественным развитием, изменением в мировоззрении, в основаниях культуры общества, с другой стороны, развитие философии определяется внутренней логикой, существующей в философских системах.

Поскольку в тексте лекции мы часто использовали термин мировоззрение, определим его.

  •  Мировоззрение – это система    наиболее общих представлений о мире в целом, определяющая отношение человека  к природе, обществу и самому себе. Мировоззрение – это тот элемент сознания, души человека, который придает им  целостность, определяет цель и смысл жизни.   Мировоззрение опирается на определенную картину мира. Структура мировоззрения включает  четыре уровня.
    •  Уровень мироощущения. Мировоззрение  всегда  эмоционально окрашено, так как оно является частью человеческой души. Палитра эмоций разнообразна. В  предельных случаях мировоззрение может быть оптимистическим и пессимистическим, эмоционально ярким  и эмоционально приглушенным. (Уровень чувств).
    •  Уровень мировосприятия. Это совокупность всех знаний, какими располагает человек (научные знания, обыденные знания, художественные знания, религиозные знания и т.д.). (Уровень  рассудка и разума).
    •  Уровень миропонимания включает  шкалу ценностей и идеалов, на которые ориентируется человек. Это индивидуально личностные представления о добре и зле, о приемлемом и недопустимом, о прекрасном и безобразном, о том, к чему следует стремиться. (Уровень   разума и веры).
    •  Уровень программ   и целей жизнедеятельности,  на котором располагаются модели активности человека и формируется практическое отношение человека к миру.  В предельном случае – это активное и пассивное отношение  к  окружающему миру. ( Уровень разума, веры и воли).

Мировоззрение

Мироустройство

Уровень практики. Уровень воли. Программы жизнедеятельности. Цели жизни. Модели поведения.

Миропонимание

Уровень разума и веры. Шкала ценностей, система идеалов, на основе которых происходит оценка и понимание окружающей действительности, самопознание человека.

Мировосприятие

Уровень рассудка. Знания человека.

Мироощущение

Уровень чувств. Эмоционально-чувственное отражение мира

(пессимистическое мироощущение, оптимистическое мироощущение и т.д.)

  •  Носителем мировоззрения может быть  отдельный человек,  социальная  группа,  или общество в целом на определенном историческом этапе развития.

Мировоззрение наряду с характером определяют тип  личности, на  основе мировоззрения  формируются жизненная позиция человека, его поведение и жизнедеятельность в целом. Носителем мировоззрения может быть  отдельный человек,  социальная  группа,  или общество в целом. Например, мы можем говорить об индивидуальном мировоззрении какого-то человека – Иванова Ивана Ивановича; о мировоззрении социальной группы – мировоззрении врача, ученого, художника, юриста или  о мировоззрении общества эпохи Возрождения.  

Таким образом, мировоззрение – это  субъективный образ мира, опирающийся не только на знания, но и на систему убеждений, на  элементы веры и воли человека. Ядром мировоззрения являются  идеалы и ценности, которые определяют отношение человека к природе, обществу и самому себе, задают смысл и цель его жизни.

Необходимым элементом мировоззрения является общая картина мира –  целостное представление о мире, которое формируется на основе известных человеку знаний, почерпнутых им из науки, религии, искусства, повседневного опыта, средств массовой информации и т.д.  Общая картина мира – это синтез чувственного и рационального уровня сознания, это результат процессов мироощущения, мировосприятия и миропонимания.

Хотя сами по себе  знания могут носить объективный характер, например закон Ньютона или таблица умножения, но как элемент мировоззрения эти знания приобретают  субъективный характер и становятся убеждениями, так как тот или иной человек признает таблицу умножения и закон Ньютона, т.е.  верит, что дважды два – четыре,  и верит в то, что существует закон всемирного тяготения.  Например, определенный   человек знает (убежден), что живет на Земле, на планете, которая вращается вокруг Солнца, кроме него существуют и другие живые существа. Все люди смертны, могут быть подвержены болезням. Человек может страдать, любить, бороться.  В мире существует добро и зло и т.д.  Таким образом, убеждения составляют содержание любого мировоззрения.

  •  Под убеждениями мы понимаем  утверждения и представления, истинность которых  очевидна и несомненна для субъекта, являющегося носителем этих убеждений.

Ядром любого мировоззрения являются идеалы. Идеал – это образ совершенства. В системе мировоззрения того или иного человека  определенный объект признается совершенным объектом. Это может быть все, что угодно – совершенная игра на скрипке, совершенная любовь, совершенное тело, богатство, слава, благородство и т.д.. Идеал –  это то, к чему мы стремимся осознанно или неосознанно; то, чем мы восхищаемся, перед чем преклоняемся; то, чего мы страстно желаем.

Несомненно, что в системе мировоззрения убеждения и идеалы определяют  систему ценностей.

  •  Ценности – это явления и предметы окружающего мира, как материальные, так и идеальные, признаваемые человеком, социальной группой, обществом за благо.

Так,  если мы стремимся стать настоящим священником, мы будем предпочитать аскетизм, избегать суеты, ценить духовное бытие выше материального и т.п.

Основные типы мировоззрений: мифологическое, религиозное,  философское, научное, художественно-образное, обыденное.

Типы философского мировоззрения:  материализм  – идеализм; рационализм – иррационализм; сциентизм – антисциентизм и др.  Философия – высший тип теоретического, систематизированного мировоззрения.

Материализм –  философское мировоззрение, согласно которому, началом и основой мира является материя, объективная реальность.

Идеализм –   философское мировоззрение, согласно которому начало и основа мир есть нечто нематериальное, духовное, идеальное – Бог, Абсолютная идея, Мировой разум и т.д.

Объективный идеализм – философское мировоззрение, согласно которому идеальное, духовное  существует изначально, вне и независимо от индивидуального сознания, до  мира и до вещей.

Субъективный идеализм  – философское мировоззрение, в рамках которого единственной подлинной, первичной реальностью является индивидуальное сознание человека.

Рационализм – философское мировоззрение, согласно которому мир устроен рационально, логично и его сущность может быть постигнута разумом.

Иррационализм – философское мировоззрение, согласно которому в основании мира лежит нечто  иррациональное (нерациональное), например, слепая воля, Дао, Брахман и т.д. Иррациональное начало непостижимо средствами разума, рассудком, логикой и может  быть осознано через интуицию, экстаз, мистику или иными нерациональными способами.

Сциентизм – это философское мировоззрение, согласно которому наука  является главной силой прогресса и основой благополучия общества и отдельного человека.

Антисциентизм – это философское мировоззрение, согласно которому наука – основная причина глобальных проблем человечества,  источник опасности,  сила, дегуманизирующая человеческую цивилизацию.

  1.  Специфика философского знания

Философия – это совокупность учений, то есть знание. Но философия – особый вид знания.

  •  Знание – это  закрепленные в форме языка образы, понятия, суждения, умозаключения, теории, идеи, гипотезы, ощущения, восприятия, представления, чувства, полученные на основе отражения в сознании человека объективного и субъективного мира.
  •  Язык – это система знаков, имеющих значение.
  •  Знак есть материальный, чувственно воспринимаемый объект, который  представляет другой объект; например слово "дерево" обозначает реальный объект, у которого есть крона, листья, ствол; у слова "дерево" этого ничего нет.
  •  Значение – это содержание, связываемое с тем или иным знаком. В лингвистике под значением понимают смысловое содержание слова. В логике  и семиотике под значением  языкового выражения понимают тот предмет или класс предметов, который обозначается эти выражением (это предметное или экстенсиальное значение).  Смысл выражения, его смысловое или интенсиональное значение – это мыслимое содержание, заключенная в выражении информация. Например,  предметным значением выражений        "Афанасий Петрович   Щукин" и "мой папа" является один и тот же объект, в то время как смысловое значение этих выражений будет различно.

Являясь знанием, философия обладает спецификой. Чтобы понять ее, необходимо сравнить философию с другими видами знания. В настоящее время  рассматривают повседневное (обыденное) знание, основанное на здравом смысле и  личном жизненном опыте; научное знание, полученное на основе теоретических обобщений, опытов, наблюдений и экспериментов; религиозное знание, основанное на вере в те или иные догматы; мистическое знание, опирающееся на интуицию, практику экстаза и непосредственное общение  с Богом; магия – знание, определяющее  сверхъестественное воздействие на эмпирический мир. Оно основано на представлении о скрытой связи всех вещей и, соответственно, на возможности воздействия одних вещей на другие путем выявления механизма их сакральной (божественной) связи.

Серьезной проблемой является  проблема различия философского знания и научного.  Эта проблема широко обсуждалась в рамках философии позитивизма на протяжении последних  ста лет. Кроме того, в марксизме философия  определялась как наука. В философских словарях и учебниках советского периода можно было найти следующее определение: "Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления".  Более того, на протяжении всей истории  существовала теснейшая связь между научными знаниями и философией. В период Античности философия  играла роль теории для научного знания. Знания по математике, физике, биологии, психологии были включены в  содержание философских концепций. В Новое время философия играла роль науки наук, предлагая развивающемуся естествознанию общенаучные методы исследования – метод дедукции, открытый  Рене Декартом и метод индукции, созданный Фрэнсисом Бэконом. Наконец, Гегель создал диалектическую логику  в качестве универсальной, общенаучной теории.

В настоящее время признано, что научное знание  объективно,  общезначимо. Научное знание всегда обосновано, доказано логически или эмпирически, то есть истина представлена не только как результат исследования, но и как процесс. Научное знание системно организовано, развивается в виде теорий.

Философское знание, в отличие от научного, не является объективным, общезначимым, то есть, нет такой философской теории, с которой согласилось бы все сообщество философов в какой-то исторический отрезок времени. Поэтому философское знание  всегда плюралистично. Предполагается  одновременное существование противоположных, альтернативных философских систем, которые считаются "истинными".

Принципиально различны и модели развития науки и философии. В науке  происходит движение от  теорий с меньшим эмпирическим содержанием к теориям с большим эмпирическим содержанием. Поэтому новая теория вбирает в себя все самое лучшее, что было в старой теории. Старая теория   обычно выглядит как частный случай новой теории. Иначе обстоит дело с развитием философии. Появление новой концепции не обесценивает содержание  предшествующей,  например, система Гегеля не отменяет философию Канта, Ницше не опровергает Фейербаха. Развитие философии кумулятивно: каждая "новая" философия  лишь добавляется к массе ранее созданных концепций. Каждая новая философия открывает новый смысл бытия, отражает новую систему мировоззрения.

Философские теории не могут быть эмпирически обоснованы в ходе отдельного эксперимента или опыта, но это не значит, что философское знание не обосновано вообще. Обоснование философского знания строится на основе интерпретации высказанных философских тезисов на материале любого знания, не обязательно только научного.

Таким образом, "истинность" философской концепции является условной. Философская теория отражает   определенный смысл бытия, детерминированный социально-историческими условиями, и он не является общеобязательным.

Итак, философия и наука имеют сходство, обе относятся к рациональному типу знания, но философское знание  необъективно, плюралистично,  не ограничено эмпирическим и логическим обоснованием; научное знание – объективно, всеобще,  логически, эмпирически обосновано.

В отличие от магии, религиозного, мистического типов   знания, философское знание рационально. Философ оперирует понятиями. Тезисы, которые он выдвигает в качестве утверждений, философ стремится   обосновать и  доказать, не принимая на веру никакие положения.

Рациональное философское знание представляет собой систему категорий и принципов,  в которых развертывается содержание определенной идеи. Эти системы в философии называются теориями или концепциями.

  1.  Философия как одна из форм общественного сознания

Поскольку выше мы определили различие философии и науки, начнем анализ форм общественного сознания с науки.

В настоящее время наука выступает в различных ипостасях:

  •  наука как специфический вид деятельности,
  •  наука как тип знания,
  •  наука как социальный институт,
  •  наука как форма общественного сознания,
  •  наука как тип мировоззрения,
  •  наука как феномен культуры.

Мы полагаем, что названные формы существования науки возникли не сразу, играют не одинаковую роль, какие-то первичны, другие – производны. В связи с этим мы предлагаем следующее определение понятия «наука».

  •  Наука – это социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, целью деятельности которых является получение, распространение и применение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Отличие философии от науки нами определено.  Необходимо сказать, что фундаментальные вопросы развития науки  исследуются в  рамках философии науки, частью этого направления являются исследования философских проблем естественных, общественных, технических и гуманитарных наук.

Посмотрим на взаимоотношения  философии с другими формами общественного сознания.

  •  Мораль как форма общественного сознания представляет собой моральное сознание. Оно   отражает  не правовые нормы поведения, общения и взаимоотношений людей, которые поддерживаются  и регулируются общественным мнением и духовными авторитетами. Моральные нормы – это неписаные законы поведения, воспроизводимые социальным организмом на основе традиций, обычаев и привычек. В моральное сознание включают так же  нравственные понятия  – добро, зло,  совесть, честь, справедливость, счастье; и нравственные правила – не убий, не укради и т.д.  Моральное сознание отражает  так же те качества личности, которые придают ей нравственный  характер – это добродетели: доброта, милосердие, сострадание, скромность, честность и т.д.  Моральное сознание включает обязательно и моральные идеалы – образы морального совершенства, например образ благородной личности, или образ совершенно мудрого, или образ всесторонне развитой личности, образ аскета, преданного Богу и  т.д.

Философия не занимается конкретными нормами нравственного поведения, но нравственное бытие как фрагмент социального бытия  она исследует. Этим занимается специальная философская наука этика.

  •  Право как форма общественного сознания представляет собой совокупность норм поведения и  норм социальных отношений, зафиксированных в "писаных" законах и других документах, охраняемых силой государства. Нормы права  опираются на государственное принуждение, этим они  отличаются от норм морали.

Философия, как и в случае с моралью, не занимается законотворчеством и не касается конкретных правовых норм. Но право, как фрагмент социального бытия и общественного сознания, она исследует. Соответствующий раздел философии называется философией права. До революции в российских университетах курс философии права читался на юридических факультетах.

  •  Религия как форма общественного сознания представляет собой выраженную средствами  языка и соответствующими чувствами      веру  в существование сверхъестественных сил и существ, которые  влияют на жизнь  человека  и мира в целом. Религиозная вера в отличие от других типов веры предполагает   исполнение соответствующих ритуальных действий в рамках культа того или иного бога. Объекты веры, постулаты веры не могут  подвергаться     критике верующими, так как они признаются священными объектами.  Положения религиозной веры выражаются в форме догматов – тезисов, критика которых запрещена. Отступление от канонов (догм) веры  или нарушение культа называются ересью.

Философия, в отличие от религии, не носит догматического характера. Постулаты философских концепций подвергаются критике,  обязательно доказываются. Конечно, существует религиозная философия, которая называется теософией.  В теософских системах средствами философии обосновываются религиозные догматы, но истинность самих догматов признается изначально.  В то же время в рамках философии существуют концепции, которые  занимаются критикой религии, это  атеистические философские системы. Причем первые атеистические концепции возникли одновременно с первыми философскими системами.

  •  Политика как сфера общественного сознания представляет собой систему   распределения и осуществления власти внутри государства и между государствами. Важным элементом политики является идеология –  совокупность идей, идеалов, программ, выражающих интересы и цели определенных социальных групп.

Философия не формулирует отдельные политические программы, но анализирует и исследует феномены политического бытия и политического сознания. Область философии, которая занимается фундаментальными проблемами политики, называется философия политики или политическая философия.

Искусство как форма общественного сознания представляет собой мир художественных образов, отражающих окружающую действительность через   призму субъективного мировоззрения художника средствами слова, звука, красок, формы, движения и т.д. Искусство обращено к душе человека и отражает определенное, эстетическое отношение человека к миру. Предназначение искусства – вызывать те или иные чувства, пробуждать эмоциональную сферу человека. Главное, что должно делать искусство, – это  волновать.  Действительно, чем-то человек восхищается, что-то ввергает его в ужас. Вся область   эмоциональных отношений, сфера прекрасного и безобразного, комического и трагического,  отражаются  в сфере искусства. Философия не занимается отдельными видами искусства, но исследует наиболее фундаментальные свойства  мира искусства в целом, соответствующая философская дисциплина называется эстетикой.

  •  Мифология (греч. myphos - сказание и logos - рассказ) - тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают: классическую М. как тип культуры, тотально представленный сакрализованными программами и базирующийся на архаических формах ментальности, и современную М. как феномен, представляющий собой вкрапление мифа в немифологическую по своей природе культурную традицию в результате сознательного рефлексивного целеполагания (социальная М. как вариант политико-идеологической практики). В структуру как классической, так и современной М. входят: 1) конститутивная (или информационно-содержательная) составляющая, включающая в себя: а) блок онтолого-генетический: космогония в классической М. и, соответственно, легендарно-исторический компонент социальной М., представленный сюжетами о становлении соответствующей социальной системы как упорядочивающей космизации предшествующего социального хаоса (например, миф о «происхождении ариев» или «народа-богоносца»); б) блок героико-генетический: классическая теогония и, соответственно, мифы социальной героики (легенды об «отцах-переселенцах», историко-революционный эпос и т.п.); в) блок прогностический: эсхатология в зрелых формах классической М. и утопии или программные модели построения «светлого будущего» - в М. социальной; 2) регулятивная составляющая, задающая поведенческие матрицы, парадигмальные установки интерпретации, замкнутый цикл ритмических процедур, структурно организующих календарь (календарные праздники в классической М. и, соответственно, регулярность массовых манифестаций и ритмичность сакрализованных идеологических акций - типа партийных съездов - в социальной). К интегральным характеристикам, общим как для классической, так и для современной М., могут быть отнесены следующие: 1. Глобальность масштаба: М. моделирует весь мир (в случае классической М.) и/или всю социальную жизнь (в случае М. социальной). 2. Синкретичность М. как совпадение семантического, аксиологического и праксеологического ее рядов: от слитности в архаической М. сакральных космогонических сюжетов с бытовыми технологиями (см., например, вавилонский миф о творении мира посредством разделки туши убитого животного или ближневосточные «гончарные» космогонии) - до самооценки марксизма как «отлитого из одного куска стали». В этой связи разрушение или замена одного (даже частного) фрагмента мифа чреваты гибелью всей мифологической структуры (см., например, частые смены технологической составляющей классической М. как фактор кризиса мифологического типа мировоззрения в целом). В этом смысле миф как феномен синкретической нерасчлененности противостоит такому феномену, как логос (ср. греч. myphos - речь, мнение, слово как единство семантики и сонорики и logos - слово в значении дифференцированности, структурности смысла: греч. lego - говорю и лат. lego - читаю, собираю, конструирую). (Новейший философский словарь).

Философия, с одной  стороны, есть преодоление мифа. С другой стороны, мифотворчество является своеобразным методом, который  философы использовали неоднократно.

  1.  Структура философского знания

С самого начала  возникновения философии структура философского знания менялась. Еще Аристотель делил философию на теоретическую, цель которой – знание ради знания; практическую, цель которой – знание ради деятельности, и  пойетическую  (творческую), цель которой – знания ради творчества. Теоретическая философия подразделялась на физическую, математическую и первую философию. Физическая философия изучала то, что существует отдельно,  и движется.  Математическая философия изучала то, что не существует отдельно, т. е. существует в  абстракции и неподвижно.  Первая философия изучала  начала и причины бытия.

К практической философии Аристотель относил  этику и политику. К пойетической философии – риторику и поэтику. Логику Аристотель считал обязательным введением ко всему комплексу наук.

Стоики выделяли в философии физику (натурфилософию), этику и логику. Это деление сохранилось и в философии Средних веков.

В настоящее время, помимо истории философии, принято выделять теоретическую философию и  практическую философию. К теоретической философии относятся: онтология – теория бытия (учение о сущем) и эпистемология (гносеология) – теория познания; аксиология – теория ценностей, праксеология – теория деятельности. В различных изданиях вместо  термина эпистемология можно встретить  термин гносеология. Но эти понятия совершенно равноценны.

К практической философии относятся: натурфилософия – философия природы; социальная философия – философия, исследующая социальное бытие; философская антропология – философия, занимающаяся проблемой  человека. В рамки социальной философии входят: философия экономики, философия права, философия техники, философия политики, этика, эстетика, атеизм, теософия, философия науки, философия культуры, философия истории, логика.

Нужно помнить, что любая практическая философия всегда  опирается на какую-то определенную теорию бытия, то есть имеет онтологическое основание.

Философское знание

1. История философии

2. Теоретическая философия

3. Практическая (прикладная) философия

  1.  Онтология – учение о бытии. Изучает начала, причины, законы, структуры, генезис бытия.
  2.  Гносеология – учение о познании. Изучает процесс, формы и методы, познания, сущность и критерии истины. Ее разделы логика, методология, теория истины.
  3.  Аксиология – учение о ценностях, которые определяют различные формы отношения человека  к миру: моральные, религиозные, правовые, эстетические и др. ценности.
  4.  Праксеология – философская теория деятельности
  1.  Натурфилософия – философия природы. Изучает природу как целостность, изучает атрибуты (фундаментальные свойства) природы – пространство, материю, время, движение, развитие и др.  Ставит проблему происхождения и эволюции природы. Проблемы космологии.
  2.   Социальная философия – изучает общество как целостность, наиболее общие свойства и зоны функционирования и развития общества. Отдельные стороны, сферы  жизни общества изучают философия политики, философия техники, философия права, философия культуры, этика, эстетика.
  3.  Философская антропология. Изучает проблему человека. Отвечает на вопросы о природе, о сущности человека, о целях и смысле жизни.
  4.  Теософия – философское осмысление Бога. 

  1.  Классификация философского знания

Несмотря на многообразие и разнообразие философских систем, их можно объединить в группы, осуществляя классификацию по тому или иному основанию. Например, если взять за основание исторические этапы развития человеческого общества, мы получим  следующую классификацию философских систем.

Философия Древнего мира (6 в. до н.э. – 5 в.)  (Философия Древней Греции и Древнего Рима; философия Древнего Китая; философия Древней Индии).

Средневековая философия (2–13 вв.).

Философия эпохи Возрождения (14-16 вв.).

Философия Нового Времени (17 в.).

Философия эпохи Просвещения (18 в. – нач. 19 в.).

Немецкая классическая философия (к. 18 в. – сер. 19 в.).

Философия 19 века.

Современная философия (20-21 вв.)

Если взять за основание  классические теории бытия, то философские системы распадутся на материалистические и идеалистические системы.  Если взять за основание классификации неклассические теории бытия, то философские системы разделятся на рационалистические и иррационалистические. Если  мы  возьмем  за основание классификации отношение к науке, то некоторые философские системы будут отнесены к сциентизму, направлению, признающему развитие науки в качестве положительного факта человеческого прогресса. Другие философские системы будут отнесены к антисциентизму. Они, соответственно, отрицательно оценивают роль науки в человеческой цивилизации.

Устойчивой единицей развития философского знания является философская система,  философская концепция,  философская теория. Все три термина – синонимы. Любой крупный философ создает свою собственную оригинальную философскую систему. Она может включать одну или несколько философских концепций. Если у философа есть ученики и последователи, которые придерживаются основных положений его философской системы, образуется философская школа. И мы говорим: такой-то философ – платоник, или стоик, или эпикуреец; а соответствующие философские школы  называем платонизм, стоицизм, эпикуреизм и т.д.

  1.  Функции философии

Специфику и предмет философии нельзя раскрыть полно, если не назвать  ее  функции.

Во-первых, это мировоззренческая функция, основная. Как мы уже говорили – философия есть теоретический фундамент мировоззрения, кроме того, изменение  в мировоззрении общества  ведет к изменению стиля философствования, к возникновению новых философских систем.

Во-вторых, это аксиологическая функция философии,  теснейшим образом связанная с мировоззренческой функцией. Философия исследует весь спектр  ценностей, которыми пользуется человек, и формирует его ценностную ориентацию.

В-третьих,  это гносеологическая  (познавательная) функция, так как философия представляет собой определенные знания о мире.

В-четвертых, это методологическая функция.  Исследуя процесс познания в целом и  методы конкретных наук в частности, философия создает свои собственные  методы, которые являются универсальными, всеобщими.

В-пятых, это интегративная функция.  В философии при создании концепций бытия используются предельно общие понятия – категории. На основе категорий осуществляется синтез знания посредством  соответствующих понятий меньшей степени общности, которые являются конкретизациями  данных категорий в отдельных областях знания. Например, философская категория развития может быть интерпретирована на основе понятий эволюции в биологии или астрономии. Философская категория времени связана с понятием времени, используемом в физике и т.д.

В-шестых,  это критическая функция.  Принцип  "подвергай все сомнению",  вошел в плоть и кровь философии с древнейших времен.

В-седьмых,  это идеологическая функция философии. Философия вырабатывает и обосновывает различные политические  общественные идеалы.

В-восьмых, это практическая функция философии. Если определенная философия претендует на выработку программы действий, программы преобразования действительности, то, без сомнения, она может оказать влияние  и изменить социальную действительность. Наиболее полно практическая функция философии реализуется через этику и философию политики.

8. Роль философии в духовной  и материальной жизни общества

На протяжении всей истории человечества  философия играла  очень важную роль.   На заре цивилизации философия помогла человечеству повзрослеть, освободиться от иллюзий мифологического сознания,  уйти из страны детства.  С этого времени процесс рефлексии, самосознания человечества  не прекращался ни на минуту. На каждом новом историческом этапе развития общества философия открывала все новые и новые смыслы бытия.

Понимание мира на основе созерцания, наивный материализм, наивный идеализм и наивная диалектика древних уступают в Средние века место религиозному мироощущению. Философия постигает глубины веры. В эпоху Возрождения великие географические открытия,  возникновение капитализма вносят в повестку дня проблему деятельного человека, появляется гуманизм – новое философское учение. В Новое время философия  стимулирует развитие опытной науки. Философы, формулируя общенаучные методы исследования,  выражают новое научное мировоззрение. В эпоху Просвещения в лоне философии  формируются идеи  грядущих социальных буржуазных революций.

В XIX веке философия открывает новое измерение бытия на основе теории развития,  принципов диалектики. Философия в рамках марксизма представляет грандиозный проект революционного преобразования мира, построение коммунистического  общества без эксплуатации человека человеком, без частной собственности, на основе социального равенства и духовного братства.  Труд впервые в истории человечества должен был превратиться из необходимости в жизненную  потребность каждого человека, а  всестороннее и свободное развитие каждого человека должно было стать условием всестороннего и свободного развития всех.

Во второй половине XIX века философия постигает мир иррационального, исследуя феномены воли и  бессознательного. В ХХ веке философия осмысливает феномен НТР, успехи кибернетики, выход человека в космос, открывает новые смыслы человеческой свободы в рамках экзистенциализма, феноменологии.

В настоящее время  перед человечеством стоят сложнейшие проблемы выживания: комплекс экологических проблем; проблемы голода, нищеты,  безработицы, безграмотности населения; проблемы, связанные с ростом насилия и агрессивности  в мире; проблемы, порождаемые продолжающейся гонкой вооружения;  проблемы, детерминированные сложным и противоречивым процессом глобализации.  Все это многообразие современного мира   отражается в философской рефлексии. В новых философских системах философы стремятся определить новые направления деятельности, новые измерения бытия, чтобы  человечество могло продолжить  свое поступательное развитие.

Практикум

Специфика философии

1. Ниже приводится отрывок из произведения русского мыслителя XIX  века Петра Лавровича Лаврова (1823 –1900) "Три беседы о современном значении философии".

"Дело в том, что философия, и она одна, вносит смысл и человеческое значение во  все, куда она входит. Мы осмысливаем нашу  деятельность настолько, насколько вносим в нее элемент философии. Насколько человек обязан отдавать себе ясный отчет в каждом слове, в своих мыслях, чувствах и действиях, настолько он обязан философствовать. Пренебрежение философией есть искажение в себе человеческого сознания. Требование сознательной философии равнозначно требованию развития человека.

...На этом основании мы должны отдать себе отчет в том, какое значение имеет философский элемент, присутствующий в человеческой деятельности. Мы увидим, что  в разных областях этой деятельности он проявляется различно… Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в  творческую деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и формы. Философия в жизни есть осмысление ежедневной деятельности… воплощение понятого единства всего сущего в практический идеал, единство мысли и действия… Философия есть понимание всего сущего как единого и воплощение этого понимания в художественный образ и нравственное действие. Она есть процесс отождествления мысли, образа и действия.

В человеке рядом с философией присутствуют другие виды деятельности: научная, художественная, религиозная. Покажем их различие от предмета, нас занимающего.

Наука есть сумма сведений, проникнутых философским мышлением, но  в ней главный интерес в сведениях, в фактах, а не в их построении. Научная деятельность, вся поглощена собиранием фактов и определением их достоверности. Философия не есть наука; она есть только деятельность, строящая науку, и без нее бы не существовало ни одной науки.

Искусство преследует красоту, стройную форму, оживленную пафосом художника: форма здесь существенное и только потому влечет за собой пафос, что художник – живая личность…Философия преследует тоже форму, но соответствующую содержанию. Для нее самое важное – содержание; форма должна ему  подчиняться, к нему приладиться.

Религиозная деятельность довольно сходна с философской по своим целям, но резко отличается от нее по состоянию духа личностей: вера есть существенный признак одной, критика – необходимое условие другой.

Таким образом, философия, отличаясь от прочих деятельностей человеческого духа, оживляет их все, сообщает им человеческую сторону, осмысливает их для человека. Без нее наука – сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь – механизм. Философствовать – это развивать в себе человека как единое стройное существо."

Вопросы

  1.  О каких функциях философии говорит  П.Л. Лавров? Назовите эти функции, ответ обоснуйте.
    1.  В чем специфика философии по Лаврову?

 

2. Отрывок из произведения   Николая Александровича Бердяева (1874 –1948) "И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения".

"Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении  всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и при том  с самых разнообразных  сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению самая возможность философии,  и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности.

...Первое и самое сильное нападение философии пришлось выдержать со стороны религии, и это не прекращается до сих пор, так как, вопреки О. Конту,  религия есть вечная функция человеческого духа. Именно столкновение философии и религии и создает трагедию философа. Столкновение философии и науки менее трагично. Острота столкновения философии и религии определяется тем, что религия имеет свое познавательное  выражение в теологии, свою познавательную зону. Философия всегда ставила и решала те же вопросы, которые ставила и решала теология. Поэтому теологи всегда утесняли философов, нередко преследовали их  и даже сжигали. Так было не только в христианском мире. Известна борьба арабских магометанских теологов против философии. Отравленный  Сократ, сожженный Дж. Бруно, принужденный  уехать в Голландию Декарт, отлученный от  синагоги Спиноза свидетельствуют о преследованиях и мучениях, которые философии пришлось испытать от представителей религии. Философам  приходилось защищаться тем, что они практиковали учение о двойной истине.

...Откровение в чистом и  первичном виде не есть познание и познавательных элементов в себе не содержит. Этот познавательный элемент привносится человеком, как реакция мысли на откровение. Не только философия, но и теология есть познавательный акт человека. Теология не есть откровение,  она есть вполне человеческое, а не божественное. И теология не есть индивидуальная, а социально организованная,  коллективная познавательная реакция на откровение. Из этой организованной коллективности вытекает пафос ортодоксии. Тут и происходит столкновение между философией и теологией, между мыслью индивидуальной и мыслью коллективной. Познание не есть откровение. Но откровение может иметь огромное значение для познания. Великие философы в своем познании всегда стремились к возрождению души, философия была для них делом спасения. Таковы были индусские философы, Сократ,  Платон, стоики, Плотин, Спиноза, Фихте, Гегель, Вл.  Соловьев.  Плотин был враждебен религии, которая учит спасению через посредника. Философская мудрость была для него делом непосредственного спасения. Между Богом философов и Богом Авраама, Исаака и Иакова всегда было не только различие, но и конфликт".

Вопросы

  1.  1. Почему, по мнению Бердяева, существует конфликт между философией и религией? В чем сущность этого конфликта?
    1.  Что такое теология?
    2.  Что такое откровение?

  1.  Н. А. Бердяев: "... Религиозное сознание грека ставило жизнь человека в зависимость от судьбы. Греческая философия поставила ее в зависимость от разума. И это деяние греческой философии имело всемирно-историческое значение. Оно положило основание европейскому гуманизму. Настоящий, призванный философ хочет не только познания мира, но и изменения, улучшения, перерождения мира. Иначе и быть не может, если философия есть прежде всего учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе.

…Философия возможна лишь в том случае, если есть особый, отличный от научного путь философского познания… Признание эмоционального познания, познания через чувство ценности, через симпатию и любовь не есть отрицание разума.  Поэтому можно смело утверждать, что   критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей.    Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое  осознание  духом смысла человеческого существования.

Вопросы

3.1. В чем специфика философского познания по Бердяеву?

3.2. Что есть философия, по мнению Бердяева?

  1.  Н. А. Бердяев: "Философы всегда составляют небольшую группу в человечестве, их всегда немного. И тем более поразительно, что их так не любят. Философию и философов не любят люди религии, теологи,  иерархи церкви и простые верующие, не любят ученые и представители разных специальностей, не любят политики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, не любят простые люди, обыватели. Казалось бы, философы люди самые безвластные, они не играют никакой роли в жизни  государственной и хозяйственной. Но люди уже власть имущие или к власти стремящиеся, уже играющие роль в жизни государственной или хозяйственной или стремящиеся ее играть, чего-то не могут простить философам. Прежде всего они не могут простить того, что философия кажется им ненужной, неоправданной, существующей лишь для немногих, пустой игрой мысли. Но остается непонятным, почему ненужная  и непонятная игра мысли самой незначительной кучки людей вызывает такое недоброжелательство и почти негодование. Это психологически сложная проблема. Философия чужда большей части людей, и вместе с тем каждый человек, не сознавая этого, в каком-то смысле философ.

Существует обывательская философия тех или иных социальных групп, классов, профессий, как существует обывательская политика. Человек, испытывающий отвращение к философии и презирающий философов, имеет свою домашнюю философию…

Мы должны констатировать социальную незащищенность философии и философа. Философия не выполняет непосредственных социальных заказов, Философ видит даже свое достоинство в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальна, философия персональна.  Религия и наука, столь разные по своей природе и столь часто враждующие, социально защищены, они выполняют социальный заказ, за ними стоят коллективы, готовые их защищать, Философия социально беззащитна, за ней не стоят никакие коллективы. Философа никто не станет защищать…

Философ должен в своем разуме, а не в разуме других  раскрыть истину, раскрыть сверхчеловеческое и божественное. Он познает не через коллектив. В философе всегда есть что-то от Спинозы и от спинозовской судьбы… Два положения может занимать человек в познании, как и во всяком творчестве. Или человек стоит перед тайной бытия и перед Богом, тогда возникает первичное и оригинальное познание, настоящая философия. В этом положении человека ему дается интуиция и дается откровение. Но тогда же он и наименее  социально защищен. Или человек стоит перед другими, перед обществом. Тогда и философское познание и религиозное откровение подвергаются социальному приспособлению  и социальной объективации. Но тогда человек наиболее социально защищен. Эта социальная защищенность покупается нередко тем,  что совесть и сознание  искажаются социально полезной ложью.

Двойственность антропоцентризма в философии определяется тем, что в человеке скрыта загадка бытия, и вместе с тем человек ограничен своей темой, уподобляет своему несовершенству всякое бытие и самое божественное бытие... Философия неизбежно антропологична еще в том смысле, что она не может быть оторвана от жизни, не может быть исключительно теоретической, она должна быть действием, и она связана с улучшением жизни, она неизбежно и практическая философия. К этому  стремились великие философы, философы, не порвавшие с мудростью. Отвращение к скуке, обыденности, повторимости, уродству, неправде жизни этого мира вызывает или уход из этого мира, или творческое, активное изменение мира, создание нового мира. Настоящая мудрая философия не может оставаться школьной академической философией. Положение философской элиты, оторванной от жизни, ложное и не может быть сохранено. Философия имеет практическую задачу, и неизбежно приближение языка философии к языку жизни. Философия связана с целостной жизнью духа, и она есть функция жизни духа. Она может узнать тайну бытия, лишь погружаясь в человеческую судьбу, лишь плача над ней, а не отвлекаясь от нее.

Вопросы

   4.1. О каких двух типах философии говорит Бердяев?

   4.2. Почему философия, по вашему мнению, подвергалась преследованиям?

Проверь себя

Ниже приводится отрывок из интервью журналиста с очень известным философом, постарайтесь догадаться, кто отвечает на вопросы.

– Что такое философия?

– Это довольно спорный вопрос. Я думаю, не найдется двух философов, способных дать Вам один и тот же ответ. Мой собственный прозвучал бы так: философия представляет собой размышления о предметах, точное знание о которых еще невозможно.

– Вы бы назвали Маркса философом?

– В известном смысле он, несомненно, был им, но давайте сразу оговоримся, что существует очень важное деление среди философов. Есть философы, считающие своим долгом поддерживать status quo, и есть другие, которые его нарушают. Маркс, конечно, принадлежал к последним. Что до меня, то я отвергаю оба эти подхода как не отвечающие истинному назначению философии. Я считаю, что дело философии не изменять мир, а познавать его, и это прямо противоположно тому, что говорил Маркс.

– Как бы Вы могли выразить ценность философии в сегодняшнем мире и в будущем?

– Я думаю, что философия имеет большое значение в сегодняшнем мире. Во-первых, потому, что она заставляет вас осознавать существование очень многих и очень важных вопросов, не входящих, по крайней мере, сейчас, в сферу науки, и приводит нас к пониманию того, что научный подход сам по себе неадекватен. А во-вторых, она все же делает людей немного скромнее интеллектуально и заставляет их сознавать, что огромное число вопросов, казавшихся решенными, оказывались неверными и что нет короткой дороги к знаниям. И что постижение мира, по моему мнению, – основная цель, которую должен ставить перед собой любой философ, – это очень долгое и сложное дело, в котором мы не должны быть догматиками.

Ключ

В отрывке приведено интервью с лордом Бертраном Расселом (1872 – 1970) – британским философом, логиком, математиком, публицистом, общественным деятелем, основателем концепции логического атомизма в неопозитивизме.

Темы рефератов

по философии

(основной курс)

  1.  Этапы развития античной философии. Милетская школа и Гераклит.
  2.   Этапы развития античной философии. Пифагор и пифагорейский союз.
  3.   Этапы развития античной философии. Элеаты.
  4.  Анаксагор. Эмпедокл. Демокрит. Этапы развития античной философии.
  5.  Сократ и софисты. Этапы развития античной философии.
  6.   Платон. Этапы развития античной философии.
  7.  Аристотель. Этапы развития античной философии.
  8.  Гедонизм. Этапы развития античной философии.
  9.  Кинизм. Этапы развития античной философии.
  10.  Стоицизм и скептицизм. Этапы развития античной философии.
  11.  Неоплатонизм. Этапы развития античной философии.
  12.  Этапы развития средневековой философии: апологетика и патристика.
  13.  Этапы развития средневековой философии: ранняя схоластика.
  14.  Этапы развития средневековой философии: поздняя схоластика.
  15.  Арабская философия средних веков.
  16.  Философия эпохи Возрождения: гуманизм – идеология и представители. Реформация.
  17.  Социальная философия эпохи Возрождения: концепции и представители.
  18.  Натурфилософия эпохи Возрождения и наука: теории и представители.
  19.  Философия Нового времени (17 век).
  20.  Философия Нового времени (18 век). Эпоха Просвещения.
  21.  Немецкая классическая философия: представители и ее значение.
  22.  Марксизм.
  23.  Экзистенциализм.
  24.  Философия Ф. Ницше.
  25.  Иррационализм.
  26.  Вл. Соловьев – русский религиозный философ.
  27.  Н. Бердяев: основные произведения и творчество.
  28.  Философские идеи творчества Ф.М. Достоевского.
  29.  Космизм – направление русской философии.
  30.  Н. Я. Данилевский и философия истории.
  31.  Русский консерватизм.
  32.  Идеи евразийства.
  33.  Славянофилы и западники: современный выбор России.

Вопросы и замечания  можно отправить по адресу:

 ssilver@udm.ru  ( Петровой Марии Владимировне).

1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986. – С. 309.




1. Том власть и персиковый блеск Эксклюзивные мемуары Билла Каулитца Автор UnendlichkeitimHerz
2. я черный В животе пусто и мне приходиться воровать лопатники
3. Воспитание и школа в Византии
4. Финансы Украины
5.  Зміст контрольних робіт та методичні вказівки до їх виконання 1
6. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук КИЇВ2001
7. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ ~ 2000
8. 40 2 Шк
9. Тобольская средняя школа 116 Тарановского района Костанайская область Конспект урока по биоло
10. Магнитные цепи с переменными магнитодвижущими силами
11. Лечение ЛОР-заболеваний
12.  Психология личности 4 месяца 144 уч
13. Реферат- Небольшое рекламное агентство
14. Методические рекомендацииотносительно учетной политики предприятия I.html
15. Psycheдуша logos наука учение ~ наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой фор
16. Вариант 3 Выполнил- Гиря А
17. 3 часа пешеходная В стоимость тура входит- авиаперелет а-к ЧСА Алматы ~ Прага ~ Алматы эконом клас.html
18. Біялогія лясных звяроў і птушакrdquo; 2.
19. Формирование и развитие террористических организаций в Пакистане (середина 1980 2000 гг)
20. Какого цвета ваши танцы http---txtme