Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Часть 5

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания.

5.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 5.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите точки зрения западников и славянофилов – и сформулируйте собственную позицию):

5.1.1. Каково место России в мировой истории? В чем заключаются особенности русской истории, русской культуры, русского национального характера?

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер. Основной особенностью русской культуры является «всечеловечность». Отсутствие образа абсолютного зла, стремление к справедливости и правде. Наиболее интересной частью культуры является единство и борьба противоположностей-элементов европейской и азиатской культуры. Вся наша история — борьба индивидуализма (а русские значительно большие индивидуалисты, чем даже американцы) и потребности в насильственном внешнем объединении. Эта жесточайшая внутренняя борьба, в которой победа любого из двух начал полностью дестабилизирует и даже разрушает все общество, — постоянная особенность русской культуры и, вероятно, одна из фундаментальных движущих сил развития как самой культуры, так и всего российского общества. Можно обозначить эту черту как индивидуалистическй коллективизм. Выделяют так же симбиоз личности с государством, как характерную черту русской культуры.

5.1.2. Является ли Россия частью Запада (западной цивилизации и культуры)? В чем проявляется общее и особенное в соотношении России и Запада? Каковы были и каковы должны быть их взаимоотношения?

Вопрос, принадлежит ли Россия к западной цивилизации, является в истории, социологии и культурологии дискуссионным. Согласно одному мнению («западничество»), Россия является частью западной цивилизации, но развивается с опозданием по сравнению с другими принадлежащими к ней странами. По мнению других, она является ядром особой цивилизации во многом враждебной Западу. Третьи полагают, что Россия находится на стыке цивилизаций и эклектически сочетает их отдельные черты, которые не соединяются в нечто целостное и непротиворечивое. По религии Россия ближе к западному миру. В начале своей истории она подверглась влиянию византийской и исламской цивилизаций. С XVII—XVIII веков она находится под сильным влиянием Запада и много заимствовала у него и в технологическом, и в культурном плане. Однако из-за перекосов, связанных с часто непродуманной вестернизацией России в разные времена — от Петра I до современности — среди населения России довольно распространено негативное отношение к «Западу».

Встрече России и Запада сопутствовала как реакция приятия, так и реакция отторжения. Западное проникновение в Россию стало особенно интенсивным в эпоху Смутного времени. «Всякому, сколько-нибудь знакомому с историей русской мысли, известно, какую центральную роль в ней играет тема об отношении России к Западу, - к тому, что с русской точки зрения обозначилось как «Западная Европа» в смысле всего Европейского континента на запад от русской границы. Проблемы не только общественно-исторической и политической жизни, но и философские и религиозные по большей части ставились и обсуждались в связи с этой темой…»

Отношения России с Западом были для нее значимы еще и потому, что это были отношения с близкими соседями и родственниками не только по территории, но и по духу - христианской вере. В этом смысле В.Зеньковский говорит, что:

«русское самосознание неизбежно связано с проблемой Запада и его взаимоотношений с Россией - и это означает и историческую и духовную неотрываемость нашу от Запада».

Полемика об отношениях России к Западу с неослабной остротой велась на протяжении всего XIX века, расколов русское общество на две половины - славянофилов и почвенников - с одной стороны, и западников - с другой. В ХХ веке эта полемика продолжалась и в среде русской эмиграции, и в советской России, которая, несмотря на катастрофическую и, казалось бы, случившуюся под влиянием западных идей трансформацию 1917 года, сделалась по отношению к Западу даже еще более оппозиционной, чем Россия царская. И в настоящее время, после крушения коммунизма, проблема эта не утеряла своей остроты.

Отношения к Западу русских мыслителей были сложными - они колебались в широком диапазоне между неумеренным почитанием и яростным отрицанием. Из двух этих позиций - восторженной и критической - больший интерес представляет последняя - по той причине, что она в своей критике глубоко и разносторонне рассматривает пути западной религиозной и культурной эволюции, сравнивает их с путями христианского Востока, выявляет проблемы и подвергает их всестороннему анализу.

5.1.3. Какую роль играет православие в отечественной и мировой истории? Чем оно отличается от других направлений христианства (католицизма, протестантизма)? Каким должен быть диалог с другими религиями и конфессиями?

Русское православие как бы объединило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу. Восточное миросозерцание, устремленное к Небу и проникнутое духом античной гармонии, положило свою печать светлости, легкости и окрыленности в основание нашей культуры. Христианство принесло с собой письменность. В православии церковь понималась как духовная опора сильной централизованной авторитарной власти государства. Светская же власть императора, царя или князя рассматривалась церковью как земное воплощение основополагающих религиозных идей.

Православная церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например, сохранен принцип автокефалии - самостоятельности национальных церквей. Отличительной особенностью православия является то, что со времен первых семи Вселенских Соборов к этому учению не добавили ни одного догмата, в отличие от католицизма, и не отказались ни от одного из них, как это имело место в протестантизме. В Православной Церкви ритуал довлеет над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувством. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала.Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов - неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат перевоплощения и догмат искупления. Суть догмата троичности Бога такова: Бог - не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех ипостасях: Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. Один из основных законов православия - правило рецепции, принятия всей церковью каких бы то ни было норм.

Католицизм. Основу веры католицизма составляют книги Нового и Ветхого Заветов (Святое Писание), решения 21 Вселенского Церковного Собора и суждения римских пап по церковным и мирским делам (Святое Придание). Католическая церковь, в отличие от православной, имеет единого главу - Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Папа исполняет тройную функцию: епископа Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан. В католической церкви все священники принадлежат одному из монашеских орденов и для них обязателно соблюдение целибата - обета безбрачия. Вообще католицизм достаточно снисходительно к человеку, так как исходит из убеждения, что греховность - неотъемлемая часть человеческой природы, безгрешен только Папа. Искупление грехов в католичестве возможно благодаря общественной деятельности. Огромную роль в спасении греховных людей играет так называемая сокровищница добрых дел, в избытке совершенных Христом, Девой Марией и святыми, распоряжаться которой может только Папа Римский. 

Протестантизм. Библия признается у большинства протестантов единственным источником вероучения. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Уделяя большое внимание человеческому воплощению Иисуса Христа, протестанты в большинстве своем, в качестве основного праздника признают Рождество. Основные богослужения - чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Как правило, отвергается культ Богородицы, святых, икон и мощей. Основной организационной структурой протестантизма является община, а иерархия священнослужителей не развита.В протестантизме можно выделить два основных направления: либеральное, признающее критику Библии, и фундаменталистское, настаивающее на буквальном понимании Библейских текстов. Либеральное направление-Сторонники его - лютеране - в качестве Символа Веры признают догматы, определенные на I и II Вселенских Соборах. Главный путь искупления грехов - покаяние. Признаются два христианских таинства - крещение и причащение. В лютеранстве сохранены литургия, церковный алтарь, облачение духовенства. Существует также посвящение в сан (ординация), есть свой епископ. В качестве главного символа лютеране принимают распятие, иконы отрицаются. Родоначальником фундаменталистского направления в протестантизме является Жан Кальвин. В качестве единой священной книги Кальвин признавал Библию.Отрицая духовенство, он утверждал принцип мирского призвания и мирского аскетизма (каждый верующий - священник). Спасение души кальвинизм предполагает не столько покаянием, сколько активной мирской деятельностью, предпринимательством. Кальвинисты отрицают внешние атрибуты культа - крест, иконы, свечи и прочее. Таинства крещения и причащения осуществляются у них символически. Основные формы богослужения - проповедь, молитвы, пение псалмов. Кальвинизм отрицает любую форму церковной организации, кроме общины. Протестантизм учит, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, то есть в добросовестном труде человек воплощает христианские заповеди. Протестантизм утверждает равенство всех верующих перед Богом и проповедует спасение верой уже в земной жизни, отрицает монашество, а также безбрачие духовенства. Для протестантизма характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти церкви и светской власти государства: Богу - богово, а кесарю - кесарево. Главным догматом протестантизма является догмат об оправдании одной лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

Провославная церковь призывает к свободе вероисповедания и учит своих членов уважению и любви к любому человеку, каких бы религиозных взглядов он ни придерживался", поэтому естественны межхристианское сотрудничество и диалог с другими конфессиями. Однако "в тех случаях, когда наши партнеры по диалогу встают на пусть ревизии вечных и неизменных норм, запечатленных в Священном Писании, диалог теряет смысл и прекращается"."В современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные и массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии"


5.1.4. Какой должна быть власть в России? Как должны строиться взаимоотношения государства, общества и личности в России?

Сильная власть должна иметь духовный авторитет. Люди должны чувствовать, что это их власть, преданная историческому делу. Это далее независимая власть: от иностранного капитала, от своей армии, от мафиозных структур, от каких-либо международных явных или тайных организаций, от партий, от всяких ультимативных нажимов, лоббистов, от церкви. И, наконец, эта власть должна быть в государственных делах волевым центром страны. 

Поэтому России нужна сильная власть, которая совсем не призвана посягать на необъятное и неосуществимое. Она не должна выходить за свои пределы и подминать под себя всю свободную, творческую жизнь граждан, претендовать на всевидение, всепредвидение и всемогущество. В противном случае, новая власть станет неизбежно надрываться и скомпрометирует себя, как это случилось с советской властью. 

5.1.5. Каким представляется будущее России? Возможен ли ее самобытный путь?

Задавая вопрос о будущем, мы отвечаем прежде всего на другие вопросы: сохранится ли целостность страны, сохранится ли смысл исторического бытия России и её роли в мире, будет ли преодолена демографическая катастрофа, будет ли найден национальный консенсус, придут ли к власти ответственные элиты, способные вернуть доверие народа, прекратится ли кризис идентичности российского общества, восстановится ли самоуважение народа.

По известному выражению, в России нет дорог, а есть направления. И направлений этих очень много, или достаточно много. В моём представлении искомое будущее – это целостность и суверенность страны, восстановление смысла исторического бытия России и её значимости в мире, достоинства быть её гражданином, преодоление демографической катастрофы и освоение Сибири и Дальнего Востока, нахождение специализации в высоких технологиях, прекращение разорения национальных традиций в образовании и развитие здравоохранения, забота о здоровье народа, нахождение национального консенсуса, приход к власти ответственные элит, способных вернуть доверие народа, укрепление стратегических позиций страны, спасение культуры и идентичности российского общества, восстановление самоуважения народа, построение капитализма, готового к национальному служению и служению людям. И начать с признания того, что всего этого нет. А значит, стать на время консерваторами, чтобы взять это из прошлого как основу будущего, чтобы конструировать из будущего, как обозначил этот процесс автор обсуждаемой статьи.

5.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 5.2. и дайте развернутый ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

5.2.1. Нужна ли в современном государстве и обществе смертная казнь?


        Вопрос о смертной казни был актуальным в той или иной степени на протяжении всего cущeствoвания государств. Однако не следует переоценивать его значимость в современных мировых и российских условиях. Нынешний Президент Российской Федерации Владимир Путин совершенно верно заметил: «Дело не в ужесточении наказания, а в его неизбежности»
Таланцев пишет: Если же в какой цивилизованной стране смертная казнь и отменена, то, очевидно, просто потому, что заслуживающие ее преступления там не совершаются; что, в свою очередь, является просто следствием достаточно длительного исторического периода, когда смертная казнь неукоснительно применялась к злодеям. В России же такого периода не было: у нас людей часто казнили, но как раз вовсе не за те преступления, за которые они смертную казнь действительно заслуживали – казнили за "экономические" преступления, за "измену Родине", за принадлежность к "реакционному классу" и т.п. За преступления же против личности в России как раз наказания традиционно были относительно мягкими – и плоды этого мы сейчас пожинаем». И с этим сложно не согласиться.
Вывод, который делает Таланцев: «…сам пострадавший должен прощать или, по крайней мере, не мстить сам за зло, но необходимость отмщения за это зло никто не отменял – просто осуществлять это отмщение должна третья сторона – государство». Разумная нить в данных рассуждениях очевидна – выполняются все (или почти все) основные цели наказания, которыми обычно считаются: восстановление справедливости, кара преступника, его исправление и устрашение, или предупреждение аналогичных деяний. Как заверяют противники казни, в данном случае не исполняется элемент исправления. Во-первых, кто сказал, что это главная цель? Ее вообще можно назвать факультативной, т.к. государство скорее надзиратель, нежели воспитатель. Во-вторых, что такое исправление? Устранение в чём-нибудь неисправности, повреждения, недостатка. Однако что если недостаток не устранить, кроме как его полным уничтожением? Как бы цинично это не звучало, вероятно, устранение человека можно также назвать исправлением.

В любом случае истинная цель наказания – защита общества и его индивидов. Защита от особо опасных преступников может осуществляться двумя способами – либо их полной изоляцией, либо лишением их жизни. Причем и та, и другая мера исключают исправление осужденного. Разве возможна реабилитация человека, находящегося в жестокой, нечеловеческой, преступной среде, что особенно ярко проявляется в России? Да она скорее из нормального, мирного человека сделает самого свирепого преступника. Говорить об исправлении в условиях нашей страны пока невозможно! Психологи заявляют, что имея цель исправить человека, вернуть его в нормальное общество, нельзя лишать человека свободы на срок более 3-5 лет. Но ведь за убийство в России дают хоть, на мой взгляд, и мало, но все же больше 5 лет. Так о каком тогда исправлении вообще идет речь? Взять те же условия, в которых содержатся преступники! На Западе и в США в среднем приходится 4,5-6 м2 площади на осужденного (по международным стандартам – 4 м2), в России же это число обычно колеблется от 0,1(!) до 1 м2.Данные статистики по нашей стране тоже не за реабилитацию. 30-40% выходящих на свободу вновь попадают за решетку. А сколько из отпущенных просто остались непойманными? Также следует помнить, что в России статистика никогда особенно не ценилась и официальные данные сильно отличаются от фактических.
Многие противники казни заявляют, что это негуманно. Но можно ли назвать гуманной мерой пожизненное заключение (которое предлагается подавляющим большинством как альтернатива), особенно в наших условиях? При пожизненном заключении элемент перевоспитания также исключается. Тогда, может, гуманнее будет предложить осужденному выбор?
Противники казни также говорят, что ни государство, ни человек не имеют права отнимать жизнь ни под каким предлогом. Но как же тогда общепризнанные принципы? Ведь закон допускает лишение жизни человека человеком. Например, в случае необходимой обороны, задержания преступника при его сопротивлении (т.е. по сути осуществление неофициальной смертной казни), а уж о войне и говорить нечего – там вообще нет никаких санкций за убийство врага, но ведь враг – такой же человек и вовсе не преступник. Разве принуждать убивать гуманно? Разве убийство вообще может быть гуманным (если оно, конечно, не осуществляется с согласия человека)? Но что если порой просто не остается иного выхода?

Один из аргументов против смертной казни, который приводит член РАН А.Д.Сахаров, следующий: «Всегда есть возможность судебных ошибок. Смертный приговор делает их непоправимыми... Наличие института смертной казни дегуманизирует общество». Во-первых, наличие ошибок не является поводом к прекращению деятельности в целом; возьмем, например, медицину (ошибки при диагнозе, ошибки в ходе операции и т.д.), но ведь об отказе от лечения и речи не идет. Во-вторых, смертная казнь, как мне кажется, не может дегуманизировать общество. По крайней мере, всяко не больше, чем войны, социальные конфликты и даже политические катаклизмы. Следует также учитывать, что народ почти любой страны большинством голосов высказывается за сохранение смертной казни.
Думается, что смертная казнь не должна исключаться из законодательства ни одной страны. Государство должно иметь возможность в крайней ситуации применить данную меру наказания. Другое дело, следует сузить круг наказуемых деяний и, возможно, ввести обязательный элемент рецидива или количественный фактор (т.е. осужденный должен совершить не менее двух преступлений). Скажем, едва ли кто-нибудь будет возражать, если казнят террориста, взрывавшего здания, или маньяка, кровожадно убивавшего людей.
О.Ф.Шишов предлагал сохранить смертную казнь за измену Родине, террористический акт, диверсию и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. «Относясь в принципе отрицательно к смертной казни, я полагаю, что сейчас отмена ее за все преступления была бы несколько преждевременной, ибо общественное мнение, с которым нельзя не считаться, не подготовлено к такой отмене»

Смертная казнь, безусловно, является сдерживающим фактором, ограничением. И с этой точки зрения ее можно расценивать как средство защиты общества. С.В.Познышев считал, что наказание имеет только одну цель – предупреждение преступлений, которое возможно в форме физического удержания (для преступников) или психического противодействия преступлению (для других членов общества). Учитывая, что наше общество еще не готово оказать должного противодействия ввиду еще не сформировавшейся общей нравственности и национального самосознания, ввиду неуверенности в стране, в народе и самом себе (наше государство сейчас находится на границе Запада и, так сказать, старого самого себя, своей самобытности), отменять смертную казнь нецелесообразно. Ни общество, ни страна к этому не готовы. Ведь замена смертной казни – пожизненное заключение, а вот с местами для осужденных у нас как раз проблемы.

Однако следует признать, что пожизненное заключение гораздо лучше смертной казни. Во-первых, довольны гуманисты. Во-вторых, преступник тогда смог бы принести обществу пользу, выполняя бесплатно различные работы (либо в пользу государства, либо в пользу пострадавшего, либо и в ту, и в эту). Однако бывают такие случаи, «когда оставление человека в живых несоразмерно с теми злодеяниями, которые он совершил» (прокурор И.М.Тараканов).

Условия же существования смертной казни, я полагаю, должны быть следующими. Во-первых, все дела, подпадающие под данный вид наказания, должны разбираться в Верховном суде в составе как минимум трех профессиональных судей и 13 присяжных, обладающих высшим юридическим образованием. Во-вторых, следствие и судебные заседания должны быть максимально открыты и доступны народу посредством СМИ. В-третьих, если присяжные выносят оправдательный вердикт, то для представителя обвинения должна наступать санкция (как минимум – понижение в должности и чине, как максимум – увольнение). И наконец, судьи при вынесении решения должны учитывать характеристику обвиняемого и рекомендации, даваемые психологами; минимальное наказание – 25 лет лишения свободы, максимальное – смертный приговор; апелляция и протесты невозможны.

Итак, еще раз отмечу, что каким бы негуманным актом ни казалась смертная казнь, ее отмена (в нашей стране особенно) нецелесообразна. Отдельное внимание хочу уделить педофилии. Люди обвиняемые в таком преступлении должны понести отдельное наказание,не исключающие смертную казнь. Во-первых кастрация. МОСКВА, 7 февраля. Госдума приняла в третьем чтении президентский законопроект, ужесточающий уголовное наказание для педофилов, а также предусматривающий в их отношении меры медицинского характера, в том числе химическую кастрацию. Но я считаю,что «химическая кастрация» слишком мягкое наказание, за содеянное преступление. В России, как и в мире , должны разрешить полную физическую кастрацию. С последующим применением смертной казни.(для педофилов)

5.2.2. Нужно ли в современном государстве и обществе легализовать эвтаназию?

Слово «эвтаназия» буквально означает: прекрасная (легкая, приятная) смерть. Среди проблем (определение смерти, взаимоотношения врача и пациента и др.) вокруг которых ведутся острые дискуссии в биоэтике, одной из центральных является проблема эвтаназии. Речь идет об особого рода случаях, когда смерть может считаться благом для умирающего или, по крайней мере, не является для него безусловным злом. В настоящее время технологии позволяют достаточно долго поддерживать жизнь больного, находящегося в необратимо бессознательном, вегетативном состоянии или испытывающего тяжелые, постоянно нарастающие боли из-за неизлечимой болезни. Обычно бессознательные состояния и невыносимые боли бывают в масштабе человеческой жизни кратковременными; они или быстро проходят, или заканчиваются летальным исходом. Научно-технический прогресс создал возможности растягивать такие состояния на долгие сроки, которые могут длиться годы и десятилетия. Врачи, ученые, общественность стали задумываться, насколько это правомерно.       

Вопрос о легализации эвтаназии поднимался уже в 30-е гг. XX столетия в США и Великобритании. Бесчеловечный опыт нацизма, официально взявшего на вооружение идею эвтаназии и в рамках соответствующей программы отправившего в газовые камеры сотни тысяч людей, оказал отрезвляющее влияние па сторонников эвтаназии. Однако уже в 60-е гг. последние вновь активизировались. С конца 80-х гг. эвтаназия с определенными ограничениями, касающимися прежде всего ее активной формы, легализована в ряде стран (например, Нидерланды, США).  Эвтаназия — не легкая смерть, а решение по ее поводу. Эвтаназия, рассмотренная со стороны врача, может быть пассивной и активной, а рассмотренная со стороны пациента — добровольной и недобровольной.

Пассивная эвтаназия означает, что врач устраняется от ситуации и не совершает действий, которые могли бы поддержать жизнь, и тем самым пассивно санкционирует смерть больного. В случае активной эвтаназии предпринимаются специальные действия, направленные на то, чтобы ускорить смерть. Различие между пассивной и активной эвтаназией считается многими настолько важным, что первая интерпретируется как «дать умереть», а вторая — как «убийство».

Добровольная эвтаназия осуществляется с предварительного согласия больного (заранее и в юридической форме выражать волю на случай, подпадающий под определение эвтаназии, стало широко распространенной практикой в ряде стран Запада). Сама добровольность требует в этом случае конкретного описания, исключающего какие-либо двусмысленности: воля должна быть выражена неоднократно, ясно и твердо, свободно (без внешнего морального, юридического, психологического или иного давления), на основе хорошей информированности. Недобровольная эвтаназия осуществляется без явно выраженного согласия больного, что вовсе не означает, будто она в этом случае противоречит его воле — просто речь идет о ситуациях, когда пациент заранее не выразил свою волю и уже физически не может этого сделать; при этом предполагается, что если бы в момент, когда встает вопрос об эвтаназии, пациент сохранял возможность выражать свою волю, он предпочел бы умереть. Недобровольная эвтаназия, которую еще называют ассистированной, на самом деле интерпретируется как особый случай добровольной.

Первое. При анализе допустимости эвтаназии некорректно сравнивать жизнь как страдание (и в этом смысле зло) с жизнью как удовольствием (и в этом смысле благом). Здесь осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-удовольствием. На самом деле при принятии решения приходится сопоставлять жизнь, принявшую преимущественно форму страданий, с отсутствием жизни в какой бы то ни было форме. Страдания хуже удовольствий, отрицательные эмоции хуже положительных — в этом нет сомнения уже хотя бы потому, что данное утверждение есть логическая тавтология и жизненная банальность. Но можем ли мы сказать, что страдания хуже безжизненности, а отрицательные эмоции хуже отсутствия всяких эмоций? Сторонники эвтаназии исходят из предположения, что жизнь имеет ценность только как человеческая жизнь, до тех пор пока она существует в поле культуры. Деградировав до витального, дочеловеческого уровня, она лишается этической санкции и может рассматриваться как объект, вещь, и потому вопрос о ее прекращении — не более чем вопрос о том, срубать ли высохшее дерево или засоряющую огород траву. Эвтаназию пытаются оправдать с помощью соображений милосердия и справедливости. Она считается милосердной в отношении того, кому помогают умереть, и справедливой в отношении окружающих и общества. Однако оба этих аргумента можно повернуть против эвтаназии.
Начнем с милосердия. Если пациент утратил способность страдать, находится на вегетативном уровне, то к нему понятие милосердия неприложимо. Если же он страдает и нам его страдания кажутся невыносимыми до такой степени, что мы считаем благом для него разом прекратить их, то остается открытым вопрос: может быть, это нам невыносимо наблюдать страдания близкого человека и мы просто подменяем понятия. Ведь еще древние скептики установили, что человек страдает больше от сознания, что страдание есть зло, чем от самого страдания. В подтверждении этого Секст Эмпирик приводил замечательный пример: иногда те, кто находится под ножом хирурга, переносят боли, а стоящие вокруг теряют сознание.
В отношении справедливости в применении к эвтаназии можно сказать следующее. Справедливость есть нравственная мера в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, она символизируется весами, где чаши уравновешены. О какой справедливости может идти речь, когда она перечеркивает само отношение между пациентом и обществом, года все гири ставятся на одну чашу.

Но следует учесть, что, хотя эвтаназия каждый раз рассматривается как исключительный случай и соответствующее решение принимается не одним человеком и после того, как испробованы различные методы излечения, тем не менее возможности ошибок здесь не исключены. Так же эвтаназия является невыносимой нагрузкой на человеческую совесть.Не существует убедительных моральных аргументов, оправдывающих эвтаназию.

5.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца):

5.3.1.

философская периодизация истории

автор (имя, фамилия)

«доистория» – «древние культуры» – «осевое время» – «технический век»

К. Ясперс

первобытнообщинный строй – рабовладение – феодализм – капитализм – коммунизм

К.Маркс

«эпоха богов» – «эпоха героев» – «эпоха людей»

Вико

«первичная простота» – «цветущая сложность» – «упрощение»

К.Леонтьев

пассионарный взрыв – подъем – акматическая фаза – надлом – инерция – обскурация –  мемориальная фаза – обрыв этноса

Л.Н.Гумилев

5.3.2.

название философского произведения

автор (имя, фамилия)

«Этногенез и биосфера Земли»

Гумилев Лев Николаевич

«Закат Европы»

Освальд Шпенглер

«Россия и Европа»

Н.Я. Данилевски

«Византизм и славянство»

К.Н.Леонтьев

«Постижение истории»

Арнольд Тойнби

«О граде Божьем»

Аврелий Августин

«Феноменология духа»

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

«Капитал»

Карл Маркс

«Истоки истории и ее цель»

Карл Ясперс

«Курс позитивной философии»

Огюст Конт

«Конец идеологии»

Дэ́ниел Белл

«Восстание масс»

Хосе Ортега - и – Гассет

«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»

Гуссерль Эдмунд

«Основания новой науки об общей природе наций»

Джамбаттиста Вико

«Исповедь»

Жан-Жак Руссо

5.3.3.

цитата

автор (имя, фамилия)

«Культура – это лишь тонкая яблочная кожура над раскаленным хаосом»

Ф. Ницше

«Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа…»

О.Шпенглер

«Культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача…»

Н. Бердяев

«Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры»

П. Сорокин

«В истории человеческого духа я различаю эпохи обустроенности и бездомности»

М. Бубер 

«Умирая, культура превращается в цивилизацию»

Освальд Шпенглер

«Несомненно, что война была естественным состоянием человека, пока не образовалось общество, и притом не просто война, а война всех против всех».

Томас Гоббс

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

Маркс К. и Энгельс Ф

«Греки начали величайшую революцию, которая, по-видимому, все еще находится в своей начальной стадии, а именно – в стадии перехода от закрытого общества к открытому»

Карл Поппер

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

 В. И. Ленин

5.3.4.

философ

годы жизни, философское направление,

названия основных трудов и время их написания, ключевые идеи

Георг

Гегель

27 августа 1770Штутгарт — 14 ноября 1831Берлин) —немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Феноменология духа (1807)

Наука логики (1812—1816)

«Энциклопедия философских наук» (1817) с дополнениями переиздавалась в 1827 и 1830)

Философия права (1821)

«Философская пропедевтика»

«Позитивность христианской религии» (1795/96)

«Дух христианства и его судьба» ( 1799/1800)

«Состояние Германии» (1800-02)

Различные формы, которые имеют место в нынешней философии (1801)

Огюст

Конт

Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт (19 января 1798 — 5 сентября 1857)— французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Основная идея позитивизм.

Карл

Маркс

Карл Генрих Маркс — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель.
Родился: 5 мая 1818 г., Трир, Германия
Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Индивидуальной особенностью методологии К. Маркса является идея базиса и надстройки: совокупные производственные отношения людей, экономическая структура общества - базис, над которым расположена надстройка.

Аврелий

Августин

Августи́н Блаже́нный — Блаже́нный Августи́н, Святитель Августин, Учитель Благодати — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православной церквей.
Родился: 13 ноября 354 г. н.э.
Умер: 28 августа 430 г. н.э., Гиппон, Алжир
Книги: Исповедь, О граде Божьем
Основные идеи Фомы Аквинского: главная цель жизни человека - познание Бога и приближение к нему. Бог открывается человеку естественным путем через сотворенный мир (к нему применимы законы разума, опирающиеся на науку и философию) и сверхъестественным -через веру и божественное откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, хотя приоритет принадлежит вере. Тем самым Фома Аквинский утверждал, что вера и разум не противоречат, а дополняют друг друга; некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Исходя из этого, философ разработал знаменитые пять доказательств существования Бога.

Николай

Данилевский

Никола́й Я́ковлевич Даниле́вский — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.
Родился: 28 ноября 1822 г., Губерния
Умер: 7 ноября 1885 г., Тбилиси, Грузия

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Критика общечеловеческой цивилизации.

Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу.

Константин

Леонтьев

Константи́н Никола́евич Лео́нтьев (13 (25) января 1831, село Кудиново, Мещовский уездКалужская губернияРоссийская империя —12 (24) ноября 1891Троице-Сергиева ЛавраРоссийская империя) — русский дипломат; мыслитель религиозно-консервативногонаправления: философписательлитературный критикпублицист, поздний славянофил.

Основные интересы:

Философия истории, философская антропология, религия, метафизика, политология, культурология

Основные идеи:

Триединый процесс, Византизм.

Подлипки, роман (1861)

В своем краю, роман (1864)

Грамотность и народность, статья (1868)

Одиссей Полихрониадес, роман (1874)

Византизм и славянство (1875)

Отец Климент (Зедергольм), иеромонах Оптиной Пустыни (1879)

Записки отшельника, статья (1887)

Письмо студенту (1888)

Анализ, стиль и веяние. О романах графа Толстого, критический этюд (1890, опубликовано в 1911)

Письмо к свящ. Иосифу Фуделю от 19 января — 1 февраля 1891 г.

Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе, автобиографическая статья (впервые опубликовано в 1900)

Освальд

Шпенглер

О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (29 мая 1880БланкенбургГермания — 8 мая 1936,МюнхенГермания) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.

Идея прогресса. Он выдвигает идею неких сообществ людей, наделенных общей ментальностью. Каждое их таких сообществ обладает
определенным набором характерных черт, который немецкий философ называет стилем.

Сочинения

«Закат Европы» (Т. 1 — 1918, Т. 2 — 1922).

«Человек и техника» (1931),

«Годы решений» (1933)

Арнольд

Тойнби

Арнольд Джозеф Тойнби (14 апреля 1889 — 22 октября 1975) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта. Разбивая историю на отдельные, локальные цивилизации, Тойнби вместе с тем пытается восстановить идею единства мировой истории, придавая этому единству религиозный смысл. 

Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. — М.: Рольф, 2001

Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории:, 2002

Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. 2003

«Зверства в Армении: Убийство нации» (1915).

«Национальность и война» (1915).

«Новая Европа: Эссе о восстановлении» (1915).

«Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (1915).

«Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).

«Немецкий террор в Бельгии» ( 1917).

«Немецкий террор во Франции»( 1917).

«Турция: Прошлое и будущее» (1917).

«Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (1922).

«Греческая цивилизация и характер» (1924).

«Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (1924).

«Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (1924).

«Турция» ( 1926) и т.д.

Карл

Ясперс

Карл Теодор Ясперс (23 февраля 1883Ольденбург — 26 февраля 1969Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.

идея "осевого времени"

Психология мировоззрения (1919);

Духовная ситуация эпохи (1931);

Философия (1932);

Экзистенциальная философия (1938);

Проблема немецкой вины (1946);

Об истине (1947);

Философская вера (1948);

Смысл и назначение истории (1949);

Великие философы (1957);

Философия и мир (1958);

Атомная бомба и будущее человечества (1958);

Философская вера и откровение 1962);

Шифры трансценденции (1970)

Карл

Юнг

Ка́рл Гу́став Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, кантон Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии.

Основные идеи: психоонализ. Психиатрияпсихология,аналитическая психология,психотерапия

-Аналитическая психология. Тавистокские лекции (1968

- Архетип и символ (1991),

- Брак как психологическое отношение (1925),

- Воспоминания, сновидения, размышления (2003)

- Жизнеописание, мировоззрение, цитаты за 60 минут (2006)

-Психоанализ и искусство (1997)

- Красная книга (Liber Novus) (1930)

- Один современный миф (1993),

- О психологии восточных религий и философий (1994),

- Проблемы души нашего времени (1994),

- Психологические типы (2001),

- Психология переноса (1997),

- Работы по психиатрии (2000),

- Символы и метаморфозы. Либидо (1994),

- Человек и его символы (2008)

5.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения):

5.4.1. «Не в силе Бог, а в правде».

5.4.2.  «Вся культура – из храма».

5.4.3.  «Лучший способ догадаться, что будет – припомнить, что уже было».

5.4.4.  «Русская интеллигенция есть группа, движение и традиция, объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей».

5.4.5.  «Затеяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее».

5.4.6.  «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

5.4.7.  «Глас народа – глас Божий».

5.4.8.  «У народа может быть единая душа, единое сердце, единая грудь, которой он встает на врагов, но горе ему, если у него один мозг».

5.4.9.  «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами».

5.4.10.  «Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох».

Прежде чем отвечать, укажите вариант комментируемого утверждения (номер задания):

ЗАДАНИЕ № _______

ОТВЕТ: 

«У народа может быть единая душа, единое сердце, единая грудь, которой он встает на врагов, но горе ему, если у него один мозг».

У народа может быть единая душа, единое сердце, единая грудь, которой он встает на врагов, но горе ему, если у него один мозг – говорил Станислав Ежи Лец . Душа, сердце народа- это его традиции, его культура, его обычаи, передающиеся из поколения в поколения. Не зря в русском языке присутствуют понятия «душа ликует», «сердце переживает».

Когда приходит беда, народ грудью встает на защиту своей земли, своей Родины. Но если за всех думает и решает один «мозг», то народ будет жить по воле одного человека. Но не всегда мнение одного человека может совпадать с мнением всех людей. И не всегда путь по которому ведет один человек- правильный.

5.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса):

5.5.1. Что является моральным оправданием применения насилия со стороны сотрудника полиции?

5.5.2. Оправдано ли применение смертной казни в современном государстве?

5.5.3. Каковы место и роль религии в генезисе и развитии культуры?

5.5.4. Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в современном обществе и обществознании?

5.5.5. В чем заключается смысл ограничения свободы преступника?

5.5.6. Возможна ли социальная стабильность и прогрессивное развитие общества, если в его основании будут находиться этические концепции эгоизма и гедонизма?

5.5.7. В чем состоит принципиальное различие морального и правового регулирования поведения человека?

5.5.8. Какую роль играют этические нормы и ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел?

5.5.9. Каковы мировоззренческие обоснования и пределы толерантности в правовом государстве и в практической деятельности сотрудников правоохранительной системы?

5.5.10. Каковы место и роль философии в подготовке и профессиональной деятельности сотрудника полиции?

Прежде чем отвечать, укажите свой вариант вопроса:

ВОПРОС № _______

ОТВЕТ: 

Какую роль играют этические нормы и ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел?

Профессиональные ценности сотрудников органов внутренних дел должны базироваться на фундаменте общенациональных российских ценностей, таких как: духовность, верховенство нравственных интересов над материальными, вера и потребность в добре и справедливости при осуществлении профессиональной деятельности; соборность, воплощающая идею единения людей ради процветания своего рода и Отечества; державность и государственность как основа социальной справедливости и нравственного авторитета власти; толерантность к другим обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; патриотизм - жертвенность в служении Родине и своему народу.

Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел - это целенаправленная деятельность всего государства, общественных организаций, отдельных граждан по усвоению профессиональных правовых ценностей и передаче юридического опыта, организованная в виде систематического воздействия на сознание и поведение сотрудника органов внутренних дел в целях формирования определенных позитивных ценностных установок, обеспечивающих применение права на благо общества.

Полицейская служба сложна и многогранна Она всегда проходит на глазах у людей, в общении с ними и нередко связана с вторжением в сферу человеческих отношений, чувств, эмоций. Поэтому каждый сотрудник обязан отлично знать свое дело и обладать чертами, которые помогли бы ему при всей строгости и решительности действий сохранять в чистоте свое высокое назначение. Первостепенное значение имеют такие качества, как вежливость, скромность, выдержка, такт, взаимное уважение, дисциплинированность, готовность в любой момент прийти на помощь, умение выслушать критические замечания в свой адрес и без обиды исправить допущенную ошибку.

«Культура и этика сотрудника труда проявляются в разных формах: в умении рационально организовать свой рабочий день и настойчиво осуществлять все намеченные мероприятия (последовательность), грамотно составлять служебные документы (компетентность), правильно излагать свои мысли (эрудированность)».

Приветливо здороваться, благодарить, внимательно выслушивать гражданина, предупредительно относиться к женщинам и старшим по возрасту, уметь искренне извиниться при какой-либо неловкости - все это не требует особенных усилий и напряжения, но является обязательным во взаимоотношениях с людьми. Такие качества изначально воспитываются в семье, в последующем - развиваются и совершенствуются в коллективе.

Сотрудникам необходимо стремиться к тому, чтобы высокая культура и строгое соблюдение законности стали их отличительной чертой. Для населения образ сотрудника органов внутренних дел должен быть неотделим от представлений о лучших человеческих качествах.

Хорошо известно, что сотруднику приходится иметь дело чаще всего с особым контингентом людей, преступивших закон или нарушивших общественный порядок. И здесь недопустимы две крайности. Первая - благодушие, непонимание того, что в отношении социально опасных элементов применяются разнообразные меры принуждения, вплоть до оружия и специальных средств. Вторая крайность - это излишняя подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся или оступившемуся человеку. При таком подходе к делу легко вообразить, что подавляющее большинство населения - это потенциальные правонарушители. Поэтому сотрудник всегда должен умело сочетать меры убеждения, общественного воздействия и принуждения - это одно из определяющих требований к правоохранительной деятельности. Наряду с применением мер наказания, предусмотренных законами, необходима настоящая и серьезная забота о профилактике преступлений.

ПОДПИСЬ закончившего заполнение практикума:




1.  Приобретение земельных участков 2
2. Статистика для студентов 3 курса специальности 06
3. Влияние городской среды на здоровье населения
4. Тема задания материал конструкции и материал усиления состояние усиливаемой конструкции выбрать самостоя
5. мы родители со своим ребенком сами разберемся
6. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора медичних наук
7. Политико-правовые отношения союза России и Беларуси
8. Work becuse it reduces the time lost on obtining the necessry informtion
9. тема предназначена для создания единого информационного пространства территориальных систем здравоохранен
10. Пермский государственный национальный исследовательский университет Кафедра социально
11. Питание и пища
12. истина. Ощущения понятия интуиция сомнение и т.
13. я серия Хатиджесултан велит своей страже забрать Нигяр в свой дворец и пытается добиться от нее правды
14. Гражданские правоотношения
15. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук3
16. тема для меня очень актуальна
17. правовые отношения.
18. заготовительные расходы по всем поступившим материалам учитывают на отдельном аналитическом счете
19. Реферат- Проектирование восстановления корпуса клапана обратного
20. .П.ПАВЛОВА Кафедра общей хирургии