Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

по теме Школа и педагогическая мысль в России до XVIII века

Работа добавлена на сайт samzan.net:


  Задания для самостоятельной работы  по теме «Школа и педагогическая мысль в России   до XVIII века». 

Задания выполняются письменно и  сдаются на семинаре.

По результатам выполненных заданий можно выступить на семинаре.

(Количество заданий по выбору студента).

Задания 1,2  

Анализ  исторических документов   древнерусского государства.  (Поучение В.Мономаха или Постановления ”Стоглава”

Задание   3

Анализ устава Луцкой братской школы.

Задания 4-6

Вопросы ”Домостроя”

Задание  7.

Сравнительный анализ   ведущих  идей отечественной педагогической мысли XXVII веков.

Задания  8,9.

Раскройте  социокультурные  процессы, определившие новые тенденции в развитии отечественной педагогики XVII века.

 

Задание 1.                           ”Поучение”

Православная педагогическая традиция Древней Руси закреплялась в церковной литературе, в поучениях, которые содержали в себе не только комплекс знаний о мире, человеке, его жизни, но и нравственные ориентиры для праведного богоугодного поведения. ”Поучение” – выдающийся памятник древнерусской педагогической мысли XII в., в котором впервые в русской педагогической литературе изложены глубокие суждения о связи воспитания с образованием, о роли опыта и примера старших в становлении личности, значении активной деятельности и трудолюбия в формировании человека, средствах и способах воспитания нравственного поведения детей.

Составьте поучение своим детям. Прочитайте ”Поучение” Владимира Мономаха. Что общего и в чем отличие этих поучений? Чем это можно объяснить?

Алгоритм выполнения задания:

  1.  Подумайте, какие советы Вы дали бы своим детям.
  2.  Сформулируйте эти пожелания как наказ для потомков.
  3.  Прочитайте ”Поучение” Владимира Мономаха и выделите основные пожелания молодежи, высказанные великим киевским князем.
  4.  Найдите общее и отличия в двух поучениях.
  5.  Объясните, почему в Вашем ”Поучении” и в ”Поучении” Владимира Мономаха есть общие и отличительные пожелания.

Критерии оценки выполнения задания.

Задание оценивается по следующим критериям:

  1.  Полнота изложения собственных положений ”Поучения” и выделения основных положений ”Поучения” Владимира Мономаха
  2.  Аргументированность общего и отличий в положениях ”Поучений” Владимира Мономаха и  Ваших.

 По каждому критерию задание оценивается по следующей системе:

# наиболее полно соответствует данному критерию –   1 балл ;

# частично соответствует данному критерию             –    0,5 баллов;

# не соответствует                                                         –  0 баллов

 Список рекомендуемой литературы

  1.  Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV — XVII вв. /Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. – М., 1985. – С.164–167.
  2.   Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1989.

Дополнительная литература

  1.  Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. Ч. 1 / Сост. О.Е. Кошелева, Л.В. Мошкова. – М., 1992.
  2.  Алова В. Г. Православная педагогика в средневековой Руси: уроки для современности //Magister. 1997. №4.
  3.  Воробьев М.Н Православное просвещение на Руси (XXVII вв.) // Педагогика. 1996. № 2.
  4.  Днепров Э.Д. Историография школы и педагогической мысли Древней Руси // Советская педагогика. 1984. № 4.
  5.  Курочкина К.Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIIIXVIII вв.) М.. 2002.

Тексты для выполнения задания.

“Поучение” Владимира Мономаха (1117 г.)

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов… Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, и будет трудиться.

Пpeжде всего Бога ради и дyши своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил. …

… взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: ”О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?” и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. …

Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и не порочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господнее:

”Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится”. …

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову: ”очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый не мсти, ненавидимый люби, гонимый терпи, хулимый — молчи, умертви грех”. ”Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу.'' Приходите да соединимся, говорит господь. Если будут грехи ваши как обагренные, как снег, обелю их” и прочее. “Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: “Слава тебе, человеколюбец!”

Поистине, дети мои, разумейте, … Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. …

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они: ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.

”Что такое человек, как подумаешь о нем?” “Велик ты, господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои”… 

Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то “господи, помилуй” взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, нежели думать безлепицу, ездя. Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. … Паче же всего, гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну ”выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали  путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный, или посол; если не можете почтить его подаркомто пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего. …

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность есть всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступали отец мой блаженный и все добрые мужи совершённые.

Антология педагогической мысли Древней Руси и

Русского государства ХIV — XVII вв.

– М., 1985. – С.164–167.

Задание 2.                        Постановления ”Стоглава”

Одним из первых собственно государственных документов по истории образования является ”Стоглав” или постановление Стоглавого Собора 1551г., который определил практику обучения и воспитания на Руси на длительное время.

На основании постановления Стоглавого Собора (1551г.) раскройте практику обучения и воспитания на Руси, которую он определил на длительное время.

Алгоритм выполнения задания:

  1.  Познакомьтесь с постановлениями Стоглавого Собора и сделайте необходимые записи.
  2.  Выделите постановления по вопросам обучения и воспитания.
  3.  Охарактеризуйте практику обучения и воспитания на Руси.
  4.  Найдите аргументы, которые подтверждают, что постановления Стоглавого Собора надолго определили практику обучения и воспитания на Руси.

Критерии оценки выполнения задания.

Полнота выделения постановлений Стоглавого Собора по вопросам обучения и воспитания.

  1.  Аргументированность положений, подтверждающих, что постановления Стоглавого Собора надолго определили практику обучения и воспитания на Руси.

По каждому критерию задание оценивается по следующей системе:

# наиболее полно соответствует данному критерию –   1 балл ;

# частично соответствует данному критерию             –    0,5 баллов;

# не соответствует                                                         –  0 баллов

Список рекомендуемой литературы

  1.  Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV — XVII вв. /Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. – М., 1985.
  2.  Терентьева А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России X – XVIII вв.: Учеб. пособие. – СПб., 1995.

Тексты для выполнения задания.

Постановления ”Стоглава” об обучении и училищах (1551 г.)

Глава 25. О дьяцех, хотяших во дьяконы и в попы ставитися.

О ставленикех, хотящих во дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют; и святителем их поставити — ино сопротивно священным правилом, а не поставити —  ино святыя церкви без пения будут, а православные хрестьяне без покаяния умирати. И святителем избирати по священным правилам — в попы ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет; а грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию содержати и детей своих духовных, православных хрестьян, управити могли по священным правилом. Да о том их святители истязуют с великим запрещением: почему мало умеют грамоте, и они ответ чинят: мы—де учимся у своих отцов, или у своих мастеров, а инде нам учитися негде; сколько отцы наши и мастеры умеют, потому и нас учат, а отцы их и мастеры их и сами потомуж мало умеют... а учитися им негде. А прежде сего в российском царствии на Москве, и в Великом Новеграде, и по иным городам многия училища бывали, грамоте, и писати, и пети, и чести учили; и потому тогда грамоте, и писати, и пети, и чести гораздых много было. Но певцы, и чтецы, и доброписцы славны были по всей земле и до днесь.

Глава 26. О училищах книжных по всем градом. 

И мы о том по царскому совету собрание уложили: в царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и со всеми священники и дьяконы, кийждо во всем граде... избирати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков, женатых и благочестивых... и грамоте бы и чести и писати горазди. И у тех священников, и у дьяконов, и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы, и дьяконы, и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали им своих детей, на учение грамоте, и на учение книжного писма, и церковного пения псалтырнаго, и чтения налойнаго, и те бы священники, и дьяконы, и дьяки избранные учили своих учеников страху божию, и грамоте, и писати, и пети, и чести со всяким духовным наказанием... А учили бы есте своих учеников грамоте довольно, сколько сами умеете, и силу бы им в писании сказывали, по данному вам от бога таланту, ничтоже скрывающе; чтобы ученицы ваши все книги учили, которые соборная святая церковь приемлет, чтобы потом и впредь могли не токмо себе, но и протчих пользовати и учити страху божию о всех полезных; также бы учили своих учеников чести и пети и писати, сколько сами они умеют ничтоже скрыпающе, но от бога мзды ожидающе, а и зде их родителей дары и почести приемлюще по их достоинству...

Антология педагогической мысли

Древней Руси и Русского государства

XIV-XVII вв.М., 1985. с. 222-223.

Задание 3.                      Устав братской школы

Первоначально братские школы существовали отчасти с филантропическими целями, помогать бедным и больным прихожанам, отчасти с целями обеспечения приходу начального образования и подготовки сведущих и образованных священников и дьяконов. После введения религиозной унии (1596 г.), католической пропаганды и иезуитского воспитания братства стали заводить училища (братские школы) по образцу иезуитских коллегиумов и в них стали давать такое значительное и многостороннее знание, с помощью которого можно было бы подготовить надежных противников враждебной православию религии.

Братские школы имели свои Уставы. До нашего времени сохранился Устав Луцкой братской школы.

Составьте бланк оценки Устава школы Луцкого братства и проведите оценку. Полученные результаты обсудите в студенческой группе. Будучи на педагогической практике в образовательном учреждении, познакомьтесь с Уставом образовательного учреждения, критериями его оценки. Может быть, Вы познакомите администрацию, учителей, старшеклассников с Вашими результатами и обсудите с ними Устав Луцкой братской школы с современных позиций.

Алгоритм выполнения задания

для занятия:

  1.  Познакомьтесь с Уставом школы Луцкого братства.
  2.  Выделите ведущие идеи Устава.
  3.  Разработайте критерии оценки Устава братской школы.
  4.  Зафиксируйте критерии оценивания в специальном бланке (бланк 1).
  5.  Обменяйтесь бланками оценивания на занятиях в своей студенческой группе, внесите по усмотрению коррективы в собственную разработку и затем оцените по выработанным критериям Устав братской школы.

Бланк 1.

Перед Вами специальный бланк по критериям оценки Уставов. Оцените Уставы, используя от 10 до 1 балла.

Критерии оценки

Устав братской школы

Устав образовательного учреждения

1.

Умение ставить цели

2.

Четкие пути достижения целей

3.

Сравнение с уставом современной школы  не обязательно ( если будет выполнено, то оценивается дополнительным баллом).

Критерии оценки выполнения задания.

  1.  Полнота выделения ведущих идей Устава братской школы.
  2.  Объективность критериев оценки Устава братской школы и объективность оценивания Уставов

По каждому критерию задание оценивается по следующей системе:

# наиболее полно соответствует данному критерию –   1 балл;

# частично соответствует данному критерию             –    0,5 баллов;

# не соответствует                                                         –  0 баллов

Литература

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV — XVII вв. /Сост. С.Д.Бабишин,  Б.Н.Митюров. – М., 1985.

 

Тексты для выполнения задания.

Устав школы Луцкого братства (1624 г.)

Волею божиею, мы все совокупно братия о Христе храма Воздвижения честного и животворящего креста господня, граждане луцкие, желая иметь надлежащее устройство в сем училище, к учащим в нем славянскому и русскому писанию придали еще двух мужей от нашей братии, для всякого наблюдения, и чтобы всякий беспорядок, противный постановлению сего устройства, исправляли они делом и словом: что и да будет известно каждому, хотящему на опыте увидеть устройство сего училища или отдать свое дитя для обучения.

Волею божиею, советом и повелением святейшего Кирилла, архиепископа Константинополя, Нового Рима, и вселенского патриарха, и благословением архиепископа митрополита Киевского, Галицкого и всея России господина Иова Борецкого – в городе Луцке, при церкви Воздвижения честного и животворящего креста господня, устроилась греческая и русская школа, по стародавним обычаям и правилам святых отцов исповедания греческого; великим старанием и иждивением и заботою мещан луцких русского рода, святого исповедания греческого; и пожертвованиями всех православных христиан как духовного сословия, так и особ княжеских, господских и дворянских, и всего простого народа, даже и до убогих вдовиц: чтобы восполнить всякий недостаток надлежащего учения, подвигнуть людей нерадивых, а противникам заградить уста; дабы отселе, с прекращением злобы, восприяло начала благих дел и по всей братии распространилось спасение: «Изменение бо злобы начаток есть во спасение; близь беды, спасение».

Статья 1. Дидаскал, или учитель, сей школы должен быть благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, но споспешник благочестия, во всем представляя собою образец благих дел. В таких добродетелях да пребывают и ученики, как их учитель. К такому учителю кто-либо, приводя и отдавая на науку сына и других, должен взять с собою одного или двух соседей, «да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол», и сделать с учителем постановление о науке и о всем порядке, сообразно реестру сему, ниже написанному. И должен, прежде всего, быть прочитай ему тот реестр, дабы знал, каким образом будут учить его сына, и чтобы не препятствовал ему в том порядке, но всеми мерами содействовал детям в науке, приводя их в послушание учителю, как истинный отец, желающий видеть утешение и благой плод трудов. Потом имеет он, по обыкновению, записаться в список.

Статья 2. А учитель, взяв порученное ему дитя, должен заботливо учить его полезным наукам; за непослушание наказывать, но не тирански, а наставнически; не сверх меры, а по силам; не с буйством, а кротко и тихо; не только мирски, но и выше мирского. И чтобы он, по своей небрежности, зависти или лукавству, не остался виновен ни за одного ученика пред богом вседержителем, а также пред родственниками ученика и пред ним самим, если бы отнял у него время и занял его чем иным. Ибо сказано: «Лукавый раб и ленивый, подобаше ти вдати сребро мое торжником и пришед аз взял бых свое с лихвою». И еще: «Иже щадит жезл (свой) не навидит сына своего». И еще: «Аще без наказания есте, убо прелюбодейчища есте, а не сынове».

Статья 3. Садиться каждый должен на своем определенном месте, назначаемом по успехам. Кто больше будет знать, должен сидеть выше, хотя бы и весьма был беден; а кто меньше будет знать, должен сидеть на низшем месте.

Статья 4. Богатые пред убогими в школе ничем не могут быть выше, как только наукою; а по внешности равны все. Ибо все мы братия о христе; все мы члены одной главы христа; и ни один член, например глаз руке и рука ноге, «не может сказать: ты мне не нужна».

Статья 5. Учитель должен и учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитания. Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других. Ибо сказано: «Просящему у тебя дай, и хотящему у тебя взяти не отврати», И еще: «Бог хощет всем спастися и в разум истины прийти».

Статья 6. Сходиться в школу мальчики должны в определенное время, т. е. в большие дни, чтобы все были к 9-му часу; точно так же и в меньшие дни, как установит учитель. И отпускать их после учения домой также в определенный час. Ибо сказано: «Все да действуется во славу божию и в подобное время».

Статья 7. Каждое утро учитель должен тщательно наблюдать, чтобы, если какого мальчика не будет, тотчас же послать за ним и узнать причину, по которой не пришел: не занялся ли где игрою; по заленился ли дома; не спал ли сверх меры, и потому не пришел и школу. Обо всем том должны разведать и привести в школу. Ибо написано: «Овех страхом (и принуждением) спасайте».

Статья 8. Поутру все, сошедшись в назначенный час, не должны начинать учения, пока не прочтут молитв и обычного предисловия. Ибо сказано:  «В начале дела твоего бога поминай».

Статья 9. Дети в школе должны быть разделены на трое: одни, которые будут учиться распознавать буквы и складывать; другие, которые будут учиться читать и выучивать наизусть разные уроки; третьи будут приучаться объяснять читанное, рассуждать и понимать. Ибо сказал св. Павел: «Егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях, егда же бех муж, отвергох младенческая».

Статья 10. Поутру, после молитв, прежде всего каждый должен говорить вчерашний урок свой и показать свое писанье, какое писал дома, и изложение, своего урока; а потом должны учиться по частям псалтыри или грамматике с разборами и иным многим полезным наукам, как усмотрит на то время учитель, сообразно с потребностью.

Статья 11. После обеда мальчики, каждый для себя, должны списывать на таблице свои уроки, заданные им от учителя, исключая малолетних, которым учитель сам обязан писать. А выучив в школе трудные слова, должны друг друга спрашивать, отходя домой или собираясь в школу. А вечером, пришедши из школы домой, дети перед родственниками, а посторонние всякого сословия ученики, живущие па квартирах, — перед своим хозяином должны прочитать тот урок, который в школе учили, с объяснением его, как то бывает в школе. А что учили в тот день, должны списать вечером на дому и принесть в школу поутру, и показать своему учителю, дабы всякий плод учения был известен. «От плода бо древо познано будет».

Статья 12. Учитель обязан будет учить и на письме им предлагать: от святого евангелия, от книг апостольских, от всех пророков, от учения святых отцов, от философов, поэтов, историков и прочая. «Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася».

Статья 13. В субботу должны повторять все, чему учились в продолжение недели. И должны учиться пасхалии, и лунному течению, и счету, и вычислению, и правилам церковного пения. «Всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению».

Статья 14. После обеда в субботу учитель обязан не малое иремя и гораздо больше, чем в прочие дни, беседовать с детьми, поучая их страху божию и чистым юношеским нравам: как они должны быть в церкви перед богом, в доме перед родными своими, и как им везде сохранить добродетель и целомудрие, т.е. перед богом и святыми его почитание и страх, перед родными и учителем послушание, перед всеми вообще покорность и уважение, а сами в себе чистоту и добродетель. И сии наставления должны быть заново внушаемы детям; для чего не будет им мешать и памятного по школьной чаше испивать. Ибо писано: «Любяй сына прилежнее наказует, а не любяй щадит жезла». И еще: «Безумие висит на сердце юного, жезл же и наказание далече отгонит от него». «Вливают вино ново в мех новый, и обое соблюдется».

Статья 15. В воскресение и праздники господские, пока пойдут к литургии, учитель обязан со всеми беседовать и наставлять их о том празднике или святом дне, и учить их воле божией. А после обеда должен всем изъяснить праздничное евангелие и апостол. Ибо сказано: «Блажен — иже в законе господни поучается день и нощь».

Статья 16. Двух или четырех мальчиков в каждую неделю иных, по порядку назначать должно для наблюдения, от чего ни один не может отказываться, когда до него дойдет очередь. Дело их будет: пораньше прийти в школу, подмести школу, затопить в печке и сидеть у дверей; и знать обо всех, кто выходит и входит; они должны записывать и доносить о тех, которые бы не учились, шалили или в церкви бесчинно стояли, или, домой идучи, не вели бы себя пристойно. Ибо сказано: «Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри; искупующе время, яко дние лукави суть».

Статья 17. Если бы какой мальчик один день ходил в школу, а другой пропускал и таким образом только тратил бы время, числясь в училище, такового больше не принимать; потому что и знахарь, если бы больного один день лечил, а в другой пропускал, то, вместо излечения поверг бы его в большую болезнь. Ибо сказано: «Отлучатися воле от всякого брата бозчинно входящи».

Статья 18. Учитель и братия, строители школьные, должны напоминать родителям об их сыновьях, а хозяевам о порученных им и сторонних детях, чтобы дети дома поступали сообразно с порядком учения школьного, показывая тем образованность и приличную летам своим людскость перед всяким сословием. И если бы что противное образованию оказалось в детях, имеет быть исследовано; а если бы учитель своим нерадением, или родственники хозяина беспорядком своим препятствовали науке и благим нравам, то виновный имеет подлежать ответственности.

Статья 19. Если бы также кто захотел взять своего сына от учителя для какой иной надобности, то должен взять его не заочно и не через других, а сам лично, и при тех же одном или двух лицах, при которых отдал его в учение, дабы своим беспорядочным поступком не сделать оскорбления ни ученику и себе самому, ни учителю, что отобрал у него ученика без объяснения причины, когда такой порядок соблюдают и все другие ремесленники. Ибо не только сына, но и слугу поручают ремесленнику при людях и порядком; и потом, когда чему научится, тем более не хотят пренебрегать таковым порядком, но, собравши многих, одобряют постоянство и терпеливость родных и его самого. Тогда и мастеру бывает великое удовольствие, что видит ученика своего не последним. И сие гораздо более должно наблюдать в училищах и у людей христианских. Ибо писано: «Всяк делаяй злая не приходит к свету; творяй же истину грядет к свету, да явятся дела его, яко о бозе суть сделана».

Статья 20. Если бы сам учитель или кто из учеников его был виновником таких поступков, которых закон не только не предписывает, но еще запрещает: был бы, например, блудник, пьяница, вор, кощун, нерадивец, сребролюбец, клеветник, гордец, такой отнюдь не должен быть здесь не только учителем, но даже и жителем. «Да не соблазните, – сказал спаситель, — ни единого от малых сих верующих во имя мое». Ибо будучи сам противником заповедей господних, как может других сохранять в целомудрии и наставить на пользу? Сам господь сказал: «Не можете добре глаголати зли суще». И еще: «Всяко древо, еже не творит плода добра, посекают и в огнь вметают».

Школы словенской учение начинается так: сперва научаются складывать буквы; потом обучаются грамматике; притом учатся церковному, порядку, чтению, пению. Также приучают ежедневно, чтобы дети один другого спрашивали по-гречески, а отвечали бы по-словенски, и также, чтобы спрашивали по-словенски, а отвечали бы на простом языке. Но вообще они не должны между собою разговаривать на одном простом языке, но на словенском и греческом. И таким образом, ныне тому учатся, приступая к высшим наукам: к диалектике и риторике, которые переведены по-словенски. На русском языке написаны диалектика и риторика и другие философские сочинения, принадлежащие к школе.

(М. И. Демков, Русская педагогика в главнейших ее представителях, 1898 г.)

Хрестоматия по истории педагогики

/Под общей ред. С.А.Каменева.

Т.4, Ч.1. – М., 1936.– С.31-35.

Задание 4.                           Вопросы ”Домостроя”

С древнейших времен на Руси составлялись руководства морального характера, определяющие поведение человека в семье, обществе, его взаимоотношения с другими людьми. В них излагались права и обязанности главы семьи и его домочадцев. В конце XVI в. такие произведения стали называться домостроями. Наиболее знаменит ”Домострой” XVI в., полное название этого уникального труда ”Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. ”Домострой” имеет две редакции: раннюю, более полную (новгородскую), и позднюю, сокращенную (московскую). Одна из наиболее известных обработок ”Домостроя” принадлежит протопопу Сильвестру, советнику Ивана Грозного в его молодые годы. Сильвестр сократил новгородский вариант и приспособил его к (московским обычаям).

”Домострой” принадлежит к типу нравоучительных и семейно-бытовых произведений, являясь одновременно своеобразным кодексом социально-экономических норм жизни. Под религиозным покровом “Домостроя” скрываются сугубо мирские заботы о семейном благополучии, об организации хозяйства и домашнего быта зажиточной русской семьи. ”Домострой” делится на 27 глав. Некоторые главы непосредственно касаются вопросов воспитания, семейного и общественного. В этих главах часто встречаются слова ”наказание”, ”воспитание во всяком наказании”, ”уча и наказуя” и т.д. В XVI в. слово ”наказать” означало ”учить”, ”поучать”, ”наставлять” и т.д.

При самостоятельном прочтении ”Домостроя” запишите вопросы, которые Вы могли бы сформулировать к тексту Сильвестра, и сами ответы. У каждого из Вас сложится определенное отношение к этому произведению. Выскажите свое мнение о правилах организации дома у наших предков.

Алгоритм выполнения задания:

  1.  Прочитайте внимательно текст ”Домостроя”.
  2.  Сформулируйте вопросы, которые предлагаются в этом произведении XVI века.
  3.  Запишите ответы на вопросы, составленные Вами к тексту произведения.
  4.  Выделите положения, которые до сих пор имеют положительное значение в воспитании, обучении, отношениях домашних и др., и обоснуйте свой выбор.
  5.  Сформулируйте положения ”Домостроя”, которые не приемлемы в условиях организации современного дома. Сделайте необходимые обоснования.

Критерии оценки выполнения задания.

 

  •  Полнота списка вопросов, которые удалось сформулировать по тексту ”Домостроя”.
  •   Обоснованность выделенных положений, приемлемых и неприемлемых для создания современного дома.

 По каждому критерию задание оценивается по следующей системе:

 # наиболее полно соответствует данному критерию –   1 балл;

# частично соответствует данному критерию             –    0,5 баллов;

# не соответствует                                                         –  0 баллов

Список рекомендуемой литературы

  1.  Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV — XVII вв. /Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. – М., 1985. – С.164–167.
  2.  Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х — XVII веков. – М., 1990.
  3.  Домострой. Под ред. В.Т.Сенина. – СПб., 1992.
  4.  Кошелева О.Е. Основы православной педагогики в Древней Руси //Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч. 2. М., 1993.
  5.  Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1989.
  6.  Пилипов В.М. Так ли плох был Домострой? – М., 1991.
  7.  Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. Ч. 1 / Сост. О.Е. Кошелева, Л.В. Мошкова. – М., 1992.

Задание 5.          Социальные роли в ”Домострое” 

(предлагается другой вариант задания по ”Домострою”)

В тексте ”Домостроя” Вам предлагается отыскать конкретные указания для выполнения различных социальных ролей: ”Родители”, ”Дети”, ”Мужья”, ”Жены”, ”Господа”, ”Слуги”. Сформулируйте свое мнение по реализации данных социальных ролей в современных условиях.

Из названных социальных ролей на семинарском занятии Вам достанется только одна роль, выбрав ее, подберите наиболее показательные цитаты, раскрывающие ее сущность, например, как, судя по тексту, относились родители к детям. Приготовьте выступление по выбранной роли.

Алгоритм выполнения задания:

  1.  Прочитайте внимательно текст ”Домостроя”.
  2.  Выделите социальные роли: ”Родители”, ”Дети”, ”Мужья”, ”Жены”, ”Господа”, ”Слуги”.
  3.  Найдите положительные и отрицательные характеристики этих ролей.
  4.  Подтвердите выделенные характеристики цитатами.
  5.  Выскажите свои суждения по реализации данных социальных ролей в современной семье.
  6.  Выберите одну из ролей и покажите ее проявления в прошлом и настоящем.

Критерии оценки выполнения задания.

 

1. Полнота раскрытия  характеристик социальных ролей в ”Домострое”.

2. Аргументированность суждений по реализации данных социальных ролей в современной семье.

 

По каждому критерию задание оценивается по следующей системе:

 # наиболее полно соответствует данному критерию –   1 балл;

# частично соответствует данному критерию             –    0,5 баллов;

# не соответствует                                                         –  0 баллов

Список рекомендуемой литературы

  1.  Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV — XVII вв. /Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. – М., 1985. – С.164–167.
  2.  Зимбули А.Е. ”Домострой”: погружение в текст. Восхождение к смыслу. /Семейное воспитание: история и современность. Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы ХХIV Всероссийской научно-практической конференции. /Под ред. Лодкиной Т.В., Козловой А.Г.– СПб., 2003.

Задание 6.        ”Домострой” – памятник нравоучительной литературы

I. На основе анализа фрагментов из ”Домостроя” Сильвестра – памятника древнерусской нравоучительной литературы – ответьте на вопросы:

  1.  Какие цели педагогической деятельности ставятся в ”Домострое”? Какие средства рекомендуются для их достижения?
  2.  Какие мистические и рациональные элементы присущи педагогической идеологии ”Домостроя”?
  3.  Что общего прослеживается в педагогических установках и рекомендациях ”Домостроя” и библейских Притчах Соломона?

Алгоритм выполнения задания:

  1.  Прочитайте внимательно текст ”Домостроя”.
  2.  Выделите цели педагогической деятельности, которые выдвигаются в ”Домострое”.
  3.  Укажите средства, которые рекомендуются для достижения выделенных целей.
  4.  Найдите мистические и рациональные элементы, присущие педагогической идеологии ”Домостроя”.

Выделите общие педагогические установки и рекомендации ”Домостроя” и библейских Притч Соломона.

Подтвердите выделенные положения цитатами.

Результатом выполнения задания может стать создание таблицы 1.

Таблица 1.

Направления изучения ”Домостроя”

Цели педагогической деятельности

Средства для достижения выделенных целей

Элементы, присущие педагогической идеологии,

Установки и рекомендации

мистические

рациональные

Критерии оценки выполнения задания.

  1.  Полнота раскрытия  положений (целей, средств, идеологии) в ”Домострое”.
  2.  Четкость раскрытия установок и рекомендаций, данных в ”Домострое”.

По каждому критерию задание оценивается по следующей системе:

 # наиболее полно соответствует данному критерию –   1 балл;

# частично соответствует данному критерию             –    0,5 баллов;

# не соответствует                                                         –  0 баллов

Список рекомендуемой литературы

  1.  Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV — XVII вв. /Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. – М., 1985. – С.223–227.
  2.  Антология педагогической мысли христианского средневековья: Пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах. /Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. -М., 1994.
  3.  История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под редакцией З.И.Васильевой. – 3-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2006.
  4.  Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс ”История образования и педагогической мысли”: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2002.
  5.  Кошелева О.Е. ”Свое детство” в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVIXVIII вв.). – М., 2000.
  6.  Курочкина К.Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIIIXVIII вв.) М.. 2002.

Тексты для выполнения задания.

”Домостой”*

1. Наказание от отца к сыну. Благословляю аз грешный, имя рек, и получаю, и наказую [учу, поучаю, наставляю], и вразумляю сына своего, имя рек, и его жену, и их чад домочадцев: быти во всяком христианском законе, и

во всякой чистой совести и правде; с верою творящие волю божию и храняще заповеди его; себе утверждающие во всяком страсе божии и храняще заповеди его; себе утверждающие во всяком страсе божии и в законном жительстве; и жену поучающе, такоже и домочадцев своих наказующе; не нужею, ни ранами, ни работою тяжкою; имеющие яко дети, во всяком покое; сыты и одены, и в теплом храме, и во всяком устрое. И вдаю вам християнскому жительству писание се на память и вразумление: вам и чадам вашим. Аще сего моего писания не внемлете и наказания не послушаете, и потому не учнете жити, и не тако творити, яко же есть писано, сами себе ответ дадите в день страшного суда; и аз вашим винам и греху не причастен, кроме моея души; аз о сем всяком благочинии благославлял, и плакал, и молил, и поучал, и писание предлагал вам; и еще воспримете сие мое худое учение и грубое наказание, и сие со всею чистотою душевною; и прочитай, прося у бога помощи и разума, порелику возможно, как бог вразумит вас; и начнете делом творити вся си: будет на вас милость божия, и пречистыя богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение, отныне; и до века, и дом ваш, и чада ваша, и стяжание ваше, обилие ваше, что вам бог подаровал от нашего благословения и от своих трудов, да будет благословенно, исполнено всяких благ, во веки, аминь. [...]

15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии. А пошлет бог, у кого дети, сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих: снабдити их и воспитати в добре наказании; и учите страху божию и вежеству и всякому благочинию; и, по времени и детем смотря и по возрасту, учити рукоделию; матери дщери, а отцу сынове, кто чего достоин, каков кому просуг [дарование, способность] бог даст; любити их, и беречи, и страхом спасати. Уча и наказуя, и рассуждая раны возлагати; наказуй дети во юности, покоит тя на старость твою; и хранити, и блюсти о чистоте телесней, и от всякого греха, отцем чад своих, яко же зеницу ока и яко своя душа. Аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением, им о тех гресех ответ дати и день страшного суда. А дети, аще небрегомы будут, в ненаказании отцов и матерей, аще что согрешат или что зло сотворят, и отцем и матерем, с детьми, от бога грех, а от людей укор и посмех, а дому тщета, а себе скорбь и убыток, а от судей продажа и соромота. Аще у богобоязливых родителей, и у разумных и благорассудных, чада воспитани в страсе божии, и в добре наказании, и в благорассудном учении, всякому разуму и вежеству, и промыслу, и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от бога благословены, а от добрых людей хвалими;

а егда будут в совершене возрасте, добрые люди, с радостию и с благодарением, женят сыновей своих помиловани, а от священнаго чину по своей версте [соответственно своему положению], по суду божию; а дщери за их дети замуж выдают. И аще от таковых, которое чадо бог возьмет, в покаянии и с причастием; то от родителю бесскверная жертва к богу приносится, и в вечные кровы вселяются; а имеют дерзновение у бога милости просити, и оставление грехов и о родителях своих. [...]

17. Како дети учити и страхом спасати. Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет, ты бо, бия по телу, душу избавляеши от смерти. Дщерь ли имаши: положи на них грозу свою, соблюдеши я от телесных; да не посрамиши лица своего, да в послушании ходит; да не свою волю приимши, и в неразумии сотворится знаем твоим в посмех, и посрамят тя перед множеством народа; аще бо отдаси дщерь свою без порока, то яко велико дело совершиши, и посреди собора похвалишися; при концы не постонеши на ню.

Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвеселишься. Казни сына своего измлада, и порадуешися о нем в мужестве: и посреди злых похвалишися, и зависть примут враги твои. Воспитай детище с прещением [в строгости] и обрящеши о нем покой и благословение. Не смейся к нему, игры творя: в мале бо ся ослабиши, в велице поболиши, скорбя; и после же яко оскомины твориши душе твоей. И не дажь ему власти во юности, но сокруши ему ребра, донележе растет, а, ожесточав, не повинет ти ся; и будет ти досажение, и болезнь души, и тщетна домови, погибель имению, и укоризна от сусед, посмех пред враги, пред властию платеж и досада зла. [...]

Антология педагогической мысли Древней Руси и

Русского государства ХIV — XVII вв.

/Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров.

– М., 1985. – С.223–225.

Задание 7.             Идеи отечественной педагогики X-XVII веков.

Проведите сравнительный  анализ   ведущих идеи отечественной педагогической мысли XXVII веков  и западноевропейских педагогических идей того же времени.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте внимательно тексты учебных пособий ”История образования и педагогической мысли за рубежом и в России” под редакцией З.И.Васильевой (пп.3,4 раздела I) и ”История педагогики: Введение в курс ”История образования и педагогической мысли” Г.Б.Корнетова (темы 6,8).

2. Выделите педагогические идеи, имевшие место в Древней Руси и в Западной Европе, и дайте им сравнительные характеристики, заполнив таблицу 2.

Таблица 2.

Сравнительная характеристика древнерусских и западноевропейских педагогических идей XXIII вв.

Идеи

Древняя Русь

Западная Европа

Трансформация культуры на основе проникновения религиозной идеологии христианства

Жизнь человека – путь познания Бога

Религиозное воспитание – эффективный способ познания Бога

Соединение светского и духовного начала

Мудрость есть не практическая добродетель, а знание, приобретенное в результате обучения

Противопоставление образования, основывающегося на знании, образованию, полученному в результате собственных исследовательских умений

Знание облагораживает человеческую природу, позволяет осознанно относиться к себе и к своим занятиям

 Критерии оценки выполнения заданий.

Задание оценивается по следующим критериям:

  1.   Полнота выделения педагогических идей  Древней Руси и Западной Европы
  2.  Обстоятельность сравнительных характеристик выделенных педагогических идей.

По каждому критерию задание оценивается по следующей системе:

# наиболее полно соответствует данному критерию –    2 балла;

# частично соответствует данному критерию            –   1 балл;

# не соответствует                                                         –  0 баллов

Максимальное количество баллов, которое может получить студент за выполнение задания  —  4 балла.

Задание  8.                 ”Микроисследование”.

Проведите микроисследование, чтобы выяснить социокультурные процессы, определившие новые тенденции в развитии отечественной педагогики XVII века.

Алгоритм выполнения задания:

  1.  Прочитайте внимательно тексты учебных пособий ”История образования и педагогической мысли за рубежом и в России” под редакцией З.И.Васильевой (п.9, раздел II) и ”История педагогики: Введение в курс ”История образования и педагогической мысли” Г.Б.Корнетова (тема 8) и других работ, предложенных в списке литературы. Список литературы можно расширить путем самостоятельного поиска.
  2.  Продумайте программу микроисследования.
  3.  Установите социокультурные процессы (экономические, религиозно-нравственные, расширение контактов с Западом, проникновение европейской образованности и др.), происходившие в России в XVII в. и заметно усилившие формирование для древнерусской педагогической традиции нетипичных подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения.
  4.  Выделите ведущие характеристики развития отечественной педагогики XVII в.
  5.  Проведите сравнительный анализ полученных характеристик.
  6.  Выделите новые тенденции в развитии отечественной педагогики XVII в., подтвердив высказанные положения материалами из литературы.

Критерии оценки выполнения заданий.

  1.  Полнота выделения социокультурных процессов в России в XVII в.
  2.  Полнота выделения характеристик развития отечественной педагогики XVII в.
  3.  Обстоятельность сравнительных характеристик выделенных педагогических тенденций.

 По каждому критерию задание оценивается по следующей системе:

# наиболее полно соответствует данному критерию –    2 балла ;

# частично соответствует данному критерию            –   1балл ;

# не соответствует                                                         –  0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить студент за выполнение задания  —  6 баллов.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV — XVII вв. /Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. – М., 1985.
  2.  Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
  3.  История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие /Под редакцией З.И.Васильевой. – 3-е изд. – М., 2006.
  4.  История педагогики: Учеб. пособие /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997. – Ч.1. (От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХVII в.).
  5.  Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс ”История образования и педагогической мысли”: Учебное пособие. – М., 2002.

Задание 9.          Педагогические традиции в России  и на Западе XVII в.

Россия в XVII в. все более интенсивно вовлекалась в орбиту европейской политики. Экономические достижения Запада, развитие наук и искусств, эффективно действующий государственный аппарат, боеспособная армия являлись заманчивым примером для Московской Руси. Несмотря на все различия западного и восточного христианства, на традиционное неприятие ”латинской учености”, единая христианская основа культуры создавала духовную предпосылку для сближения России и Запада.

Найдите общее и основные различия, которые характеризовали педагогические традиции России и Запада накануне реформ Петра I. Обоснуйте ”сильные” и ”слабые” стороны каждой из этих традиций. Оцените возможности выделенных сторон традиций с точки зрения современников Петра I и сегодняшнего дня. Заполните свободные места в таблице  3.

Алгоритм выполнения задания:

  1.  Выделите педагогические традиции в России и на Западе накануне реформ Петра I.
  2.  Укажите основные различия в педагогических традициях России и Запада накануне реформ Петра I.
  3.  Обоснуйте ”сильные” стороны каждой из выделенных традиций.
  4.  Обоснуйте ”слабые” стороны каждой из выделенных традиций.
  5.  Оцените возможности (как условия) выделенных «сильных» и «слабых» сторон традиций с точки зрения современников Петра I и сегодняшнего дня.

Таблица 3.

Характеристики педагогических традиций России и Запада

накануне реформ Петра I

Педагогические традиции России и Запада

Обоснование

”сильные” стороны

”слабые” стороны

Религиозное воспитание

Воспитание в страхе и покорности

Проникновение европейской образованности в Россию

Человек, трактуемый как божественное творение, начинает все более рассматриваться как существо природное и общественное  

Усиливается светский элемент в культуре

”Христианское жительство” – кодекс сведений, чувств и навыков

Критерии оценки выполнения заданий.

  1.  Полнота выделения социокультурных   и образовательных  процессов   в России в XVII в.
  2.  Обстоятельность сравнительных характеристик выделенных педагогических тенденций.
  3.  Аргументированность выделенных тенденций в развитии отечественной педагогики XVII в.

По каждому критерию задание оценивается по следующей системе:

# наиболее полно соответствует данному критерию –   2 балла;

# частично соответствует данному критерию            –   1балл;

# не соответствует                                                         –  0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить студент за выполнение задания  —  6 баллов.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV — XVII вв. /Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. – М., 1985.
  2.   Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность.– М., 1992.
  3.  История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие /Под редакцией З.И.Васильевой. – 3-е изд. – М., 2006.
  4.  История педагогики: Учеб. пособие /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997. Ч.1. (От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХVII в.).
  5.  История педагогики: Учеб. пособие /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997. – Ч.2 (С XVII до середины XX в.).




1. Лабораторная работа 4 Обработка строковых данных с помощью VB Вариант 12
2. Административный договор как институт административного права
3. Тоталитарное государство - феномен антикультур
4. философских взглядов возникновение социальнополитических систем
5. Чистосердечно привирая Керстин ГирЧистосердечно привирая Kerstin Gier
6. на тему- Митець у тоталітарному суспільстві на прикладі Миколи Хвильового Виконала- ст
7. Выбор электродвигателя и кинематический расчет 1 ~ вал электродвигателя; 2 ~ вал ведущий редуктора; 3 ~ в
8. Дельфін студента 41 групи Природничого факультету Харківського національного педагогічного універси
9. Целесообразность подобного подхода обусловлена в частности невозможностью рассмотрения целого ряда важн
10. Реферат- Общая аудиторская проверка расчетных операций
11.  Общие требования безопасности 1
12. тема видов деятельности прежде всего управленческой как отдельных менеджеров так и всего аппарата управле
13. Средства защиты органов дыхания подразделяются на фильтрующие и изолирующие а также на общевойсковые и спе
14. Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СанктПетербургского государственного университета
15. ОХОРОНА ПРАЦІ ТА НАВКОЛИШНЬОГО СЕРЕДОВИЩА
16. Древнерусские нотированные рукописи вопросы изучения и публикации
17. так называемых и качественных
18.  Періодизація економічної історії
19. Волинське ВПУ 4
20. ТЕМАТИКА ДОМАШНІХ КОНТРОЛЬНИХ РОБІТ З КУРСУ ПОЛІТОЛОГІЯ Для студентів денної форми навчання в умовах