Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Клиническое использование метода в большей степени предназначено для работников высокого уровня

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE  5

Интерпретация результатов

При интерпретации результатов необходимо обязательно учитывать такие факторы как возраст, пол, интеллектуальный уровень, культурные нормы, а также все воздействия окружающей обстановки.

Клиническое использование метода в большей степени предназначено для работников высокого уровня. Игровая природа метода, простота его предъявления и точный характер интерпретации порождает тенденцию к догматическому использованию фрагментарного знания. Карен Маховер выступает против популяризации данного метода.

Что такое норма? Какой рисунок ей может соответствовать? Возможно ли вообще наличие некоего образца, соответствующего ей?

«Нормальность зависит от уровня энергии, степени контроля, способности к интеграции опыта и, что важнее всего, от готовности встречать проблемы и трудности» Карен Маховер.

Прежде чем приступить к интерпретации результатов, мы должны внимательно посмотреть на рисунок и постараться почувствовать его настроение и состояние изображённого на нём человека.

Интерпретация рисунка начинается с головы.

Голова  -  голове уделяется наибольшее внимание.

Голова большая – значимость интеллектуальной сферы; для рисунков детей – типична.

Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности; также может встречаться в рисунках агрессивной тематики при наличии большого сильного тела

Нечеткая голова – застенчивость, робость, астения.

Голова изображается в самом конце – нарушения в межличностных отношениях

При различном изображении мужской и женской фигур (посмотрите, пож., на свои рисунки!!!) – пол, наделяемый большей по размерам головой – это тот пол, которому приписывается более высокий интеллект и социальная значимость.

 Лицо:

Социальные черты выражены в частях лица. Лицо – наиболее выразительная часть тела. Это важнейший центр коммуникации.

Выражение лица является одной из таких характеристик рисунка, которые можно интерпретировать непосредственно с достатояной точностью.

Испытуемй, намеренно упускающий изображение черт лица, в то же время тщательно и нарочито выделяющий контур и детализацию остальных частей фигуры, как правило, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в межличностных отношениях. Такой рисунок – графическое избегание проблемы.

Изображение лица в профиль – уклончивость, возможно, страх перед осуждением. В то же время – признак интеллектуальной зрелости.

Глаза:

Это основной орган связи с внешним миром. Человек, утративший зрение, теряет котакт с внешним миром, и либо вообще выключается из социального взаимодействия, либо попадает в полную зависимость от своего окружения. Поэтому глаза – главная точка концентрации чувства «я» и одновременно точка максимальной уязвимости этого чувства.

Маленькие глаза – поглощённость собственными переживаниями

Прикрытые или закрытые глаза – избегание, стремление отгородиться от мира

Пропуск зрачка, рисование только контура глаза – слабая связь с внешним миром

Глаза в виде одинаковых кружочков в сочетании с такой же формы пуговицами, носом и ртом – отражение зависимости, неглубокой эмоциональности, недостаточной способности к различению.

 Брови:  значение бровей не вполне выяснено, но они придают дополнительное значение выражению лица.

Нос:

Нос на рисунках принято рассматривать как сексуальный символ. Его перемещение не является необычным в клинической практике.

  •  Чрезмерно длинный нос как демонстрация сексуальной силы встречается у индивидов, имеющих проблемы с потенцией, часто – возрастные.
  •  Нос – «пуговка» – инфантильность, зависимость.
  •  В целом, нос может быть уменьшен, подтёрт, затушеван, перечёркнут, либо вовсе пропущен – наличие конфликта в этой области.

Конфликтное отношение к носу может быть придано обеим фигурам в паре рисунков. В иных случаях субъект относит такого рода конфликтное изображение к фигуре противоположного пола. Интересно, что  часто пропускание носа у одной фигуры сопровождается чрезмерным подчёркиванием носа у другой фигуры в комплекте рисунков.

Если как-то особо обозначены ноздри – это считается проявлением агресии.

Рот:

  •  Отчётливо выделяется рот в рисунках индифидов, имеющих сексуальные проблемы
  •  Чрезмерно сильное выделение рта – фиксация на пище, склонность к сквернословию и подверженность вспышкам гнева
  •  Приоткрытый рот с детально прорисованными зубами – признак инфантильной вербальной агрессивности
  •  Изогнутый, чувственный рот – обычно отмечается в рисунках инфантильных, зависимых индивидов
  •  Рот, изображённый резкой, грубой линией (как щель) – агрессивность, порой скрытая, м.б., – сверхкритичность
  •  Отсутствие рта – очень сильное чувство вины из-за оральной агрессии; также встречается в рисунках астматиков.

Детализация губ часто задаёт тон выражению лица

  •  Полные губы в мужской фигуре – показатель феминности, женственности.

-    Изображение губ в форме лука – озабоченность сексуальной сферой

 Подбородок

  •  В профильных изображениях подбородок часто вздёрнут, напряжён или заметно выступает – может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности
  •  В сочетании с нажимом всего лицевого профиля, в противоположность лёгким линиям во всех остальных местах – стремление к превосходству и социальной значимости.

Как правило, зависимые мужчины часто отображают проекцию большей силы, приписываемой женщине, не только рисуя женскую фигуру большего размера, чем мужскую, но также наделяя её гораздо более сильно выступающим подбородком.

Ухо:

Ухо, как правило, выделяется специально для обозначения какого-либо конфликта.

Отсутствие ушей на рисунке имеет меньшее значение, чем пропуск испытуемым более активной части тела.

Ухо выделяется своим размером, формой, местоположением, либо оттопырено или выступает сквозь волосы, - это предрасположенность от лёгкой реактивности на критику до активных слуховых галлюцинаций.

Степень деформации уха часто коррелирует с интенсивностью слухового опыта.

Поэтому особое внимание к рисованию уха может быть связано с глухотой.

Часто выделяют ухо подозрительные и недоверчивые параноики, но их рисунок смягчён по сравнению с рисунками людей, страдающих слуховыми галлюцинациями.

Усиленное выделение ушей могут демонстрировать также индивиды, которые легко обижаются и сопротивляются авторитетам.

 Волосы:

Символическая значимость: волосы – индикатор сексуальной зрелости.

  •  Выделение волос на голове, на груди, в виде бороды или усов – в целом интерпретируется как стремление подчеркнуть мужественность.
  •  Беспорядочной женской причёске часто придаётся смысл сексуальной распущенности

Различное отношение к волосам у мужской и женской фигуры в основном наблюдается у психосексуально незрелых мужчин, которые сами по себе склонны к нарциссизму и с опаской относятся к женщинам.

  •  Акцент на волнистых, ниспадающих очаровательным каскадом волосах в женских рисунках – свидетельство вктивности сексуальных фантазий.
  •  Энергичная растушёвка волос в рисунках мужчин наряду со слабо выраженной формой причёски часто является конфликтом мужественности, перерастающего в отклоняющееся сексуальное поведение.

Шея

Шея часто подчёркивается с помощью графического выделения теми индивидами, которые обеспокоены несогласованностью своих импульсов и функций сознательного контроля. Для их личности характерно осознание некой раздвоенности. Предполагается наличие конфликта, относящегося к силе Супер-Эго.

Структурно шея является связующим звеном между телом (импульсивной жизнью) и головой (интеллектуальным, рациональным контролем). Таким образом, шея - это их координационный признак.

Шея позже всего включается в детский рисунок.

Опускание шеи встречается в рисунках индивидов, которым действительно недостаёт способности произвольно регулировать свои побуждения.

Длинная тонкая шея – сильный рациональный контроль.

Толстая короткая шея – слабость контроля над телесными импульсами, импульсивность.

Адамово яблоко встречается в рисунках сравнительно редко. На бессознательном уровне оно олицетворяет собой маскулинность.

Особая заинтересованность в адамовом яблоке наблюдалась у сексуально слабых индивидов, испытывавших затруднения в различии между мужскими и женскими характеристиками и чувство неуверенности в своей собственной роли.

Изображение адамова яблока у женщины – приписывание ей маскулинных черт.

 Руки и кисти:

В функциональном отношении руки и кисти соотносятся с психологическими смыслами, относящимися к развитию Эго и социальной адаптации.

Наиболее часто пропускаемая черта – кисти рук: может означать ощущаемый индивидом недостаток в социальных контактах, сильную потребность в общении.

Кисти имеют расплывчатые очертания или затемнены – недостаточная компетентность в социальных контактах, недостаточная продуктивность.

Руки за спиной – боязнь межличностных контактов, возможно, отказ от общения.

Рука помещена в карман – антисоциальные тенденции или выражение скрытности.

Руки прямые, разведены в стороны под прямыми углами к линии тела – экстравертность индивида, поверхностные и не глубокие межличностные контакты.

Большие руки как выражение силы – могут быть следствием желанной компенсации физической слабости.

Очень длинные руки – стремление к достижению илиприобретению, в зависимости от других аспектов рисунка.

Руки хрупкие или истощённые – могут означать слабость как физическую реальность или как психическую реакцию.

В целом, направление и гибкость линий руки соотносятся со степенью и спонтанностью активного взаимодействия со средой.

Пропуск рук никогда не может считаться случайной оплошностью, это является некой патологией..

В случаях глубокой депрессии могут быть пропущены руки вследствие ощущения тяжёлой вины.

Пальцы

  •  Рисование пальцев без изображения рук – признак инфантильной агрессии.
  •  Пальцы, напоминающие по виду лепестки или виноградины, короткие и округлые, - в рисунках детей являются нормой, а в рисунках взрослых – признак бедности мануальных навыков и инфантильности.
  •  Сильно заштрихованные или подчёркнутые пальцы – индикаторы чувства вины
  •  Копьевидные или похожие на копья пальцы – избыточная агрессивность
  •  Сжатый кулак, вынесенный далеко от тела – антисоциальные тенденции
  •  Кулак тесно прижат к телу – подавленная внутренняя тенденция к бунту
  •  Рука с тщательно выделенными пальцами, но обведенными одной линией, как и изображение руки и пальцев в виде перчатки – подавленная агрессия
  •  Ненормально длинные пальцы, бросающиеся в глаза, - примитивные типы личностного развития у взрослых
  •  Рисование более пяти пальцев на руки – амбициозность или агрессивность

 Ноги и ступни

Ноги, а особенно ступни являются источниками конфликта и затруднений во многих рисунках.

Прикованные к постели, депрессивные, унылые и замкнутые индивиды могут сопротивляться рисованию ступней и даже ног, а иногда предлагать компромисс, изображая сидящую фигуру.

Часто субъект, страдающий сексуальными расстройствами, может отказаться закончить рисунок ниже линии пояса, или едва наметить несколько определённых линий для этой части тела.

Механическая, жирная линия разделения на уровне талии в рисунках, где это едва ли можно объяснить изображением пояса как детали одежды, - указывает на  наличие проблем в сексуальной сфере.

Полные тела с маленькими, тонкими ногами – выражение ощущения упадка и недостаточности.

Ноги – сильные, устойчивые, мускулистые, ровные – уверенность в сексуальной силе и привлекательности.

 Пальцы ног

В норме не появляются в рисунке одетой фигуры.

  •  Пальцы ног в рисунке фигуры, которую не собирались изображать обнажённой – подчёркивание агрессивности
  •  Ограничение пальцев ног, показанное на рисунке линией, обединяющей их наружные края, - притупление или подавление агрессивных тенденций.

 Туловище

Фигура, включающая углы, – более маскулинная, округлая фигура, мягкие линии – феминность, инфантилизм.

Очень худое тело при изображении человека своего пола обычно означает некоторую неудовлетворённость тем типом тела, которым обладает рисующий индивид. Это может быть прямой репрезентацией телесной хрупкости или слабости, либо это может являть собой компенсацию нежеланной полноты.

Двойной или неровный телесный контур обычно свидетельствует об озабоченности проблемой веса, особенно в контексте подчёркивания оральной области в рисунках.

 Грудь

Повышенный и значимый интерес к изображению груди отмечен в рисунках эмоционально и психосексуально незрелых мужчин. Груди стираются, затушевываются, к ним часто возвращаются для добавления нескольких дополнительных незаметных линий, что отмечает озабоченность этой частью фигуры.

Акцентированная грудь обычна в контексте сильного и доминантного материнского образа в рисунках испытуемых обоего пола.

 Плечи

Ширина и массивность плеч считается наиболее общим графическим выражением физической силы и физического совершенства.

В рисунках мужчин массивные плечи, выделенные за счет других частей фигуры, встречаются у подростков и часто у сексуально амбивалентных индивидов как сверхкомпенсация чувства телесной неадекватности.

Проблема физической неадекватности настолько часто является предметом мучительной озабоченности эмоционально неуравновешенного мужчины, что порождает конфликтную неуверенность в том, какой ширины плечи следует нарисовать у мужской фигуры, - это случается достаточно часто.

 Бедра и ягодицы

И бедра, и ягодицы могут получать необычное внимание в рисунках склонных к гомосексуализму или конфликтных мужчин.

В женских фигурах, нарисованных женщинами, подчеркнутая линия бедер может быть ассоциирована с сознанием силы, относящейся к функциональным потенциям выраженного развития тазовых органов.

Талия

Линия талии иногда дается как единственное указание на одежду фигуры. Характерно, что она служит разделению туловища на верх и низ. Если это мужчина, "верх" - это область груди, которая охватывает первичные телесные признаки физической силы, т.е. ширину груди и телесную мускулатуру. "Низ" соотносится прежде всего с областью сексуального функционирования, с ногами, также имеющими значение сексуальной силы на более символическом уровне. Функционально "верх" женской фигуры соотносится с факторами кормления, которые распознаются, прежде всего, по разработке груди. Это область наиболее часто выделяется орально зависимыми, фиксированными на матери мужчинами. "Низ" женской фигуры относится в основном к сексуальной и репродуктивной функциям с расширением бедер в области таза, что более конкретно касается репродуктивных аспектов.

 Одежда

  •  Подробно вырисованная одежда наряду с причёской и украшениями – признак демонстративности
  •  Прямой наряд на женщине, который достигает щиколоток, может быть расценен как обозначение того, что фигура представляет образ матери
  •  Некоторые испытуемые-мужчины рисуют на фигуре молодого человека одежду той моды, которая была во времена молодости отца, таким образом подтверждая сильную идентификацию с отцом.

 Пуговицы

  •  Выделение пуговиц посредством затушевывания, специального надавливания, либо случайного или неправильного расположения на фигуре встречается в основном у зависимых, инфантильных и неадекватных людей.
  •  Иногда пуговицы служат проработке сильно выделенной средней линии, отражая эгоцентрическую и соматическую озабоченность.
  •  Выделение пуговиц происходит в основном в рисунках привязанных к матери индивидов
  •  Пуговицы являются заметной деталью униформ, и особенно униформ швейцаров и кадетов, что предполагает некоторую их взаимосвязь с комплексом подчинения авторитету.

Функционально пуговицы расстегиваются, чтобы показать тело, и застегиваются, чтобы скрыть его, и в этом смысле отражают отношение к телу.

 Карманы

  •  Подобно пуговицам, неадекватное выделение карманов видно в рисунках инфантильных и зависимых индивидов, и больше у мужчин, нежели у женщин.
  •  Для подрастающего мальчика большой карман, полный разного добра, является символом расширения Эго и зрелости. Карманы могут использоваться подростками как выражение стремления к мужественности, которое вступает в противоречие с эмоциональной зависимостью от матери.
  •  Женщины редко обозначают карманы на своих рисунках. Они склонны к большей независимости, и их одежда, за исключением платьев "рубашечного" покроя и пиджака, сшитого по фасону мужского, редко имеет карманы.

Галстук

  •  Галстук является распространенным сексуальным символом, он чаще всего встречается на рисунках мальчиков и молодых мужчин
  •  Особое выделение галстука, пристальное внимание как к галстуку, так и к носовому платку часто встречается в рисунках сексуально неадекватных мужчин.

 Шляпа

Шляпа служит цели сделать мужчину более представительным. Старательная прорисовка шляпы может указывать на импотенцию.

Шляпа также является сексуальным символом, наряду с трубкой, тростью, сигаретой, пистолетом, означающими озабоченность сексуальной сферой.

 

Структурные и формальные аспекты рисунка

1. Возрастные несоответствия персонажа:

Важной особенностью является проекция фигуры, которая по всем своим графическим характеристикам значительно моложе или старше, чем сам субъект. Если фигура младше, но того же пола (что испытуемый), можно предположить некоторую эмоциональную фиксацию на этом возрасте или желание вернуться в молодость. Если фигура старше, можно отметить идентификацию с образом родителя (своего пола).

2. Действие или движение

Действия или движения изображенного человека более, чем он сам, отображают разнообразие тем. Фигура может быть позирующей, идущей, сражающейся, дающей что-то кому-то, произносящей речь или приветствующей кого-нибудь.

  •  Действие более характерно для рисунков мальчиков предподросткового возраста.
  •  Девочки демонстрируют явное предпочтение статичным фигурам, выставленным напоказ.

3. Последовательность

Последовательность процедуры рисования является важной.

Субъекты, начинающие с черт лица и затем окружающие их, те, кто начинает со шляпы, а не с головы, те, кто рисует голову в последнюю очередь, и те, кто начинает с ног и двигается наверх - все они демонстрируют некоторую степень межличностной дезадаптации, включающую нежелание или неспособность брать на себя эмоциональные обязательства.

Иногда индивид может прервать рисование, чтобы дополнительно выделить некоторую особую область конфликта, и может даже возвращаться к этой области несколько раз в процессе рисования. Колебания, связанные с рисованием за пределами головы или ниже линии талии, означают нежелание сталкиваться с конфликтами, относящимися к этой области.

4. Симметрия

Индивиды,   делающие чрезмерно симметричные рисунки, - обычно скованные, эмоционально холодные и отстраненные, неустойчивые личности.

Заметное нарушение симметрии можно видеть в рисунках невротиков как выражение телесной неуклюжести, чувства нескоординированности, или общей физической неадекватности.

5. Поза

Поза нарисованной фигуры может быть расценена так же, как и поза реального человека.

6.Перспектива

В целом изображение фигуры в профиль интерпретируется как признак уклончивости.

Хотя профильные фигуры предполагают страх перед осуждением, не следует считать, что открытость и искренность всегда характерны для индивидов, рисующих фигуру анфас. Также профили считаются показателем интеллектуальной зрелости. Испытуемые правши рисуют профили, обращенные к левой стороне листа. Руки за спиной или в карманах считаются более точным и непосредственным выражением уклончивости, чем изображение профиля.

Мужская и женская фигуры в паре рисунков часто изображаются в различном ракурсе. Многие испытуемые-мужчины рисуют фигуру своего пола в профиль, в то время как женщина изображается анфас. Представляется вероятным, что такое рассогласование в изображении связано с противоречием защитных механизмов.

7. Тип линии

Нажим и твердость линии, использованной в рисунке, считаются более существенной характеристикой, чем многие другие формальные аспекты.

Линия может быть слабой, нечеткой или жирной. Она может быть твердой, разорванной, фрагментарной или усиленной. Она может быть тонкой или иметь ощутимую толщину.

  •  Линия контура тела изначально является рубежом между телом и окружающей средой, и часто отражает степень защищенности, уязвимости или изоляции субъекта.
  •  Психические срывы, порожденные конфликтами, сосредоточенными в специфических областях фигуры, часто выражены в неожиданном изменении линии или в явном разрыве.
  •  Нечеткая линия появляется чаще всего у робкого и неуверенного индивида.
  •  В рисунках, где контур головы, нарисованной анфас, выполнен с нажимом, а черты лица слабо набросаны, – сильное стремление к социальным контактам контрастирует с застенчивостью, робостью и самоуглубленностью индивида в реальном социальном поведении.
  •  Профильные рисунки, в которых четко выделена линия лицевого профиля, в то время как контуры остальной, обычно крупной фигуры расплывчаты и нечетки, в меньшей степени характеризуют невротические тенденции и в большей отстраненность и побуждения к социальному доминированию.

8. Индикаторы конфликта

  •  Специфические отличия в изображении любой части фигуры расцениваются как обозначение конфликтного отношения к этой области.
  •  Обращает на себя внимание выделение части рисунка посредством небольшого прерывания, затуманивания или усиления линии, посредством стирания или тушевки.
  •  Очевидный пропуск руки, ног или ступней весьма важен.
  •  Глаз может иметь большой контур, но внутри него не будет никаких деталей, хотя в других отношениях рисунок выполнен тщательно. Обычно имеется явная причина для того, чтобы глаз при таком типе изображения был практически лишен своей зрительной функции.

9. Стирания

Стирания считаются выражением возбуждения, но отличаются от усиления линии и штриховки, поскольку они свидетельствуют о выраженной неудовлетворенности. Они представляют собой попытку что-то изменить или улучшить. Следует заметить, что стирания не связаны с объективной трудностью изображения той части, которая стирается. Они часто приводят к ухудшению формы, а не к исправлению, подтверждая тем самым, что стирание означает конфликт.

10. Штриховка

Любая степень или тип штриховки считается выражением возбуждения. Как и при других типах проекции конфликта, определенная область фигуры, которая штрихуется, расценивается в свете ее функционального значения.

Различное изображение мужской и женской фигур

Различия в способе и общем оформлении изображения мужской и женской фигур, нарисованных одним и тем же субъектом, отмечаются довольно часто.

Для инфантильного, сексуально незрелого испытуемого-мужчины типично рисовать хорошо модулированную, детальную и доброжелательно представляемую мужскую фигуру, возможно в профиль, в то время как женская фигура в паре (возможно, репрезентированный образ матери) нарисована анфас, с мужественностью и враждебностью, определяющей доминантные графические черты.

Когда испытуемый демонстрирует грандиозные и напыщенные черты, женщина может быть несколько меньше по размеру, поскольку имеется в виду угрожающий женский образ. Меньший размер, несмотря на большую силу и доминантность женской фигуры, может означать принижающее отношение к женщине как форму защиты против власти, ей приписываемой.

С другой стороны, это может быть выражением негативного отношения к любой фигуре, кроме собственной, заполняющей пространство.

Испытуемая-женщина, которой движут сильные маскулинные стремления, может усилить женщину и ослабить мужчину в паре. Это может быть достигнуто посредством уменьшения размера, инфантилизации фигуры, или пренебрежением агрессивными либо контактными элементами мужской фигуры.

 

 «Рисунок человеческой фигуры должен рассматриваться как выражение настроения и тенденций и как средство для проекции индивидом его проблем и его способа организации опыта, отраженных в его схеме тела». К. Маховер




1. вариантами дизонтогенеза которая состоится 11 декабря 2013 г
2. ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение Спорт в его узком и широком смыслах.
3. 12 гл и Наталья ЛукьяненкоSimb121 с 1320гл в переводе 16 главы также участвовала lYnl Аннотация Что
4. объект могут быть включены информация и ее носители а также человеческий фактор
5. тема. Фізіологічні механізми сну
6.  Конституція України як Основний Закон держави є політикоправовим актом шо має найвищу юридичну силу
7. 15 вв Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией
8. Клетка как архитектурное чудо
9. 2 КЛАСС Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственно
10. Мать с младенцем на руках что может быть прекрасней в старшей группе
11. РЕФЕРАТ Формирование нравственных основ поведения в проблемных ситуациях у детей 7 ~ 12 лет в ус
12. Реферат- Демокрит из Абдеры во Фракии
13. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора медичних наук Львів ~ Д
14. Музыкальная культура эпохи Возрождения- развитие инструментальной музыки Эволюция инструментальной м
15. Subject HST 1001 History of Kzkhstn
16. технический производство средств к жизни трудовая деятельность и духовный в том числе познавательный
17. Поэтическое слово И А Бунина
18. Реферат- Знакомство с MS Word
19. воспитательной работе ЛГТУ
20. 0 Урсула Познански Игра 14