Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности Г

Работа добавлена на сайт samzan.net:


«Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности»

Г. Б. де Мабли

    Французский просветитель и философ Габриэль Бонно де Мабли поднимает проблему взаимосвязи политики и морали. По мнению автора, любая политика должна основываться на нормах морали и нравственности. Такой же точки зрения придерживались многие великие мыслители:

Ж. Руссо призывал к соединению политики и морали, он говорил, что, кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой и все, что является нравственным злом, является злом и в политике, а Т. Джефферсон считал, что все искусство состоит в искусстве быть честным.

    Я полностью согласна с позицией автора. Ведь политика устанавливает свои законы, основывающиеся на морали, которая, в свою очередь, опирается на нравственность самого

общества – в обратном случае все это может перерасти в диктатуру, не способную обеспечить людям благополучную и счастливую жизнь.

    Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, основной задачей которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. На самом деле, в переводе с греческого языка политика означает «искусство управления государством». А в таком «искусстве», на мой взгляд, крайне необходимо придерживаться норм морали и нравственности. Итак, мораль – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести в отличие от нравственности, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Известно, что политика тесно связана с понятием «право», которое, в свою очередь, обладает рядом общих черт с моралью: в системе социальных норм право и мораль являются универсальными, распространяющимися на все общество, они имеют один объект регулирования – общественные отношения, выступают мерой свободы в обществе, а также связаны с категорией «социальная справедливость».

   В эпоху традиционных обществ связь политики и морали была наиболее тесной. Особенно четко это проявлялось на Востоке. К примеру, Конфуций видел в самосовершенствовании основу хорошего управления, не верил в регулирующую силу закона. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, он призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв был, прежде всего, обращен к правящим, поскольку соблюдение ими принципов добродетели играло решающую роль и предопределяло господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать  людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». Конфуцианство – этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае спустя 300 лет после смерти Конфуция – оказало огромное влияние на развитие политической жизни Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Китайский император мог даже лишиться власти, если его поведение противоречило морально-этическим нормам.

    Другим ярким примером является Людовик XVI, для которого политика была неотделима от морали. Он пришел к выводу, что государь должен быть справедливым, благодетельным, гуманным, по возможности избегать войн, заботиться о счастье подданных и хранить их привилегии. У правителя Франции сложились идеальные, возвышенные представления о том, что король должен быть высоконравственным человеком и добрым отцом для своих подданных. Несмотря на то, что его реформы вызывали бесконечные споры, можно отметить значимые достижения правления

Людовика XVI. В частности, при данном правителе Франция помогла североамериканским колониям Англии стать независимым государством, во внутренней политике можно выделить достаточно успешную реорганизацию армии.

    Таким образом, Г. Б. де Мабли совершенно верно заметил, что политика и нравственность тесно взаимосвязаны: для хорошего правителя нормы морали должны обладать большой ценностью, - только в этом случае он сможет создать сильное государство.

«Не нужна революция, чтобы прийти к демократии. Нужна демократия, чтобы могла произойти революция»

Г. Честертон

    Высказывание Гилберта Честертона, английского мыслителя, писателя и журналиста, обращено к проблеме революции как вида политического преобразования. Автор считает, что революция может произойти только в условиях существования демократии, но быть самой дорогой к демократии революция не может.

    На мой взгляд, Г. Честертон совершенно прав: только когда права человека и свобода являются абсолютной ценностью в государстве, можно говорить о возможности осуществления коренных изменений в развитии общества.

    Итак, революция – это быстрое и глубокое изменение главных устоев политического, социального и культурного порядка, произведенное посредством активных действий самих граждан. Главный вопрос революции – вопрос о государственной власти, хотя чаще всего революция – это социальный сдвиг и качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Инициаторами данного процесса являются общественные группы, слои, классы, граждане, заинтересованные в переменах. Следовательно, большое значение в данной проблеме имеет степень свободы людей в государстве. Как известно, наибольшей степенью она обладает при демократии – форме политической организации общества, основанной на признании народа в качестве источника власти.

    Ярким примером, подтверждающим высказывание автора, являются так называемые «цветные революции», в результате которых произошла смена власти в ряде демократических стран. В частности, «Оранжевая революция», которая происходила на Украине в 2004-2005 годах, началась после того, как Центральная избирательная комиссия Украины объявила предварительные результаты президентских выборов, согласно которым победил Виктор Янукович. Сторонники основного соперника Януковича на выборах – Виктора Ющенко – считали, что этот перевес Януковича в голосовании был достигнут за счет нарушений на выборах. В результате широкой кампании мирных протестов, пикетов, забастовок, Верховный суд Украины признал, что определить победителя не представляется возможным, и назначил переголосование. Повторное голосование зафиксировало победу Ющенко.

    Другим примером «цветной революции» была «Революция роз» в Грузии, которая произошла в ноябре 2003 года. Основной мотив революции – фальсификации парламентских выборов 2 ноября 2003 года. В ходе революции Эдуард Шеварднадзе сложил полномочия, и руководство страной перешло к оппозиционерам во главе с Михаилом Саакашвили.

    Существует мнение, что в каждом из этих случаев внешняя поддержка была решающей. Без независимых СМИ было бы невозможно осуществить мобилизацию масс. Без длительного строительства институтов гражданского общества, которые могли бы сплотиться в протесте против результатов выборов, не было бы уличных демонстраций и других открытых акций. А все это возможно только при демократическом режиме. Таким образом, Г. Честертон был абсолютно прав, утверждая, что «нужна демократия, чтобы могла произойти революция».

В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням»

А. Бестужев

    Высказывание выдающегося русского писателя Александра Бестужева обращено к проблеме особенности преступления как особого вида правонарушения. Автор считает, что несчастный случай может произойти с человеком абсолютно в любой момент, неожиданно, а вот преступление, напротив, требует некоторого количества времени.

    Не могу не согласиться с мнением писателя: совершение преступления – это очень серьезный шаг, и прежде чем на него решиться, человеку необходимо многое обдумать.

    Итак, что же такое преступление? Это виновно совершенное, общественно опасное деяние, которое влечет применение к лицу мер уголовной ответственности – одного из видов юридической ответственности, правового последствия совершения преступления, заключающегося в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Выделяют следующие основные признаки преступления: преступное деяние, общественная опасность, виновность и уголовная противоправность. Интересно, что в уголовном праве, т. е. в отрасли права, регулирующей отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний, существуют даже стадии совершения преступления: первая – стадия приготовления к совершению преступления, вторая – стадия покушения на преступление, и третья – стадия оконченного преступления. Таким образом, Александр Бестужев был прав, утверждая, что «в преступление сходят по ступеням».

    Одним из наиболее ярких примеров, подтверждающих высказывание автора, является роман

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Один из главных героев преступления, Родион Раскольников, то приближался к мысли о совершении преступления, то отдалялся от нее. Решившись на убийство, он все тщательно обдумал и спланировал. Каждый этап этого плана, каждая мысль, оправдывающая преступление, и есть ступенька к нему. А беда – это ведь неожиданность для человека, даже если он ходит по краю этой пропасти. Если человек готов к какому-то событию, как Р. Раскольников, то это уже не беда.

    К огромному сожалению, в современном мире стало нередким такое явление, как терроризм. Совсем недавно (в 2010 году) в московском метро на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» были произведены два взрыва. Данное происшествие относится к организованному или коллективному терроризму – это значит, что террористическая деятельность была заранее спланирована и реализована определенной организацией. И в этом случае мы видим, что к преступлению человек осознанно ведет себя.

    В заключение хотелось бы сказать, что А. Бестужев очень точно сравнил беду с пропастью, в которую можно попасть быстро и незаметно. А преступление готовят шаг за шагом, продумывая свои действия, будто спускаясь все ниже и ниже по лестнице до способности совершить это зло.

«Когда народ много знает, им трудно управлять»

Лао-Цзы

    Высказывание древнекитайского философа Лао-Цзы обращено к проблеме политического сознания и его влияния на жизнь общества. Автор считает, что знающими и понимающими людьми гораздо сложнее управлять, чем толпой неграмотных людей.

    Я полностью согласна со словами философа: трудно повлиять на человека, который, не боясь высказывать собственное мнение, выделяется из толпы, а не теряется в серой массе.

    Политическое сознание – это совокупность взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой политике и определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства. Одним из основных функций политического сознания является мобилизующая, которая заключается в побуждении людей к политически ориентированному поведению ради отстаивания своих интересов. Поэтому важное значение в данном вопросе имеет такое понятие, как «политическое участие», т. е. действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Говоря о государстве в целом, следует упомянуть о массовом политическом сознании, которое выражает общественное мнение, настроение и действие масс. Таким образом, взгляды и настроение самого общества могут оказать существенное влияние на управление государством.

    В истории много примеров, когда люди конфликтовали с властью и не боялись оспаривать ее. В России начала XX века при абсолютизме личность подавлялась, и человек не имел права выражать свое мнение безнаказанно. С детства в человека закладывали тот образ мышления, который нужен был государству. Еще в годы русско-японской войны идеологи различных партий формировали сознание солдат в нужном им направлении. Они говорили им, что война ведется исключительно ради интересов правителей государств, а простому народу она ничего не даст. Знание таких причин войны спровоцировало революцию 1905-1907 гг. в России.

    Другим ярким примером является Великая французская революция. Постепенно в течение XVIII века в верхах французского общества появлялось понимание того, что старый порядок нужно реформировать. Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части общества произошел переворот. Среди представителей духовенства, дворянства и буржуазии утверждалась мысль о том, что власть короля являлась насильственной по отношению к правам сословий (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). В условиях подобной напряженности революция была просто неизбежна.

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, если общество осознает значимость своих знаний, им трудно управлять. Не подчиняясь идеологии, человек становится свободным, а значит, его индивидуальность не подавляется, что можно назвать высшей ценностью.

«Править значит не властвовать, а исполнять обязанность»

Посидоний

    Высказывание древнегреческого философа Посидония обращено к проблеме сущности и особенности политической власти. По мнению автора, правление подразумевает, в первую очередь, неукоснительное исполнение обязанностей во благо себя и народа, а не слепое властвование.

    Не могу не согласиться со словами философа. Я считаю, что правление может быть эффективным только в том случае, когда правитель в полной мере осознает свою ответственность перед народом, а значит, и необходимость исполнения обязанностей.

    Чтобы разобраться в данном вопросе, нужно вспомнить, что власть – это волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти. Одним из видов власти является государственная, где в качестве субъекта власти выступает государство, а в качестве объекта – население страны. Государственная власть имеет свои отличительные признаки. Одним из них является публичный характер, т. е. распространение на общество в целом, на всех его членов и объединения. С этим неразрывно связан такой принцип устойчивости политической власти, как результативность, которая проявляется в степени выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население. Поэтому понятие обязанности в данном случае имеет большое значение.

    Рассмотрим проблему с разных сторон. Ярким примером является правление вавилонского царя Хаммурапи, одного из величайших законодателей древности. Хаммурапи говорил, что Боги передали ему власть, чтобы он защищал слабых, вдов и сирот от притеснений. Свое царствование он начал с установления справедливости, то есть отмены долгов и прощения недоимок. Делом всей его жизни стало создание знаменитого сборника законов, отличавшегося своей продуманностью, логичностью и последовательностью. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность и эксплуатацию человека человеком. Таким образом, результатом деятельности Хаммурапи стало могучее, крепкое централизованное государство.

    Совершенной противоположностью является правление римского императора Нерона, который, опираясь на принуждение и жесткость, на абсолютный характер своей власти, считал, что он вправе позволить себе любое поведение. Это подтверждается пожаром, который Нерон устроил в Риме для того, чтобы получить незабываемые впечатления и эмоциональный прилив, который был необходим ему как поэту и театральному актеру. Выдвинув мысль о причастности христиан к поджогу города, Нерон казнил тысячи невинных людей. Можно с уверенностью сказать, что правление Нерона характеризуется крайней жестокостью, во многом только навредившей народу.

    Подводя итог вышесказанному, хотелось бы снова отметить, что управление государством – это очень сложное дело, которое требует от правителя разумного осуществления власти и, в первую очередь, должного исполнения обязанностей перед гражданами своего государства.

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам»

Ж.-Ж. Руссо

    Французский просветитель Жан-Жак Руссо поднимает проблему соотношения и взаимосвязи государства и права. Особенно актуальны слова автора сегодня, когда одной из важнейших задач государств является обеспечение достойной жизни своим гражданам.

    По мнению мыслителя, по-настоящему сильным можно назвать лишь то государство, в котором ценятся права и свободы человека. Не могу не согласиться с точкой зрения Ж.-Ж. Руссо: ведь только свободные люди, имеющие собственное мнение и не боящиеся его высказывать, могут стать прекрасной опорой для своей страны, позволяющей ей развиваться и идти вперед.

    Свобода граждан, т. е. самостоятельность, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями, является неотъемлемой частью правового государства. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. В то же время правовое государство создает условия для функционирования гражданского общества – сферы самопроявления свободных граждан, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства со стороны государственной власти. А все это в совокупности способствует демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

    Рассмотрим в качестве примера такое государство, как США. Знаменитая на весь мир как страна свободы и демократии, Америка является одной из сильнейших государств в мире. Речь идет не о безопасности – имеется в виду дух свободы, который сильная Америка дала своим гражданам. Даже всемирно известная Статуя Свободы, подаренная США Францией, стала не только воплощением дружбы двух народов, но и символом американской демократии.

    Другим ярким примером является Израиль. Наибольшую свободу израильтяне почувствовали

14 мая 1948 года, когда премьер-министр страны Давид Бен-Гурион объявил свою страну независимой. На следующий день, 15 мая, все арабские страны этого региона объявили молодому Израилю войну. Новое государство не только устояло, но и увеличило свою территорию. А все потому, что израильтяне, вдохновляясь сильным лидером, чувствовали свою свободу и боролись за нее до конца.

    Таким образом, высказывание Жан-Жака Руссо позволяет понять, что свободным и сильным государство может сделать только его свободный и независимый народ.

«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется»

Демокрит

    Высказывание великого древнегреческого ученого и философа Демокрита обращено к проблеме должного соблюдения законов. Проблема, обозначенная автором, очень актуальна в условиях формирования правовых государств.

    По мнению философа, если человек соблюдает законы, то и правосудие в нужный момент окажется на его стороне, а если человек им не повинуется, то ничего благотворного ему ожидать не следует. Я полностью согласна с позицией автора, т. к. считаю, что гражданин, осознающий значимость законов, будет им подчиняться.

    Как всем известно, закон – это нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Иными словами, закон является общим ориентиром, помогающим преодолеть разного рода противоречия и несогласия, возникающие в обществе или государстве. Верховенство закона во всех областях жизни является основным признаком правового государства. Когда мы говорим о главных препятствиях на пути к такому государству, прежде всего, обращает на себя внимание невысокая правовая культура значительной части населения. Речь идет о правовой культуре как особом социальном явлении, качественно характеризующем правосознание, т. е. систему правовых взглядов, убеждений, чувств, как отдельной личности, так и общества в целом. В числе структурных элементов правовой культуры особое место занимает законность, т. е. неукоснительное исполнение законов всеми. Поэтому очень важно сегодня уделять внимание правовому воспитанию граждан.

    Рассмотрим данную проблему с различных сторон. В качестве примеру можно привести Конституцию РФ. Во второй ее главе содержатся права и свободы гражданина, а также его обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, защищать Отечество. Государство же гарантирует равенство, свободу, право на жизнь, на образование и многое другое. Только соблюдая законы, следует ожидать от государства положительных действий.

    Можно привести другой пример. Проблема неуплаты налогов является одной из наиболее обсуждаемых в греческом обществе. Громкие дела об уклонении от налогообложения нередко вызывали скандалы как внутри самой страны, так и в международной прессе, чье внимание приковано к Греции из-за финансовых проблем страны. Поэтому в 2012 году официальный представитель правительства Греции заявил, что государство будет строго наказывать тех, кто попытается уйти от ответственности за неуплату налогов.

    Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью закона является защита граждан, но только в том случае, если общество будет следовать правилам и нормам, установленным государством.

«Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может надвинуться, пока солнце не зашло»

Ч. Колтон

    Автор высказывания, известный английский мыслитель эпохи просвещения Чарльз Колтон, поднимает проблему роли независимой прессы в становлении того или иного политического режима, в частности, деспотизма. Безусловно, данная проблема важна для современного общества, т. к. в большинстве стран мира существует свобода прессы и искореняется деспотизм.

    Ч. Колтон утверждает, что независимая пресса является сильной преградой для становления деспотизма. Я полностью разделяю точку зрения автора, потому что свобода прессы и деспотизм – это совершенно противоположные явления, которые невозможно совместить в одном государстве.

    Независимость и свобода прессы – это ключевые признаки и составная часть демократического государства, т. е. государства, в котором свобода людей является высшей ценностью. В то время как деспотизм, т. е. самовластие и произвол, подавляющее всякое проявление чужой, свободной воли, присущ государствам с преимущественно тоталитарным режимом власти, стремящимся к полному (тотальному) контролю над всеми аспектами жизни общества, где пресса находится в руках лица или органа, являющегося полновластным правителем. Пока же существует свобода прессы, невозможно сосредоточить в своих руках всю власть, т. к. пресса – это информационное средство, способное осудить эту власть и, используя свой авторитет как четвертая власть после законодательной, исполнительной и судебной, поднять общество против существующего строя.

    Ярким примером, подтверждающим вышесказанное, может служить СССР в период правления Сталина, когда пресса была всячески ограничена и находилась под контролем власти, что позволило установить деспотизм в стране. Очень точно отметил советский журналист Алексей Венедиктов: «Власть всегда хочет закрутить гайки прессе».

    Максимильян Робеспьер, французский писатель, некогда один из лидеров Великой французской революции, также говорил: «Свободная печать – есть страж свободы», что в очередной раз доказывает невозможность ограничить свободу общества, пока существует свобода прессы, то есть становится невозможным установления деспотизма. Действительно, во время Великой французской революции пресса, освободившаяся от цензуры и получившая значительное влияние, оказала энергичное воздействие на общественное мнение, настраивая столицу на борьбу против короля. Уличные ораторы и агитаторы своими речами убеждали толпу в необходимости революции. Взятые в совокупности, эти элементы имели огромную силу, которая, в конечном итоге, привела к падению монархии.

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что свобода прессы – это один из важнейших институтов демократии, не позволяющий установиться в стране деспотизму или как-нибудь по-другому ограничить права общества.

«Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами»

Т. Маколей

    Высказывание английского критика Томаса Маколея обращено к проблеме патриотизма. Данная проблема является актуальной в условиях необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

    По мнению автора, на правителях лежит ответственность за то, чтобы развить в людях чувство любви к своей Родине. Не могу не согласиться со словами Маколея: разные люди вкладывают в слово «патриотизм» разные мысли, чувства и понятия, некоторые даже совсем и не задумываются над своим пониманием, просто относя себя к патриотам, но для существования истинного патриотизма необходимо, чтобы в государстве были возможности для благополучной жизни народа.

    Патриотизм – это, в первую очередь, любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Современная наука полагает, что данное понятие составляют следующие элементы: отношение к судьбе своего Отечества, уважение к его истории, к своим предкам, любовь к Родине. Патриотизм может проявляться в следующих формах: полисный, имперский, этнический и государственный. В основе государственного патриотизма лежит чувство любви к своему государству – именно этот вид патриотизма, в первую очередь, могут развить правители у своего народа.

    К примеру, во времена Советской России представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В. И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». Патриотизм был неотъемлемой частью сознания абсолютного большинства советских людей. Само это понятие носило высокий, исключительно позитивный смысл. Обращаясь к истории, необходимо вспомнить о Юнармейском движении, зародившемся в конце 1980-х гг., которое объединило возникшие в СССР военно-патриотические клубы. Инициаторами Юнармейского движения были государственные органы в лице Министерства обороны и комсомола.

    Другим ярким примером является Декларация независимости США, которая вдохновляет каждое новое поколение американцев и вызывает у них гордость за свое страну. Можно обратить внимание на одну особенность празднования Дня независимости. Патриотизм здесь в значительной степени носит личный, сугубо частный характер. Никто не заставляет американцев вывешивать национальные флаги на дома или репетировать в своих самодеятельных оркестрах патриотические песни. Это их собственная потребность. Государство сделало в этой области главное – дало людям идеологию личной свободы, главенство закона и веру в эффективность и превосходство системы власти. Именно это стало основой патриотизма американцев.

    В заключение я хотела бы сделать вывод о том, что даже если человек сам должен решить, быть патриотом или нет, государство может играть значимую роль в решении данного вопроса.

«Власть – возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания»

А. Райснер

    Высказывание А. Райснера обращено к проблеме взаимоотношений власти и общества. Данная проблема является актуальной в условиях утверждения и развития демократического режима во многих современных государствах.

    По мнению автора, обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей других людей. Я полностью согласна с позицией Райснера: довольно часто люди, обладающие властью, закрывают глаза на все то, что способно хоть каким-либо образом помешать им исполнить желаемое.

    Власть – это способность одной стороны влиять на поведение другой вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет. В то же время можно сказать, что власть является механизмом организации и регулирования совместной деятельности. Таким образом, любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). С этим связана возможность злоупотребления властью и использования ее перед подвластными. В таком случае, основными ресурсами власти, то есть всем тем, что индивид или группа использует для влияния на других, являются принуждение, насилие, убеждение, право, страх, традиции и мифы.

    Существует большое количество примеров, доказывающих точку зрения автора. В качестве аргумента я хотела бы привести политику Адольфа Гитлера, основоположника тоталитарной диктатуры Третьего рейха. Поразителен экономический и индустриальный прорыв, который совершила Германия после прихода Гитлера к власти. Однако цена, которую пришлось заплатить за этот прорыв, ужасна. С пугающей беспощадностью А. Гитлер устранял своих конкурентов, соперников и врагов. Его деятельность, начиная с первых этапов политической карьеры и до самого финала, - это один из классических образцов деяний фашизма, рвущегося к власти над всеми, к власти, воспринимаемой ими как самоцель. «Я хочу власти», - писал Гитлер в «Майн Кампф».

    Другим ярким примером является деятельность знаменитого итальянского политика Бенито Муссолини. Подавив в стране права и свободы, он установил тоталитарный режим, применял политический репрессии, т. е. наказания, применяемые государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя. Возглавляя семь министерств и будучи одновременно премьер-министром, Муссолини ликвидировал все ограничения на свою власть.

    Подводя итог вышесказанному, нетрудно сделать вывод о том, что власть не только позволяет регулировать деятельность людей, но и дает возможность навязывать им свою волю.

«Политика слишком серьезное дело, чтобы ей занимались одни политики»

Шарль Де Голль

    Автор высказывания, французский государственный деятель, некогда президент Франции, Шарль Де Голль, поднимает проблему взаимодействия человека и политики. В центре внимания находится вопрос о том, кто и в какой мере должен участвовать в политической жизни. Данный вопрос довольно актуален для современности, когда каждый член общества невольно оказывается втянутым в политическую жизнь страны.

    Автор утверждает, что политика – слишком серьезное и ответственное дело, чтобы доверять ее только политикам. Я полностью разделяю точку зрения Шарля Де Голля, потому что политика регулирует все сферы общественной жизни и в большей или в меньшей степени касается каждого из нас. Как говорил американский философ Менкен Генри Луис: «Политик – есть каждый гражданин». Это высказывание в очередной раз подтверждает утверждение Шарля Де Голля о важности участия в политической жизни не только политиков, но и всех граждан.

    Политика – это сфера деятельности, связанная с проблемой завоевания, удержания и использования государственной власти. Власть, т. е. механизм организации и регулирования совместной деятельности, появилась одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без нее, т. к. безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования. Особое место в нашей жизни занимает политическая власть, основными принципами которой являются легитимность и результативность. Хотелось бы уделить особое внимание такому признаку, как результативность. Это степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население. Таким образом, политика государства в любом случае должна отражать взгляды и установки всего общества в целом.

    Существует несколько подходов к данной проблеме. Ярким примером воплощения в жизнь данного высказывания является политика самого Шарля Де Голля, который перед принятием любого важного решения в государстве устраивал референдум – один из способов участия общественности в решении задач, важных для всей страны, выражающийся во всенародном опросе или голосовании. Тем самым он оставлял за народом право выбора дальнейшего политического курса. Справедливо было бы отметить то, что за все время пребывания на посту президента Шарль Де Голль дважды сумел вывести Францию из глубокого кризиса благодаря своей способности грамотно организовывать деятельность вверенной ему структуры, учитывая при этом мнение народа

    С другой стороны, народ не всегда в состоянии принимать верное решение. Известно, что в Германии и Италии установлению тоталитарных режимов предшествовали массовые движения, участники которых добровольно поддерживали и разделяли фашистскую идеологию. Однако результатом подобной политики являлся страдающий и несчастный народ.

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что каким бы ни был результат, политикой не должны заниматься только политики – ею должны и даже обязаны заниматься все граждане государства.

«Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной»

Ш. Монтескье

    Известный французский правовед и философ Шарль Монтескье обращается к проблеме разделения властей. Автор убежден в том, что судебная власть должна быть абсолютно

независимой – только при этом условии государство может обеспечить гражданам свободную жизнь.

    С мнением Ш. Монтескье нельзя не согласиться, ведь именно разделение властей является основой правового государства. В свою очередь, судебная власть – это вид государственной власти, связанный с осуществлением специализированными органами государства правосудия. Главная цель судов заключается в том, чтобы обеспечить народу справедливую жизнь, возможность жить в истинно правовом государстве, т. е. в государстве, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Право – это общеобязательная система норм, соответствующих принципу формального равенства. В таком государстве судебная власть подчинена только закону,

т. е. нормативно-правовому акту, который регулирует определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Ш. Монтескье также говорил, что «…судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известной профессией, ни с известным положением, она станет…невидимой и как бы несуществующей».

    С одной стороны, если судебная власть объединена с законодательной, то жизнь и свобода общества будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Это положение можно проиллюстрировать следующим примером. Древний Египет по форме правления – восточная деспотия. Во главе государства стоял фараон, власть которого была неограниченной. Он был главным законодателем и судьей. Роль законов играли нормативные указы фараона или высших сановников. В таком государстве человек был лишен свободы во всех сферах жизни общества.

    С другой стороны, если судебная власть объединена с исполнительной, то судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя. К примеру, в период Римской империи суд и администрация были неотделимы. Римский судья сам производил предварительное и судебное следствие, выступал обвинителем и выносил приговор. Открытый и публичный процесс сменился тайным, что способствовало произволу, а значит, отсутствию порядка и свободы.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что говорить об истинной свободе в государстве можно лишь в том случае, когда судебная власть совершенно не зависит от других ветвей власти – исполнительной и законодательной.

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам»

Д’Аламбер

    Французский ученый Д’Аламбер поднимает проблему равенства всех граждан перед законом. Данная тема является актуальной в условиях формирования правового государства, она затрагивает не одного человека, а все общество в целом – именно поэтому я выбрала это высказывание.

    Автор убежден в том, что, вне зависимости от пола, возраста, национальности и других критериев, законы должны быть общими для всех. Я полностью согласна с подобным мнением. В течение долгих лет многие люди затрагивают данную проблему. Мне вспомнилось высказывание

Ш. Монтескье: «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл».

    Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Вот почему государство является единственным политическим институтом, обладающим правом легитимного, то есть законного, насилия. Если кто-то не желает соблюдать законы, то его к этому принуждают силы государственной власти. Ведь общество – это сложный организм, состоящий не только из законопослушных людей. Однако многие все же нарушают право, то есть совокупность юридических норм, воплощенных в виде законов и других нормативных актов, подлежащих обязательному соблюдению.

    В качестве аргумента я хотела бы вспомнить статью из газеты, в которой рассказывалось о том, как депутат Кемеровской области ехал по шоссе с большой скоростью и, не заметив переходящего дорогу ребенка, сбил его. Местные органы власти, узнав, что это депутат, сняли все обвинения по его делу, сославшись на то, что ребенок переходил дорогу в неположенном месте. На этом примере можно убедиться в том, что закон не для всех имеет одинаковый смысл, а это, в свою очередь,  приводит к обострению социального неравенства.

    Можно привести другой пример: Михаил Ходорковский, человек, который сидит в тюрьме за то, что украл в 1998-2004 годах нефти почти на 900 миллионов рублей. Он осужден по закону и несет полную ответственность за содеянное, несмотря на свой статус.

    В завершение хочу сказать, что каждый человек, независимо от своего положения и статуса, должен подчиняться законам – ведь именно в этом заключается залог истинного равенства граждан.

«Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели»

Б. Шоу

    Британский философ и писатель Бернард Шоу обращается к проблеме сущности демократического режима. По мнению автора, уровень развития демократии в государстве напрямую зависит от политической культуры общества.

    Я полностью согласна с данным мнением: долгом каждого гражданина является участие в политической жизни своего государства. По своему существу есть самоуправление народа, но для того, чтобы это самоуправление не было пустой фикцией, надо, чтобы народ выработал свои формы организации. Это должен быть народ, созревший для управления самим собою, сознающий свои права и уважающий чужие, понимающий свои обязанности и способный к самоограничению. Мне вспомнились слова русского философа, писателя и публициста И. Ильина: «Участнику демократического строя необходим личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество».

    Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо более детально рассмотреть понятие «демократия». Итак, это форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Одним из особенностей демократического режима является опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности. Значит, большое значение в данной проблеме имеет политическая культура, т. е. культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность. Важно отметить, что центральным, связующим элементом политической культуры является политическое мировоззрение – система обобщенных взглядов на политический мир, составляющая часть общемировоззренческой системы данного общества. Значимость политической культуры для личности, группы, общества находит отражения в ее функциях. Можно выделить следующие основные функции: воспитательная, которая заключается в формировании политического сознания граждан, а именно ценностей, суждений, оценок, мнений о политике, и интегративная функция, выражающаяся в повышении уровня целостности и организованности общественной системы, от чего, несомненно, зависит уровень демократии в государстве.

    Рассмотрим проблему с разных сторон. Например, в США демократия однозначно появилась на основе политических ценностей и убеждений самого американского народа. Уважение к правам и свободам человека, как со стороны правительства, так и со стороны граждан дало основу для формирования истинной демократии, а не просто ее видимости.

    Напротив, примеров «народной незрелости» даже в государствах с, казалось бы, устоявшейся демократией можно привести очень много. Обращусь к примеру, приведенному русским либеральным юристом С. А. Котляревским, который описал, как в Швейцарии второй половины XIX века (уже в то время представлявшей классическую демократию) всенародным голосованием были отвергнуты право на труд, введение бесплатной медицинской помощи и некоторые другие прогрессивные законопроекты, поскольку швейцарские граждане испытывали недоверие к социальным новшествам и не были расположены к крупным государственным тратам.

    Таким образом, можно сделать вывод, что прежде чем говорить о построении демократического общества, следует поднять политическую культуру граждан, дать им почувствовать возможность влияния на процессы, происходящие государства.

«Право – это формализованный гуманизм»

А. Круглов

    Высказывание известного русского писателя Александра Васильевича Круглова обращено к проблеме социальной ценности права. Автор убежден в том, что право, в первую очередь, нацелено на обеспечение человеку достойной жизни, в которой он чувствовал бы себя защищенным.

    Я полностью согласна с мнением писателя: на мой взгляд, А. Круглов совершенно четко отразил в своем высказывании одну из проблем современности.

    Право – это совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Одними из основных функций права являются воспитательная, регулятивная и охранительная. Хотелось бы остановить свое внимание на охранительной функции, которая заключается в защите наиболее важных общественных отношений от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития. Таким образом, право тесно связано с жизнью людей: в соответствии с правовыми нормами решается вопрос о правомерности поведения субъектов общественных отношений. А, значит, нельзя обойти стороной и такое понятие, как «гуманизм». Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Данное мировоззрение утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

    Существует несколько подходов к данной проблеме. С одной стороны, есть многочисленное число примеров, подтверждающих точку зрения автора. Россия является правовым государством, в котором особое значение имеют естественные права человека, а именно права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равенство перед законом, права на свободу совести, мысли, религии и т. д. А все это является основой гуманизма. Более того, в России существует Российское гуманистическое общество (РГО) – организация, заявляющая своей целью поддержку и развитие идей светского гуманизма. Вместе с другими общественными организациями и государственными учреждениями РГО ставит перед собой задачу гуманизации социальных отношений, защиты прав человека и поддержки незащищенных слоев населения, таких как пенсионеры, инвалиды, малоимущие и т. д.

    Посмотрим на проблему с другой стороны. Белоруссия, согласно Конституции, также является социальным правовым государством. Но сегодня Белоруссия – единственная страна в Европе, где применяется смертная казнь. Таким образом, мы можем наблюдать некоторое противоречие, ведь данный вид наказания совершенно не соответствует идее гуманизма.

    Исходя из вышесказанного, нетрудно сделать вывод о том, что в большинстве случае нормы права направлены на защиту человека и общества в целом, однако в то же время необходимо помнить, что истинный гуманизм требует их обязательного соблюдения.

«Следы многих преступлений ведут в будущее»

Е. Лец

    Высказывание известного польского поэта Е. Лец обращено к проблеме преступлений и их роли в жизни человека. По его мнению, преступление оказывает сильное влияние на жизнь людей, оставляет следы в их будущем. Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, ведь все наши поступки находят отражение в последующей жизни.

    Преступление – это правонарушение, т. е. общественно опасное деяние, совершение которого влечет применение к лицу мер уголовной ответственности. К признакам преступления относятся: общественная опасность, виновность, уголовная противоправность. Хотелось бы остановить свое внимание на таком признаке, как виновность. Виновность – в уголовном праве это отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

    Довольно часто преступники, понесшие наказания, снова совершают преступления. Таких людей называют рецидивистами, а их деяния – рецидивом. В качестве примера я хотела бы привести Сергея Мавроди. Основанная им финансовая пирамида «МММ» прогорела, и миллионы людей потеряли свои вклады. Сергей Мавроди был осужден и несколько лет провел в тюрьме. После освобождения он создал новую пирамиду – «МММ-2011». Не так давно в прессе появились данные, что его проект прекращает свою деятельность из-за банкротства, и Мавроди предъявлены новые обвинения в мошенничестве.

    К данной проблеме обращаются даже великие русские писатели. Примером может служить роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родиона Раскольникова, главного героя произведения, терзали муки после убийства процентщицы. За свое преступление он на несколько лет был отправлен на поселение в Сибирь. Эта новость оказала отрицательное влияние на здоровье его матери и сестры, многие люди отвернулись от него. В результате это преступление оказало негативное влияние не только на жизнь преступника, но и на жизнь его близких, принося много новых проблем.

    Подводя общую черту, хотелось бы сказать, что, прежде чем что-либо совершать, человек должен подумать о последствиях своих действий, т. к. последствия многих преступлений неразрывно связаны с будущим.

«Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе»

О. Холмс

    Знаменитый американский писатель Оливер Холмс поднимает в своем высказывании проблему эффективности уплаты налогов. По его мнению, существование налогов обеспечивает обществу хорошую жизнь в благоприятных условиях.

    Я полностью согласна с позицией автора, так как налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества, ведь налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.

    Рассматривая данную проблему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это обязательные платежи, взимаемы государством с юридических и физических лиц. Затем они перераспределяются на выплаты населению, то есть осуществляют распределительную функцию, и финансирование образования, медицины, культуры и так далее, где мы можем наблюдать фискальную функцию налогов. В современной России налоговая система является необходимым условием формированием цивилизованных рыночных экономических отношений. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции. Принципы налогообложения – это правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Можно выделить основные принципы: принцип справедливости, принцип тонности налогов, принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков, принцип эффективности и принцип обязательности.

    Однако с взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет, в результате которого многие социальные программы не финансируются. К примеру, опрос, проведенный в 2009 году, показал, что более 60 % россиян не довольны уровнем медицины в России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13 %.

    Напротив, высокие налоги в Швеции уплачиваются всеми гражданами государства, т. к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.

    Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Главное, чтобы люди осознавали, что в итоге налоги идут на улучшение качества их жизни.

_______________________________________________________________________________________

«Законы нужны для того, чтобы урезать власть сильнейшего»

Латинское изречение

    Данное латинское изречение обращено к проблеме закона как одного из важнейших регуляторов общественных отношений. Смысл высказывания заключается в том, что законы, в сущности своей, есть ограничения, предотвращающие злоупотребления полномочиями вышестоящими лицами.

    Я полностью согласна с данными словами. На мой взгляд, законы должны быть направлены на то, чтобы не допустить хаоса в обществе, обеспечить равноправие и справедливость.

    Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Одной из основных функций законов является правоохранительная, сущность которой заключается в обеспечении надлежащего действия институтов и норм права. Так как власть является механизмом организации и регулирования совместной деятельности людей, то важную роль в этом вопросе играют именно законы, характеризующиеся наибольшей устойчивостью, стабильностью, длительностью существования и действия.

    Проблема, о которой говорится в данном изречении существует с давних времен. Еще в первой строке свода законов Хаммурапи говорилось: «…чтобы сильный не обижал слабого…». Судебник затрагивал самые различные вопросы права: к примеру, первые пять статей были направлены против царившего в судах произвола, а некоторые законы защищали воинов от злоупотребления со стороны командира и от эксплуатации им их в своих интересах. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи, достаточно справедливы, а некоторые из них выглядели бы уместно и в наше время, когда нередкими стали такие явления, как коррупция и халатность чиновников.

    Другим ярким примером является вертикаль власть в РФ…

_______________________________________________________________________________________

«В тех странах, где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести, центр власти лежит не в постановлениях, а в людях»

П. А. Столыпин

    Высказывание Петра Столыпина, известного государственного деятеля России начала XX века, обращено к проблеме формирования и распределения политической власти между обществом и государством. Данная проблема не теряет своей актуальности и сегодня, когда мы можем наблюдать большое количество стран со слабой политической системой. По мнению автора, то в чьих руках будет сосредоточена власть, напрямую зависит от стабильности законодательной системы.

    Я полностью разделяю позицию Столыпина: на мой взгляд, только сила правовых норм может обеспечить силу самого государства.

    Норма права – это общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников. Одним из признаков правовой нормы является то, что она исходит от государства и официально выражает его волю, а также является единственным государственным регулятором общественных отношений. Соответственно, норма права напрямую связана с понятием политической власти – права, способности и возможности отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели. Поэтому П. Столыпин очень верно отметил, что если в стране слабая законодательная власть, основной функцией которой является представление интересов граждан и издание законов, то нормативные правовые акты утрачивают свою силу, переходящую в дальнейшем в руки самого народа.

    Ярким примером может служить первая Российская революция…

_______________________________________________________________________________________




1. Культура западноевропейского Средневековья
2. Наши печи применяются- для термообработки металла закалка отжиг отпуск цементация азотирование и
3. педагогика и психология
4. Юриспруденция Авторский коллектив кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им
5. У ваших ног я признаюсь
6. тема що самоорганізується й саморозвивається
7. на тему- Учет готовой продукции и ее реализация Выполнила- студентка заочного отдел
8.  для российских организаций полученные доходы уменьшенные на величину произведенных расходов которые о
9. Индивидуально-приспособительная деятельность животных ассоциативное обучение, когнитивные процессы
10. а Патогенез изменения личности и психопатологического фона пациента плохой адаптации к условиям жи
11. Климатические изменения вызванные деятельностью человека
12. . Затвердити Порядок обчислення середньої заробітної плати додається
13. Социальная философия вышел первым изданием в 1993 г
14. Лабораторная работа 1 Введение в операционную систему Linux Цель работы- получение практических навыко
15. Введение3
16.  Человек и мир в современной философии 2
17. Стандарткостинг
18.  Жо~арыда~ы к~рсетілген схема бойынша шоттар корреспонденциясын жазы~ыз ж~не оны~ мазм~нын ашы~ыз
19. I.ndreev@list.ru НАЗАРОВА Л
20. 41 мегапиксель Организатор Конкурса- OOO Телепорт групп