Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЗАКОН СПРАВЕДЛИВОСТИ УЖЕ ПРОВОЗГЛАШЕН Дж

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

«ЗАКОН СПРАВЕДЛИВОСТИ УЖЕ ПРОВОЗГЛАШЕН» Дж. Уинстэнли

Ярким весенним днем 1 апреля 1649 г. в английском графстве Серри произошло событие, известие о котором достигло Лондона и даже. стало предметом обсуждения в Государственном совете. На холме святого Георгия, расположенном между селениям» Уолтон и Кобэм, объявилась небольшая группа бедно одетых людей, не принадлежащих к местным жителям. Пришедшие основали сельскую общину, вскопали и засеяли пустующие земли. Он» выдвинули лозунги: «Работайте вместе и вместе ешьте хле.б свой», «Не работайте на праздного господина» и призывали крестьян последовать их примеру. Людей, которые сообща обрабатывали землю на холме святого Георгия, попытались осуществить идеи равенства и справедливости, стали называть диггерами, или копателями (от англ. to dig копать). Аналогичные выступления крестьян были и в других графствах Англии в Кенте, Нортгем-

птоне.

Коммуна диггеров просуществовала недолго. Направленные властями солдаты разрушили хижины, истребили посевы, жестоко избили крестьян, убили скот, сломали инвентарь. Против коммуны выступили также местные землевладельцы и зажиточные крестьяне. Диггеры не оказывали сопротивления, а пытались вновь наладить свою жизнь. Они искали защиту у власть имущих, обращались в Военный совет, в Государственный совет, в парламент. Но все надежды и упования были тщетны. В 1650 г. дигге.рскпс коммуны окончательно прекратили свое существование. Говоря словами английского поэта Дж. Мильтона,

...И справедливость не возобладала: Ведь доблесть кровью исходить должна Там, где насилие законом стало,

Так потерпела поражение попытка английских бедняков мирным путем перейти к справедливому и свободному обществу. Но идеи, вдохновлявшие диггеров, навеч.но остались в памяти челове-

чества благодаря творчеству их вождя и вдохновителя Джерарда Уинстэнли (1609—1676). Это он в проповедях перед крестьянами графства Серри, в своих памфлетах смело разоблачал порочность и бесчинства власть имущих, призывал «бедный люд Англии» установить подлинно справедливую систему республиканского правления и общность земли ^. Хорошо зная нужды широких народных масс, Уинстэнли стал выразителем их интересов и чаяний.

Представления Уинстэнли о равенстве и социальной справедливости несколько отличаются от идей Мора и Кампанеллы. И это объясняется прежде всего тем, что он был современником английской буржуазной революции середины XVII в., ставшей важнейшим социально-экономическим и политическим переворотом в истории Англии.

Буржуазная революция всколыхнула все слои английского общества. Отсюда многообразие социально-политических доктрин, религиозных учений, утопий. При этом борьба различных политических сил пресвитериан, индепендентов, политических левеяле-ров шла под религиозными знаменами ^". Буржуазию и новое дворянство не устраивала официальная английская церковь, они становились пуританами. Уже не церковные постановления, а Библия книга, которую хорошо знали во всех слоях английского общества, стала основным мерилом моральных ценностей, источником идеологии.

Революционные события привели к росту самосознания трудящихся. Широким предпролетарским массам города и деревни победа парламента не принесла улучшения, их положение оставалось чрезвычайно тяжелым. Более того, условия жизни трудящихся в ходе революции в какой-то степени ухудшились. Резко увеличились подати и налоги, которые взимались с народа двумя враждующими силами как парламентом, так и королем. Из-за военных действий во многих районах страны ухудшилась обработка

^ За последние годы в современной литературе появилось немало новых содержательных работ о жизни и творчестве Уинстэнли, написанных историком Т. А. Павловой. Особо следует отметить первую в мировой литературе биографию Уинстэнли, изданную в серии «Жизнь замечательных людей» в 1987 г. 0м.: Павлова Т. А. Уинстэнли. М., 1987.

"'" К преспитерианам относились богатые купцы, финансисты, крупные землевладельцы. Они были сторонниками, умеренных реформ; отвергали епископскую власть и считали служителями религиозного культа избранных церковной общиной старейшин-пресвитеров. Индепендента.ми были более демократично настроенные средние слои нового дворянства, владельцы небольших мастерских, мелкие лавочники, подмастерья, свободные крестьяне. Индепенденты выступали с идеей веротерпимости; считали, что государство не должно вмешиваться в дела религии. Политические левеллеры, или уравнители (от англ. to levelуравнивать), активно боролись против монархии, феодальных привилегий, ратовали за проведение демократических преобразований, установление республики. Социальная программа политических левеллеров включала требование отмены церковной десятины и косвенных налогов на предметы первой необходимости, возвращения беднякам захваченных лендлордами общинных земель. Политических левеллеров поддерживали широкие народные массы; особенно велико было их влияние в афмии.

42

земли, гибли урожаи и т. д. В результате общей разрухи возросли цены, особенно на продукты питания. Гражданская война в стране привела к разорению множества мелких крестьянских хозяйств.

Именно в этот сложный период острой классовой борьбы в Англии и возникло движение диггеров. Оно явилось наиболе.е ярким проявлением настроений деревенской бедноты. И вполне естественно, что власть имущие восприняли это движение как серьезную угрозу существованию частной собственности на землю. В письме лорду Ферфаксу, главнокомандующему английской армией, Уинстэнли писал: «Наше вскапывание общинных земель служит темой разговоров во всей стране; некоторые одобряют, другие осуждают; одни друзья нам, исполненные любви... другие враги, исполненные ярости, клевещущие на нас, что мы хотим укрепить свои силы, чтобы впоследствии вступить в борьбу с другими и отобрать у них их добро...и много другого злословия» [157, с. 103—104]. Уинстэнли считал необходимым объяснить всему миру цель диггер-ского движения. И 'потому в сво'их памфлетах он изложил программу преобразования общества на принципах равенства и социальной справедливости. Правда, памфлеты Уинстэнли писал и до эксперимента на холме святого Георгия (всего им надписано более двадцати памфлетов). Можно условно выделить три непродолжительных по времени, но очень емких, насыщенных этапа идейной эволюции мыслителя, развития его взглядов.

На первом этапе (1640—1649) Уинстэнли создал несколько религиозно-философских трактатов. В это время его взгляды были близки к деизму. Подобно другим теоретикам и деятелям английской буржуазной революции Уинстэнли апеллировал к Библии, искал в Священном Писании аргументацию для защиты своих взглядов. Как верующий человек, Уинстэнли считал бога великой духовной силой. Однако в трактовке бога и религиозной ве.ры Уинстэнли отошел от католических и протестантских догматов. По его убеждению, познать бога можно не с помощью церкви (как утверждал католицизм), не с помощью Священного Писания (как считал протестантизм), а в активном действии. Эти действия должны свершаться во имя ближнего. Уинстэнли пытался объяснить несправедливость, царящую в обществе, причины угнетения и неравенства, исходя из недостатков внутренней жизни человека, борьбы светлых и темных сил в его душе. Но он не был отвлеченным религиозным мечтателем и постепенно пришел к мысли о том, что основные противоречия следует искать не в человеческой душе, а в реальной жизни, ибо вера без дел мертва, Уинстэнли указывает на три ипостаси бога разум, справедливость и любовь, видя индивидуальное спасение людей в реализации принципа социальной справедливости в земной жизни. Таким образом, религиозные идеи Уинстэнли тесно сращены с социальными мотивами. Так, считал он, недостаточно только казнить короля Карла 1; в стране необходим социальный переворот. И совершить этот переворот способны только бедняки. В них, по убеждению мысли-

43

теля, должен проснуться истинный дух Христа, дух справедливости, что и приведет людей к общему благополучию.

На втором этапе (1649—1650) Уинстэнли создал коммунистическую колонию на холме святого Георгия. К этому социальному эксперименту он внутренне был вполне готов. Так, в январе 1649 г. Уинстэнли опубликовал памфлет «Новый закон справедливости», который стал поворотным пунктом в его творчестве. В этом памфлете вождь диггеров ищет высокую истину, справедливость не в потустороннем мире, высказывает мысль о необходимости социального и политического переустройства. Он четко выражает идею общественной собственности на землю и ее плоды. Очень важно отметить, что Уинстэнли сознательно выступает в защиту «угнетенного люда Англии», считает себя выразителем интересов и требований широких народных масс создателей всех земных благ. Так, в «Декларации бедного угнетенного люда Англии (1649) он заявлял: «Мы, подписавшие свои имена, действуем от имени всего бедного угнетенного люда Англии...» [157. С. 85). В «Письме лорду генералу и его военному совету» Ферфаксу от 8 декабря 1649 г. так же четко определена позиция Уинстэнли: «...Я говорю от имени всех бедных простых людей» [157. С. 128]. Все написанные им в этот период трактаты посвящены защите и оправданию дела объединения бедняков для общего труда на принадлежащей всему обществу земле.

Третий этап (1650—1652). Это время интенсивного литератур* ного творчества Уинстэнли. Его коммунистический эксперимент потерпел неудачу. Уинстэнли разочаровался в самостоятельных действиях бедняков: «О, сколь велико заблуждение и глубок мрак, объявший наших братьев. Я не имею сил рассеять его, но оплакиваю его в глубине моего сердца. Когда я вижу моления, проповеди, посты, благодарственные молебны богу на словах, совершаемые напоказ, и когда я отправляюсь на поиски проявлений повиновения справедливому закону, подобающих такому излиянию веры, то я встречаю как бы людей другой нации, говорящих, но не делающих... Я больше ничего не скажу, но буду сетовать и ждать исправления» [157. С. 196]. Уинстэнли пишет ряд памфлетов, насыщенных глубоким социальным содержанием. Наиболее ярким из них является, безусловно, «Закон свободы» (1652). В нем изложен проект справедливого, с точки зрения мыслителя, общественного строя ^. Этот проект носит исторически конкретный характер, он обусловле.н событиями английской революции. Уинстэнлн глубоко верит, что справедливое общество может быть создано в современной ему Англии.

Уинстэнли не получил хорошего образования. Но он создавал свой проект общественного устройства не на пустом месте. Возможно, он знал «Утопию» Мора. Но бесспорно, что Уинстэнли бы-

^ Подробнее об эволюции взглядов Дж. Уинстэнли см.: Павлова Т А. Джерард Уинстэнли о путях перехода к новому строю // История социалистических учений. М., 1984. С. 17&—182.

ди хорошо известны политические памфлеты, получившие в то время распространение в Англии. Это, например, анонимный памфлет «Свет, сияющий в Бекингемшире» (опубликован в декабре 1648 г.), в котором были четко отражены настроения социальных низов английского общества. С помощью многочисленных ссылок на Священное Писание в нем проповедовалась идея равенства всех людей от природы, содержались резкая критика господствующих в Англии общественных порядков и призывы к ликвидации королевской власти и уравнению состояний. Долгое время даже существовала версия, что памфлет «Свет, сияющий в Бекингемшире» принадлежит перу Уинстэнли. Ведь Уинстэнли тоже был непримиримым врагом монархии. В своих произведениях он резко выступал против королевской власти, писал о том, что король это «тиран и изменник миру в Англии», а «королевская власть есть власть несправедливости». В «Законе свободы» имеется еще более резкое высказывание, раскрывающее сущность монархической власти: «Дух монархии есть дух коварства и алчности, наполняющий сердца рода человеческого враждой и невежеством, высокомерием и тщеславием, потому что сильный разоряет слабого» [157. С. 139, 232—233].

Уинстэнли был, по существу, единственным из современников английской революции, который понял грабительский характер актов парламента, с введением которых были ликвидированы феодальные повинности лордов по отношению к королю (прежде всего, это акт парламента от 24 февраля 1646 г.), в то время как феодальные повинности крестьян по отношению к лордам были сохранены. Королевская тирания, по Уинстэнли, заключается не .столько во власти монарха, сколько в эксплуатации лендлордами 'беднейших крестьян, значит, в социальной несправедливости, сохранившейся и после провозглашения в Англии республики. Обращаясь к Кромвелю, Уинстэнли утверждал, что после свержения короля положение трудящихся не улучшилось, так как «власть лордов маноров до сих пор тяготеет над их братьями требуя штрафов.., лишая их свободного пользования общинными землями, пока их братья не уплатят им ренты, требуя подчинения, как и прежде и еще больше, чем когда король был у власти» [157. С. 189].

Истинная республиканская свобода, не устает повторять Уинстэнли, заключается в свободном пользовании землей: «...Отстранение от земли братьев братьями есть угнетение и рабство; а свободное пользование ею есть истинная свобода» [157. С. 211]. Свои требования свободно распоряжаться землей Уинстэнли подкреплял ссылками на Библию, которая считалась источником мудрости и доказательства. Вопрос о собственности на землю стал для Уинстэнли воистину центральной проблемой. Существование вопиющего социального неравенства он связывал с системой землевладения. Практически во всех своих 'произведениях он постоянно обращал внимание на пагубность существующей несправедливой системы землепользования, считая ее основной причиной социаль-

ных пороков. «...Что эта частная собственность есть проклятие, ясно из того, что те, кто' покупает и продает землю и является лендлордами, получили ее либо путем угнетения, либо убийства, либо воровства; и все лэндлорды живут нарушением седьмой и восьмой заповедей: «не убий» и «не укради» [157. С. 66]. Особенно остро вопрос о земле поднимался в работах, написанных в 1649—1652 гг. Так, в памфлете «Знамя, поднятое истинными левеллерами» (май 1649 г.) Уинстэнли показал, что лендлорды, наставники и правители являются угнетателями, убийцами и грабителями.

Сверхобличительный характер носит «Закон свободы» (1652). «Все богатые люди живут в довольстве, питаясь и одеваясь трудами других людей, а не своими собственными... Богатые люди получают все из рук земледельцев, а то, что они дают, это плоды трудов других людей, а не их собственных. А посему они несправедливые деятели на земле» [157. С. 200].

Уинстэнли резко выступил против «куплипродажи». По его убеждению, она основана на угнетении и обмане людей, это зло и позор человечества. И совершенно недопустима купля продажа земли: «...Эта купля и продажа, заявлял он, приносила и до сих пор продолжает приносить раздоры и войны, за что уже достаточно мучилось человечество» [157. С. 199].

Существующие в обществе «порядки» Уинстэнли неразрывно связывал с несправедливой государственной властью, с системой законов, ибо они закрепляют неравенство людей. Для выражения своих критических мыслей и чувств он прибегал к обличительным сравнениям. «Англия это тюрьма, заявлял он. Многообразное крючкотворство законов 'поддерживается мечом, замками, за-сова'ми и воротами тюрьмы. Юристы тюремщики, а бедный люд заключенные...» [157. С. 152]. «Частная собственность,читаем мы в другом месте, «мое» и «твое», навлекла на народ все несчастья. Ибо, во-первых, она вынудила людей красть друг у друга. Во-вторых, она создала законы, предписывающие вешать тех, кто украл. Она искушает людей делать зло, а потом убивает их за их действия» [158. С. 265].

Бедственное положение людей, подчеркивал Уинстэнли, усугубляется также эксплуатацией со стороны церкви. Он критиковал лживость и несправедливость официальной церковной догмы, высказывал мысли, противоречащие нормам протестантской этики. Уинстэнли отверг протестантскую доктрину предопределения и утверждал идею «спасения» для всех верующих. Источником познания религиозной истины было для него не Писание, а «внутренний голос» в душе верующих. Душа человека арена борьбы добра и зла. И е'сли человек не слушает разумного голоса, то душа его раздирается алчностью и злобой. Таким образом, в .каждом человеке Уинстэнли видит два начала: одно это удовлетворение личных потребностей, а другое общественные интересы. Из-за возобладания личных интересов и произошло искажение общества, возникла частная собственность, а значит, и социальная несправедливость. Бог, считает Уинстэнли это и есть подлинный

дух справедливости, требующий от человека соответствующего образа мысли и, главное, жизни. Церковники же, по мнению мыслителя, всячески стремятся держать людей в повиновении, чтобы легче было обманывать их в целях получения десятины. Требование духовенства платить этот церковный налог Уинстэнли называл «величайшим грехом угнетения». Во многих приходах, по его словам,. поставлены «невежественные священнослужители, являющиеся злейшими врагами республиканской свободы и друзьями монархии, назначены проповедниками и продолжают вбивать свои хитроумные наставления в умы народа...» [157. С. 187]. Служители культа стремятся обратить взоры верующих на небеса, по существу мешают им получить необходимые знания. Эта мысль красной нитью проходит через все памфлеты Уинстэнли. Он призывает порвать с религиозными предрассудками, не следовать слепо тому, что проповедуется в церкви, а бороться с несправедливостью и угнетением.

Особенность Уинстэнли в том, что он попытался найти силу, способную создать справедливое общество.  Предшествующие. утописты Мо.р, Кампанелла не доверяли «толпе», даже боялись народных движений. Уинстэнли уверен, что только труженики, всемерно угнетаемые и притесняемые, смогут установить на земле. справедливость. Именно эта внутренняя убежденность и привела его на холм св. Георгия.

Вместе с тем Уинстэнли был противником всякого насилия. Осуждая войны как средство разрешения конфликтов, он подчеркивал, что «армии не делают ничего иного, как разоряют одних людей и обогащают других; одним даруют свободу, других обращают в рабство. Разве это не язва человечества?» [157. С. 203]^. Уинстэнли выступал против братоубийства, объясняя его нуждой одних людей и алчностью других: «...Люди, брошенные в когти нищеты, писал он, вынуждены бороться за свободу и отбирать у других людей их имения и добиваться господства» [157. С. 203]. Нельзя проливать кровь, утверждал Уинстэнли, следуя христианским заповедям. Нельзя отвечать насилием на насилие, ибо сказано в Писании «Не будь побежден злом, а побеждай зло добром». Духовное обновление вот, по мнению Уинстэнлн, наиболее достойный человека и его благородной цели путь к справедливости и благу. Людям надо преодолеть такие пороки, как гордыня, злоба, себялюбие, жадность к богатствам, почестям и наслаждениям. На смену им должны придти мир и любовь, скромность и терпение, искренность, правда и чувство справедливости. «Ибо не месть, тюрьмы, штрафы, сражения одолеют смятенный дух; но мягкий ответ, любовь и кротость, терпение и спра-

^ В рассуждениях Уинстэнлп о войне, и мире можно найти немало общего с идеями Мора, Подобно своему великому предшественнику, Уинстэнли считал несправедливой войной вторжение на чужую землю и попытки восстановить старые, тиранические порядки. А борьбу простых людей за свое освобождение, подобно гражданской войне в Англии, он считал законной и справедливой.

ведливость умиротворяют гнев» [Цит. по: 125. С. 5G]. Однако, несмотря на субъективные мирные устремления вождя диггеров, его учение носило по сути бунтарский, революционный характер ^

Представления Уинстэнли об обществе., где будут царить свобода, равенство и справедливость, облечены не только в религиозную, но и одновременно в рационалистическую форму. В этом проявились особенности его мировоззре.ния. Уинстэнли утвержда? ет, что разум правит вселенной и миром, пронизывает всю природу. Разум требует от человека искать блага для себя и для других. Человек это творческая сила, преобразующая общество и самого себя. Поэтому каждый должен активно действовать, помогать «воле божьей». Все это явно свидетельствует о том, что Уинстэнли это не мистик, уповавший на сверхъе.стественные силы, а реалист.

Уинстэнли полностью разделял теорию естественного права, которая утверждает совокупность прав, обусловленных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий. Он постоянно проповедовал равенство людей «по закону справедливого творения», прежде всего их равные права на землю. Такое толкование есте.ственно-право-вой теории носило весьма демократический для того времени ха-рактер. Эти взгляды Уинстэнли заметно отличались от воззрений политических левеллеров, которые, опираясь на tv же теорию, защищали право частной собственности. Неудивительно поэтому, что лидеры политических левеллеров Дж. Лильберн и др.поторопились сразу же отмежеваться от диггерского движения. Об этом красноречиво свидетельствует их манифест от 14 апреля 1649 г. В нем говорилось: «У нас никогда не было в мыслях уравнять состояние людей и наивысшим нашим стремлением является такое положение республики, когда каждый с наивозможной обеспеченностью пользуется своей собственностью» [94. С. 991

Одним из исходных пунктов теоретического обоснования Уинстэнли построения общества равенства и справедливости является его предсталение о существовавшем когда-то строе общественной собственности на землю и ее плоды. Возникновение частной собственности на землю и неравенства между людьми он связывал прежде всего с покорением Англии в 1066 г. Вильгельмом

*" При этом нельзя, однако, согласиться с мнением., выраженным в коллективной монографии «Коммунистический идеал в истории домарксистской общественной мысли», где говорится, что «Уинстэнли фактически первый в истории мысли стремится обосновать необходимость установления революционной диктатуры народа». 'Авторы книги считают Уинстэнли непосредственным предшественником «великого революционера Г. Бабефа и всего бабувистского учения, основные положения которого он гениально предвосхитил». По их мнению, в коммунистической утопии Уинстэнли якобы просматривается не только практика якобинского Конвента и стремления радикального крыла чартистов, но и мысли К. Маркса о Парижской Коммуне как «работающей корпорации» (Коммунистический идеал в истории домарксистской общественной мысли. Л., ,1985. С. 154, .155).

Завоевателем. Все лендлорды в Англии, по его мнению, являются потомками и наследниками Вильгельма. Это, однако, не означает, что Уинстэнли идеализировал донорманнские порядки в стра< не, ибо он не отрицал, что и до завоевания Англия уже была разделена на богатых и бедных. Уже сама постановка им вопроса о возникновении частной собственности свидетельствует о новом теоретическом уровне размышлений.

Как же представлял себе Уинстэнли переход от старого, основанного на частной собственности и неравенстве, общества к новому, справедливому строю?

Анализ творчества Уинстэнли позволяет сделать вывод, что взгляды его претерпели заметную эволюцию. До 1649 г. он предполагал, что человеческое общество можно улучшить путем личного самоусовершенствования человека. Носителем преобразований является «внутренний человек». Но события в стране и жизнь в деревне среди бедноты привели Уинстэнли к твердому убеждению, что движущей силой преобразования общества на демократических началах могут быть обездоленные люди. Не сразу пришел Уинстэнли к идее полной ликвидации частной собственности на землю. Он допускал постепенное ее обобществление. Сначала нужно передать народу пустующие, общинные и конфискованные в ходе революции земли. Экспроприация частнособственнических земель не предусматривалась. Мыслитель надеялся, ччо дух спра-.ведливости со временем возобладает в душах богачей. «Мы не будем касаться ваших владений, обращался он к землевладельцам, но только тех, которые называются общинными, до тех пор, пока дух, обитающий в вас, не заставит вас отрешиться от ваших земель и имущества, которые были приобретены и теперь удерживаются в ваших руках убийством и воровством; а тогда мы получим от их духа, который победит вас, а не от ваших мечей, что было бы отвратительной и несправедливой властью, губящей творение: но сын человеческий приходит не губить, а спасать» [157. С. 91]. Однако совершить социальный переворот сразу невозможно. Это процесс длительный. Поэтому, очевидно, Уинстэнли и предлагал создать сельские коммуны, которые должны, по его мнению, явиться действенным примером для всех.

Но после того, как коммуна на холме св. Георгия в Серри потерпела полное поражение, Уинстэнли стал искать другой путь. У него поколебалась уверенность в том, что народные массы могут стать основной преобразующей силой. Слишком забиты и невежественны они еще были. К тому же резко изменилась и политическая обстановка в стране. Король свергнут, к власти пришла буржуазия в союзе с новым дворянством. И во главе этого союза стоял могущественный Оливер Кромвель. Это он водил в бои народную армию против сторонников абсолютной монархии, он уступил народным требованиям и дал согласие на казнь короля. Именно к Кромвелю обратился Уинстэнли. Он считал, что Кромвель это единственный человек, который по

4—828                                                                  49

своему положению в Англии может изменить существующие порядки. «...Глаза ваших угнетенных Друзей, все еще томящихся и по сей час под королевской властью, ждут, что им будет дарована та свобода в стране, которая была обещана вами в случае вашей победы. Не лишайте себя вашего венца поччта: возьмите его и носите [157. С. 183]. Уинстэнли глубоко верил, что Кром-вель, как человек верующий, изберет путь добра, т. е. вернет народу землю. Но Уинстэнли явно заблуждался. Он, как и многие его современники, не представлял себе, что буржуазно-дворянский блок, возглавляемый Кромвелем, боялся народных масс и ни на какие значительные уступки пойти не мог.

Уинстэнли, бесспорно, выступал за коренное преобразование общества. Но в его взглядах, как уже отмечалось выше, прослеживаются явные противоречия. С одной стороны, он против всякого насилия, ибо в основе его мировоззрения лежит принцип христианской любви. И он верит, что создание справедливого общества возможно сверху, путем проведения реформ. С другой стороны, он призывал сельскую бедноту к активной деятельности вскапывать пустоши и создавать общины. По сути дела, это носило уже не мирный, а бунтарский характер. Именно так его призывы и были восприняты власть имущими.

Справедливаяяреспублика представляется Уинстэнли как достаточно стройный государственный организм со своей системой управления, законами, трудовыми обязанностями и политиччскими правами граждан, с демократической системой образования и воспитания. Уинстэнли мог бы сказать о своем общественном идеале словами великого Шекспира:

...Устроил бы я в этом государстве Иначе все, чем принято у нас. Я отменил бы всякую торговлю, Чиновников, судей я упразднил бы... Я б уничтожил бедность и богатство, Здесь не было бы ни рабов, ни слуг... Ни прав наследственных, ни договоров, Ни огораживанияяземель.

В чем же видит Дж. Уинстэнли основное средство преобразования общества на началах справедливости и свободы? В ликвидации частной собственности на землю, не устает вновь и вновь повторять мыслитель, ибо земля является общей сокровищницей для всех живущих на ней людей. Это требование проистекает из общей природы людей, их естественных прав: «Закон справедливости хочет, чтобы каждый пользовался благами творения, т. е. имел бы пищу и одежду от трудов рук своих свободно в своей стране» [157. С. 120]. И это вполне понятно, так как в «зеленой Англии» середины XVII в. земля была главным средством производства.

Однако в работах мыслителя мы не найдем четкого и однозначного ответа на вопрос: как должны граждане республики пользоваться землей сообща или же каждая се.мья получит

свой земельный надел? Является ли сельскохозяйственный труд общественным или носит семейный характер? Так, в «Новом законе справедливости» сказано: «Никто из людей не будет иметь больше земли, чем он сможет сам обработать, или другие будут работать с ним в любви, трудясь вместе и вместе вкушая хлеб свой...» [158. С. 258]. В «Законе свободы» читаем: «Земляябудет возделана, и собранные, плоды будут доставлены на склады общими усилиями каждой семьи: богатства складов будут общими запасами для каждой семьи. В стране не будет ни тунеядцев, ни нищих» [157. С. 206].

Иное дело, вопрос о личной собственности. В отличие от Мора и Кампанеллы Уинстэнли проводит разграничелие между тем, что должно подлежать обобществлению, а что нет. Поэтому им предусмотрено сохранение личчой собственности граждан: «...Хотя земля и склады будут общими для всех семейств, _ пишет он, однако каждая семья будет жить отдельно, как и теперь. Дом каждого человека, его жена, дети, обстановка для убранства лома, все, что он получит со складов или добудет для нужд своей семьи, все это будет составлять собственность его се.мьи для ее мирного существования» [157. С. 201; 223—224]. Это уже шаг вперед, некоторый отход от жесткой регламентации и ограничений, присущих предшествущим утопиям XVI—XVII вв.

Необходимым условие.м подлинного равенства и справедливости Уинстэнли считает всеобщую обязанность граждан трудиться. Все «должны работать по справедливости». В свободной республике «не будет ни купли, ни продажи», «никто не будет нанимать своего брата работать на себя». Наемный труд запрещен под страхом смертной казни. Особое внимание Уинстэнли уделял сельскохозяйственным работам и ремеслам. Этими видами труда обязаны были заниматься все граждане до 40-летнего возраста. После 40 лет человек освобождается от физического труда и может по своему усмотрению заниматься умственным трудом или стать на вре.мя должностным лицом. Отсюда очевидно, что Уинстэнли отказывается, в отличие от Мора и Кампанеллы, от создания специальной категории ученых. В их разряд могут попасть все граждане зрелого возраста.

Труд, считал Уинстэнли, необходим для здоровья человека и доставляет ему истинное наслаждение, только если он свободен. В противном случае труд превращается в тяжелую повинность. Однадо изменение характера труда и отношения к нему процесс длительный. Как же. поступать с теми, кто не желает работать? «...Наказание должно быть следующим: его нужно заставить работать, назначить ему землю для обработки, и никто не должен помогать ему; он должен иметь на себе. знак в течение определенного времени, чтобы взоры всех были устремлены на-него... Он должен быть слугой всем до того времени, пока дух в нем не заставит его познать самого себя, чтобы стать равным другим во творении» [158. С. 262]. Лица, совершившие разного рода проступки (но не тяжелые преступления насилие., убий-

4*                                                                                            fii

ство, 'которые караются смертной казнью), становятся «общественными слугами», или рабами. В течение года, а в случае. неповиновения и большего срока, они выполняют принудительные работы. (Это напоминает систему перевоспитания преступников в Утопии Т. Мора.) Кстати, так же как и у Мора, жены и дети преступников рабами не являются.

Как и предшествующие утописты XVI—XVII вв. Уинстэнли полагал, что поскольку все трудятся, то обще.ство будет жить в изобилии, 0'беспечит своих граждан всем необходимым. Он предложил следующую систему. Продукты, производимые семьями, свозятся на общественные, склады. Со складов главы семейств получают без денег все необходимое: и продукты питания, и сырье для изготовления ремесле.нных изделий. Складами ведают специальные должностные лица. Они следят за тем, чтобы полученные со складов продукты и сырье соответствовали истинным потребностям семьи. Такой принцип распределения должен, по •его мнению, уничтожить в людях алчность, высокомерие, и другие пороки. Он мечтает о том времени, когда не будет нужды в законниках, темницах или орудиях наказания одного другими, ибо все в творении станут жить и действовать по справедливости. Но Уинстэнли не очень-то верит в быстрое изменение человеческого характера, искоренение его недостатков. Для регуляции жизнедеятельности общества им предусмотрены законы, за исполнением которых следят специальные должностные лицае.жегодно избираемые наблюдатели, миротворцы, надсмотрщики, Наблюдатели выполняют разные функции: одни (блюстители мира) следят за неприкосновенностью личной собственности граждан; другие за обучением членов общества ремеслу, наукам, контролируют выполнение всех работ, наконец, третьи контролируют склады"'. Миротворцы занимаются внутренними делами, охраняют мир, порядок и согласие, в обществе, выполняют обязанности мировых судей и т. д.

Уннстэнли как современник английской буржуазной революции. уничтожившей абсолютную монархию, четко занимал республиканские позиции. Он был последовательным сторонником республиканской формы правления, считая, что в этом случае общество будет основано на лучших импульсах человеческой природы. И в вопросе государственного правления Уинстэнли пошел гораздо дальше предшествующих социалистов-утопистов Мора и Кампанеллы, которые выдвигали «смешанную» форму правления.

^ К числу особых наблюдателей относятся люди старше шестидесяти летстарейшины. Они пользуются большими правами и уважением. «Куда бы они ни 'пошли и где бы ни увидели 'упущение дел... они должны призвать должностное лицо или других и сообщить им о нарушении долга по отношению к республиканскому миру». В том случае, если кто-либо из них преступит закон, или будет «ставить свою волю выше закона и поступать вопреки закону», то его дело будет рассмотрено в палате судей. Виновный вторично будет лишен своих преимуществ как старейшина. «Ему будет оказываться почтение только как престарелому человеку» [157. С. 270, 2711.

Уинстэнли предлагал ежегодное переизбрание всех должностных лиц. «Народы достаточно страдали, напоминал он, от того, что допускали длительное пребывание должностных лиц на .их постах или даже наследственную передачу должностей» [157-С. 352]. Уинстэнли доказывает, что долгое пребывание у власти портит людей. «...Природа говорит нам, пишет он, что «если вода застаивается долго, она портится», тогда как проточная вода остается свежей и идет на общее употребле.ние». Уинстэнли беспокоится о возможном перерождении должностных лиц, ибо «когда должностное лицо исполняется высокомерия и избытка, е.го глаза так ослепляются этим, что он забывает о том, что онслужитель республики, и старается возвыситься над своими собратьями, и часто его падение бывает очень глубоким...» [157. С. 249).

Верховная власть в республике должна принадлежать, по мнению Уинстэнли, ежегодно переизбираемому однопалатному парламенту, который воплощает в себе законодательную, исполнительную и судебную власть. В отказе от принципа разделения властей видна определенная ограниченность воззрений мыслителя, отражавших настроения патриархального английского крестьянства XVII в. Вполне можно согласиться с мнение.м Т. А. Павловой: «Левеллеры в «Народном соглашении» требовали разделения властей; впоследствии это требование станет обязательным для всех демократических конституций. Уинстэнли, верный патриархальным традициям средневековья, особенно сильным среди милого его сердцу крестьянства, считает парламент «отцом страны»; власть его неделима» [l'2'5. С. 234].

Уинстэнли наделяет избирательными правами только мужчин, достигших двадцатилетнего возраста, кроме тех, кто осужден по закону. Женщины этих прав лишены и не участвуют в выборах. Таким образом, он проповедует патриархальные представления, определяющие место женщины «у очага». Следовательно, Уинстэнли оказался непоследовательным проводником идеи равенства, так как отвел женщине доброй половине духовного и интеллектуального потенциала общества _ роль .матери, хозяйки Дома, труженицы, и только. Должностными лицами могут стать только мужчины, достигшие сорокалетнего возраста (за редким исключением, когда избираются люди более молодого возраста, особо проявившие себя). «Правитель достоин двойной почести, если он правит хорошо, а это бывает, когда он сам является подданным закона и тре.бует, чтобы и все другие были также его подданными, и выполняет свои обязанности для того, чтобы видеть повиновение закону, а не своей личной воле. Такие правители верные, и они должны быть подданными наравне с нами, ибо все правите.ли республики являются ее служителями, а не лордами и королями над народом» [157. С. 194].

Четко следуя этому принципу, Уинстэнли предъявляет ряд серьезных требований к кандидатам на выборные должности. Они должны быть смелыми, мужественными людьми, не боящи-

53

мися говорить правду, разумными и опытными в делах управления, обладать мирным, спокойным характером. Должностными лицами не могут стать «пьяницы, сварливые и чудовищно невежественные люди, боящиеся говорить правду, чтобы не раздражать других людей, а также те, что всецело отдаются удовольствиям и спорту или очень болтливые люди, все подобные лишены понимания сущности жизни и не, могут быть опытными людьми, а следовательно и непригодны для избрания на должности в республике» [157. С. 251—252].

Вспомним, что Мор и особенно Кампанелла считали наиболее подходящими руководителями самых сведущих, образованных людей, обладающих высокими нравственными качествами. Уин-стэнли полагал, что наилучшими правителями станут самые бедные и угнетенные. Им и должны принадлежать руководящие посты в республике. Эта идея мыслителя вызывает некоторые сомнения. Не получится ли так, что к власти придут не очень подготовленные, некомпетентные люди? Солидный возраст еще не означает, что зрелые мужи смогут успешно вести государственные дела.

Уинстэнли считает совершенно справедливым, что не .могут участвовать в выборах, и уж тем более быть избранными, представители свергнутых эксплуататорских классов. Кто же конкретно относится к разряду этих «лишенцев»? Во-первых, люди, дававшие средства на содержание королевской власти, а также участвовавшие в военных действиях против установления справедливых порядков в стране, а, во-вторых, те, кто занимался распродажей республиканской земли. Правда, они не на всю жизнь лишаются избирательных прав. Однако срок действия этих ограничений четко не оговорен. Очевидно, мыслитель имел в виду тот период, когда в обществе будут утверждаться новые отношения, приобретать силу законы республики свободы.

Уинстэнли предлагает простые, четкие и понятные всем законы, регулирующие все основные стороны жизнедеятельности общества. В шестой главе «Закона свободы» он, по существу, излагает конституцию государства, хорошо понимая необходимость правовых норм и принципов, ибо «когда закона мы нарушим меру, возникнет хаос» (В. Шекспир).

Уинстэнли требует постоянной, ежегодной сменяемости должностных лиц. Это дает возможность всем, достойным власти, побывать у ее кормила, обеспечивает гласность руководства и препятствует обретению должностными лицами отрицательных качеств. Таким путем республика получит способных и опытных людей, которые высоко поднимут честь и обеспечат мир в стране.

Уинстэнли выступает против алчности и стяжательства, проповедует бережливость и скромность в удовлетворении материальных потребностей, так как чрезмерное потребление, греховно, а простота добродетельна. Он всемерно ратует за развитие нравственных, духовных начал человека. Внутренняя сила любви дол-

~.л

жна быть источником его справедливых, праведных дел. Как говорил В. Шекспир устами Гамлета:

Что человек, когда он занят только Сном и едой? Животное, не больше, Тот, кто нас создал с мыслью столь обширной, Глядящий и вперед и вспять, вложил в нас Не для того богоподобный разум, Чтоб праздно плесневел он...

Справедливая республика, утверждает Уинстэнли, должна •быть основана мудрыми, честными и трудолюбивыми людьми. Не случайно поэтому целая глава в «Законе свободы» посвящена проблемам воспитания. Уинстэнли говорит о чувстве ответственности взрослых перед своим потомством. Начальные уроки даются в семье, как правило, матерью. Детей обучают чтению и письму, приобщая их одновременно к посильному физическому труду. Дети помогают отцу в обработке земли или в ремесле, «ибо мало одной книжной учености». Отец должен поручать им их работу, «следить за выполнением и не допускать, чтобы они жили в праздности; он должен или порицать их словами или сечь непокорных. Уинстэнли допускает телесное наказание детей.

Затем воспитание берет на себя общество. Начинается обучение в школе. В его основе лежит трудовой принцип. Уинстэнли, подобно своим предшественникам, социалистам-утопистам, считал, что труд носит воспитательный характер и резко выступал против того, чтобы подрастающее поколение проводило свои дни в лености. В школе широко были поставлены занятия по различным вид^м искусств и изучению иностранных языков. Большое внимание уделялось развитию духа гражданственности, поэтому одну из главных задач обучения Уинстэнли видел в том, чтобы «научить читать законы республики». По окончании общеобразовательной школы начинается профессиональное обучение детей. Организовано оно по средневековому образцу. Подросток поступает в ученичество к мастеру и живет в его семье семь лет. (Интересно, что мануфактур в утопии Уинстэнли нет. Возможно, что существующие в Англии в XVII в. мануфактуры Уинстэнли рассматривал как часть системы «купли-продажи», против которой он резко выступал.) Мальчиков и девочек воспитывают отдельно. Девочек обучают более легким занятиям, соответствующим их природе: чтению, письму, музыке, вязанию, шитью и т. д. в соответствии с традицией назначения женщины быть хозяйкой в доме и растить детей.

Кроме того, в утопии Уинстэнли существует своеобразная, постоянно действующая форма обучения. В каждом приходе организована как бы воскресная школа, где ежегодно избираемый республиканский проповедник знакомит всех жителей прихода с .законами, с последними событиями в стране и за ее пределами. Эти беседы и составляли суть религиозной жизни граждан рес-

55

публики. Уинстэнли не был атеистом, но существовавшие тогда в Англии формы религии он отвергал, поскольку считал, что ее обрядность, обязательность, догматика сковывают свободу мысли и познания. А Уинстэнли любил деятельного человека. И действительно, все его творчество пронизано верой в человека.

^Кители республики обладают правом по своему усмотрению вступать в брак. У них нет тех ограничений, которые ввел в Уто* пии Мор, и уж тем более жесткой регламентации половых отношений, которую провозгласил Кампанелла. Уинстэнли выступает за крепкую патриархальную семью и признает несостоятельными попытки врагов диггеров обвинить их в проповеди общности жен. Уинстэнли не согласен с идеями рантеров членов секты, появившейся в то время в Англии. Рантеры проповедовали свободу от любого, в том числе и морального закона, провозглашали сексуальную свободу. Они утверждали, что «все женщины в мире в совокупности являются женой каждого .мужчины и все мужчины в совокупности являются мужем каждой женщины» [124. С. 130]. Уинстэнли придерживается совершенно иных взглядов: «Разум не позволяет одному мужчине и многим женщинам или одной женщине и многим мужчинам соединиться вместе, чтобы сделать творение совершенным, но мужского и женского в единственном числе достаточно для того, чтобы увеличить посев. И он или она, кто требует больше жен или больше мужей, чем один,

идут против закона справедливости и понесут свой позор» [158. С. 255]. Уинстэнли считает правильным, что земля должна быть общим сокровищем для всех, но что касается женщин, пусть каждый мужчина имеет «свою собственную жену, а каждая женщина своего собственного мужа».

Таковы основные представления Уинстэнли об обществе равенства, свободы и социальной справедливости. В них, безусловно, отразились примитивные патриархально-общинные воззрения английского крестьянства XVII в. В то же время нельзя не видеть и ряд новых для истории прогрессивной общественной мысли идей, отражавших влияние революционного времени. Надеялся ли сам Уинстэнли на осуществление своих идей? Его «Закон свободы» последнее и наиболее зрелое произведение заканчивается, казалось бы, на пессимистической ноте:

И все-таки Уинстэнли верил в светлое будущее. Подтверждением тому может служить высказывание мыслителя о том, чт» предложенная им система справедливого правления «может превратить страну, нет, даже всю земную фабрику, в единую семью человечества и в единую хорошо управляемую республику» и что при новой системе все «заставит перековать мечи на орала и водворить такой мир на земле, что народы больше никогда не будут знать войн» [157. С. 258, 203]. Разве можем мы и сегодня не отдавать должное светлым помыслам вождя английских бедняков, мечтавшего об обществе свободы, равенства и справедливости?

Вот праведный закон. Скажи,

О человек,

Поддержишь ты его или убьешь

Навек?

Являет правда свет, но ложь имеет

Власть.

Как, видя это все, в отчаянье

Не впасть?




1. Финансы и кредит.html
2. Экономико-математические методы анализа
3. на тему туберкулёз и беременность а также беременность после туберкулёза следует снова напомнить что ещё
4. Расчет посадок соединений и размерных цепей узлов машин
5. Зигмунд Фрейд- психодинамическая теория личности Биографический очерк Зигмунд Фрейд Sigmund Fre
6. Реферат- Монголо-татарское нашествие
7. на тему- Технологии социальной работы с Дезадаптированными Подростками
8. Тема- Учет нормативных затрат и анализ отклонений
9.  Уравнение колебаний источника волн x 2sin200~t
10. интернате IIIIV вида В настоящее время продолжается модернизации образования
11. Тема- Обобщений знаний по теме- Тип Хордовые
12. а нормотворчество б правоприменение и в правосознание
13. Сон Смешного человека
14. Введение в инфокоммуникационные технологии
15.  стрибок у розвитку виробничих сил переходу від бронзи до заліза; 2
16. Евстигнеева Он и Она Тайный шифр сказки отношений РЕЧЬ СанктПетербург 2010 УДК 159
17. экономической политики Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства опред
18. Проснётся Русь вспомнит своих Богов и тогда такая раскачка пойдёт по всему миру
19. Тема- Создание таблиц в Microsoft Excel Цель- научится создавать таблицы с помощью Microsoft Excel Задание- Зап
20. Формирование цен на импортируемые товары