У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Ансамбль древнего Казанского Кремля.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

ПЛАН.

Введение.................................................................................................... 3

1. Архитектурный ансамбль древнего Кремля.................. 5

1.1. Кремль................................................................................................... 5

1.2. Спасская башня.................................................................................. 6

1.3. Тайницкая башня................................................................................ 8

1.4. Башня Сююмбеки................................................................................ 9

1.5. Благовещенский собор..................................................................... 18

2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур........................................................................................................................ 19

Заключение........................................................................................... 22

Литература............................................................................................. 23

Введение

Удивительную власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого. Уже самим фактом существования на том месте, где были созданы, они утверждают убедитель­ность и достоверность исторических событий, связывают воедино века прошедшие с сегод­няшним днем. Безмолвные свидетели прошло­го, они — яркие письмена каменной летописи нашей Родины.

Не потому ли так много говорят сердцу сооружения Казанского кремля? Не потому ли идет о них слава, как об одном из замеча­тельных архитектурных ансамблей Поволжья?

Живописно, широко и раздольно раски­нулся Казанский кремль на высоком холме, с двух сторон окруженном водой. Издалека видны его белые стены, башни, церкви. Ве­щественным символом Казани вонзается в небо краснокирпичная башня Сююмбеки.

История архитектуры Тата­рии до настоящего времени ос­тается одной из мало исследо­ванных областей науки. Осо­бенно, это касается памятников рядовой городской застройки XVIII - начала XX b.

В результате многочисленных войн были разрушены практически все архитектурные соору­жения   Булгарии   и   Казанского ханства.   До   нас   дошли   лишь самые  скудные сведения о монументальных      средневековых постройках и немногочисленные руины, которые и до настояще­го времени не изучены в доста­точной    степени   специалистами. Все   это не позволяло исследо­вателям  зодчества уверенно су­дить  о чертах культовой архи­тектуры     средневекового     По­волжья   и   связно   представить себе   этапы  развития на протяжении   последних   пяти   веков.

Целью данной работы является анализ архитектуры древнего кремля города Казани.

Перед нами ставятся следующие задачи:

-     дать краткое описание казанскому кремлю;

-     дать описание башням кремля: Спасской, Тайницкой, Башне Сююмбеки;

-     дать описание Благовещенскому собору;

-     выявить влияние различных культур на архитектуру Казани.

В данной работе мы использовали литературу по данной тематике. Интересна книга Бобченко Т. Казань. Здесь дается краткое описание не только Кремля, но и всех основных достопримечательностей Казани: мечети, университет, пощади Казани, а также подробно изложена Казань литературная.

В книге Халитова Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII- начала XIX в. рассказано о традициях татарской и русской архитектуры и их взаимосвязи. Проанализированы архитектурно-планировочные особенности культовых зданий города. Рассмотрено влияние бытового уклада, социальных процессов и исторических событий на формирование архитектуры Казани. Выявлены национальные и интернациональные особенности.

В книге Ханзафарова Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность) подробно автор остановился на башне Сююмбеки. Здесь описывается история возникновения башни, автор предлагает несколько вариантов раскопок.

1. Архитектурный ансамбль древнего Кремля 1.1. Кремль

Побывав в кремле, мы несомненно испы­таем эстетическое воздействие его величе­ственной и строгой архитектуры.  Кремлевский холм — колыбель Казани. От­сюда начинался ее рост, отсюда она шагнула далеко вширь1.

В начале XVI века кремль был пример­но вдвое меньше современного и лежал в северной части холма. Стены до девяти мет­ров толщиной опоясывали крепость, а в 1530 года и примыкающий к ней посад. Рубились они из цельных дубовых бревен, с заполнением из утрамбованной глины и камня. “Град же Казань тверд бяше паче меры, подобен ка­менной горе, стена дубовая рубленая и в целых древесах, а в городне сыпан ил да хрящ”,— говорится в “Казанской истории” — сочинении XVI века. Въездные башни — их было четыре — также были дубовыми, рублеными.

Внутри кремля возвышался богатый хан­ский дворец, пять каменных мечетей гробницы-усыпальницы. Главная мечеть Кул-Шериф была украшена 8 высокими и многоярусными минаретами. Здесь же — деревянные дома татарской знати, караульные помещения, службы. Сохранилось описание ханской Ка­зани, сделанное князем Курбским: “А от тое реки (от Казанки), около места ров копан, зело глубокий, аж до озера Поганого, еже лежит подле самую Казань реку; а от Казань реки гора так высока, иже оком возрити прикро; на ней же град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные (каменные), иде же их умершие цари клались чис­лом памятимися пять их”.

Четырехугольные в плане мечети, пере­крытые куполами, минареты, орнаментиро­ванные сложной вязью узоров,— все эти со­оружения украшали кремль.

Деревянные стены и башни старого крем­ля в значительной степени были разрушены при штурме города в 1552 году. Иван Гроз­ный, отлично понимая выгодность располо­жения Казани и ее значение для охраны Восточных границ Руси, решил заново от­строить кремль, сделать его неприступной крепостью.

 "Строили казанскую каменную крепость знаменитые псковские мастера — лучшие зодчие и строители того времени. Имя Постника Яковлева, выдающегося архитектора XVI века, прославлено постройкой знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, Успенского собора в Свияжске, Благовещенского собора в Казан­ском кремле1.

Весной 1556 года началось строительство. Территория кремля была увеличена на 120 метров в длину, общая же планировка не из­менилась. Строительный материал был неда­леко —"белый известняк выламывался на противоположном берегу Волги. Первоначаль­но из прочного волжского камня соорудили только часть стен — южный участок со Спас­ской башней в центре и северный, примы­кающий к Тайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными, дубовыми, и только в XVII веке были заменены кирпичными.

Стены кремля представляют собой до­вольно сложное военно-инженерное сооружение. В сочетании с башнями и рвами они надежно служили целям защиты. Толщина их местами равна шести метрам. В нижней части стен, с внутренней стороны раньше были устроены ниши-стрельницы с бойницами для пушек и специальные камеры, в которых хранились пopox, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней.

1.2. Спасская башня

 Важную роль в системе оборонных соору­жений кремля играли башни. В XVII веке их было 13. До наших дней сохранилось 8 ба­шен, 5 из них когда-то имели ворота, ведущие в кремль. В настоящее время есть только две проездные башни — Спасская и Тайницкая. Их архитектурно-художественный облик что костью подчинен функциональному назначе­нию: массивность, монументальность, строгость линий, почти полное отсутствие декорировки более всего отвечают военно-крепостным сооружениям1.                

Наибольший интерес в художественном отношении представляет, несомненно, Спас­ская башня. Первоначально она была двухъ­ярусной постройкой почти кубической формы. Стены ее, возведенные из известняка, были перекрыты деревянной крышей с небольшой дозорной вышкой на ней. Над проездными воротами в специальной нише выставлялась икона с изображением Христа-Спасителя. От­сюда и возникло ее название.

В XVII веке башня была надстроена. Два яруса искусно найденных в пропорциях восьмериков и шатровые покрытия придали ей нарядный ряд. Высота башни. 44 метра. Чтобы затруднить доступ в кремль, башня имела не сквозной, как сейчас, а коленчатый проезд. Двойной ряд крепких дубовых во­рот, окованных железом, дополнялся желез­ной решеткой, опускавшейся сверху в случае опасности. До сих пор сохранились штыри от ворот и пазы в стенах, по которым ходила решетка. Проходившая по верху второго яру­са площадка и два ряда бойниц в стенах позволяли надежно оборонять башню.

 Нижние ярусы башни не имеют почти никаких украшении, а верхние, построенные в то  время, когда башня уже начала утрачивать  свое военно-оборонительное значение, несут обильный декор. Здесь и пилястры, украшаю­щие углы нижнего восьмерика, и четырех угольные впадинки на парапете второго яруса и так называемый поребрик, и, наконец, фронтончики, оформляющие верхний ярус.

В XVIII веке над Спасской башней были остановлены необычные часы: их циферблат вращался вокруг неподвижной стрелки. В настоящее время работают электрические часы. Колокол отбивает время — часовые и полу­часовые удары. Недавно к часам Спасской, башни подключена специальная аппаратура, сконструированная студенческим конструкторским бюро “Прометей”. Ночью, во время боя часов, башня озаряется сполохами малинового цвета.

Южную стену, центром которой является Спасская башня, с двух сторон фланкируют юго-восточная и юго-западная круглые баш­ни. Их первоначальный облик можно легко представить, если мысленно откинуть верхнее шатровое покрытие. Завершались башни ров­ной площадкой, окруженной зубчатым пара­петом.

1.3. Тайницкая башня

От Спасской башни влево по бульвару вдоль стен кремля можно выйти к Тайницкой башне, оформляющей северный въезд в кремль. Свое название она получила от баш­ни, существовавшей в ханской Казани, под которой был потайной ход к источнику питье­вой воды. При осаде Казани башня была взорвана, а построенная на ее месте каменная башня стала называться Тайницкой.

Тайницкая башня представляет собой массивный двухступенчатый четырехуголь­ник, по верху первого яруса которого прохо­дит круговая терраса, окруженная каменным парапетом. Башня более других выражает дух древности. Ее масштабы, сохранившийся коленчатый проезд, темные сумрачные сво­ды — все это живо доносит до нас дыхание XVI века1.

С крепостной стены у Тайницкой башни открывается великолепная панорама на реку Казанку и заречные районы. Наше внима­ние несомненно привлечет необычный памятник, возвышающийся на островке посреди Казанки. Это памятник воинам, павшим при штурме и взятии Казани войсками Ивана Грозного. Памятник был сооружен в 1823 году по проекту архитектора Н. Ф. Алферова. Массивная пирамида высотой более 20 метров имеет со всех четырех сторон порталы, выполненные в дорическом стиле.

Центральная часть внутреннего помеще­ния занимала церковь, в углах пирамиды — четыре кельи для священника и служителей. Каменная лестница ведет в склеп, расположенный под центральной частью памятника.

Памятник, сложенный из белого известняка, вскоре стал разрушаться. В 1830—1832 го­дах его реконструировал П. Г. Пятницкий. Пирамида была обшита железом, укреплены стены, своды подземелья и переоформлен ин­терьер.

1.4. Башня Сююмбеки

Нa крутом спуске холма возвышается башня Сююмбеки—одно из лучших архитек­турных сооружений XVII века1.

Башня Сююмбеки — стройное семиярус­ное здание из красного обожженного кир­пича, Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она на забитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. По­этому башня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 году при реставрации башня была по первому яру­су стянута железной полосой, которая значи­тельно ухудшила ее вид.

Первые три яруса башни четырехуголь­ники, верхние—восьмигранники, заканчиваю­щиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний ярус прорезан высоким арочным проемом.

Четверики имеют по верху обходные, тер­расы, окруженные узорчатым парапетом. За­падная и восточная стены первого яруса украшены четырьмя полуколонками с капителями в виде консолей с вертикальными рядами ступенчатых выступов.

Нижний парапет украшен ширинками, парапет второго яруса — вертикальными впа­динками с валиком внутри, парапет третьего—­очень простыми прямоугольными углубления­ми. Под карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок. Интересны и сами карнизы, сложенные из рядов кирпичей, на­висающих друг над другом,— такая декора­тивная обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях, встречается и на татарских ме­четях1.

Интересно, что композиция башни, состоя­щая из четвериков и восьмериков, имеет некоторые аналогии с Черной палатой "в Бул­гарах.

Башня Сююмбеки является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Ее силуэт изображается на значках-сувенирах, украша­ет обложки книг и альбомов, посвященных истории города.

"Башня Сююмбеки" — семиярусная, что означает собой семь сводов небес, олицетворяющих семиступенчатость рая. В стенах — че­тырехугольные ниши. Можно было бы ука­зать и на многие при­знаки, свойственные зиккуратам. Мы ог­раничимся анализом отдельных символов, раскрывающих, культовое значение "Башни Сююмбеки".

Одной из таких деталей, имеющих важное символичес­кое значение, явля­ется    железная сетка-украшение, осыпанная звездами. Она до насто­ящего времени никем не исследована.

Железная сетка-украшение на воротах! Она может рассказать о многом. Она и свидетель, и доказательство. Эта сетка-решетка была поставлена одновременно с воз­ведением Башни. Из каких помыслов и для чего?

Сетка-решетка располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата. Следовательно, она не могла быть сделана позже, даже если предположить, что верхние ярусы были возведены в другое время. Исследование металла сетки с помощью современных приборов дало бы нам новые сведения.

Железная сетка "Башни Сююмбеки" никак не мог­ла быть предназначена для оборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее могли свободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не требовалось особых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличав­шейся к тому же солидной величиной — несколько метров по окружности.

Железная решетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь "крылышек". Концы всех "крылышек" согнуты только в одну сторону, что оз­начает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого яруса башни имеет форму купола, продолжением ко­торого представляется "звездчатая" решетка.

 Входим под "звез­дный" купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мы всту­паем в "Страну Вечности". Однако над выходом из арки Башни такого оформления нет. Возможно, что через "звездчатые" ворота мы входим в "Страну звезд". Если так, то "звездная вуаль" будет выполнять роль занавеса, за которым открывается "Страна Вечности". Иначе говоря, "Звездчатые ворота" служат границей "Страны негаснущих звезд", переступив которую ока­зываешься на "том свете". Очень важным является то, что "Башня Сююмбеки" с северной и южной стороны имеет боковые двери.

Эта традиция (дверь с северной стороны) прослежи­вается и в других памятниках булгар-татар. Такая зако­номерность сохраняется в мавзолеях (склепах) древнего Булгара1.

Значит, древние мавзолеи и зиккураты строились с четким соблюдением определенных религиозных ка­нонов и обычаев. Одним из таких канонов, непремен­но, являлось расположение двери со стороны "Страны звезд", с северной стороны.

 Входящий в эту дверь тоже как бы ока­зывается в "Стране звезд". В этом смысле символика звезд "Черной палаты" совпадает с символикой звезд "Башни Сююмбеки".

Эти башни и Булгарские мавзолеи имеют квадрат­ные основания, что тоже символично.

"Квадрат, один из распространенных мифологичес­ких символов. Мифопоэтическое использование квад­рата акцентирует его особенности как геометрической фигуры. Из самого широкого круга мифопоэтических источников-церемониалов гадания при выборе места в архаических строительных ритуалах (например, у хеттов, индийцев, римлян), "сонников" и сборников примет (от Древнего Востока и до Мартына Задеки), пифагорейско-орфических текстов, средневековой "семантической" геометрии, в которой свойства гео­метрических фигур соотносились с "добродетелями", геральдики и этикета и т. п., выявляется связь квадра­та с такими отправляющимися от геометрической спе­цифики квадрата идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля. Квадрат или четырехугольник (в более общем вариан­те), как и соотносимый с ними круг, образуют гори­зонтальную плоскость схемы древа мирового, при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обо­значающие четыре или восемь основных направлений".

Исходя из этого, мы постигаем еще одну суть "Звез­дного купола". С одной стороны, восьмиконечные звезды означают "Страну звезд", с другой — олицетворяют связь с восемью направлениями (сторонами) мирозда­ния, единство всего и всякого с космосом. Первые три уровня "Башни Сююмбеки" имеют четырехугольную форму, остальные четыре — восьмиугольную. Если пред­положить, что углы Башни показывают направление (сторону), то углы этажей с четвертого по седьмой ори­ентированы на восемь сторон света. Поэтому восьми­конечные звезды, восьмигранные призмы ярусов с восемью окнами (на пятом и седьмом) — не случайное явление, а традиционная особенность таких сооруже­ний.

Казанский зиккурат, возведенный последней татар­ской царицей, занимает особое положение среди дру­гих однотипных сооружений. Обратимся опять-таки к кажущейся простоте "квадратной" символики.

"Четырехугольная (обычно именно квадратная) схе­ма совмещает в себе классификационную систему дво­ичных противопоставлений, описывающих мир (верх-низ, правый-левый и т. п.), или основных эле­ментов мира (ср. четырехчленные системы типа "огонь — вода — земля — воздух") с образом идеально устой­чивой структуры, статической целостности, интегри­рующей в себе основные параметры космоса.

Квадрат служил моделью многих храмовых сооруже­ний (зиккурат, пирамида, пагода, церковь, чум и т. п.), которые, в свою очередь, рассматривались как образ мира. Квадратная структура использовалась для описа­ния не только пространственного состава вселенной (страны света, направления, центр) и основных вре­менных координат (четыре части суток, четыре време­ни года, четыре мировых века, четыре человеческих возраста), но и целого ряда четырехчленных классифи­каций в социальной сфере".

Обратим внимание на еще одну особенность квад­рата-символа. Эта геометрическая фигура может ис­толковываться как "граница", "рубеж". Круг и квадрат, как мифологические знаки, отражают идеи ограниченности внутреннего и внешнего пространства1.

"Звездчатый калфак" "Башни Сююмбеки" обещает раскрыть еще много неизведанного. Мы ограничимся сказанным. Невольно возникает вопрос:  Если, как утверждается в некоторых источниках, Башня была сооружена для наблюдения "за передвиже­ниями татар", зачем строителям нужно было учитывать все перечисленные тонкости религиозно-философско-мифологического характера?

Нет основания утверждать, что "Башню Сююмбеки" с ее широко распространенной в мире культово-архи­тектурной традицией воздвигли зодчие-чужестранцы. Ведь традиция египетских и шумерских зиккуратов могла самостоятельно существовать как в Италии, так и в тяготевшей к Багдаду Булгарии. Чтобы понять это, до­статочно вспомнить "Черную палату" Великих Булгар.

Много тайн можно обнаружить в "Стране негасну­щих звезд". В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий, голословных утверж­дений о "Башне Сююмбеки" и сегодня много. Люди им верили и верят. То, что долгое время тайна "звез­дного калфака" оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.

Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником, принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятников говорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числе и к "Башне Сююмбеки". Это значит, что мы можем ожидать новых открытий, новых находок1.

Археологические раскопки на территории Казанс­кого кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.

На южной стороне башни, внизу, видны два дверных про­ема, один из которых когда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущая по лестницам вверх, на первый ярус. На­прашивается вопрос: куда вела вторая дверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть "Башни Сююмбеки". Спу­стившись по лестнице вниз, воз­можно, посетитель открывал следующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (или сарко­фаг) Сафа-Гирей хана.

Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюдения ряда строительно-технологичес­ких и санитарно-гигиенических норм. В первую оче­редь, в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режим воздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроены специальные вентиляционные шахты, три окошка ко­торых отчетливо видны в картине Э. Турнерелли. Воз­можно, что они были симметрично устроены и на противоположной стене арки Башни.

Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисо­вал "с натуры" и в 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в начале XIX века " вторая дверь" и вентиляционные окошки не были замурованы (рис.2).

Известно, что "Башня Сююмбеки" была использо­вана и как проездная башня при въезде в государев (губернаторский) двор.

Рис.2. Арка башни Сююмбеки.

Очень возможно, что основными причина­ми наклонения "Башни Сююмбеки" могли быть, во-первых, мощные взрывы крепостных стен в 1552 году, во-вторых, — постоянное проникновение сточных вод в фундамент через эти двери, которые со временем оказались углубленными в землю в результате накоп­ления вокруг Башни строительного и другого мусора. К тому же, в свое время рядом с Башней был устроен "комму­нальный колодец" для сточных вод1.

Можно надеяться на то, что при засыпке помеще­ния подземные каменные стены с двух сторон не были разобраны. Их легко можно обнаружить во время ар­хеологических работ путем проведения раскопок уз­кой полосой по центру арочного прохода.

Естественно, данная гипотеза в деталях, может быть, будет иметь некоторые расхождения с реальностью, но в целом она основана на проверенных фактах и обещает серьезные научные открытия. Успешные ито­ги археологических исследований, подтверждающие нашу гипотезу, могут поставить точку в затянувшихся дискуссиях о "Башне Сююмбеки".

"Башня Сююмбеки" в на­родной памяти имеет и дру­гое название — "Мечеть хана" В исторической ли­тературе о происхождении названия достаточно спорно­го материала, противоречи­вых суждений. Не вдаваясь в подробности, можно крат­ко резюмировать: одни ут­верждают, что "Башня Сю­юмбеки" построена в период Казанского ханства, другие, без убедительных аргументов, считают, что она возведена после взятия Казани. При этом остаются не выяснен­ными даже приблизительные годы ее строительства: указы­ваются 17-18 века. Извест­но, что об этой башне и в русских архивах нет никаких строительных и финансовых документов. Нет и сведений об освящении данного соору­жения. Не числится оно и в списках православных куль­товых зданий. Наоборот, в описях 17 века эта Башня от­мечается как "азийское" со­оружение. Ответственные люди 17-18 веков были хоро­шо осведомлены о таких исторических памятниках и даже в мыслях не могли допустить возведения этой Башни после взятия Казани. Несмотря на неопровержимые аргументы, некоторые авторы продолжают повторять голословные утверждения.

Необходимо учесть и то, что "Башня Сююмбеки" в 1549-1551 годах была построена ускоренно (ожидался поход Ивана Грозного). Ее непривычное (с арабским словом) название ("Хан межиде") не успело укрепиться в народных массах, не заняло должного места в доку­ментах. Страшная война 1552 года распорядилась иначе. Оставшиеся в живых и кое-что знающие об этом соору­жении только понаслышке стали называть сооружение "Башней Сююмбеки", "Мечетью хана" ("Хан мечете").

Последующие поколения переняли эти названия "баш­ни", не вдаваясь в их смысловое значение. В такой форме они дошли до нас.

Семиярусная "Башня Сююмбеки" символизирует и семь небесных сфер, и семь раев. Седьмой рай — "Дарас-Салям" — самый высший и желанный. Такого воз­несения и признания благородных деяний желают Сафа-Гирею его близкие и подданные.

"Башня Сююмбеки" построена по таким же зодчес­ким традициям, как "Башня Бабила" ("Вавилонская башня"), и является "родственницей" древних египетс­ких пирамид, и таких древнеиндийских сооружений, как в городище Тити-Кань (в Мексике). "Башня Сю­юмбеки" — это памятник тех времен, когда человек жил мечтой через свои богоугодные деяния вознестись в рай — джаннат.

"Башня Сююмбеки"— это одновременно и модель мира, и компас, и солнечные часы, и "Страна звезд", и памятник, призывающий к верности гуманистическим идеалам, и место обращения к Аллаху, и мавзолей-усыпальница великого государственного мужа. Именно такие архитектурные памятники являются символами некоторых городов и государств.

1.5. Благовещенский собор

К числу наиболее древних построек кремля принадлежит здание Благовещенского кафедрального собора, сооруженное в 1556—_ 1562 годах. Строили собор русские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй1.

В первоначальном виде собор был четырехстолпной крестовокупольной постройкой кубической формы, увенчанной пятью цилиндрическими барабанами с шлемовидными глава­ми. Сохранившиеся элементы внешнего декоративного убранства носят ярко выраженный черты, свойственные псковскому зодчеству своеобразная трактовка апсид (алтарных выступов), аркатурный поясок, каемчатые кирпичные орнаменты, оставшиеся еще на средней апсиде и центральном (в настоящее время единственном) купольном барабане.

В течение веков собор неоднократно пере­страивался, расширялся. От первоначального его вида сохранилось немногое. В XIX веке на месте бывшего ханского дворца архитектором К. А. Тоном был по­строен губернаторский дворец.

Крытой галереей здание соединено с дворцовой церковью, сооруженной в XVII ве­ке на фундаменте татарской мечети Нур-Али.  Другие здания, расположенные в кремле (бывшие присутственные места — приземис­тое длинное, однообразное и монотонное в своей архитектуре сооружение, бывшее юнкер­ское училище и т. д.), строились в XIX веке и большой художественной ценности не пред­ставляют.

2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур

Архитектура Казани, крупней­шего российского города, гу­бернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и та­тарской. Насколько тесно пере­плелись две эти культуры, насколько высока была степень их слияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашего исследования является первая половина XVIII в., в то время как истоки культурных взаимосвязей среды неволжской и русской культур уходят в домонгольскую эпоху, активно развиваются в золотоордынское время и в период Казанского ханства1.

K моменту присоединения Среднего Поволжья к Россия в середине XVI в. здесь уже существовала развитая архитекту­ра, базировавшаяся на богатых местных традициях, насчитыва­ющих к тому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на границах мусульманского    мира,   своеобразная булгаро-казанская архитектура представляла собой самую север­ную ветвь средневекового вос­точного зодчества. Традиции та­тарской архитектуры воздейст­вовали на сложение своеобраз­ной архитектуры Казани, проя­вившись   в  ряде     градострои­тельных, композиционных и де­коративных особенностей ее русской   части.   В   свою   очередь, русское   зодчество   воздейство­вало  на  архитектуру  феодаль­ной   верхушки   татарского  об­щества, находившейся в тесной связи с русской администрацией. Середина XVIII в. стала пере­ломным моментом, началом ка­чественно нового этапа развития татарской архитектуры. Его характерной чертой  было вступ­ление в тесный контакт с рус­ской культурой и, как следст­вие,  активное  восприятие эле­ментов прогрессивной западно­европейской культуры. Решаю­щую роль в формировании сти­левого   и   образного   решения зданий стали играть русские ар­хитекторы, татарам отводилась роль заказчика, в той или иной мере диктовавшего свои условия   и   воздействовавшего   на творческий процесс проектиро­вания.  

Архитектурное окружение, национальная принадлежность за­казчика и сама земля, где воз­никали эти постройки, способст­вовали выявлению их своеобразия в контексте культуры, их породившей.

В определенной степени воз­действовали на сознание зод­чих и заказчиков также и сох­ранившиеся памятники средне­вековой архитектуры, почитав­шиеся местным населением как священные1. В то же время экономическая и политическая зависимость татар от России, их активное участие в экономи­ческой жизни страны с неиз­бежностью разрушали межна­циональные перегородки, спо­собствовали взаимодействию на­циональных культур.

Произведением национальной архитектуры можно считать зда­ние, специально для данного наро­да предназначенное. Любое талантливое и оригиналь­ное произведение, воздвигнутое на той или иной национальной почве и социально для данного народа предназначенное, со вре­менем непременно станет частью данной национальной культуры, в каких бы взаи­моотношениях с местными тра­дициями оно ни находилось.

Архитектура татарских байских домов и мечетей обрела стилевые характеристики барок­ко и классицизма, сохранив традиционные особенности пла­нировки. В культовой архитек­туре местные традиции прояви­лись в сохранении традиционно­го типа мечети и выражения ее отдельных элементов через формы         булгарского         зод­чества.

В    деталях    декора   частично применялись  мотивы  татарского народного  искусства. Таким об­разом,    присущие    русской    ар­хитектуре   этого   периода  стиле­вые особенности были восприня­ты и своеобразно трансформиро­ваны архитектурой татарской од­новременно   с   русской,   ступив­шей на путь западноевропейской ориентации.      Классицизм     был принят    татарским обществом в той его   части, которая не проти­воречила   его эстетическим и ре­лигиозным   чувствам, и частично отвергнут.     Образцовый  проект 1829   г.     на   татарскую   мечеть оказался    тупиковым путем раз­вития для   монументального зод­чества,   не     прижились  в  архитектуре домов портики, колоннады, изображения людей и жи­вотных.  Совокупность общих, особенных и единичных признаков содержания и формы элемен­тов городской застроили казан­ских татар второй половины XVIII - первой трети XIX в. можно квалифицировать как со­вокупность признаков своеоб­разной городской архитектуры казанских татар этого периода, своим внешним обликом и внутренней организацией отра­жавшей сильное русское влияние и обладавшей более или менее устойчивыми национальными особенностями в рамках обще­российских архитектурно-ху­дожественных направлений того времени.

Заключение

Широкой публике неизвестны ни стили­стические особенности город­ских зданий казанских татар, ни принципы сочетания нацио­нальных традиций с привнесен­ными элементами европейской культуры. Неизвестны, следова­тельно, и критерии оценки со­хранившихся архитектурных па­мятников в условиях современ­ного города, необходимые при решении, проблем сохранения ха­рактерных участков застройки и отдельных уникальных соору­жений.

В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степени национального свое­образия памятников архитекту­ры казанских татар находится судьба многих памятников ста­рины. Решения его ждут архи­текторы и художники, от рабо­ты которых зависит облик со­временной архитектуры Татарстана.

Новые явления, привнесенные извне, со време­нем непременно становятся ча­стью данной национальной куль­туры. История зодче­ства есть также история взаимо­отношений людей — архитекто­ров, заказчиков, строителей с обществом. Эти взаимоотно­шения определяли условия ра­боты зодчего в прошлом. Социальные требования татарского заказчика с неиз­бежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные и декоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловлено своеобрази­ем его мировоззрения, в том числе и религиозного.

Историческая обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV—XVVI вв. происходили бур­ные исторические катаклизмы и активные военные действия, была крайне неблагоприятной для памятников архитектуры. Период  расцвета  средневеково­го   булгаро-татарского   зодчест­ва   после   разгрома  Казанского ханства     сменился    временным упадком     традиций     монумен­тального   зодчества.   Новая   та­тарская   архитектура   формиро­валась на корнях местных тра­диций,    вбирая    в    себя   черты культур    многих    народов    По­волжья.

Литература

1.         Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань:  Тат. Кн. Изд-во, 1970. – 207с.

2.         Гафаров И. А. Перелистывая страницы истории. – Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. – 77с.

3.         Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых и др. – Казань: Титул, 2000. – 279с.

4.         Памятники древней истории Волго-Камья. – Казань: АН Татарстана, 1994. – 137с.

5.         Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII-начала XIX в. – М.: Стройиздат, 1991. – 191с.

6.         Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – 133с.

7.         Ханзафаров Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. – 1990. - №9. – с. 12-16.

1 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань:  Тат. Кн. Изд-во, 1970. – с.124.

1 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань:  Тат. Кн. Изд-во, 1970. – с.124.

1 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань:  Тат. Кн. Изд-во, 1970. – с.126.

1 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань:  Тат. Кн. Изд-во, 1970. – с.128.

1 Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII-начала XIX в. – М.: Стройиздат, 1991. – с.82.

1 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – с.32.

1 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – с.39.

1 Ханзафаров Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. – 1990. - №9. – с. 13

1 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – с.39.

1 Ханзафаров Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. – 1990. - №9. – с. 12.

1 Гафаров И. А. Перелистывая страницы истории. – Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. – с.41.

1 Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых и др. – Казань: Титул, 2000. – с.119.

1 Памятники древней истории Волго-Камья. – Казань: АН Татарстана, 1994. – с.55.




1. Курсовая работа- Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина
2. технических учебных заведениях осуществляется в различных организационных формах
3. ть напр. на воздействие и изменение психической реальности
4. Лечебное дело Сестринское дело При использовании лекарственных форм в капсулах внутрь следу
5. тема бухгалтерского учёта основывается на принципах двойной записи
6. процессами Одной из эффективных стратегий является аутсорсинг кадрового бизнеспроцесса в том числе получ
7. Тема- Научное и ненаучное познание Основными логическими путями исследования являются
8. тематической статистике часто рассматривают вероятностную модель двух независимых выборок числовых резул
9. Стоматологическое материаловедение ~ это- наука о происхождении физикохимических свойствах способ
10. Реализация здоровье сберегающих технологий на уроках хорового пения
11. Australia on the worlds tourist map
12. Кыргызы Среднего Енисея под властью монголов
13. тема показателей качества продукции необходима для отражения экономической сущности качества через техниче
14. степени Почечная недостаточность острого периода
15. Режимы работы электрических цепей
16. Обязательное медицинское страхование
17. Математика и мифология о «Чужом»
18. объективность относительность абсолютность конкретность истины
19. нравственной проблематики в философии Древнего Китая
20. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук Луганськ