Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

. Зан 1.1.1 Предмет Зад 2 Мифология была доминирующей в обществе много тысяч лет

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE   \* MERGEFORMAT2

ФИЛОСОФИЯ.  ЗАДАЧИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Зан 1.1.1 Предмет Зад 2

 Мифология была доминирующей в обществе много тысяч лет. Но в 7-6-м веках до н.э. на её основе возникла философия.  Какие потребности общества вызвали к жизни философию, как философия влияла на самоопределение человека в мире и почему она повышала степень свободы человека?

Ответ:

По мере усложнения жизни  объяснение мира и человека в нем, даваемые мифологией и религией, перестали удовлетворять людей. Возникла потребность в реалистическом объяснении мира и рациональном обосновании надлежащего образа жизни и поступков людей, основанных на этих знаниях. Эта потребность реализовалась у людей в виде философии как новом историческом типе мировоззрения.

Главной особенностью философии являлось то, что она предлагала человеку новый тип самоопределения – не через привычку и традицию, а через собственный разум. Мифологическая культура внушала человеку : «Слушай старших, поступай как все и как поступали раньше». Философ же говорил: « Не принимай все на веру, уважай старших, но думай сам, поступай по своему разумению». Тем самым философия повышала степень свободы человека.

2. Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 1

Какому философскому учению соответствует выражение Д.Беркли: «Существование чувственно воображаемой вещи (внешней – Н.Г.) не отличается от чувственного воображения или восприятия (perseption)… Вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные представления и никакое представление не может существовать иначе, как в уме»?  Используйте свои знания об объективном и субъективном идеализме. Свой ответ обоснуйте. 

Ответ:  

Это выражение принадлежит философскому учению под названием субъективный идеализм.

Беркли был одним из его сторонников. Согласно данному учению, единственной реальностью в мире (единственной сущностью) признается сознание субъекта (человека), а внешние вещи представляют собой лишь элементы человеческого сознания. Соответственно всё, что считается закономерностями и свойствами внешнего мира, принадлежит миру внутреннему, но приписывается якобы существующим внешним предметам.  То же самое и с людьми, они также признаются лишь ощущениями определенного человека. Возникновение же суб. идеализма связано с абсолютизацией роли ощущений в познании. Учение, в котором существует лишь один Я, наедине со своими ощущениями называется солипсизмом.

Противоположностью суб.идеализма является объективный идеализм, согласно которому основой всего сущего служит мировое вне человеческое сознание. Сознание же человека (его душа) – это лишь небольшая частица мирового сознания (искра Божия).

3. Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 2

О борьбе представителей каких философских направлений идёт речь в выражении Платона: «Одни смотрят на огонь, воду, землю и воздух как на первоначала всех вещей;  другие утверждают, что первоначало есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична. Относительно этого между обеими сторонами происходит сильнейшая борьба»?  Свой ответ обоснуйте.

Ответ:    Платон – первый, кто обратил внимание на то, что в философии существует постоянная  борьба таких философских направлений, как материализм и идеализм, которые отвечают на основной вопрос философии – вопрос о взаимоотношении материального ( окр.предметы, небесные тела и т.д.) и духовного (симпатия, ощущения, мысли и т.д.) в мире.  

Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир?

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

4. Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 6

«Природа существует вне и независимо от сознания людей».

Для материалистической точки зрения это утверждение: 1)необходимо и достаточно  2)необходимо, но не достаточно?  Используйте свои знания сущности материализма и двух форм идеализма.  Ответ обоснуйте.

Ответ:   С точки зрения материализма, данное утверждение является необходимым, но не достаточным.  

ОБЪЯСНЕНИЕ НАЙТИ НЕ СМОГЛА.

5. Зан 1.1.6 Средние (МК 1.1)Зад 1

Важную роль в христианской философии играет проблема теодицеи. Она заключается в следующем: мир создан и управляется всемогущим, всеведающим, абсолютно мудрым, добрым и справедливым Богом. Но в мире есть бесспорное зло (эпидемии, гибель невинных младенцев, геноцид целых народов, терроризм и др.). Почему это происходит  при наличии Бога? Какие варианты объяснения теологов и атеистов возможны?  Как вы понимаете выражение Ивана Карамазова: «Я принимаю идею Бога, но не принимаю созданного им мира»?

Ответ:

Объяснения теологов:

  1.  Природа и чел. тело – источник зла, который вовлек его во грех.

(природа тоже сотворена богом, следовательно, не может быть признана причиной зла)

  1.  Бог не знает о совершении зла. (Это противоречит к понятию Бога – творец и управитель мира)
  2.  Бог знает о зле, хочет его предотвратить, но не может. (также противоречит)
  3.  Бог знает о зле, но не хочет его предотвращать (тогда Бог не добрый)
  4.  Бог наказывает ребенка злом за грехи его родителей ( тогда Бог не справедлив)
  5.  Бог дал свободу, а люди ей злоупотребляют и творят зло (тогда Бог не мудр: нельзя давать излишнюю свободу)

При любом из ответов Бог утрачивает какое-либо свое атрибутивное качество. Поэтому данная проблема не имеет еще удовлетворяющего ответа для теологов.

Атеисты же полагают, что эта проблема – свидетельство отсутствия Бога. Раз зло существует – значит Бога нет.

"Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять". Бога он принимает, но только для того, чтобы возложить на Него ответственность за созданный Им "проклятый хаос", чтобы похулить святое Имя Его и с убийственной "почтительностью" возвратить Ему билет. "Бунт" Ивана страшнее наивных шуточек атеистов XVIII века. Иван не безбожник, а богоборец.

6. Зан 1.2.4 Фейербах Маркс Зад 1

Фейербах полагал, что философия должна заменить религию. В чём он видел превосходство философии над религией и как он объяснял возникновение представлений о Боге?

Ответ:

ВАРИАНТ ответа №1

Превосходство философии над религией:

  1.  Философия призвана на земле осуществить то, что религия обещает в потустороннем мире, которого, однако, не существует.
  2.  Философия дает человеку осознание своих реальных возможностей в достижении счастья, когда религия дает лишь мнимое утешение в виде Бога. Так философия стремиться возродить у человека чувство самоуважения и достоинства.

Религия, по мнению Фейербаха, возникает в результате отчуждения человеческой сущности - наиболее общих свойств человеческого рода, таких как разум, бессмертие, могущество, благо. Эти качества в сильно преувеличенном виде приписываются Богу. Он считал, что чем больше качеств  приписывается Богу, тем беднее становится сам человек, ибо все эти качества он отнимает у себя.

ВАРИАНТ ответа № 2

В мире зарождается новая эпоха - постхристианская. Место религии должна занять философия. Однако и последняя призвана также измениться. "Если философия должна заменить религию, то, оставаясь философией, она должна стать религией, она должна включить в себя - в соответствующей форме - то, что составляет сущность религии, должна включить преимущества религии"

Образ Бога для Фейербаха - это отчуждение сущности  человека. Бог отчуждается от человека. Ему приписывают  самостоятельное существование, а также превращают в  первопричину всего существующего. Эта концепция отчуждения выступает главным устоем фейербаховской  критики религии. Фейербах подчеркивает реакционность и вред, приносимые существующей религией, которая парализует стремления человека к лучшей жизни, заставляет его быть покорным и терпеливым. Фейербах приходит к выводу, что истинная религия - это религия без Бога. Религиозное чувство присуще индивидуальной психологии человека, оно непреодолимо. Более того, Фейербах считает, что любовь человека к  человеку, в особенности половая любовь, - это и есть  религиозное чувство.

7. Зан 1.2.5. Русская Зад 1

Прав ли В.С.Соловьёв, считавший, что в деятельности людей должны гармонично сочетаться Истина (знание), Добро (нравственность) и Красота (эстетичность, привлекательность). Если да, то почему?

Ответ:

Мнение В.С. Соловьева, что в деятельности людей должны гармонично сочетаться истина, добро и красота, верно. Истина (в т.ч. научное знание) без добра (без нравственных норм) и без стремления к красоте может использоваться во зло. Пример – применение США ядерного оружия против Японии в XIX в. Добро, без истинных знаний и без красоты будет отделено от мира и людей, оно не будет иметь силы и действенности. Красота, в т.ч. содержащаяся в искусстве, оторванная от знаний и морали, не наполненная нравственным смыслом,  не может помочь людям и спасти мир. Только такая деятельность человека будет гуманной и плодотворной, в которой человек будет стараться одновременно достичь истины, добра и красоты.

8. Зан 1.2.6 Неклассическая (МК 1.2) Зад 1

Шопенгауэр был одним из небольшого числа философов, которые отрицали возможность счастья.

Прав ли был он? Если нет, то почему?

Ответ:

Известный философ Шопенгауэр считал, что человеческая жизнь бессмысленна. Для него она протекает в вечной смене желания и его удовлетворения. Желание – это страдание. И даже удовлетворение желания не делает человека счастливым, ведь после него наступает отчаяние и скука. Выход Шопенгауэр видит в отказе от потребностей и погружении в нирвану.

Такое мнение Шопенгаура ошибочно. Человек действительно испытывает радость в момент достижения им поставленных целей. Однако, это не значит, что счастье недостижимо. Однократное удовлетворение, конечно, не означает счастья. Последнее представимо как непрерывный процесс возобновления и расширения круга потребностей, постановке новых жизненных целей и их достижения.

9. Зан 1.2.6 Неклассическая (МК 1.2) Зад 2

Ницше полагал, что в обществе существует наследственно обусловленное деление людей на господ и рабов, сильных и слабых.  Первые должны править, вторые  подчиняться.  Соответствует ли  эта позиция современной психогенетике?  Если нет, то почему?

Ответ:

Нет, данная позиция, с точки зрения современной психогенетики считается ложной.

Хотя Ницше и был прав в том, что среди людей имеется природное различие и неравенство. Однако отсюда не следует необходимость делить людей на господ и подчиненных. Дело гораздо сложнее. Во-первых, в генотипе человеку даны не готовые способности, а задатки (возможность способностей), реализация которых определяется социальными условиями. Более одаренный человек, но живший в неблагоприятных условиях, может иметь меньшую способность, чем менее одаренный, но живший в благоприятных условиях.

Во-вторых, у человека много способностей и, соответственно, много задатков, одни из них более выражены. Поэтому каждый человек характеризуется уникальным сочетанием задатков, т.е. индивидуальным профилем одаренности. Высокая одаренность в одном (поэзии), может сочетаться с не одарённостью в другом отношении (организаторские способности). Задаток с максимально выраженной величиной определяет призвание человека. Разумеется, в деле, которое является призванием для двух людей, один может быть более одарен, чем другой.

Т.о., можно сделать вывод, что деление людей на высших и низших теоретически возможно, лишь по одной какой-либо способности, но не по всему интеллекту в целом. По природным же задаткам разделить людей не возможно, также нельзя допустить, чтобы одна группа господствовала над другой. Разумное общество должно обеспечить всем людям равенство перед законом.

10. Зан 1.3.2 Материя Зад 1

Можно ли Бога  считать материальным предметом на основании того, что он, по мнению богословов, существует  независимо от сознания людей?

При решении задачи использовать современное определение материи с учётом двух её аспектов.

Ответ:

В современной философии материей принято называть то, что отвечает ее двум характерным аспектам:

  1.  Материя – это объективная реальность, которая существует вне сознания.
  2.  Материя способна отражаться сознанием и в качестве субстанции служит основой и носителем всего многообразия мира.

На основе этих двух аспектов можно судить о материальности/нематериальности Бога.

С точки зрения первого аспекта, Бог является материальным предметом, т.к. он существует вне сознания людей. А с точки зрения второго аспекта, считать Бога  материальным предметом мы не можем, т.к. он не отражается сознанием и служит лишь частью предположения, мысли людей.

11. Зан 1.3.2 Материя Зад 2

Какое из трёх понятий  -  материя, вещество, бытие  -  имеет наибольший  объём, а  какое  -  наименьший? Объём понятия – это тот класс предметов, который охватывается данным понятием. Например, объём понятия «стул» - все стулья на планете, а объём понятия «мебель» будет больше, туда войдут ещё столы, диваны, шкафы и др.  Ответ обоснуйте

Ответ:

Бытие – это всё, что существует; всё, что есть в мире.

Материя – это часть бытия, представленная объективно существующей субстанцией. (это то, из чего состоят тела, действительная основа и среда всех ощутимых явлений.)

Вещество есть материя не сама по себе, а уже оформленная, актуально определенная, многообразно дифференцированная, обнаруживающая известные свойства по известным физическим и химическим законам. (материя, которая обладает массой.)

12. Зан 1.3.2 Материя Зад 3

Можно ли заменить понятие «материя»  понятием  «реальность», а «материализм»  «реализмом»?  Ответ обоснуйте. Для решения надо использовать знания категорий «материя», «реальность» и сравнить объёмы этих понятий.

Ответ:

Нет, нельзя. Материя – это философская категория, для  отображения именно объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, и существующая независимо от них. А реальность включает в себя еще и субъективную реальность, т.е. осознаваемое психическое состояние индивида, удостоверяющее для него факт его существования.

Материализм нельзя назвать реализмом, т.к. реальность внешнего мира не означает реальность наших восприятий этого.

13. Зан 1.3.2 Материя Зад 5

Какое из трёх понятий  -  материя, газ, вещество  -  имеет наибольший  объём, а  какое  -  наименьший? Объём понятия – это тот класс предметов, который охватывается данным понятием. Например, объём понятия «стул» - все стулья на планете, а объём понятия «мебель» будет больше, туда войдут ещё столы, диваны, шкафы и др.  Ответ обоснуйте

Ответ:

Материя – это часть бытия, представленная объективно существующей субстанцией. (это то, из чего состоят тела, действительная основа и среда всех ощутимых явлений.)

Вещество есть материя не сама по себе, а уже оформленная, актуально определенная, многообразно дифференцированная, обнаруживающая известные свойства по известным физическим и химическим законам.

Газ – это агрегатное состояние вещества,  в котором его частицы не связаны или весьма слабо связаны силами взаимодействия и движутся свободно, заполняя весь предоставленный им объём.

Таким образом, наибольший объем имеет понятие материя, а наименьший – газ.

14. Зан 1.3.3 Движ Пр Врем Зад 1

Какое из трёх понятий – «развитие», «движение», «регресс» - имеет наибольший объём, а какое – наименьший? Объём понятия – это тот класс предметов, который охватывается данным понятием. Например, объём понятия «стул» - все стулья на планете, а объём понятия «мебель» будет больше, туда войдут ещё столы, диваны, шкафы и др.  Ответ обоснуйте

Ответ:

Движение – любые изменения, т.е. всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое.

Развитие – это особый вид движения, т.е. всякое развитие есть движение, но не всякое движение является развитием (развитие отличается от движения направленностью). Т.о развитие – направленные, необратимые, качественные изменения, обусловленные противоречивостью объекта.

Регресс - (от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.

Вывод:  наибольший объем имеет понятие движение, а наименьший – регресс.

15. Зан 1.3.3 Движ Пр Врем Зад 4

Крупный учёный и философ Б.Рассел писал: «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьёзные основания думать, что всё в поведении живой материи может быть объяснено в терминах физики и химии». Какой философский подход здесь имеет место? Ответ обоснуйте. Используйте свои знания о формах движения материи и их соотношении.

Ответ:  

В данном высказывании Б. Рассел придерживается принципа редукционизма, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Он считал, что все свойства живого вещества можно будет предсказать однажды, ибо они однозначно определяются особенностями электронных оболочек атомов, в него входящих, т.е. непосредственно только физическими и химическими законами. Такую точку зрения нельзя назвать абсолютно правильной, несмотря на большое количество ее сторонников, т.к. она достаточно ограничена. Ведь в ней не учитывается, что биологическое представляет собой качественно иной уровень организации изучаемых систем. Безусловно, полезно привлечь данные из физики и химии к изучению биологических систем, но только в качестве вспомогательных. При этом мы должны ясно сознавать, что качественную специфику биосистем и присущие им закономерности принципиально невозможно вывести из законов, относящихся к более низкому уровню организации. Именно в этом и состоит ошибка редукционизма.

16. Зан 1.3.3 Движ Пр Врем Зад 5

Крупный физик А.Марков писал: «И нет ничего плохого в том, что всё – химия, биология, психология, социология – будет сводиться к физическим законам. Наоборот, это отвечает общему стремлению науки – отобразить единство природы, находя простые законы». Какой философский подход здесь имеет место? Ответ обоснуйте. Используйте свои знания о формах движения материи и их соотношении.

Ответ:

В данном высказывании А. Марков придерживается принципа редукционизма, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Он считал, что все в природе можно свести к законам физики. Несомненно, такое мнение не является верным. Безусловно, все знают, что биология сводится к химии, а химия - к физике, но никто не утверждает, что изучив физику можно все понять и про химию, и про биологию. Поэтому, конечно, полезно привлечь данные из физики к изучению химии, биологии, психологии, но только в качестве вспомогательного элемента.

17. Зан 1.3.4  Прир Техн (МК 1.3) Зад 1

Имеется 3 отношения человека к природе.  Какое отношение противопоставляется какому в выражении Е.Базарова: «Природа не  храм, а мастерская, и человек в ней работник»? А какое отношение Базаровым не учитывается? Как бы вы перефразировали это выражение,  чтобы отразить все 3 отношения?                            

Ответ:

В данном выражении Базарова практическое, преобразовательное отношение, которое реализуется в материальном производстве, противопоставляется эстетическому отношению, при котором природа оценивается с точки зрения красоты. При этом не учитывается познавательное или гносеологическое отношение к природе, которое  реализуется в совокупности естественных наук. Такое отношение является неверным.

Правильным должно быть гармоничное сочетание всех трех отношений, когда природа признавалась бы и мастерской, и храмом, и научной лабораторией.

18. Зан 2.1.1 Аспек созн Мозг Зад 1

Немецкий философ И.Дицген писал: «Дух (сознание) не больше  отличается от стола, света, звука, чем эти вещи отличаются друг от друга»? Какое качество сознания не учитывается в этом высказывании, и в чём это качество заключается?

Ответ:

В этом высказывании не учитывается такое свойство сознания, как его бестелесность, бесплотность. Оно не обладает физическими и химическими свойствами, которыми обладают материальные объекты. Стол, свет, звук – это физические и химические предметы, явления, которые могут мыть измерены, ощутимы. Стол можно взвесить, свет разбить на лучи, звук создать с помощью музыкальных инструментов. Сознание же невозможно познать объективными методами, ведь оно дано человеку искусственно, в виде внутренних субъективных переживаний.

19. Зан 2.1.1 Аспек созн Мозг Зад 3

Какое из четырёх понятий – сознание, психика, ощущение, душа – имеет наибольший объём, а какое – наименьший  (речь идёт о сознаваемом ощущении). Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

По своему составу сознание – совокупность многообразных психических явлений, объединённых чувством персонального Я. Сознание контактирует с огромной сферой бессознательного. Все психические явления могут погружаться в бессознательное, и наоборот. Поэтому понятие «психика» имеет больший объем, нежели понятие «сознание»( т.к. сознание – это высший уровень психического отражения).  Понятия же «психика» и  «душа» имеют одинаковый объем. В случаях, когда речь не идет о конкретном составе духовного мира человека, а последний рассматривается в целом и противопоставляется либо внешнему миру, либо телу человека (т.е. материальным образованиям), допустимо использование понятия «сознание» и «душа» как равнозначные. В религиозной философии преимущественно используется термин «душа», а в материалистической – «сознание».

Ощущение  - это исходный уровень процесса отражения, результат воздействия объективной реальности на органы чувств. И именно это понятие имеет самый малый объем, т.к. постигается на материальном уровне.

20. Зан 2.1.6 Возм Прич Сод (МК 2.1) Зад 4

Какому принципу диалектики противоречит деление болезней на функциональные и органические? В чём отрицательное методологическое значение такого деления для медицины? Какое более правильное деление вы бы предложили?

Ответ:

В медико–биологических и сельскохозяйственных науках большую роль играют понятия структуры и функции, которые выражают определенные аспекты категорий формы и содержания. Под структурой в этих науках понимают пространственные отношения между элементами, т.е. строение системы, а под функцией – процессы, протекающие в системе и ее частях. Аналогично форме и содержанию структура и функция существуют в неразрывном единстве. Поэтому нельзя изучать структуру, не обращаясь к исследованию функции и наоборот. Неравномерно делить болезни на функциональные и органические; то, что иногда называют функциональными болезнями, есть заболевания, морфологические изменения при которых имеют микроструктурный характер и еще не выявлены. Т.О. принцип единства структуры и функции ориентирует на глубокое познание патогенеза.

Ведущая роль во взаимоотношениях структуры и функции принадлежит функции. В процессе эволюции отбираются организмы со структурами, которые обеспечивают более успешное выполнение нужных организму функций.( функция глаза определила его строение).

21. Зан 2.2. 1 Суб Воз Чув Рац Ин Речь Зад 2

Интуиция – это прямое усмотрение истины без логического обоснования. Почему для осуществления интуиции необходимо глубокое знание объекта? Каковы другие условия интуиции?

Ответ:

Если кто-то глубоко не изучил проблему и не обладает основательной профессиональной подготовкой, то он напрасно будет ожидать озарение как наяву, так и во сне. Информация – мать интуиции. Пример: интуиция врача в отношении больного и интуиция студента. Пусковым механизмом или «подсказкой», для интуиции обычно выступает какой-либо образ, вызывающий заключение по аналогии (сходству). «Подсказка» способствует освобождению от стандартных, шаблонных ходов мысли. А главная закономерность – чем шире кругозор личности, тем больше факторов для действия интуиции.

Другими же условиями осуществления интуиции являются:

  1.  Поисковая ситуация и попытки решить проблему;
  2.  Наличие «подсказки»

22. Зан 2.2.2 Ист Заб Прак Зад 1

В чём заключается принцип конкретности истины? Придумайте примеры высказываний, в которых этот принцип соблюдается, и примеры, где он не соблюдается. Из учебника примеры не брать.

Ответ:

Принцип конкретности истины предполагает, что истинность любого суждения может быть поставлена под сомнение, если не установлены условия время и место исследуемого явления или объекта. При изменении этих параметров теряется истинность суждения. Этот принцип служит ориентиром для исследователя, а также подтверждает то обстоятельство, что никогда не бывает некоей абстрактной истины, а истина всегда конкретна. Это позволяет избегнуть соблазна переноса известного процесса на неизвестные условия.

Примеры: суждение «вода кипит при 100 градусах по Цельсию» истинно лишь при условии, что речь идет о нормальной, чистой воде и нормальном давлении. Это суждение теряет свою истинность, если изменить давление или взять т. н. тяжелую воду. Основные положения классической механики истинны применительно к макротелам. За пределами макромира они теряют свою истинность.

23. Зан 2.2.2 Ист Заб Прак Зад 3

В определённых случаях, например в математике, для установления истинности каких-либо положений достаточно логического доказательства без обращения к практике. Почему же тогда практика (эмпирическая проверяемость) считается ведущим критерием истины? Может быть,  практика и логическая доказуемость два самостоятельных и независимых критерия?

Ответ:

Краткая характеристика функции практики как критерия истины:

В практики происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке. Вместе с тем практика является объективным феноменом, принадлежащим материальному миру и функционирующим в соответствии с его законами. Эта двуединая (дуальная) природа практики обеспечивает ей роль критерия истины: знания о реальном мире, воплощенные в практике, контролируются законами этого мира.

      Если же практические результаты находятся в резком противоречии с ожидаемыми, то гипотеза отвергается как ошибочная и впоследствии заменяется другой. Чаще же практическая проверка в чём-то подтверждает гипотезу, а в чём-то нет. Тогда гипотеза модифицируется и вновь подвергается проверке. При этом необходимо учитывать не отдельные, а все имеющиеся на данном историческом этапе результаты практики. Использование ограниченной или устаревшей практики может послужить причиной заблуждения. Если выдвигается несколько гипотез, то более достоверной считается та из них, которая предсказала больше фактов, обнаруженных в реальности.  Практика корректирует гипотезу до тех пор, пока она не даст удовлетворительного объяснения всей совокупности имеющихся фактов. В целом доказательство истинности гипотезы протекает в форме логической цепи рассуждений, отдельные звенья которой проверяются на практике.

Некоторые авторы неоправданно отождествляют критерий практической полезности с критерием практики и на этом основании объединяют позиции прагматизма и диалектического материализма. На самом же деле это различные факторы, и критерием истинности является лишь практика. Совпадение результата, предсказанного гипотезой, с практическим результатом подтверждает гипотезу независимо от того, о полезных или вредных явлениях идёт речь в этой гипотезе. Например, клиническая практика подтвердила предсказанное медициной в начале 90-х годов ХХ века возрастание заболеваемости туберкулёзом в нашей стране, хотя такое возрастание вредно для общества.

Некоторые авторы справедливо полагают, что практика – это ведущий критерий истины.

24. Зан 2.2.3 Наука Сци Зад 2

В чём суть умеренного и крайнего сциентизма и умеренного и крайнего антисциентизма? Каково правильное решение вопроса о роли науки и других сфер  культуры в развитии общества?

 Ответ:

Сциентизм ( от лат. – разум, наука) – сциентизм выступает как идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире. При этом в качестве идеала самой науки, как правило, рассматривается точное математизированное естествознание, под воздействием успехов которого в познании законов природы и связанного с этим научно – технического прогресса и возникает сциентизм.

Умеренный сциентизм представляет собой некоторые преувеличения роли науки в жизни общества, а крайний сциентизм абсолютизирует роль науки в жизни общества, т.е. наука и прежде всего естествознание рассматриваются как наивысшая культурная ценность.

Сторонники антисциентизма, напротив, не рассматривает науку как основополагающую область, отдавая должное другим сторонам культурной жизни – религии, искусству, философии, которые невозможно свести к научному познанию.

Умеренный антисциентизм выступает, прежде всего, не столько против самой науки, сколько против критического сциентизма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость др. форм деятельности и ориентации человека в мире – искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально – личностного отношения к миру.

25. Зан 2.2.4 Методы Лже (МК 2.2) Зад 1

Что такое индукция и дедукция? Придумайте сами  пример индукции и  пример дедукции (из учебника примеры, конечно,  не брать).  

Ответ:

Индукция – это умозаключение, при котором из частных посылок делается общий вывод. Основой индукции являются наблюдение и эксперимент, в ходе которых устанавливаются отдельные факты. Затем, обнаружив общий признак у нескольких явлений данного класса, делают вывод, в котором признак приписывается всему классу.

Например,  

  •  Аргентина является республикой; Бразилия — республика,; Венесуэла — республика; Эквадор — республика. Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Эквадор — латиноамериканские государства. Все латиноамериканские государства являются республиками.
  •  Енисей течет с юга на север; Лена течет с юга на север; Обь и Иртыш текут с юга на север. Енисей, Лена, Обь, Иртыш — крупные реки Сибири. Все крупные реки Сибири текут с юга на север.

Дедукция – это противоположный по сравнению с индукцией ход мысли, умозаключение от общего к частному. Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение.

Например,

  •  Все люди смертны.  Все греки люди. Следовательно, все греки смертны.
  •  Все рыбы плавают в воде. Щука – рыба. Следовательно, щука тоже плавает в воде.

26. Зан 2.3.2 Прогр Глоб Прогн (МК 2.3) Зад 1.

Наиболее важными для человечества в наше время служат глобальные проблемы. Расположите их (не менее 5-ти) в порядке убывания их степени опасности для человечества.  Свой вариант обоснуйте.

Ответ:

  1.  Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны;

(Какими бы серьезными опасностями для человечества не были другие проблемы, они даже в совокупности не сопоставимы с последствиями мировой термоядерной войны, ведь ядерное оружие может уничтожить человечество и все высшие формы жизни на планете.)

  1.  Экологическая проблема

(В будущем человечество исчерпает традиционные невозобновляемые сырьевые ресурсы и источники энергии ( уголь,нефть, газ и т.д.), необходимые человеку для жизнедеятельности. Поэтому необходимо искать новые источники сырья и энергии)

  1.  Проблема здравоохранения;

( Количество заболевших алкоголизмом, наркоманией, раком, гипертонией, СПИДом беспрестанно растет и тем самым подрывается трудоспособность общества и увеличивается смертность населения)

  1.  Демографическая проблема;

(Демографическая политика в развивающихся странах направлена на снижение рождаемости, ( т.к. из-за их демографического взрыва, усиливается нестабильность в мировой экономике и политике), а в развитых странах на ее повышение ( т.к. из-за демографического кризиса, численность населения неуклонно падает)

  1.  Преодоление разрыва в уровне эк. и дух. развития  между развитыми странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и т.д; устранение в последних голода, нищеты и неграмотности миллионов.

(В таких странах живет более 75 процентов населения Земли. Особая опасность от этих стран – терроризм и возможность использовать ядерное оружие. Поэтому необходимо исключить эксплуатацию развивающихся стран.)

27. Зан 2.3.2 Прогр Глоб Прогн (МК 2.3) Зад 2.

Наиболее важными для человечества в наше время служат глобальные проблемы. Составьте  перечень тех глобальных проблем, в решении которых существенную роль играет медицина, покажите эту роль.

Ответ:

К таким проблемам относится проблема здоровья человечества. Несмотря на развитие медицины, количество заболевших алкоголизмом, наркоманией, раком, гипертонией, СПИДом беспрестанно растет. В развивающихся странах миллионы людей не имеют медицинской помощи, часто возникают эпидемии. Из-за распространения в окружающей среде химических и радиоактивных мутагенов нагастает генетическая отягощенность населения. В развитых же странах резко возросло количество онкотических, психических  заболеваний, болезней ССС и эндокринной системы, случаев алкоголизма, наркомании. Причины этого – нездоровый образ жизни людей.

Так же стоит выделить, что в наше время резко увеличена скорость распространения инфекционных заболеваний, в связи с наличием активных международных связей.

28. Зан 2.3.2. Прогр Глоб Прогн (МК 2.3) Зад 3

Вначале возникло поисковое социальное прогнозирование, а затем нормативное. В чём преимущество нормативного прогнозирования?  Почему было недостаточно только поискового?  

Ответ:

Различают поисковое и нормативное социальное прогнозирование.

Первое основано на лонгировании имеющихся тенденций (направлений развития) при условии, что они не будут изменены. Его цель – выявление важных проблем, подлежащих прогнозированию. Т.е. оно должно показать, каким может быть будущее и что нас в нем может тревожить.

Нормативные методы прогнозирования состоят в определении необходимых и достаточных средств для достижения возможного состояния изучаемого объекта и отвечают на вопрос: "что будет?", "что мы хотим увидеть?", "какими средствами этого достичь?".

Разновидностью нормативного прогнозирования можно считать прогнозы-предостережения, которые составляются с целью заставить людей предотвратить не желаемое будущее. (например – экологические катастрофы и т.д.)

Различие же между нормативным и поисковым подходами заключается в логике исследования. Ведь в основе технологии разработки нормативного прогноза лежит иная и значительно более сложная идея, чем при прогнозном поиске. Если в поисковом прогнозе основу исследования составляет экстраполяция (распространение установленных тенденций на будущее) в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны, то в нормативном - это оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.

Т.о., можно сделать вывод, что преимущество нормативных методов заключается в том, что они отказываясь от использования тенденций прошлого, более глубоко исследуют суть проблемы, способны предвидеть нежелательное будущее и тем самым помочь людям преодолеть многие глобальные проблемы.

29. Зан 2.4.2 Деят Своб Счас Зад 2

Чехов писал: «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь». А Гартман писал: «Наименее страдающими являются народы, состоящие из дикарей, а в цивилизованном обществе таковыми являются наименее образованные и наименее развитые люди». Обе эти позиции имеют основания, но как  объяснить различие этих позиций?

Ответ:

В недемократических обществах удовлетворение многих потребностей (особенно высших) большинства людей является невозможным, на этом и основан вывод Э.Гартмана. Конечно, чем больше притязаний, тем труднее человеку удовлетворить свои потребности и тем выше вероятность несчастья. Если же он все-таки реализует свои цели, то достигнет и более полного счастья. Поэтому для большего счастья человеку надо иметь больший уровень притязаний и бороться за удовлетворение своих потребностей. Однако Гартман не сделал такого вывода, и заменил один вид несчастья (бессилие) другим (бесцельностью и пустотой существования. А такую позицию принять нельзя.

Более же правильной является позиция Чехова о счастье. Ведь счастье, а именно его полнота, зависит в первую очередь от широты круга потребностей (интересов) человека и от их характера, качества, т.е. чем образованнее человек, тем счастливее он может себя ощущать в этой жизни.

30. Зан 2.4.3 Смер Люб Мед Зад 4

Медицина – это прикладной раздел биологии или самостоятельная наука. Почему? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

Чтобы разрешить этот вопрос, надо принять во внимание, что критериями самостоятельности дисциплины в современной философии науки считаются следующие факторы. Каждая самостоятельная наука должна обладать:

  1.  собственным предметом изучения (объекты изучения могут совпадать у разных наук; так, для психологии и анатомии человека им служит человек);  

(Медицина имеет такой специфический предмет  – это взаимосвязь процессов нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека.)

  1.  специфическими методами;  ( в медицине такими методами являются  - метод клинического наблюдения, диагностики, лечения и профилактики (предупреждения) болезней.)
  2.  особой формой практической реализации знания;  (Для медицины такой формой служит система здравоохранения. В этой системе через деятельность врачей реализуются медицинские знания и способствуют сохранению и укреплению здоровья людей.)
  3.  специфическим категориальным аппаратом и языком - особыми категориями (главными понятиями).  

(Медицина, естественно, как и любая другая дисциплина, использует понятия обыденного языка, многие понятия других наук, а также и общенаучные категории. Наряду с этим она имеет свои специфические категории и язык. Главными медицинскими категориями служат норма, патология, здоровье, болезнь.)

Из данных утверждений, можно сделать вывод, что медицина – это самостоятельная дисциплина, т.к. она отвечает всем критериям самостоятельной науки в современной философии науки.

31. Зан 2.1.4 Связь Разв 2 з-на Зад 1

Опишите болезнь с позиций закона единства и борьбы противоположностей. В чём должны заключаться действия врача при лечении? Соответствует ли полностью названному закону врачебная заповедь: «Не навреди!»?  

Ответ:

В свете закона диалектической противоречивости болезнь есть единство двух противоположностей: 1)процессов повреждения, деструкции (вызванных внешними и внутренними факторами – инфекцией, токсинами, радиацией,  генетическими изменениями, температурными и механическими воздействиями и др.)   и 2)процессов компенсации, защиты. Если преобладает деструкция, то болезнь усиливается; если превалирует защита, то идёт выздоровление; при их равновесии наблюдается хроническое течение болезни. Задача врача – ослаблять деструкцию и усиливать защиту. Принцип: «Врач, не навреди!» недостаточен, односторонен. Правильный принцип: «Врач, не навреди и помоги!».

32. Зан 2.1.6 Возм Прич Сод (МК 2.1) Зад 3

Почему монокаузализм и кондиционализм ослабляют медицину и в чём их недостатки, как эти недостатки преодолеваются в диалектической концепции детерминации болезней?

Ответ:

Монокуазализм - это концепция, которая признает лишь роль причины в возникновении следствия. Такая позиция ослабляет практику. Не всегда можно устранить вредные причины. Например, не устранены с планеты возбудители туберкулеза, СПИДа. Воспрепятствовать этим болезням можно, но лишь устранив определенные условия. Не принимая условия в расчет, нельзя провести соответствующие мероприятия.

Кондиционализм – учение, которое все детерминирующие факторы считает равноценными, не различая среди них причину, условия и повод. Такая позиция неадекватна действительности, поскольку эти факторы не равноценны. Причина незаменима для следствия, устранение причины дает полную гарантию отсутствия следствия. Условия – это необходимые, но взаимозаменяемые факторы. Устранение данных условий еще не гарантирует отсутствия следствия. Например, устранение простуды, еще не гарантирует того, что туберкулез не возникнет при других вредных условиях (курение, недоедание и т.д.). Чтобы избежать нежелательных следствий, мы должны по возможности действовать и на причину, и на условия, и на повод, но следует знать, что эффективность этих действий будет различной. Наименьшая из них присуща воздействию на повод.

33. Зан 2.4.4 Фил мед (МК 7) Зад 1

Диагностика включает в себя 2 основных этапа: обследования больного (фиксация симптомов) и постановка диагноза. Почему 2-й этап ещё делится на 2 подэтапа: предварительная и окончательная постановка диагноза? Почему  со 2-го этапа снова возникает необходимость возвращаться к 1-му?

Ответ:

Второй этап – постановка диагноза. На этом этапе врач осмысливает симптомы и с помощью умозаключений делает вывод, какими заболеваниями может страдать пациент.

Предварительная постановка диагноза обусловлена тем, что картина симптомов может отвечать нескольким болезням. Например, врач зафиксировал 4 симптома и установил, что эти симптомы могут быть при заболеваниях А, Б и В. Данных проведённого обследования недостаточно для точного установления болезни. Поэтому возникает необходимость дополнительного обследования.

А это и будет 3-й этап – этап окончательной постановки диагноза.  На этом этапе врач должен дифференцировать предполагаемые болезни и выявить истинную их них. Дифференцирование основано на признании того, что болезни могут иметь ряд совпадающих симптомов, но полностью симптоматическая картина одной болезни не может совпадать с картиной другой. Если явления полностью одинаковы, то одинаковы и сущности, т.е. при полном совпадении симптомов мы бы имели дело не с двумя, а с одной и той же болезнью.

Для дифференцирования вероятных болезней врач вспоминает, какие ещё симптомы, кроме зафиксированных 4-х, должны быть при болезни А. Проводит дополнительное обследование – ищет эти симптомы, допустим, не обнаруживает их, и тогда делает вывод, что болезни А нет. Далее то же самое проделывает в отношении болезни Б и, допустим, тоже её не обнаруживает. Можно уже заключить, что у пациента болезнь В, но всё же надо проверить. Проводится поиск дополнительных симптомов для болезни В.  Предположим, эти симптомы обнаруживаются, и тогда врач делает заключение, что у пациента болезнь В.




1. 79 ОГЛАВЛЕНИЕ В оглавлении и в тексте указываются страницы печатного издания ОТ АВТОРА 3
2. Реферат на тему- Історичні передумови становлення культури Відродження
3. аналитически исходя из анализа структуры сознания
4. Тактика следственных действий
5. Сегодня миллионы людей по всему миру каждый день пользуются Интернетом ради общения и поиска необхо
6. Реферат- Управление имуществом предприятия и источниками его финансирования
7. Художественное мышление Эсхила- традиции и новаторств
8. Введение
9. Діловий етикет і діловий протокол
10. Полупроводниковый диод
11. разному оценивает значение макияжа- для одной это просто способ маскировки мелких недостатков; для другой
12. Михаил Бакунин
13. а название злокачественной опухоли происходит из названия ткани и второго корня ~ саркома например- фиброс
14. Понятие и содержание конституционного строя
15. то получится Когда стали поговаривать что роль Эмили предлагают Синди Кроуфорд мой оптимизм поуменьшилс
16. 3 биографии выдающихся людей на иностранном языке -english-
17. ~о~амды~ шаруашылы~ты~ формалары
18. . Понятие государственной гражданской службы.
19.  p 2k kN R [0; парна спадає якщо х
20. Курсовая работа- Расчет вала механизма натяжения ремня вентилятор