Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Теоретические основы организации игровой деятельности

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

ЗАНЯТИЕ 8. Теоретические основы

организации игровой деятельности

Настоящая организация игры — это умение строить отношения высшего порядка, умение привести людей к осознанию своей значимости, к особой радости через выполнение игровых заданий. © Н.Н. Шуть

Цели и задачи занятия: Раскрыть теоретические основы организации игровой деятельности.

Ключевые понятия: принципы и методика организации игры; руководство игровой деятельностью; правила игры; реквизит; орнаментальный элемент игры, оперативные зоны игры; игровая среда.

  •  Содержания понятия «методика организации игры»
  •  

Понятие педагогического сопровождения игры;

  •  Этапы организации игры;
  •  Роль педагога в игровой деятельности;

  •  Назовите принципы организации игровой деятельности.
  •  Как можно соотнести понятия педагогическое руководство игрой и педагогическое сопровождение игровой деятельности?
  •  На каких этапах может осуществляться педагогическое руководство игровой деятельностью детей?
  •  Почему игротехнику важно работать в оперативных зонах?
  •  Какие требования предъявляются к игровому реквизиту?
  •  Есть ли различия между понятиями «игровая среда» и «территория игры»?

  1.  

Изучите материалы для чтения (М/Ч № 2.29.). Сформулируйте и запишите понятия методика организации игры и педагогическое сопровождение игры. Составьте рекомендации (на отдельном листе) для педагога по сопровождению и организации игровой деятельности детей.

  1.  Выберите предмет повседневного обихода (карандаш, книга и др.) Придумайте 5-7 игр, в которых он мог бы являться предметом реквизита. Оформите свою творческую работу для портфолио.
  2.  Прочитайте раздел «Формы размещения игроков» (М/Ч № 2.30.) и составьте в тетради схемы размещения для 3-4 различных игр.
  3.  Подберите 3 иллюстрации для издания «Организация игровой деятельности» — Опубликуйте их в соответствующем альбоме группы «ВКонтакте» с кратким комментарием. Избегайте повторений.

По итогам подготовки к занятию у вас должны быть сделаны:

  •  рекомендации для педагога,
  •  схемы размещения участников 3-4 игр,
  •  творческое описание использования бытовых предметов в игре
  •  3-4 иллюстрации для оформления стенда. скидываем в группу в контакте – я распечатаю.

Всех прошу подготовиться на совесть, потому что возможно будет открытое занятие. материал там не сложный.

2.29. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель, задачи и принципы организации игровой деятельности

Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования проявляется в том, что он должен уметь организовывать деятельность воспитанников, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:

  •  Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
  •  Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли..., нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  •  Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности.
  •  Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

Задачи игровой деятельности могут быть следующими:

  •  развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
  •  развитие воображения как основы творческой деятельности;
  •  развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
  •  формирование в процессе игр нестандартного мышления;
  •  развитие координации и мелкой моторики;
  •  организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;

Рассмотрим принципы организации игровой деятельности, сформулированные П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Остановимся на наиболее значимых и актуальных для педагогов учреждений дополнительного образования:

  •  активность — основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;
  •  открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;
  •  динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовки;
  •  наглядность игры означает, что все игровые дей ствия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;
  •  занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;
  •  принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;
  •  коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;
  •  целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника;
  •  самодеятельностъ и самостоятельность игрока в игре — это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;
  •  состязательность и соревнование в игре. Без соревнования нет игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;
  •  результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
  •  достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;
  •  принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Игра — «генератор» учебных проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и в жизни;
  •  информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др.

Средства игровой деятельности

Как известно, средства — это то, с помощью чего, посредством чего осуществляется деятельность. Существуют материальные, информационные, языковые, логические, математические средства. Рассмотрим каждую из 5 групп в отношении игры:

Материальные средства. 

  •  Пространство игры: (шахматная доска, карточный стол, театр, цирк, стадион, экран телевизора или компьютера, стулья, составленные одни за другим и изображающие поезд и т.д. и т.п. Даже при игре в прятки, заранее обговаривается участок игры).
  •  Предметы, используемые для игровой деятельности (игрушки). Игрушки определяются как «специально изготовленные предметы детских игр». В то же время представим себе такой пример — мальчик взял в руки прутик. Прутик может в его играх быть и саблей, и лошадкой, на которой он скачет, и чем угодно еще. Для него это игрушка — но не специально изготовленная. Или «специально изготовленный» кубик для строительных игр в воображении ребенка может быть и лошадкой, и грузовиком. Происходит то, что психологи называют «игровым замещением предметов». Если дети играют в «школу». При этом они используют настоящие авторучки и карандаши. Для них это игрушки, но эти предметы были изготовлены совсем для других целей. Кроме того, есть материальные предметы, специально созданные для игры, которые нельзя назвать «игрушками»: шахматная доска с комплектом фигур, колода карт (а в них играют и дети), игровые автоматы, удочка и т.д. вплоть до театрального реквизита.

Информационные средства. В последнее время широкое распространение получили игры и игрушки с использованием информационных средств — микропроцессоров, компьютеров, Интернета.

Языковые средства. В играх, вполне понятно, используются языки — как естественные, так и искусственные. В том числе, в детском возрасте игры являются средствами развития языка. Дети, играя, обмениваются своими запасами слов и взаимообогащают свой словарный запас. Развитию естественного языка способствуют такие многие специальные игры: « в слова», «отгадай слово», знаменитая игра «Эрудит» и т.д.

Кроме того, в играх используются и искусственные языки. Колода карт — пример искусственного языка. Или записи шахматных ходов: «гроссмейстер пошел Е2-Е4» — другой пример. Не говоря уже о специальных языках игровых искусств, например, языке музыки.

Логические средства. Многие игры требуют применения логического аппарата, подчас довольно мощного. Например, шахматы, преферанс. В то же время в детском возрасте игры способствуют развитию логического мышления ребенка. Например, различного рода головоломки, «Кубик Рубика», многие компьютерные игры и т.п.

Математические средства. Вряд ли приходится говорить о применении математических средств в игровой деятельности. Если, к примеру, начинается вычисление вероятностей выигрыша в тех или иных ситуациях, то у такого «вычислителя» наличествует стремление не играть, а выигрывать, т.е. это становится разновидностью профессиональной деятельности, но не игрой.

Орнаментальный элемент игры

(С.А. Шмаков «Игры учащихся - феномен культуры», С.92-94)

Возможно, это название не совсем точно. Орнамент (от лат-ornamentum) — украшение. Мы понимаем под орнаментальным элементом игры сопутствующие ей важные приметы — сущностные и технологические. Это язык игры (понятийность, речевой словарь); музыка, танцы, ритмика, если они входят в контекст игры; игровые жесты; фольклорные "говорилки", считалки, жеребьевки, дразнилки, речевки, подковырки и т.п. Мы бы отнесли к данному элементу также игровые аксессуары (костюмы, бутафорию, атрибуты).

Игровая орнаменталика — обязательный, но не конституирующий признак игры, это, скорее, часть символизма игры. В некоторых исследованиях (Гетцер, Котетишвили,. Пиаже) вопрос о символизации рассматривается лишь в отношении замещения предмета на предмет. Но существуют и иные замещения. Есть игры, которым необходим хоровод ("разрывные цепи"), игры, проведение которых связано с хороводным движением и исполнением песен ("ручеек", "каравай"). Большинство ролевых игр дошкольников и учащихся младших классов также проводится под музыку и требует игрушек, особенно кукол. Одна и та же вещь заменяется другими сходными предметами, символизирующими реальные вещи.

Переходя от игр, содержанием которых было воспроизведение предметных действий, к играм, воспроизводящим отношения, дети включают в них активно игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счет и т.п.). Исследования А.Р.Лурия и Ф.Я.Юдович6 свидетельствуют, что речь детей в игре активно входит в ее орнаменталику. Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную игру, придавая ей эм циональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что и порождает ощущения удовольствия и счастья от игры….

Орнаментальные компоненты игры — это ее фрагменты. Они способствуют созданию игровой ситуации, эстетики и символики игры, они есть часть общей природы и структуры детской игры, ее импровизированного характера.

ИГРА И ЕЁ РЕКВИЗИТ

(Н.Н. Шуть «Секреты эффективных игр для развития ребенка» С.28-32.)

По латыни requisitium означает необходимое, нужное. В театре реквизитом считаются все привлекаемые предметы обустройства сцены за исключением костюмов и декораций. Его главным заданием выступает смысловое наполнение пространства, усиление правдоподобия изображаемых событий, образов, действующих лиц. Благодаря этому реквизит можно назвать «действующими вещами».

Аналогичные задания и у реквизита, включаемого в пространство игры. Плюс ещё одно специфическое: его используют функционально в связи с конкретным сюжетом или алгоритмом. Реквизитом «зарабатывают» победу, ведь он является инструментом игры.

Реквизит в руках организатора и игроков может быть активным материалом. Им пользуются или манипулируют. В первом случае реквизит призван содействовать раскрытию и дополнению смыслового содержания (например: игромастер в роли Мери Поппинс играет зонтиком; Шапокляк — сумочкой с крысой; спортсмен — мячами и сетками и т.д.) Во втором случае — сосредотачиваться или переключать внимание, влиять, навеивать, заинтересовывать. Анализируя действия игрока, говорят про его ловкость, умение адаптировать предмет, «приучить» его к себе.

Настоящий игромастер обязательно должен научиться владеть привлекаемым к игре реквизитом! Вызывайте восхищение у потенциальных игроков лёгкостью обхождения с предметами реквизита. Идеал: жонглёры в цирке.

Благодаря тому, что предметы реквизита могут иметь чрезвычайно большое эмоциональное влияние на участников игры, иногда говорят про то, что они становятся потенциальными персонажами игрового спектакля.

К игровому реквизиту есть несколько требований. Среди них:

  •  уместность (советуем не засорять игру массой реквизита, чтобы не «набить оскомину»; используйте лишь наиболее нужный и эффективный);
  •  соответствие возрастным и психологическим особенностям участников игры (при разновозрастной аудитории — большей части её);
  •  экологическая чистота и безопасность (реквизит не должен вредить здоровью или быть травмоопасным);
  •  эстетичность, привлекательность, яркость (влияние на зрение, слух, осязание, обаняние с целью привлечь к утончённому, красивому);
  •  достаточный размер и объём (доступность для наблюдения всем присутствующим);
  •  многофункциональность (нерентабельно делать реквизит лишь для одной игры, ищите вариации способов и путей его использования);
  •  удобство, транспортабельность, действенность. 

Игровой реквизит может выполнять несколько функций:

  •  функциональную (для чего он? как его включают в игру? как это делать лучше и удобнее? как ещё его можно использовать? как им можно пользоваться в переносном значении?..);
  •  символически-содержательную (что это? что это означает? на что похоже? кому может принадлежать? чего я с ним «добьюсь»?..);
  •  мотивационную (возбуждает внутренний интерес к игре, становится сознательной потребностью и желанием);
  •  стимулирующую (как реквизит влияет на систему восприятия, познавательную и социальную активность).

Мир игрового реквизита безграничен. Реквизитом может служить практически любая вещь, созданная человеком.

Предметы спортивного мира. Мячики и мячи, разные виды ракеток, скакалки, обручи, биты, булавы, летающие диски, эспандеры, шахматы, шашки, кубки, медали, сетки волейбольные, санки, клюшки, шайбы, лыжи, ходули, воздушные змеи, бумеранги, шлемы, массажёры, канаты, качели и т.д.

Предметы быта. Спички и спичечные коробки, бумажные и полиэтиленовые пакеты, сумки, стулья, столики, столовые приборы, одноразовая посуда, колпачки от шампуня, лаков, подставки под горячее, деревянные ложки, кухонные доски, возки, прищепки, кухонные губки, мочалки, веники, мётлы, швабры, салфетки, вёдра, кашпо для цветов и т.д.

Канцелярские приспособления. Блокноты, конверты, листы бумаги разных цветов, рулоны ватмана, пластилин, цветные мелки и краски, фломастеры и их использованные футляры, маркеры, карандаши, ручки, резинки, скрепки, гуашь, скотч, степлеры, кнопки, тетради, папки для бумаг, визитки, планшеты, файлы, календари настольные и настенные, рекламные проспекты и т.д.

Предметы одежды. Платки носовые, шарфики, пуговицы, нитки, застёжки, мотки и бухты пряжи, бейсболки, гетры, резинки для волос, заколки, полотенца, вещи из бабушкиного сундука, береты, разновидности ремней, украшения, сапоги, шапочки для купания, свитера, плащи, футболки, галстуки и т.д.

Другие предметы, сопровождающие нашу жизнь. Шнуры, канаты, книги, футляры для очков и сами очки, ключи, свечи, звонки, картины, фонарики, коробочки из-под киндер-сюрпризов, бутылки, шкатулки, железнодорожные билеты, настольные лампы, коробки от компьютерных дисков, портмоне, кошельки, аквариумы, мыльницы, соломинки, сумки, рюкзаки, и т.д.

Природный материал. Песок, камешки, жёлуди, орехи, каштаны, цветочки, перья, шишки, палочки, иголки, вода.

Предметы из мира досуга. Кассеты, диски, дискеты, клавиатуры, коробки от дисков, микрофон, газеты, журналы, карнавальные маски, игрушки, игральные кубики, фишки, карты, настольные игры, надувные шары, музыкальные инструменты, флажки, календарики, кольцеброс, фантики, кегли, элементы кукольного, теневого, пальчикового, настольного театра, кубики, мозаики, качалки, резиновые игрушки, домино, серпантин, матрацы и резиновые круги, детские обручи, флюгеры, бумеранги и т.д.

Школьные предметы. Ранцы, портфели, пеналы, транспортиры, линейки, большие циркули, доски, энциклопедии, альбомы и атласы, магнитные доски, резиновые штампы, детали конструкторов, головоломки, закладки.

Профессиональные приспособления. Медицинские жгуты, носилки, молоток, игрушечные инструменты, грабли, садовые носилки, тёрки, ножницы, лейки, соковыжималка, шпатели, малярные кисти и т.д.

Съедобные предметы. Конфеты, печенье, чипсы, бублики, маленькие шоколадки, жевачки, бананы, яблоки, апельсины, маленькие пакеты с соком, сухие спагетти и т.д. Обратим внимание, что съедобные предметы нужно использовать в игре крайне ограниченно и осторожно. Употребление еды по ходу игры почти запрещено этикой игры.

Чем ещё может играть человек?

Неужели только реквизитом — натуральным или искусственным предметом, созданным для игры? Конечно, нет. У настоящего мастера игры игровым реквизитом может послужить любая вещь на свете. Но разве только вещами исчерпываются творческий взгляд человека на мир? Реквизит может быть не только предметом, но и метафорой, предметом-знаком, с которым играют лишь в воображении. Им «играют», через него обращаются, возбуждая скрытые представления, ассоциации, предвидения.

Так, играть можно: духовными, интеллектуальными, физическими и эстетическими силами, личностными качествами, понятиями, принципами, фактами, мыслями; вопросами, звуками, словами, интонациями; движениями, жестами, мимикой; руками, ногами, лбами, ушами, локтями; действиями, операциями, умениями и навыками, функциями, ситуациями; реальными и воображаемыми моделями, символами, образами, эмоциями, состояниями и т.д.

Всё это можно приумножать, совершенствовать за счёт игры.


Методика организации игры

Перед педагогами ставится задачи — найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры — все это требует от педагога высокого профессионализма.

Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я»; в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей; игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей; используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны; каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой праздника, вечера, занятия или игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации ее участников и болельщиков.

Задача педагога в объяснении игры состоит в том, чтобы организовать, развлечь не только тех детей, которые участвуют в игре, но и болельщиков. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость не зависимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. В этом участвуют в зависимости от игры или сам педагог, или дети. Например: игровая программа «Рождественский карнавал». Это эстафетная игра из семи заданий, в которой участвует 4 команды по 10 человек; педагог объясняет задание, а капитан каждой команды показывает всем остальным детям, что нужно делать.

Каждая игра требует определенного количества участников. Исключение составляет лишь массовая игра. Как пригласить в игру будущих участников? Нежелательно обращаться к детской аудитории с вопросом: «Кто пойдет играть? » или «Приглашаю на игру самого смелого молодого человека (смелую девушку)». В первом случае может выйти больше детей, чем нужно, и некоторых придется возвращать, что вызовет отрицательные эмоции. Во втором случае большая вероятность того, что никто не выйдет. Педагогу недопустимо тянуть участников за руку, вовлекая их в игру.

Приглашать в игру надо столько участников, сколько необходимо для ее проведения. Обращаться следует к тем членам аудитории, которые нужны в данный момент игры: мальчикам или девочкам, юношам или девушкам.

Варианты приглашения в игру:

  •  предложить детям жетоны разного цвета: «Прошу подойти ко мне ребят (гостей, участников), у которых только красные (зеленые, синие) жетоны»;
  •  использовать карточки с цифровым обозначением: «Приглашаю в центр зала, аудитории ребят только с четными (нечетными) номерами; или у кого числа 5, 10, 15ит.д.;
  •  для всех участников задаются несколько вопросов или загадок, достаточно сложных, чтобы исключить ответ хором.

Правильно ответивший становится участником. Примером может служить игра «Путешествие по стране сказок»,где педагог спрашивает: «Ребята, вы любите сказки? Поднимите, пожалуйста, руки, кто прочитал 10 сказок? А кто 30? А кто 100? ». Сначала поднимают руки почти все дети, а в конце остаются всего несколько ребят. Тогда и приглашаются участники, которые подняли руки последними;

— в молодежной аудитории выбирается два капитана, педагог представляет их участникам и предлагает им пригласить по девушке, затем опять произносит команду: «удвойтесь», и так до десяти раз. Таким образом, участники игры сами собирают команду из тех, на кого надеются и кому симпатизируют;

— педагог бросает детям мяч и оговаривает, кто его ловит: «Эти мячи ловят только мальчики (только девочки) и подходят ко мне» и т.д.

В процессе игры между педагогом и детьми должен быть диалог. Если игра носит словесный характер, то педагог должен повторить ответ ребенка не зависимо от того, правильный он или неправильный, например, в игре «Герои сказок» мальчики называют сказочных героев, а девочки — сказочных героинь. Педагог должен повторить за каждым ребенком имя названного им персонажа. В таком случае дети внимательно следят за происходящим.

Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой. Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре.

Педагог должен поощрять участников или группу участников словами: «спасибо», «молодцы», «умники», «умницы» и т.д., предложить зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумный ответ, чтобы подбодрить участников, и раздать им призы.

При подведении итогов возможны следующие варианты:

— если проводятся тематические игры, в которых участвуют две или несколько команд, то для оценки конкурсов необходимо жюри. Слово жюри — это закон. Конкурсы могут оцениваться по балльной системе. У каждого члена жюри имеется своя табличка с баллами, которые они выставляют, затем подсчитывается средний бал или жюри ставит коллективную оценку выступлений той или иной команды;

— другой формой оценки игры может быть жетонная система. Она удобна при учете активности личного участия играющих, например, в викторинах, конкурсах, концертах, олимпиадах и т.д., когда за правильный ответ участник игры получает жетон. По окончании игры победителем является участник, набравший наибольшее количество жетонов. Эта система необходима, когда в играх принимают участие большое количество детей, и работает одновременно несколько игровых площадок. Тогда организаторам необходимо заблаговременно оговорить, за сколько жетонов дети получают приз. При таких условиях активность играющих очень высока. Они стремятся побывать на всех игровых площадках, чтобы получить как можно больше игровых жетонов;

— не менее значим и ритуал награждения победителей. В начале желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а затем награждать победителей. Награды не должны быть равноценными. Могут быть продуманы награды для активных болельщиков и зрителей в виде вымпела, значка, рисунка, игрушки и т.д.

Необходимо отметить ряд требований к педагогу-организатору детских игр. В первую очередь — это эстетика его внешнего вида; особые требования предъявляются к его культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм — все это, бесспорно, влияет на отношение детей к педагогу и на успех в работе.

Правила сочинения правил

Правила игры обычно включают:

  •  цель игры (зачем, для чего мы играем, на что можем надеяться, что можем получить в результате, кто будет считаться победителем);
  •  направление и перспективу разворачивания игры (образ её и алгоритм);
  •  моральный и эстетический кодекс игры — игровое табу (что можно, чего нельзя и почему нельзя выходить за границы установленных правил, норм, и иногда — что за это будет) или наоборот — то, что поощряется/

Правила игры могут «намекать», прогнозировать игровую интригу и динамику, но не обеспечивают их. Это является прерогативой участников — полем столкновения стилей мышления, подходов к решению задач, соперничества личностных черт, потенциалов. Импровизационный характер игровых событий гарантирует появление «привкуса приключений», предчувствия близкой тайны.

Правила игры не могут предсказать её результат. Ведь в каждой игре заложена стальная сжатая пружина случайности. Её освобождение зависит от ряда понятных и непонятных факторов и срабатывает по-разному. Это защищает каждого игрока от монотонности, тривиальной обязательности. Вариативность результата зависит от творческого подхода к решению игрового задания или включения сверхусилий, особой гибкости, сверхумений, сверхоригинальности, сверхжеланий участников игры.

Если правила непритязательны, монотонны, нудны — игра утрачивает привлекательность и смысл. Если они слишком громоздки, непрозрачны, непонятны, — дети играть не будут, поскольку у них возникнет страх показать себя неуспешными, неумелыми. Вера в игру вселяет в ребёнка высокую ответственность, потому правила, даже достаточно жёсткие, принимаются ими полностью. Хотя возможны проявления «игровой хитрости», стремление обойти некоторые нормы, что ещё раз доказывает отличие игры от реальной жизни, ведь достижения в игре всё-таки остаются символическими/

Правила народных игр шлифовались веками, выводя супер-формулу разворачивания игрового процесса — и иногда достигая уровня совершенства. Например, «Классики», «Разрывные цепочки», «Панас» и т.д.

Впрочем, некоторые из игр не обладают такой формулой. Например, «Ручеёк». Игроки создают колонну из пар, взявшись руками сверху и создавая «воротца». Ведущий становится лицом к колонне, ныряет под руки и выбирает себе пару, разрывая любую. Тот, кто остаётся один, становится ведущим — и игра продолжается. Реальные отношения у игроков формируются в зависимости от внутренних установок, потребностей, желаний, интересов. Игровые роли: один — ручеёк с берегами, остальные — вода, бегущая, огибающая выступы и преодолевающая препятствия. Игровые действия: проход туннелем из ворот, выбор пары, создание своих ворот по принятым параметрам. Игровые предметы: руки, касания, контакты глазами.

Казалось бы, тысячелетняя формула разворачивания игры гениальна. В ней учтены потребности человека в объединении парами по симпатиям, в борьбе за свой идеал, в желании скрыть его от глаз свидетелей, направить ему тайные «знаки-намёки» внимания. В игре демонстрируется текучесть событий жизни (сегодня — так, а завтра — иначе, воспринимай всё чинно, спокойно, уравновешенно; веди себя прилично, как река: нет преград — теки спокойно, встречаешь преграду — пытайся преодолеть). Но игромастера сразу замечают, что игра через минут семь-десять, как говорится, уже «не идёт». Её информационный, эмоциональный и «технологический» потенциал быстро вычерпывается. Что делать? Внести изменения в правила!

Методика организации игр в отряде

(Режим доступа: camps.perm.ru/_res/fs/file267.doc)

Предлагая ребятам новую игру, надо ее объяснить. Лучше это сделать в кругу, причем объясняющему стоять лучше на линии круга, а не в центре, чтобы половина слушающих не оказалась за спиной говорящего.

Порядок объяснения игры рекомендуется следующий:

  •  название игры и краткая характеристика (например: в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика);
  •  каковы роли играющих, их исходное положение;
  •  ход игры и цели, к которым стремятся играющие;
  •  чем заканчивается игра;
  •  правила, которые в конце объяснения игры надо четко сформулировать, чтобы все их твердо запомнили.

Спросите, все ли понятно в игре ее будущим участникам, покажите при необходимости отдельные моменты и приемы игры, договоритесь о сигналах начала и остановки игры (свисток, словесная команда, взмах флажком или рукой, начало или прекращение музыкального сопровождения и др.)

Рекомендации по проведению игр:

  •  Прежде чем пытаться учить новой игре других, необходимо научиться играть в нее самим.
  •  Игра должна быть целенаправленной. Ребенок должен понимать, для чего он это делает.
  •  Необходимо полностью изучить описание игры и убедиться, что для ее проведения имеется все необходимое.
  •  Для игры важно выбирать безопасное место, исследовать территорию.
  •  Игра должна соответствовать возрасту ребенка, его интересам и включать такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков.
  •  Правила игры надо формулировать четко, так же четко давать распоряжения. Необходимо убедиться, все ли понимают правила, не считать понимание само собой разумеющимся.
  •  Объяснение не должно быть слишком затяжным. Лаконичные фразы лучше доступны детскому восприятию и лучше запоминаются. Лишнее слова и отступления от темы могут внести дополнительную неясность и путаницу.
  •  Ребята должны хорошо понимать не только процесс игры, но и представлять ее результаты.
  •  Организатору надо быть коммуникабельным, доброжелательным, уметь построить атмосферу заинтересованности.
  •  При проведении игры важно сохранять последовательность и восхождение от простого к сложному.
  •  В процессе игры важно поддерживать увлекательность и подбадривать участников.
  •  Надо следить за ходом игры, пресекать недружелюбное и опасное поведение.
  •  После завершения игры нужно подвести итоги, наградить участников и победителей (желательно, чтобы это не было сразу, но и чтобы ребятам не приходилось долго ждать).
  •  Участникам игры нужно дать возможность высказаться; быть готовым умело ответить на их вопросы и недовольство
  •  Хорошо постоянно оценивать ситуацию, понимать отклик на игру со стороны участников, чтобы учитывать минусы и продумывать их последующее исправление.
  •  Перед проведением большой игры необходимо, чтобы дети уже знали друг друга и были способны к совместной деятельности.

Задачи вожатого не ограничиваются правильным проведением той или иной игры, но включают в себя и подготовку воспитанников к правильному проведению игр при самостоятельной их организации.


организация анимационной игры

Анимационная игра имеет свои особенности, но существуют общие педагогические требования к организации и проведению всех игр:

  1.  Игра не должна быть опасной, но не следует избегать и трудных элементов, связанных с проявлением смелости, решительности.
  2.  Игровой инвентарь, различные атрибуты и реквизит должен быть безопасен, удобен, гигиеничен.
  3.  В игре нельзя допускать эмоционального перенапряжения играющих и болельщиков, ибо игровые эмоции настолько возбуждают играющих, увлекают их, что они иногда не могут правильно оценить свои возможности и действия.
  4.  В игре важно умело и правильно распределить роли, как главные, так и второстепенные. При этом можно использовать следующие приемы:

а) выбор роли по принципу: кто кем хочет быть.

б) распределение ролей самим организатором.

в) жеребьевка, проводимая в виде считалок.

В процессе игры полезно менять роли участников, т.к. иногда постоянное исполнение той или иной роли воспитывает такие отрицательные качества, как зазнайство, чувство превосходства и др.

  1.  В командных играх необходимо следить за тем, чтобы команды были равны по силам.
  2.  Очень важно четко, правильно и грамотно объяснить правила и условия игры. Нужно объяснить по следующей схеме: название игры, роли играющих, ход игры, правила игры. Объяснение сопровождать показом или небольшой репетицией. Участники должны хорошо запомнить правила игры и не нарушать их.
  3.  Особое внимание необходимо уделить судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил игры, чтобы не снизить воспитательного эффекта.
  4.  Очень важно правильно подвести итоги игры. Целесообразно привлекать к разбору игр самих играющих. Объективный анализ приучает к правильной оценке своих действий, повышает сознательную дисциплину.
  5.  Игровые знания должны быть посильны. Основа любой игры — преодоление препятствий в достижении цели. Следует помнить, что быстро наскучит игра, если победа в ней дается слишком легко или условия игры не выполнимы. Необходимо, чтобы все участники имели примерно одинаковую умственную и физическую нагрузку, иначе интересно к игре продает.
  6.  Задания должны быть последовательны и логичны. Необходимо учитывать характер предшествующих занятий и настроения играющих. Если это были занятия, требующие больших физических или умственных усилий, то нужна веселая, малоподвижная и несложная игра. Нагрузка в играх возрастает в соответствии с эмоциональным и физическим состоянием участников, связанным с соревнованиями и преодоление препятствий.


ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕТСКИХ ИГР

(С.А. Шмаков «Игры учащихся — феномен культуры» С.188-215)

Психолого-педагогические условия организации детских игр

Оправдано ли вмешательство в детскую игру? Правомерно ли говорить об организации, тем более руководстве, регуляции или даже управлении детскими играми? Возможно ли заранее предугадать результаты детской игры? Имеет ли право взрослый вмешиваться в игры детей? На любой из этих вопросов можно ответить "нет", можно — "да".

…Самоценность игровой деятельности, как известно, означает, что она интересует играющих в силу привлекательности самого процесса деятельности. Она в том и проявляется, что разная деятельность рассматривается детьми часто практически как игра. Такое проникновение в деятельность, как в предмет игры, свойственно только детям. В этом плане показателен известный пример Марка Твена с героем его популярной книги — Томом Сойером, который превратил принудительное крашение забора в коллективную игру своих сверстников. Школьник способен играть на лабораторном занятии по физике с техническими приборами, на уроке географии — с учебной картой, на сельхозработах — с орудиями и объектом труда. Ребенок способен играть с окружающей природой, играть любыми предметами, явлениями, если сам чувствует в этом потребность.

…Методика применима к играм, которые целенаправленно готовят и проводят взрослые или в которых взрослые участвуют осмысленно. Следует помнить, что единицей любой игры являются и абсолютно реальные отношения между играющими, равно как и абсолютно реальные, а не игрушечные переживания. Исследователь игр дошкольников А.П. Усова заметила, что в игровой деятельности существуют реальные общественные отношения, что эти отношения — главное, что создается в процессе игры. Но реальные отношения, зависящие от уровня общественного развития детей, не всегда совпадают с отношениями, которые дети изображают, особенно в ролевых играх. Чем более игра дидактизирована, тем более скрыты истинные отношения. Не случайно К.Д. Ушинский заметил, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть.

Игра теряет свою специфику как форму детской самодеятельности и превращается в типичные, хотя в чем-то и своеобразные, занятия, если воспитатель, злоупотребляя дидактическими задачами, переносит методы дидактики в ткань игры, регламентируя детей на каждом этапе их игрового действия, нарушает партнерство, заранее распределяет роли, активно вмешивается в игровой процесс и т.п.

Организатор игры — воспитатель, способный регулировать игровые процессы, выходит на реальный опыт индивидуальных или коллективных переживаний, на врожденный демократизм детей, на их способность или неспособность проявления организаторских данных, личную инициативу, умение сдерживать свои эгоистические порывы, уступать партнерам по игре, на самообладание, солидарность, ответственность за свои действия и действия товарищей и т.д. и т.п. Взрослый как организатор игр детей — это объективно организатор радости ребенка, в которой последний всегда становится совершенней. Значит, руководство игрой прежде всего есть управление отношением детей к действительности...

Роли, позиции, статус взрослых в играх детей. Единой универсальной роли взрослого в игре не существует хотя бы потому, что дети не каждого взрослого пускают в свои игры. Позволим себе вычленить несколько типовых ролей и позиций. С точки зрения оценки игры как таковой взрослые способны занимать следующие позиции:

  •  рестриктивную, которая вытекает из консервативно-охранительной установки "как бы чего не вышло", из желания оградить себя и детей от нежелательных последствий непредсказуемости игр и стремления взрослых сохранить власть над детьми;
  •  пермиссивную позицию, которая вытекает из ложных представлений о свободах ребенка, из стремления жить с детьми бесконфликтно, подкупить их или откупиться от них; позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферентным отношением к детям и пониманием игры как "второстепенного" явления их жизни; позицию "разумной середины", означающую поиск оптимума участия взрослого в игре;
  •  позицию активного участия в игре взрослого в разных ролях.

Такие роли могут иметь следующие назначения: прямой руководитель и организатор игры (лидер). Выше мы рассматривали понятие "ведущий" игру. Прямой руководитель может быть ведущим игру, если его в этой роли принимают дети.

Напоминаем: ведущий — это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее правила, распределяет (или участвует) роли, готовит все, что необходимо для игры, и т.д.;

  •  один из руководителей игры, отвечающий за какую-то ее часть или выполняющий одну из ведущих ролей;
  •  косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или детей);
  •  включенная роль (консультант, эксперт);
  •  оценочная роль (арбитр, судья, член жюри);
  •  нейтральная роль (наблюдатель со стороны, не вмешивающийся в игру);
  •  исследовательская роль (экспериментатор, диагностик).

Главный статус любого взрослого в детской игре — партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к играющим — детям. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия воспитателей и воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на «субъект-субъектные» способы взаимодействия, на партнерство.

Задача состоит в том, чтобы через установление эмпатии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника вернуть детям через мир игры духовные богатства окружающего мира. Роли, принимаемые взрослым в играх детей, легче реализуются в случаях сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов игры.

Взрослый — участник игры, если он ее использует целенаправленно, осуществляет методическое руководство ею. Это деятельность, регулирующая способы осуществления практической педагогической деятельности с целью обеспечения играющих ведущими идеями и достижениями теории, методики и практики. Организатор игры как методист определяет цели и задачи игры или игрового комплекса, уточняет пути и способы их решения, намечает этапы игры и порядок ее организации, критерии и показатели ее результативности, выявляет методические ошибки, осуществляет методическую коррекцию.

Условия, способствующие эффективности руководства детскими играми. Хотим еще раз подчеркнуть: воспитатель в игре проверяет, испытывает и одновременно активно развивает многие духовные начала детей — терпимость, сыгранность, совместимость, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, упорство, волю и т.п. Выявляет в играх физические показатели совершенства человека — выносливость, быстроту, силу, ловкость, точность, реактивность, координацию и т.п. Наконец, воспитатель проверяет у детей через игру способность переносить лишения, неудачи, поражения. Воспитатель в игре успокаивает, реабилитирует, одобряет, воодушевляет детей, дает им отдых как переключение с деятельности на деятельность. Игра эгоцентрична, в ней ребенок обозначает свою позицию, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и на отсутствии ориентированности на внешние воздействия других людей. Но сосредоточение на собственном "я" не означает, что присутствие в игре других ему безразлично, особенно участие в ней взрослых. … Исследования игры и места ребенка в ней показывают, что преодоление эгоцентризма формирует у детей желание ставить себя на место других людей и оценивать свое место в играх с точки зрения партнеров. Для этого поведение взрослых должно быть конгениальным, т.е. очень близким по духу, образу мыслей, по дарованию.

Сущность педагогического влияния на детские игры заключается не столько в непосредственном вмешательстве воспитателя в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре. Что это за условия?

Первое. Дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. Участие их в играх находится в прямой зависимости от их общего развития. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребенка. Он подражает в играх тем людям, действиям, явлениям, предметам, которые оказывают на него наиболее сильное влияние и которые ему понятны, доступны. При этом, естественно, важное значение имеют индивидуальные особенности и наклонности детей. В процессе исполнения роли в сюжетной игре можно проследить за действиями и речью ребенка и выяснить, какими знаниями, умениями и навыками он овладел раньше. Участие в играх с готовыми правилами показывает уровень, "пределы" возможностей школьника в конкретной области человеческой деятельности, человеческих умений, навыков. Развивая какой-либо сюжет, ребенок вносит в него те чисто игровые условности, которые и делают это занятие игрой. Ему необязательно знание всех тонкостей содержания, лежащего в ее основе, но главные моменты должны быть знакомы. В игре с правилами ему должны быть абсолютно понятны все правила, иначе она не получится. Для ролевых игр необходимо и ясное представление характеров героев, которых ребенок изображает.

Второе. Конструктивная основа любой игры — это преодоление препятствий в достижении игровой цели, даже если эти препятствия создаются самим ребенком в ходе развития игры. Детям наскучит игра, если игровые результаты даются очень легко. Вряд ли мальчики будут долго играть в футбол с противником, который заведомо слабый. Игрок в шахматы после первой партии остановит ее, понимая, что его соперник совсем не умеет играть или играет очень плохо. Активные натуры не довольствуются лишь установлением внешних связей в игре, подражанием увлекающих их ситуаций. Детям необходимы трудности и препятствия в играх, нужные для того, чтобы, преодолевая их, дать выход энергии. Недаром при распределении ролей все рвутся получить самые «трудные», дающие возможность активного действия.

Третье. В основе многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество. Состязание придает игре движение, дает толчок к развитию принятых игровых ролей. Соревнование необходимо для выяснения результата игры, для подведения итогов. Элемент соревнования пробуждает у детей смекалку,, нацеливает их на творчество. Состязание — внутренняя пружина многих игр. Соревнование как условие детских игр имеет два аспекта: один ребенок выступает против многих, небольшая группа — против большой, сражаются равные по количеству и силам команды, группы. Это требует, чтобы у играющих были примерно одинаковые умственная и физическая подготовка, иначе интерес к игре быстро гаснет.

Четвертое. Дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой. Выбирая отрезок времени для проведения игры, надо обязательно выяснить, не попадает ли на это же время воздействие более сильное, чем игра. Попытка провести соревнование по русской лапте в одной из школ окончилась неудачей потому, что в этот час по телевидению шел венгерский кинобоевик «Капитан Тенкеш». Военная игра в лагере была сорвана, "часовые" убежали со своих постов, так как к ребятам в гости приехали родители. Нецелесообразно проводить игру тогда, когда над ней висит временной "потолок". Естественно, если игры дают сильный педагогический эффект, следует продлить время их проведения. Там, где проводится игра, нежелательно наличие отвлекающих факторов.

Пятое. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью. Необходима педагогическая пропорция разной деятельности. Безусловно, игра ярче и притягательнее для детей, чем, к примеру, учение или общественно-полезный труд. Они не знают в играх чувства меры, увлекаются ими чрезмерно. Будучи, с одной стороны, предварительной, подготовительной, упражняющей по отношению к учению и труду, с другой, весьма важной стороны, игра является деятельностью автономной, завершающей, эстетически и практически наиболее развитой. С игрою порой трудно конкурировать обязательной, «обезволшебленной» деятельности, смоделированной педагогами эмоционально невыразительно, не в соответствии с психикой ребенка. Игры прошли более длительный путь шлифовки в сравнении с иными формами современной деятельности детей, но в регламенте их жизни должны занимать не самодовлеющее место.

Шестое. Наличие элементов юмора в игре — средство преодоления напускного скептицизма детей, особенно старшего возраста. Юмор — сильнейшее педагогическое средство. Ребята очень ценят шутку, веселье, смех. Мультфильмы и кинокомедии соперничают у них с приключенческими фильмами. Элементы юмора в играх (особенно ролевых) могут быть использованы в названии чего-либо (магазин Плюшкина, футбольная команда «Непобедимые»), в званиях, звучаниях ролей (медбрат, «академик»). Само содержание игры может нести в себе юмористическую ситуацию. Поощрения и наказания в играх часто носят шуточный характер — присвоение «званий», выдача «нарядов» и т.п. Игре необходимо квипрокво — недоразумение, путаница, возникающие в результате того, что лица, вещи, понятия принимаются за что-то другое.

Седьмое условие заключается в правильном оборудовании и оснащении игры необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами. Есть игры, построенные на применении разнообразных специальных предметов: шаров, мячей, домино, карточек, кубиков и т.п. — и обычных предметов: бумаги, карандашей, картона и пр. Каждая игра предусматривает минимум оборудования, соответствующего этой игре, т.е. отвечающего требованиям игры. … Дети иногда «модернизируют», а точнее, упрощают отдельные игровые предметы в связи с отсутствием необходимого инвентаря, это снижает качество игры, а некоторые ребята отказываются участвовать в ней. Маленькие дети менее требовательны к игровому инвентарю, чем старшие. Они вместо футбольного могут пинать тряпичный мячик, довольствоваться палочками вместо клюшек. У старших более сильное стремление пользоваться в играх настоящими предметами: винтовками, биноклями, шлюпками, полевыми картами и т.п. Наличие игрового инвентаря делает игру более доступной, осмысленной.

Организационная основа проведения детских игр

Выбор игры. Многообразие собственно детских игр, в том числе игр для детей, созданных педагогами, психологами, игротехниками, отражает разнообразную полезность игр, которая заключается в их сюжетах, содержании, правилах и т.п. Сошлемся на справедливую позицию в этом отношении Н.К.Крупской: "Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитательное значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и Т.Д.. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того; каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и места ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде вещных предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), "продуктов" художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным (отремонтировали кукол, сделали новогодние игрушки, собрали металлолом и т.п.). Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанные между собой.

Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п. В этой цели заключены способы игрового поведения, их выбор, механизм влияния игры на личность ребенка. Выбирающий детские игры учитывает эти внутренние цели, уточняя свои, воспитательные. Воспитатель, какие бы цели и задачи он ни преследовал в детских играх, обязан помнить, что игра будет игрой до тех пор, пока дает действующим в ней лицам широкий выбор способов поведения, пока их действия нельзя абсолютно предусмотреть в творческом плане, но можно в нравственном. Именно в творческой сути игрового действия кроется главная интрига игры. При выборе игры прежде всего учитывается ее творческий потенциал как основной секрет усвоения ребенком воспитывающего ее содержания и условия самовоспитания. К выборам игр, естественно, привлекаются и сами дети, чтобы они почувствовали себя соавторами игр, прониклись чувством ответственности за них. В свободном самопроявлении дети всегда выбирают игры сами.

Предложение игры детям. Свободная инициатива детей стоит выше подражаний, которые стараются вызвать взрослые. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Обычно используются неигровые и игровые приемы предложения игры. Неигровой прием прост — это устное предложение: — Есть интересная новая игра! И т.п.

Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радио-объявления и т.п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе размещение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.

Оборудование и оснащение игровой площадки, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию; подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.). Для многих игр необходимо специальное пространство, защищенное от любых посягательств извне, место, где ребенок может чувствовать себя свободным. Дети стараются играть там, где обстановка напоминает действительную, где им никто и ничто не мешает. Игровое пространство разнообразно: это специальные детские парки, стадионы, игровые площадки, комнаты, уголки. Существуют даже особые игровые улицы, закрытые для транспорта. Любой микромир игры в квартире, во дворе, в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурой игровой площадки мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованиям возраста детей, их стремлениям к яркому, необычному, героическому, романтическому, сказочному. Некоторые игровые площадки требуют специального оборудования и оформления, идущего от содержания: ворот, колец, сеток, мишеней и т.п. Иные площадки предполагают лишь наглядно-образное решение их архитектуры: цветные флаги, шары, эмблемы и др.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических приемов разделения на микро-коллективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.д.

Один из ответственных моментов в детских играх — распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре — дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, матки, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

  •   назначение на роль непосредственно взрослым; назначение на роль через старшего (матки, капитана, водящего);
  •   выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий и т.п.);
  •   добровольное принятие роли ребенком по его желанию; очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет; неактивным — проявить активность; недисциплинированным — стать организованными; детям, чем-то себя скомпрометировавшим, — вернуть потерянный авторитет; новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива, — проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, нельзя, чтобы в военной игре одни были «нашими», «красными», а другие — «белыми» или «фашистами». В процессе игры иногда необходимо менять роли ее участников. Это может быть вызвано и неудачным подбором на роль ребенка, и его нежеланием играть, и, наоборот, особой заинтересованностью. Смена ролей может быть предусмотрена содержанием, правилами игры. Важно не обидеть, не оскорбить ребенка. В ролевых играх применяются «отпуск», «переквалификация», «повышение и понижение в должности», «прием на работу», «конкурс на роль» и т.п.

Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. По содержанию игровые ситуации, составляющие основу игры, могут быть различными: спортивно-конкурсными, проблемно-познавательными, ценностно-ориентационными, конструкторско-трудовыми и т.д. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. Внесение в ее контекст усложняющихся заданий создает ситуации выбора новых творческих способов игровых действий, а значит, появление новых ролей, новых творческих задач, новых элементов состязательности, новых условий переживаний.

…Именно в игре дети приобретают возможность по-человечески воспринимать мир, думать, общаться с другими людьми, управлять своим поведением. Однако способы поведения ребенка в игре различны. Их можно свести к следующим:

1. Обособление. Играющий ребенок уходит от связей с партнерами по игре. Он осознанно уклоняется от соприкосновения со всеми остальными, ибо чувствует удовлетворенность от самостоятельного положения в игре...

2. Компромисс. Ребенок, чтобы укрепить свои позиции и авторитет в игре, прибегает к компромиссу путем уступок. Такая "дипломатия" необходима детям ради сохранения процесса игры, ради сохранения условий для того, чтобы испытать удовольствие в той или иной игре.

3. Уступки. Дети отказываются от противодействия в игре, сознательно уклоняются от конфликтов., принимают компромиссные решения в играх ради права участия в них, общения со сверстниками. Они уступают лидерам, более сильным и активным партнерам, не испытывая дискомфорта.

4. Отключение. Ребенок, прерывая игровое действие, отключается от игры. Временно или надолго. Отключением дети регулируют свое состояние и поведение в игре: эмоциональную или физическую усталость, перенапряжение, конфликтность. Такой способ поведения закономерен и естествен.

5. Изоляция. Есть дети, которых в силу различных, "странных" или негативных черт их характера товарищи и сверстники воспринимают плохо, конфликтно. Их положение в компании сотоварищей сложное, часто изоляционное или даже бойкотное. Изоляция может спонтанно возникнуть в процессе игры, так как игра всегда обнажает сущность каждого игрока. В игре дети, обладающие субъективными качествами деструктора, отрицательного лидера, яркого индивидуалиста-эгоиста, могут отвлекать ресурсы игры на себя, на свое самовыражение вопреки остальным участникам игры. Эти способы поведения, естественно, требуют коррекции.

Завершение игры. Впечатление у детей от игры зависит от ее окончания. Администрирование, пресечение, окрик в играх недопустимы. Что надо предусмотреть в концовке любой игры? Конец игры должен быть результативным — чей-то выигрыш, проигрыш, победа, ничья, т.е. должна быть подведена логическая черта. В ролевой игре конец ее не должен выходить из сюжета игры. Важно, чтобы он был четким, кратким по времени, ярким, эмоциональным, подводил итоги практической деятельности игры. Квинтэссенция игры должна быть сведена к концу. Концовка многих игр требует подведения итогов, обсуждения, поощрения и т.п. Каждая игра имеет свою композицию и свои методические начала, они заложены в правилах, в самом ее замысле. Импровизация в игре меняет эти методические начала, делая ее бесконечным процессом творчества детей, средством их развития…

Основные принципы организации игры. Игровая деятельность, осознанно смоделированная ее организатором, тогда остается игрой, самобытной, комплексной, профориентационной, коррекционной, терапевтической, т.е. развивающей, когда ее организаторы соблюдают ряд следующих принципов.

1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру. Авторитаризм противоречит сущности игры. Игровое взаимодействие по своей природе исключает какое бы то ни было принуждение, насилие, нажим. Игра лабильна по своей сути; настроение играющих изменчиво. Но именно настроение поддерживает в игре взаимопонимание и взаимоуважение играющих. Свободное и абсолютно добровольное вовлечение детей в игру гарантирует сохранение их игрового настроения.

2. Принцип развития игровой динамики. Он реализуется через правила игр, которые отрабатывались столетиями, достигая художественного совершенства. Они могут стимулировать развитие игрового сюжета, могут сдерживать, создавать монотонность, однообразие, повторы, скуку. Каждый ребенок имеет свой творческий почерк освоения правил игры. Ведущий игру призван, сохраняя нормативную ее схему, стимулировать творчество играющих, которое поддерживает динамику игры. Именно разный творческий почерк игроков воодушевляет на продолжениё игры, ее развитие.

3. Принцип поддержания игровой атмосферы. В играх дети самозабвенны, они способны переноситься в вымышленные условия и положения, они переживают приключения выбранных героев, но центральное место занимает все-таки их собственное "я". Несмотря на все вымышленные ситуации в играх, как известно, чувства детей реальны. Поддержание игровой атмосферы. — это поддержание реальных чувств детей. Способы поддержания игровой атмосферы различны: стимулирующий эффект соперничества; условия игрового общения; снятие всех моментов, провоцирующих на конфликты; расширение игрового ассортимента аксессуаров; проведение тренингов на неудачи; обогащение репертуара детских игр; разработка новых игровых сценариев и т.п.

4. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Несмотря на то, что игра используется преимущественно как средство развлечения, отдыха, смены деятельности, как полезное времяпрепровождение, для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей. Соотношение игрового и неигрового спроектировано на постепенную замену игры трудом. У детей разного возраста этот переход имеет свои границы, установление дозволенного и недозволенного. Данный принцип связан с мерой игры. К примеру, нарушение меры игры в труде способно профанировать труд. Влечение детей к игре неистребимо, и оно несет в себе немало противоречий. Если цель деятельности имеет для детей достаточно яркий и увлекательный смысл, деятельность не нуждается в поддержке средствами игры. Являясь "ускорителем" многих процессов развития ребенка, игра должна отступать там, где деятельность самоценна сама по себе и не нуждается в игровой форме.

5. Принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Мир детской игры претерпел серьезные изменения в содержании, формах, временном протяжении, возрастных интересах и т.д. В истории культуры людей игры существовали издавна и будут существовать вечно. Некоторые из них не теряют своей привлекательности на протяжении многих веков, некоторые ушли безвозвратно, некоторые видоизменились, "приспособились" ко времени. Существуют игры на всю жизнь. Переход детей от простых игр к более сложным стихиен. Задержка ребенка в сфере одномерных игр опасна. Необходимо движение к более сложным развивающим моделям игры, которые предоставляют детям возможность самим выбирать линии поведения, которые расширяют сферу установления контактов, предоставляют возможности афишировать себя, утверждать себя, раскрывать себя.

2.30. ФОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ

В зависимости от генерального вектора общения игромастера с аудиторией и характера взаимоотношений между ними, в игровой практике условно выделяются три варианта форм размещения людей: преимущественно монологичные, преимущественно диалогичные и преимущественно полилогичные.

В первом случае доминирует игромастер, потому такие игры чаще всего репродуктивные, имитационные по характеру. В них можно играть и одновременно наблюдать за происходящим. Во втором случае — инициатива делится надвое: она проявляется и у игромастера, и у команд (групп). Для такой системы нужны репродуктивно-творческие задания. В них можно увидеть только свои собственные наработки и услышать про достижения других. В третьем случае предполагается наибольшее излучение творческой энергии участниками игры. Такую форму организации часто используют во время интеллектуальных и деловых игр. В ней у участников игры есть возможность генерировать идеи в командах, микрогруппах, демонстрировать свои способности и видеть варианты решений других групп.

Монологические формы — от линейной до веерной

Самой распространённой для монологических форм размещения аудитории служит та, которую мы на схеме обозначили как традиционную. Игромастер и участники игры размещаются напротив друг друга: один на сцене, остальные — в зале. Первый ведёт и контролирует общение, другие — отвечают на вопросы первого. Такой способ организации игры достаточно выгоден для игромастера благодаря возможности концентрировать энергию игры на себе.

Другой вариант монологической формы размещения — квадратный.

Но наиболее эффективным вариантом «монологического» размещения нам представляется дуговидное. В этом случае все участники, даже позиционно отдалённые (сидящие в крайних рядах), максимально приближены к игромастеру; это даёт возможность устанавливать более тесный творческий контакт.

Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»

Здесь к характерным вариантам размещения можно отнести популярные в игровой практике концентричные круги. Отличием этой формы от остальных служит то, что участники игры, во-первых, общаются не со всеми присутствующими, а с представителями своей группы, ограниченной кругом. Во-вторых, наиболее распространённым инструментом общения в кругах выступают руки и тактильные контакты, благодаря чему энергия игры равномерно распространяется по каждому кругу, объединяясь в пространстве в единое энергетическое поле игры. В-третьих, в таких обусловленных кругах может рождаться и реализовываться собственный коллективный или авторский творческий продукт как ответ на вопросы игромастера. Наличие такого продукта эффективно объединяет команду, вдохновляя её на новые красивые творческие решения.

Известны, как минимум, два варианта преимущественно диалогической формы организации игры:

А) цирковой, где люди должны сидеть на одном месте и не имеют возможности перемещаться;

Б) стадионный (игровое поле, площадка без посадочных мест) с возможностью двигаться, но в стационарном компактном положении, в выбранных или установленных кругах.

Вариант А очень труден для мастера игры тем, что он не может равномерно распределить внимание между всеми присутствующими. За его сектором внимания, за спиной, всегда останется определённая часть людей. С этой «мёртвой зоной» (на нашем рисунке mz), как правило, работают ассистенты. Положительной моментом предлагаемого варианта служит то, что игромастера видно с любого сектора, ведь каждый следующий ряд расположен выше предыдущего. Контролировать ситуацию можно с помощью ассистентов, которые отвечают за конкретные сектора и передают участникам указания игромастера.

Вариант Б характерен тем, что мастер игры может быть виден только первому-второму кругу, остальные могут только слышать его голос. Потому игромастеру в таких случаях желательно работать на специальном возвышении (подиуме, тумбе, микросцене) и, конечно, с микрофоном. Руководство остальными кругами поручается ассистентам (по два-три в каждом круге), которые дублируют команды и распоряжения игромастера и стимулируют представителей своего круга.

Ещё один вариант размещения — свободные круги.

Их свобода проявляется в праве выбора места для нашей группы, числа и характера участников. Ответственность за организацию своего игрового круга берёт на себя конкретная группа и «командированный» к ней ассистент игромастера. Его задача — быстро войти в доверие к представителям своего круга, объединить их через мотив «докажем, что наш круг наилучший, вы того стоите». Практически свободный выбор и правильно проведённая мотивация способствуют быстрому осознанию участниками группы коллективного «мы». Общее руководство игровыми процессами возглавляет игромастер, который алгоритмично посылает в пространство определённые команды, даёт установки, стимулирует, увлекает. У такой организации игры есть черты и диалогичной, и полилогичной формы.

Полилогичные формы на «кругах» и «трапециях». Эти формы, как уже отмечалось, чаще всего используются на различных интеллектуальных и деловых играх. Число участников таких игр не может быть большим, ведь в них практически каждый должен быть услышан. А следовательно, условия проведения игры нужно максимально приблизить к целям и задачам участников. Подчеркнём и то, что такая форма наиболее эффективна при организации любой практической деятельности. Всё, что происходит за столом: техника общения и деятельности, умения и навыки, детализация процессов, оперативность и адекватность (кто на каком уровне продвигается к цели) — всё быстро становится приобретением всех присутствующих. Особенно такая форма актуальна для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Понятное и свободное игровое общение обеспечивают несколько родственных вариантов организации игры. Например, «круглый стол», «равносторонний треугольник», «трапеция»

Первый вариант чаще всего оптимален, поскольку круг не имеет острых углов, каждый из участников игры равноудалён от центра, а, следовательно, имеет равные шансы на успех, на удовлетворение своей потребности быть услышанным, реализованным. Игромастер даёт возможность быстро и точно делить представителей аудитории на игровые группы (проводя рукой воображаемые диагонали через центр) в зависимости от задач игры, проходя за внутренним кругом, за спинами игроков. Число команд может варьироваться для каждого игрового периода (максимальное число — восемь команд — восемь секторов круга). Игромастер может при необходимости обращаться лично к каждому, помогать, разъяснять непонятное, активизировать, утешать.

«Равносторонний треугольник» аналогичен предыдущему варианту, за исключением одного: он обладает острыми углами. Как правило, такой вариант привлекают для организации противоборства только двух команд, капитаны которых занимают места в углах треугольника. Остальные игроки составляют скамейку запасных, которых можно приглашать в команды (обменивать) для разработки ответа на творческий вопрос. Например, если запасной игрок знал ответ или решение, а его не пригласила команда — то она утрачивает какое-то количество баллов. Если же команда ввела нужного человека — набранные баллы за конкурс удваиваются.

«Трапеция» эффективна в случае введения в игру детского жюри, группы экспертов или кураторов (ассистентов, тьюторов) команд. В таком случае последние размещаются возле игромастера и оттуда выполняют свои функции.

Преимущественно полилогичная форма организации игры используется и во время проведения диспутов, дискуссий, разного рода «мозговых штурмов», тренингов и т.д. Особенно актуальна в виде заготовки для «ток-шоу».

Рассмотрим несколько вариантов полилогичной формы.

Вариант А «Ринг» используется в случае ожидания острой полемики, столкновения противоположных интересов. В тайм-ауте между раундами участие в игре принимают гости, то есть все присутствующие.

Вариант Б «Хорошо-плохо» предусматривает сопоставление мотивов, взглядов, отработку определённых ролей, исходя из одной позиции. Например, одна команда представляет позитивный аспект проблемы, факта, действия, ситуации. Вторая — негативный. Прочие участники могут выступать в роли жюри, ещё одной общей команды, болельщиков (брать время на себя, пока твоя команда найдёт решение).

Ещё одним вариантом формы преимущественно полилогичной направленности игры служит так называемый «сотовый». Он очень подходит к массовому привлечению аудитории, поделённой на несколько команд с числом игроков до двенадцати-пятнадцати каждая. Общая схема игры такова: играет каждая команда сама за себя, зарабатывая баллы на протяжении игры. По итогам выбирают победителей. Демонстрируем схему, где есть десять команд и группа экспертов или жюри (ГЭ).

Понятно, что приведённые формы не исчерпывают всего разнообразия вариаций в организации игрового общения и игрового поля. Настоящий игромастер стремится подойти к этой проблеме творчески, выискивая для своей программы оптимальные формы из приведённых и, при необходимости, синтезируя их для изобретения наиболее подходящего к случаю варианта.

«Чёрные дыры» и «чёрные лошадки»

Рассматривая проблему организации игрового поля, стоит обратить внимание на проблему посадки людей в аудитории. Наиболее эффективный способ размещения — без пустот, без порожних свободных мест в зале — без «чёрных дыр». Последние, подобно космическим «чёрным дырам», втягивают в себя коллективную игровую энергию; там она бесследно исчезает, втягивая в себя всё больший круг присутствующих. Плотное же размещение людей содействует быстрому подведению присутствующих к единому «эмоциональному знаменателю» — объединению и равномерному распределению их эмоционально-деятельностной энергии. Психологи свидетельствуют, что в случае большого и плотного скопления народа можно наблюдать эффект массового самогипноза, под влиянием которого у оператора появляется возможность приведения аудитории к нужному состоянию, мысли, поступку. Такой феномен подтверждается и игровой практикой. Настоящий мастер игры использует этот приём только для решения педагогических и воспитательных задач! Порядочность в игровых взаимоотношениях ценится выше всего!

При плотном размещении наиболее активные, подготовленные к игре люди естественно привлекают к процессу своих соседей, чем оказывают неоценимую услугу игромастеру. И за это им нужно быть благодарным!

Иногда для более активной общей или позиционной стимуляции практикуют введение группы «подсадки» или «чёрных лошадок» (тайных ассистентов). Они не открывают себя, своих задач, а лишь активно действуют рядом с другими, направляя энергию в нужные сектора аудитории.

Кстати, в древнем театре на места между сценой, где происходило представление, и остальными зрителями специально сажали эмоционально подвижных людей, которые влияли на всех присутствующих, помогая им быстрее избавиться от скованности. Представителям «хора» как обязательного коллективного участника действия часто поручали особую роль — играть «народ».

Внимание! Одним из потенциальных позитивных ходов для любых возрастных групп выступает факт размещения детей на места в зале по желанию, по симпатиям (правда, дети дошкольного возраста часто могут быть исключением — их приучают занимать свободное место по очереди). Это даёт фору игромастеру быстро наладить эффективные отношения между всеми — через контакты ближайших «соседей».

Логичный шаг: вовлечь в игру сначала именно эти пары или тройки детей, постепенно расширяя число включённых в игру до максимума. Как игромастеру определить такие пары по симпатиям? Например, можно предложить взяться за руки всем, у кого есть друг в этом зале; в какой части зала — левой или правой — друзья выше поднимут руки на мою команду; поднимите руки те, кто знает имя своего соседа. И т.д.




1. методические рекомендации к изучению курса для студентов всех специальностей - Сост
2. Реферат на тему- ldquo;Психологопедагогічні аспекти викладання інформатикиrdquo;
3. тематическое описание задачи
4. Реферат- Критерії якості праці менеджера та ефективності управління
5. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук4
6. ТЕМА СИЛИКАТЫ Природные силикаты образовались в основном из расплавленной магмы
7. хозяина Наиболее известными вирусными инфекциями являются- корь грипп герпес геппатиты А В С D ВИЧ
8. Word we men word which cme into the vocbulry of one lnguge from nother nd ws ssimilted by the new lnguge
9. СанктПетербургский государственный инженерноэкономический университет Кафедра бухгалтерского уч
10. Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов
11. Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков Рациональный соответствующий возрастным особен.
12. Plmolive открывает отбор на программу развития будущих менеджеров отдела по развитию клиентов в различных город
13. СОФИЯ 2000 Перевод- В
14. статья След статья На современном этапе реформирования экономики Казахстана для развития переживающего к
15. Presenttion of self in everydy life.html
16. Контрольная работа- Понятие и признаки права
17. Самарский медицинский колледж им
18. компьютерная преступность
19. Альбертинский статус Пьемонта
20. наукового інституту права психології та економіки Львівського державного університету внутрішніх справ