Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема 1. Ощущение и восприятие
План
1.Понятие об ощущениях и их свойствах.
2.Классификация ощущений. Синестезии. Адаптация и сенсибилизация.
3.Психофизика ощущений.
4. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
5. Перцептивная организация как механизм восприятия формы.
6.Восприятие формы. Фигура и фон. Двойственные изображения.
Вопрос 1. Понятие об ощущениях и их свойствах
Ощущение представляет собой элементарный познавательный процесс, заключающийся в выделении в предмете его отдельного свойств. Ощущения являются простейшей формой психического отражения, зарождающейся у животных организмов как способность реагировать на абиотические (биологически нейтральные) воздействия внешней среды (А.Н.Леонтьев). С точки зрения когнитивной психологии ощущения процесс обнаружения стимуляции определенной физической природы (Р.Солсо).
Ощущения обладают рядом общих свойств. К ним относятся качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация. Качество, или модальность, ощущения отражает специфику воздействующего раздражителя, его физические параметры. Но в особой субъективной форме сенсорного переживания. Для световых стимулов такими параметрами выступают, например, цвет, светлота. Для звуковых высота тембр, громкость и т.п.
Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя, и функциональным состоянием рецепторов. Эти же факторы влияют и на длительность ощущений. Это свойство проявляется в двух феноменах: латентном периоде и последействии. Латентный период это промежуток времени от начала действия раздражителя до появления ощущения. От колеблется от 50 млсек для вкусовых ощущений до 370 млсек (для тактильных ощущений).
Феномен последействия обнаруживается в сохранении ощущения после прекращения действия раздражителя. Для зрительных ощущений последействие приобретает форму последовательного образа, который возникает как позитив или негатив по отношению к изображению-прототипу. На инерции зрения основывается стробоскопический эффект, или стробоскопическая иллюзия движения. Свое техническое воплощение она нашла в изобретении кинематографа.
Пространственная локализация ощущений - это заложенная в них информация о реальном расположении в пространстве действующего раздражителя как источника ощущений.
Существует две теории ощущений: рецепторная и рефлекторная. Согласно первой главенствующая роль в возникновении ощущений отводится рецепторам. Ощущение рассматривается как специализированная реакция рецептора на воздействие внешнего стимула. Ярким представителей этой теории является Иоганес Мюллер, выдвинувший принцип специфических энергий органов чувств. Немецкий физиолог считал, что ощущения зависят не от модальности раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует раздражитель. Ощущениям при этом отводилась роль символов, условных знаков реальных предметов. В качестве фактов, подтверждающий эту теорию, Мюллер приводил такие примеры. Электрический ток и механический раздражитель при воздействии на глаз вызывают световые ощущения, а на ухо слуховые.
Рефлекторная теория, развиваемая Сеченовым, Павловым, Бернштейном, рассматривает ощущения как результат сложной аналитико-синтетической деятельности головного мозга, придает особое значение функционированию коркового отдела анализатора.
Вопрос 2. Классификация ощущений (сенсорных процессов). Синестезии.
По модальности ощущения делятся на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. По видам рецепторов на экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные. Особый класс ощущений составляют интермодальные ощущения и синестезии. Примерами первых являются вибрационная чувствительность у глухих, чувство препятствия у слепых. Неспецифическим видом чувствительности является фоточувствительность кожи. Синестезия возникновение ощущения одной модальности при действии раздражителя другой модальности.
Чувствительность органов чувств может изменяться при определенных условиях в форме адаптации и сенсибилизации.
Адаптация изменение чувствительности анализатора под влиянием изменения силы действующего раздражителя. Наблюдается ослабление чувствительности до полного ее исчезновения, с одной стороны. А также повышение чувствительности, с другой стороны.
Сенсибилизация повышение чувствительности одного анализатора засчет взаимодействия с другими или в результате упражнений.
Вопрос 3. Психофизика ощущений
Психофизика - наука, занимающаяся измерением ощущений. Основоположник немецкий философ и физик Т.Г.Фехнер. Он в 1860 г. опубликовал работу «Элементы психофизики». Фехнер - автор основного психофизического закона, получившего название закона Вебера-Фехнера.
В психофизике выделяются пороги ощущений, которые делятся на абсолютные и разностные. Абсолютные пороги бывают нижними и верхними. Разностные делятся на абсолютные и относительные (дифференциальные).
Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение называется нижним абсолютным порогом. Максимальная величина раздражителя, за пределом которой ощущение исчезает или заменяется болью, называется верхним абсолютным порогом.
Наименьшее различие между двумя раздражителями, вызывающими едва заметное различие в ощущениях называется абсолютным разностными порогом. Отношение разностного порога к исходному уровню раздражителя называется относительным разностным порогом или дифференциальным порогом. Дифференциальный порог является величиной постоянной. Эту закономерность открыл французский физик Бугер в 1729 (1760) году. Заново его переоткрыл немецкий физиолог Вебер в 1831году. Эта зависимость получила название закона Бугера-Вебера.
Дифференциальный порог разный для различных модальностей. Для яркости 0, 01, для температурных ощущений 0,1, для громкости 0, 33.
Закон Вебера-Фехнера (основной психофизический закон) гласит, что при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Иначе говоря, между ними существует логарифмическая зависимость.
Вопрос 4. Понятие о восприятии и его свойствах
Восприятие отражение в сознании человека предметов и явлений в целом, в совокупности присущих им свойств. Восприятие процесс формирования субъективного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Образ выполняет в деятельности ориентировочную функцию. В действии присутствует два образа: образ цели и образ условий, в которых она достигается. Образ условий это те характеристики непосредственно воспринимаемой предметной обстановки, которые определяют способ достижения цели. Образ цели это представление о результате действия. Этот образ относится к воображению.
Восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное восприятие это наблюдение - восприятие, починенное специально поставленной цели, осуществляемое по определенной программе. Непреднамеренное восприятие - является проявлением ориентировочной реакции, рефлекса «Что такое?», происходит в ответ на действие раздражителей и обстановки, отличающихся новизной и необычностью.
Построение образа восприятия происходит двумя путями: сукцессивно и симультанно. Сукцессивно постепенно, протяженно в времени, в ходе последовательно осуществляемых проб. Симультанно одномоментно, путем «схватывания» всей ситуации сразу, при одном быстром взгляде на нее. Импринтинг пример такого симультанного взгляда.
К свойствам восприятия относят предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. В изучение свойств восприятия большой вклад внесла гештальтпсихология.
Вопрос 5. Перцептивная организация как механизм восприятия формы
Перцептивная организация объединение отдельных элементов стимульного поля в законченные конфигурации. Механизм выделения фигуры из фона, восприятия формы предметов.
Законы или принципы ПО.
Вопрос 6. Восприятие формы, фигура и фон. Двойственные изображения.
То, что определяет какой-либо предмет как целое, выделяя его из окружающих предметов, это - форма. Воспринять и опознать предмет это прежде всего воспринять и опознать его форму. Фазы становления субъективного образа формы по мере сокращения дистанции наблюдения:
1.Нерасчлененное, бесформенное пятно. Это восприятие предмета на предельно далекой дистанции. В образе фиксируются лишь грубые пропорции предмета и его локализация в пространстве.
2.«Мерцающая форма». Неустойчивое отражение общих особенностей формы. Происходит при сокращении дистанции. Видится то многоугольная форма, то овальная, например.
3.Грубое различение основных деталей объекта, в частности, резких перепадов контура. При дальнейшем сокращении дистанции.
4.Образование устойчивого и достаточно полного образа формы, но без различения мелких деталей.
5.Завершающая фаза формирования образа формы. Она отражается во всей возможной полноте деталей.
С переходом от одной фазы к другой осуществляется все более полное различение особенностей предмета и точное его опознание. Аналогичная динамика происходит при условиях:
а) перемещении фигуры из периферических частей поля зрения в центр,
б) постепенном увеличении освещенности,
в) постепенном увеличении времени экспозиции.
Решающее значение в восприятии формы имеет отношение «фигура/фон». Воспринять фигуру это значит выделить ее из окружающего пространства. Характеристика отношения фигура/фон: фигура имеет форму, фон относительно бесформен, фигура имеет характер вещи, фон же выглядит как неоформленный материал. фигура имеет тенденцию выступать вперед, фон отступать назад, фон кажется непрерывно продолжающимся позади фигуры, фигура производит большее впечатление, чем фон, и легче запоминается. В выделении фигуры из фона проявляется избирательность восприятия, которое является выражением его предметности как основного свойства. А также гибкая структурность, как мера схематичности восприятия, способность отделять существенные детали от второстепенных. Между фигурой и фоном возможны реверсивные отношения в так называемых двойственных изображениях. Как в рисунке Боринга: жена и теща.
Тема 2. Внимание и память
План
1.Понятие о внимании, его функциях и формах.
2. Факторы внимания и его виды.
3.Свойства внимания и методы их исследования.
4.Понятие о памяти. Структура процессов памяти. Теории памяти.
5. Виды памяти (мнемических процессов).
6.Непроизвольное и произвольное запоминание.
7.Сохранение и забывание. Ретроактивное и проактивное торможение.
8.Воспроизведение и узнавание. Агнозия и реминисценция.
9.Методы исследования памяти. Мнемотехника.
Вопрос 1.Понятие о внимании, его функциях и формах
Внимание это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на определенных объектах. В направленности внимания выражается его избирательная, или селективная, функция. В сосредоточенности функция удержания объекта в поле внимания, концентрация на нем психической деятельности. Гальперин П.Я. выделяет еще одну функцию внимания контрольную.
Внимание рассматривается как фактор селективности любых психических процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых. Существует несколько форм внимания соответственно тем процессам, в которых реализуется его селективная функция. Выделяется сенсорное внимание (зрительное, слуховое и т.д.), двигательное внимание, которое проявляется в моторных процессах, их осознании и регуляции, эмоциональное внимание, реакция на эмоционально-окрашенные стимулы, интеллектуальное внимание, которое сопровождает умственную деятельность.
Вопрос 2.Факторы внимания и его виды
Внимание имеет два самостоятельных уровня протекания: непроизвольный и произвольный. Л.С.Выготский их называл первичным и вторичными вниманием. Первичное внимание это естественное, натуральное внимание, а вторичное культурно и социально опосредствованное. Произвольное внимание тесно связано с речевой системой, направляется речевыми стимулами. Н.Ф.Добрынин выделил также послепроизвольное внимание.
Квадрат видов внимания
Цель волевое усилие
Стимулы Интерес
Факторы внимания: Цель, Волевое усилие, Стимулы, Интерес.
Вопрос 3. Свойства внимания и методы их изучения.
Объем внимания количество объектов, на которые распространяется внимание при одновременном их восприятии. Связано с объемом восприятия и кратковременной памяти.
Устойчивость внимания длительность сохранения внимания на определенном объекте.
Переключение внимания переход с одной деятельности (объекта) на другую деятельность (объект). Характеризуется скоростью, быстротой.
Распределение внимания одновременное выполнение двух и более разных видов деятельности.
Рассеянность качество противоположное внимательности. Выделяют мнимую рассеянность как проявление глубокой сосредоточенности и слабой переключаемости.
Методы изучения внимания.
Методика «Корректурная проба» Цель изучение устойчивости внимания. Тест «Корректурная проба» предложен в 1985 г. французским психологом Б.Бурдоном. Испытуемому дается бланк с набором напечатанных в строчку букв или других знаков (колец Ландольта). Предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенным способом те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.
Методика «Таблицы Шульте». Цель: исследование устойчивости внимания. Стимульный материал. Пять таблиц (АБВГД) размером пять на пять. 5 строк и 5 столбцов. Таблица заполнена в случайном порядке числами от 1 до 25. Инструкция: «Покажи по порядку числа от 1 до 25, называя их вслух по каждому квадрату в отдельности».
Методика «Черно-красная цифровая таблица Горбова». Модификация таблиц Шульте. Цель изучение переключения внимания. Стимульный материал. Числовая таблиц размером 7 на 7, которая содержит 25 черных и 24 красных чисел. Задание: показать сначала черные числа в возрастающем порядке, затем красные в убывающем порядке и, наконец, поочередно те и другие в заданном порядке.
Вопрос 4. Понятие о памяти. Структура процессов памяти. Теории памяти
Память и гордость затеяли спор. Память говорит: «Это было так». В ответ гордость заявляет: «Нет, такого быть не могло». И память сдается. (Фриц Перлз. Внутри и снаружи мусорного ведра)
Память процесс, состоящий в запоминании, сохранении и воспроизведении индивидом своего индивидуального опыта.
Повторение мать учения. У психологов мачеха учения и прибежище ослов. Воспроизведение материала с целью его лучшего запоминания называется повторением. Регулярное воспроизведение материала улучшает его сохранение, препятствует забыванию.
Вопрос 5. Виды памяти. (Классификация мнемических процессов)
Память делится по модальностям хранящегося в ней опыта на эмоциональную, двигательную, словесно-логическую и образную. По наличию цели: непроизвольную и произвольную. По длительности: на кратковременную, долговременную и оперативную. По используемым приемам на механическую и смысловую (логическую).
Вопрос 6.Непроизвольное и произвольное запоминание
Непроизвольное запоминание это такое запоминание материала, которое происходит в процессе практического его использования, при отсутствии мнемической задачи. Зависит от того места, которое занимает запоминаемый материал в структуре выполняемой деятельности. П.И.Зинченко изучал эту зависимость.
Если материал входит в содержание основной цели деятельности, то он запоминается лучше, чем в том случае, когда он входит в условия и способы достижения этой цели. Эксперимент решение задач: с готовыми условиями, подбирали числовой материал из имеющегося, сами придумывали числа. Придумывание новых слов по первой букве и по смыслу. Зависимость от содержательности способа действия.
Произвольное запоминание это мнемическая деятельность, побуждаемая мнемическими мотивами, направленная на достижение мнемических целей и оперирующая мнемическими приемами. А.А.Смирнов исследовал зависимость произвольного запоминания от мнемической направленности (цели). Виды мнемической направленности: на полноту, точность, последовательность, своевременность. Мнемические приемы: составление плана, смыслоывая группировка, выделение смысловых опорных пунктов, классификация, сравнение.
Вопрос 7.Сохранение и забывание. Ретроактивное и проактивное торможение.
Сохранение процесс удержания материала в памяти в течение более или менее длительного периода времени до момента его актуализации при воспроизведении. Сохранение сложный динамичный процесс переработки материала, включающий его классификацию, систематизацию, обобщение, укрупнение. Сохранение является продолжением запоминания.
Забывание процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается, как правило то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роль в его деятельности.
Процесс забывания изучал немецкий психолог Г.Эббингауз. Он проводил эксперименты по запоминанию бессмысленных слогов и вывел кривую забывания. Быстрое забывание сразу после заучивания и постепенное снижение с удлинением интервала.
К механизмам забывания относятся ретроактивная и проактивная интерференция (или торможение). Интерференция это взаимодействие с отрицательным эффектом.
РА ухудшение сохранения находящегося в памяти материала, вызванное вновь заученным материалом. Иначе говоря, вытеснение из памяти старого материала новым, поступившим в память материалом. Проявление новаторства, когда новое борется со старым. Иваны, не помнящие родства. Тенденция типичная для российского излишне революционного менталитета.
ПИ снижение сохранения вновь поступившего в память материала, вызванное находящемся в памяти материалом. Консервативная тенденция нашей памяти. Вытеснение из памяти нового материала, старым материалом, хранящимся в памяти.
Ретро интерференция про
____________________________>
старый материал Новый материал
Вопрос 8.Воспроизведение и узнавание. Агнозия и реминисценция.
Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.
Узнавание воспроизведение материала в условиях его повторного восприятия. Узнавание происходит, когда известный материал предъявляется в ряду с неизвестным. Как в тестах или на опознании в следственной практике. Узнавание наиболее элементарная учебная цель и уровень знания. Оценивается тройкой при самом низком требовании к обучению.
Собственно воспроизведение это извлечение материала из памяти без внешних опор, наводок и подсказок. Минимально требуемый и механический уровень усвоения материала, основа его знания. Знать материал это значит быть в состоянии его воспроизвести по памяти даже не понимая его смысла. Такое воспроизведение во всех системах обучения законная и гарантированная тройка в традиционном обучении четверка и даже пятерка.
Припоминание непрямое произвольное воспроизведение. Активный, волевой и мыслительный процесс, в ходе которого человек сознательно отыскивает промежуточные звенья, производит их оценку, рассуждает и умозаключает. Однажды в поликлинике вопрос врача, сколько вам полных лет, поставил меня в тупик. Я лихорадочно стал вычислять, отнимая от текущего года год рождения. В образовании рассматривается как незнание и оценивается двойкой. Отношение к припоминанию у учителей негативное, сочувствия не вызывает. Требуется в следственной практике для получения алиби, в быту и т.п.
Воспоминание воспроизведение человеком событий его далекого прошлого. Имеет историческое, социальное и воспитательное значение.
Один из феноменов воспроизведения реминисценция. Проявляется в большей эффективности отсроченного воспроизведения по сравнению с немедленным. Наблюдается при запоминании большого объема материала и значительной продолжительности этого процесса. Феномен реминисценции проявляется в возрастных изменениях памяти и при частичной ее утрате амнезии (корсаковский синдром).
Тема 3. Мышление и воображение
План
1.Понятие о мышлении, мышление и интеллект, функции мышления.
2. Мышление и чувственное познание. Сенсуализм и рационализм.
3.Мышление и речь. Виды мышления.
4. Мышление как процесс и деятельность
5.Логическая и психологическая структура понятия. Логические операции с понятиями.
6. Психологическая структура задачи. Проблемная ситуация и задача.
7.Методы поиска решения задач. Эвристики.
8.Понятие о прямом и побочном продукте действия (по Я.А.Пономареву).
9.Понятие о кросскультурных исследованиях мышления.
10.Стили мышления и когнитивные стили.
11. Понятие о воображении его функциях и видах.
Вопрос 1. Понятие о мышлении, мышление и интеллект. Функции мышления.
Франсуа де Лярошфуко как-то заметил: «Все люди жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум». В народе говорят по одежде встречают, а по уму провожают. Мышление основа личного достоинства, самоуважения и гордости.
Мышление обобщенное и опосредствованное отражение предметов и явлений в их существенных свойствах и отношениях. Процесс отражения связей, отношений и закономерностей в предметном мире, которые непосредственно не наблюдаются и не могут быть восприняты с помощью органов чувств.
Функции мышления
1.Адаптационная - приспособление человека к изменяющимся условиям жизни.
2.Решение задач. Достижение цели с учетом условий, в которых она дана, есть решение задачи.
3.Постановка вопросов, задач и проблем. Надо не бояться выглядеть глупым, ставя вопросы, т.к. дав возможность ответить другим, вы будете выглядеть умным (или заработаете славу как журналистка Ароян). Но с другой стороны один дурак может задать столько вопросов, что и сто мудрецов на них не ответят.
4. С постановкой вопросов тесно связана функция понимания. Когда нет вопросов это означает, что все понятно или все не понятно. (Лектор и стакан анекдот, рассказанный М.К.Мамардашвили). Понять это значит уметь воспроизвести своими словами понятое содержание или правильно использовать в деятельности. Понимание наступает в ходе проговаривания материала, его обсуждения и т.п.
Д.В. Ушаков констатирует, что мышление это процесс, который для своего осуществления требует интеллекта как способности. А интеллект как способность проявляется в мышлении как процессе.
Вопрос 2. Мышление и чувственное познание. Сенсуализм и рационализм.
Два взгляда на соотношение мышления и чувственного познания: сенсуализм и рационализм.
Сенсуализм учение, признающее ощущения единственным источником познания. В мышлении нет ничего, чего бы не было раньше в чувствах. (Материалисты Гольбах, Гельвеций, идеалисты Юм, Беркли, Мах). Академик Давыдов считает, что традиционное обучение грешит сенсуализмом. Содержание многих понятий является словесных обозначений общих сенсорных признаков, на пример, число то общее, что присуще отдельным совокупностям различных чувственно воспринимаемых предметов.
Рационализм утверждает, что всеобщее знание не может быть выведено из опыта и его обобщения, оно может быть почерпнуто только из самого ума. Теория врожденных идей Р.Декарта. «Cogito epgo sum» - «Я мыслю, значит я существую», - говорил знаменитый картезианец. Противники Декарта возражают: «Я люблю, значит я существую». Гегель яркий представитель рационализма утверждал, что если факты не подтверждают мою теорию, то тем хуже для фактов.
Чувственное и рациональное познание - это два взаимосвязанных его этапа. Научные эмпирические, опытные данные или факты добываются с участием рациональных, теоретических средств и способов: гипотез, парадигм, подходов, моделей экспериментов и т.п. Научный факт принадлежит одновременно и области чувственного и рационального познания. Факт реально существующее, невымышленное событие, явление, то, что произошло на самом деле. Факты объектом математики не являются. Добываются путем наблюдения, эксперимента и измерения.
Вопрос 3. Мышление и речь. Виды мышления.
Это пересекающиеся понятия. Речь строится на использовании языка, слов системы знаков, которые опосредствуют мышление, позволяют ему оперировать значениями. Слово выполняет сигнификативную функцию в мышлении, т.е. функцию знака. Соотношение мышления и речи исследовал Л.С.Выготский в одноименной монографии. Слово позволяет абстрагировать признаки предметов и оперировать ими при отсутствии самого предмета, т.е действовать не с реальными предметами, а с их словесными обозначениями. Слово творит ситуацию сказал опытный футбольный судья (американский психотерапевт Вернер Эрхард).
Мышление позволяет составить объяснение. Для человека важно понимать происходящее, для этого придумываются объяснения. Потребность в объяснении присуща европейцам, испорченным излишне рационалистичным образованием, в котором не осталось места ощущениями и переживаниям, чувствам. Буддизм борется с христианской страстью к толкованиям, рассуждениям и прочим упражнениям ума. Он возводит в высший разряд простое созерцание и достижение пустоты в мыслях нирваны, состояния безмятежного покоя и умиротворения.
Известна мудрость - люди придумали слова, чтобы скрывать свои мысли. Петр I издавал указ, говорить без бумажки, чтобы «дурь каждого видна была».
Письменность была придумана человеком для того, чтобы разгрузить свою память. Ее изобретение ослабило память людей. Память перестала быть средством мудрости и ума, как только стали придумывать средства памяти слова. У северных народов, не имевших письменности, была развита память и наблюдательность. Неграмотные и малограмотные люди обладают большим запасом историй, песен, легенд и прочего фольклора. В век Интернета фольклор как устное народное творчество исчезнет безвозвратно.
Виды мышления
1.Наглядно-действенное.
2.Наглядно-образное. Невербальный интеллект
3.Абстрактное, или логическое. Вербальный интеллект.
1.Репродуктивное. 1.Конвергентное. (Д.Гилфорд) 2.Творческое. 2. Дивергентное.
1.Эмпирическое. (В.В.Давыдов) 1.Теоретическое (Б.М.Теплов)
2.Теоретическое. 2.Практическое
Вопрос 4. Мышление как процесс (Рубинштейн).
Представление о мышлении как процессе основано на теории психического как процессе, развитой С.Л.Рубинштейном. Понятие процесса строится на принципе детерминизма, сформулированном Рубинштейном: «внешние причины действуют через внутренние условия».
Психический процесс, включая мышление, это такой процесс, который осуществляется в ходе непрерывного взаимодействия внешнего и внутреннего, ассимиляции и аккомодации, объективного и субъективного, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального, логического и интуитивного, анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения и ограничения, интериоризации и экстериоризации, дифференциации и интеграции, процесса и результата.
В ходе такого взаимодействия осуществляется поиск и открытие существенно нового. По Рубинштейну основной нерв (механизм) мышления «анализ через синтез» как процесс включения объекта во все новые связи для открытия в нем новых свойств и качеств.
Мышление как процесс отличается недизъюнктивностью. Принцип недизъюнктивности Брушлинский считает главным методологическим принципом психологии. Мышление недизъюнктивно, т.е. целостно, неаддитивно, контируально, эвристично. Он использует этот принцип для критики факторного подхода, математизации и кибернетизации мышления, тестирования, выделения в психике натуральных и высших психических функций, биологического и социального. Критикуя дизъюнктивный подход, Брушлинский сам впадает в эту же дизъюнктивную крайность, исключая дизъюнкцию, анализ, дискретность из логического анализа психических процессов.
Вопрос 4 (продолжение) Мышление как деятельность (Леонтьев)
Мышление с точки зрения деятельностного подхода рассматривается как особый вид деятельности, имеющий свои специфические мотивы, цели, задачи, действия и операции. Мышление как деятельность развивается в ходе обучения и умственного воспитания, т.е. в процессе учебной деятельности. Развитие мышления в европейской культуре расценивается как главная цель светского образования на всех его ступенях. Единицей мышления как деятельности выступает действие. Его анализу посвящены труды А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Ж.Пиаже.
Вопрос 5. Логическая и психологическая структура понятия. Логические операции с понятиями
Понятие логическая форма мышления, мысль, выраженная в слове и отдельно от нас с женой отражающая общие и существенные признаки некоторой совокупности предметов. Логическая структура понятия включает родовой и видовые признаки. Родовой признак то более общее понятие, под которое подводится данное при его определении. Видовые признаки такие, которыми обладают все предметы, обозначаемые данным понятием и которых нет у других предметов, входящих в родовое понятие. (Например, фига это кулак с пропуском под указательным большого пальца). Родовой и видовые признаки являются существенными. Все возможные другие признаки предметов, входящих в данное понятие, относятся к несущественным, второстепенным.
Логическая структура понятия отражается в его определении.
Операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие это значит подвести его под другое более общее, родовое понятие и выделить далее видовые отличия (признаки). В определении встречаются 6 видов ошибок: опускание родового понятия, перескакивание через ближайшее родовое понятие, включение в определение несущественных признаков, пропуск существенного видового признака, замена определения понятия описанием предмета, логический круг в определении.
Круг в определении первое понятие определяется через второе, а второе через первое. Вращение движение вокруг оси. Ось прямая, вокруг которой происходит вращение. Тавтология определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Слабоумие дефект психики, проявляющийся слабостью интеллекта.
Психологическая структура понятия включает два компонента: знание понятия и умение его применять при распознавании предметов. Знание понятия выражается в его узнавании при повторном восприятии или воспроизведении его содержания по памяти. Знание можно выучить, оно может быть механическим. Умение применять проявляется в заданиях на распознавание данного понятия в предметах, или, тоже самое, в отнесении конкретных предметов к «своим» понятиям. Вопрос: «Что такое существительное?» требует знания понятия. Вопрос: «К какой части речи относится слово дверь, к существительному или прилагательному требует кроме знания понятия еще и умения его применять».
Логические операции с понятиями. Обобщение понятия переход мысли от частного (видового) понятия к общему (родовому). Ограничение понятия переход мысли от общего (родового) понятия к частному (видовому). Определение понятия операция, складывающаяся из обобщения данного понятия и установления таким путем родового для него понятия и последующим выделением видовых отличий путем ограничения установленного родового понятия. Родовой и видовой признаки это существенные признаки понятия. Сравнение понятий: а) обобщение двух понятий для установления сходства между ними, б) обобщение каждого из двух понятий для установления их различий. Классификация понятий обобщение трех-четырех понятий из четырех пяти предложенных. Установление аналогии между двумя парами понятий логическое действие, состоящее из распознавания отношения между двумя исходными понятиями и обнаружения (конструирования) такого же отношения между двумя другими понятиями. Действие может выполняться на уровне узнавания и понимания. Распознавание понятия обнаружение в непосредственно воспринимаемом предмете (вещи, слове) всех признаков понятия, примером которого данный предмет выступает. Конкретизация понятия описание свойств предмета, вытекающие из его принадлежности к данному понятию. Сериация понятий последовательное обобщение (ограничение) нескольких понятий. Построение дерева понятий последовательное установление родо-видовых и видо-видовых отношений между несколькими понятиями. Индукция обобщение высказываний (суждений).Дедукция ограничение высказываний. Операции с любыми объектами (вещами, действиями, мыслями, образами, переживаниями и т.п.)
Вопрос 6. Психологическая структура задачи. Проблемная ситуация и задача.
Основная функция мышления решение задач. Академик А.Н.Леонтьев называл задачей цель, данную в определенных условиях.
Структура задачи
Цель (вопрос, Условия (то, что дано)
требование, искомое)
необходимые избыточные
существенные несущественные
Необходимые условия это такие, которые используются в решении. Избыточные в решении задачи не используются, а вводятся для его маскировки, чтобы отвлечь от правильного направления в решении. Существенные условия это сторона необходимых условий, внутренняя, скрытая. Они определяют способ решения. Несущественные условия внешняя, видимая сторона необходимых условий. Несущественные условия способа решения не определяют.
Свойства задачи. Сложность и трудность. Сложность объективная характеристика задачи, а трудность субъективная. Сложная задача может быть легкой. А простая трудной. Все гениальное (т.е.трудное) просто.
Соотношение задачи и проблемной ситуации
Задача
Потребностное Способ решения
состояние
Проблемная
ситуация
Принятие задачи состоит в том, что субъект при ее решении ориентируется на существенные ее условия, как бы распредмечивает те действия, которые в ней опредметил автор. (Примеры: Буратино, чукотский первоклассник, больная эпилепсией).
Вопрос 7. Методы поиска решения задач. Эвристики.
Л.Л.Гурова выделяет 4 метода поиска решения задач. Метод полного перебора, метод случайного поиска, метод проб и ошибок, эвристический метод.
Метод полного перебора предполагает выполнение систематических проб, по порядку обследующих все возможные ходы на каждом этапе решения.
Метод случайного поиска проявляется в использовании чисто случайного критерия при определении направления поиска.
Метод проб и ошибок представляет собой выборочный поиск, когда очередной ход выбирается только на основании предшествующего хода. Результат предшествующей попытки задает направление поиска. Неудачная попытка обрывается, а удачная продолжает поиск.
Эвристический метод это такой метод, который вносит вклад в сокращение среднего числа проб при решении. (Ньюэлл, Шоу, Саймон). Метод основан на применении эвристик таких правил, которые не гарантируя получение нужного результата существенно сокращают путь к нему (Фейгенбаум и Фельдман).
Примеры эвристик. Метод обратного пути решение задачи с конца, метод подобия, метод анализа цели и средств (Д.Пойя), метод планирования (упрощения формулировки исходной задачи). Выделяют также такие эвристики моделирование задачи, ее переформулирование, составление обратной задачи. Эвристическое мышление изучал В.Н.Пушкин. Он ввел новое понятие эвристика как наука о творческом мышлении.
Психологические барьеры, затрудняющие решение задач.
1. Барьеры прошлого опыта.
1.1.Контекстная ловушка. Давление ассоциативно возникающего наиболее вероятного контекста при анализе задачи, затрудняющего усмотрение иных смыслов, заключенных в условии задачи.
По определению последователей ребефинга Д.Леонарда и Ф.Лаута разум это библиотека контекстов. Задача с лодкой. Остроты Б.Шоу. Анекдоты.
1.2.Непроизвольное включение в задачу дополнительных условий, ограничивающих ее решение.
2. Негибкость, ригидность мышления.
2.1.доминирование первоначально выдвинутой гипотезы.
2.2.стереотивное повторение способа действия, неадекватного новым условиям и эффективного в прежних условиях.
2.3.навязчивое повторение способа, показавшего свою неэффективность в предыдущих пробах в надежде «а вдруг получится».
2.4.интерференция задач. Отрицательное влияние одной задачи на решение другой. Он случается, когда субъект не замечает существенных различий во внешне очень сходных задачах.
Вопрос 8.Понятие о прямом и побочном продукте действия (по Я.А.Пономареву)
Пономарев Я.А. установил, что при осуществлении успешного целенаправленного действия получается два результата. Один соответствующий предварительно поставленной цели прямой продукт. Другой, не предусмотренный в сознательной цели, являющийся по отношению к ней побочным побочный продукт действия. Прямой продукт всегда осознается, побочный является неосознаваемым. Осознание побочного продукта, превращение его в прямой основной механизм творческого мышления по Пономареву. Средством осознания побочного продукта выступает вспомогательная задача, которая дается испытуемому после безуспешных попыток решить основную. Вспомогательная задача выполняет роль наводящей на правильное решение.
Основная задача : : Провести через эти точки три прямые линии, не отрывая карандаш, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку. Вспомогательная задача: Игра в «Хальму», решая ее испытуемый прокладывал маршрут, совпадающий с чертежом решения основной задачи.
Второй пример: Сложите из 6 спичек 4 равносторонних треугольника. треугольника. Вспомогательной задачей служит задание - расставить на ограниченной площади коробки из под папирос так, чтобы они не касались друг друга.
Творчество по Пономареву получение объективно большего результата в действии по сравнению с планируемым, представляемым. Но эта объективная прибавка (прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистами) к намеченному результату осознается не сразу. Усмотреть ее - значит сделать открытие. «Все гениальное
Вопрос 9.Кросс-культурные исследования мышления.
Эти исследования проводил А.Р.Лурия в 1931г. в Узбекистане и М.Коул в Либерии в 60-е годы. Лурия предлагал узбекским крестьянам, дехканам решить силлогизм. «На далеком Севере, где много снега, все медведи белые. Новая Земля находится на далеком Севере, где всегда снег. Какого цвета медведи на Новой Земле?»
Дехкане отвечали примерно так: «Мы не знаем, какого цвета там медведи, мы там никогда не были. Мы говорим только о том, что сами видели, чего мы не видели, об этом мы не говорим».
М. Коул в Либерии просил вождя племени Кпелла решить простой силлогизм.
Э.: Однажды паук пришел на пир. Ему сказали, что прежде чем он сможет съесть что-либо, он должен ответить на один вопрос. Вопрос был такой: Паук и черный олень всегда едят вместе. Паук сейчас ест. Ест ли сейчас черный олень?
И.: Они были в кустарнике?
Э.: да
И: Они ели вместе?
Э.: Паук и черный олень всегда едят вместе. Паук сейчас ест. Ест ли сейчас черный олень?
И.: Но меня там не было. Как я могу ответить на такой вопрос?
Э.: Разве ты не можешь на него ответить? Даже если тебя там не было, ты все равно можешь на него ответить. ( Повторяет вопрос)
И.: О, О черный олень сейчас ест.
Э.: А почему ты считаешь, что черный олень сейчас ест?
И.: А потому, что черный олень всегда бродит целый день и ест листья на кустах. Потом он немного отдыхает и снова принимается есть листья.
Американец Солсо в 1987г. предлагал студентам МГУ решить силлогизм, почти идентичный задаче Коула. Иван и Борис всегда едят вместе? Борис сейчас ест. Что делает сейчас Иван?
Только 20% испытуемых давали правильный ответ немедленно. 50% отвечали «не знаю, я его не видел». Солсо рассуждает. На западе действуют при помощи пропорциональных репрезентаций. Там, где люди, «ближе к земле», форма высказываний связана с непосредственными чувственными впечатлениями. В школе абстрактно рассуждают, вне школы с опорой на непосредственное восприятие.
Узбекских и московских студентов, как и кремлевское начальство и других, предположительно можно научить правилам силлогистической игры и в этом направлении были сделаны некоторые усилия. В деревенской среде способность решать абстрактные задачи затухала, а средством оценки аргументации снова становились непосредственно наблюдения.
-------------------------------------------------
Но в целом проведенные коросс-культурные исследования констатировали, что у представителей земледельческих, скотоводческих или ремесленных культур в мышлении преобладают наглядно-действенные и конкретно-образные компоненты. Культурные константы, входящие в эти культуры, не затрагивают правил и законов пропозициональной логики. В констатирующих исследованиях установлено, что у жителей африканских племен, может совершенно не обнаруживаться способности к логическому выводу (Коул, Скрибнер, 1977; Коул, 1997).
Но если такого жителя поместить в культурную среду, «начиненную» культурными константами формально-логического типа, то пробелы пропозиционального развития у него довольно быстро ликвидируются. Это может говорить о принципиальном сходстве культурных констант, ответственных за выполнение логических операций и операций анализа и синтеза реальных объектов как основы практического интеллекта и конкретного мышления. Последние операции Ж. Пиаже назвал инфралогическими и обосновал их соответствие операциям формального интеллекта.
Но в кросскультурных исследованиях мышления и серьезным авторам было трудно избежать влияния линейного эволюционизма и европоцентризма. Так оцениваются и знаменитым исследованием интеллектуального развития населения советской Средней Азии, проведенным с участием А. Р. Лурии в начале 30-х гг. ХХ в.
Как мы видим жесткую европоцентристскую позицию занимает Р. Солсо. Комментируя результаты опытов с силлогизмами, полученные М. Коулом в Либерии и А. Р. Лурия в Узбекистане, он делает такое заключение: «В высокоиндустриальных западных обществах люди приучены подтверждать высказывания, касающиеся реальности, при помощи пропозициональных репрезентаций. В менее индустриальных обществах, где многие люди живут “ближе к земле”, форма доказательства больше связана с непосредственным чувственным восприятием» [Солсо, 1996, с. 452].
Вопрос 10. Индивидуальные особенности мышления: стили мышления и когнитивные стили.
К определению индивидуальных различий в познавательной сфере человека применяется два подхода: уровневый (психометрический) и типологический. Уровневый подход устанавливает количественные различия в умственных способностях. Типологический подход выявляет качественное своеобразие умственного развития ребенка или взрослого. Средством реализации уровневого подхода служит психометрика наука о психологических измерениях.
Стиль мышления
Алексеев А.А.и Громова Л.А. определяют стиль мышления как систему интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (ЦО, мотивация, характер и т.п.). По стилям мышления авторы выделяют синтезаторов, аналитиков, идеалистов, реалистов и прагматиков.
Синтезатор - интегрирует, объединяет в единое целое разрозненную информацию, выдвигает гипотезы, делает прогнозы, выдвигает проекты. Склонен к инновациям и теоретизированию.
Аналитик дифференцирует информацию об объектах, выделяет в ней конкретные детали, замечает частности. Склонен к тщательному планированию и структурированию деятельности, однозначным суждениям и «черно-белому» мышлению.
Реалист. Доверяет фактам и мнениям экспертов. Ценит конкретные результаты, обращает внимание на факты и реальное положение дел, склонен излишне упрощать решения.
Идеалист. Питает интерес к человеческим ценностям, учитывает мотивы и стремления людей. Добивается совершенных и безупречных решений.
Прагматик. Эклектик, действует по принципу «Годится все, что работает, «Что-нибудь да сработает». Главное найти кратчайший путь к получению отдачи и прибыли. Склонен экспериментировать, если это сулить выгоду.
Когнитивные стили (КС) исследует М.А.Холодная. КС- это индивидуально-своеобразные способы приобретения, хранения, преобразования и использования знаний и информации. Применительно к учебной деятельности КС получили название стили обучения.
Известно более 20 КС. Они выделяются по разным основаниям, которые часто не эксплицированы. Применительно к обработке сенсорной информации выделяются визуальный, аудиальный и кинестетический стили. В способах обработки эмпирического и теоретического материала выделяются аналитический и синтетический стили. По соотношению ориентировочной и исполнительной частей познавательного действия выделяют импульсивный и рефлексивный стили. По способности разделять главное от второстепенного в анализируемом материале контекст-зависимый и контекст-независимый. Реализация индивидуального подхода в обучении требует использования психологических методов для определения познавательных способностей школьников. Особенности познавательной сферы ученика, составляющие индивидуально-своеобразные способы усвоения (приобретения, хранения и использования) учебного материала, называются стилем обучения. Стили обучения выделяются в зависимости от присущего субъекту когнитивного стиля или ведущего канала восприятия (репрезентативной системы). Бетти Лу Ливер предложила классификацию, в которою вошли, в частности, такие стили: аналитический, синтетический, импульсивный, рефлексивный, контекст-независимый, контекст-зависимый, визуальный, аудиальный, кинестетический.(Ливер.Б. Обучение всего класса.. М.: Новая школа, 1995.) Признавая важную роль в обучении каждого из выделенных стилей, остановимся специально на трех, которые определяются ведущей сенсорной модальностью (репрезентативной системой). Визуалисты имеют богатое воображение, образное мышление. Они не восприимчивы к звукам, отвлекаются на зрительную информацию. При чтении визуалисты предпочитают описание, хорошо концентрируют внимание, часто могут предаваться фантазиям. Составляют списки дел, планы действий, систематизируют мысли, записывают их. Они спокойны, но теряют терпение когда долгое время приходится слушать. Визуалисты предпочитают виды искусства, основанные на зрительном восприятии, сосредотачиваются на детелях, а не проблеме в целом. Хорошо помнят лица, но забывают имена, делают записи по памяти. Обучаются визуалисты на основе наблюдений и демонстраций. При изучении школьного материала им достаточно бывает прочесть его по учебнику или другому какому-либо источнику.
Аудиалисты «озвучивают» свои мысли, не предают особого значения деталям, легко отвлекаются на звуки. При чтении предпочитают диалоги, пропускают длинные описания, не обращают внимания на иллюстрации, шевелят губами или пришептывают. Проблемы обговаривают, решения ищут в слух. Аудиалисты любят слушать, но с нетерпением ждут возможности высказаться, дают длинные и путанные объяснения. Предпочитают музыку, упускают существенные детали, при восприятии произведения искусства в целом. Хорошо помнят имена, но забывают лица. Аудиалисты обучаются на основе словесных указаний. Запоминают, повторяя вслух то, что надо выучить. Изучая тот или иной учебный материал, аудиалистам полезно прослушать аудиокассету или просмотреть фильм с объяснениями по поводу данного материала. А также поучаствовать в обмене мнениями между учителем и учениками по содержанию усваиваемого.
У кинестетиков воображение не играет существенной роли, мысленные образы сопровождаются движениями. Не придают большого значения визуальной и слуховой информации, поэтому кажутся невнимательными. Предпочитают рассказы, в которых преобладает действие, ерзают во время чтения, перебираю книги, не очень любят читать. Импульсивны, сразу начинают действовать, стараясь решить проблему. Слушают невнимательно, разговаривая, жестикулируют, во время общения стараются расположиться поближе к собеседнику. Реагируют на музыку движениями, трогаю руками произведения искусства. Кинестетики обучаются в действии, через непосредственное участие в деле, лучше запоминают то, что сделали, а не то, что увидели или услышали. Они лучше усваивают материал, когда изображают его в виде таблицы или графа, делают устное сообщение, с изготовленным заранее раздаточным материалом, участвуют в подготовке демонстрационных опытов и т.п. Определить ведущую сенсорную модальность у ребенка можно с помощью различных методов. Наиболее известна окуломоторная методика, основанная на фиксации движений глаз при выполнении различных умственных действий. Мы предлагаем использовать метод контент-анализа.
Вопрос 11. Понятие о воображении, его функциях и видах.
Воображение психический процесс, состоящий в создании новых образов из образов предметов, ранее воспринятых. Воображение существует в пространстве любой человеческой деятельности. Оно позволяет представить результат труда до его начала. Это фундаментальная способность человека детерминация его жизни будущим. Влияние будущего на настоящее зафиксировано в механизме пролепса (от лат.-упреждение). Представление о желаемых в будущем способностях и параметрах жизни опосредствует развитие человека в настоящем. Маркс утверждал, что цель идеальный образ будущего как закон определяет способ и характер человеческих действий. Воображение основа творчества и идеализма. По словам Ленина, сознание не только отражает мир, но и творит его.
Маркс критиковал философов за то, что они только объясняли мир, а задача стоит в том, чтобы его изменять. Антирыночный Маркс как и его предшественники социалисты-экономисты оказался утопистом, т.е.фантазером.
Все созданное силой человеческого воображения получило название артефакт (искусственно сделанное). Культура это множество искусственных средств, приспособлений, орудий, знаков, символов, образов, теорий, конвенций, договоренностей, инструкций, технологий, мифов. Это все получило название вторая природа. Эта искусственная среда входит в противоречие с естественной природой человека, как биологического вида. Что является источник болезней и утраты смысла жизни.
Функции воображения.
Виды воображения
Дерево видов воображения
Воображение
Пассивное Активное
Произвольное. Воссоздающ.
Непроизвольное. Творческое Антиципирующ.
Мечты, грезы. Сон, галлюцинации,
иллюзии.
Творческое воображение. Приемы создания образов фантазии.
Творческое воображение создание новых образов с помощью специфических приемов и средств.
1. Агглютинация (склеивание)- соединение в новых конфигурациях частей известных предметов и событий. Примеры. Мифические и сказочные существа русалка, кентавр, сфинкс.
2. Гиперболизация (преувеличение) создание нового образа путем увеличения и уменьшения размеров и количества частей тела. Примеры. Великаны, многорукие богини.
3. Акцентирование (заострение)- изменение пропорций реально существующих людей и предметов. Пример шаржи и карикатуры.
4. Схематизация создание нового образа, путем включения в него наиболее существенных структурных характеристик прототипа (реальных предметов).
5. Типизация создание обобщенных образов людей и исторических событий, социальных явлений.
Составил: д.псх.н. Гончаров В.С.
2012
Общая психология. Раздел: Познавательные процессы.
Планы занятий
Тема 1. Ощущение и восприятие
План
1.Понятие об ощущениях и их свойствах.
2.Классификация ощущений. Синестезии. Адаптация и сенсибилизация.
3.Психофизика ощущений.
4. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
5. Перцептивная организация как механизм восприятия формы.
6.Восприятие формы. Фигура и фон. Двойственные изображения.
Тема 2. Внимание и память
План
1.Понятие о внимании, его функциях и формах.
2. Факторы внимания и его виды.
3.Свойства внимания и методы их исследования.
4.Понятие о памяти. Структура процессов памяти. Теории памяти.
5. Виды памяти (мнемических процессов).
6.Непроизвольное и произвольное запоминание.
7.Сохранение и забывание. Ретроактивное и проактивное торможение.
8.Воспроизведение и его виды. Агнозия и реминисценция.
9.Методы исследования памяти. Мнемотехника.
Тема 3. Мышление и воображение
План
1.Понятие о мышлении, мышление и интеллект, функции мышления.
2. Мышление и чувственное познание. Сенсуализм и рационализм.
3.Мышление и речь. Виды мышления.
4. Теории мышления как процесса (С.Л.Рубинштейн) и как деятельности (А.Н.Леонтьев).
5.Логическая и психологическая структура понятия. Логические операции с понятиями.
6. Психологическая структура задачи. Проблемная ситуация и задача.
7.Методы поиска решения задач. Эвристики.
8.Понятие о прямом и побочном продукте действия (по Я.А.Пономареву).
9.Понятие о кросскультурных исследованиях мышления (А.Р.Лурия и М.Коул).
10.Стили мышления и когнитивные стили.
11. Понятие о воображении его функциях и видах.
Составил: д.псх.н. Гончаров В.С.
2012