У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Страсти по Матфею

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

И.С. Бах: «Страсти по Матфею».

Из первой части:

1. Хор «Kommt, ihr Töchter, helft mir klagen» («Придите, дочери, помогите мне оплакивать»). Символическое изображение пути Иисуса Христа на Голгофу. emoll. Не забудьте про семантику тональности: в трактате И.Маттезона ми минор характеризуется как тональность пламенная и страстная. Кроме двух хоров, есть хор мальчиков, поющих хорал «O Lamm Gottes unschuldig» («О невинный Агнец Божий» ― Агнец ― один из символов Христа, который принес Себя в жертву из любви к людям). Будьте внимательны: хорал в G–dur!  

3.Хорал «Herzliebster Jesu» («Горячо любимый Иисус»). Один из повторяющихся хоралов. Он же ― в №25 и 55, а также в «Страстях по Иоанну» в № 7 и 27.

12. Ария сопрано «Blute nur, du liebes Herz» («Кровоточи, любящее сердце»). После рассказа о предательстве Иуды (первосвященники обещали ему тридцать серебряных монет, если он выдаст Иисуса. Ария ― эмоциональная реакция на текст Евангелия: скорбь о величайшем предательстве в истории человечества. hmoll ― «черная» тональность. Две флейты изображают капли крови (или слез) ― «ниспадающий» секундовый мотив.

17. Эпизод учреждения таинства причастия (Иисус дает ученикам хлеб и вино). Обратите внимание на ариозо Иисуса! Оно имеет эпический, величественный характер.  В «Страстях по Иоанну» таких эпизодов в партии Иисуса нет, а в «Страстях по Матфею» Бах подчеркивает значимость момента, потому что у протестантов существует только два таинства ― крещение и причастие (евхаристия).

25, 26. Речитатив и ария тенора с хором. После рассказа Евангелиста о том, как Иисус пришел в Гефсиманию для молитвы и просил учеников бодрствовать с Ним. В аккомпанированном речитативе тенора «O Schmerz, yier zittert das gequälte Herz!» («О боль! Дрожит измученное сердце!») речь идет о грядущем пленении Иисуса, которое вот-вот произойдет. fmoll ― тональность глубокой скорби, также ― тональность, символизирующая несовершенство человеческой природы, ее греховность. Хор поет тот же хорал, что и в №3, но на другой текст («В чем причина твоих страданий?», ― вопрос верующему, в данном случае это тенор. Он отвечает: «Иисуса ведут на суд»).

В арии говорится о готовности бодрствовать со Спасителем (имеется в виду духовное бодрствование, то есть жизнь во Христе): «Ich will bei meinem Jesu wachen» («Я буду бодрствовать с моим Иисусом»). Хор: «А в сон погружены грехи». cmoll, солирующий гобой.

35. Фигурированный хорал, то есть «расцвеченный». Он звучит у сопрано и колорируется: трели, пунктирный ритм, которых нет в исходном варианте. Это ведь была простая песня, которую каждый прихожанин мог петь. А у Баха напев варьирован и всячески украшается, это могли спеть только профессиональные певцы. Инструментальное сопровождение тоже очень пышное. А обычно хорал гармонизуется аккордами.

Этот хорал взят из «Страстей по Иоанну». Там он был в Es–dur, здесь ― в E–dur. А Ми  мажор ― тональность возвышенных страданий. Хорал завершает первую часть «Страстей» и звучит после рассказа о пленении Иисуса и о том, как Его покинули все ученики, побоявшись за свою жизнь. Текст хорала: «O Mensch, bewein dein Sünde groß» («Плачь, род людской, твой тяжек грех»).

Из второй части:

47. Ария альта «Erbarme» («Смилуйся»). После рассказа об отречении Петра. «И вспомнил Петр слово, сказанное Иисусом: прежде, чем запоет петух, ты трижды отречешься от Меня. И, выйдя со двора, он горько заплакал» (Евангелие от Матфея). Ария альта, таким образом, ― реакция на произошедшее. Это мольба к Спасителю о прощении, о милости. Не случайно Бах выбирает тембр альта. Бах применяет этот тембр для характеристики особенно важных моментов Евангелия. (Сравните с арией «Свершилось» после смерти Иисуса в «Страстях по Иоанну»: тоже поет альт, и тоже hmoll. Вновь обратите внимание на семантику тональности). Солирует скрипка, ― как вы помните, скрипки связаны с образом Иисуса, это давняя традиция. Поэтому обращение  к Спасителю  и сопровождается именно этим инструментальным тембром.

58. Ария сопрано «Aus Liebe will mein Heiland sterben» («С любовью ждет Спаситель казни»). Сопрано ― небесный тембр. Струнные молчат, сопровождение предельно скупое: солирующая флейта и два гобоя да качча. Это не случайно: духовые менее экспрессивны, чем струнные. Получается «очищенное» от земных чувств, проникновенное, возвышенное звучание. Регистр тоже высокий. Ведь речь едет о великой любви Христа к людям, о кристальной чистоте Его души. Тональность a–moll ― без знаков.

78. Хор «Wir setzen uns…» («Мы в  слезах к Тебе склонимся»). Здесь говорится о покое, который дарует смертный сон. cmoll ― тональность смерти и упокоения (одна из возможных трактовок выразительности до минора). В отличие от «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею» Бах завершает не хоралом, а именно хором-оплакиванием. Подумайте над этим. (Разные смысл Евангелий от Иоанна и Матфея).

И. С. Бах. «Страсти по Иоанну».

Из первой части:

1. Хор «Herr, unser Herrscher» («Бог, Господь наш»). Символика: имеется в виду прощальная беседа Иисуса с учениками. В «Страстях по Иоанну» g–moll ― тональность, связанная с крестным путем Христа.

7. Хорал «O grosse Lieb» («О, свет любви»). Этот же хорал повторяется в №27. Именно этот хорал трижды звучит и в «Страстях по Матфею».

19. Ария тенора «Ach, mein Sinn!» («О, моя душа!»). fismoll. После рассказа об отречении Петра. Это кульминация первой части «Страстей по Иоанну». Очень экспрессивная ария, и тембр выбран соответствующий ― тенор. В басу проходит passus duriusculus («жестковатый ход») ― нисходящий хроматический ход, риторическая фигура, рисующая страдания. Сравните с арией альта «Смилуйся» из «Страстей по Матфею»: ведь обе эти арии представляют отклик на одно и то же событие, но какие они разные! Эмоциональная реакция на отречение Петра в «Страстях по Матфею» ― смиренная мольба о прощении, а здесь ― горячее, неистовое раскаяние и самообвинение.

Из второй части:

58. Ария альта «Es ist vollbracht» («Свершилось»). Смысловая кульминация не только второй части, но и вообще «Страстей по Иоанну». Ведь в Евангелии от Иоанна главное ― момент смерти Иисуса, свершения Его предназначения на земле. Ария написана в трехчастной форме, причем уникальной для Баха: средняя часть предельно контрастна. Семантика тембров: вначале  поет альт, в сопровождении лишь виолы да гамба и бассо континуо. Виола да гамба («ножная») имеет сумрачный, приглушенный тембр. hmoll, метр двудольный. Но в среднем разделе внезапно возникает Ddur, метр меняется на трехдольный и подключаются скрипки. Это связано с тем , что Христос предстает как Победитель смерти (трехдольный метр: три ― символ Троицы; Ре мажор ― триумфальная, «победная» тональность; скрипки связаны с образом Христа).

67.Хор «Ruht wohl» («Покой Тебе»). Тоже c–moll, как и в «Страстях по Матфею», и тот же смысл текста (упокоение в смерти). Однако за этим хором следует хорал «Ach Herr, laßdein lieb Engelein» («Господь, позволь…»): просьба ко Христу избавить от грехов и дождаться Страшного Суда, чтобы войти в Царствие Небесное. Именно этим обращением к Богу, а не хором-оплакиванием, завершаются «Страсти по Иоанну». В этом отличие от «Страстей по Матфею».

И.С.Бах. Месса h–moll:

I. Missa.

1.Хор Kyrie eleison (Господи, помилуй). h–moll. Старосонатная форма (по схеме). По принципу развития материала ―пятиголосная фуга.

3. Хор Kyrie eleison (Господи, помилуй). fis–moll. Двойная фуга на пять голосов.

4. Хор Gloria in excelsis Deo (Слава в вышних Богу). D–dur. Участвуют трубы и литавры.

7. Хор Gratias agimus tibi (Шлем Тебе благодарение). Ddur. Участвуют трубы, литавры. Двойная фуга на пять голосов. Этот же хор завершает мессу, но с другим текстом («Dona nobis pacem» ― «Даруй нам мир»).

II. Simbolum Nicenum.

16. Хор Et incarnatus est (И вочеловечился). hmoll. Только Violini и basso continuo.

17. Хор Сrucifixus etiam pro nobis (Распятый за нас). e–moll, но кончается в G–dur. По форме это вариации  на остинатный (повторяющийся) бас. 12 вариаций.

17.Хор Et resurrexit tertia die (И воскрес в третий день). Ddur. Участвуют трубы, литавры.

IV. Osanna, Benedictus, Agnus Dei et Dona nobis pacem.

22. Ария альта Agnus Dei (Агнец Божий). g–moll. Только две скрипки (связаны с образом Христа) и бассо континуо, аскетичное и проникновенное звучание. Христос как Агнец (имеется в виду крестная жертва). Вновь тембр альта. Сравните с известными вам ариями альта  из обоих «Страстей».

Г.Ф.Гендель. Мессия:

11. Ария баса «Народ, блуждающий во тьме, увидит свет великий». Ветхозаветное пророчество о пришествии Христа. Мрачный си минор, оркестр играет в унисон: так Гендель изображает блуждание во тьме. Бас тут как нельзя кстати: низкий, сумрачный тембр. Вслушайтесь внимательно: очень выразительная мелодика.

12.Хор «Ибо для нас Младенец родился». По контрасту с предыдущим номером ― радость по поводу рождения Спасителя. G–dur, праздничная, «рождественская» тональность.

13. Pifa (музыка пастухов). Пифа ― духовой инструмент (пастушеская свирель), а Гендель использует только струнные! Может быть, здесь та же символика, что и у Баха в «Страстях по Матфею»: струнные связаны с образом Христа. Cdur ― «белая» тональность, без знаков, здесь как символ обновления. Нового рождения мира, который стал иным, когда родился Христос.

22.23.24. Хоры. Страдания Христа. Данные три номера идут без перерыва. 22 ― рассказ о страданиях Христа. 23 ―фуга «И ранами Его мы исцелились» (то есть Его страдания принесли очищение нашим душам). fmoll как тональность страданий и как тональность, связанная с темой греховности людей. 24 ―хор мотетного типа «Все мы блуждали как овцы, каждый по своему пути». Fdur, есть звукоизобразительный момент: кружащиеся фигурки шестнадцатыми соотносятся с образом бегущих в разные стороны овец. Образ этот не случаен, ведь один из символических обликов Христа ― добрый пастырь, заботящийся о своем стаде и не дающий ему идти неверной дорогой. Если же каждый идет, куда хочет, не слушая Пастыря, он тем самым противится Божьему наставлению. Обратите внимание на окончание этого хора: возвращается фа минор и интонации предыдущей фуги (№23), на словах: «И Господь возложил на Него [т.е. на Христа] грехи мира».  

42. Знаменитый хор «Аллелуйя!» Славление Христа, D–dur как тональность солнечная, триумфальная. Не забудьте, что этот хор ― типичный английский антем по структуре.




1. а Замещение осуществляется в случайных местах поэтому такие растворы называют неупорядоченными твердыми р
2. Марракеш
3. Вредная песня аккорды E7 E7 Ох мы неправильно питаемся и худе
4. е делать то что задумано
5. О нимфомании и сатириазисе
6. О выплате пенсий гражданам выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
7.  Der erste Wnderer- So meine Freunde Jetzt sind wir m Fluss
8. ТЕМА [2] сИСТЕМОтворчі ЧИННИКИ [2
9. Тема- Управление качеством образования Анализ концептуальные основы механизмы реализации на пер
10. Развитие оценочной деятельности в РФ4 2
11. Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью
12. Лекция 3 Окружающая среда человека Окружающая среда человека ОСЧ ~ это среда его обитания и всех фо
13. жа Простакова. То мой батюшка он еще сызмала к историям охотник
14. РЮРИКИ
15. Реферат на тему Повість Стругацьких ldquo;Важко бути богомrdquo; як антиутопія Творчість російських фа
16. Mousetrp The Mousetrp ws first stged in 1952 nd is still continuously displys
17. Учет расчетов по оплате труд
18. а; Орган юридического лица к компетенции которого учредительными документами отнесён этот вопрос
19. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
20. Расчет и выбор аспирационного оборудования