Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Смыслоопределяющая функция религии в социальной жизни человека.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 7.11.2024

Содержание 1. Смыслоопределяющая функция религии в социальной жизни человека

2. Милосердие и благотворительность в традиционных российских конфессиях

Библиографический список

1. Смыслоопределяющая функция религии в социальной жизни человека

Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Религия конституирует отношение человека к сверхъестественным, потусторонним силам. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.

Всякое религиозное учение оформляется в процессе ответов на три взаимосвязанных вопроса:

а) есть ли Абсолют (Бог)?

б) как его познать?

в) как к нему практически относиться?

В зависимости от характера ответов на эти вопросы определяется понимание сущности религии. Наиболее известны следующие определения:

а) вера в сверхъестественное (Плотин),

б) восстановление связи с Богом как Полнотой Бытия,

в) особое чувство зависимости человека от бесконечного (Р. Шлеермахер),

г) символика первобытных мифов о природе (М. Мюллер),

д) вера в невидимые духовные существа (Э. Тайлор),

е) олицетворение и умилостливание тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Дж. Фрейзер),

ж) фантастическое отражение в форме неземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком (Ф. Энгельс),

з) чувство священного (Дж. Хаксли),

и) универсальный невроз навязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха (З. Фрейд),

к) ритуальная культивация социально принятых ценностей (Д.Фишер),

л) вера в судьбу (Д.Б. Пратт),

м) система истин, способных переделать характер принимающего их человека (А. Уайтхед),

н) стремление отстоять во что бы то ни стало всеобщую ценность какого-либо идеала (Дж. Дьюи).

Безусловно, одно взятое в отдельности определение не может передать всю полноту сущности религии, как совокупности отношений между человеком и Абсолютом. Каковы бы ни были различия в определении понятия религии, все исследователи согласны с тем, что она выполняет важнейшие функции в общественной жизни. Для отдельно взятых человеческих индивидов, как полагает М. Йингер, религия является средством решения «последних, конечных» проблем жизни, выступает как «отказ капитулировать перед смертью».

Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом. В зависимости от направлений поиска Абсолюта религии можно условно подразделить на эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические. Эгоцентрическая религия предполагает в качестве высшей и самодостаточной ценности восстановление духовной связи индивида со своим подлинным «Я» как вселенносоразмерным микрокосмом на основе принципа «Познай самого себя». Подчас индивидуальный микрокосм может пониматься не только как конденсат Вселенной, но и как снятая и вечно пребывающая в «Я» вся историческая смена людей, начиная с Адама и Евы. Этот вид религии способствует духовному совершенствованию, раскрытию творческого потенциала личности.

Социоцентрическая религия отражает стремление родового человека или определенных общественных групп к всеединству своих сущностных сил посредством воплощения искомой духовной целостности в избранном сакральном объекте. Основные разновидности социоцентрической религии – культы личности, государства, партии, избранного народа или социального класса, техники, науки. Процесс совершенствования индивидуальности человека может стимулироваться или тормозиться в зависимости от основных положений этой религии.

Космоцентрическая религия ориентирована на установление (восстановление, воспроизводство) связи людей с Богом, богами, энергетическим центром Вселенной, средоточием всех космических сил. Многие школы буддизма отрицают существование бога. Согласно их учению человек постоянно связан с космическим первоистоком и имеет возможность спастись через приближение к оси «колеса жизни», т.е. достигая состояния полного покоя (нирваны). Космоцентрические религии существуют в формах теизма, пантеизма и атеизма.

Подразделение религий на эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические позволяет применять понятие религии как по отношению к отдельному человеку, так и по отношению к большим социальным группам, обществу.

Религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Эта связь может полагаться:

а) как изначально непосредственная, впоследствии прерванная и подлежащая восстановлению;

б) как ориентация на достижение (опосредованно через промежуточные уровни) определенного идеала – непосредственной связи;

в) как подлежащая постоянному воспроизведению как в разные периоды жизни индивида, так и в целостном ряду поколений людей.

Религия выполняет ряд функций и играет важную роль в обществе. Выделяются следующие функции религии: мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, компенсаторная, культурнотранслирующая, интегрирующе-дезинтегрирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Религия вооружает верующих определенным мировоззрением, имеющим особенности в зависимости от вида религии. Система взглядов на человека, общество, природу получает отражение в миропонимании (объяснение мира в целом и отдельных процессов и явлений в нем); миросозерцании (отражение мира в ощущении и восприятии); мирочувствовании (эмоциональное приятие или отвержение); мироотношении (этическая оценка) и т.д. Религиозное мировоззрение раскрывает смысл и цели жизни человека. Оно помогает верующему подняться над ограниченностью бытия, делает его жизнь осмысленной и одухотворенной, мотивирует его поведение.

Коммуникативная функция религии осуществляется в процессе реального общения. Обмен информацией, ритуальное взаимодействие между верующими осуществляются в соответствии с определенными требованиями, моральными нормами, выполнение которых позволяет создать атмосферу любви, уважения, дружелюбия.

Регулятивная функция религии проявляется в том, что деятельность, сознание и поведение верующих людей определяются религиозными идеями, ценностями, традициями, обычаями, установками, мнениями.

Культурнотранслирующая функция проявляется в сохранении и развитии некоторых слоев культуры (письменность, архитектура, музыка), имеющих религиозную направленность. В то же время деятелями церкви уничтожалось культурное наследие, имеющее антирелигиозный характер.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция религии состоит в том, что религия в одном случае, сплачивает верующих людей, а в другом – разъединяет их. Объединение происходит в случае принадлежности людей к единому вероисповеданию. Противоположная тенденция наблюдается тогда, когда в обществе происходит противостояние различных конфессий, что вызывает у людей недоверие, подозрение и вражду по отношению к инаковерующим.

Легитимирующе-разлегитимитирующая функция заключается в утверждении законности некоторых институтов, государственных, политических, правовых, отношений, норм и отрицании правомерности некоторых из них. Легитимирующая функция религии проявлялась, например, в освещении церковью царской власти. Примером разлегимитирующей функции религии является прошедшая под религиозным лозунгом революция в Иране, когда на смену светской власти к руководству страной пришли высшие духовные лица.

Компенсаторная функция заключается в том, что из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального, религия выполняет роль иллюзорного компенсатора. Согласно религиозным канонам провозглашается равенство всех людей перед Богом, что облегчает психологическое состояние людей, находящихся в тяжелых социальных условиях. Решение всех неразрешенных проблем переносится в иллюзорный потусторонний мир.

Религия является универсальной формой общественного сознания. Если наука, философия, искусство опосредованно влияют на поведение людей, то право, мораль, идеология непосредственно определяют человеческое поведение. Универсальность религии проявляется в том, что будучи способом духовно-практического и чисто духовного освоения человеком любой сферы его жизнедеятельности, она оказывает как опосредованное (воздаяния, исходящие от Божества), так и непосредственное (наказания и поощрения, исходящие от служителей религии) влияние на поведение людей.

В отличие от науки, достигающей наилучших результатов в изучении окружающей действительности, религия играет ведущую роль в открывании смыслов жизненной целостности индивида, общества, космоса.

Религия предлагает и сакрализирует смыслы жизненных целостностей, как по причине их исключительной ценности для человека, так и по причине их таинственности. В течение длительного времени религия накопила множество способов интуитивно-мистического осмысления природных целостностей и иррациональных эффектов человеческого действия.

Религия в исторической культуре человечества предстает сложным и многообразным духовным явлением. Она, пронизывая всю нравственно-этическую сферу жизни людей, наполняет ее высшим смыслом. Она выполняет и вполне определенную социально-регулятивную роль. Оказывая значительное влияние на процесс становления личностного сознания, религия содействует социальной интеграции общества.

Э. Дюркгейм, указывая на специфику социальной функции религии, отмечал, что религиозные представления выражают коллективные реальности, а потому авторитетны для индивидов. Он полагал, что категории всецелости, общества и божественности являются различными аспектами одного и того же понятия «божественное социальное», а религия представляет идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества. Существо религии – в сакрализации базовых социальных связей. Дополняя определение религии как связи человека и общества с Абсолютом подходом Дюркгейма, можно определить религию как поиск и установление сакральных связей, благодаря которым индивид и социальные группы приобретают необходимую целостность.

Религия стремится достичь подлинного бытия, преодолевая все пороки и несовершенства, предостерегает людей от ошибок. Она указывает цели и средства, намечает пути к гармонии и совершенству.

По мнению М. Вебера, религия – основа ценностной рациональности: в рамках религии возможно формирование смысложизненных задач; система религиозных разрешений и запретов составляет основу нравственности.

В религиозной морали выступают две группы ценностей: человеческие и сверхчеловеческие. Смысл человеческой жизни заключается в религиозном служении. Утверждается, что только соответствующее религиозным канонам поведение, может быть нравственным.

Как специфически-мировоззренческая форма сознания, религия имеет два уровня состояния: рациональный, представляющий систему понятий и представлений о мире и чувственно-эмоциональный, выражающийся в различных обрядах и т.п. Эти уровни религиозного сознания представляют собой духовно-социальную систему ценностей общества, в которых выражается потребность людей в интимно-эмоциональном переживании причастности своего сугубо личного существования с существованием Всеобщего мира.

Э. Фромм писал, что в религии могут проявиться две тенденции: авторитарная и гуманистическая. В первом случае проявляется авторитарная природа религии. Бог, олицетворяя высшую силу и власть, находится вне человеческого мира и управляет им. Во втором случае раскрывается гуманистический потенциал религии. Несмотря на трансцендентность бытия Бога, он не господствует над человеческим миром. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он обязан раскрыть свою божественную сущность, постоянно выходя за свои пределы, приобретая новые возможности. Вера в безграничные человеческие возможности человека способствует постоянному развитию и совершенствованию его личности.

Религия является одной из необходимых форм постижения единства мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида. Она способствует космизации человеческого бытия, широко раздвигая рамки земного существования. Бурное развитие научного знания в XYIII-XIX вв. породило у многих мыслителей скептическое отношение к религии. Предполагалось, что в ближайшем будущем религиозное мировоззрение окончательно уступит место научным взглядам на природу, общество и человека. Однако общественное развитие в ХХ веке не подтвердило прогнозов о неминуемом крушении религиозной системы ценностей. Жизнь показала, что религию нельзя рассматривать как пережиток общественного сознания и что ее роль в обществе, как важного социального института, сохраняется.

Россия – страна, отличающаяся исключительной множественностью и многообразием религий. Современные исследователи насчитывают свыше семидесяти религиозных направлений, исповедуемых более 150 народами России. Чисто условно к числу «основных» или традиционных российских религий следует отнести: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Рассмотрим, как идеи милосердия и благотворительности получили отражение в учениях этих конфессий.

 

2. Милосердие и благотворительность в традиционных российских конфессиях

религия функция милосердие благотворительность

В восточно-христианской церкви с момента ее возникновения традиционно важное значение имели милосердие и благотворительная деятельность. В православном учении считалось, что в познании бога участвовали чувства человека не только «физические» (зрение, слух и т.п.), но и «духовные» - любовь, скорбь, сострадание и т.п. На пути к богу сострадание к другому человеку, милостыня играли функцию «спасения».

В Византии милосердие почиталось особой добродетелью. Проявление милосердия включало готовность подать милостыню убогому, оказание сострадания увечному. При византийских монастырях имелись странноприемные дома и больницы.

Принятие христианства способствовало повышению уровня нравственности древнерусского общества. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему. Реализация этой заповеди направлялась преимущественно в одну сторону: «любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню» – отмечал В.О. Ключевский. По мнению различных исследователей, благотворительность в России изначально была необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему. Считалось, что подача милостыни способствовала повышению уровня духовного совершенствования благотворителя.

Вводя православное христианство на Руси, князь Владимир воплощал в жизнь положения христианского учения о милосердии к людям, заботы о ближнем. По свидетельству Начальной летописи, он велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, и питье, и деньги из казны». Тем, кто не мог ходить, князь велел на телегах привозить хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед в бочках, квас. Стремясь придать благотворительной деятельности организованный характер, князь Владимир в 996 г. издает Указ, в котором общественное призрение поручалось попечению и надзору духовенства в лице патриарха и других подчиненных ему церковных структур.

При князе Владимире появляются «богадельни, гостиницы, дома странноприимства, лекари и все люди увечные … были подсудны одним Епископам». На их содержание определялась «десятина» (от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.).

Инициативу по оказанию помощи нуждающимся людям с самого начала взяла на себя православная церковь и сохраняла ее до правления Петра I.

В православном учении концепция милосердия занимает центральное место. В нем милосердие понимается как образ жизни церковного организма. Милосердие несовместимо с прагматизмом. Оно оказывается не во имя себя или даже другого, а ради всевышнего. Посредством милосердной деятельности устанавливаются бытийные связи со сверхличными началами, с Богом. Следование по пути проявления милосердия и является путем к спасению. Милосердие предстает как общечеловеческая норма и ценность. Милосердие – это путь любви между людьми, это открытость и сердечность в их отношениях, в основе которых лежит уважение и соблюдение человеком прав других членов общества.

Постепенно православные храмы и монастыри становятся центрами благотворительности, размах деятельности которых был иногда весьма впечатляющим. Перед нашествием татаро-монгол в Киевской Руси насчитывалось около 120 монастырей. Помощь, оказываемая нуждающимся, была разнообразна. Она выражалась в постройке жилища, и в выкупе пленных, и в обучении ремеслам и в обеспечении необходимыми продуктами питания. При монастырях строились также больницы и богадельни, деятельность которых имело значение не только практическое, но и нравственно-воспитательное.

В Х-ХIII веках получила распространение социальная помощь не только через монастыри, но и через приходы. Церковные приходы с помощью прихожан призревали сирот, беспомощных стариков, инвалидов, помогали бедным одеждой и продуктами, иногда буквально спасали от голода целые деревни, лечили, учили, врачевали душевные раны. Приходы сыграли большую роль в распространении грамотности и в защите слабых от сильных (особенно женщин от тиранов-мужей). Для детского призрения при богадельнях устраивались приюты для подкидышей и сирот.

В домонгольский период церковная благотворительность существовала наряду с частной милостыней и светским попечением о бедных. В период же татаро-монгольского нашествия милосердная и благотворительная деятельность осуществлялась лишь духовенством, которое было освобождено от татарских даней и поборов. В монастырях находили приют и получали помощь тысячи людей.

Со второй половины XIY в. получили распространение монастыри нового типа – с крупным землевладением и хозяйством. Монастыри-вотчины скупали землю и становились крупными землевладельцами, они приобретали функции сильных, «могутных», которыми обладали раньше только князья.

В этот период важное место в деятельности монастырей занимало бесплатное обучение грамоте бедных детей, сирот. В этих целях открывались приюты при монастырях, церковно-приходские школы. Так, Виленское Св.Троицкое Братство организовывало обучение «убогих сирот» русскому, греческому, латинскому и польскому языкам, поддерживало материально «людей ученых, духовных и светских, для школьной науки». На Рождество и Пасху братство давало милостыню нищим, больным, заключенным.

В годы правления Петра I церковная благотворительность была поставлена под жесткий контроль. Дело общественного призрения все более приобретало государственный характер. Все большую роль в деле социальной помощи нуждающимся людям стали играть государственные и частные благотворительные структуры.

Тем не менее милосердно-благотворительная деятельность православной церкви и в послепетровский период не прекращалась. В рамках благотворительных обществ при Русской православной церкви функционировали больницы и лечебницы для тяжелобольных, психически больных, инвалидов, в которых обслуживающий персонал состоял из сестер и братьев милосердия из числа мирян и послушников монастырей. В столовых и чайных нуждающиеся питались бесплатно. В церковно-приходских школах и производственных мастерских велось бесплатное обучение детей из бедных семей грамоте и какому-нибудь ремеслу.

Активное участие в начале ХХ века Русская православная церковь принимала в благотворительном движении за трезвость. На благотворительные боны (чеки), которые распрстраняло общество борьбы за трезвость, можно было приобрести только продукты питания и запрещалось получать винно-водочные изделия.

В советский период благотворительность как одна из форм социальной помощи была официально запрещена. Государство взяло на себя заботу о социальном обеспечении и социальном страховании населения. В 1990 г. официальный запрет на благотворительную деятельность был отменен и в настоящее время сфера и объем социальной помощи нуждающимся Русской православной церкви заметно расширились. Появилось много православных благотворительных фондов и обществ, которые оказывают индивидуальную и групповую (беженцы, мигранты и т.п.) помощь, финансирует социальные программы благотворительного характера. Значительное число верующих участвует в милосердно-благотворительной деятельности. Наиболее организованно милосердно-благотворительная работа проводится в епархиях, в большинстве которых имеются социальные комитеты, комиссии, фонды и отделы, занимающиеся вопросами благотворительности и социального служения. Многие епархии оказывают постоянную помощь детским домам, яслям и приютам. Они также организовали сеть благотворительных столовых и богаделен, патронажных служб и магазинов для неимущих. Не остаются без внимания и помощи больницы, общества инвалидов и тюрьмы. Отдел церковной благотворительности и социального служения оказывает епархиям, приходам и монастырям регулярную материальную помощь и консультативное содействие. В нем издается ежемесячный вестник «Диакония», который получают все епархии.

Необходимо отметить также милосердно-благотворительную деятельность различных православных братств и сестричеств, объединенных в Союз православных братств, Всецерковного православного молодежного движения, Православного общества «Радонеж», Православного благотворительного братства во имя Всемилостливого Спаса, Православного просветительско-благотворительного братства «Сретенье», Союза «Христианское возрождение» и др.

Кратко назовем основные направления деятельности Русской православной церкви в сфере социальной помощи населению.

1) Медицинские программы. При содействии Русской православной церкви открываются больницы и госпитали, в которых получают медицинскую помощь малообеспеченные, одинокие и престарелые люди. Специально подготовленные для оказания медицинской помощи кадры, обладающие не только необходимой профессиональной подготовкой, но и нравственными качествами готовятся в сети училищ сестер милосердия, в рамках братства врачей, при некоторых больницах. Специфика деятельности таких специалистов заключается в том, что оказывая необходимую медицинскую помощь, они приобщают больных к истинной вере, нормализуют их психологическое состояние.

2) Антиалкогольная программа. Работа в этом направлении проводится по принципу «семейных общин трезвости», где в процессе лечения алкоголиков проводятся беседы и консультации с их родственниками в целях создания необходимого психологического климата в семье, способствующего выздоровлению больного. В конце 90-х гг. работало 25 семейных клубов.

3) Работа с заключенными. Во многих исправительно-трудовых колониях духовные лица общаются с осужденными. В ходе задушевных и непринужденных бесед священнослужитель или верующий – мирянин строит, как правило, свое общение на нравственно-психологичекой основе, исключающей укор, назидание с позиции морального превосходства, негативную оценку личности осужденного. Такой подход, когда правонарушитель отделяется от своего преступления и принимается как жертва злой воли, когда проявляется высокий уровень сочувствия и сострадания, позволяет создать духовному лицу нравственно-психологическую атмосферу, в которой открыто проявляются искренность, сердечность, взаимопонимание людей, что способствует моральному оздоровлению заключенных.

4) Оказание консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

5) Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Весьма характерно, что милосердная и благотворительная деятельность проводится среди людей независимо от национальной и религиозной принадлежности, что способствует гармонизации национальных и этноконфессиальных отношений.

6) Помощь престарелым и инвалидам. Забота о престарелых больных, инвалидах постоянно находится в фокусе внимания представителей Русской православной церкви. Типичным примером этого является деятельность православного общества «Надежда и спасение», члены которого оказывают разнообразную помощь престарелым людям на дому. Это общество проводит также благотворительные вечера для участников Великой Отечественной войны, инвалидов и престарелых.

Даже такое краткое, далеко не полное перечисление основных направлений деятельности Русской православной церкви говорит о том, что в настоящее время значительно расширилось влияние и выросло ее значение в жизни российского общества.

Проблема милосердия занимает в исламе большое место. О необходимости милосердного отношения к окружающим людям часто упоминается в Коране. При этом милосердно-благотворительная деятельность в учении ислама рассматривается как служение Аллаху, как необходимое условие лучшей будущей жизни в потустороннем мире.

В мусульманском вероучении говорится о необходимости проявления как общественной заботы о всех нуждающихся, так и индивидуальной сострадательности. Мусульманин обязан гуманно относиться к любому человеку, попавшему в затруднительное положение, в том числе и к побежденному и рабу. Особенно внимательно ислам обязывает относиться к сиротам и не жалеть средств на пожертвование им.

Особенно большое внимание в Коране уделяется благотворительности. По словам Мухаммеда: «Только два рода людей среди моих последователей заслуживают зависти: муж, одаренный научным знанием, которым делится на пользу человечества, и богач, тратящий свое состояние на пользу своих братий».

По утверждению Корана, милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две формы: «закят» и «садака». Возникнув первоначально как милостыня, закят превратился впоследствии в налог в пользу нуждающихся мусульман, выплачиваемый натурой, собираемый в определенное время – в праздники или в другие священные дни. Закят должен был уплачиваться с имущества, превышающего определенный минимум, в размере 2,5%, с продуктов земледелия – 10%, с добычи золота, серебра, драгоценных камней, продуктов моря – пятую часть (20%). Платить закят обязаны, согласно Корану, все взрослые дееспособные мусульмане. Получать закят могли бедные, несостоятельные должники, участники войны за веру, путники, не имеющие средств на возвращение, сборщика закята.

В отличие от обязательного для подавляющего числа мусульман закята, садака означает добровольное пожертвование в пользу нищего, бедного, калеки или в пользу храма. Этот вид милостыни совершается из внутренних побуждений, совершенно бескорыстно каждым, имеющим такую возможность мусульманином. Садака может выступать в трех видах:

а) единичный акт благотворительности;

б) искупительное действие, т.е. штраф (каффара) за умышленное нарушение предписания, например поста, идущий на благотворительные цели;

в) выделение имущим части своих доходов в пользу неимущих.

Принимать милостыню (садака) имеет право лишь человек, который не в состоянии сам ее давать.

Рекомендуется мусульманам также оказание помощи путем прощения долгов, представлением услуг и жилья, прощения долга и обязательств, посещения больных и умирающих и т.п. Состоятельные люди могут жертвовать земли и недвижимости в виде вакфа – неотчуждаемого имущества, предназначенного для общей пользы.

В годы советской власти, за исключением периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., проводилась политика, ориентированная на изживание мусульманской благотворительности и только закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 09 октября 1990 г. и закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. открыли возможность развития милосердной и благотворительной деятельности мусльманских религиозных организаций и верующих. Разрешалось использовать в благотворительных целях пожертвования зарубежных религиозных организаций, фондов и частных лиц.

Большую работу по оказанию помощи нуждающимся проводит Департамент благотворительности и милосердия, созданный при Духовном управлении мусульман Центрально-Европейского региона. Активисты Департамента систематически посещают обитателей домов престарелых, одиноких мусульман на дому, приносят им подарки, религиозную и мусульманскую литературу, помогают в уборке помещений, читают суры из Корана. Подобная милосердно-благотворительная деятельность ведется во многих муфтиятах. При них создаются благотворительные фонды, оказывающие особенно большую помощь сиротам, одиноким престарелым людям, инвалидам. Исламские религиозные организации и рядовые мусульмане оказывают также большую гуманитарную помощь людям, независимо от их национальности, пострадавшим от стихийных бедствий и военных конфликтов в различных районах страны.

В настоящее время заметно усилилось влияние ислама на общество, и особенно на подрастающее поколение. Духовные руководители мусульман активно выступают с предложениями, направленными на укрепление мира и сотрудничества между людьми различной национальности независимо от вероисповедания.

В иудаизиме благотворительность и милосердие занимают важное место. Одним из основных принципов этого вероучения является сочувствие и сострадание к униженным, бедствующим, больным и нуждающимся людям. Помощь, сочувствие и милосердное отношение к бедным и нуждающимся является высшей религиозной добродетелью. При этом своеобразна трактовка милостыни. Согласно Талмуду, принимающий подаяние, оказывает дающему большую услугу, чем последний оказывает бедному. Считается, что акты благотворительности и милосердия являются выполнением воли Бога и проявлением высшей религиозной добродетели. Причем милосердие и сострадание распространяется и на неодушевленный мир.

В Талмуде по отношению к окружающей среде был выдвинут принцип «не губи» (по еврейски баал ташхит). Запрещалось уничтожать или портить вещи или продукты питания, которые могли бы использоваться другими людьми. Проявление чувства и заботы к человеку выражала библейская заповедь: «Люби ближнего твоего как самого себя» (Левит 19:18). Со временем это положение стало пониматься как необходимость оказания другому человеку какой-либо услуги, т.е. требовалось совершение добрых дел для окружающих.

Совершение добрых дел могло быть в разнообразных формах: от моральной поддержки и сочувствия до материальной помощи. В иудаизме к добрым делам, угодным Богу, относят: гостеприимство и предоставление пищи голодным, одежды и обуви нуждающимся, посещение и уход за больными, погребение умерших и проводы в последний путь, утешение скорбящих по умершим, выкуп попавших в плен и выдача замуж невест из бедных семей. Причем, характерно, что благотворительность и милосердие могли оказываться нуждающимся людям других национальностей.

Законы Моисея предписывали при сборе урожая опавшие колосья и несжатые края поля оставлять беднякам. Забытый на поле сноп могли взять вдовы, сироты, пришельцы. Они же раз в три года получали десятую часть всех продуктов земли. Беспроцентную ссуду могли получить все нуждающиеся независимо от происхождения. В то же время рекомендуется с целью профилактики лени и безделья людей, просящих помощь, проверять их истинное материальное положение. Наиболее предпочтительным считалось создать условия для нуждающегося самому заработать себе на жизнь. Вместе с тем многодетным, больным и старым людям, явно нуждающимся в помощи, запрещалось от нее отказываться.

В настоящее время наблюдается возрождение милосердно-благотворительной деятельности еврейских религиозных общин, которая была официально запрещена в советский период. Возникли десятки благотворительных центров, в которых оказывается разнообразная помощь инвалидам и пожилым людям, в том числе прокат медицинского оборудования, медицинские консультации, работают благотворительные столовые, практикуется доставка на дом горячих обедов для самых немощных. Проводятся также встречи религиозных праздников и различные культурные мероприятия. Следует отметить, что объем благотворительной помощи еврейских религиозных организаций, как правило выше, чем у других аналогичных организаций других конфессий.

Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием, поэтому не случайно милосердие, любовь, сострадание являются основополагающими понятиями в учении буддизма. Согласно идее перерождения, после смерти живого существа происходит его новое рождение с новыми страданиями. Форма нового перерождения определяется кармой, которая представляет сумму всех поступков и помыслов существа во всех предыдущих перевоплощениях. По закону кармы любые поступки, слова, намерения и мысли человека имеют положительное или отрицательное моральное значение. Хотя всё в данной жизни человека определено его кармой, он имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах, действиях. В этой частичной свободе и заложен путь к спасению. Благородная и нравственная жизнь улучшает карму. Таким образом, для буддизма характерна идея опоры человека на собственные усилия для достижения спасения, а также идея о равенстве людей.

Важной этической заповедью буддизма является щедрость в благотворительности. Монахам запрещалось трудиться, они должны были жить милостыней. В этой связи щедрость мирян рассматривалась как праведный акт. Основной принцип в реализации чувства милосердия и сострадания в буддизме – нацеленность на конкретный результат, активное сострадание в реальном времени и при реальных условиях.

В нашей стране буддизм получил распространение в Бурятии, Калмыкии, Туве, бурятских национальных районах Иркутской и Читинской областей. В настоящее время буддийские религиозные организации и общины имеются также во многих городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге и др. Ими организуются семинары и лекции видных буддийских наставников и монахов, проводятся различные мероприятия, где присутствующие получают бесплатно или по минимальной цене научную и религиозную литературу, одежду, «секонд-ханд». Активистами буддийских общин проводятся вечера отдыха и дружбы.

В настоящее время идет процесс объединения усилий религиозных и государственных органов по развитию милосердно-благотворительной деятельности.

Библиографический список

1.  Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. - М.: Наука, 2010.

2.  Бербешина З.А. Этика и практика социального работника / Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .

3.  Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.

4.  Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.

5.  Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Минск, 2008.

6.  Шадриков В.Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. - 2010. - № 2.

7.  Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.

8.  Гессен Ю. История еврейского народа в России. – М.: Наука,2008.

9.  Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.

10.  Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.




1. Lшкi туризм деген белгiлi бiр елде т~ра~ты т~рмайтын адамдарды~ сол елге саяхат жасауы ~леуметтiк туризм
2. файлы и excelтаблицы в хранилище данных.html
3. планзвіт по лісовому гву 2
4. Виды факторинговых операций
5. вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми ко
6. Общая характеристика железнодорожного транспорта
7. реферату- Права та обовязки вартовогоРозділ- Військова справа ДПЮ Права та обовязки вартового ПРИЗНАЧЕНН
8. Кредит Экономический цикл
9. Лабораторная работа 1 Металлографический анализ
10. следственная связь ПСС Вина в форме умысла или неосторожности Вина ~ это психическое отношение
11. Детский сад ’143 г.html
12.  Поняття індивідуального стилю письменника його складники
13. тематики АВТОРЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічни.html
14. тематически излагавшие рим
15. фізіологічний розчин
16. Облік і аудит магістерська програма Облік та аудит в управлінні АПК Відповідно до Положення про о
17. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого
18. Данные с которыми работает программа хранятся в памяти компьютера чаще оперативной.html
19. Размещение и деятельность эвакуированных заводов в Новокузнецке
20. Тема 1 Робота з шаблонами документів Завдання- На основі стандартного шаблону Microsoft Excel 2007 створити шаблон п