Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Россия и Европейский союз
определяются в выборе
стратегического партнера
Юрий Борко
президент Ассоциации европейских исследований
Выступая прошлой осенью на заседании Европейского парламента, посвященном международному финансовому кризису и положению в России, президент Европейской комиссии Жак Сантер сказал, что при всей важности финансового кризиса в Азии, он менее важен для европейского общественного мнения, чем положение в России. "Сегодня, - по мнению Ж.Сантера, - российские границы это европейские границы". Смысл фразы очевиден: то, что происходит в нашей стране, прямым образом затрагивает ЕС и всю Европу. Критически настроенный ум может увидеть в этом суждении противопоставление двух частей Европы. Но даже если не прибегать к полемическим кульбитам, остается вопрос, требующий серьезных размышлений: что будет символизировать граница между Россией и интегрированной Европой в наступающем XXI столетии - повернутые друг к другу спины или дружеское рукопожатие?
Европейский союз - далеко не единственный наш партнер в Европе. Однако сотрудничество с ним имеет первостепенное значение. Уже сейчас фактически, а через 10 - 15 лет и формально ЕС будет представлять в мировой экономике и политике почти все европейские государства вплоть до нынешних границ СНГ, а на некоторых участках будет непосредственно соседствовать с Россией. По своей компетенции и сфере деятельности эта организация имеет универсальный характер, а принимаемые ею решения по многим важнейшим вопросам обязательны для входящих в нее государств. Основой взаимоотношений между Россией и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу 1 декабря 1997 г. Итоги первого года действия соглашения обсуждались на конференции, организованной Институтом Европы РАН и Ассоциацией европейских исследований совместно с представительством Европейской комиссии в России.
Как показало обсуждение, год распадается на две части, разделенные "черной датой" - 17 августа. До нее участники соглашения были заняты решением двух задач: во-первых, созданием органов сотрудничества и совместной программы действий, а во-вторых, поиском компромиссов по некоторым вопросам взаимной торговли, служившим предметом непростых дискуссий в течение последних трех лет.
Договоренности по этим вопросам - главный практический результат первого года. Он имеет для России принципиальное значение. В конце марта ЕС исключил наконец Россию из списка стран с "государственной торговлей" и распространил на нее те же правила антидемпинговых расследований, которые применяются к странам с рыночной экономикой. 23 июля стороны подписали новое соглашение о торговле текстильными товарами, переговоры о котором велись с 1995 г. В соответствии с этим соглашением с момента его вступления в силу полностью отменялись все количественные ограничения на импорт текстиля, чего длительное время добивалась Москва. Этим список существенных достижений первого года исчерпывается.
Однако уже в первые месяцы минувшего года успехи были перекрыты негативными тенденциями в сфере торгово-экономических отношений, обусловленными падением цен на нефть, финансовыми кризисами в Юго-Восточной Азии и в российской экономике. В первом полугодии впервые произошло абсолютное сокращение объема российского экспорта в ЕС до 11,0 млрд. долл. по сравнению с 13,3 млрд. долл. в январе - июне 1997 г., или на 17,3%. Поскольку импорт из стран ЕС, напротив, увеличился на 35,7%, положительное сальдо торговли Россия - ЕС уменьшилось с 5,4 млрд. долл. до 244 млн., то есть фактически сошло на нет. Наметилась также тенденция к уходу иностранного капитала, в том числе западноевропейского, с российского рынка.
Решение правительства Сергея Кириенко, объявившего 17 августа о моратории на все выплаты по внутреннему и внешнему долгам и отпустившего рубль в свободное плавание, резко изменило содержание и характер взаимоотношений между ЕС и Россией, перевело их из нормального режима в чрезвычайный. С одной стороны, замедлилось выполнение совместной программы действий, с другой -резко возросла интенсивность контактов, посвященных вопросам, непосредственно связанным с российским кризисом. Первый шок и явное раздражение в западноевропейских столицах сменились выжиданием и растущим беспокойством ввиду затянувшегося политического кризиса в России. Затем, после образования правительства во главе с Е.М.Примаковым, последовала серия встреч на высоком уровне, включая экстренный визит Ж.Сантера в Москву (8 - 9 октября), Венский саммит Россия - ЕС (27 - 28 октября) и московское заседание Комитета сотрудничества Россия - ЕС (15 декабря).
Если суммировать многочисленные и не всегда совпадающие заявления ответственных лиц, подход ЕС к сотрудничеству с Россией в возникших условиях сводится к четырем пунктам:
В ходе этих встреч стороны согласились с тем, что принятая совместная программа действий на 1998 год, большей частью не выполненная, должна быть переориентирована на содействие структурным преобразованиям в таких областях, как банковская система, бюджет (сбор налогов и контроль над расходами) , подготовка административных кадров и менеджеров, совершенствование экономического законодательства, в том числе регулирующего деятельность иностранных инвесторов.
Важная роль в осуществлении скорректированной программы действий отводится программе ТАСИС, которая также пересматривается в целях содействия структурным реформам. В декабре 1998 г. в Брюсселе был подписан финансовый меморандум, дающий старт 32 новым долгосрочным проектам в рамках ТАСИС общей стоимостью в 112,2 млн. евро. Проекты охватывают восемь приоритетных направлений: развитие человеческих ресурсов, социальная защита, поддержка российских предприятий, энергетический сектор, транспорт, защита окружающей среды, телекоммуникации, пищевая промышленность. Программа первоочередных мер включает также продовольственную помощь России. 20 января 1999 г. в Брюсселе был подписан меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым ЕС поставит в Россию сельскохозяйственные продукты (пшеницу, рис, говядину, свинину, молочный порошок и т.д.) на сумму примерно в 400 млн. евро. Предметом долгих переговоров было создание надежного механизма распределения помощи, поскольку европейцы уже имели печальный опыт в начале 90-х годов, когда гуманитарная помощь зачастую доставалась кому угодно, но только не тем, кто в ней действительно нуждался.
Масштаб кризиса, отбросившего нашу страну на несколько лет назад, вынуждает заново оценить перспективы ее продвижения к созданию нормально функционирующей рыночной экономики и правовому государству. Соответственно заново должна быть рассмотрена и перспектива развития сотрудничества между Россией и Европейским союзом. Решение на этот счет в Брюсселе уже принято, и начата подготовка документа о стратегии ЕС в отношении России. Более того, состоявшийся в декабре прошлого года Венский саммит ЕС заслушал доклад о ходе работы над этим документом и принял решение провести его первое обсуждение на следующем саммите, который состоится в Кельне 4-5 июня с.г.
Краткая информация, опубликованная в начале января информационным агентством "Европа", указывает на исходный тезис документа , который состоит в том, что Россия является крайне важным стратегическим партнером ЕС, ее стабильность и благосостояние имеют важное стратегическое значение для союза. Такой подход предлагается с учетом четырех существенных факторов:
Стратегическое партнерство с Россией необходимо в интересах стабильности в Европе. Угроза такой стабильности усматривается в нелегальном ввозе наркотиков и массовой эмиграции из России, если она будет пребывать в состоянии перманентного кризиса или длительной стагнации.
Задача обеспечения мира и безопасности во всем мире также требует политического диалога и партнерства с Россией, которая по-прежнему претендует быть крупной державой прежде всего как член Совета Безопасности ООН.
ЕС и Россия экономически взаимозависимы. Хотя доля России во внешней торговле ЕС составляет всего 3,5%, она является главным импортером ряда сельскохозяйственных продуктов и обеспечивает 20% потребляемого в ЕС газа и 16% нефти. ЕС является главным торговым партнером России.
Важнейшее направление сотрудничества с Россией - защита окружающей среды, где главной проблемой является устранение рисков, обусловленных ненадежностью российских АЭС и накоплением ядерных отходов.
Доклад предусматривает, что общая стратегия ЕС должна осуществляться в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Помимо него, предлагается использовать и другие инструменты политики ЕС:
программы ТАСИС, которые будут действовать с 2000 г. на основе нового регламента (их годовой бюджет для России определен в 200 млн. евро);
гуманитарная помощь, ориентированная главным образом на сектор здравоохранения;
продовольственная помощь;
региональное сотрудничество в зонах Баренцева, Балтийского и Черного морей;
Европейский инвестиционный банк в принципе не распространяет свою деятельность на Россию, однако возможно его участие в финансировании отдельных проектов, предложенных российской стороной и признанных заслуживающими поддержки;
двусторонняя помощь, оказываемая России государствами-членами и согласованная с помощью ЕС.
В докладе выделены приоритетные проблемы и сферы сотрудничества. К краткосрочным приоритетам отнесены продовольственные нужды России, гуманитарные и социальные проблемы, российские долги, макроэкономическая помощь. Особую группу приоритетов составляют структурные проблемы - реформа банковской и налоговой системы, преодоление возникших трудностей в развитии взаимной торговли, создание благоприятных правовых и иных условий для деятельности иностранных инвесторов. Наконец, к группе долгосрочных приоритетов отнесены внешнеполитическое сотрудничество, вступление России в ВТО, промышленная политика, сельское хозяйство, содействие строительству правового государства и гражданского общества, развитие человеческих ресурсов, ядерная безопасность и операции с ядерными отходами, конверсия военного производства, борьба с международной преступностью.
Таким образом, авторы доклада предложили весьма амбициозную стратегию сотрудничества, охватывающую практически все важнейшие области внутренней и внешней политики за исключением военной и военно-политической сферы, которая находится в компетенции НАТО.
Примечательной особенностью доклада является то, что в нем поставлен вопрос о взаимодействии ЕС с другими международными организациями или объединениями, сотрудничающими с Россией или определяющими стратегию такого сотрудничества. В нем кратко характеризуется содержание сотрудничества с Россией таких организаций, как МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, ЕБРР, "Группа 7", Парижский и Лондонский клубы, а также США и Япония. Очевидно, именно с учетом этого раздела составители доклада сформулировали свою задачу как определение "глобальной стратегии" по отношению к России.
Это будет уже второй официальный документ ЕС, в котором формулируется концепция сотрудничества с Россией. Первый, под названием "Стратегия отношений ЕС - Россия", был принят Советом Евросоюза в ноябре 1995 г. В противоположность этому официальная Москва ни разу не обнародовала своей стратегии сотрудничества с ЕС, поскольку не только формально, но и по сути таковой не имеет. Поэтому подготовка нового программного документа ЕС является прямым вызовом для российского руководства ликвидировать этот пробел.
Это становится еще более актуальным потому, что есть важные для России вопросы, которые обойдены в документе молчанием или интерпретируются иначе, чем это видится из Москвы.
В проекте документа ЕС ничего не сказано о том, к какой "гавани", условно говоря, должно привести стратегическое партнерство. Между тем для определения российской стратегии это имеет первостепенное значение. У нас есть жизненно важные интересы в регионах, расположенных далеко от Европы. В течение ряда лет российские руководители высшего ранга выдвигали идею будущего членства России в ЕС. Позже эта тема исчезла из текстов официальных выступлений, хотя по-прежнему имеет сторонников в научных кругах. Недавно министр иностранных дел Игорь Иванов заявил, что Россия не ставит перед собой такую цель. Эту позицию следовало бы закрепить в официальном документе о стратегии России в отношении ЕС, четко изложив ее мотивы: несоответствие членства России в этом объединении ее геополитическому положению и множественности ее долгосрочных интересов в современном многополярном мире.
Оптимальной для России стратегической целью была бы интеграция в Европейское экономическое пространство, что подразумевает переход к свободному движению товаров, услуг, капиталов и в конечном счете физических лиц. А наиболее приемлемым форматом будущих договорных отношений - менее жесткое по взаимным обязательствам соглашение об ассоциации. Очевидно, что его неотъемлемой частью должно быть широкое политическое взаимодействие на международной арене и культурное сотрудничество. Выдвижение такой амбициозной цели при нынешнем состоянии России, возможно, будет воспринято как маниловское прожектерство. Но выбора нет. Нам надо уяснить для себя конечные цели.
Выбор стратегической цели требует, в свою очередь, определения промежуточных этапов и приоритетов. Ближайший этап - это реализация потенциала, заложенного в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Первоначальный срок его действия - десять лет. Трезвый учет ближних перспектив развития российской экономики позволяет предположить, что соглашение будет достаточной основой для развития сотрудничества и на более длительный период.
В соглашении заложена идея перехода к общей зоне свободной торговли, причем изучение возможностей ее создания должно было начаться уже в минувшем году. Сегодня очевидно, что путь к этой цели будет гораздо более продолжительным, чем представлялось России в 1993 - 1994 годах (именно Россия настояла на включении этого пункта в текст соглашения). Это значит, что переход к зоне свободной торговли следует рассматривать как следующий этап движения России к участию в европейском экономическом пространстве.
В сфере экономического сотрудничества главными проблемами для России являются динамичное развитие взаимной торговли и привлечение западноевропейских инвестиций в российскую экономику.
После обвала в 1991 - 1992 годах объем товарооборота между Россией в последующие пять лет возрос на 74% и значительно превысил объем торговли между ЕС (в нынешнем составе) и Советским Союзом в 1990 г. Однако уже в 1997 г. отчетливо обозначилась тенденция к стагнации торговых связей, а еще раньше - к сокращению положительного сальдо торговли (с 7,1 млрд. ЭКЮ в 1994 г. до 1,4 млрд. в 1997 г.). Вызвано это не финансовыми потрясениями, а резкой структурной асимметрией товарооборота. По сравнению с советским периодом принципиальных изменений в структуре российского экспорта в ЕС не произошло: доля энергетического сырья даже несколько упала - с 56,6% в 1990 г. до 42,2% в 1997 г., но это обусловлено снижением цен на энергоносители, особенно на нефть; доля машин и оборудования уменьшилась с 3,6% до 1,5%, а доля других промышленных товаров увеличилась с 10,9% до 22,1%. Однако около двух третей этого экспорта приходится на цветные металлы, сталь и стальные изделия. Основные изменения в структуре импорта - снижение удельного веса промышленной продукции производственного и потребительского назначения с 71,2% до 63,7% и увеличение доли продовольственных товаров с 11,7% до 20,3%.
Очевидно, что наряду с противодействием любым формам сдерживания российского промышленного экспорта в страны ЕС, центральной задачей для России является повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Это значит, что повышение эффективности торговой политики неразрывно связано с продуманной промышленной политикой, направленной, помимо всего прочего, на развитие экспортных отраслей.
Такой подход заставляет по-новому взглянуть еще на одну приоритетную задачу - политику в отношении иностранных инвестиций. На долю Западной Европы приходится примерно 60% иностранных вложений в российскую экономику за период 1992 - 1997 годов. Несмотря на отток иностранного капитала и свертывание активности иностранных компаний и банков после августа, большинство западноевропейских деловых партнеров, работавших в реальной экономике, из России не ушли. Если российское правительство сумеет стабилизировать ситуацию в экономике и решить проблему долгов, у западноевропейских компаний появятся дополнительные стимулы для активизации инвестиционной деятельности. Связано это с тем, что после девальвации рубля возможности торговой экспансии западноевропейских предприятий существенно сузились. После августа 1998 г. объем экспорта ЕС в Россию уменьшился едва ли не на четверть. Поэтому вопрос о переходе к новой политике освоения российского рынка - созданию предприятий с участием западноевропейского капитала, приносящего с собой новую технологию и организацию производства, становится гораздо более актуальным, чем раньше. Следовательно, нужна система мер, создающая более благоприятный климат для западных инвесторов, включая совершенствование законодательства, усиление борьбы с преступностью и коррупцией, защиту прав иностранных инвесторов и т.д.
Приоритетными направлениями являются также научно-техническое сотрудничество, в том числе более широкое участие России в рамочных научно-технических программах ЕС, осуществление проектов создания трансъевропейских транспортных коридоров, завершающихся в России или проходящих через ее территорию, сотрудничество в космосе, защите и оздоровлении окружающей среды, региональное и трансграничное сотрудничество и т.д. Наконец, особо важным представляется взаимодействие в области образования и профессионального обучения, поскольку вложения в "человеческий капитал" создают самую прочную основу для интеграции России в европейскую экономику, для формирования будущей системы безопасности и сотрудничества в Европе.