Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
План урока истории для 7 класса
Тема: Русская православная церковь в XVII веке
Цели урока:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: Черникова, Т. В. История России, XVII-XVIII века : учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / Т. В. Черникова ; под ред. А. Н. Сахарова. 2-е изд., стер. М. : Дрофа, 2001. 269 с. (параграф 11, С. 56-60), рабочая тетрадь учащихся, распечатанная для каждого учащегося схема «Реформы Никона», доска и мел.
Методический прием |
Содержание урока |
Примечания |
|
||
Включает в себя проверку наличия школьников на уроке, организацию рабочего места ученика и психологический настрой на предстоящую работу. |
||
|
||
Фронтальная беседа |
|
|
Переход к изучению нового материала |
Мы с вами изучили тему «Воссоединение Украины с Россией», где рассмотрели историю вхождения украинских земель в состав Российского государства. Но в это же время во внутренней политики Российского государства происходят события, которые значительно повлияли на дальнейшее развитие общества и церкви. В стране проходит церковная реформа патриарха Никона, которая впоследствии приводит к расколу в Русской православной церкви. |
|
|
||
Работа с тетрадью Вводная беседа Контрольная беседа |
Запишем сегодняшнее число и тему нашего урока «Русская православная церковь в XVII веке» Ребята, вы уже изучали деятельность Русской православной церкви в предшествующие исторические периоды. Напомните, какую роль играла Русская православная церковь в жизни общества в XV и XVI веках? (Православная церковь имела большое влияние в обществе и поддерживала самодержавную власть) Действительно, церковь имела большое влияние в обществе и в течении XV- первой половине XVII века происходило как в материальном, так и в идеологическом плане. Церковь увеличивала количество церковных и монастырских земель. Одновременно росли и политические притязания церкви. Самодержавие не могло мириться с таким сильным укреплением церкви и уже в XVI и первой половине XVII намечается тенденция по ограничению церковного и монастырского землевладения. Особые взаимоотношения между церковью и государством сложились в начале XVII века, когда к власти в Российском государстве пришла династия Романовых. Ребята, вы недавно изучали приход к власти первого царя из династии Романовых Михаила Романова. Какие вы можете выделить особенности во взаимоотношениях между церковью и государством в данный период, и чем они на ваш взгляд были обусловлены? (Отцом Михаила Федоровича был патриарх Филарет. Сам Михаил, сам правителем в юном возрасте нуждался в опоре и поддержке, которую ему и обеспечивал его отец патриарх Филарет. Он фактически в течении ряда лет был как церковным правителем, так и правителем государства. Единение светской и духовной власти позволило стабилизировать обстановку в стране после Смуты). В результате можно говорить о том, что Русская православная церковь к середине XVII века имела большое влияние, как в обществе, так и в правящих кругах. Это привело к росту политических претензий церкви. |
|
Логическое задание Логическое задание Образное повествование Вывод |
При такой сложившейся ситуации в 1652 г. патриархом становится Никон. Ребята, прочитайте, пожалуйста, отрывок из биографии Никона на странице 94 учебника. Как вы считаете, какие личные качества позволили Никону стать патриархом? Он был хорошим другом Алексея Михайловича и довольно энергичным и целеустремленным человеком. Став патриархом он начинает проводить церковную реформу (1653-1655) (запись на доске) к которым были объективные предпосылки. Как вы считаете, какие цели преследовали преобразования Никона? РЕФОРМЫ НИКОНА До проведения преобразований После завершения преобразований Крестное знамение двумя перстами Крестное знамение тремя перстами Двоекратное пение «аллилуйя» Троекратное пение «аллилуйя» Движение по-солонь (по солнцу) во время крестного хода Движение против солнца во время крестного хода Написание имени Христа как Исус Написание имени Христа как Иисус Разночтения в богослужебных книгах Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи Написание икон по греческим образцам, уничтожение старых икон Служение литургии на семи просфорах Служение литургии на пяти просфорах Произнесение в церкви определенных текстов проповедей Произнесение проповедей собственного сочинения Еще в XVI в. было замечено множество расхождений и недосмотров в церковных книгах. Много сложностей было и с переводами богослужебных текстов: одни переводчики плохо знали греческий язык, другие русский. На Стоглавом соборе 1551 г. было решено исправлять книги, сверяя их с «добрыми переводами», но отсутствие единого подхода привело к еще большему искажению текстов. Одной из попыток достичь единообразия в богослужебных книгах было открытие типографии в Москве, но вместе с количеством издаваемых книг росло и число ошибок. В последующем правка продолжалась, но, как правило, для этого использовались только славянские списки, поскольку мало кто из справщиков знал греческий язык Множество ошибок и несоответствий отметили прибывшие в Москву в начале 50-х гг. XVII в. восточные патриархи Гавриил и Афанасий. В то же время стало известно, что ученые старцы в греческих монастырях на Афоне сожгли русские печатные книги как содержащие множество еретических мнений. В местных церквях в разное время и из разных источников возникли и утвердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обряды, отличные от принятых в церкви греческой, от которой Русь приняла христианство. Таковы были двуперстное крестное знамение, образ написания имени Исус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение по-солонь, т. е. по солнцу (от левой руки к правой, обратившись лицом к алтарю), двоение возгласа аллилуйя. Никон начал свои реформы с того, что своею властью без Собора в 1653 г.(запись на доске) разослал по церквам указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении известной молитвы св. Ефрема Сирина, причем предписывал также креститься тремя перстами. Потом он ополчился против русских иконописцев своего времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон. В 1654 году (запись на доске) на церковном соборе было принято решение о переиздании «испорченных» церковных книг на основе греческих образцов. В Москву были свезены горы древних греческих и церковно-славянских книг, служивших образцами. Переизданные книги развозили по церквям, а несоответствующие образцам уничтожались. Таким образом можно выделить 2 основные цели преобразований Никона: устранить различия в богослужебной практике между русской и греческой православными церквями, что позволяло восстановить связи России с европейскими православными центрами. Также целью реформы было введение единообразия в церковной службе по всей территории страны |
Отрывок из биографии на странице 94, запись в тетрадь Запись в тетрадь хронологических рамок реформы После постановки логической задачи учащимся раздается таблица «Реформы Никона», которая впоследствии вклеивается в тетрадь. Запись в тетради Запись в тетради Проверка логического задания |
Сюжетное повествование Аналитическая беседа |
После проведения реформ Никон продолжал пользоваться поддержкой верхов власти. Алексей Михайлович поначалу поддерживал реформу. Но эта поддержка еще больше подстегнула самонадеянность патриарха. Непомерная гордость и властолюбие столкнули его с царем. Никону было мало того, что он именовался наравне с царем «государем». Он стал провозглашать идею о том, что церковная власть стоит выше государственной. В результате это переполнило терпение «тишайшего» царя и он перестал ходить на церковные службы, проводимые патриархом. Обидчивый и гневливый Никон уехал в 1658 году в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Истрой (запись на доске) и стал ждать, когда к нему явятся с прошением вернуться назад. Но царь не торопился этого делать, а стал готовить свержение Никона. В результате в 1660 году Церковный собор лишил Никона патриаршего сана, а на Церковном Соборе 1666-1667 (запись на доске) он был осужден и сослан в Ферапонтов монастырь. Ребята, как вы считаете, какое значение имел конфликт Алексея Михайловича и Никона для политической истории государства? (Конфликт светской и церковной власти показал определенную слабость самодержавия, и явился толчком для дальнейшего утверждения неограниченной власти абсолютного монарха) |
Запись в тетради Запись в тетради |
Образное повествование Вывод |
Церковный Собор 1666-1667 года стал определяющим не только в судьбе Никона, но таковым он стал и для движения старообрядцев, на котором все противники церковной реформы были прокляты. Собор положил начало расколу Русской православной церкви. Раскол разделение русской православной церкви на сторонников и противников реформы Никона (запись на доске). Движение старообрядчества было ответом части населения на церковную реформу Никона. Старообрядчество возникшее после реформ московского патриарха Никона религиозное течение, враждебное официальной церкви (запись на доске). Старообрядцы составляли меньшинство по отношению к подчинившимся реформе. Они выступали против введения любых нововведений в церковно-обрядовой сфере. Старообрядцы продолжали пользоваться старыми церковными книгами, которые они прятали от уничтожения. Но главная трагедия раскола заключается в начавшихся гонениях на старообрядцев, которые поддерживались и светской властью. Последователи старой веры бежали в леса, объединялись в общины и основывали скиты. Показательной на этом фоне является судьба и главного идеолога старообрядческого движения протопопа Аввакума (1620-1688). Он с юных лет посветил себя христианству, входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия» через который был знаком с Алексеем Михайловичем. Реформы Никона он воспринял очень негативно. За свои взгляды он был сослан в Сибирь в 1663 году, однако затем был возвращен в Москву, где он опять продолжил борьбу с официальной церковью. В результате он был сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме. Там он написал ряд трудов, в частности «Житие протопопа Аввакума». По царскому указу 11 апреля 1682 года протопоп был заживо сожжен. Народное недовольство принимало разные формы открытые восстания, уклонения от повинностей, неподчинение властям и как крайняя форма самосожжение. Раскол не преодолен по сей день. Таким образом, Русская православная церковь, имевшая большое влияние на общество и государство, после Смуты еще больше его усилило. Церковь окрепла настолько, что смогла в середине XVII века бороться за верховенство в государстве со светской властью. Также к середине XVII века сложились объективные предпосылки для проведения реформ. В результате была проведена церковная реформа Никона, которая послужила причиной раскола церкви и поделило православное общество на 2 части: «никонианцев» и «старообрядцев». |
Запись в тетради Запись в тетради |
|
||
А теперь давайте закрепим изученный материал.
|
||
Домашнее задание |
Учите параграф 11 в учебнике и устно отвечайте на вопросы после параграфа (запись на доске). |
|
Оценивание |