Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Суворов Дмитрий Владимирович, кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова
ПАМЯТЬ КАК СВЯЗЬ ВРЕМЁН («романовский след» в культуре Алапаевска).
Город Алапаевск уже неотделим от Романовых – благодаря страшной душераздирающей трагедии, случившейся в окрестностях города летом 1918 года. Трагедии, в некотором отношении даже более ужасной, нежели ипатьевская – хотя бы потому, что алапаевских узников не расстреляли (как жертв Екатеринбурга, Перми, Петрограда и Ташкента – всех мест, где шло истребление обречённого рода), а живьём сбросили в шахту и забросали гранатами… Алапаевск стал таким же символом, как и Екатеринбург, а в культуре города «романовский след» играет даже гораздо большую роль, нежели в «третьей столице» – просто в силу специфических «местных особенностей». Ведь Екатеринбург – город действительно со столичной претензией: крупный культурный центр, входит в пятёрку самых больших и населённых городов страны, достопримечательностей множество – в таких обстоятельствах кошмарный июльский эпизод 1918 года всё-таки не является определяющим при формировании социокультурного облика мегаполиса… И совсем другое дело – маленький провинциальный Алапаевск: для него трагический эпизод Великого Избиения – своего рода билет в Большую Историю. Может быть, именно поэтому всё, что связано с Романовыми, стало на сегодня едва ли не главным элементом культурного облика маленького – и такого неповторимого! – старинного заводского города в северо-восточном Зауралье…
В Алапаевске сегодня нет памятника мученикам лета 1918 года (зато, естественно, есть памятник их главному убийце – Ленину!). Как ни парадоксально, в этом есть и капля позитива – потому что современные «статУи» способны безнадёжно опошлить и даже скомпрометировать любой первоначальный замысел (печальный пример – памятник Романовым у Храма-на-Крови, стилистически скорее напоминающий образы… молодогвардейцев, нежели исторических прототипов!). Память об убиенных в Алапаевске материализуется в иных формах – и последние, как представляется, несут гораздо более мощную (с точки зрения креативности) и, что важно, истинно духовную нагрузку.
Прежде всего, конечно, это Монастырь на шахте в Верхней Синячихе, на месте зверского убийства (16 км от Алапаевска). Место это далеко не так «распиарено», как Ганина Яма, но производит впечатление едва ли даже не более сильное – именно за счёт некой «потаённости» увиденного и переживаемого. Красота окружающей природы, строгое величественное молчание соснового бора – и аскетично встающий навстречу взору краснокирпичный храм (никакого внешнего «украшательства», всё предельно графично – в тон сосредоточенному внутреннему состоянию!). И ещё – утопающая в зелени и белоснежных лилиях, заросшая «травой забвения» шахта, куда тем страшным летом сбрасывали обречённых… Сюда нужно приезжать хотя бы раз в год или несколько лет обязательно – чтобы ощутить связь времён, чтобы не впасть в грех беспамятства…
Но это – не единственное «романовское» место в городе (и – на мой, возможно, субъективный взгляд – даже не самое главное). На окраине города, недалеко от автостанции, возвышается бело-голубой Георгиевский собор – истинный и лучший памятник Романовым на алапаевской земле. Собор этот – едва ли не прекраснейший не только в Зауралье, но и во всей области. Построенный в эпоху Серебряного века, в оригинальном «классицистко-новорусском» (не вычурном, но и не «ретроспективном») стиле, он являет собой подлинную архитектурную доминанту Алапаевска (и этому не противоречит то, что шедевр зодчества находится не в центре города). Этот храм построен в правление Николая II – и в нём молились перед смертью последние Романовы (многозначная и символическая параллель!). И ещё: у входа на кладбище перед собором одиноко стоит простой деревянный крест – на месте стоявшей здесь катаверной, куда летом 1918 года, после освобождения города от красных, белогвардейцы привезли изуродованные тела замученных… Потом их тела – уже в гробах – хранились в гроте стоящего в центре города Троицкого храма (тоже прекрасного по архитектуре): сегодня там – также мемориальное место, где почти физически ощущаешь присутствие великих исторических теней; именно отсюда убиенным предстоял долгий путь – сперва в Сибирь, потом в Пекин, и уже оттуда в Иерусалим, где и нашли окончательное упокоение нетленные мощи великомучениц Елизаветы и Варвары… Представляется, что оба собора (наряду с домом-музеем П. Чайковского) есть главный центр культурного притяжения Алапаевска, куда стоит сходить каждому неравнодушному к отечественной истории и культуре человеку – независимо от его религиозных убеждений.
Но есть в городе и ещё одно заветное «романовское» место – и оно, как видится, несёт в себе совсем какую-то особую ауру. Это – подворье женского монастыря и напольная школа-музей (в здании школы содержали Романовых перед кровавой акцией). Место это также находится недалеко от автостанции: вообще в этом отношении «романовский маршрут» для гостей города (даже приехавших самостоятельно) очень удобен – все описанные места находятся недалеко друг от друга, всё можно увидеть одним мероприятием, в течение одного приезда…
Монастырское подворье совсем неброско на первый взгляд (и это правильно – как говорил великий православный мыслитель о. Александр Мень, «голос Духа бывает негромким»). Просто длинная кирпичная стена, а в ней – калитка: зайдёшь в неё – и сразу попадёшь как бы в несколько иной мир… Простое побелённое двухэтажное здание, в котором живут инокини и послушницы; это приют открыт для всех, кто хочет прикоснуться к сакральным святыням города – здесь можно остановиться и переночевать (кровать в комнатах на 2-3 человека, на крайний случай – раскладушка; никаких особых удобств, но «кров и постель» гарантированы). Ваш слуга покорный неоднократно останавливался на подворье; и всегда вспоминаю то неподдельное радушие, с которым встречает гостей пожилая инокиня Ксения – простая душевная женщина, словно вставшая со страниц повестей Лескова. Скромный, тихий и незаметный труженик Духа; одна из тех, на которых всё и держится… А вокруг дома расположен… огород – да, самый настоящий, и притом содержащийся идеально (такого образцового хозяйства мне в России видеть покамест более не приходилось!). Своего рода местная достопримечательность –яблоня, по преданию, посаженная лично великой княгиней Елизаветой (монашки в своём кругу называют её «Елизаветушкой»). Яблоня поразительная, почти на уровне «паранормального явления»: ствол полый, совершенно мёртвый – и при этом всё дерево буквально ломится от яблок! Насельницы монастыря почитают это за чудо… Поразительная и мистическая подробность: во время апокалиптического лета 2010 года, в страшную жару, внезапно налетевший шквальный вихрь сломал чудо-яблоньку: событие, вызывающее чувства едва ли не суеверные…
Именно монашки и инокини содержат и сохраняют напольную школу – место последнего земного пристанища алапаевских мучеников. Здесь бережно сохраняется память о трагическом пребывании Романовых на зауральской земле: в экспозиции выставлены архивные материалы, старинные фотографии, сохранившиеся личные вещи жертв Великого Избиения… Здесь проходят культурные мероприятия (и церковные, и светские), здесь бьётся своего рода кровеносная жилка духовного бытия города. И опять-таки – здесь, на этой «нестоличной» земле всё происходящее носит характер, если хотите, камерный – без той внешней крикливой помпезности, которой страдают аналогичные мероприятия в Екатеринбурге. Ничего внешне эффектуозного, никакой «официальщины»… Так и должно быть в данном случае: как говорил ещё Иисус в Нагорной проповеди, не стоит молиться на площадях, на манер фарисеев – вера и Богообщение интимны…
Ради этого стоит ехать в Алапаевск. Ради этого НУЖНО там побывать. Тогда каждый сможет не умозрительно, а собственным сердцем, разумом, интуицией прочувствовать, что значит Память как Связь времён. Как у Мандельштама:
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки….
PAGE 4