У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

реферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Ниж

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

На правах рукописи

Гасымова Галина Александровна

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ

              ОСНОВЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА   

           А.С.МАКАРЕНКО

       Специальность 09.00.13 – религиоведение,

               философская  антропология, философия культуры

Автореферат

  диссертации на соискание ученой степени  

  кандидата философских наук

Нижневартовск-2008

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Нижневартовский государственный гуманитарный университет»

на кафедре культурологии и философии

Научный руководитель:     доктор философских наук,  доцент

   Наумов Николай Дмитриевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

   Емельянов Борис Владимирович

    кандидат философских наук, доцент

    Тухтиева Гульбахрам Турсуновна

Ведущая организация:         ГОУ ВПО «Институт Международных    

                                                 связей», г. Екатеринбург

Защита состоится «   » ноября 2008 г. в        часов на заседании диссертационного совета К 212.167.01 по защите кандидатских диссертаций при Нижневартовском государственном гуманитарном университете по адресу: 628605, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, ул. Ленина, 56.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

        Автореферат разослан «___»_______2008 г.

Ученый секретарь                                                                             

диссертационного совета                                                                         Шахова  О.Ю.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

  Международное бюро просвещения в составе ЮНЕСКО в конце уходящего века решилось назвать 100 педагогов-философов, образующих собой «Галактику пайдейи», отражающую разные культуры, цивилизации, эпохи. Пространство русской культуры представлено именами П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.1

  Необыкновенно широк спектр мнений о педагогическом наследии А.С.Макаренко. «Пожалуй, — констатирует исследователь его творчества, — мы не найдем другого педагога, на котором бы скрестилось такое большое количество противоположенных точек зрения по разным вопросам воспитания, которого бы так подвергали ожесточенной критике с разных сторон. Заслужить такое может только великий человек. Причинами разных взглядов могут быть диалектически противоречивый характер самих рассматриваемых педагогических явлений, различия в методологических подходах авторов, неоднозначное толкование терминологии и т.д. Одной из причин являются различия в идейно-политических позициях, в идеологических ориентациях. После учиненных властями Российской Федерации «мероприятий» по «деидеологизации» и «департизации» образовательных учреждений употребление понятий «идейно-политический», «идеологический», «классовый» убавилось, но политика из педагогической жизни не ушла. Да и сам официальный акт о деидеологизации, разгон пионерского движения и комсомола и многое другое явились политизацией, только с другого конца. Ставшее крылатым ленинское «школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие» отражает и сегодняшние наши реалии. Воспитание и обучение всегда будут

носить политический, классовый характер, пока останутся социальные группы с различными политическими и экономическими интересами»2. Характерным штрихом нынешнего «демократического» отношения к практике советского педагога является хлесткий термин «великий педагог ГУЛАГа», запущенный прежними его почитателями.

  Эти обстоятельства говорят нам о том, что теоретическое и практическое наследие А.С.Макаренко и в особенности его философско-мировоззренческие основания необходимо изучать.

  Во-первых, оно было искусственно, под политико-идеологическим давлением искажено и огрублено, а в ряде случаев - фальсифицировано. Тоталитарный режим «кроил» его по своим меркам. В особенности это касается именно философско-мировоззренческих аспектов педагогики Макаренко, где противоречия были наиболее острыми.

  Во-вторых, наследие Макаренко гораздо сложнее, чем это принято думать как его фанатичными приверженцами, так и огульными отрицателями. Объективное и скрупулезное изучение как перспективных, эвристически ценных аспектов его наследия, так и следов несомненной исторически определенной ограниченности его — только и позволят нам избежать пагубных односторонностей.

  В-третьих, ряд тенденций современной педагогической теории и практики неожиданно заставили вспомнить наследие Макаренко и искать в нем ответы на злободневные вопросы (социальная педагогика, философия образования, социальная работа). Но здесь возникает правомерный вопрос о применимости прошлого опыта в сегодняшних условиях, о возможностях преодоления культурно-исторических различий.

  В-четвертых, в современных условиях нет недостатка в утверждениях   о   крахе   гуманизма,    банкротстве      гуманистической идеологии.    Еще  более  убеждают  нас  в   этом   реалии   современного

российского общества, целый комплекс тяжелейших глобальных социальных проблем. Но именно опыт Макаренко заставляет сильно усомниться в правоте этих новых пророков, поскольку именно предельно гуманистические цели свободного и всестороннего развития личности позволили ему получить впечатляющие результаты в жесточайших условиях гражданской войны и разрухи, найти им истинно философское толкование.

  В-пятых, Макаренко творил свою теорию и практику в контексте современных ему достижений в педагогике, социальной философии. Это были выдающиеся достижения, составившие целую эпоху (Фребель, Дьюи, Шацкий, Винекен, Монтессори, и мн.др.). Почему именно Макаренко удалось в наибольшей степени синтезировать эти достижения и получить небывалые результаты? Без исследования философско-мировоззренческих оснований его системы социально-педагогической антропологии этого не понять.

Состояние научной разработки проблемы

  Научная литература, посвященная философско-педагогическим воззрениям и практике А.С.Макаренко — достаточно обширна. Она может быть отчетливо подразделена на биографическую, текстологическую, историко-педагогическую и теоретико-педагогическую. Кроме того, немало работ отечественных и зарубежных авторов посвящено прикладным и методическим вопросам, практического применения опыта Макаренко в прошлом и настоящем. Огромный интерес к нему сложился еще при жизни педагога и писателя3.

  Интерес этот пережил свои взлеты и падения, но не угасал никогда.

Сегодня действует  Международная  макаренковская ассоциация (с 1991),

которая проводит авторитетные международные конференции4. Педагогические идеи А.С.Макаренко с самых разных позиций анализировали и анализируют многочисленные отечественные авторы - В.В.Кумарин, 3. Малькова, В. Малинин, Н.Д. Ярмаченко, Н.К.Чапаев5.

  Философские основы педагогических воззрений А.С. Макаренко исследовались Я.Т. Ивандиковым6, Ф.Ф. Шамаховым7, П.М.Степановым8 Т. Кораблевой, Н.Д.Наумовым9, собственно происхождение педагогической антропологии в России и Европе исследуется Б.В. Емельяновым, В.Б. Куликовым, Г.А. Новичковой, О.М. Ломако 10.

  Поскольку А.С. Макаренко стал не только педагогом, но и писателем, то ряд авторов анализирует его литературно-педагогические воззрения в контексте советской литературы11.

  Текстологические,    биографические     исследования   и     подготовка издания полного  (20-томного) собрания сочинений А.С.Макаренко были поставлены важнейшими целями таких зарубежных исследователей, как

Г. Нооль, Л. Фрезе, Г. Хилиг (Марбургский университет, Германия), В. Зюнкель (Эрлангенский университет, Германия). Это было и остается весьма важным делом, так как при всей официальной «канонизации» Макаренко, его идей и опыта, в Советском Союзе не было ни научного издания полного собрания сочинений педагога, ни даже достоверной и точной его биографии.

  В то же время необходимо указать, что философско-мировоззренческие основания педагогической теории и практики А.С. Макаренко до сих пор остаются малоисследованными: в прошлом, в 30-50-е годы под давлением советской официальной идеологии в СССР или антикоммунизма в странах Запада происходило искажение взглядов педагога, замалчивались как его достижения, так и проблемы, трудности, недостатки. В советской педагогике Макаренко достаточно искусственно подверстывался под марксиста, хотя никто и никогда не нашел у него следов диалектического и исторического материализма. В период сталинизма Макаренко был, практически, «мумифицирован»: издания его немногих работ наполнены искажениями, умолчаниями. Отдельные объективные исследователи — Л. Холмс (Южная Алабама, США), Дж. Данстан (Бирмингем, Великобритания), Ю. Бромфенбреннер (США), А. Ролл, — были редкими исключениями в море антикоммунистической литературы.

  В постперестроечной России, фактически, оказались представлены все   ранее   сложившиеся   штампы   и   клише12.   Во-вторых, остались не раскрытыми важнейшие предпосылки и особенности его своеобразной философско-мировоззренческий системы социально-педагогической антропологии, анализ которых не только позволяет глубже понять как достоинства, так и совершенно определенные границы теории и практики великого педагога, но и увидеть перспективы его применения и развития в современных условиях.

Цель и основные задачи исследования

  Цель исследования - выявить особенности философско- мировоззренческой системы социально-педагогической антропологии Макаренко, лежащей в основе его педагогической теории и практики.

  Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- осуществить реконструкцию философско-мировоззренческой системы Макаренко, так как он не писал специально философско-теоретических работ, а кроме того - его теоретическое наследие подверглось идеологическому и политическому искажению,

- произвести анализ теоретических предпосылок становления социально-педагогической антропологии Макаренко в культурно-историческом контексте эпохи,

- выявить как эвристически ценные аспекты социально-педагогической антропологии Макаренко, так и черты исторически определенной ограниченности ее.

        Объект и предмет исследования

  Объектом настоящего исследования являются научные труды и литературно-художественные произведения А.С. Макаренко, а также работы его современников - как сторонников, так и противников.

  Предметом исследования является философия и социально-педагогическая антропология Макаренко, лежащая в основе его педагогической теории и практики.

Методологическая и теоретическая основа исследования

  Методологической основой является общенаучный метод объективного теоретического исследования, включающего в себя как анализ различных аспектов и фрагментов педагогической теории философско-мировоззренческого характера, так и синтез их в относительно целостную систему (теоретическая реконструкция) социально-педагогической антропологии. Кроме того, использован метод единства исторического и логического в изучении предпосылок становления и развития философско-мировоззренческой системы Макаренко.

  Теоретической основой диссертации стали труды отечественных и зарубежных исследователей, анализирующих творчество Макаренко.

  Новизна полученных в диссертации результатов заключается в следующем.

  Теория и практика Макаренко, вопреки сложившимся диаметрально противоположным точкам зрения, сводящим суть дела в значительной мере к отношениям педагога с советским политическим режимом и его идеологией, — основаны на оригинальной философско-мировоззренческой системе социально-педагогической антропологии.

  Отсюда также следует, что вопреки официально закрепленному в советской педагогике мнению, педагогическая теория и практика Макаренко не является воплощением или применением диалектико-материалистического мировоззрения и метода.

  С не меньшим основанием следует признать несостоятельными утверждения о том, что система Макаренко являлась «не советской» и потому якобы с самого начала была обречена на исчезновение. Социалистический идеал общества без эксплуатации и угнетения, где осуществляется гуманистический принцип всестороннего и гармоничного развития человека был стержнем творчества великого педагога, но в отличие от русского марксизма в его большевистском варианте, делавшего упор на классовой борьбе, социально-экономических и политических преобразованиях с помощью государственной власти, — Макаренко главной целью делает воспитание (формирование) нового человека посредством педагогически правильно организованного коллектива, воспроизводящего формы жизнедеятельности общества.

  Макаренко обосновывает в своей педагогике и последовательно проводит на практике принцип единства практически-преобразовательной деятельности и формирования личности, чем в более сложную и социально значимую творческую деятельность включен индивид, тем с большим успехом формируется личность.

  Педагогические идеи Макаренко и полученный опыт их осуществления оказываются востребованными сегодня в условиях растущей дегуманизации общества и усиливающегося отчуждения. Такие новые области современного гуманитарного знания, как философия образования и педагогическая антропология оказались глубоко созвучны социально-педагогической антропологии и педагогической антропологии Макаренко и построенной на ней педагогической практике.

  В то же время нельзя фетишизировать педагогическое наследие Макаренко, превращать его в универсальную «отмычку» любых проблем (как это часто делали в советской педагогике): будучи конкретно-историческим продуктом развития педагогической теории и практики, оно имеет определенные мировоззренческие и методологические границы (абстрактный антропологизм в понимании «природы» человека, нерешенность вопроса о соотношении социального и биологического в человеке, самоограничения (дисциплины) и развития талантов и способностей, соотношение социально-коллективного и индивидуально-интимного и т.д.).

Практическая значимость исследования.

  Результаты диссертации могут быть использованы:

- при изучении курсов истории отечественной философии и общественной мысли;

- при изучении педагогического творчества А.С.Макаренко, связанного с философским и антрополого-педагогическим осмыслением процесса воспитания, развития и становления личности ребенка;

- в процессе подготовки специалистов в области философско-педагогической антропологии, историко-культурологической и  социальной работы, при чтении курсов истории философии, социологии и психологии, истории и теории социальной педагогики и социальной работы.

Апробация исследования

  Основные положения диссертации были представлены автором в докладах на научных и научно-практических конференциях: научно-практическая конференция «Концептуальные основы повышения квалификации педагогов» (Псков, 8-10 декабря 2003 г.), научно-практическая конференция «Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликультурного пространства России»  (Нижневартовск, 3-4 апреля 2008 г.), IV Международная конференция «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 8-9 декабря 2006 г.), научно-практическая конференция «Проблемы подрастающего поколения» (Нижневартовск, 12-15 мая 2004 г.). Ряд положений диссертации использованы автором в педагогической работе, в методических указаниях и рекомендациях для классных руководителей, для педагогов, ведущих внеклассную воспитательную работу.

Положения, выносимые на защиту

  1. Оригинальная философско-мировоззренческая система, лежащая в основе педагогической теории и практики А.С. Макаренко, есть социально-педагогическая антропология;

  2. Будучи наследником антропологической традиции, Макаренко существенно корректирует ее социальным измерением человека (человек не просто обладает собственной своеобразной «природой», но получает ее благодаря обществу, как «неприродную природу»);

  3. Природа человека понимается Макаренко как совокупность необходимых свойств и способов жизнедеятельности в обществе (что первично, а что вторично в этой связке - антропологизм не указывает);

  4. Стержень социально-педагогической антропологии Макаренко - воспитание нового человека для счастливой полноценной жизни посредством включения его в правильно организованные существенные формы жизнедеятельности общества - трудовые коллективы, где личность находит как необходимые средства для своего развития, так и условия для самореализации, социально (с учетом, идеалов, целей и задач общества) и антропологически (для человека, во имя человека) ориентированная педагогика у Макаренко становится средством и методом социального реформирования советского общества, а наработанный в этом направлении «инструментарий» привлекает пристальное внимание таких областей современного гуманитарного знания, как социальная работа и социальная педагогика;

  5. Социально-педагогическая антропология Макаренко есть продукт определенных культурно-исторических условий, которому свойственны как достижения, так и недостатки, поэтому необходимо избегать фетишизации его наследия для сохранения и использования эвристически ценного в его системе.

Структура работы

  Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения и библиографии. Общий объем диссертации составляет 135 страниц печатного текста.

Основное содержание работы

  Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется проблема работы, показана степень теоретической разработанности ее, сформулирована цель исследования и поставлены вытекающие из нее задачи, указаны методологическая и теоретическая основы.

  В главе 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ философско-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ А.С. МАКАРЕНКО осуществляется воспроизводство философско-мировоззренческой системы, лежащей в основе педагогической теории и практики А.С.Макаренко путем соединения теоретического анализа истоков и предпосылок ее и последующего синтеза обнаруженных элементов в относительно целостную систему, определившую своеобразие творчества великого педагога.

  В § 1. Теоретические истоки и влияния - анализируются главные теоретические предпосылки формирования философско-мировоззренческих позиций Макаренко в процессе складывания его как педагога. Здесь рассмотрены сложившиеся ко времени вступления Макаренко в профессиональную педагогическую деятельность наиболее влиятельные философские направления, оказавшие существенное влияние на прогрессивные течения в педагогической теории и практике. Указывается, что философско-теоретическая сторона творчества Макаренко формировалась не прямо, а опосредованно, через наиболее авторитетные для профессионального педагога течения в педагогике. Подчеркнуто большое значение для этого процесса прогрессивных традиций отечественной педагогики и ее философско-мировоззренческих позиций, представленных в творчестве Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, В.А. Вагнера и Ю.И. Айхенвальда. Отмечено влияние мировоззрения русской демократии - революционной (В. Белинский, Д. Писарев, Н. Чернышевский, М. Горький) и либеральной (П. Лавров), русского социализма (народничества).

  Как профессионал в педагогике, Макаренко внимательно изучает новые веяния в мировой педагогической теории и практике (Фребель, Монтессори, Дьюи, Винекен и др.), чутко улавливая как живое, годное к употреблению, так и кабинетные абстракции и бессодержательные мечтания.

  В § 2. Культурно-исторические условия философско-педагогической деятельности А.С. Макаренко анализу подвергнуты культурно-исторические (социально-политические и духовные) условия, в которых будущий великий педагог начинает реализовывать свои идеи. Революция в России делает возможным главный проект Макаренко - реформирование общества путем реформирования (воспитания) нового человека. Центральное звено мировоззрения педагога - человек. Макаренко, верный богатым традициям русской демократии, единственным смыслом социальной трансформации России считает благо человека. Но цель эта достигается путем коренного изменения самого человека, капитальной переделки его: избавления от страшного наследия рабства и угнетения и развития всех его талантов и способностей. В то же время, показано, что Макаренко чужд ницшеанский пафос антропоцентрического активизма: человек во всем богатстве своих талантов и способностей, во всем спектре своего благополучия осуществиться может лишь в обществе и с помощью общества. Но ему в равной мере чужд и абстрактный социологизм революционного, большевистского марксизма, делающего упор на классовую борьбу, фундаментальное изменение социально-экономического и политического строя. Макаренко ищет профессиональное педагогическое решение противоречия: что менять вначале? Человека или общество? Он стоит на позициях философско-педагогической антропологии - каждого в отдельности человека можно и нужно менять путем воспитания, но воспитания не как специальной методики воздействия извне, а как реальной жизнедеятельности в человеческом сообществе - коллективе.

  В параграфе также показывается, что подобное мировоззрение не могло не приходить в противоречия как с катастрофической реальностью страны, переживавшей гражданскую войну и ломку всех сторон жизни, так и с политическим режимом и его идеологией. Гражданская война и разруха поставляли чудовищный социальный материал в виде одичавшего населения, разрушения важных социальных институтов (семья, брак, традиция, нормы общежития). Педагог особенно страдает, видя социальное одичание детей - ближайшего будущего того общества, которое вроде бы только что собралось строить «светлое будущее» всего человечества. Не отстает в этом плане и политический режим с его господствующей идеологией - проповедь классовой борьбы, террор как ее средство, подавление инакомыслия, как ее обеспечение. Следствием было одно: реальный человек в повседневном своем существовании все более переставал быть настоящей целью и ценностью для социально-политических трансформаций, а все более превращался в средство. Поэтому-то Макаренко «с порога» приходит в противоречие с издержками политического режима: всеобщей, тотальной политизацией, идеологическим давлением, репрессивными способами управления.

  Глава 2. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ философско-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ АНТОНА МАКАРЕНКО посвящена попытке очертить круг главных проблем социально-педагогической антропологии, находящихся, несомненно, в определенном системном единстве. С одной стороны - это помогает лучше понять подход педагога к способу решения ряда важнейших проблем жизни человека (воспитание, обучение, раскрытие талантов и способностей и развитие личности, ее самореализация, определение своего места в жизни, в обществе в целом и среди отдельных людей). С другой стороны, определение проблемного поля социально-педагогической антропологии Макаренко помогает нам понять с чем и почему он столкнулся в советском обществе - политический режим, господствующая идеология и политическая партия, способы и средства социальных трансформаций и отношение к личности, социально-политическая жизнь общества и индивидуальная (в том числе интимная) жизнедеятельность.

  В § 1. Реальные проблемы философско-педагогической антропологии А.С. Макаренко рассмотрены насущные проблемы воспитания человека, с которыми ежедневно сталкивается не только педагог - дисциплина, нормы общежития людей, мотивация их поведения, способы и формы удовлетворения потребностей, таланты и способности, средства воздействия на людей (принуждение, наказание, вознаграждение). Кроме того, значительная проблема - взаимосвязь воспитательного процесса и среды с общей жизнью и средой общества. Макаренко, верный традициям «школы жизни», последовательно проводит принцип единства воспитательного процесса и жизни в обществе. Поэтому все в воспитательном процессе «всерьез», «по-настоящему» (работа, учеба, дисциплина), а не надменное извне поучение и наставление. Но он диалектик: жизнь общества, как она есть, со всеми ее пороками и недостатками нельзя переносить в среду, где идет формирование человека. Сформируйте человека в нормальной среде, где господствуют гуманистические нормы и принципы — и он правильно будет относиться к порокам общества и необходимости бороться с ними, к задаче совершенствования жизни, чтобы сделать ее человечнее.

  Здесь нельзя обойти вниманием определенные границы социально-педагогической антропологии Макаренко, которые логически вытекают из нее. Антропологизм исходит из некой «природы», «сути» человека, полагая ее существующей (пусть изменчивой, пластичной). Но он становится в тупик при решении вопроса: какая она? Добрая? Злая? Талантливая? Бездарная? Вопрос открыт - на него и сегодня нет ответа. Антропологизм не знает ответа на вопрос о соотношении биологического и социального в «природе» человека: что главное? Чем можно пожертвовать и можно ли? У Макаренко не было ответа на эти вопросы, как нет его и сегодня. Он полагал, что чем раньше сложится «здоровый» коллектив, тем легче, проще будут разрешаться даже самые тяжелые индивидуально-личностные проблемы. Размытость границ «природы» человека очень четко проявляется в выборе целей и средств воспитания (Дисциплина? Но насколько она может быть строга? Наказание? Но насколько оно должно быть суровым? Воспитывать хорошего человека - но какого? Удобного конформиста или конфликтного спорщика?)

  В § 2. Эвристическая значимость философской антропологии Макаренко делается попытка содержательно сформулировать эвристическую значимость созданной педагогом социально-антропологической системы, указать продуктивные элементы ее, способные «работать» не только сегодня, но и развиваться дальше. Все споры по поводу применимости или непригодности опыта Макаренко сегодня, в сущности, именно к этому и сводятся. Главное, что здесь можно и нужно подчеркнуть, заключается в следующем:

  во-первых, продолжение линии и традиции «Школы жизни» в макаренковской интерпретации - школа должна не только учить, но и воспитывать, воспитание не может совершаться в отрыве от форм повседневной жизни. Этот компонент макаренковского наследия не только жизнеспособен, но он востребован сегодня, новации в этом плане могут быть только в формах и средствах реализации этой идеи;

  во-вторых, продуктивна идея воспитательного коллектива, более того - современная социальная психология, достижения менеджмента показывают возможности получения блестящих результатов; дело в том, что «воспитательный коллектив» с точки зрения социально-психологической есть сплоченная группа, в которой индивид чувствует себя с одной стороны защищенным, а с другой — получает условия и средства для самореализации;

  в-третьих, связанное с двумя предыдущими — самое серьезное отношение Макаренко к дисциплине, понимаемой предельно антропологически, широко: это самодисциплина, ответственность, внутренняя рефлексия над собой, своими поступками, поведением. Не зря педагог вводил «конституцию» в своем коллективе, которой в равной мере неукоснительно подчиняются и воспитатель и воспитанник; отсюда у него рождается честь, достоинство, самоуважение личности, а не от удовлетворения потребностей (или «ущемления» их). Дисциплина, понятая как способность самоограничения, в современных антропологических исследования помещается в самый фундамент «природы» человека как человека (познание, моральные нормы).

  В-четвертых, макаренковская педагогика - это педагогика жизни, понимаемой антропологически широко, как наслаждение человеческим существованием, простыми и сложными радостями человеческого бытия; поэтому в ней он всегда видел главное: «чтобы человеку в ней было по-человечески хорошо», в ней он видел место романтизму, игре, приключению.

  В Заключении делается вывод о том, что философско-мировоззренческая система, лежащая в основе педагогической теории и практики Макаренко есть социально-педагогическая антропология, которая с одной стороны, глубоко впитала в себя ряд фундаментальных тенденций развития мировой культуры (и философско-педагогического знания, в частности), вследствие чего она оказалась адекватной новым социально-историческим условиям, начало которым во многом положила революция в России и заявленная здесь цель - построение общества без угнетения человека человеком, где высшей целью и ценностью стало бы всестороннее и гармоничное развитие человека. С другой стороны, в этот относительно краткий период социально-педагогическая антропология продемонстрировала свои возможности в деле формирования нового человека. Однако стремительная трансформация советской власти в разновидность тоталитарного режима уничтожила комплекс необходимых условий для реализации целей и задач социально-педагогической и философской антропологии. Последующая официальная «канонизация» наследия Макаренко фактически умертвила его, превратив его в набор безжизненных догм.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Публикации в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК

  1.  Гасымова, Г.А. Философско-антропологические идеи воспитания в педагогике А.С. Макаренко: теоретические истоки и влияния / Г.А. Гасымова // Известия Уральского государственного университета / гл. ред. А.В. Перцев. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун-та, 2007 – № 48. – С. 224-232 0,9 п.л..

Публикации в других изданиях

  1.  Гасымова, Г.А., Русаков, В.М. Педагогическое наследие Макаренко в контексте постсоветской России / Г.А. Гасымова, В.М. Русаков // Гуманитарные исследования: альманах. Выпуск 7 / отв. ред. С.В. Пишун. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2004. – С. 290-294 0,3/0,2 п.л..
  2.  Гасымова, Г.А. Социально-педагогические основы формирования здорового образа жизни детей и подростков / Г.А. Гасымова // Городская научно-практическая конференция: проблемы подрастающего поколения: тезисы докладов и выступлений (г. Нижневартовск , 12-15 мая 2004 г.) – Нижневартовск, 2004. – С. 14-17 0,2 п.л..
  3.  Гасымова, Г.А. Педагогические учения А.С. Макаренко / Г.А. Гасымова // Концептуальные основы повышения квалификации педагогов: материалы IX научно-практической конференции (г. Псков, 8-9 декабря 2003 г.) / сост. Н.С. Рыбаков. – Псков: ПОИПКРО, 2004. – С. 105-109 0,5 п.л..
  4.  Гасымова, Г.А. Философско-педагогические особенности учения А.С. Макаренко сквозь призму советской эпохи / Г.А. Гасымова // Философия, наука, образование: национально-региональный компонент в исследовании и преподавании: коллектив. монография / отв. ред. Р.А. Бурханов. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун-та, 2005. – Ч. 4. Гл. 10. – С. 106-116 0,5 п.л..
  5.  Гасымова, Г.А. Антропологические идеи в педагогике А.С. Макаренко / Г.А. Гасымова // Проблемы антропологии и антроподицеи в философии: коллектив. монография / отв. ред. Р.А. Бурханов. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун-та, 2005. – Ч. 3. Гл. 14. – С. 129-140 0,6 п.л..
  6.  Гасымова, Г.А. А.С. Макаренко о взаимоотношении коллектива и личности / Г.А. Гасымова // Историко-философский ежегодник–2005: сб. науч. тр. / отв. ред. Р.А. Бурханов. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун-та, 2006. – С. 68-78 0,5 п.л..
  7.  Гасымова, Г.А. Школа в социокультурном пространстве / Г.А. Гасымова // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: материалы IV Международной научной конференции (г. Нижневартовск, 8-9 декабря 2006 г.) / отв. ред. В.И. Полищук. – Нижневартовск: ООО «ПолиграфИнвест-сервис», 2006. – С. 196-198 0,1 п.л..
  8.  Гасымова, Г.А., Наумов, Н.Д.  Поликультурное образование в условиях общеобразовательного пространства: социально-философский аспект / Г.А. Гасымова, Н.Д. Наумов // Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликультурного пространства России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 3-4 апреля 2008 г.) / отв. ред. Д.А. Погонышев. – Нижневартовск: НГГУ, 2008. – С. 42-47 0,3/0,2 п.л..

1 Перспективы: вопросы образования. ЮНЕСКО. № 1/2 (85/86), т.1. 'Прогресс', 1994.

2 Азаров, Ю. Великий педагог ГУЛАГа. Макаренко и станилизм // Труд. 1992. 17 окт.

3 Горький, А.М. "Наши достижения". 1929, 2; Горький, А.М. По Союзу Советов // Собр. соч. 1952. Т. 17; см. например: von Koerber L. Sowjetrussland kaempft gegen das Verbrechen (Советская Россия борется против преступности). Вегlin, 1933; Веss, М. Веsрrisогnуе, die Methoden des Kampfes gegen die Verwahrlosung in Rusland (Беспризорные, методы борьбы с беспризорностью в России) // Osteuropa. 1932/33; Бочачер, М. Антипедагогическая поэма // Книга и пролетарская революция. 1935; Покровский, Н. В защиту педагогики // Средняя школа. 1936;  Стороженко,  Н.  Вредные  советы  родителям  о  воспитании детей  //  Советская педагогика. 1938; Шимбирев, П. «Ценное и ошибочное у Макаренко» // «Учительская Газета». 1940. 7 марта.

4 См.: Народное образование, 2003, № 8.

5 Чапаев, Н.К. «Теоретико-методологические основы педагогической интеграции». Автореф. докт. дисс. Екатеринбург, 1998; Ярмаченко, Н.Д. Педагогическая деятельность и творческое наследие А.С. Макаренко. Киев, 1989.


6 Ивандиков, Я.Т.  Философские  основы воззрений А.С. Макаренко  на коммунистическое  воспитание подрастающих поколений: Автореф. канд. дисс. Л., 1955.


7 Шамахов, Ф.Ф. А.С. Макаренко и воспитание советского волевого человека. Томск, 1948.


8 Степанов, П.М. Философские основы педагогических взглядов А.С. Макаренко: Автореф. канд. дисс. М., 1953.


9 Наумов, Н.Д. Философские основания педагогических теорий в России в XX в. Автореф. докт. дисс. Екатеринбург, 2004.


10 Емельянов, Б.В. Очерк педагогической антропологии в России. Екатеринбург, 2000; Куликов, В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988; Новичкова, Г.А. Антропологическая интерпретация педагогики О.Ф. Больнова // Вопросы философии. 2004. № 5; Ломако, О.М. Генеалогия воспитания. Спб., 2003; Образцова, Л.В. Гуманистическая педагогика начала XX века в наследии Г. Винекена и А.С. Макаренко.


11 Гетманец, М.Ф. А.С. Макаренко и концепция нового человека в советской литературе 20-30 гг. Харьков, 1978.

12 См.: Кумарин, В.В. Макаренко, какого мы никогда не знали или куда реформировать школу // Народное образование. 1996. № 9.




1. Юриспруденция для отделений с русским языком обучения Составитель- старший преподаватель кафе
2. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ- МОНОЛИТНЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КАРКАС МНОГОЭТАЖНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЗДАНИЯ
3.  1 Религия первобытного общества
4. Def Leppar
5. Мечта Мечта идеальная сеть магазинов электроники и бытовой техники создана для полезных и
6. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук КИЇВ '5
7. Курсовая работа по дисциплине налоги Налог на добавленную стоимость
8. Сборка и тестирование компьютеров
9. Варіант 1 Особливості елементів соціальної допомоги в античному суспільстві
10. 65 м-с ~ скорость передвижения моста
11. ЗАДАНИЕ для курсовой работы по САПР на ПК по программному комплексу Лира САПР 2013 2013г
12. Особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста
13. Введение Мы живем в мире информации и главная ее часть проходит через глаза и слух человека
14.  Mtch the vocbulry with the pictures- Swimming - Scub diving - Siling - Kite surfing - Surfing - Fishing - Windsurfing Tsk 2
15. 0128 Собеседники- Евгений Фёдоров депутат Государственной Думы efedorov
16. Университет 1997
17. Лекция 16 Молекулярная физика и термодинамика Статистический подход
18.  Расчет процесса горения
19. Лабораторная работа 2 Калибровка КТУ Цель- ознаком
20. Определение и место проблем информационной безопасности в общей совокупности информационных проблем совр