Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема: Художественная культура Китая
Работу выполнила: Кокарева Екатерина 10а
Учитель: Анна Анатолиевна
Китайская культура - одна из древнейших. Она зародилась за несколько тысячелетий до нашей эры и с тех пор развивалась непрерывно вплоть до современности на единой территории. Бесчисленные набеги кочевников, жестокие и кровавые междоусобные войны, иноземные завоевания многократно разоряли и опустошали страну. Пожары не раз выжигали цветущие города, легкие деревянные постройки разрушались дотла, уничтожались ценные свитки живописи. Однако величие китайской культуры появлялось в том, что она продолжала существовать и противостоять всем потрясениям как единый прочный массив. Ни одно из племён завоевателей не смогло противостоять свою культуру китайской. Все эти племена, завоевав страну, утрачивали свой родной язык, свою письменность, целиком попадая под воздействие Китая. Города восстанавливались по прежним чертежам и в тех же традициях, и, как только наступало время передышки, страна снова начинала жить интенсивной хозяйственной и духовной жизнью.
Обилие памятников искусства, созданных в древности и в пору расцвета средневековой культуры, поистине грандиозно, несмотря на чудовищные потери, понесённые страной. И в настоящие время каждого, кто побывал в Китае, поражает ощущение древней культуры, не утратившей своей жизненности, чувство ожившей истории, сочетающийся с кипучей молодой и полной смелых дерзаний современной жизнью великого народа.
Китай «центральное государство», культурный регион и древняя цивилизация Восточной Азии. Китай относится к наиболее древним цивилизациям, которая вобрала в себя большое число государств и культур в течение 4 тысяч лет. Китайская Народная республика (КНР), которая занимает территорию материкового Китая, и Республика Китай, которая контролирует остров Тайвань и прилежащие к нему острова.
Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, а также одну из древнейших и сложнейших систем письма. До XIX века он был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Китайское влияние на соседние государства остаётся существенным и по сегодняшний день. Китай родина многих изобретений, которые изменили судьбу человечества. Среди них Четыре великих изобретения: бумага, компас, порох и книгопечатание.
Китай одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата, индийцев Инда и египтян Нила. Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров. Её достижением стала, в первую очередь, логографическая система письма, которая используется сегодня в странах Восточной Азии.
Население Китая (КНР и Республики Китай) составляет свыше 1,5 миллиарда человек в 2012. Это одна пятая часть всего населения Земли.
Благодаря «культурной революции» 62 % населения КНР (797.7 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм, даосизм и конфуцианство( в последнее время и католичество - более 50 млн )
Республика Китай, согласно официальным данным китайского руководства, не ограничивает ни одну религию или вероучение. В ней не существует преград для реализации права на свободу совести. По некоторым данным, есть ограничения в религии для членов единственной в Китае партии - коммунистической партии чиновников.
Буддизм - буддизм, пришедший из Индии и бывший на территории Китая первой единой религиозной системой, проповедовал идеи милосердия, смирения на земле и непротивление злу, а также обещал спасение в раю для всех верующих и помощь милосердных богов - бодисатв. Являясь опорой феодального государства, это учение уже в V -VI веках получило чрезвычайно широкое распространение, заняв первое место среди прежних религий Китая, от которых буддизм позаимствовал много местных особенностей и старых народных культов.
Конфуцианство - Этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н.э Конфуцием. Выражало интересы наследственной аристократии. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших(“благородных мужей” и “мелких людишек”)- всеобщим законом справедливости. Со 2 в. до н. э и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуцианство являлось официальной государственной идеологией.
Даосизм - Одно из основных направлений древне - китайской философии; возникло в 4-3вв. до н. э, главные трактаты “Лао - цзы” и “Чжуан - цзы”. Основное понятие -дао. В центре учения Даосизма, противостоящему конфуцианству и моизму, - призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к жизни, близкой к природе.
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.
Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Китайское письмо́ уже несколько тысяч лет является единственным общепринятым способом записи китайского языка. Знаки китайского письма также широко используются в японском и корейском письме (там они называются кандзи и ханча, соответственно). До 1945 года китайское письмо использовалось также для записи вьетнамского языка. Китайскую письменность обычно называют иероглифической или идеографической. Она радикально отличается от алфавитной тем, что каждому знаку приписано какое-то значение и число знаков очень велико, около десятков тысяч.
Китайская письменность имеет очень важное культурное значение (см. синосфера), представленное её широким распространением и высоким статусом. Различные диалекты, даже различные языки использовали китайские иероглифы в качестве общей письменной системы. В древности в Японии, Корее и Вьетнаме китайские иероглифы являлись единственной официальной писарской системой.
Благодаря независимости чтения и написания китайских иероглифов, другим народам сравнительно легко их заимствовать. Например, в древности в Японии, Корее и Вьетнаме не говорили по-китайски, только использовали китайскую письменность. Это сыграло значительную роль и позволило объединить в единую нацию множество диалектных групп, которые испытывали затруднения в устном общении между собой.
Китайская письменность оказала огромное влияние на сопредельные государства. Образовалась сфера совместного использования китайской письменности, в которую входили Япония, Корея и Вьетнам. Поныне в Японии в письменной системе достаточно широко используются китайские иероглифы. В Корейской Народно-Демократической Республике и Вьетнаме иероглифы уже не используются, а в Республике Корея в последние десятилетия используются всё реже и реже. Однако в Южной и Северной Корее в именах людей и названиях фирм и географических объектов часто используются китайские иероглифы, но их произношение отлично от китайского.
Китайская каллиграфия считается «прародительницей» японской, первые упоминания о ней датируются серединой II - серединой I тысячелетия до н.э. Каллиграфия возведена в Китае в ранг национального искусства.
Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. 6-5 тысячелетия до н.э.). Это керамические сосуды с изображением людей, рыб, обнаруженные при раскопках в Баньпо, неподалеку от Сианя, и керамическая чаша с нарисованными фигурками танцовщиц, найденная при раскопках в Цинхае, в уезде Датун. Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв. до н.э.), были распространены богато украшенные ритуальные сосуды и другие изделия из бронзы. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самым ранними изделиями, известными на сегодняшний день, являются рисунки на шелке из погребений времен царства Чу: на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом люди верхом на драконах. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н.э. 220 н.э.) получила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях.
Древняя китайская живопись имела свою собственную оригинальную манеру письма, существенно отличавшуюся от западной. Если западные живописцы опирались на игру цвета и светотени, то манере китайских художников присуще прежде всего использование линий. Инструментами живописца были кисти, тушь, акварель и бумага, хорошо впитывающая влагу, либо шелк. Множество точек или мазков кисти могли создать объемный образ реки Янцзы на узкой полоске бумаги или шелка. Таковы основные черты традиционной китайской живописи.
Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».
Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. В одних случаях мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной туши различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей. Это направление именуется «сей».
Другое направление, называемое «гунби», требует тщательного воспроизведения мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.
Одним из древнейших жанров искусства живописи не только в Китае, но и во всем мире является искусство татуировки. Считается, что практика нанесения татуировки на тело появилась у древнего человека вместе с первыми опытами наскальной живописи еще с первобытных времен.
В общем случае она наносилась для защиты ее обладателя от злых духов, являлась знаком племени, родовым тотемом, указывала на социальное положение человека. Так же считалось, что она обладала определенной магической силой.
В древнем Китае, татуировки имели два основных предназначения. Во-первых, они использовались в качестве священных татуировок шаманами-заклинателями и жрецами в ритуальных церемониях. В этом случае татуировка имела сакральный смысл (приобщение к божеству, таинственным силам природы, обретение некой магической власти).
И во-вторых, татуировки наносились преступникам и пленным в качестве знака позора. Так, например, одним из классических наказаний была татуировка на лице. За первое преступление преступникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну - в результате получался иероглиф ИНУ - "собака". Таким же образом метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание.
История китайского фарфора насчитывает более 3-тысяч лет. Начало производства фарфор в Китае относится примерно к 6-7 веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка.
После династии Восточная Хань производство китайского фарфора получило быстрое развитие. В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы.
В мастерских Лунцюань создавались изделия, покрытые нежно-голубой или светло-зеленой глазурью, получившей в Европе название "селадон". В этот период, хотя и довольно редко, встречались росписи на сосудах, сделанные зеленой, коричневой или желтой эмалью, а также монохромные, покрытые красной глазурью сосуды.
Известный синий фарфор Цинцы, изготовленный в фарфоровой печи "Лунциняо" в провинции Чжэцзян славен многими достоинствами. О нем люди говорят, что его синева подобна нефриту, чистота - зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию Цина.
Издавна фарфоровые изделия из Цзиндэчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору. Их краскам свойственны прочность и чистота. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, его флора, очень жизненны. Среди художников по фарфору были блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы. хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука. Лучшее, что создавали мастера из Цзиндэчжэня, приобреталось императорским двором или шло на экспорт.
К 18 веку относится изобретение розовой эмалевой краски, которая начинает широко употребляться в сочетании с эмалью других цветов. В Европе в зависимости от цвета преобладающей эмалевой краски или глазури фарфор стали подразделять на желтый, розовый, черный и зеленый. В это время фарфоровые изделия отличались чрезвычайным многообразием форм, появилось большое количество статуэток.
После образования КНР народное правительство приступило к восстановлению разрушенных фарфоровых заводов. К работе были привлечены известные мастера своего дела. Была проделана большая работа по восстановлению утраченных рецептов красителей и способов обжига. Современные высококачественные фарфоровые изделия свидетельствуют о продолжении лучших традиций прошлого и значительных новых достижениях.
О скульптуре Китая человечество смогло узнать только тогда, когда в XIX - XX веках постепенно были обнаружены сохранившиеся памятники, которые дали богатый материал для исследования. До недавнего времени заброшенные, многие буддийские пещеры храмы теперь открыли науке новую эпоху в изучении скульптуры, стеной живописи и легенд средневекового Китая.
Скульптура феодального Китая имела, пожалуй, не менее длительные традиции, чем живопись. Однако древнюю скульптуру от средневековой отделяет значительно более трудный путь исканий и преобразований, чем тот, который за это же время совершила станковая живопись.
Скульптура, так же как и древняя, была связана с религиозными культами. Скульптура возникла одновременно с распространением буддизма в Китае и отразило новые темы, новы чужды Китаю образы и религиозные представления. Эти новые образы, столкнувшись со старыми, сильными и устойчивыми традициями Китайской культуры, лишь постепенно слились с ней и стали её частью уже по прошествии длительного времени.
Буддийские монастыри, строительство которых началось с большой интенсивностью в IV - V веках близ столиц и торговых путей, не облагались налогами и вскоре начали играть крупную политическую и экономическую роль в государстве. Лучшие художники, резчики и мастера-ремесленники как местные, так и выписанные из Индии и центральной Азии создавали там буквально бесчисленное множество скульптур.
В пещерах на потолках изображали индийских богов, змеинык головы, что присущи , скорее, индийской культуре, нежели китайской. Особенно периоду Сун. Изображение индийские святых говорит о том, что скульптура Китая много взяла из индийской скульптуры и культуры. Хотя начиная с средневековья, мы наблюдаем постепенную ассимиляцию иноземных образов, можно прочесть историю сложения нового скульптурного стиля Китая.
В пору когда создавались храмы, скульпторы расписывались нежными минеральными красками. Сейчас их следов почти не видно. Однако о принятой те времена манере сочетать во едино скульптуру и живопись можно и теперь узнать из ознакомления со скальными пещерами знаменитого храма Цаньфодун. Этот монастырь, расширявшейся и дополнявшейся целое тысячелетие (с 366 по 1368), был не только местом паломничества монахов, но и крупным культурным центром. Скульптура периода Тан продолжала создаваться в тех же скальных храмах, что и вэйская. Эту пору расцвета всех видов и областей китайского изобразительного искусства скульптура достигала своего высочайшего подъёма. Образы танской буддийской скульптуры многообразны. В многочисленных буддийских монастырях можно видеть и страшных охранителей входа, Свирепо попирающих ногой демонов, и многочисленные графические рельефы, где как бы одной неотрывной линией скульптуры обрисовывали стремительность, плавность и упругую гибкость летящих юных женщин с цветами в руках, можно видеть и ярко раскрашенные, полные земной красоты глиняные изваяния лёссовых пещер Цяньфодуна и Майцзишаня.
Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.
За пяти тысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.
Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский дворец, в первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом.
Китайская архитектура восприняла немало иноземных влияний, однако устойчивость культуры Китая в том и выражается, что все новшества переосмысляются в рамках традиции и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно китайские.
Если в официозных "императорских городах", последним из которых был Запретный город в Пекине, преобладали сплетенные в симметричной гармонии пышность и строгость, в "летних дворцах" господствовали изящество и обаяние. Если холмов и озер не было, то их создавали, не считаясь с затратами, чтобы присутствовали все формы пейзажа на любой вкус.
Дворцовая архитектура
Храм Неба ( храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.
Комплекс построен в 1420 году во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. Изначально назывался Храмом Неба и Земли, но после строительства в 1530 году отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.
Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса,согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу.
В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, это было залогом хорошего урожая.
Мемориальные сооружения
Пайлоу или Пайфан резные орнаментированные триумфальные ворота из камня или дерева, возводившиеся в Китае в честь правителей, героев, выдающихся событий. ПСлово Пайфан первоначально было собирательным термином и использовалось для описания двух верхних уровней административного деления и подразделения древних китайской городов. Крупнейшим подразделением город в древнем Китае был Фан .Каждый Фан был обнесен стенами или забором и воротами. Эти корпуса были закрыты и охранялись каждую ночь. Каждый Фан был разделен на несколько плиты или Пай. Каждый пай, в свою очередь, содержал несколько Хутонгов. Эта система городского административного деления и подразделения разрабатывалась и вводилась при династии Тан, и оставались на протяжение еще нескольких династий. Например, при династии Мин, Пекин был разделен в общей сложности на 36 фанов.
Гробницы
Гробницы императоров династии Мин комплекс мавзолеев тринадцати императоров китайской династии Мин (XVXVII вв.), расположенный в 50 км к северу от Пекина, на территории провинции Хэбэй.
Этот мавзолейный комплекс один из основных компонентов памятника Всемирного наследия «Гробницы императоров династий Мин и Цин», в который также включен мавзолей Сяолин первого императора этой династии Чжу Юаньчжана (вблизи его столицы, Нанкина), гробницы некоторых других минских деятелей, а также мавзолеи династии Цин в Маньчжурии и под Пекином. Заметим, что второй минский император, Чжу Юньвэнь, мавзолея не имеет в связи с обстоятельствами его смещения третьим императором, Чжу Ди.
Место для захоронения было выбрано императором Чжу Ди после того, как он перенёс столицу Китая из Нанкина в Пекин. Ему пришлось по душе то, что участок защищён от «губительных влияний севера» горной цепью. Расположение императорских могил также является классическим воплощением принципов фэншуя.
Тринадцать мавзолеев расположены на одном участке, отгороженном от посторонних глаз высокой стеной, и имеют общую «священную дорогу» уставленную статуями реальных и мифических животных.
В XX веке три гробницы были вскрыты и исследованы археологами, однако в 1989 г. археологические изыскания на территории комплекса были прекращены и с тех пор не возобновлялись.
Садово-парковая Архитектура (Мосты)
Баодайцяо («Мост драгоценного пояса») старинный арочный мост, перекинутый через Великий Китайский канал близ города Сучжоу в провинции Цзянсу.
Впервые был сооружён при династии Тан в 816 г., по преданию на средства, пожертвованные местным чиновником от продажи своего драгоценного пояса. Ныне существующий мост был закончен в 1446 году.
Отличительная черта моста три приподнятых центральных пролёта, через которые проплывали лодки с грузом. Мост имеет длину 317 метров при ширине 4,1 м и состоит из 53 арочных пролётов.
Фортификационное сооружение
Крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,8 км (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина.
Так же уникальный памятник крепостной архитектуры - Великая китайская стена протянулась на 4000 км вдоль Северного Китая. Её строительство началось в 4-3 веках до нашей эры. В сооружении стены было занято огромное число рабочих; только воинов было около 400тыс человек. После создания в Китае централизованного государства различные участки стены были соединены в единый оборонительный комплекс. Через каждые 200 метров расположены сторожевые башни.
Изучение Китая началось сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Однако долгое время истинное лицо великой китайской культуры, вызывающей чувство глубочайшего уважения, оставалось нераскрытым. В настоящее время гигант, сбросивший с себя оковы многовекового рабства и достигший за короткие годы таких значительных успехов во многих областях, привлёк к себе внимание и величественная история, всепобеждающая сила его древней и самобытной культуры являются как бы ключом к современному Китаю. Огромный, прекрасный и ещё малоизвестный нам мир культуры Китая дополнил собой и бесконечно обогатил наше представление об искусстве. Китай сегодня осваивает бывшие многие столетия недоступным ему достижения Запада, и вместе с тем он бережно сохраняет те ценности, которые созданы трудом и талантом его народа. Настоящее этой грандиозной страны нельзя понять, не зная её прошлого.