Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

реферат по географии Китая студента 1го курса очной формы обучения специальность 350200 Международные о

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра мировой политики и международных отношений

Арутюнян Анжелика Арменовна

ГЕОГРАФИЯ ПРОВИНЦИИ ШАНЬСИ

реферат по географии Китая студента

1-го курса очной формы обучения

специальность 350200

«Международные отношения. Международное гуманитарное сотрудничество»

Руководитель

_______________________

(ученая степень, ученое звание)

Тархов С.А.

   

Москва  2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОВИНЦИИ………………..4

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ………………………………………………….6

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ……………………………….6

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ………………………………………7

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ……………………..8

ТУРИЗМ……………………………………………………………………….11

 

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………21

Введение

Провинция Шаньси является одной из наиболее известных иностранцам областей Китая. Она весьма популярна среди туристов благодаря тому, что в ней расположено несколько уникальных природных объектов и исторических памятников (например, таких, как город Пинъяо, который ежесезонно посещают тысячи человек). Однако для большинства людей, которым довелось побывать в Шаньси, остаются неизвестны многие другие аспекты жизни провинции: ее экономика, ее история и природа в целом. Между тем Шаньси обладает богатой фауной (включая несколько охраняемых редких видов), а также является развитым промышленным районом страны. Родом из Шаньси происходили многие личности, оказавшие значительное влияние на историю Китая. Эти и некоторые другие вопросы я бы хотела осветить в данной работе.

Географическое положение провинции

Провинция Шаньси расположена на севере Китая, в западной части Северо-Китайской равнины и в среднем течении реки Хуанхэ. Территория находится в пределах 34 гр. 34 мин. – 40 гр. 44 мин. северной широты и 110 гр. 15 мин. – 114 гр. 32 мин. восточной долготы. С учетом местонахождения горы Тайханшань провинция получила название Шаньси, т. е. «к западу от горы (Тайханшань)». Занимаемая провинцией площадь 156 800 км², что делает ее 19 по величине среди всех китайских провинций.

Провинция Шаньси делится на одиннадцать городских округов.

Тайюань – это столица провинции Шаньси, а также один из центров тяжелой промышленности в Китае.  У города есть амбиционные планы отреставрировать все туристические достопримечательности.  В Тайюане на площади в 6,959 кв. км проживает 3 млн. человек.

Природные ресурсы

Рельеф

На востоке Шаньси заслонена горами Тайханшань, на западе опоясана рекой Фэньхэ. На севере покрыта горами Иньшань, на юге простираются горы Шоуян, Дичжу, Сичэн, перемежающиеся речными долинами. Большая часть территории расположена на лёссовом плато, 4/5 площади которого – холмы и горные массивы.

Климат – умеренно-континентальный с ярко выраженными сезонными изменениями, ветреный; лето – жаркое, зима – холодная.

Водные ресурсы:
Объем водных ресурсов: 15,24 млрд. куб. м.
Поверхностные воды чрезвычайно скудные, распределены они неравномерно, площадь водного зеркала 4 тыс. кв. км. 8 рек имеют русло длиной свыше 150 км. Это Фэньхэ, Циньхэ, Сушуйхэ, Саньчуаньхэ, Синьшуйхэ, Санганьхэ, Хутохэ и Чжанхэ. Объем стока – 11,4 млрд. куб. м, что сопоставимо с другими провинциями, и вследствие чего провинция находится на предпоследнем месте в стране. В провинции две крупные водные системы, образованные Хуанхэ и Хайхэ, которые втекают и вытекают с территории провинции. Водная система Хуанхэ простирается в большей своей части на западе и юге, водная система Хайхэ — на востоке. Площадь бассейна Хуанхэ — 97503 кв. км, это 62,2% всей площади провинции. У Хайхэ соответственно 59320 кв. км. и 37,8%, Большая часть рек имеет свои истоки в горах на востоке и западе. Подземные водные ресурсы оцениваются в 1214,6 млрд. куб. м, однако пригодны к использованию только 45% этих запасов, большая часть сосредоточена по краям котловин и по периметру провинции.

Растительность

В провинции растут 134 вида культур, в среднем это 1700 наименований растений, в том числе более 480 видов деревьев. Ресурсы флоры раскинуты по всей провинции: ареал на юге и юго-востоке – широколиственные леса, распускающиеся в начале лета, там главенствуют листопадные и широколиственные деревья и вторичные посадки листопадного кустарника. Все это растет вперемежку с хвойными лесами. В этих районах наиболее густой растительный покров, неповторимое многообразие видов растительности. В ареале центральной части главенствуют хвойные леса и листопадные кустарники, распускающиеся к началу лета широколиственные леса вторичной посадки. Это район сравнительно обширных лесных массивов. Ареал северной и северо-западной части расположен в умеренном поясе, здесь кустарники и растительность полузасушливой степи, лесной покров сравнительно редок, преимущественные растения этого района — рослые травы, лимонник, лох. Лесные ресурсы сравнительно скудные, Шаньси — одна из самых бедных провинций в Китае по этому показателю.

Животный мир

В провинции обитают более 400 видов диких животных, более 70 видов охраняются государством как редкие и ценные виды. 14 видов взяты под охрану государства первой степени. Это белый аист, черный аист, золотистый беркут, морской беркут, изумрудный морской беркут и другие разновидности беркута, журавль, дрофа, золотистый леопард, тигр, пятнистый олень. 56 видов взяты под охрану государства второй степени, в том числе 40 видов пернатых, 2 вида пресмыкающихся, 14 видов диких зверей. Есть также более 20 видов пушных зверьков –выдра, два вида соболя, дикий лесной кот, барсук, лисица. Мясо дикого зайца, кабана, горной утки, горного голубя употребляется в пищу. Ферменты более 70 видов животных используются в фармацевтической промышленности.

Уникальные природные объекты

Горы Утайшань /五台山

Горы Утайшань – это одни из четырех самых известных буддийских сокровищниц Китая. Они не менее популярны, чем горы Эмэйшань в Сычуани, Путошань в Чжэцзяне и Цзяхуашань в провинции Аньхой. Горы образованы пятью столообразными вершинами: Восточный, Западный, Южный, Северный и Центральный. Территория внутри этого кольца называется Внутренняя Утайшань, а за ним – Внешняя Утайшань. С Восточной вершины, которую также называют Вершина с Видом На Море, Вы можете полюбоваться восходом. С Западной во время Праздника Середины Осени можно увидеть полную луну. С Южной вершины (Парчовой) открывается захватывающий вид. Самая высокая из них – Северная. Ее высота 3,058 м. Ее называют крышей Северного Китая. Круглый год Северная вершина покрыта льдом и снегом. А Центральная Вершина (Зеленых камней) напоминает огнедышащего дракона. Но, что еще больше очаровывает, так это удивительный климат гор Утайшань. В самых холодных местах снег не тает круглый год. В других снег лежит с сентября по апрель. А кое-где реки не замерзают в течение всего года. Также на Утайшань огромные различия во влажности. Но прохладно здесь даже в самом разгаре лета, поэтому Утайшань называют Прохладной горой. Благодаря удивительному климату, здесь сформировалась необычная природа. С Северной вершины можно полюбоваться пиками, утопающими в облаках. Иногда, когда у подножья идет проливной дождь, на вершине светит яркое солнце. Когда внизу уже пришла весна, на верху еще царствует зима. Взбираясь на гору, можно увидеть полукруглый ореол. Ореол, около 3 м в высоту и 2 метров в ширину, состоит из разноцветных полос: красной, оранжевой, желтой, зеленой, голубой и сиреневой. Ореол – это яркий световой круг вокруг луны или солнца во время тумана. Иногда в нем отражается тень и движения. Это отражение в горах Утайшань – метеорологическое явление, известное также как «Ореол Эмэй».

В Шаньси также расположена одна из пяти священных буддийских гор: Бэйюэ, северный пик - гора Хэньшань находится у Великой китайской стены. По преданию владыка Северного пика - Дэн Вэй-тин, он ведает всеми реками, а также дикими животными, пресмыкающимися и насекомыми.

Водопады Хукоу /壶口瀑布

Водопады Хукоу – во вторые по размеру в Китае. Протяженность водопадов составляет 30 м, а вода падает с высоты в 20 м. Они находятся на границе провинций Шаньси и Шэньси. Водопады образовались там, где Хуанхэ проходит через узкое ущелье. 

Историко-культурные ресурсы.

Краткая история

Более 2000 лет назад в южной части нынешней территории провинции была основана древнекитайская династия Ся, которая положила начало эпохе Ся (XXI-XVI вв. до н.э.). Впоследствии в период Троецарствия (220-280 гг. н.э.) территория региона неоднократно делилась между царствами Вэй, Шу и У. В периоды династий Западная и Восточная Цзинь (265-420 гг.), а также в эпоху правления императоров династий Северная и Восточная Вэй (386-550 гг.) древняя столица округа, город Цзиньян долгое время сохранял за собой статус политического и военного центра государства. В период династии Тан (618-907 гг.) древнюю столицу Шаньси неоднократно называли «Бэйду», «Бэйцзин», т.е. «северной столицей» по аналогии с Пекином, желая подчеркнуть значимость Цзиньяна для Китайской империи того времени. Активное развитие торговли на территории Шаньси начинается с момента прихода к власти императоров маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.).
Население региона активно включилось в антиколониальную борьбу китайского народа в годы Первой (1839-1842 гг.) и Второй опиумных войн (1856-1860 гг.), хотя военные действия не затронули территорию провинции. Впоследствии жители Шаньси поддержали «движение ихэтуаней», или Ихэтуаньское восстание («боксёрское движение»), которое возникло в марте 1900 г. на территории провинции Шаньдун и носило ярко выраженный антиимпериалистический характер.
После возникновения «Движения 4-го Мая» в Китае на территории провинции в мае 1921 г. был создан Социалистический союз молодёжи Тайюаня, а весной 1924 г. – ячейка компартии Китая. В годы II Мировой войны Шаньси стала одной из опорных баз партизанского движения в борьбе с Квантунской армией Японии. В 1937 г. в ущелье Пинсингуань в горах Шаньси была одержана первая крупная победа партизанских соединений над японскими регулярными соединениями на территории Северного Китая.
24 апреля 1949 г. город Тайюань был освобождён от сторонников Чан Кайши, что ознаменовало собой начало нового этапа в истории провинции Шаньси – периода послевоенного восстановления. В 1957 г. в провинции был успешно реализован I пятилетний план, в результате выделились базовые отрасли промышленной инфраструктуры – угольная промышленность, металлургия, производство электроэнергии, машиностроение и химическая промышленность. К 1965 г. ВВП провинции составил 7,34 млрд.юаней (+71,4% по сравнению с 1957 г.), наметились тенденции скоординированного развития местной экономики.
«Культурная революция» (1966-1976 гг.) нанесла значительный урон дальнейшему экономическому росту Шаньси, однако после 1978 г. началось возрождение народного хозяйства региона.

Культура

Наиболее выдающимися людьми, происходившими из провинции Шаньси, были Гаоцзу (566 — 25 июня 635) — основатель императорской династии Тан;

Ма Юань (1190—1279) — китайский художник эпохи Сун;

Хуа Гофэн (1921—2008) — китайский государственный деятель, председатель КПК;

Янь Сишань (1883—1960) — военный и политический деятель Китая.

По количеству исторических памятников древности провинция занимает лидирующее место в стране. В связи с этим её называют «музеем древней культуры Китая». Развалины древней столицы Пинъяо принадлежат к числу всемирно известных памятников старины, внесённых в список мирового наследия ООН. В общей сложности в этом регионе расположено свыше 36 тыс. мест, где обнаружены и сохраняются памятники различных исторических эпох.

Один из известных музеев провинции - Музей изобразительных искусств провинции Шаньси, основанный 10 октября 2003 года и расположенный во дворце Чуньян. Дворец Чуньян в народе называют храмом покровителя Люй. Раньше здесь располагалась молельня Св. Люйтунбина — героя китайской народной легенды. Площадь музея около 10 тыс. кв. м. Музей представляет собой соединенные между собой пять двориков. В главные постройки входят трехъярусная деревянная арка на четырех столбах, ворота Юаньгун, дворец покровителя Люй, квадратная беседка, пещеры Линбао и Цяньчжень и павильон Юйхуан. Ансамбль носит особенности даосизма и древнего садового искусства. В 1996 году взят провинциальным правительством под охрану. В основном здесь хранятся древние буддийские изваяния.  

В регионе развивается система высшего и среднего образования. В настоящий момент в Шаньси имеется 23 вуза, в которых обучаются студенты по 147 специальностям. Ежегодно выпускниками местных вузов становятся свыше 1600 чел., 76 тыс. студентов – выпускниками колледжей. В Шаньси есть также 3056 неполных средних школ (более 1,5 млн. учащихся), 39 тыс. начальных школ (3,3 млн. школьников). В профессионально-технических училищах обучается свыше 298 тыс.чел. Ежегодно в качестве помощи школьникам из неимущих семей для продолжения дальнейшего обучения из провинциального бюджета выделяется свыше 7,3 млн.юаней (=888 тыс.долл.).
За последнее 10-летие число научно-исследовательских институтов и экспериментальных лабораторий в Шаньси возросло до 264, в т.ч. 13 – министерского уровня, 76 – провинциального уровня. Общее число работающих в сфере научных исследований – 355,5 тыс.чел., в т.ч. инженерно-технический персонал – 167 тыс.чел.; лаборанты и специалисты в сфере агропромышленного сектора – 12 тыс.чел., в области медицины – 64 тыс.чел.

Этнографические ресурсы

99,75% населения провинции – ханьцы. Ее населяют также 34 народности, включая хуэйцев (0, 19%), маньчжур (0,042%), монголов (0,029%), корейцев, тибетцев, их 670 тыс. человек, есть 58 сел компактного проживания национальных меньшинств (данные за 2000г.). Большая часть населения Шаньси говорит на диалекте Цзинь.

В Шаньси, как и в других провинциях северной части Китая, существует ряд национальных праздников, появившихся еще несколько веков назад. Одним из таких праздников является Цинмин (Праздник холодной пищи и чистого света), приходящийся на один из дней с 4го по 6е апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. Hыне в праздник Цинмин стали устраивать мероприятия в память о павших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. Погода стоит уже теплая, природа расцветает, и многие люди отправляются в загородные прогулки, запускают бумажных змеев, любуются весенней природой, поэтому праздник Цинмин еще называют Тацинцзе - день прогулок по первой зелени. Качание на качелях и другие игры в дни весеннего праздника были в Китае всеобщим увлечением еще в XII в. Однако к нашему времени они практически исчезли из быта китайцев. Теперь праздник Холодной пищи и чистого света, когда, по традиционным китайским представлениям, “все живое начинает расти”, известен не как праздник молодости и ее буйных увеселений, а как праздник торжественного поминовения предков. В просторечии Цинмин иногда называется Праздником подметания могил. Трудно выявить во всех деталях, каким образом произошла подобная метаморфоза. Нет, однако, ничего удивительного в том, что главный весенний праздник оказался в Китае прочно связанным с культом предков, который по праву можно на звать средоточием китайской культурной традиции. Достаточно сказать, что китайская культура не знала принципиального различия между богами и душами мертвых и что потусторонний мир в ней был не просто отражением, но и прямым продолжением мира земного. Это не означает, конечно, что культ предков осмыслялся одинаково в разных слоях общества.

Социально-экономические ресурсы

Население

Население провинции составляет 34,8 млн. чел. (по данным World Gazetteer за 2006 год), из которых мужчины составляют 51,15%, женщины – 16,57 48,85%.
Городское население – около 15,5 млн. чел. (44,03%).;

сельские жители – около 19,5 млн. чел. (55,97%).;
9,93 млн. домашних хозяйств, со средней численностью 3,37 чел./дом. хозяйство.
Плотность населения: 217,5 чел/км².

Крупнейшими по численности населения городами являются Датун (1072 тыс.чел.), Тайюань (2810 тыс.чел.), Чанчжи (730 тыс.чел.), Цзинчэн (449 тыс.чел.).

Экономика

ВРП– 120 млрд. юаней; прирост к уровню предыдущего года составил 38,2%.
Средний доход составил 569,62 млрд. юаней; прирост к уровню предыдущего года составил 14,2%.
Среднедушевой ВВП составил 16000 юаней/чел (более 2000 долл.)
Валовой доход городского жителя – 11565 юаней; прирост к уровню предыдущего года составил 15,3%.
Средний чистый доход сельского жителя 3665,7 юаней. прирост к уровню предыдущего года составил 15,2%.

В провинции работает капитал из более 40 стран и районов мира, некоторые крупные транснациональные компании и промышленные группы инвестировали свои капиталы в Шаньси, Это, в частности, энергетическая компания СВМ из США, новозеландская сталелитейная компания «Храбрый лев», таиландская компания «Чжэнда», финансово-инвестиционная компания г. Кансай, Япония, компания ВОС из Великобритании. В провинции 1947 предприятий с привлечением зарубежного капитала, привлечено 6,09 млрд. долларов, 3,159 млрд. долларов – контрактные инвестиции, реально доведено до места 1,075 млрд. долларов зарубежных капиталовложений.

Промышленность

Опорными отраслями промышленности Шаньси являются угольная промышленность и металлургия. Крупным центром добычи каменного угля является город Датун, расположенный на севере провинции. Также весьма развиты механическая, химическая, легкая и текстильная промышленность, электроэнергетика. В Шаньси расположено около трети от общего объема каменного угля в Китае; благодаря этому провинция является государственным лидером по его добыче. Наиболее важные шахты расположены в Датуне, Сишане, Хэдуне, Циншуе, Хоси. Здесь насчитывается 4122 угольных шахт, включая 3692 поселково-волостных шахт. Столь большое количество поселково-волостных шахт, не всегда оборудованых должным образом, а также их рассредоточенность затрудняют осуществление контроля, что является причиной многочисленных аварий. Только в августе 2003 г. были зарегистрированы три мощных взрыва, которые унесли жизни десятков горняков. Это заставило провинциальные власти в третьей декаде августа принять решение о приостановке работы всех шахт, за исключением нескольких крупных госпредприятий. Вновь начать работу разрешено только тем шахтам, которые прошли проверку соответствия условиям эксплуатации. Как сообщил заместитель руководителя провинциального управления угольной промышленности Янь Вэньшэн, к 24 ноября на 1838 угольных шахтах была возобновлена добыча. Ожидается, что возобновление добычи позволит смягчить напряженность со снабжением углем - уже в сентябре на ряде электростанций, металлургических комбинатов и других предприятиях Шаньси наблюдалась нехватка запасов угля, что вызвало резкий рост цен.

Сельское хозяйство

Площадь пашни – 36,565 млн. гектаров, это 23% территории провинции. Экономика аграрного сектора связана с технологиями сева и разведения. Выращиваются кукуруза, чумиза, рис, пшеница, гаолян, картофель, гречиха, бобовые культуры, а также хлопок, табак, свекла, масличные, лубяные и другие экономические культуры. Растут яблоки, грецкий орех, финики, сливы, виноград, а также кодонопсис мелковолокнистый, астрагал, другие ценные лекарственные растения. Разводят свиней, коров, овец, домашнюю птицу, кроликов, ослов, лошадей, мулов, развито шелкопрядство и пчеловодство. Это основные направления технологий по разведению. В последние годы непрерывно развивается прудовое хозяйство, Шаньси может сама удовлетворить потребности города в свежей рыбе.

Главные задачи на 2002 год – решить вопросы питания и тепла для 1,82 млн. бедных людей. Помощь в этом направлении оказывается на регулярной основе, однако еще предстоит укрепить источники роста доходов бедноты, сделать новые шаги по преобразованию условий их жизни, стабилизировать пути окончательного преодоления бедности, сделав этот процесс необратимым.

Основные индустрии - угледобыча, металлургия, машиностроение и химическая промышленность.  Удобное транспортное сообщение позволяет легко добраться до любой части провинции: не только по воздуху, но и с помощью наземного транспорта. 

Транспорт

Железные дороги

9 крупных железнодорожных магистралей, 13 важных веток и более 400 путей специального назначения образуют сеть железнодорожных перевозок. Важнейшие железнодорожные магистрали: Датун-Пучжоу (северная и южная) и Шицзячжуан-Тайюань. В этом ряду стоят также магистрали Пекин-Тайюань, Пекин-Юаньпин, Пекин-Баотоу, Тайюань-Цзяоцзо, Ханьдань-Чанчжи, Далянь-Цинхуандао и Датун-Пучжоу. Они состыкованы с крупными государственными железнодорожными магистралями Пекин-Баотоу, Пекин-Гуанчдоу, Ланьчжоу-Ляньюньган, связаны с крупными городами и морскими портами Цинхуандао, Тяньцзинь, Шицзюсо.

Автодороги

Скоростная трасса Тайюань-Цзюгуань состыкована со скоростным шоссе Пекин-Шицзячжуан и с сетью скоростных дорог Пекин-Тяньцзинь -Таньшань и Пекин-Шэньчжэнь. В 1998 году началось движение по скоростной дороге Тайюань-Юаньпин. Это один из участков строящейся скоростной дороги, пересекающей провинцию с севера на юг, – Датун-Юньчэн. Остов автомобильного сообщения составляют государственные магистрали, сеть уездных и волостных дорог, связывающих города и волости Шаньси с соседними провинциями. Автодорожные сети важнейших экономических районов провинции, где находятся важнейшие промышленные и добывающие предприятия, состыкованы с железными дорогами, в развитии перевозок ведущую роль играют государственные перевозки при конкуренции с частными компаниями и индивидуальными перевозчиками. Таким образом в первоначальном виде созданы рационально скомпонованные промышленно-транспортная система и система управления перевозками.

Авиационное сообщение

Аэропорт Тайюань выполняет 41 авиарейс, прямыми линиями он связан с Сянганом и 30 важнейшими городами Китая. Через аэропорт Тайюань проходит порядка 4,6 миллиона пассажиров в год.

Связь

Телефонизация

Почтовая связь развивается день ото дня. Автоматическая телефонная связь обслуживает абонентов 11 городов, а также части волостей и городков. 20 сентября 1994 года 32 уезда и города были подключены к автоматической мобильной связи.

Радио и телевидение

Народное радио Шаньси имеет современную организационную структуру и новые формы вещания – это универсальная радиостанция, имеющая 6 программ. Еще в середине 90-х годов все уезды провинции были радиофицированы. В провинции 159 кабельных телеканалов, в том числе 82 – в административных центрах, 77 кабельных каналов -нерайоннного значения, в волостях и городках — 335 кабельных телеканалов. Установлена примерно 1 тыс. коллективных антенн, 700 тыс. семей принимают кабельное телевидение.

Туризм

В Шаньси очень солидные туристические ресурсы. На севере в Датуне – известный пещерный комплекс Юньган, в центре — святыня буддизма гора Утайшань, на юге – единственный на Хуанхэ водопад — водопад Хукоу – «носик чайника», крупнейший в Китае храм «Доблести и верности» – Гуаньдимяо в уезде Цзечжоу, одно из четырех крупных в Китае сооружений, имеющее эффект эхо – башня Инъинта в храме Гуцзюсы в местечке Юнцзи. В настоящее время в провинции сохранился 31401 стационарный памятник культуры. Среди них 2639 древних развалин, 1666 древних курганов и захоронений, 18118 древних построек и исторических памятников, 300 пещерных храмовых комплексов, 360 мест, где найдены реликтовые окаменелые позвоночные животные, 6852 каменных барельефа и стелы, 1466 развалин и памятных сооружений времен революции, а также 12345 образцов художественной лепки в древних сооружениях и на исторических памятниках, 26751 кв. м. настенной росписи в буддийских и даосских храмах. Все это открывает широкие перспективы для освоения туристических ресурсов и превращения этой сферы в важнейшую опорную отрасль экономики провинции.

Тайюань

Тайюань -- административный, экономический, культурный и научно-образовательный центр провинции Шаньси /Северный Китай/-- имеет 2500-летнюю историю.

Расположен в центральной части провинции, на берегах р. Фэньхэ -- притока Хуанхэ -- и с трех сторон окружен горами.

Городу Тайюань административно подчиняются 6 районов, 1 город уездного значения и 3 уезда общей площадью 6956 кв. км, население 3,45 млн. чел. /по состоянию на конец 2007г./ .

Еще в 497 г. до н.э. на территории сегодняшнего Тайюаня появился город под названием Цзиньян, который служил основным опорным военным пунктом для сопротивления вторжению северных кочевых племен. В истории город не раз страдал от наводнений, и в 11 в. был полностью разрушен во время войны. В годы правления династий Мин / 1368--1644гг./ и Цин /1644 --1911гг./ здесь развивалось горное дело, коммерция и кустарные промыслы. Город строился заново.

Средняя высота Тайюаня над уровенем моря составляет 800 м. Климат -- умеренный муссонный. Среднегодовая температура -- 9,5 градуса выше нуля, количество осадков -- 456 мм.

В 1949г. после провозглашения КНР в г. Тайюань построен ряд крупных угледобывающих, металлургических, машиностроительных и химических предприятий, и город превратился в один из основных центров энергетики и тяжелой промышленности страны.

Самой известной достопримечательностью города считается парк "Цзиньцы" /"родовой храм княжества Цзинь"/, который построен, как минимуму, более тысячи лет назад. Согласно данным, древний архитектурный комплекс не раз реставрировали. Кроме того, в городе находятся пещера Тяньлуншань, сооруженные в 17 в. 54,7-метровые башни-близнецы и другие туристические объекты.

История города насчитывает 2500 тыс. лет, поэтому вокруг него находится огромное количество культурных памятников и древних построек.

Его строительство началось в 497 г. до н.э. по приказу правителя древнего государства Цзинь, в связи с чем и город первоначально получил название Цзиньян. В период правления императоров династии Тан он достиг своего расцвета, став "третьей столицей Поднебесной" и самым крупным городом, расположенным к северу от Хуанхэ. В период династии Цин Тайюань превратился в один из значительных центров коммерции и ремесленного производства.

Крупнейшим памятником Тайюаня является храм Цзинь, находящийся под охраной государства и имеющий общенациональное значение. "Жемчужинами государства" называют находящиеся на его территории ритуальный зал Шэнмудянь, мост Фэйлян и зал подношений Сяньдянь. К национальным сокровищам относят также Храм парных пагод, храм Чуншань с собранной там коллекцией священных манускриптов времён династии Сун, Юань и Мин, городские ворота с башней.

Пинъяо

Одной из важнейших достопримечательностей Шаньси является Пинъяо. Пинъя́о (平遥) — город и уезд в провинции Шаньси, в 80 километрах к югу от административного центра провинции — города Тайюань. Единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик.
Древний город Пинъяо возник в центре провинции Шаньси 2700 лет тому назад. Начиная с 221 г. до н. э. Пинъяо неизменно служил административным центром уезда. До наших дней в Китае сохранилось немного древних городов, пожалуй, только в Пинъяо можно увидеть образец уездного города периода династий Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.) в его первозданном виде.
Исторически Пинъяо был центром коммерции и торговли. Одной из причин процветания города было его геополитическое расположение: Пинъяо находится в сердце провинции Шанси, на границе между центральной равниной и северной пустыней. Купцам Пинъяо было удобно вести торговлю с северными племенами и развивать торговые связи между ними и центральным Китаем. На протяжении 14 -19 вв. могучая городская стена игра свою роль в деле защиты от внешних врагов, что также позволяло Пинъяо беспрепятственно развиваться. Пинъяо являлся одним из главных финансовых и банковских центров страны на протяжении обеих династий. Одно из первых в Китае банковских заведений, пункт обмена валюты Ришенчан, было основано 1643 году, существует и по сей день. К 19 веку, некогда динамичный процветающий город, впал в стадию запустения. В 80-е годы 20 века, на волне всецелой модернизации и ожидания экономического подъема, местные власти приняли решение реконструировать город, разрушив старинные кварталы и придав ему современный вид. В то время, как власти разрабатывали программу «обновления» и экономического «освобождения», жители Пинъяо развернули активную борьбу за спасение исторического наследия их города. В итоге, реконструкция города прошла вне городских стен и не затронула старый город. В 1986 году Пинъяо был признан национальным историческим городом и с тех пор находится под защитой государственной программы по охране исторических ценностей. Всего в городе насчитывается 99 музеев и охраняемых государством объектов. Город окружен глинобитной стеной, сооруженной из кирпичей. Общая длина стены составляет около 6000 метров. Высота стены составляет 10 метров, ширина 3-5 метров. Северная, западная и восточная стены ровные, южная стена имеет изгибы в связи с неровностью ландшафта. Всего насчитывается 6 городских ворот (по 1 с северной и южной сторон, по 2 с восточной и западной сторон). В связи с этим, местное население называет город «черепахой» — башни на севере и юге как голова и хвост, башни на западе и востоке как лапы, квадратный город как панцирь. На городской стене возведены 72 наблюдательные башни. Стены имеют 3000 отверстий для оборонительной стрельбы. Числа 72 и 3000 обусловлены тем, что у Конфуция было 72 последователя и 3000 учеников. Стены города окружены рвом шириной в 3,3 метра и глубиной в 3,3 метра. Строения города отличаются разнообразием стилей. Некоторые подворья представляют собой типичный сыхэюань с одним выходом, некоторые являются объединением 2-3 зданий, соединённых между собой проходами. Большинство зданий имеют деревянные перекрытия и каменные внешние стены. Крыши домов покрыты серой черепицей. Некоторые украшены каменными колоннами. Дома богатых семей украшены декоративными архитектурными надстройками и лепниной животных. Административные здания украшены каллиграфическими надписями.

Начиная с времен династии Цинь (221 г. д.н.э — 206 г. д.н. э.) в городе Пинъяо заседало уездное правительство. Сама Резиденция представляет собой целый квартал города со множеством зданий и была построена в 1346 г. н. э. во времена династии Юань. В резиденции также находилось помещение для суда, тюрьмы, библиотека, а также специальное окно, через которое можно было анонимно похвалить достойного и пожаловаться на нерадивого чиновника. Внутри квартала здания расположены надлежащим китайскому ритуалу образом. Административные постройки находятся по левую сторону от входа, по правую сторону расположены здания охраны. В общей сумме в Резиденции 299 комнат.

Вместе с древним городом Пинъяо в Реестр объектов мирового культурного наследия были включены монастырь "Чжэньгосы" ("Хранителя мира и покоя государства") и монастырь "Шуанлиньсы" ("Двойного леса"). Расположенный в 15 км к северо-востоку от города монастырь "Чжэньгосы" относится к Эпохе пяти династий (907 - 960 гг.). Главная достопримечательность монастыря - "Зал десяти тысяч будд" ("Ваньфодянь") - одно из самых древних деревянных сооружений, сохраняющихся в Китае. До сего дня "Ваньфодянь" украшают редчайшие образцы расписной скульптуры.
Монастырь "Шуанлиньсы", насчитывающий 1400-летнюю историю, расположен в 6 км к юго-западу от Пинъяо. Монастырь слывет "сокровищницей расписной скульптуры древнего Китая", в нем представлено 1566 скульптур. Высота самой колоссальной статуи превышает 3 м, самой миниатюрной статуэтки - около 30 см. Богатство экспозиции, высочайшее мастерство исполнения и неординарный замысел творцов этих произведений производят неизгладимое впечатление на посетителей.

Гроты Юньган

Один из выдающихся китайских памятников мирового наследия пещерно-храмовой комплекс Юньганшику находится в 16 км к западу от Датуна -- города на территории нынешней провинции Шаньси Северного Китая. Более 1500 лет тому назад Китай оказался расколот на Северные и Южные царства. В тот период Датун являлся столицей северокитайского царства Вэй /386 --534гг./.

В 460г. по инициативе достопочтенного буддийского монаха Таньяо император династии Северная Вэй издал указ о сооружении в горах Юньган близ Датуна буддийского пещерно-храмового комплекса. К тому времени распространение буддизма в Китае уже насчитывало более 400 лет, и буддизм снискал всеобщее признание китайцев.

Сооружение комплекса продолжалось более 50 лет. В строительных работах были задействованы свыше 40 тыс. ремесленников, включая и буддийских монахов из Царства Львов -- современной Шри-Ланки. Строительство в основном завершилось уже после переноса в 494г. столицы Северной Вэй из Датуна в Лоян -- города на территории современной провинции Хэнань Центрального Китая.

Юньганшику -- один из самых крупномасштабных пещерно-храмовых комплексов, сохраняющихся в Китае до наших дней, наряду с пещерными храмами в Дуньхуане и Лунмэньшику входит в число трех крупнейших пещерно-храмовых комплексов Китая. Примерно 1 км горных склонов, словно пчелиные соты, испещряет множество больших и малых пещер и ниш с установленными в них изваяниями будд. В настоящий момент здесь сохраняются 53 пещеры, более 1200 ниш со статуями будд и более 51 тыс. каменных скульптур.

Специфика горного рельефа позволила естественным образом подразделить Юньганские пещерные храмы на восточные, центральные и западные. Восточные пещеры изобилуют пагодами, поэтому их называют "пещерами с пагодами". Каждая из центральных пещер состоит из переднего и заднего помещений, в центре пещеры высится статуя Будды, а стены и потолок украшены барельефами. В западной части Юньганских пещер доминирующее место занимают средние и малые пещеры и небольшие открытые ниши со статуями будд.

При сооружении Юньганского комплекса в первую очередь началось сооружение центральных пещер. Руководил строительством монах Таньяо. На прорубку 5 пещер было затрачено 5 лет. Эти грандиозные и величественные пещеры /нумируются с 16 до 20/ последующие поколения стали называть "5 пещерами Таньяо". В центре каждой из пещер статуя Будды, самая большая из них -- 16,8 м, самая "маленькая" -- 13,5 м. Пять изваяний Будды символизируют 5 первых императоров династии Северная Вэй. Грандиозные скульптуры служили напоминанием современникам, что "Сын неба есть воплощение Будды". Статуя Будды в наиболее посещаемой 20-й пещере является реалистическим изображением императора Вэньчэна -- могущественного покровителя монаха Таньяо. Первоначально изваяние помещалось внутри пещеры, однако более 1000 лет тому назад пещера обвалилась, и статуя оказалась под открытым небом. Именно эта выдержавшая испытание временем статуя широкоплечего, степенного, с немного одутловатым ликом Будды стала символом пещерно-храмового комплекса Юньганшику.

Несмотря на то, что изваяния Будды в "5 пещерах Таньяо" олицетворяют императоров династии Северная Вэй, в их одежде, убранстве, форме прически в виде большого узла ощущается сильное иноземное влияние, что сближает их с буддисткой скульптурой Индии и центрально-азиатского региона.

После ухода со сцены монаха Таньяо началась еще более крупномасштабная вырубка пещер, продолжавшаяся вплоть до переноса столицы в Лоян. В этот период пещерные храмы комплекса Юньган вырубались в основном на восточных горных склонах. То было время расцвета династии Северная Вэй, и императорский двор не жалел средств на строительство.

В отличие от колоссального размера и величественного стиля центральных пещер, восточные пещеры, в основном, имеют квадратную форму и разделены на переднее и заднее помещения. Свод некоторых пещер поддерживают расположенные в центре квадратные резные столбы, тематика резьбы гораздо богаче, в ней ощущаются собственно китайская стилистика и светские мотивы. В сравнении с пещерными храмами, расположенными в провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а также в странах Южной и Центральной Азии, Юньганские пещерные храмы поражают новизной стиля, абсолютно нетипичного для своего времени. Этот стиль получил название "юньганской модели".

Почти все восточные пещерные храмы были двойными, что отражало тогдашнюю политическую ситуацию: в 471г. на престол взошел император Сяовэнь, оставшийся в истории как "популяризатор ханьской культуры" и успешный реформатор. Однако в первые 20 лет его правления власть, фактически, находилась в руках его бабушки -- женщины из рода Фэн. Этим объясняется и появление двойных пещер, из которых одна символизировала императора Сяовэня, а другая -- его власть предержащую бабушку.

Восточные пещерные храмы включают в себя самую грандиозную по масштабам пещеру высотой 25 м и шириной 50 м с минимальным количеством изваяний. Среди восточных пещер есть и пещера с самой миниатюрной статуей Будды, высота которой составляет лишь 2 см, что не больше фаланги пальца. Здесь же можно увидеть самый ранний и самый объемный из обнаруженных к настоящему моменту в Китае высеченный на камне комментарий. Каллиграфически выполненная надпись объемом в 366 иероглифов датирована 30 августом 483г. и повествует о том, как и почему на собственные сбережения 54 буддийских монахов были установлены статуи будд.

Построенные на восточном склоне пещеры под номерами 5 и 6 являются самыми изящными и интересными по стилистике в буддийском комплексе Юньганшику. Пещеры примечательны пристроенными снаружи многоярусными павильонами. Группа из пяти деревянных четырехэтажных павильонов появилась более 340 лет тому назад. Перила и опорные балки покрыты красным лаком, крыши -- глазурованной черепицей. Если подняться в туманную погоду на самый верх, то кажется, что попадаешь в буддийский рай.

В середине 5-й пещеры высится 17-метровая статуя Будды -- самая грандиозная в Юньганских пещерных храмах. На коленях Будды одновременно могут поместиться 120 человек, а на стопе -- 12 человек. Колоссальная статуя Будды окружена небольшими изваяниями будд.

Пещера под номером 6 считается "первой среди великолепных пещер" Юньганшику, поскольку все внутреннее пространство пещеры -- стены, свод, пол -- украшено непревзойденным по красоте и богатству рельефом. Статуи будд и барельефные изображения бодхисаттв, архатов, летающих фей, донаторов монастырей, священных птиц и животных и чудесных цветов воссоздают великолепие и пышность буддийского мира. В этой пещере 33 следующих друг за другом барельефа и горельефа рассказывают историю принца Сиддхарты Гаутамы с момента его рождения и до превращения в Будду Шакьямуни.

В восточных пещерах также хранятся два ценнейших в Юньганских пещерах произведения скульптуры. Первое находится в пещере под номером 8 и представляет собой статуи двух апологетов буддийского учения. Один -- пятиликий и шестирукий -- воссядает на священной птице, другой -- с тремя ликами и восьмью руками -- изображен верхом на быке. Священная птица символизирует мудрость, силу и счастье, а бык -- символ богатого урожая. Эти скульптуры считаются квинтэссенцией идеи соединения искусства Востока и Запада и не имеют себе аналогов.

Второе произведение искусства -- рельефные изображения летающих фей, исполненных на плафонах пещер под номерами 9 и 10. Изящные танцевальные позы небожительниц напоминают фрески в пещерных храмах в Дуньхуане. Однако по мнению некоторых искусствоведов, юньганские рельефы по мощи звучания, гармоничности, содержательности и эмоциональной выразительности превосходят все другие аналоги.

12-я пещера -- знаменитая "музыкальная пещера" комплекса Юньганшику. Переднее помещение "музыкальной пещеры" украшают рельефные изображения танцовщиц и певиц, аккомпанирующих себе на барабанах и колокольчиках, флейтах и пипах -- китайских четырехструнных инструментах. Танцовщицы и певицы празднуют превращение Сиддхарты Гаутамы в Будду. Великолепный орнамент уникален для Юньганских пещерных храмов и редко встречается в других пещерно-храмовых комплексах Китая. Танцовщицы и певицы изображены в нарядах и украшениях нацменьшинств Северного Китая, некоторые играют не только на китайских музыкальных инструментов, но и на иноземных. Осматривая "музыкальную пещеру", кажется, что попал на средневековый концерт.

Пещеры, сооружавшиеся последними, вырубались уже после переноса императором Сяовэнем столицы из Датуна в Лоян. В то время Юньганские пещерные храмы больше не считались храмами императорской фамилии. Оставшиеся жить в старой столице чиновники среднего и низшего рангов и последователи буддизма продолжили строительство пещер. Для этой группы пещер характерны средние и малые размеры, тонкая скульптурная пластика, в которой достаточно четко прослеживаются следы ханьского культурного влияния. Те же черты скульптурной пластики позднее найдут воплощение в пещерно-храмовом комплексе Лунмэньшику.

Пещерно-храмовой комплекс Юньганшику завоевал огромную известность своими замечательными произведениями скульптуры. Оставаясь в лоне национальных традиций китайские ваятели впитали и привнесли все лучшее из индийской и персидской скульптуры. До и после появления Юньганского пещерно-храмового комплекса в Китае было немало и других замечательных памятников пещерно-храмовой архитектуры, тем не менее, именно Юньганский комплекс считается главной вехой в истории буддийского пещерно-храмового зодчества Китая.

В 2001г. пещерно-храмовой комплекс Юньганшику по решению ЮНЕСКО был внесен в Реестр объектов мирового культурного наследия.--0--/По материалам издания "Китайские памятники мирового наследия"/

Датун

Датун (кит. 大同, пиньинь Dàtóng) — городской округ в северной части провинции Шаньси КНР, на лёссовом нагорье (высота 1090 м) у заставы Великой Китайской стены, отделяющей Внутренний Китай от Внутренней Монголии. Раньше других городов Восточной Азии Датун украсился буддийскими храмами и пагодами. Особенной известностью пользуется т. н. «висячий храм» (Сюанькун). На западной окраине города возник монументальный комплекс пещерных храмов Юньган (памятник Всемирного наследия). В 431 г. город был окружён мощной 16-километровой стеной, однако к концу V века вэйские правители перенесли столицу в Лоян, а Датун был оставлен на разграбление кочевникам и на несколько столетий предан забвению..

Название «Датун» впервые появляется в VIII веке для обозначения танской армии, охранявшей северные рубежи Китая в окрестностях современного города. Китайских поселенцев к тому времени здесь почти не осталось. Несмотря на неоднократно предпринимавшиеся танскими правителями попытки военной колонизации этих мест, в 947 г. северную часть Шаньси отторгли от Китая кочевники-кидани. Вплоть до монгольского нашествия Датун служил западной столицей сначала киданьского государства Ляо, а с 1125 г. — чжурчженьского государства Цзинь.

Священные горы буддизма и даосизма

В Китае имеется девять гоp, считающихся священными пиками стpаны. Четыре из них являются буддийскими священными горами, и пять – даосскими. Два из этих пиков расположены на территории провинции Шаньси.

Священная гора буддизма Утайшань (городской округ Синьчжоу) считается местом пребывания Бодхисаттвы мудрости, Манджушри или Вэньшу (文殊) в китайском варианте. Ее название происходит от наличия пяти скругленных вершин, именуемых Северная (кит. 北台, пиньинь Běitái, 3058 м — самая высокая точка северного Китая), Западная, Южная, Восточная и Центральная.

Из четырёх священных гор Утайшань была первой получившей этот статус, поэтому часто на неё ссылаются как на «первую из четырёх великих гор.» В соответствии с Аватамсака-сутрой (кит: Хуаян Цзин; 華嚴經), описывающей места пребывания бодхисаттв, Манджушри пребывает на «чистой холодной горе» на северо-востоке. В результате это стало альтернативным названием для Утайшань (кит. 清涼山, пиньинь Qīngliáng Shān, буквально «Чистая холодная гора»). Считается, бодхисаттва Манджушри часто появляется на горе, принимая обличье паломников, монахов или необычных пятицветных облаков. На Утайшане имеются примеры древней деревянной архитектуры, сохранившейся со времён династии Тан (618—907). В частности, главный зал монастыря Наньчан и Восточный Зал монастыря Фугуан были построены в 782 и 857 годах. В современном Китае они были обнаружены только в 1937 и 1938 годах.

В 2008 году китайские власти подали заявку на включение храмов Утайшаня в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2009 году заявка была удовлетворена, и гора Утайшань вошла в список Всемирного наследия по критериям ii, iii, iv и vi.

Гора Хэншань, одна из священных пиков даосизма, знаменита расположенным на ней храмовым комплексом Сюанькун-сы. Сюанькун-сы имеет большое историческое значение в регионе, активно посещается туристами. Монастырь построен в 491 году при династии Северная Вэй. Храмовый комплекс объединяет буддийские, даосские и конфуцианские алтари.

В монастыре вдоль отвесной стены расположено около 40 залов и павильонов. Здания держатся на деревянных сваях, упирающихся в скалу. Сама скала используется также как задняя стена помещений, выемки в скале сделаны для изображений и статуй Будды.

Всего в монастыре стоят 80 статуй из разных материалов. Самое крупное рельефное изваяние - Татхаты

Монастырь с 1982 охраняется как Национальный Памятник КНР.

Горы Уданшань

Горы Уданшань, возвышающиеся на северо-западе провинции Хубэй, славятся своими густыми лесами, удивительно красивыми пейзажами, причудливыми пещерами и камнями, вечным журчанием источников и ручьев. 72 вершины, окутанные облаками и туманами, обращены к главному пику Тяньчжуфэн, долины между ними глубоки и тихи. По преданию, император Чжэньу, исповедующий уданский даосизм, родился здесь, здесь же он познал истинную веру и вознесся на небо. Испокон веков сюда приходили люди, чтобы вести отшельническую жизнь.

Горы Уданшань знамениты не только своей природной красотой и памятниками даосизма, но и гимнастикой «ушу». Уданшаньская гимнастика «ушу» тесно связана с даосизмом, цель занятий – укрепление здоровья и самоохрана.

Горы Уданшань хранят величественные и великолепные даосские архитектурные ансамбли, занесенные в каталог мирового культурного наследия.

Почему уданшаньские архитектурные ансамбли не имеют себе равных в мире среди многих известных храмов даосских гор? Их возведение тесно связано с именем минского императора Чжу Ди. Строительство дворцов и храмов на горах Уданшань началось в эпоху династии Тан и продолжалось в эпохи Сун и Юань. В эпоху Мин царь вассального княжества Чжу Ди развязал войну и захватил трон у племянника. Чтобы узаконить свое правление и полностью подчинить себе народ, Чжу Ди создал теорию, по которой он получил право на господство от самого бога, и великий император Чжэньу покровительствует ему. После вступления на трон Чжу Ди в целях укрепления своего могущества повелел соорудить дворцы, храмы и монастыри на горах Уданшань, видя в Чжэньу своего главного бога-хранителя, что в значительной степени содействовало процветанию уданского даосизма. Минские императоры, считавшие постройки на горах Уданшань своими родовыми храмами, оказывали большую помощь в развитии уданского даосизма, они расширили дворцовые и храмовые ансамбли, в результате горы Уданшань стали центром даосизма в стране и имели очень важное политическое положение. Прошло несколько сотен лет, уданшаньские верующие встречаются не только во внутреннем районе Китая, но и на Тайване, в Сянгане, в Юго-Восточной Азии.

По историческим летописям, на строительство храмов минский император Чжу Ди мобилизовал 300 тысяч мастеров, оно продолжалось целых 12 лет, на горах Уданшань было возведено более 8000 помещений, где представлено множество великолепных и очень ценных культовых предметов, пожалованных императорским двором. Благодаря непрерывному расширению, впоследствии помещения даосской архитектуры на горах превысили 20 тысяч.

Дворцовые и храмовые ансамбли на горах Уданшань сооружались согласно легенде об императоре Чжэньу, по сути теократии; они как нельзя лучше отражают торжественность, суровость, величественность и таинственность, столь необходимые императорской власти и даосизму. 70-километровая мощеная камнем дорога от подножья гор ведет в павильон Уцзиньдянь на пике Тяньчжуфэн; по ее обеим сторонам построены 8 дворцов, 2 монастыря, 36 павильонов, 72 храма, 39 мостиков, 12 беседок и террас. За 12 лет строительства император Чжу Ди издал более 60 приказов, касающихся возведения дворцов, и даже эскизы проекта. Он особо подчеркивал, что все постройки должны расположиться по самим горам, благодаря чему дворцовые и храмовые ансамбли на горах Уданшань сливаются воедино с окружающими лесами, камнями и ручьями, хорошо отражая идеи даосизма – стремление к природе.

Дворцовые и храмовые архитектурные ансамбли на горах Уданшань испокон веков считались великим созданием в мире. Хотя ныне немало из них разрушилось, сохранившаяся часть по-прежнему отличается величественностью, великолепием и высоким мастерством строительства. В монастыре Фучжэньгуань в пятиэтажном павильоне одна колонна подпирает 12 балок; его стены передают колебания воздуха; при ударах колокола в павильоне Чжуаньшэньдянь царит тишина, зато вне павильона четко слышны его звуки; павильон Цзиньдянь на пике Тяньчжуфэн не имеет громоотвода, в грозу вокруг сверкают молнии и гремит гром, но павильон недоступен для них… всем этим мы обязаны таланту и уму наших предков.

Действующие храмы и монастыри, дворцы и павильоны на горах Уданшань, даосская музыка, красивые легенды и набожные паломники притягивают к себе, заставляют нас ощущать дух древней культуры этого края.

Находящиеся на удалении свыше 1000 км от Пекина горы Уданшань знамениты своим грандиозным архитектурным комплексом, строительство которого началось в 1412 г. н.э.

Спустя 500 с лишним лет, в 1994г. древний архитектурный комплекс в горах Уданшань был внесен в Реестр объектов мирового культурного наследия. В докладе Комитета по делам мирового наследия ЮНЕСКО говорится, что архитектурный комплекс в горах Уданшань представляет собой "выдающееся сочетание типично даосских памятников архитектуры с уникальным природным ландшафтом".

Даосизм как самобытная религия Китая оформился более 1800 лет тому назад. Высшая цель даосизма -- превращение в небожителя путем самосовершенствования и познания истинного Пути -- Дао. В основном учении даосизма -- трактате "Дао дэ цзин" /"Канон Праведного Пути"/ -- говорится, что Мир небожителей существует как на небе, так и на земле. На земле даосский рай надо искать в уединении знаменитых гор и кристально чистых рек, в местах "Пещерных небес и Счастливой земли" /обиталище бессмертных/. Удаленные горы являлись идеальным местом для даосов, скрывавшихся от бренного мира с целью достичь вершин самосовершенства.

Горы Уданшань -- именно такое место. Они расположены на территории современной провинции Хубэй в Центральном Китае и занимают площадь 312 кв. км. Еще во 2-м веке н.э. в горах Уданшань люди, якобы, видели клубящийся "волшебный пар" /животворная энергия "ци"/. Горы становились приютом для желающих стать даосским монахом либо бежавших мирской суеты. Во времена династии Юань /1279 -- 1368гг./ в горах Уданшань строительство даосских монастырей и храмов приобрело довольно значительный размах, но уже в конце правления Юаней большая часть даосских построек в горах Уданшань оказалась разрушена в результате внутренних смут и войн. До наших дней дошли лишь 2 -- 3 храмовых зала из камня и бронзы и несколько других строений.

Архитектурный комплекс в горах Уданшань в его современном виде сформировался во времена династии Мин /1368 --1644гг./ при императоре династии Юнлэ.

В период правления Юнлэ в горах Уданшань было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Сооружения, возведенные на главном пике и соседних 72 сравнительно низких вершинах гор Уданшань по берегам 24 горных потоков, цепью растянулись на 80 км, то прячась, то вновь появляясь перед взором.

Строительство в горах Уданшань продолжалось 12 лет и потребовало суммы, равной 7-летнему налогу всех провинций Юго-Восточного Китая. На строительство мобилизовали 300 тыс. солдат и простого люда /по другой версии, называется цифра в 200 тыс. человек/. По завершении строительства взору предстал крупнейший в стране даосский архитектурный комплекс, отличающийся масштабностью габаритов, стройностью конструкции и изяществом декора. С комплексом в горах Уданьшань не может сравниться ни одна даосская святыня в других горах Китая.

Следует отметить, что в те годы положение даосизма в обществе было уже не столь высоко, как раньше. Сам император Юнлэ не исповедовал даосизм, но, как гласит надпись на камне, император решил построить даосский комплекс в благодарность за милость богов, в знак почитания предков и с мольбой о благополучии всех и вся Поднебесной.

На самом деле, император Юнлэ не имел законных прав на престол императора, а потому он поднял мятеж против правящего племянника и силой занял престол. Такое действие нарушало основные принципы конфуцианской морали и не могло не вызвать протеста со стороны подданных. Кроме репрессий у Юнлэ был всего один способ расположить к себе народ: придать своему вступлению на престол мифическую окраску, заставить людей поверить, что власть императора дарована ему Небом. Его отец, т.е. первый император династии Мин Чжу Юаньчжан, преклонялся перед канонизированным даосским святым Чжэньу. Совершая вооруженный переворот, Юнлэ сочинил целую легенду, по которой и его отец, и он сам стали правителями Поднебесной благодаря покровительству Чжэньу.

В "Дао дэ цзине" говорится, что изначально Чжэньу был наследником престола царства Цзинлэ /Истинной радости/. После 42 лет самосовершенствования в горах Уданшань, Чжэньу постиг вершины даосского учения и обрел бессмертие небожителя. Именно поэтому горы Уданшань были выбраны местом строительства даосской святыни как благодарность святому за его милость.

Даосский комплекс в горах Уданшань является архитектурным воплощением идеи единства божественной и императорской власти. В соответствии с легендой о превращении смертного Чжэньу в бессмертного небожителя все сооружения комплекса делятся на две части: на горных склонах и вершинах и у подножия гор.

У подножия гор расположен монастырь и дворец "Цзинлэгун" -- первое из даосских сооружений в горах Уданшань, символизирующее царство Цзинлэ, где родился наследник престола Чжэньу. Дворец "Цзинлэгун" занимает половину территории монастыря. В путевых заметках, датируемых эпохой Мин, говорится, что дворец "Цзинлэгун", якобы, предназначался для самого императора. Отсюда начинается вымощенная голубым камнем Священная дорога к главному пику гор Уданшань, который находится в 60 км от монастыря "Цзинлэгун".

Пройти через главные ворота комплекса в горах Уданшань "Сюаньюемэнь" /"Врата к пику Пустоты"/ означает совершить переход от бренного мира к царству небожителей. Поднимаясь вверх по Священной дороге, можно увидеть множество даосских монастырей и храмов, в которых легендарный Чжэньу постигал даосское учение, достиг вершины самосовершенства и стал бессмертным небожителем. Каждое сооружение служит иллюстрацией одной из легенд о Чжэньу.

В Китае власть духовная никогда не стояла над властью императора. Строительство даосского комплекса в горах Уданшань проектировал и финансировал императорский двор, поэтому комплекс должен был воплощать "величественность" и "могущественность" императорской власти. До династии Мин в композиции архитектурного комплекса в горах Уданшань выражалась идея даосского рая. Центром комплекса являлся храмовой комплекс "Цзысяогун" /"Дворец Фиолетовых небес"/. Соседствующий с ним храмовой комплекс "Наньяньгун" /"Дворец Южного утеса"/ назывался "обитель небожителей в Священных горах". При династии Юань "Наньяньгун" считался местом проживания Чжэньу.

Однако император Юнлэ придерживался совсем иного мнения. Ему понравился главный пик гор Уданшань -- "Тяньчжуфэн" /"Пик Небесного столба"/, перед которым словно "склоняются" все другие вершины. Поднявшись на пик, от высоты и от восхищения захватывает дух, и невольно веришь, что "10 тысяч гор пришли на 'аудиенцию' к главному пику". Император Юнлэ приказал возвести на главной вершине гор Уданшань позолоченный бронзовый дворец площадью 160 кв. м. и назвал его "Цзиньдянь" -- "Золотой дворец". Убранство "Золотого дворца" соответствовало наивысшим стандартам императорского двора. Внутри дворца водрузили бронзовую статую Чжэньу высотой в 1,86 м, о которой в народе говорили: "Дух Чжэньу, лик Юнлэ". Смысл фразы ясен без лишних слов.

На третий год после завершения строительства "Золотого дворца" Юнлэ приказал возвести вокруг дворца стену из камней строгопрямоугольной формы весом полтонны каждый. Таким образом, был построен новый грандиозный храмовой ансамбль "Цзыцзиньчэн" /"Пурпурно-золотой город"/, который император Юнлэ по образу и подобию своей резиденции возвел на Земле для небожителя Чжэньу. С тех пор стали говорить: "На севере -- Цзыцзинчэн /императорский "Пурпурный запретный город" в Пекине/, на юге -- Цзыцзиньчэн".

Ярусом ниже ансамбля "Цзыцзиньчэн" расположен храмовой комплекс "Тайхэгун" /"Дворец Высшей гармонии"/. Высшая гармония -- конечная цель последователей даосизма. В период династии Мин "Тайхэгун" был пределом, который разрешалось достигать простым верующим, приходившим в горы Уданшань молиться. Лишь издали им удавалось взглянуть на "Золотой дворец", а затем, обуреваемые чувством надежды, удовлетворения или сожаления, они отправлялись в обратный путь.

Волей императора Юнлэ центр отправления даосского религиозного ритуала из монастырей "Цзысяогун" и "Наньяньгун" переместился на пик "Тяньчжуфэн". В результате сформировался архитектурный комплекс с "Золотым дворцом" в центре, по отношению к которому располагались все остальные сооружения. Горы Уданшань из Счастливой земли, где Чжэньу достиг вершин совершенства и обрел бессмертие небожителя, превратились в святыню императорского правления Поднебесной.

Чжэньу не входил в верховный пантеон даосских небожителей, однако построенные в его честь монастыри и храмы отвечали самому высокому критерию. За годы строительства даосского комплекса в горах Уданшань император Юнлэ, самолично возглавлявший строительные работы, издал более 60 указов, касающихся не только таких важных проблем, как обеспечение строительства рабочей силой, но и второстепенных дел, например, утверждение проектных чертежей и утилизация строительных отходов. При строительстве монастырей и храмов, прокладке дорог и возведении монументов применялись только стройматериалы единого государственного стандарта. Работы велись на одном дыхании и завершились всего за 10 лет с небольшим. Даже сейчас трудно представить, как на этих отвесных скалах сооружались "висячие храмы", как поднимались на такую высоту тяжеленные стройматериалы.

Даосы превыше всего ставят гармонию природы и человека. Вызывает восхищение то глубокое уважение к природе, которое проявляли при строительстве грандиозных сооружений в горах Уданшань. Юнлэ строжайше запретил наносить малейший вред горному ландшафту, не разрешал вырубку деревьев, благодаря чему горы Уданшань сохранили практически первозданный облик. При выборе места для будущей постройки пристальное внимание уделялось особенностям природы, расположению горных хребтов и речных артерий. Вписанное в ландшафт сооружение могло быть и величественно грандиозным, и изящно хрупким, скрывающимся в горных расщелинах или словно прилепленным к отвесной скале. В таких "Нефритовых павильонах в Священных горах" даосам было сподручнее всего очищаться от "мирской пыли".

По завершении строительства архитектурный комплекс в горах Уданшань получил статус родового храма императорской семьи династии Мин. Сюда со всей страны стекались даосы, избранные из многочисленных последователей даосизма Поднебесной. Максимально число служивших здесь даосов достигало почти 4000 человек. В 1416г. император Юнлэ приказал переселить в горный район гор Уданшань 550 семей числом более 3100 человек для возделывания полей, дабы обеспечивать едой даосские монастыри и храмы. По приказу императора 500 караульных несли патрульную службу в горах Уданшань, сюда была направлена прислуга, занимавшаяся уборкой и ремонтом помещений монастырей и храмов. Впоследствии по случаю вступления на престол нового императора или изменения девиза правления императора династии Мин в горы Уданшань для совершения жертвоприношений приезжали специальные посланники. Однако ни один из 16 императоров Минской династии ни разу не бывал в горах Уданшань. Императору Юнлэ так и не удалось ни разу взглянуть на свое великолепное детище.

После смерти Юнлэ, несмотря на строительство новых сооружений и восстановительные работы, основы композиции архитектурного комплекса в горах Уданшань не претерпели изменений. В 1552г. император Цзяцзин приказал отреставрировать и расширить имеющиеся сооружения. В течение последующих полутора лет удалось отреставрировать и расширить 955 помещений. Из минских императоров наиболее почитал даосизм император Цзяцзин, который с детства был физически немощен, часто болел, а к старости одряхлел окончательно. Цзяцзин был последним императором Китая, который проявлял заботу о даосском комплексе в горах Уданшань. В 1642г. отряды крестьянской повстанческой армии под предводительством Ли Цзычэна сожгли "детище" императорского двора в горах Уданшань. Уцелевшие в огне постройки вновь стали открыты и общедоступны. С тех пор в горах Уданшань не строилось новых сооружений. Часть сохранившихся построек была отреставрирована, часть -- ветшала и разрушалась. Но несмотря ни на что, истинные даосы никогда не покидали гор Уданшань.

Дошедшие до наших дней сооружения даосского архитектурного комплекса в горах Уданшань включают 4 храмовых комплекса -- "Тайхэгун" /включая "Золотой дворец" и "Цзыцзиньчэн"/, "Наньяньгун", "Цзысяогун" и "Юйчжэньгун" /"Дворец встречи с истиной"/, 2 монастыря -- "Фучжэньгуань" /"Возвращения к истине"/ и "Юаньхэгуань" /"Изначальной гармонии"/ и большое количество второстепенных строений -- в общей сложности свыше 200 зданий, площадь которых составляет около 50 тыс. кв. м. Для внимательного осмотра всех сооружений древнего архитектурного комплекса в горах Уданшань потребуется не менее 4 -- 5 дней.

/По материалам издания "Китайские памятники мирового наследия"/

Горы Удан-шань также являются родиной одного из популярных видов китайской традиционной гимнастики "у-шу" - удан-цюань" (уданской школы борьбы). Ее создатель жил во времена династии Северная Сун. звание его Чжан Саньфэн. Он наблюдая за битвой птицы и змеи, познал истину и обнаружил, что статическое состояние побеждает динамическое состояние, что мягкость преодолевает твердость. Он создал известную во всем мире школу борьбы "нэйцзя". Как вы, наверное, знаете "у-шу", или "боевые искусства", - это важная составная часть традиционной культуры китайского народа. Складывавшееся на протяжении тысячелетий, оно поражает сегодня своим великим многообразием. Существуют местные, национальные разновидности "у-шу". А они, в свою очередь, подразделяются на новые разновидности. По географическому признаку принято выделять два основных направления - южное "наньцюань" и северное "бэйцюань". По месту, где зародилась та или иная знаменитая школа борьбы, говорят о шаолиньском, уданском и о эмэйском "у-шу". Наконец, по комплексу упражнений "у-шу" подразделяют на нэйцзяцюань" и вэйцзяцюань". То есть на "внутреннее" (самосовершенствование) и "внешнее" (силовое единоборство).

Сегодня, когда "у-шу" широко распространяется во всем мире, число его зарубежных поклонников непрерывно растет. В Удан-шань часто приезжают китайские и зарубежные ученики, преклоняющиеся перед высоким авторитетом учителя и желающие познать азы этой борьбы.

Горы Удан-шань богаты древними памятниками культуры, в местных музеях насчитывается до нескольких тысяч ценных экспонатов, изготовленных из золота, серебра, меди, железа, олова, дерева, редких металлов, нефрита, фарфора и относящихся к эпохам Юань и Мин, здесь часто встречаешь стелы с мемориальными надписями, а также наскальные изваяния.

Ресурсы Интернет

Провинция Шаньси// ABIRus [Электронный ресурс]: информ.-аналит. материалы. – Электрон.дан. – URL: http://www.abirus.ru/content/564/623/624/640/11331.html

Shanxi//China.org.cn [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – URL: http://www.china.org.cn/english/features/43602.htm

Провинция Шаньси//Все о Китае [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – URL: http://www.china-voyage.com/2010/04/shanxi-obshhaya-informaciya/

Шаньси//WholeChina.ru [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – URL: http://www.wholechina.ru/basis/NorthChina/Shanxi.htm

PAGE   \* MERGEFORMAT 8




1. .Д. Исаев ЧЕЛОВЕКВ ПРОСТРАНСТВЕЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ Луганск2003.
2. Оценка качества продовольственных товаров
3. Моделирование газофазных процессов, протекающих при гетерогеннокаталитическом восстановлении оксидов азота
4. технических достижений с принципами природосообразности.html
5. тема відліку; N010 G54 X000
6. ЛЕКЦИЯ 24 Народные восстания в XVII веке
7. Тема- Образотворче мистецтво як складова системи освіти.html
8. Реферат- Передне-Азиатские нагорья
9. Профилактика детской агрессии
10. Установление связи между характеристиками когнитивного развития учащихся и их успешностью в обучении математике
11. Принципы трудового права
12. ПРАКТИКУМ Лабораторный практикум является формой групповой аудиторной работы в малых группах
13. меланж желток и белок мороженные меланж желток и белок
14. Ответы на экзаменационные вопросы по физике- 9 класс
15. тематические Исследование и разработки- раскрыта сущность банковских операций изучено современное состо
16. на тему- Статистические методы изучения кредитных операций коммерческих банков Вариант 22 Пр
17. Об охране труда Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ- 1
18. Тема Образовательные технологии и стандарты интеграция международного образовательного опыта
19. Вариант 16 по метрологии 1.
20. Общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод