Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Прагматизм как методологическая ориентация Чикагской школы

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

1.Прагматизм как методологическая ориентация Чикагской школы. 

Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма, автор которой — Джон Дьюи также работал в эти годы в Чикагском университете.

ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragma - дело, действие) -англ. pragmatism; нем. Pragmatismus. Направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты.

 в политике идеологическая установка на реализацию наличных социально-политических ценностей, на практический успех и положительный результат. Прагматизм противопоставляется ограничению материальной составляющей в пользу духовной, интеллектуальной. Основными критиками прагматизма были коммунисты, которые строили свою политику на необходимости принесения жертв утилитарного характера ради возвышенной коммунистической идеи. Прагматизм как методологическая установка и идеологически-моральная ориентация основывается на двойственности (дихотомичности, противоречивости) любых феноменов сознания или множественности смыслов ( плюрализм). В политике, в отличие от науки (Ф. Шиллер, Ч. Пирс, У. Джеймс), прагматизм учитывает и иррациональную составляющую политического сознания. Одним из современных способов рассмотрения и прогнозирования политических событий является системный анализ. На рациональном уровне создаются альтернативные модели, которые позволяют разрешить наличные политические противоречия. Альтернативные управленческие модели представляют собой два или несколько путей решения проблем, исключающих, ограничивающих друг друга. На уровне прагматического решения, преследующего максимальную выгоду для политической структуры при минимальных издержках на реализацию программы, субъектом политики выбирается модель, которая затем реализуется на практике. В политике прагматизм является достаточно адекватной (положительной, соответствующей) идеологической установкой. Для достижения положительных результатов прорабатывается проблема, выдвигаются реальные пути ее решения, общественно значимые цели, выбирается истинный вариант и осуществляется подготовка к реализации идеи. Несмотря на свою практическую плодотворность, прагматизм несвободен от недостатков. Ограниченностью прагматизма в политике можно считать возможное противоречие между частным и общим результатом действий. Сиюминутный успех, зачастую, приводит к противоположным последствиям в общем политическом процессе. Поэтому прагматизм лучше дополнять и другими идеологическими установками, в которых это противоречие разрешается. 

2.Основатели и основные представители Чикагской школы: Р.Парк, Дж.Дьюи, Дж.Г.Мид, Ф.Знанецкий, У.Томас, Э.Берджесс, Ч.Кули

ПАРК Роберт (1864-1944) - американский социолог, идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход П. к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы. Социология и экология , согласно П., имеют в своем основании один и тот же принцип рассмотрения систем и экология по своим задачам и методам близка социологии. Процессы, происходящие в обществе, по П., зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой. Равновесие общества со средой достигается посредством эволюции форм конкуренции: животная соревновательность заменяется социальной. Эта идея П. подкрепляла вывод об однопорядковости борьбы за существование в природе и конкуренции в обществе.

Социология, по П., изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и "глубоко биологического феномена". Социальная эволюция у П. проходит четыре стадии, и любой социальный организм переживает четыре соответствующих порядка: экологический,экономический, политический и культурный. По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические, и наконец, моральные) и общество достигает оптимальной "соревновательной кооперации" и "согласия"; вступает в силу формула "общество как взаимодействие". Если на макроуровне "биотические" силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, то на микроуровне "биотическая" природа человека (как условие его изначальной свободы) выражается в способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции.

Дьюи Джон (Dewey, John) (1859—1952), амер. философ-идеалист и педагог, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно к-рой понятия и теории лишь инструменты приспособления к внеш. среде. Д. считал, что об-во пребывает в непрерывной эволюции, что демократия является первостепенной этич. ценностью и что именно школа представляет собой гл. мерило обществ, прогресса. В своих работах Школа и общество (1899), Демократия и образование (1916), Опыт и образование (1938) Д. отверг авторитарные методы обучения пассивных учащихся, высказываясь в пользу т.н. педоцентризма, обучения посредством деланья, т.е. через эксперимент, открытие и решение проблем. Идеи Д. имели исключительно важное значение, хотя его критиковали за недооценку систематического школьного обучения и воспитания.

МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ (Mead, GeorgeHerbert) (1863-1931) - американский философ-прагматик, социолог и социальный психолог, который работал в Чикагском университете и подход которого к социологии сегодня больше всего увязывается с символическим интеракционизмом. Мид называл его социальным бихевиоризмом, чтобы отличить от более ортодоксального психологического бихевиоризма Уотсона. Под влиянием, прежде всего своего товарища — философа-прагматика Дьюи — и Чарльза Кули социология и психология Мида выделяла сознательное мышление, самосознание и саморегулирование социальных акторов. В представлении Мида, "Я" возникает из социальной интеракции, благодаря которой человек, "приняв роль другого", делает своими внутренними позиции реальных и предполагаемых других .Опираясь на понятие Кули зеркального «Я» он включил "Я" (Я сам, как Я есть) в непрерывное взаимодействие с "Мы" (Я, каким видят меня другие). "Мы" представляет позиции социальной группы, обобщенного другого, и через восприятие роли в игре и "воображаемые репетиции" мы внутренне усваиваем ценности группы в качестве своих собственных. Непрерывно отражая себя, как нас видят другие, мы становимся компетентными в производстве и выражении социальных символов. Человеческая природа рассматривается Мидом с точки зрения части эволюции и природы, но значение языка и символической коммуникации — аспектов этой эволюции — состоит в том, чтобы освободить человеческую деятельность от естественного детерминизма. Можно считать, что Мид воплощает социологию Чикагской школы, стремясь к членораздельному отношению между "Я" и обществом. Герберт Блумер, занявший лекторский пост Мида после его смерти, очистил его социальную теорию и внедрил термин символический интеракционизм.  К главным работам Мида, собранным в очерках и лекциях и изданным после его смерти, относятся "Разум, Я и общество" (1932), "Философия действия" (1938) и "Философия настоящего" (1959).

ЗНАНЕЦКИЙ Флориан (1882-1958) - польский философ и социолог, один из представителей т.наз. направления в социологии гуманистичном.). Считая, что предметом социологии являются соц. системы, из к-рых состоит соц. действительность, 3. различал четыре основных рода соц. систем: соц. действия, соц. отношения, соц. личности, соц. группы. 3. выдвинул требование учета социологом т.наз. человеческого коэффициента. Первоначально этот принцип рассматривался как требование принимать во внимание т.зр. индивидов, участвующих в соц. ситуации, их понимание ее, сопряженное с выделением значимого для них аспекта ситуации. В более широком плане это было требование рассматривать соц. явления как рез-т сознательной деятельности людей. Подчеркивая роль субъекта, З. в то же время считал социологию номотетич., т. е. формирующей законы на основе индуктивного метода сбора данных. Основой для обобщений могут служить только эмпирич. данные, притом позволяющие наилучшим образом учитывать "человеческий коэффициент". Таков метод личных документов, впервые примененный 3. в написанном им совместном с У. Томасом произведении "Польский крестьянин в Европе и Америке". Личные документы (письма, биографии, дневники, воспоминания и т. п.) обеспечивали, согласно 3., учет субъективной т.зр. исследуемых, а также объективность, т. е. их интерпретацию компетентным исследователем.Научн. и педагогич. деятельность 3. оказала влияние на польск.социологию первой половины XX в., а также на развитие амер. социологии. Многие понятия и положения его социологии были впоследствии интегрированы структурным функционализмом (см. Анализ функциональный в социологии) и др. школами амер. социологии.

ТОМАС УИЛЬЯМ (Thomas, William) (1863-1947) - американский социолог-первопроходец, основатель Чикагской школы. Его главная работа (в соавторстве со Знанецким) — "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918—1920). Наиболее известен подходом истории жизни для отражения социальной истории в биографиях индивидуумов. Тема, пронизывающая все его творчество, — связь между культурой и личностью с помощью метода, который ставит индивидуума в центр изучения. Он также сформулировал идею об определении ситуации социальнымактором, поясненную в его самом расхожем афоризме: "Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны и в своих выводах".

БЕРДЖЕСС (BERGESS) Эрнст (1886-1966) - американский социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории для исследования города. Учился в Чикагском университете, ученик Р. Парка , Дж.Г. Мида . С 1934 - президент Американского социологического общества.

В рамках программы по изучению локальных сообществ в Чикаго и на основе социально-экологической теории Б. выдвинул гипотезу "концентрических зон". Гипотеза описывает механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и так называемых локальных сообществ.

Б. рассматривает конкурирующий и расширяющийся бизнесцентр как доминантный центр сообщества и как характерную организацию образа жизни. Конкуренция - ключевое экологическое понятие - определяет, какого рода бизнес оккупирует центр и каким образом формируется центральный район бизнеса. Рост этого района воздействует на окружающее пространство, называемое зоной транзита. Это пространство разделяется такими барьерами, как транспортные артерии, организации бизнеса и индустрии, парки и бульвары, которые модифицируют гипотетический концентрический зональный образец. Так, окружающие озера модифицируют зональный образец Чикаго в концентрические полукружья. Население, образующее локальные сообщества в рамках зон, как и сами зоны, фокусирует социологический интерес чикагских исследователей.

Основным методом определения "зон" стало картографирование. На основании разработанной Б. "Карты социальных исследований города Чикаго" (1923-1924) было выделено 75 "естественных зон" и более трех тысяч локальных сообществ, которые затем исследовались методами включенного наблюдения, интервью, анализа документов. Значительная роль в проверке зональной гипотезы отводилась данным переписи населения. Проведенная Б. на основании переписей 1930 и 1934 классификация районов Чикаго сохраняет свое практическое значение до сих пор.

В методологическом плане эмпирические исследования  Б. четко базировались на основополагающих тезисах "классической" социально-экологической теории Парка: адаптации к человеческому (и особенно городскому) обществу идей, заимствованных из экологии; понимании современного общества как продукта эволюции из относительно недифференцированного социального порядка в социальную систему с функциональным разделением труда и функциональной взаимозависимостью различных типов локальных сообществ. Зональные гипотезы, сформулированные исходя из заданных идей, тестировались в эмпирических исследованиях описательного и объяснительного плана. В практическом аспекте эти исследования были подчинены решению основной задачи - установлению "социального контроля" и "социального согласия".

3. Своеобразие определения предметного поля социологии и ее задач. 
Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы.

Предмет - конкретизация объекта. Предмет включает ядро и периферию. Ядро - социальная общность (общность- группа людей, в ней соединяются общество и личность)

Периферия – 1. социальные действия, социальные процессы, взаимодействия;
2. соц институты и организации
3. соц структура
4. общество в целом


Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

В
широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как "совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни" (Г.В. Осипов). Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

Но
задачи как частные, так и общие постоянно меняются, изменяется и тот аспект социальной действительности, который в данный момент интересует человека или общество. Соответственно меняется и аспект социального знания. Это хорошо видно на смене научных приоритетов в социологии и в целом в социальном познании.

Меняется и предмет социологии. Сначала это было
общество, затем общественное мнение, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой предметом социологии являются социальные институты и процессы, или социальные отношения. Таким образом, предметом теоретической социологии и социологии вообще должны стать законы социальной действительности.

4.Проект «социальной экологии» Р.Парка

Он предложил оригинальный подход к исследованию социальной системы, в границах которого, с одной стороны, учитывалась специфика объекта анализа, с другой - общество рассматривалось в качестве элемента единого экокомплекса.
Парк в статье, имеющей целью утверждение экологического подхода в естествознании, предлагал следующую схему анализа иерархии общественных отношений:
Социальный порядок – 4, Политический – 3, Экономический – 2, Экологический – 1.
Экологический порядок выступает естественной базой всех общественных отношений, исходным условием функционирования и развития общества, условием его выживания.
Предмет социальной экологии. Самая известная работа Парка - "Город". (+ Берджесс и Маккензи). В этом труде авторы изложили суть оригинального подхода к изучению города как социального суперорганизма. Говорилось о том, что социальная экология позволяет рассматривать город как чрезвычайно своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую особые функции за отдельными социальными группами и институтами. Кроме того, социальная экология позволяет выявить все факторы, влияющие на становление и развитие городского организма.

По Парку "
социальная экология - это фундаментальная попытка исследования (1) процессов, посредством которых биотический баланс и социальное равновесие поддерживают достигнутое состояние; (2) процессов перехода от одного состояния относительной стабильности к другому. Т.е. основные проблемы - равновесия и кризиса. Экология представлялась Парку и его последователям учением, в известной мере дополняющим и изменяющим традиционные идеи об обществе. Социальная система ими отныне мыслилась как элемент глобальной экосистемы.

Мид убирает за скобки физиологию, биологию человека, от социального взаимодействия. Только символические вещи- то, что объясняется с помощью взаимодействия.

Отправная точка теоретической концепции Мида – приоритет социального над индивидуальным. Социальное действие в отличие от обыкновенного действия обязательно включает как минимум двух людей. В основе социального действия лежит жест – действие, согласно Миду (здесь он развивал идеи В.Вундта), которое рассчитано на ответную реакцию окружающих. Если реакция происходит на бессознательном уровне, автоматически, то жест является «незначащим» (на такого рода жесты способны не только люди, но и животные). Если же реакции предшествуют размышления, то жест приобретает социальное значение.

Сознательное действие, по Кули, есть всегда действие социальное.

6. Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему' социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается
проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под
влиянием общества происходит социализация человека.

Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

7. Знанецкий и Томас выделили три типа социальных характеров. Первый – «филистайн» – это тип людей, ориентированных на стабильность, предпочитающих традиционные ситуации, являющихся конформистами и активно противодействующих изменениям во внешней среде. Второй тип – «богемиан» – характеризуется спонтанностью реакций и поведения, а также легкой адаптацией к новым условиям. Последний тип – «креативный» – способный к активной деятельности, склонный к разнообразию и целеустремленный.

Лучше всего в современной социологии существует метод анализа личных документов (биографический метод).

8. Опираясь на положения прагматизма построил работу в дошкольных учреждениях на игре, в школе — на труде, на деятельности детей. Такая организация обучения соответствовала главному принципу прагматической педагогики —“учить, делая”. Единственная реальность личный опыт человека. Дьюи чуждо понятие общественной практики; игнорировал необходимость систематического изучения учебных предметов. В его школах это почти отсутствовало. Учебный процесс строился как сообщение детям отдельных знаний (в комплексе) для “обслуживания узкопрактических и утилитарных целей, стоящих перед ними. Учитель в школе и воспитательница в детском саду не должны планировать заранее процесс работы с детьми. “Воспитание... должно опираться... на первоначальное и независимое существование прирожденных способностей; дело идет о их направлении, а не о их создании”.

9. Чикагская школа испытывала подъем в 20-х гг. XX в., но к 30-м, со смертью Мида и уходом Парка, социологическое отделение стало терять свое центральное значение в американской социологии . Фред Мэтьюз выделяет несколько причин заката Чикагской социологии, две из которых представляются наиболее важными.
Во -первых, наибольшее внимание уделялось научности, т. е. о необходимости использовать усложненные методы и применять статистический анализ. Однако Чикагская школа скорее делала ударение на описательных, этнографических исследованиях.

Во-вторых, все больше людей вне Чикаго испытывали растущее возмущение господствующим положением Чикаго, и в Американском социологическом обществе, и в «Американском социологическом журнале». В 1930 г. было основано Восточное социологическое общество, и со стороны восточных социологов все слышнее стали раздаваться голоса о главенстве Среднего Запада в целом и Чикаго, в частности . К 1935 г. мятеж против Чикагской школы привел к тому, что новым руководителем ассоциации стал не представитель Чикаго, а также к тому, что был основан новый официальный журнал, «Американское социологическое обозрение». По словам Уайли, «Чикагская школа рухнула, как могучий дуб». Это знаменовало рост новых мощных центров, особенно Гарварда и Лиги плюща1 в целом. Символический интеракционизм был во многом неотчетливой, устной традицией и из-за этого, в конце концов, уступил место более точным и систематизированным теоретическим системам, таким как структурный функционализм, связанный с Лигой плюща.

10. некоторые современные направления и концепции, которые являются продолжением концептуальной мысли Чикагской школы. Во-первых, стоит обратить внимание на инвайронментальную социологию.

Инвайронментальная социология - направление в социологии, которое использует социально-экологический подход при исследовании сообществ. Развитие инвайронментальных идей связано, прежде всего, с социально-экологической концепцией чикагской школы. В основе этого подхода лежит суждение Р. Парка о том, что общество - это, в первую очередь, биологический феномен.

Далее рассмотрим еще одно направление, которое имеет название «структурный функционализм». В истоках структурно-функционального анализа лежат идеи Р. Парка, который разрабатывал принципы данного метода, проводя различные исследования городской среды. Он считал, что все города имеют сходство друг с другом, а у каждого города существуют свои естественные зоны, то есть районы: «Город - это особая организация с типичной биографией, и отдельные города обладают достаточным сходством, чтобы знание, полученное об одном городе, могло считаться (до некоторой степени) истинным и для других городов». Чикагская школа оказала большое влияние на развитие мировой социологии и институционализации американской социологии как академической дисциплины. До основания университета в Чикаго американская социология была представлена в основном работами нескольких американских социологов: Дж. Кули, А. Смолл, У. Уорд, Э. Гидденс. Лишь после появления первого департамента западная социология получает всеобщее признание.

Чикагская школа - это эмпирическая социология. Главная задача социологических исследований - решение конкретных социальных проблем. Чикагский университет стал одним из первых в Америке, соединивших преподавание с интенсивной исследовательской деятельностью. Более того, в Чикаго был представлен не только один из наиболее удачных примеров внедрения обширных исследовательских программ в университетскую среду, но и задан образец организации инфраструктуры исследований.

Идеи представителей американской социологии, практикуемой в Чикагском университете, повлияли на развитие мировой социологии. Чикагская школа способствовала становлению и развитию многих направлений в социологии. Многие ее идеи до сих пор имеют научную ценность, а результаты исследований внесли значительный вклад в понимание общественных процессов. В завершении можно сказать, что вклад, который внесла Чикагская школа, очень значим не только для развития американской социологии и утверждения ее как академической дисциплины, но и для развития мировой социологии в целом.




1. экономических отношений которая потребовала научного и технического перевооружения производства и соверш
2. ~арсылы~ керсеттi
3. Социальная психология 1
4. Користування гуртожитками, виселення з гуртожитків
5. Тема Дисциплина Класс Цель Задачи Содержание Форма ор
6. Реферат по курсу Техническая электродинамика
7. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Київ ~ 1999
8. по теме Нетрадиционные методы работы с родителями направленные на создание единого образовательного прост
9. Пермский государственный национальный исследовательский университет кафедра гражданского права
10. Опрацювання відомості координат Складання плану полігона за координатами вершин Нанесення ситуації на план теодолітної зйомки
11. дипломная работа
12. Безопасность на предприятиях пищевой промышленности
13. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобоюТобой одной тобой.html
14.  Россия была отсталой страной2
15. Современное технологическое оснащение.html
16. Политические преобразования в СССР 50-60е годы
17. 3. На оплату 789 марта
18. Утверждаю Приказ 200 г
19. Африка и латинская Америка В период после открытия Нового Света многие страны и территории земного шара ст
20. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ