Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лангепасское городское муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №6»
Нижневартовского района Тюменской области
Ханты-Мансийского округа-Югры
Конспект эвристического занятия в 3- 4 классе
по теме «Историческая мозаика»
(древнерусский быт).
подготовила
учитель начальных классов
Усенко Елена Сергеевна
г. Лангепас
2013
Эвристическое занятие в 3- 4 классе по теме «Историческая мозаика» (древнерусский быт).
3.Основные этапы эвристической образовательной ситуации.
Учитель говорит о жизни людей в прошлом, о важности знаний быта, питания, одежды своих предков. Определяются хронологические рамки вопросов: с древнейших времён, со времени восточного славянства до петровских преобразований, т.е. с VI по конец XVII века.
Образуются в классе 3 малые группы.
Для каждой группы учеников формулируются проблемы, проходит обсуждение (10 мин).
1 группа. - Что ели в Древней Руси?
На столе лежат продукты питания (список прилагается). Ученики после обсуждения должны выбрать то, что употребляли в пищу предки и объяснить, почему они не взяли оставшиеся продукты питания.
Учащиеся при обсуждении задают друг другу вопросы: - Какая пища занимала главное место у древнерусских людей (растительная или животная)?
- Как готовили хлеб?
Список продуктов:
(Знак « - » стоит возле тех продуктов, которые не употреблялись в пищу до XVII века, а порой и позже).
Справка о питаниии. В питании древнерусских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль играла продукция зернового хозяйства: рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, просо. Многие из них перемалывали и из муки делали чёрные и белые хлеба, варили различные каши, приготавливали напитки (браги и пиво, кисели, с добавлением мёда или хмеля сбитни).
Широко и часто употребляли горох и бобы, а также репу, капусту, редьку, морковь, яблоки, вишни, груши. Насколько важна была капуста, показывает то, что огороды в ряде мест называли капустниками. Кроме того, знали в Древней Руси арбуз и дыню. Англичанин Флетчер, в XVI веке посетивший Россию, был удивлён дыней, незнакомой его стране. Флетчер писал о ней: «Плоды, похожие на тыкву, но значительно слаще». Не знал он и просо, поэтому при описании сравнивал его с рисом, который тогда на Руси не употребляли.
Такие продукты, как картофель, подсолнечник, помидор появились сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь в XIX веке. Поэтому вместо подсолнечного масла в древности использовали льняное и конопляное.
Широк был ассортимент и молочных продуктов. Сыром называли сыр в современном значении этого слова и творог.
Мясо употребляли по праздникам, причём в деревне чаще и обильнее, чем в городе. Это говядина, телятина, баранина, на юге ещё и свинина. Конина крайне редко шла в пищу, лишь в исключительных обстоятельствах. Это связывают с важным значением лошади в хозяйстве, в военных делах, откуда и особое отношение к этому животному.
А вот рыба, которая считалась полупостной, в пищу шла очень широко. Существовали самые разные способы приготовления рыбы, в том числе и вяление, такую рыбу называли «ветряной». Активно потребляли и разные сорта икры, а с XVI века её уже экспортировали.
Кроме продуктов своего производства, были и привозные. Среди фруктов известны с древности лимоны, виноград, знатные люди потребляли пряности, практически все их виды были знакомы и использовались для приготовления острых приправ и при засолке овощей.
Выбрать из предложенных деталей одежды то, что называется «панева» и показать, как и кто это носил. Какой цвет был самым любимым цветом в одежде?
(Ученик-консультант готовит справку об одежде заранее).
3 группа. - Чем пользовались наши предки?
а) Предметы быта.
Показаны черпак и лопатник, нужно объяснить, как они употреблялись в быту. Предметы могут быть выбраны по усмотрению и возможностям учителя.
Справка. Черпак это большая деревянная ложка, которая использовалась на пирах, братчинах, где ею разливали хмельные напитки. Просуществовали черпаки до начала XX века. Лопатник это футляр, сплетённый из лыка. В нём хранили первоначально узкую лопатку, которой точили косы, отсюда и его название. Затем в этом футляре носили бруски для тех целей. Лопатники брали на покос, привешивали к поясу, поэтому в нём есть специальное отверстие.
б) Вещи из сказок.
Могут быть показаны самые разные, в том числе и современные предметы, из которых нужно выбрать то, что упоминаются в русских сказках и объяснить, в чём их волшебная сила.
Например, клубок указывал дорогу, пояс или полотенце превращались в реку, ковёр использовался как воздушное транспортное средство и т. п.
в) Обереги.
Нужно выбрать те предметы, которые защищали человека и объяснить их назначение. Например, гребень защищал от болезней, ложка символ сытости, ключ символ богатства и т.п.
II. Уточнение образовательного объекта.
- После обсуждения вопросов учащиеся дают версии-ответы и заслушивают историческую справку, которую даёт учитель или подготовленный ученик-консультант.
III. Конкретизация задания.
- Как говорили в Древней Руси?
Каждой группе даётся текст на древнерусском языке, предлагается при обсуждении их прочитать вслух и дать перевод на современный язык. Тексты должны быть отобраны заранее; оформлены так, чтобы легко было их читать, т.е. шрифт должен быть крупным и разборчивым.
IV. Решение ситуации.
Групповая работа решение образовательной ситуации с помощью обсуждения, дискуссии в группе.
V. Демонстрация образовательной продукции.
Организация рецензии текстов.
VI. Систематизация полученной продукции.
Красочное оформление текстов в форме летописи, организация выставки.
VII. Работа с культурно-историческими аналогами.
Чтение исторических текстов на современном языке учениками-консультантами.
Сравнение аналогов с текстами (образовательного продукта) учащихся.
Древнерусские тексты.
1. Задонщина. «Звонят колоколи вечнии в Великом в Новегороде. Стоят мужи наугородци у святые Софии, а ркучи такову жалобу: «Уже намъ, брате, к великому князю Дмитрею Ивановичю на пособь не поспети». Тогда аки орли слетощася со всея полуношныя страны. То ти не орли слетошася, съехалися все князи русскыя, к великому князю Дмитриею Ивановичю на пособь…»
Перевод Н.К.Фомина. «Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде. Стоят новгородцы у святой Софии, говорят с тоской: «Уж нам, братья на помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу не успеть». Тогда слетелись со всей северной страны орлы. Но это были не орлы. Съехались все князья русские к великому князю Дмитрию Ивановичу на помощь…»
Перевод. «Наказывай своего сына в юности, и тогда он успокоит твою старость и даст красоту твоей душе. И не ослабляй своей руки, наказывая младенца: ибо от наказания жезлом он не умрёт, но здоровее будет, ты же избивая его тело, душу его избавляешь от смерти.
Дочь ли имеешь: подчини её самому строгому порядку и ты сохранишь её от соблазнов, дабы подчинившись чужому влиянию, своим неразумением она не стала предметом осмеяния со стороны твоих знакомых и не осрамила тебя перед множеством народа, ибо отдав (замуж) свою дочь без порока, такое великое дело совершишь и посреди храма похвалишься, и в конце не будешь горевать над нею».
О нравах на сретени. «Что творити имать детище, аще кто е а пути чести достойный срящет?
Како беседовати детище с болшими?
Перевод. О правилах при встрече. «Что делать ребёнку, если он встретит на пути уважаемого человека?
Как беседовать ребёнку со взрослым?
VIII. Рефлексия.
Список использованной литературы
Е. В. Саплина, А. И Саплин. Введение в историю. 3 класс: Кн. для учителя. М.: Дрофа, 2001.
В. Сергеев. Викторины. М., 2001
М. А. Ильин. Вещи рассказывают. - М.: 1989.
Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.