Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Контрольная работа по философии Никифоровой Дарьи гр.Юр-01 6 вариант
Преподаватель: Алексеенко А.И.
№ 1 Заполнить таблицу по персоналиям по следующим разделам философии :
Учёный |
Онтология |
Аксиология |
Философская антропология |
Гносеология |
Социальная Философия |
Теософия |
М. Вебер |
всякое познание ценностно обусловлено, как минимум, в указанном смысле отбора значимого для анализа. |
развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. Значение ценностных компонентов в научном познании специально рассматривалось М. Вебером, выдвинувшим концепцию “ценностной идеи”, которая определяет установки ученого и его картину мира. Специальное значение “ценностная идея” имеет для наук о культуре, к которым он относил и социологию. |
М. Вебер рассматривал общество как обусловленную социальными закономерностями совокупность социальных отношений. Тенденцию самого исторического процесса он видел в движении в сторону целерационального действия, где рационализация выступает как систематическое вытеснение иррациональных, ценностных, аффективных и традиционных компонентов действия. Типы обществ Макс Вебер различает по следующим параметрам: форме собственности, преобладающей технологии, рынку рабочей силы, способам экономического распределения, распространенным мотивациям. |
Гносеология Вебера вращается вокруг экспликации методологической операционализации понятия «действие» и программно фиксируется в максиме: «Всякое размышление о последних элементах осмысленных человеческих действий связано, прежде всего, с категориями «цели» и «средства»». |
Вебер разграничивает исторический и социологический идеальные типы. «Социология, как это уже многократно предполагалось в качестве само собой разумеющегося, создаёт понятия типов и ищёт общие правила событий в противоположность истории, которая стремиться к казуальному анализу..индивидуальных, важных в культурном отношении действий, личностей» |
Религия существует, будучи интегрирована обычно в общество и его культуру. |
Фромм |
Фромм, его предшественники и последователи, подразумевает под |
Фромм утверждал, что любовь к себе и любовь к другим идут рука об руку |
Фромм анализирует формы |
Фромм рассматривал любовь как один из путей познания тайны человека, а знание как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть |
Оторванному от природы и естественных связей человеку угрожает одиночество и безумие, поэтому он стремится восстановить единство с миром, соотносясь с другими людьми. Но в современном обществе, полагает Фромм, преобладают "непродуктивные", то есть неподлинные, формы такого единения. Одна из них получила название "симбиотическое отношение". Избежать одиночества можно путем подчинения лицу, группе, институту, богу. Человек становится частью, идентифицирует себя с целым, с той силой, которой он подчинен. |
теософия Фромма свидетельствуют об его интересе к религиозной проблематике: в 1930 г. он публикует большую статью "Христианская догма", в которой делается первая попытка соединения марксистской социологии и психоанализа при рассмотрении эволюции христианства. Сведение религии к детским комплексам и неврозу навязчивых состояний (3. Фрейд, Т. Рейк) подвергаются критике, раннее христианство противопоставляется христианству как государственной религии. |
Булгаков |
Булгаков готов признать, что бытие в его свободе «не софийно», но тогда и остается (вслед за Соловьевым) обращаться уже не к «низшему центру» софийного бытия, а к чистому «ничто» как «хаотизирующей силе». |
Булгакова глубоко и сознательно идеологична, это не столько |
Рассматривает человека в качестве центра мироздания, микрокосма, соединяющего в себе относительное и абсолютное, что делает возможным как обожествление жизни, так и сатанинский соблазн самости. Человек трансцендентен Богу: получая от Него план своей жизни, он воссоздает не "образ", но "подобие" и свободен только в способе отношения к этому плану. В итоге человек растворяется в человечестве (хозяйство есть исключительно общественный процесс) как полноте человеческих сил. |
Булгаковская гносеология исложное синкретическое образование, главными компонентами которого являются принципы антиномизма, интуитивизма и гносеологического онтологизма платоновского типа. Булгакову свойственны попытки использовать принципы кантовского трансцендентализма в обосновании своеобразной гносеологии религии. |
Социальная программа Булгакова все еще стремилась примирить капитализм и социализм, понимаемый «как совокупность социальных реформ» под сенью христианства. |
Метафизическая система взаимоотношения между Богом и миром, построенная Булгаковым, оказывается в основных своих утверждениях чрезвычайно сходной с системой Соловьёва. Сотворение мира понимается Булгаковым как изведение мира Богом из самого себя. "Положительное содержание мирового бытия столь же Божественно, как и его основание в Боге... Но то, что является предвечно сущим в Боге, в Его самооткровении, в мире существует лишь в становлении, как становящееся божество. И сотворение мира метафизически состоит именно в том, что Бог положил Свой собственный божественный мир не как предвечно сущий, но как становящийся. "Нельзя не видеть здесь всё тех же соловьёвских идей об Абсолютном присносущем и Его "другом" - абсолютно становящемся. Что же касается единства того и другого образа бытия абсолютного, то оно - как и у Соловьёва - в Софии . "Единая София открывается в Боге и творении". |
№ 2. Дайте дефиниции следующим понятиям и рассмотрите их взаимосвязь в эссе: мораль, насилие добро.
Мораль (от лат. moralis нравственный) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости… В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.
Насилие применение физической силы или других средств, дающих физическое превосходство (например, оружия), с целью причинения боли, нанесения травм, повреждений или смерти.
Добро понятие этики, характеризующее нравственность и противоположное изначально понятию худа (т.е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.
Эссе
Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами. Дж. Дьюи.
Нельзя не согласиться с Джоном Дьюи, американским философом и педагогом, представителем философского направления прагматизм.
Мораль -духовный регулятор жизни общества - это сфера человеческих отношений, в которой осуществляется противопоставление позитивного негативному, делается выбор между добром и злом, насилием и ненасилием не только в духовном мире личности, но и социальной практике, осуществляется оценка качеств личности, деятельности обществ и государств.
В современном мире мораль и насилие изначально, по определению исключают друг друга. Если мораль утверждает личность как ответственного за свои действия и понимает это как взаимность добра, то насилие означает нечто прямо противоположное. Они по сути дела и определяются через противопоставление друг другу.
Можно отметить, что насилие является одним из способов поведения в конфликтных ситуациях особого рода, когда конфликтующие стороны радикально расходятся в понимании добра и зла, когда то, что для одних добро, другие считают злом и наоборот.
Вопрос об этическом обосновании насилия сводится к вопросу о том, правомерно ли делить людей на добрых и злых.
Следует особо подчеркнуть, что речь идет не о квалификации поступков или даже линии поведения, а об оценке людей в их изначально-духовной заданности. Принятие такой точки зрения означало бы, что одна воля признается исключительно (безусловно, абсолютно) доброй, а другая исключительно (безусловно, абсолютно) злой.
В заключении необходимо отметить, если бы можно было выразить сущность морали одним словом, то это слово - ненасилие. Отношение к насилию является той критической точкой, по которой можно испытать мораль. Через отношение к насилию проверяется действенность морали.
Не случайно самым древним запретом, ознаменовавшим возникновение нравственности, был запрет убийства как крайней формы насилия.