Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
20)Письменность и ее влияние на развитие мировой культуры
Считается, что письменность возникла очень давно, на Древнем Востоке, но точный возраст возникновения до сих пор неизвестен. От неясных рисунков и иероглифов до появления настоящей скорописи прошло много тысяч лет. Многие века люди создавали письмо, владеть искусством которого долгое время удавалось лишь немногим, для того, чтобы мы, потомки, сейчас в совершенстве могли пользоваться письменностью. Без письменности никогда бы не возникли цивилизации, а уж о развитии было бы просто нельзя говорить. Мне кажется, что письменность очень важна для человеческого общества, поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людей различных рас и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии. Именно после появления письменности были созданы первые своды законов, которые и соединили отдельные и разрозненные части государств между собой. Когда ученые изучают зарождение и развитие письма, они прежде всего обращаются к источникам Древнего Востока. Считается, что именно там впервые появилась письменность, а кроме того, там обнаружили самые старые из найденных археологами документов. Письменное наследие таких примитивных народов, как американские индейцы, африканские бушмены или аборигены Австралии дает ценную основу, позволяющую понять, каким путем люди научились общаться друг с другом при помощи зримых меток. «Пиктография, то есть рисуночное письмо, как способ фиксации и передачи той или иной информации, применялась многими народами на стадии родового общества. Но когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т.п.)». Гельб, изучая историю развития письма, предполагал, что рисунки явились первой ступенью в появлении письменности. «Самой ранней из всех древневосточных систем письма является шумерская, засвидетельствованная в Южной Месопотамии около 3100 г. до н.,затем уже египетской хеттской и китайской. Из четырех словесно-слоговых систем со временем развились четыре силлабария, достигшие различной степени упрощения. 1)эламский клинописный Тип II западносемитский Тип III кипрский Тип IV японский
Относительно новых слоговых письменностей можно сделать любопытное наблюдение: все они были созданы неместными, чуждыми первоначальной письменности народами». Если под словом "алфавит" мы понимаем письмо, выражающее отдельные звуки языка, то первый алфавит был создан греками. Именно греки, полностью восприняв формы знаков западносемитского силлабария, создали систему гласные которые, будучи присоединены к слоговым знакам, превратили их просто в знаки для согласных». Обзор развития письма доказывает, что в поступательном движении от примитивных ступеней к собственно алфавиту письмо прошло три важных этапа; в хронологическом порядке это были: (1) шумерский принцип фонетизации, (2) западносемистское слоговое письмо и (3) греческий алфавит». Таким образом, письмо развивалось очень долго, от примитивных рисунков до настоящих алфавитных систем, что впервые появились у греков. Ни один из этапов развития письма не был резко отличен от предыдущего: развитие происходило плавно от одного этапа к другому. Я думаю, что появление письменности оказало решающее влияние на развитие науки. Трудно себе представить развитие таких научных дисциплин, как химия, физика, математика, биология и др. без письменности. Если бы не существовало письменности, был бы очень затруднен обмен информацией между различными учеными, поскольку с развитием науки объемы знаний также увеличиваются. В случае, если бы не было письма вообще невозможно было бы говорить о науке, как таковой, существовали бы отдельные, обрывочные знания. А без науки был бы просто невозможен прогресс человечества. А на мой взгляд это означает, что не было бы тех условий, в которых сейчас живет большинство народов мира. Не было бы электричества, отопления, многоэтажных домов, медицины, какой мы ее сейчас знаем. Таким образом значение письменности в человеческой культуре очень велико. Благодаря совокупности факторов географических, социальных и экономических и возникновению письма появились первые цивилизации. Причем, в данных условиях человек уже не мог обходиться без письменности. Мне кажется, что письменность может существовать только в условиях цивилизации, в то время как цивилизация также не может существовать без письма.Значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку на возможности читать и писать строится вся культура, а знания не теряются во времени. Благодаря этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия. В итоге у человечества копится опыт, растет знание.Я думаю, что даже исчезнувшие сейчас с лица Земли письменности имеют огромное значение для человечества. Отчасти потому, что когда-то влияли на развитие культуры, а также потому, что послужили основой для последующих письменностей. Благодаря письменности мы имеем возможность «заглянуть» в древние времена и узнать о жизни людей в самых первых государствах, о том, каковы были их законы и понимание жизни. В то время, как без письменности большинство достижений человеческой мысли и почти весь жизненный опыт предыдущих поколений исчезли бы бесследно.
21)Реализм в изобразительном искусстве.
Реализм- от лат. realis вещественный) в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.реализм(действительный)стиль и метод в искусстве,согласно которой предметы видимого мира существует независимо от человеческого восприятия.задача в искусстве реализма состоит как можно более точно и объективно зафиксировать действительность. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы просветительский, критический, социалистический реализм.В более узком значении реализм рассматривается как художественный стиль, можно считать что он возникает в эпоху Просвещения (XVIII в.). Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в. и в последующем социалистическом реализме XX в. Реализм в таком понимании исследует личность человека в неразрывной связи с современным ему обществом и социальным положением в нем. Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения действительности. Например, реализм Мазаччо и П. делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж.-Л. Давида и О. Дожье, И. Репина, В. Сурикова и В. Серова существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях реализма. Впервые термин «реализм» в области изобразительного искусства появился в середине XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение к изображению повседневной жизни людей. Его развитие связано с творчеством мастеров эпохи Просвещения, критиковавших современные или социальные порядки с точки зрения справедливости. Передвижники в России своим творчеством окончательно утвердили позиции реализма в бытовом и историческом жанрах, портрете и пейзаже. Реализм, пришедший на смену романтизма, часто рассматривается как оппозиция этому стилю, хотя отношения у них более сложные, поскольку романтизм ставил своей целью создать новую, прекрасную и истинную реальность.
Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и Америки, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе. Исследование общественных противоречий было развито у Г. Курбе, Ф. Милле и других художников во Франции. Различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса, импрессионизм Мане и Дега, нюненские работы Ван Гога, прецизионизм Эдварда Хоппера. Под реализмом в узком смысле понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (18191877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления натурализм и импрессионизм.Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями:в России передвижничество в Италии веризм маккьяйоли в Австралии гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. Маккаббин) в США школа мусорного ведра (Э. Хоппер) Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм явление противоположное модернизму. Как бы ни были широки и многообразны возможности реалистических методов в искусстве, они не беспредельны, и попытки размыть границы реализма могут привести к его уничтожению. Реалистическим тенденциям зачастую приходится бороться с тенденциями, тормозящими и ограничивающими развитие реализма как целостного творческого метода. Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе - на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века. Следует, однако, отметить, что и в прошлом, и в наше время этот метод далеко не всегда предстает в "химически чистом" виде. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, "искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным "искусством" сталинизма. Выступая как ведущий метод прежде всего в живописи и литературе, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических и "технических" искусствах - театре, балете, кино, фотоискусстве и других. С меньшим основанием можно говорить о реалистическом методе в таких разновидностях творчества, как музыка, архитектура или декоративное искусство, тяготеющих к отвлеченности и условности.
22)Кинематограф и его вклад в развитии мировой культуры
Кинематограф в мировой художественной культуре - это мир, который расширяет грани реального, делает реальный мир интересным, эмоционально богатым, даёт возможность познать реального человека, а значит и самого себя. Кино есть детище всей культуры, поскольку впитывало и осваивало всю разновидность её достижений, осознавало себя благодаря диалогу с культурой. Смотреть хорошие фильмы, знакомиться с историей мирового кинематографа значит заботиться о духовном самочувствии молодых людей. Кинематограф(записывающий движение) создание движущих изображений. Кинематограф был изобретен в конце 19 и стал популярен в начале 20-х. Кинематограф появился в результате решения задач по закреплению материала-носителям изображения непрерывного движения. Первую гибкую пленку придумал русский фотограф Болдырев в 1878 году,затем американским изобретателем Гудвином была создана горючая,целлулоидная пленка.Первые аппараты сконструированы в 80-х годах 19 века.Изобретателем наиболее приблизившего к кинематографии является кинетоскоп Эдисона во Франции синематограф братьев Люмьер(1895) и тд))))думаю на этот вопрос все найдут,что ответить))начну дальше лучше))))
23)Искусство эпохи постмодернизма
Постмодерни́зм (после модернизма) термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века на постнеклассическиЗарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую "смерть" супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности). Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914)Постмодерн-состояние современной культуры.постмодерн облекал все в игровых готовых форм-от улитарных предметов быта до шедевров мирового искусства «Щенок» Джеффа Кунса. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность. Ирония ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии. Высказываются два противоположных мнения о будущем постмодернизма. Одни считают его преходящим явлением, которое вошло в моду на некоторое время и ныне уже начинает сходить с исторической сцены. Другие, наоборот, утверждают, что постмодернизм открывает принципиально новую историческую эпоху в развитии не только западного искусства и философии, но и всей человеческой культуры вообще. Какова будет его судьба покажут первые десятилетия XXI в. К признакам постмодернизма относят, например:воскрешение традиций художественной классики, диалог с пей, включение элементов великих стилей прошлого в новые формы искусства;ироническую интонацию, смешение фактографичности с гротеском, рационального, серьезного, возвышенного с иррациональным, игровым, шуточным; ориентацию искусства одновременно и на массу, и на элиту;экспансию искусства в новые сферы создание его новых форм, видов и жанров, расширение границ искусства вплоть до отождествления его с нехудожественными формами деятельности (например, создание художественных композиций из реальных предметов и элементов пейзажа хэппенинг, инвайронмент, лэнд-арт и т. п.).
24)Основные принципы типологии культуры
Типология (от греч«отпечаток», «форма», «образец») способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития. Типология культуры метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления).Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. В ходе типологии тип культуры всесторонне осмысливается, определяется его статус, анализируется культурный контекст, выявляются наиболее общие качественные черты.Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. В качестве критериев в них выступают различные основания.Существуют варианты типологий культуры, в основе которых лежат географический (локализация в пространстве), хронологический принципы (локализация во времени), этнонациональная, демографическая специфика, особенности религии, языка, экономики, сферы общества или вида деятельности и т. д. Разделение культуры на различные типы зависит от поставленных задач, для решения которых исследователь сам выбирает показатели, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур. Рациональный тип культуры проявляет себя в обществе, где господство обусловлено рациональными интересами подчиняющихся и господствующих. Этому типу соответствует правовой тип государства, в котором население подчиняется закону, а не авторитету. Понятно, что различные типологические принципы и основания позволяют выделить разные типы культуры кровно-родственные, этнические, природно-хозяйственные, конкретно-исторические, социальные, религиозно-конфессиональные, региональные и т.п. Рассмотрим некоторые наиболее значимые для культурологии типологические модели. Социальные типы культуры-Неоднородность общества позволяет выделить различные социальные типы культуры массовую и элитарную, народную и профессиональную и др. культуры. Региональные типы культуры-Основанием этой типологии служит территориальное расположение, повлиявшее при формировании культуры на мировоззренческие установки, общественно-экономические и политические структуры.-западный и восточный типы. Конфессиональные типы культурыСамые крупные религиозные типы культуры соответствуют трем мировым религиям: буддизму, христианству и исламу. Буддистский тип культуры возник на основе органического единства религиозной и философской мысли. Для него характерна идея вечного повторения, мирового круговорота. Для христианского типа культуры характерно представление о векторной направленности мирового процесса, в котором центральную роль играет приход Спасителя Иисуса Христа, искупившего первородный грех и открывшего путь к воскресению и вечной жизни. Основу мусульманского типа культуры составляет строгий монотеизм, предполагающий осознанное служение человека единому и единственному Богу Аллаху. Природно-символический тип- Это исторически первый тип культуры, проявивший себя в культуре первобытного общества. Антропокосмогонический тип культуры характерен для периода Древнего мира и определяется стремлением человека связать свое существование с космическим порядком. Христианско-религиозный тип культуры исторически охватывает тысячелетие с V по XV век, соответствуя средневековому периоду развития европейской культуры. Ядром культуры средневековья стала христианская религия. Человек из античного гражданина превратился в раба Божьего, устремленного к духовному единству с верховным абсолютом. Универсально-гармонический тип исторически соответствует культуре эпохи Возрождения. Протестантско-реформистский тип культуры тесно связан с процессами эпохи Возрождения. Рационально-нормативный тип культуры, несмотря на узкие хронологические рамки (середина и вторая половина XVII века), представляет собой отдельную культурно-историческую целостность. Критико-просветительский тип культуры исторически соответствует XVIII веку, который называют эпохой Просвещения. Индустриально-прагматический тип был осуществлен в культуре эпохи индустриализации (XIX первая половина XX века). Социально-экономические факторы развития этого типа культуры определяются бурным ростом экономики, который привел к промышленному перевороту. Культура постиндустриальной цивилизации-Этот культурный тип еще только формируется в ряде стран благодаря новой культурной ситуации со второй половины ХХ века. Это время перехода на более совершенные системы получения и обработки информации, а также на автоматизированные системы производства. Ядром культуры постиндустриальной цивилизации принято считать информацию. Нельзя не отметить наличие полярных точек зрения оптимистической и пессимистической на будущее современного типа культуры.
25)Понятия культура и цивилизация.основные подходы
Культура единство и гармония духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию несет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в мире, определяющая роль духовного начала культуры заключается а в том, что именно екая работа человеческого духа определяет истинную меру единства и гармонии духовной материальной форм культуры.
Когда основой является философский анализ, структура культуры рассматривается просто как объект познания, безотносительно к национальным или классовым особенностям, к тным или профессиональным характеристикам.
Если сама культура это качество человеческого существования, то ее уровень может выражен количественно и включать в себя комплекс показателей: характер и организацию господства, формы собственности, характер власти, социальную структуру. Культурный уровень показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений.
Желание выразить и закрепить свою культуру каким-нибудь внешним образом, сделать ный вид культуры единственным показателем культурного уровня было свойственно человеку всегда. Свидетельством этому является роль одежды и украшений еще у древних. Возрастание роли предметной культуры в жизни общества связано с его цивилизованным ем. Сам термин «цивилизация» появился в XVIII в. до XX в. он употреблялся как синоним ры. В нынешнем столетии эти два понятия употребляют в разных смыслах. Цивилизация кодимая ступень развития почти у всех обществ, на этой ступени становятся видимыми и имеют самостоятельное развитие результаты культурной деятельности.
Действительная опасность цивилизации в том, что в повседневной, жизни человек может гь способность различать саму деятельность и ее результаты. Внешний, видимый мир ры становится для него единственным способом ее существования. Тогда образуется клъ культуры.
Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев