Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Общее понятие досократических философских школ

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Билет 4

1) Первые философские школы в Древней Греции (милетцы, Гераклит, пифагорейцы, элеаты).

1. Общее понятие досократических философских школ.

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам  Древней Греции относятся:

  •  милетская школа:
  •  школа пифагорейцев;
  •  школа Гераклита Эфесского;
  •  элейская школа;
  •  атомысты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

  •  ярко выраженный космоцентризм;
  •  повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
  •  поиск первоначала, породившего все сущее;
  •  гилозоизм (одушевление неживой природы);
  •  доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школафизики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

  •  выступали с материалистических позиций;
  •  занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;
  •  пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
  •  искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

  •  первоначально всего сущего считал водуархэ»);
  •  представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
  •  считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);
  •  допускал наличие множества богов;
  •  считал центром вселенной Землю;
  •  точно определил продолжительность года – 365 дней;
  •  сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

  •  первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;
  •  вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементыатомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
  •  первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

  •  первопричиной всего сущего считал воздух;
  •  выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);
  •  проводил параллели между душой человекапсихэ») и воздухомпневмой») – «душой космоса»;
  •  отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

3. Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

  •  первоначалом всего сущего считал огонь;
  •  вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
  •  считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменениив одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
  •  был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
  •  признавал относительность окружающего мираморская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
  •  всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
  •  выступал за материальность человеческой и мировой души;
  •  был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
  •  движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

4. Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

  •  первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
  •  выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
  •  считали единицу мельчайшей частицей всего;
  •  пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

5. Элеаты.

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

  •  изучали проблемы познания;
  •  жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
  •  были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
  •  считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

2) Современные течения философии 20 века. Экзистенционализм. 

 Экзистенциализм

В философии до середины XIX века господствовали идеи рационализма. Однако трудности, связанные с рациональным познанием, препятствия на путях построения жизни разумными способами ставят под сомнение эффективность рациональных принципов постижения мира. Неудовлетворенность сложившимися формами философской мысли приводит буквально к «философскому бунту», одним из последствий которого явилось возникновение философского течения, именуемого экзистенциализмом (от латинского - существование). Иногда используется термин философия существования.

Экзистенциализм - своеобразная философия, не умещающаяся в рамки традиционных представлений. Ее специфичность обусловлена особым интересом к так называемым индивидуальным смысложизненным вопросам, первое место среди которых занимают проблемы человеческого существования, судьбы личности в современном мире. В рамках самих же вопросов внимание экзистенциалистов направлено на осмысление вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и долгу, наконец, к смерти. Лишь в той мере, насколько эти вопросы соприкасались с проблематикой науки, морали, религии, философии истории, последние представляли интерес для экзистенциалистов.

Истоки философии экзистенциализма лежат в творчестве Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф.И. Достоевского и Ф. Ницше. Так, уже С. Кьеркегор ставил под сомнение правомерность всякой рациональной системы. Философским критерием для него выступает тесная связь с человеческим индивидом и его чувствами.

Условно экзистенциализм подразделяют на религиозный (Н. Бердяев, Л. Шестов К. Ясперс, Г. Марсель,) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Принадлежностью философа к тому или другому направлению определяется и форма его философствования. Религиозный экзистенциализм, исходя из признания реальности трансцендентного, оперирует символическими и даже мифопоэтическими образами. Ведь трансцендентное не поддается познанию и на него можно лишь намекнуть. Атеистический атеизм, напротив, ставит цель раскрыть иллюзорность трансценденции и потому ему свойственна аналитическая и критическая направленность.

В трудах экзистенциалистов отсутствует движение от простейших определений предмета к всестороннему и глубокому раскрытию его сути. Объединяющая их основа имеет сюжетно-тематический характер. В своих философских конструкциях экзистенциалисты используют причудливые категории, с трудом переводимые на устоявшийся язык традиционной философии.

Выступая против официальной, прежде всего университетской философии, экзистенциалисты упрекают ее в том, что она сосредоточила внимание на абстрактных онтологических и гносеологических проблемах, упустив конкретного человека с его повседневными заботами, печалями и горестями. Они критикуют традиционную философию за идеализм и попытки растворить реальный мир в мысли, за стремление разрешить противоречия человеческого бытия сугубо логическими приемами. Выступая с подобной критикой, экзистенциалисты вынашивают надежду порвать с абстрактностью и идеализмом.

На деле же экзистенциализм отказывается от ориентации на теоретически развитое знание, скептически относится к специализированным продуктам духовной культуры, полагаясь лишь на улавливание подвижных умонастроений и ситуационно-исторических переживаний человека современной эпохи.

Первоочередной интерес экзистенциалистов сконцентрирован на познании состояния человека, выражающегося в его переживаниях. В соответствии с их представлениями, люди переживают чувство постоянного беспокойства, заброшенности, одиночества, в силу чего они вынуждены философствовать и лишь поэтому остаются человеческими существами. Способность к философствованию сохраняет «бытийственность», позволяет противостоять натиску внешних сил. В содействии этому противостоянию проявляется функция философии. Именно философии доступно постижение внутреннего переживания человеческого существования, поскольку оно ускользает от прагматически настроенной науки.

Для экзистенциализма, как отмечалось, весьма характерны своеобразные термины и понятия, в числе которых ключевыми являются категории - человеческое бытие, экзистенция, страх, ничто.

Бытие, по представлениям экзистенциалистов, - это ни эмпирическая реальность, данная во внешнем восприятии, ни система связей, конструируемая научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей. Бытие может быть постигнуто как некая изначальная, непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта, оно может быть воспринято только через самое себя. Бытие дается непосредственно, в виде собственного бытия - существования, или экзистенции. В немецком экзистенциализме для обозначения существования употребляется слово «Dasein», которое буквально переводится как «тут-бытие», что предполагает сиюминутное нахождение человека «здесь и теперь». Отсюда задача философии состоит в анализе бытия человека, застигнутого «здесь и теперь» в спонтанном проявлении его переживаний.

Экзистенция это средоточие человеческой личности, это судьба-призвание, которой человек вынужден беспрекословно подчиняться. Он - существо, приносящее жизнь в жертву своему предназначению. И на самоотречение человек идет совсем не потому, что существует идеал, оправдывающий жертву. Нет, просто он не в силах существовать, не посвящая жизнь какому-либо идеалу. Осознавая свою бренность и обреченность, человек устремляется к вечному, но не к бессмертию души и человеческого рода, а к надвременной значимости безусловного принципа. Человек тоскует по безусловному.

Он испытывает постоянный страх, боясь потерять жизнь или какие-никакие жизненные блага. Страх - это боязнь не исполнить предназначения, ради которого человек готов жертвовать не только благами, но и жизнью. В былые времена отсутствие конкретно воспринимаемого безусловного компенсировалось верой и религиозными идеалами. Однако по мере секуляризации общества символы откровения утратили свою притягательную силу для многих людей.

В результате человек оказался перед лицом мира без Бога, толкуемого как «ничто»А с точки зрения экзистенциализма Бог - это трансцендентное, в свою очередь трансценденция есть «ничто», выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. «Ничто» нельзя сделать объектом мысли, его прямо и непосредственно обнаруживает особое человеческое состояние - страх. «Ничто» принадлежит самому человеческому бытию и раскрыть его природу - задача истинной философии.

Таковы общие принципы экзистенциализма, главные познавательные усилия которого направлены на изучение неповторимой жизненной ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего мира. Лейтмотив экзистенциальной философии - протест против порабощения человека внешними общественными силами.




1. Структурная схема и управление электроприводом
2. Кружевоплетение на коклюшках Традиция плетения кружев на коклюшках уходит своими корнями в глубокую древ.html
3. тематика по теме Математические термины
4. тематика наименование дисциплины Профессиональный цикл базовая часть Б3
5. Антиинфляционная политика и особенности инфляции в переходной транзитивной экономике.html
6. а целесообразно уменьшить глубину фиксирующей выборки в корпусе вид б до значения достаточного для надежн
7. Физические величины характеризующие поля ионизирующих излучений
8. з курсу ldquo;Історія держави і права зарубіжних країнrdquo; І семестр Завдання з підготовки творчого завда
9. по теме- Неотложные состояния в кардиологии
10. Социальная политики на примере Отдела социальной защиты населения Администрации Кировского района Санкт-Петербурга
11. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук.1
12. Современные концепции метода экономической науки
13. правовых явлений
14.  правильно выбрать необходимые программные средства что весьма сложно в условиях их большого многообраз
15. Тема 1 ВЫСТАВКИ И ЯРМАРКИ- СУЩНОСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ 1
16. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Тернопіль 2005 Ди
17. История сквозь призму настольных игр кружок варгеймов
18. не престижная. Особенно недопустимо игнорирование утренней гимнастики юношами и девушками с ослабленны
19. по теме- Прямоугольный треугольник
20. Документационное обеспечение управления для студентов 3 курса специальности 030912 Право и организация с