Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Но сущность человека не есть абстракт присущий отдельному индивиду

Работа добавлена на сайт samzan.net:


АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (Anthroposoziogenese; Anthro-posociogenesis; Anthroposociogenese; от греч.— anthro-pos — человек, лат.— societas общество и греч. gene-sis — происхождение) — процесс перехода от биологиче-ской формы движения материи к социальной, являющий-ся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое об-щество. Антропогенез и социогенез — не два самостоя-тельных, параллельно протекающих процесса. Становле-ние человека есть формирование его сущности. «Но сущ-ность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокуп-ность всех общественных отношений» (Маркс К.., Эн-гельс Ф. Соч., т. 3, с. 3). Поэтому формирование челове-ка (антропогенез) есть прежде всего становление всей совокупности общественных отношений, т. е. общества (социогенез). Социогенез есть сущность антропогенеза. Представляя собой две неразрывно связанные стороны одного единого процесса—А., антропогенез и социоге-нез совпадают по времени. В самом общем виде положе-ние о существовании периода становления общества, ко-торый был одновременно периодом формирования чело-века, содержалось в работах Ф. Энгельса, который пи-сал о формировавшихся людях и готовом человеке, толь-ко вместе с которым возникло общество, о стадах пер-вобытных людей (Маркс К; Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 489—491; т. 34, с. 138), и В. И. Ленина, у которого встречается упоминание о первобытном стаде, обузды-вавшем зоологический индивидуализм, и стаде первобыт-ных людей (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 33, с. 10;

т. 48, с. 232). Свое конкретное воплощение эта идея наш-ла в созданной советскими антропологами и отчасти ар-хеологами научной концепции «теории двух скачков». По этой теории, в эволюции человека существуют два переломных момента. Первый и основной из них — пере-ход от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются ар-хантропы (питекантропы, синантропы и другие сходные формы) и палеоантропы (неандертальцы). Второй ска-чок—происшедшая на грани раннего и позднего палео-лита, примерно 35—40 тыс. лет назад, смена палеоантро-пов людьми современного физического типа (неоантро-пами), являвшимися уже подлинными, готовыми людьми. Первый перелом означал появление социальных законо-мерностей, второй—установление их полного и безраз-дельного господства. Коллектив формирующихся лю-дей — архантропов и палеоантропов, уже перестав быть чисто биологическим объединением, в то же время еще не стал подлинным человеческим обществом. Формирую-щиеся люди (пралюди) жили в становящемся обществе, которое исследователи называют первобытным челове-ческим стадом, или праобществом. Генезис общества был процессом становления первой формы его существо-вания — первобытнообщинной формации (см. Общество первобытное). Становящиеся социальные организмы были формирующимися первобытными общинами, или

праобщинами.

Вопрос о начале А. остается спорным. После откры-тий 1960-х гг., показавших, что первыми существами, изготовлявшими орудия, были не питекантропы, а пред-шествовавшие их хабилисы, часть исследователей стала рассматривать последних как людей и соответственно связывать начало А. с происшедшим 2,5—2 млн лет на-зад переходом от австралопитеков к хабилисам. Однако, хотя хабилисы несомненно уже изготовляли орудия, по своей морфологической организации они существенно не отличались от австралопитеков, которые бесспорно были животными. У них отсутствовали специфически челове-ческие морфофизиологические особенности. Исходя из этого, другая часть исследователей считает, что у хаби-лисов еще не начали формироваться ни мышление, воля и язык, ни социальные отношения и что, следовательно, они не были людьми, даже формирующимися. Соответ-ственно начало А. они связывают с переходом от хабили-сов к питекантропам, который произошел примерно 1,5— 1 млн лет назад. Нет полного единства взглядов и по вопросу о конце А. Некоторые исследователи склон-ны относить его ко времени более раннему, чем ознаме-нованный появлением неоантропов переход от раннего палеолита к позднему. Однако несомненно, что на про-тяжении всего раннего палеолита шел процесс превращения одного биологического вида человека в другой. С превращением палеоантропов в неоантропов эволю-ция человека как биологического вида прекратилась. Это свидетельствует о том, что с данного момента даль-нейшее развитие людей стало безраздельно определять-ся социальными закономерностями, т. е. возникло гото-вое, сформировавшееся общество. С появлением неоан-тропов завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез, закончился единый процесс А.

Движущей силой А. было развитие производственной деятельности. Возникнув, производственная деятель-ность потребовала и сделала неизбежным зарождение мышления, воли, языка и социальных, прежде всего про-изводственных, отношений, т. е. превращение животного в человека, биологического объединения в человеческое общество. Производственная деятельность, развиваясь на всем протяжении А., постоянно приходила в противо-речия с существующей морфофизиологической организа-цией производящих существ и требовала ее дальнейше-го преобразования в направлении приспособления к своим нуждам. Фактором, при посредстве которого про-изводственная деятельность формировала человека как производительную силу, был отбор. В отличие от обыч-ного естественного отбора данная его форма была, во-первых, всецело подчинена производственной деятельно-сти, во-вторых, представляла собой отбор не непосред-ственно индивидов, а их объединений и только тем са-мым индивидов. Производственная деятельность, разви-ваясь, на всем протяжении А. вступала в противоречие с достигнутым уровнем формирования производственных и всех вообще социальных отношений и требовала даль-нейшего их вызревания, т. е. продолжения становления общества. Для материальных производственных отноше-ний существовать — значит, определять поведение лю-дей. Начало становления производственных отношений означало зарождение новых, социальных по своей при-роде факторов поведения, завершение этого процесса — превращение данных факторов в безраздельно господ-ствующие, всецело определяющие поведение человека. Становление новых, социальных факторов поведения не могло не быть процессом оттеснения на задний план ра-нее безраздельно господствовавших биологических фак-торов поведения—инстинктов, процессом их обуздания социальными факторами. Социогенез закончился, когда все биологические инстинкты, прежде всего такие, как пищевой и половой, были поставлены под социальный контроль и тем самым был полностью обуздан зоологи-чески индивидуализм. Формирование общества завер-шилось лишь с появлением экзогамии и рода.

ЛИТ.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе.—Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3; Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.—Там же, т. 20; Энгельс Ф. Письмо П. Л. Лаврову, 12—17 ноября 1875 г.—Там же, т. 34; Ленин В. И. Государство и революция.— Поли. собр. соч., т. 33; Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому. Вторая половина ноября 1913 г.—Там же, т. 48; Рогин-ский Я. Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977; Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966; Файнберг Л. А. У истоков социо-генеза. М., 1980.

Ю. И. Семенов

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

В эволюционном контексте термин «человек» относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымерших видов рода Homo. Кроме того, исследования антропогенеза распространяются на других гоминин, например, австралопитеков. Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминин около 2 млн лет назад в Африке. Существовало несколько видов людей, большинство из которых вымерло[1]. К ним, в частности, относятся эректусы и неандертальцы.

Древнейшие представители вида Homo sapiens появились в результате эволюции 400—250 тыс. лет назад. Господствующей в наши дни гипотезой происхождения людей является африканская, согласно которой наш вид появился в Африке и оттуда распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции H. erectus и H. neanderthalensis. Альтернативная гипотеза называется мультирегиональной. Согласно последней, люди, начиная, по-видимому, от H. erectus, эволюционировали как единый вид, в котором генные потоки могли свободно циркулировать. Имеющиеся в настоящее время данные палеоантропологии не позволяют сделать окончательный выбор между этими гипотезами[2], хотя данные генетики поддерживают африканскую теорию.

Начиная с H. habilis, люди использовали каменные орудия труда, всё более искусно изготовленные (см. Палеолит). В последние 50 тыс. лет технология и культура изменяются быстрее, чем предшествующие эпохи. Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал Творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. В середине XVIII века К. Линней дал начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж. Бюффона об орангутане. Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.

В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40—50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.

Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль Бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных).

Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Чарлза Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».

После находки скелета неандертальца (1856 г.)и целого ряда предшествовавших подобных находок в первой половине XIX в. в науке появилось новое направление — палеоантропология. Оно дало фактический материал для постановки вопроса не только об анатомическом сходстве человека и некоторых обезьян, но и о биологической эволюции человека в прошедшие эпохи. Этот вопрос был поставлен Ч.Дарвином вскоре после опубликования «Происхождения видов», хотя уже в этой книге он писал: «Будет пролит свет на происхождение человека и его историю». Впрочем, этот аспект дарвинизма был его современникам вполне очевиден.

Эволюция человека была основным предметом дебатов между Томасом Хаксли и Ричардом Оуэном. Хаксли убедительно описал сходство и различия между человеком и обезьянами в своей книге «О положении человека в природе» (1863 г.). Ч.Дарвин к этому времени также опубликовал следующую книгу «Происхождение человека», которая, несмотря на широкое распространение его идей, вновь спровоцировала всплеск бурных дискуссий. Даже сторонники самой идеи эволюции, такие как Альфред Уоллес и Чарлз Лайель не понимали, как могли умственные способности и нравственность появиться у людей в результате естественного отбора.

Со времен Линнея ученые считали, что человекообразные обезьяны — ближайшие родственники людей, поскольку анатомически они очень близки. В XIX веке предполагали, что самым близким к человеку из ныне существующих видов обезьян являются шимпанзе и что у людей и африканских обезьян был когда-то общий предок. Поэтому было бы логичнее всего искать останки этого существа в Африке. Тем не менее, первые находки, в которых заподозрили промежуточное звено между обезьяной и человеком, были сделаны Эженом Дюбуа на острове Ява. Это был питекантроп, т.е обезьяночеловек.

Сейчас практически все биологи считают, что люди не только похожи на обезьян, но и сами являются одним из видов обезьян. В 1920х годах в Африке действительно были обнаружены останки существа, которое Раймонд Дарт назвал австралопитеком. Первой важной находкой был череп детёныша этого вида, обнаруженный в Южной Африке. Мозг ребёнка был слишком велик для детёнышей обезьян, 410 см³, и имел округлую форму, как у современных людей. Клыки были короткими, а основание черепа характерным для прямоходящих существ. Эти признаки убедили Дарта в том, что существо было переходной формой между обезьяной и человеком.

Понадобилось около 20 лет, чтобы подтвердить открытие Дарта новыми находками костей австралопитеков. В то время преобладало мнение о том, что развитие интеллекта предшествовало переходу к прямохождению, а черты австралопитека говорили об обратном. Со второй половины XX века австралопитек считается прямым предком рода Homo, к которому принадлежит и современный человек. Вместе с Homo sapiens австралопитек входит в трибу гоминини. Тем не менее, накапливаются новые данные, которые ставят под сомнение происхождение людей от австралопитека, и этот род может, в конце концов, оказаться боковой и тупиковой ветвью в антропогенезе. Судя по недавним находкам останков сахелантропа и оррорина, австралопитекам предшествовали другие человекообразные обезьяны, которые больше них похожи на сравнительно поздних предков человека. Однако последние находки ещё ждут подтверждений независимыми авторами.

Первоначально австралопитеков разделяли на грацильных и робустных. В 1930х годах последних отнесли к особому роду парантропы, в 1960х объединили в один род с австралопитеками, а сейчас прежняя классификация возвращается, хотя некоторые авторы по-прежнему считают, что это обособленная часть видов того же рода. Человек — одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.

В соответствии с современными научными представлениями, современный человек является результатом развития материи на протяжении 13,7 миллиардов лет и представляет собой наиболее сложно организованную её разновидность из всего наблюдаемого — независимо от того, говорим мы о человеческом мозге, сознании или какой-либо форме социальной организации. Считается, что в конечном итоге инфляционный вакуум (состояние материи, предшествующее большому взрыву, где частицы обладали «виртуальным» существованием) проделал путь до современного человека (универсальный эволюционизм).

Вопросы антропогенеза, как вопросы возникновения существенных свойств человека, возникших относительно мировой эволюции сравнительно недавно, фокусируются на появлении вида Homo sapiens — современного человека, в связи с чем тесно связываются с вопросами биологической эволюции. Начиная с Дарвина она объясняется приспособлением живого к условиям изменяющейся среды при воздействии трёх определяющих факторов — изменчивости (мутации), отбора (оценка средой эффективности этих мутаций) и наследственности (передача этих мутаций). Таким образом полагается, что в соответствии с этим эволюционным законодательством, под воздействием изменений окружающей среды обезьяноподобные предки современного человека приобрели характерные для него свойства. Среди свойств человека, представляющих в нём специфически человеческое, прежде всего выделяются когнитивные способности (сознание) и язык.

Формирование составляющих сознание когнитивных особенностей современного человека — целеполагания, способности к абстрагированию, воображения, памяти — было определено изменениями организма предков людей. Так, это увеличение объёма головного мозга — от 500 кубических сантиметров у современных крупных обезьян до 1450 у современного человека, противопоставление большого пальца руки (сделало возможным манипуляцию предметами), формирование современного вида стопы (сделало возможным прямохождение) — «гоминидная триада».

В свою очередь эти изменения были вызваны изменением внешних, прежде всего — климатических, условий. Так, определяющую роль сыграли периоды значительных похолоданий («ледниковый период») вынудив предков современного человека, переместиться из гибнущих лесов на равнину. Здесь у них развивалось прямохождение, потребность в добывании пищи и защите от хищников провоцировала использование предметов окружающего мира.

Вопрос ключевого преобразования, непосредственно сделавшего из животного человека, рассматривается различными исследователями по разному — в зависимости и от определения ими этой границы. Так, в отечественной науке существует представление, что ключевым фактором в этом процессе стала деятельность по производству орудий труда как основание для выделения человеком объективных свойств предметов: Советско-российский философ Юрий Бородай связывает развитие предков людей с развитием их воображения. Согласно его оригинальной концепции, претендование и проявление желания относительно занятой самки в среде уже вооружённых примитивным оружием предков человека несло опасность для жизни. Поэтому удовлетворять эти потребности приходилось в воображении, активно тем самым его развивая.

Принципиально иную концепцию антропогенеза предложил известный историк Борис Фёдорович Поршнев в своём исследовании «О начале человеческой истории». Приматы — одна из старейших групп современных плацентарных млекопитающих. Эволюционная история приматов может быть прослежена примерно на 90 млн лет назад, когда приматообразные разделились на приматов и шерстокрылов. 85 млн. лет назад сухоносые обезьяны отделились от мокроносых. Около 80 млн. л.н. разошлись линии долгопятообразных и обезьянообразных, а лемурообразные отделились от лориобразных. Останки древнейших приматов известны лишь из палеоценовых и эоценовых отложений Северной Америки, Евразии и Африки (плезиадаписы, антрасимия, нотарктус, дарвиниус (Ида) и др). Только для пургаториуса предполагается верхнемеловое время.

После глобального похолодания, когда около 30 млн лет назад, в раннем олигоцене, Антарктида начала покрываться льдом, приматы вымерли повсеместно кроме Африки, Америки и юга Азии. Одним из выживших был грифопитек — ископаемая обезьяна, жившая на территории современной Германии и Турции около 16,5 млн лет назад, на 1,5 млн лет раньше, чем подобные виды появились в Африке. Возможно, первые человекообразные обезьяны также появились не в Африке, а в Евразии. С другой стороны, высказываются предположения, что предки гоминид мигрировали в Евразию из Африки около 17 млн лет назад, когда эти континенты некоторое время были соединены, прежде чем вновь разделились при расширении Средиземного моря. В начале миоцена климат снова стал тёплым, и они могли процветать в Евразии, после чего ареал обитания одного из них, дриопитека, распространился из Европы или западной части Азии в Африку[3].

Возможно, что уцелевшая после климатических изменений тропическая популяция обезьян, хорошо представленная в слоях верхнего эоцена и нижнего олигоцена Файюмского оазиса в Египте (биретия, каранисия, сахарогалаго, протеопитек, египтопитек, катопитек и др.), дала начало всем ныне существующим приматам — лемурам Мадагаскара, лори Юго-Восточной Азии, африканским галаго, широконосым обезьянам Нового Света и узконосым обезьянам Старого Света (человекообразные обезьяны и мартышкообразные).

В раннем миоцене примитивные узконосые обезьяны Восточной Африки пережили длительный период видообразования. Среди выделяемых ныне видов и родов обезьян этой эпохи известны, в частности, камойяпитек, моротопитек, лимнопитек, проконсул, афропитек, кениапитек, чорорапитек, экваториус, отавипитек, ньянцапитек, викториапитек, дендропитек, все из Восточной Африки, а также ореопитек, который обитал в Италии около 9 млн лет назад и европейские — пиеролапитек, анойяпитек, дриопитек. При сравнении ДНК современных обезьян было показано, что гиббоны отделились от общего ствола гоминид ~ 18 млн лет назад, а орангутаны — около 14 млн лет назад. За исключением дендропитека останки ископаемых гиббонов науке неизвестны, и их происхождение остается неясным. Ископаемым прото-орангутаном считается сивапитек, обитавший в Азии около 12—10 млн лет назад и хорапитек из Таиланда.

Предполагается, что видами, близкими к общему предку горилл, шимпанзе и людей, были накалипитек из Кении и уранопитек с Балканского полуострова. По данным молекулярной биологии, около 7 — 8 млн лет назад сначала гориллы, а потом и шимпанзе отделились от предков людей. ДНК шимпанзе на 98,4 % идентична человеческой. Из-за влажного климата тропических лесов, в кислых почвах которого кости плохо сохраняются, а также отчасти из-за невнимания исследователей, сосредоточенных преимущественно на поиске предков человека, ископаемых горилл и шимпанзе до сих пор практически не найдено.

В середине миоцена климат снова стал холоднее и засушливее, что спровоцировало новое массовое вымирание фауны. Однако гоминины, как и многие другие виды (антилопы, гиены, собаки, свиньи, слоны, лошади) пережили климатические изменения и сумели к ним адаптироваться. Их дальнейшая эволюция привела к образованию множества новых видов, из которых самыми древними сейчас считаются Sahelanthropus tchadensis (7 млн лет назад) и Orrorin tugenensis (6 млн лет назад). За ними, в частности, последовали:

Ardipithecus (5.8-4.4 млн лет назад), с видами Ar. kadabba и Ar. ramidus;

Australopithecus (4-2 млн лет назад), с видами Au. anamensis, Au. afarensis, Au. africanus, Au. bahrelghazali и Au. garhi;

Paranthropus (3-1.2 млн лет назад), с видами P. aethiopicus, P. boisei и P. robustus;

Kenyanthropus (3 млн лет назад), вид Kenyanthropus platyops

Homo (от 2 млн лет назад), с видами Homo habilis (или Australopithecus habilis), Homo rudolfensis, Homo ergaster, Homo georgicus, Homo antecessor, Homo cepranensis, Homo erectus, Homo heidelbergensis, Homo rhodesiensis, Homo neanderthalensis, Homo sapiens idaltu, Homo sapiens sapiens, Homo floresiensis.

[править]

Род Homo

Слово homo в переводе с латыни означает «человек» и было выбрано для классификации ещё Линнеем. В латинском языке оно произошло от общеиндоевропейского корня «dhghem», земля[4].

В современной таксономии Homo sapiens — единственный ныне существующий вид рода Homo, хотя продолжающиеся исследования происхождения Homo sapiens дают всё новую и новую информацию о других видах Homo, давно уже вымерших. Некоторые из этих видов могли быть предками современных людей, но многие являются лишь «кузенами» и эволюционировали в сторону от нашего вида[5]. В то же время продолжаются и дискуссии о том, какие из них считать отдельными видами, а какие — лишь расами одного вида. В некоторых случаях причиной разногласий является ограниченность или полное отсутствие необходимой информации, в других — различия в подходах к классификации.

Считается, что есть две главные научные школы, по-разному объясняющие движущие силы эволюции человека. Раньше других появились представления об адаптации предков людей, обитавших на деревьях, к жизни в саванне, куда они вышли для охоты на травоядных. Теория саванны, впервые сформулированная Раймондом Дартом, не исключает, что к саванне смогли приспособиться лишь те обезьяны, которые ещё в лесах приобрели необходимую для этого анатомию и поведенческие навыки[6].

Некоторые антропологи, например, Бернард Вуд, Кевин Хант и Филипп Тобиас, считают теорию саванны устаревшей. Альтернативная гипотеза допускает, что человек эволюционировал под влиянием приспособления к земноводному существованию, то есть к собиранию моллюсков и прочей пищи на мелководье, что требовало, в частности, способности плавать и нырять, отличающей человека от прочих обезьян. Эта гипотеза объясняет многие анатомические особенности современного человека, такие как прямохождение[7], отсутствие шерсти[8], развитый слой подкожного жира[9], низкое положение гортани относительно носоглотки, характерное для морских млекопитающих,[10], vernix caseosa или первородная смазка новорождённых детей, также характерная для морских млекопитающих, а не обезьян[10], крупный мозг[11], высокий нос, предотвращающий попадание воды в носоглотку и жирная кожа с обилием сальных желёз, которая может служить для защиты от воды[12]. Обсуждается несколько вариантов приспособления протолюдей к жизни в водной стихии, в том числе собирательство на мелководье и развитие новых способов передвижения в воде и доставки собранной пищи на берег[7], плавание[13] и ныряние[9][14][15]. Получить палеоантропологические доказательства земноводного обитания протолюдей крайне сложно, по крайней мере, из-за повышения уровня моря по окончании ледникового периода, из-за чего бывшее мелководье оказалось теперь на глубине 100—120 м[16]. Однако археология и палеонтология позволяют исследовать рацион питания различных видов Homo и его влияние на эволюцию анатомии и поведения[17][18][19][20][21].

[править]

Появление Homo sapiens

Сравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens по женской линии (от «митохондриальной Евы») появились ок. 200 000 лет назад[22].

В 2009 году группа учёных под руководством Сары Тишкофф из Университета Пенсильвании опубликовала в журнале Science результаты комплексного исследования генетического разнообразия народов Африки. Они установили, что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. Скорее всего, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества.[23].

Можно предположить, что 60 000 — 40 000 лет назад люди мигрировали в Азию, и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000 — 15 000 лет)[22] (см. Ранние миграции человека).




1.  Участие в установочной конференции на факультете 07
2. Отчет о движении денежных средств если он используется вкупе с остальными формами финансовой отчетности о.html
3. Статья- Поэтика и семантика пауз в драматургии Чехова
4. Космологическое многообразие моделей мира Наша незначительность в материальном мире не оскорбительна
5. Семья в ценностных ориентациях
6. тема в России. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 4 Общее учение о конституции
7. Проблема внешнего долга России
8. Определение витамина В12 в биологических объектах
9. нибудь жуткое сказала Рэйчел.html
10. Автомобильное хозяйство и Двигатели ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА детали; КОЛЕНЧАТ
11. Свойства возбудимых мембран
12. Ford The fourth cr mnufcturer in the world in terms of production for the entire period of its existence now third of the U
13. Тема дипломной работы Оценка прописью 1 Бобылева Анна Александровн
14. й выпуск 1973 год 8А Ахатов Кашиф Нагимович Ахатова Анфиса Фагимовна Ахмадуллин Разил Равилович
15. . 8 получаем т.
16. Есть менение о том что Иисус ~ это собирательный образ вобравший в себя лучшие стороны некоторых знаменит
17. Лекции по эстетике.html
18.  ’491 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ И ПРАВИЛ ИЗМЕНЕНИЯ
19. Психодиагностика и коррекция межличностных отношений в группе
20. инструментальные традиции то что люди и в древние времена играли в ансамблях мы можем узнать из друвних фрес.html