Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЛЕКЦИЯ 24. Народные восстания в XVII веке. «Бунташный век».
XVII столетие современники назвали «бунташным веком», имея ввиду многочисленные народные выступления.
Причины народных выступлений:
Народные восстания в XVII веке
Городские восстания Казацко-крестьянское восстание борьба старообрядцев
-«Соляной бунт» 1648 г. под предводительством Соловецкое восстание
-«Медный бунт» 1662 г. Степана Разина 1667-1671 1668-1676
-Псков, Новгород 1650 г.
Особенности народных движений в XVII веке
-участие самых широких слоев населения (крестьяне, холопы, казачество, стрельцы, посадские люди)
-усиление организованности выступлений и их разрушительной силы
1648 год-«Соляной бунт» в Москве
Желая увеличить поступления в казну, были отменены ряд прямых налогов, но был введен косвенный налог на соль (в 1646 году была введена пошлина на соль, значительно увеличивавшая ее цену). Соль являлась одним из важнейших продуктов- главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Продажа их упала, не раскупленный товар стал портиться. Это вызывало недовольство как потребителей так и торговцев. Рост государственных доходов оказался меньше ожидавшегося, так как развилась контрабандная торговля солью. Уже в конце 1647 соляной налог был отменен. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалованье стрельцам и решило взыскать недоимки за два года по ранее отмененным налогам . Это вызвало социальный взрыв.
Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья была подана челобитная от московского населения с требованиями наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома. Был убит дьяк Чистой, которого москвичи считали виновником введения соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя-Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом. Стрельцы отказались стрелять в народ. Одного за другим Алексей Михайлович отдавал на расправу своих помощников, удалось спасти лишь своего любимца Морозова.
Власть пошла на уступки:
-было объявлено о прекращении взимания недоимок по налогам
-стрельцам возвратили по 8 рублей
-было принято решение о созыве Земского собора для принятия нового уложения.
Таким образом, власть пошла на уступки, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата.
Вслед за соляным бунтом по ряду городов тоже прокатились восстания.
1650 выступления в Пскове и Новгороде.
Наиболее сильными были выступления в Пскове и Новгороде, вызванные подорожанием хлеба. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов. Оба восстания были подавлены.
1662-«Медный бунт» в Москве.
Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Речью Посполитой (1654-1667) и Швецией (1656-1658). Чтобы компенсировать огромные затраты, правительство пустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать за медные деньги. Жалованье служилым людям также выплачивалось медью. Доверием медные деньги не пользовались, тем более, что их часто подделывали. Не желая торговать за медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало рост цен. Медные деньги обесценивались: за серебряный рубль давали восемь медных. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. Доведенный до отчаяния московский люд поднялся на восстание. Часть горожан бросились громить боярские усадьбы, а другие двинулись в село Коломенское, где находился царь. У царя потребовали выдачи наиболее ненавистных народу бояр. Однако во время переговоров, в Коломенское прибыли вызванные царем стрельцы. Восстание было жестоко подавлено. По приказу царя 150 бунтовщиков были повешены, остальных били кнутом и клеймили железом.
В отличие от Соляного бунта, Медный бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось удержать на своей стороне стрельцов. Расправа показала, что царь и правящая верхушка прочно держали власть в руках.
В 1663 году выпуск медных денег был прекращен.
1667-1671-казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.
Крупнейшее народное выступление второй половины XVII века.
Население Дона составляли казаки. Они занимались не земледелием, а в основном охотой, рыбной ловлей, скотоводством и набегами на владения соседних Турции, Крыма и Персии. Заселенные казаками земли, находились в составе России на автономном положении. За службу по охране южных рубежей государства казаки получали царское жалованье хлебом, деньгами и порохом. Правительство также мирилось с тем, что на Дону находили приют беглые крестьяне и посадские люди. Действовал принцип: «С Дона выдачи нет».
Одной из непосредственных причин восстания было обострение ситуации на Дону. В середине XVII века в казачьей среде уже не существовало равенства. Выделялась верхушка зажиточных (домовитых) казаков, владевших лучшими рыбными промыслами, табунами коней, получавших лучшую долю в добыче и царском жалованье. Бедные казаки работали на домовитых.
Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков. К середине 1660-х гг. на Дону скопилось огромное количество беглых. Власть пытается взять под контроль казачью вольницу. Алексей Михайлович издал указ - вернуть всех назад, а в качестве предупреждения для них был ограничен подвоз боеприпасов и продовольствия.
В донских станицах, где жило зажиточное казачество, положение было терпимым. А там где собирались бедные казаки ситуация была отчаянной. Они жили в землянках, умирали с голоду.
Восстание Степана Разина делится на 2 этапа:
1 этап- (1667-1679 «Поход за зипунами»).
В 1667 году отряд казаков отправился на Каспийское море в поход «за зипунами», т.е за добычей. Во главе отряда стоял Степан Разин выходец из домовитого казачества, волевой, умный и жестокий человек. Они захватили Яицкий городок и сделали своим опорным пунктом. Отряд Разина на протяжении 1667-1669 гг. грабил русские и персидские купеческие караваны. С богатой добычей вернулись разинцы на Дон. Поход «за зипунами» был чисто грабительским. Однако значение его шире. Именно в этом походе сформировалось ядро разинского войска.
2 этап (1670-1671 антикрепостническое выступление )
Весной 1670 г. Разин решил идти против «бояр-изменников». Разин начал поход на Волгу. Без сопротивления был захвачен Царицын, жители которого с радостью открыли ворота. Была взята Астрахань. Оставив в городе атамана Василия Уса, Разин направился вверх по Волге. По пути он рассылал «прелестные письма» (воззвания), призывая бить бояр, воевод, дворян. Для привлечения сторонников Разин распустил слух о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич (уже умерший второй сын Алексея Михайловича) и патриарх Никон. Воззвания привлекли на его сторону тысячи крестьян, посадских людей, холопов, работных людей, народы Поволжья. Города Поволжья сдавались без сопротивления. В захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.
Восстание охватило огромную территорию, от Низовий Волги от Низовий Волги до Нижнего Новгорода. Неудача поджидала Разина под Симбирском, осада которого затянулась. Между тем правительство направило для подавления 60-тысячное войско, которое под Симбирском нанесло разинцам тяжелое поражение. Разин бежал на Дон, рассчитывая вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, схватили и выдали его. Разина пытали, казнили на Болотной площади в Москве. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням.
Причины поражения казацко-крестьянского восстания:
Итоги: Восстание не привело каким-либо изменениям социального положения крестьянства, не облегчило его жизнь. Но донское казачество впервые было приведено к присяге на верность царской службе, что стало началом его превращения в опору власти.
ЛЕКЦИЯ 25. Внешняя политика России в XVII веке.
В XVII веке во внешней политике можно выделить четыре основных направления:
На юго-западном направлении предстояло вернуть захваченные в годы Смуты Речью Посполитой земли и включить в состав России территории, являвшиеся частью Руси, но утраченные ею после монголо-татарского нашествия.
А) 1632-1634 Смоленская война с Речью Посполитой. В 1632 году истек срок Деулинского перемирия, по условиям которого Россия лишилась Смоленских, Черниговских и Новгород-Северских земель. Россия решилась воспользоваться смертью польского короля Сигизмунда III и начала боевые действия. По итогам войны был заключен Поляновский мир 1634 года (Польша вернула все захваченные русскими войсками во время войны территории, но польский король Владислав отказывался от притязаний на Московский престол и признавал Михаила Романова законным царем).
Б) В 50-х гг. XVII века Россия вступила в затяжную борьбу с Польшей за вхождение Украины в состав России.
Большая часть Украины со времен Ордынского ига оказалась в руках Речи Посполитой. Государственным языком был польский, государственной религией католицизм, основные земельные владения были в руках польских феодалов. Украинцы оказались под тройным гнетом: национальным, религиозным и феодальным. Они оказались людьми второго сорта.
Разворачивается освободительная борьба украинского народа против польского владычества. Возглавил эту борьбу гетман Богдан Хмельницкий. Он, понимая, что казакам самостоятельно не справиться с Польшей обратился к России с просьбой принять Украину в свой состав. Земский собор принял решение о включении Украины в свой состав и объявлял войну Речи Посполитой.
В 1654 году в городе Переяславле Совет (Рада), на котором собрались выборные представители от всех сословий украинского населения-единодушно высказался за вхождение Украины в состав России. Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией, способствовало формированию украинской нации. А России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли.
Речь Посполитая не признала воссоединение Украины с Россией. Война стала неизбежной.
1654-1667 Русско-Польская война (Итог-Андрусовское перемирие 1667 года: Россия получала Левобережную Украину и Киев).
1686 год Заключение «Вечного мира» в Москве-были подтверждены условия Андрусовского перемирия.
А) 1677-1681 гг.-Русско-турецкая война (Чигиринские походы-походы русских и украинских войск к крепости Чигирин 1676-78гг.)
(Итог войны - Бахчисарайский мирный договор 1681г. Османская империя признавала вхождение Левобережной Украины в состав России; Правобережная Украина оставалась за Османской империей).
Б) Отражение набегов и строительство оборонительных линий от набегов крымского хана.
1656-1661 Русско-шведская война. Война со Швецией и Польшей одновременно оказалась не под силу России. (Итог: 1661-Кардисский мирный договор: Россия отказывалась от земель, завоеванных в ходе войны земель в Прибалтике).
В XVII веке русские первопроходцы (Дежнев, Поярков, Атласов, Хабаров) не только осваивали отдаленные территории, но и совершили ряд географических открытий.
1648 год-Семен Дежнев вышел в Восточно-Сибирское море из устья Колымы. Ему удалось обогнуть крайнюю северо-восточную оконечность Азии и пройти проливом, разделяющим Америку и Азию. Так был открыт Берингов пролив и мыс Дежнева (это было сделано на 80 лет раньше Витуса Беринга, именем которого назван этот пролив).
Василий Поярков первым прошел от Якутска по Лене и ее притокам на юг, спустился по Амуру в Охотское море, затем вернулся в Якутск.
Ерофей Хабаров составил карту Приамурья.
Владимир Атласов предпринял экспедицию на Камчатку, она была присоединена к Сибири.
1689-Нерчинский договор с Китаем (граница была определена по реке Амур).
На территории Сибири основываются укрепленные городки остроги (Красноярский, Якутский, Иркутский и другие).
В конце века наряду с местными народами, находившимися на стадии родоплеменных
отношений, в Сибири проживали 11 тысяч крестьянских семей, занимавшихся земледелием и
полностью обеспечивавших край продовольствием. Однако Сибирь оставалась для России
источником колониального товара - меха и моржовой кости. Природные богатства этого края
почти не использовались.
ЛЕКЦИЯ 26. Культура Росси в XVII веке.
В русской культуре этого столетия прослеживаются черты перехода от Средневековья к Новому времени.
Основные черты русской культуры:
-Главная особенность культуры этого периода заметное обмирщение, то есть освобождение от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру…Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе.
-Появляются новые жанры в литературе, стили в архитектуре и живописи.
-Расширение культурных связей России с Западной Европой. Рост числа культурных заимствований.
-В творческой деятельности проявлялось личностное начало, распространились авторские (подписные произведения) литературы и искусства.
Просвещение и научные знания.
В XVII веке заметно возрастает число грамотных людей. Развитие ремесла, торговли, увеличение государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Грамоте в основном обучали церковнослужители.
Однако уже в первой половине века появились частные школы, где преподавали не только грамоту, но и риторику, древние языки.
В 1687 году была создана Славяно-греко-латинская академия (первое высшее учебное заведение в Москве), построенная по образцу европейских университетов. Преподавание (риторики, логики, философии и физики велось на греческом и латинском языках, что и дало ей название).
По прежнему, широко были распространены рукописные книги. Даже первая в России газета (предназначена она была для царя и называлась «Куранты») была рукописной.
Вместе с тем распространялась и печатная продукция, изготовлявшаяся на московском печатном дворе. Был издан букварь («Азбука») Василия Бурцева.
Расширялись знания по математике и географии, развивалась отечественная медицина. В Москве был учрежден Аптекарский приказ.
Литература .
В литературе черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений приобретают индивидуальный характер. Литература стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным переживаниям.
В литературе появляются новые жанры: сатира, драма, поэзия.
В сатирических произведениях высмеиваются различные пороки и недостатки.
«Повесть о Ерше Ершовиче»; «Повесть о Шемякином суде» - обличался неправедный и корыстный суд. (Судья Шемяка, надеясь на подношение, решил дело в пользу бедняка, который показывал из под полы ему обернутый в камень платок).
Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. Он получил духовное образование и стал учителем детей Алексея Михайловича. Большое место в его творчестве занимала «хвалебная» литература, воспевавшая самодержавие и персону царя.
Автобиографический жанр пришел в литературу благодаря «Житию протопопа Аввакума».
Широкое распространение получили бытовые повести. В «Повести о Горе-Злочастии» молодой человек, отвергший традиции родительской семьи терпит бедствие и уходит в монастырь.
Архитектура.
Зодчество претерпело значительные изменения. Наряду с церковными постройками из кирпича и камня стали возводиться дома и гражданские здания. Преобразился внешний вид церквей, они стали менее аскетичными, приобрели нарядный праздничный вид.
В конце века появился архитектурный стиль нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты-живописность, сочетание красного и белого цветов фасада. Характерный образец этого стиля-церковь Покрова в Филях. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей, но не является механическим заимствованием. Это оригинальное направление русского зодчества.
Изобразительное искусство
В живописи сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона (образца).
И тем не менее в XVII веке началось превращение иконописи в портрет.
Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Его творчество отличается интересом к человеческому лицу-аскетические лица святых в его иконах приобретают живые черты. Такова икона «Спас Нерукотворный»
Замечательным явлением стала школа ярославских живописцев. Традиционные церковные сюжеты на фресках переданы в образах, привычных для русской жизни. Ярославские мастера стали первооткрывателями пейзажной живописи.
Другим примером отхода от церковных традиций было появление светской парсуны. (Парсуна-произведение портретного жанра; предшественник портрета. К концу века портреты все больше стали удаляться от иконописи).