Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лекция.
1 слайд.
Томас Стернз Элиот, поэт, драматург, критик, культуролог, при жизни объявленный классиком, по праву признан ведущей фигурой англо-американской поэзии 20 века. Элиот художник мирового масштаба и мэтр модернизма.
2 слайд.
Родился в богатой семье. С ранних лет проявлял незаурядные способности. В 1906 году после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, где изучал философию и литературу: в основном шекспировскую эпоху, английский XVII век, итальянское Возрождение. Окончив Гарвардский университет, Томас Стернз Элиот в 1910 г. переехал в Европу. В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит.
Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего. С началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы.
Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом духовных ценностей и самоопустошении, как следствие борьбы за выживание и погоней за материальными ценностями.
Умер в Лондоне в возрасте 76 лет и похоронен в Вестминстерском аббатстве.
3 слайд
В это время сформировался круг интересов Элиота это философия, религия и определенный набор эпох (Итальянское Возрождение, Елизаветинская Англия и 17 век). Для ранних сборников Элиота характерны гротескные зарисовки буржуазного общества, трагические стихи о крушении личности в водовороте равнодушного города.
Он исповедовал постоянную и твердую самодисциплину и пытался преодолеть окружавшие его трудности при помощи внутренней выдержки и постоянной работы.
Во время Первой мировой войны и сразу после нее он постоянно нащупывал новые пути в своем творчестве. Множество произведений, созданных им в эти годы, иллюстрируют его духовный и творческий путь - например, цикл "Полые люди" (1925) закрепил за Элиотом славу "поэта отчаяния".
4 слайд
Отвергая буржуазную цивилизацию, Томас постепенно приходит к проповеди христианских этических норм ("Пепельная среда", 1930), возвращения к мнимой общественной гармонии на началах монархизма, а роялизм и религиозность поэта определили консерватизм в его творчестве. В своей поздней поэзии ("Четыре квартета", 1943) Элиот метафизически трактует темы смерти и бессмертия, смысла жизни, духовной преемственности поколений. Идея предопределённости судьбы и утверждение, что истинная свобода предполагает подчинение надличностной воле, лежат в основе его стихотворных драм - "Убийство в соборе" (1935) и других.
5 слайд
Первое крупное произведение Элиота - лирическая поэма "Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока" (The Love Song of Alfred Prufrock, 1911-1913), давшая впоследствии название сборнику "Пруфрок и другие наблюдения" (Prufrock and Other Observations, 1917), воспринятого современниками как манифест англо-американского модернизма.
Второй сборник Томаса Элиота "Стихи" (Poems, 1919) составили главным образом сатирические стихи. В это же время Элиот обращается к литературно-критической эссеистике. Рецензии и статьи по теории литературы, печатавшиеся им в лондонских журналах в 10-е гг., вошли в книгу "Священный лес" (The Sacred Wood, 1920). В 1922 г. появилась поэма "Бесплодная земля" (The Waste Land), ставшая важной вехой в развитии англо-американского модернизма и воплотившая послевоенные настроения «потерянного поколения». О ней будет рассказано далее.
Трагическое восприятие (и неприятие) современной буржуазной цивилизации достигает апогея в поэме "Полые люди" (Hollow Men, 1925). В конце 20-х гг. в духовной и творческой биографии Томаса Элиота наступает резкий перелом. В 1928 г. Элиот четко формулирует свою новую позицию: "Классицист в литературе, роялист в политике и англокатолик в религии".
Отражением религиозных поисков Элиота стала философская поэма "Пепельная среда" (Ash Wednesday, 1930).
Итогом и вершиной его творчества стала поэма в четырех частях "Четыре квартета" (Four Quartets, 1943) - сложное, но в то же время и удивительно гармоничное творение Элиота. За Элиотом прочно закрепилась репутация крупнейшего живущего англоязычного поэта.
Важнейшие литературно-критические работы Томаса Элиота собраны в книгах "Избранные статьи" (Selected Essays, 1937) и "Критикуя критика" (То Criticize the Critic, 1962).
6 слайд
В 1948 году Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». В 1948 году награждён британским Орденом заслуг, в 1954 французским орденом Почётного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза.
7 слайд
Большое развитие в работах по теории литературы получила высказанная Элиотом в работе о «Гамлете» идея «объективного коррелята»: речь шла о необходимости строго согласовывать эмоциональное начало и конкретное воссоздание психологической реальности, о «формулах переживания», соотносимых с определенной «последовательностью» объектов, ситуацией, цепочкой событий». Т.е. объективный коррелят - согласование эмоционального начала с объективным изображением конкретной психологической ситуации.
Элиот ввел в поэзию «объективный коррелят» как способ передачи субъективных переживаний в интеллектуальной, универсальной, а не традиционной для романтизма индивидуально-чувственной форме. Городской пейзаж, «призрачные» города и грязная Темза, бесплодная земля, пустыня стали объективным коррелятом бесплодия человечества.
8 слайд
Четыре квартета (англ. Four Quartets) цикл из четырёх поэм (Burnt Norton, East Coker, The Dry Salvages, Little Gidding) Томаса Элиота. Написан с 1934 по 1942 год, впервые издан в единой композиции в 1943 году. Наиболее полное самовыражение мировоззрения Т. С. Элиота. Квартет насыщен символизмом чисел, религиозных символов, цвета, музыки (ритма), времени. Квартет соотносится с четырьмя временами года, периодами жизни, стихиями (воздух-земля-вода-огонь). Каждая поэма состоит из пяти песен.
Бёрнт Нортон, Burnt Norton, 1935 год
Burnt Norton поместье в графстве Глостершир, которое Т. С. Элиот посетил в 1934 году.
Первая часть «Четырёх квартетов». Написано в 1934 году как самостоятельно произведение,
Ист Коукер, East Coker, 1940 год
Вторая часть цикла.
East Coker деревня в графстве Сомерсетшир, где в XVIXVIII веках жили предки Элиота и откуда они эмигрировали в Бостон. Элиот посетил родную деревню в 19361937 годах.
Драй Сэлвейджез (Драй Селвэджес), The Dry Salvages, 1941 год
Третья часть цикла. Название объяснил в эпиграфе сам автор.
Драй Сэлвейджез группа скал с маяком к северо-западу от Кейп-Энн, Массачусетс.
Литтл Гиддинг, Little Gidding, 1942 год
Заключительная часть цикла. Little Gidding небольшая англиканская община, её основал Николас Феррар в 1625 году в графстве Хантингдоншире. Оплот англиканства и роялизма во время гражданской войны 16411649 годов, общину трижды посещал король Карл I. На её месте возникла деревушка, которую в 1936 году посетил поэт.
9 слайд
Дать ознакомиться со стихотворением «Тишина»
Средь улиц городских
Ещё пора прилива,
Но волны жизни болтливо
Текут уже, дробясь
На тысячи событий,
Понятных нам едва ли
Этого часа мы ждали
В этот предельный час
Жизнь понятней для нас.
Недвижно застыли моря
Опыта и бытия,
Что были так глубоки,
Круты, широки, близки.
Говорите всё, что хотите,
Меня ужасает покой,
Когда нет ничего предо мной.
10 слайд
1939г. Вышла “Книга Старого Опоссума о практичных кошках”. Этот цикл из пятнадцати стихотворений о котах и кошках, написанный в лучших традициях английской юмористики, долгое время считался второстепенным на фоне серьезных сочинений поэта, однако именно благодаря этой книге Элиот вошел в историю мирового шоу-бизнеса. Книга Элиота стала основой для всемирно известного мюзикла “Кошки”.
11 слайд
«Бесплодная земля» свидетельствует, что наш век преждевременно одряхлел, настолько одряхлел, что даже не может найти слова, чтобы оплакать собственное бессилие; что он навечно обречен одалживать песни ушедших поэтов и склеивать их воедино.
М. Каули
12 слайд
В поэме разворачивается тема напрасных усилий и бессмысленных волнений человека, которые одинаково приводят к неумолимой смерти. В ассоциативных образах Элиот воссоздал свои представления о деградации современного общества, о его упадке и мертвенной сущности. В первой части поэмы («Погребение умершего») появляется тема смерти. Ее пророчит ясновидица Созострис: «Я покажу тебе сам ужас в горсти пороха». Во второй части («Игра в шахматы») звучит мысль о том, что жизнь похожа на игру передвижение фигур, изменение ситуаций. Здесь также речь идет о смерти. В третьей части («Огненная проповедь») слышно «костей глухое тарахтение и хихиканья, как угроза». Слепой вещун Тиресий рассказывает о мужчинах и женщинах, которые не испытали любви. В пятой части («Что нагремел гром») поэт акцентирует тему гибели всего живого.
В безводной скалистой пустыне гремит гром, но нет дождя. Люди скованы страхом, будто кандалами. Поэма завершается мотивом безумия.
Поэме присущ мифологизм. Автор использует мифы о святом Граале, о Адонисе и Озирисе. Обращение к мифу связано со стремлением создать универсалию бытия. Ведущими становятся образы бесплодной земли и долины костей. Стихи Элиота иронические и пасмурные. Они отличаются усложненностью и фрагментарностью формы. Поэма построена на ассоциативной связи разных образов, мотивов, сцен. Встречаются фразы на разных языках.
МИФ О КОРОЛЕ-РЫБАКЕ
Король-Рыбак персонаж легенд о рыцарях Круглого Стола, хранитель Святого Грааля. В ранних мифах король остаётся безымянным, поздний фольклор даёт ему имя Пеллеас (Pelles). Король-Рыбак впервые упоминается в «Персивале» Кретьена де Труа. Легенда рассказывает, как рыцарь Персиваль в поисках Святого Грааля чаши, в которую была собрана кровь Христова, останавливается на ночлег у короля озёрной страны, который рыбачит недалеко от своего замка. Король тяжело ранен и умирает. Персиваль становится свидетелем, как лекари приносят ему воды в большом красивом кубке, и король чудесным образом исцеляется. Персиваль понимает, что лицезрел Святой Грааль.
13 слайд
Значительную роль в написании поэмы сыграл Эзра Лумис Паунд
В 1921 Паунд отредактировал Бесплодную землю Элиота, сократив рукопись вдвое и придав поэме тот вид, в каком она печатается по сей день.
14 слайд
Признанным лидером модернизма и авангардизма в англоязычной поэзии считается Эзра Паунд, поэт и критик мощного, оригинального таланта и трагической, непростой судьбы.
15 слайд
Эзра Лумис Паунд родился 30 октября 1885 в Хейли (шт. Айдахо). Образование получил в Пенсильванском университете и Гамильтон-колледже. Несколько месяцев Паунд преподавал в Индиане, затем уехал в Европу, где провел большую часть своей жизни, при этом неизменно объявляя себя американцем. В 1958 Паунд обосновался в Венеции. Последние его годы прошли в добровольном молчании. Умер Паунд в Венеции 1 ноября 1972.
16 слайд
Первая книга стихов Паунда вышла в 1908 в Венеции. Первый опыт Паунда-критика - книга Дух романской литературы (The Spirit of Romance, 1910), вдохновленная его страстным интересом к начальной поре европейской культуры. В 1908 Эзра Паунд обосновался в Лондоне, публиковал переводы из старой итальянской и провансальской поэзии и подражания ей, Последние лондонские годы Эзры Паунда ознаменованы появлением двух его самых важных поэм - Дань уважения Сексту Проперцию (Homage to Sextus Propertius, 1917) и Хью Селвин Моберли (Hugh Selwyn Mauberley, 1920). С 1925 на протяжении 20 лет он жил в Рапалло (Италия). Труд жизни Паунда, оставшийся неоконченным, Cantos, был начат около 1917, выходил выпусками с 1925 по 1970. Эта поэма охватывает периоды от древнейших времен в истории Греции и Китая до современности и представляет собой попытку дать суммарное изложение истинных ценностей человеческого опыта.
17 слайд
Прозаическое наследие составили книги Литературные эссе (Literary Essays, 1954), Путеводитель по культуре (Guide to Kulchur, 1938), Письма Эзры Паунда (The Letters of Ezra Pound, 1950) и Столкновение (Impact, 1960) - эссе о денежной системе и на исторические темы.
18 слайд
В 1924 45г.г. жил в Италии, сотрудничал с Муссолини, ярым приверженцем которого был с середины 1920-х гг. За что и был обвинен в государственной измене, приговорен к высшей мере наказания, но признан невменяемым.
19 слайд
В рамках «Поэтического ренессанса» заметную роль играл имажизм авангардистское течение англо-американской поэзии, возникшее в канун Первой мировой войны и оказавшееся недолговечным (1909 1917). Его вдохновителем был Эзра Паунд, выпустивший четыре антологии поэтов-имажистов, но в дальнейшем от имажизма отошедший. Эстетика имажистов базировалась на теориях английского философа Т.Э. Хьюма. Имажисты требовали точности изображения и чистоты образа.
20 слайд
Основные черты:
21 слайд
Его зачинатели и теоретики - английский философ Т. Хьюм и американский поэт Э. Паунд. К Имажистам примыкали американские поэтессы Э. Лоуэлл, X. Дулитл, поэты У. К. Уильямс, Дж. Г. Флетчер и английские - Ф. М. Форд, Д. Г. Лоуренс, Р. Олдингтон.
Большинство из них представлены на фотографиях.
22 слайд
Паунд разделял интерес имажистов к японским трехстишиям хайку, казавшимся ему практическим воплощением его тогдашнего поэтического идеала «стихотворения одного образа».
IN A STATION OF THE METRO
The apparition of these faces in the crowd;
Petals on a wet, black bough.
ALBA
As cool as the pale wet leaves
Tof lily-of-the-valley
She lay beside me in the dawn.
На станции метро
Мерцанье призрачное лиц в толпе:
Лепестки на черной мокрой ветке. (Буркин)
Альба
Подобно бледным влажным листьям ландыша,
Холодная, она со мной лежала на заре
24 слайд
Вортицизм представлял собой исключительно английское культурное явление, английским модернизмом, и в равной степени противостоял как импрессионизму, так и классической художественной традиции
В 1914 году несколько английских художников, среди которых были Перси Уиндхем Льюис, Лоуренс Аткинсон, Дэвид Бомберг и поэт Эзра Паунд, создают художественное объединение, основанное на понимании решающей роли индустриального процветания и мегаполисов с будущем европейской цивилизации. Паунд был идейным вдохновителем течения.
Вортицизм боролся с реалистическими тенденциями в живописи, отрицал моральный аспект искусства и настаивал на автономности каждого художественного творения. Вортицисты видели всеобщий прогресс не в скоростных измерениях новых автомобилей и самолётов, а в изменении функциональных структур и внутренней организации общества. Свои работы представители вортицизма рассматривали как свой спор с современной индустриальной цивилизацией, в которой человек чувствует себя пленённым огромными городами и массовыми продукционными производствами. Вортицизм как художественное течение угасло ко времени окончания Первой мировой войны.
25 слайд
Эзра Паунд был большим писателем, филологом, новатором, внес значительный вклад в развитие мировой литературы. Он вошел в историю современной западной литературы как один из столпов модернизма.
Паунд возвел в ранг своего главного творческого принципа умение смотреть на мир чужими глазами, чувствовать через сочувствие других и пытался подкрепить свои эстетические концепции обращением к наследию культур древности и средневековья, в том числе культур Востока.
26 слайд
Хотелось бы закончить нашу сегодняшнюю лекцию строками из так и не законченного произведения Эзры Лумиса Паунда «Кантос». Несколько слов о нем:
Темы, возникающие с самого начала, связаны с Древней Грецией и Римом, с Провансом, идеей героя-изгнанника, с мифом и метаморфозами; в дальнейшем вводятся мотивы, имеющие отношение к истории эпохи Возрождения и к китайской истории, к реформам Леопольда II в Тоскане 18 в. и к биографии Дж.Адамса. В Cantos находят отражение исключительно высокое искусство Паунда как мастера стиха и его неподражаемое чувство поэтического ритма. Это произведение содержит и эскиз его интеллектуальной автобиографии. Так, песни, в которых звучат отголоски идей Конфуция, говорят об усиливающемся интересе Паунда к этому мыслителю. Паунд уделял все большее внимание вопросам распределения денег - определяющим в системе управления обществом. Примерно с 1939 в нем крепнет убеждение, что самый верный путь к пониманию современной истории - это умение обнаружить в ней скрытое противоборство 'между ростовщиками и теми, кто желает трудиться на совесть'.