У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Культурная жизнь в Мавераннахре в IX - X вв

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Культурная жизнь в Мавераннахре в IX - X вв

 С правлением Саманидов связан большой подъем культурной жизни в Хорасане и в Мавераннахре, когда Мерв, Бухара, Самарканд, Ургенч все более приобретали славу культурнейших центров своего времени.

 Выше мы видели, что арабское завоевание и насильственная исламизация Средней Азии привели к победе совершенно чуждого местному населению арабского языка в мусульманском богословии, в официально-чиновничьем мире и в среде персидской, согдийской и хорезмийской аристократии. В аббасидское время в городах почти все население вынуждено было считать себя мусульманином2. Арабский язык применялся не только в проповеди и в молитве, —на нем написано была вся богословская и юридическая литература (фикх), поскольку последняя была неразрывно связана с богословием. В канцеляриях безраздельно господствовал арабский язык. На нем писались все бумаги, и человек, не знавший арабского языка, не мог стать чиновником. Характернее же всего то, что даже местная аристократия, когда-то так сопротивлявшаяся арабам, самим ходом жизни вынуждена была знать арабский язык не хуже своего родного языка ради получения и сохранения привилегированного положения.

 Арабский язык, по настоянию завоевателей-арабов, применялся в культурной жизни и научной работе; на нем писались научные труды.

 Таджикский язык начал отвоевывать себе позиции в литературе только в Х в. Истахри, составивший в 30-х годах Х в. свое географическое сочинение, упоминает, что в Бухаре, наряду с согдийским языком, был еще язык “дари”, под которым и нужно понимать литературный язык саманидского времени.

 Табари отмечает, что еще в первой половине VIII в. во владениях Балха, а также Хутталяна, таджикский языком3, пользовались в качестве литературного. Табари рассказывает, что когда известный арабский наместник Асад ибн Абдулла4 был разбит во время своего похода в Хутталян, местная, повидимому балхская молодежь сочинила насмешливое четверостишие, посвященное бежавшему полководцу. Четверостишие это, включенное в текст Табари, написана на языке “дари”. Этот же язык “дари” был распространен в Хорасане и других областях Ирана. Таджикский литературный язык перенял свой алфавит от арабской письменности, порвав с почти изжитой к тому времени согдийской и пехлевийской письменностью.

 Многие представители согдийской династии покровительствовали литературе, поэзии, наукам, изобразительным искусствам и архитектуре.

 Наиболее оживленным в культурном  отношении городом при саманидах была Бухара. Сам Ибн Сина именно здесь, в одной из книжных лавок, нашел нужное ему сочинение Фараби, которое помогло ему получить ясное представление об учение Аристотеля.

 Славилась саманидская Бухара и своей библиотекой, находившейся в эмирском дворце. Ибн Сина имел возможность работать в этой  библиотеке, получив на то разрешения от эмира Нуха ибн Мансура (976 —гг.) . В своей автобиографии Ибн Сина дает ее краткое описание. Библиотека занимала ряд комнат. В каждой комнате хранились рукописные книги по какой-нибудь специальной отрасли: в одной комнате —по мусульманскому праву, в другой —произведения поэтов и т.д. Хранились рукописные книги в сундуках. Бухарская библиотека имела в то время в Передней Азии только одну соперницу —библиотеку во дворце буидского правителя Адуд ад-Даула (949-983 гг.) в Ширазе, описанную арабским географом Макдиси.

 Ширазская библиотека размещалась в худжрах (комнатах), расположенных вдоль большой библиотечной залы. Как и в Бухаре, рукописные книги здесь группировались по отраслям, каждой из которых отведено было специальное хранилище. Преимущество Ширазской библиотеки состояло в том, что книги хранились здесь на специальных полках,  а не  в сундуках, как  в Бухаре.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru 

2 В городах Мавераннахра имелись и представители других религий - общины христиан манихеев и зороастрийцев, однако они составляли незначительное меньшинство населения.

3 Табари, конечно, не применяет термина “таджикский”.

4 Асад ибн Абдулла дважды был наместником Хорасана, первый раз в 723-727 гг., второй - 735-738 гг.




1. Контрольна робота з дисципліни ldquo;БАНКІВСЬКИЙ ОБЛІК І АУДИТ rdquo; з спеціальності Банківська і ст
2. Автоматизация колонн получения биоэтанола.html
3. А Елеуханова С
4. 150 ОАО БМК Прокатный стан 150 производства фирмы СКЕТ ГДР был введен в эксплуатацию в 1979 г но в связи с бо
5. Латинский язык в истории культуры античного мира
6. тема. Що таке системний аналіз у безпеці життєдіяльності Що таке квантифікація небезпек Що таке т
7. Тема- Роль органов местного самоуправления в регулировании социальной защиты населения в современных услов
8. административнотерриториальное устройство относится к уровню только субъектов Российской Федерации ~ ре
9. Курсовая работа- Жак Неккер
10. Ага-Хан
11. Пристрастие к наркотикам, формирование зависимости
12. тематического института РАН Для нынешней волны централизации капитала характерно объединение уж
13. К проблеме нормы в спортивной медицине
14. Курс на індустрыялізацыю Асаблівасці яе правядзення ў БССР
15. заданием на выполнение проекта Тасис EDRUS 9602
16. Математическое моделирование процесса получения эмульгатора
17. то сверхъестественной силой как это бывает в сновидениях я прошла сквозь закрытые ворота
18. ~леуметтенуді~ этносте ~зіндік ерекшеліктері бар оны екі топ~а біріктіруге болады - витальды биологиялы~.html
19. наслідкових зв'язків кризових явищ в демографічній сфері України 1ОСНОВНІ ВІДОМОСТІ ПРО ПОКАЗНИКИ СТАНУ ЗД
20. 200 г Протокол г