Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

вербункош и его отражение в венгерских рапсодиях

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

№27. Ф. Лист и венгерская музыкальная культура. Стиль «вербункош» и его отражение в венгерских рапсодиях.

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий. Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош. Его особенности:

  1.  Горделивый, страстный, патетический характер;  2. Свободная, импровизационная манера изложения; 3.Острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);  4. Использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе – венгерской (цыганской) гаммы.

Наиболее известное произведение стиля вербункош – знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии. Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности. Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (лашан и фришка).    1 раздел более импровизационного склада, в духе эпического повествования либо в характере палоташа – старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2хдольного;  2 раздел рисует картину народного праздника, пляски-чардаша (очень задорный, темпераментный, зажигательный 2хдольный венгерский танец). Возможно, однако, и большее число контрастных разделов, как, например, в 6-й рапсодии. В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14.

Рапсодия №2, cis-moll. Краткое эпически-повествовательное вступление вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню. I-й, медленный раздел рапсодии – лашан – имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий, а постоянный органный пункт подчеркивает народный колорит. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3хчастной форме. 2-й, быстрый раздел рапсодии – фришка – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff, передающие то затухание, то возобновление танца.




1. Методологія та методика наукових дослідженнь напряму підготовки 8
2. рефератов по философии
3. то определенной цели просто зашел все равно ведь шел мимо
4. Основные понятия и определения
5. Most of them re with us ll our life
6.  Зависимость тока стока I от одного из напряжений U при фиксированной величине второго ~ это- А вольтамперн
7. Методика оценки эффективности реальных инвестиций
8. Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры
9. Основы идеологии белорусского государства Понятие и сущность идеологии
10. вариантная репликация гена
11. ЛЕКЦІЯ 4 Менеджмент і маркетинг фірми
12. Геологическая характеристика проектируемого участка шахтного поля
13. Оценка осведомленности и понимания.
14. Кэ ~ коэффициент эксплуатации Кэ КдКсККрегКр где Кд 1 ~ коэффициент динамической нагрузки
15. Стандартизация и сертификация услуг, их правовые основы
16. і Пропозиції і рекомендації У дійсній дипломній роботі приводжу розрахунок очікуваної економічної е
17. Модель управления конфликтными потоками в классе алгоритмов
18. Норма, образец в русской культуре второй половины XVIII века
19. і Основними принципами виховання Дістервег вважав- природовіповідність культуровідповідність самодіяльн
20. адда~уатуссаляфия часть 18 Беды и невзгоды в свете Ислама И некоторые мольбы защищ