Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ Глава 24 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ О светло светлая и пре

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Глава 24

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Слово о погибели Русской земли», ] 238-1246 гг./

«Слово о погибели Русской земли» неизвестного автора повествует о самом начале исторической трагедии русского народа монголо-татарском нашествии. Иноземное иго длилось более двух с половиной веков, начавшись с разорения Рязани ханом Батыем в 1237 г. И еще двести лет Россия вела изнурительную борьбу с иноземными завоевателями. С середины XIII в. над Русью установилось монголо-татарское владычество. Русские князья вынуждены были совершать длительное и унизительное по своей сути путешествие в Орду для получения ярлыка на право княжения в своих владениях. Первым в Орду в 1242 г. отправился князь Александр Невский. Последнее упоминание о подобном путешествии Василия Косого относится к 1434 г.

В огне пожарищ русский народ понес неисчислимые потери: людские, культурные, хозяйственные. Особенно тяжелый ущерб был причинен городам очагам средневековой культуры. Из известных по археологическим рас-

копкам 74 городов XII—XIII вв. 49 были разорены Батыем, причем в 14 из них жизнь так и не возобновилась. Это, в свою очередь, привело к гибели многих ремеселосновы городской культуры. Истребление и увод в плен массы городских ремесленников, носителей секретов мастерства, подорвали основу экономической жизни Руси. «По целому ряду производств, отмечал Б. А. Рыбаков, мы можем проследить падение или даже полное забвение сложной техники, огрубление и опрощение ремесленной промышленности во второй половине XIII века. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси; в археологическом инвентаре исчезло много предметов, обычных для предшествующей эпохи»*. Так, из обихода исчезли амфоры-корчаги, предметы из стекла, было утрачено искусство перегородчатой эмали, полихромной строительной керамики и пр.

Были сожжены многие села, деревни, что привело к запустению пашен и разорению сельскохозяйственного производства. Чужеземное иго нарушило традиционные торговые пути, резко сократило внешнюю торговлю, привело к экономической и культурной изоляции Руси. Выгодную торговлю заменила тяжелая дань, увозимая в Золотую Орду.

Подрыв материальной основы развития русской культуры и затруднение ее связи с культурой Западной Европы ослабляли развитие практически всех сфер культурной жизни конца XIII—XVI вв. Лишь после битвы на Ку-ликовом поле (1380) стали возрождаться летописание, литература, каменное зодчество, художественная культура. К середине XIV в. в экономике страны наблюдается подъем, были преодолены последствия разрухи сельскохозяйственного производства.

С этого времени началось постепенное объединение русских земель вокруг Москвы, формирование великорусской народности преемницы древнерусской народности. Культура русских земель имела общую историческую основу в древней Руси. Теперь основными центрами развития культуры стали Ростов, Суздаль, Владимир, Новгород, Москва. Вместе с тем сохранявшаяся на

* Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. М. 1948. С. 534.

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гпава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

протяжении XIV—XV вв. феодальная раздробленность выражалась в обособленности культурной жизни отдельных земель и княжеств. И все же постепенное их объединение вокруг Москвы положило начало формированию единой общерусской культуры, национального самосознания русского народа. Не случайно именно с конца XV в. средневековая Русь стала приобретать новое наименование «Россия».

§ 1. Достижения материальной культуры

С середины XIV в. началось возрождение ремесленного производства. Новгород, Москва и ряд других городов стали центрами обработки железа, изготовления военного снаряжения, пушек, колоколов. Производство предметов быта и культа приобрело массовый характер. Весьма разнообразным было изготовление ювелирных изделий, представлявших большую художественную ценность, сосуды, кадила, панагии, ковчеги для хранения мощей, оклады евангелий. В одном только Новгороде в XVI в. насчитывалось свыше 200 мастеров-серебряников.

Уже в 80-х годах XV в. в Москве был организован государственный Пушечный двор, а спустя полвека там же возникла Оружейная палата, в которой производили и хранили дорогое оружие, царские регалии и т. п. С начала XVI в. пушечным делом занимались исключительно русские мастера. Знаменитым мастером был Андрей Чохов, который в 1586 г. отлил на Пушечном дворе знаменитую «Царь-пушку». Железоделательное производство насчитывало десятки специальностей, которые осваивали мастера-кузнецы, звездочники, сабельники, бронни-ки, сковородники, замочники, самопальники и др.

В крупных городах уже с XVII в. наметился процесс массового превращения ремесла в мелкое товарное производство, стали возникать первые мануфактуры. По-прежнему большое внимание уделялось изготовлению оружия, в том числе огнестрельного (пушки, мушкеты, пищали, мортиры, тюфяки). Широко было распространено производство изделий из льна, пеньки, кожи, дерева, традиционные промыслы.

На Руси большое внимание уделялось развитию строительного дела. Возродилось утраченное в эпоху монго-

ло-татарского ига производство кирпича. В конце XV— XVI вв. русские мастера построили ряд крупнейших крепостных сооружений: Московский Кремль, а также кремли во Пскове, Новгороде, Серпухове, Коломне, Астрахани, Казани и других городах. «Ожерельем земли Русской» был назван построенный в конце XVI в. Федором Конем (Савельевым) Смоленский кремль*. Строительная техника в полной мере использовалась при сооружении не только крепостных сооружений, но и других каменных зданий, в первую очередь храмов и монастырей. Но все же преобладающим оставалось деревянное зодчество.

Наиболее традиционным оставались сельскохозяйственное производство и сельскохозяйственная техника. Веками в качестве основных орудий труда земледельца сохранялись борона-«суковатка», разрыхлявшая почву, двузубая соха) деревянный плуг, борона, серп и т. п. Земледелие оставалось главной отраслью хозяйственной деятельности.

Жилье с давних пор являлось не просто местом повседневной жизни, но и центром экономической, хозяйственной жизни семьи. Социальная структура русского средневекового общества опиралась на такую хозяйственную (а также податную) единицу, как двор. В различных документах и летописях постоянно упоминаются «двор», «дворовое место», «дворище» или (по социальной принадлежности): двор царский, боярский, монастырский, подъячий, крестьянский, бобыльский и др.

Двор являлся основным местом жительства семьи, поэтому не было особого различия между сельским и городским дворами. Население посадов изначально занималось не только ремеслом и торговлей, но и содержало скот, разводило сады и огороды. Двор включал определенный набор жилых и хозяйственных построек, часть земли) занятой под сад и огород. «А во дворе хоромы: изба с прирубом) да против клеть на подклети, да сенник на хлеве, да мылна, да сарай, да тын дворовый и с ворот, и овин с ригачем (гумном И. К.)»**. Начиная с XVII в.,

* Изначально кремль представлял собой центральную укрепленную часть русского феодального города. Иначе он назывался детинцем (до XIV в.), городом, градом (до XVII в.). **Цнт. по: Очерки русской культуры XVI века. Ч. 1. М. ,1977. С. 186.

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

дворами стали называться и промышленные заведения: пушечный, хамовный (ткацкий) и др. Для иностранцев и заезжих купцов предназначались Посольский двор (в Москве), гостиные дворы.

Постройки дворов претерпевали порой значительные изменения. Обязательным элементом крестьянского двора была клеть, т. е. неотапливаемая постройка, в которой хранились одежда, посуда, зерно, и изба стандартных размеров площадью около 25 м^ «Изба да клеть» стандартная формула сельского строительства средневековой Руси. Главную часть строений дворов крупных купцов и промышленников составляли громадные амбары для товаров. В крестьянском строительстве XVII в. стали появляться сени, образующие «жилую связь», т. е. систему жилых и хозяйственных построек. В последние стали включаться хлевы, подклеты, бани, погреба, мшаники, сараи, сенники и пр. Крестьянские постройки, особенно в северных районах, объединялись в единый комплекс под одной крышей. Так образовывались «дома-дворы» с жильем на высоком подклете и двором, объединяющем все хозяйственные постройки. Внутреннее убранство крестьянской избы и хором феодалов оставалось традиционным на протяжении многих веков.

Общий рост культуры в XVII в. характеризовался строительством различных хозяйственных построек. Основным звеном двора являлась изба, единственно отапливаемая постройка, где жила семья крестьянина. Уже в XVI в. началось выделение двух основных типов крестьянского жилища. В северных районах стали преобладать избы на подклете, т. е. имеющие подполье, где содержался скот, в центральных и южных районах все еще преобладали наземные избы с земляным полом.

Второй обязательной дворовой постройкой была клеть, служившая одновременно и хозяйственным, и жилым подсобным помещением. Клеть ставилась на дворе для каждой пары молодоженов одной семьи. В свадебном обычае было правило (сохранившееся у крестьян до XX в.), что первую брачную ночь даже лица царского рода должны были проводить в клети. Для повседневной жизни на дворе сооружались сенники (один для просушки снопов), погреб, баня и пр.

Жилой постройкой феодального двора была горница, размещаемая на подклете. Если формула крестьянского

двора «изба да клеть», то для феодального двора она звучала иначе «Горница да повалуша, да меж ими сени». Здесь повалуша это высокая сторожевая оборонительная башня в 2—4 этажа. Двор феодала насчитывал большее число пристроек, нежели у крестьян. И. Е. Забелин так описывает двор боярина Морозова: «Горница на жилом подклете, против- нее повалуша с чердаком, промеж их сени. Позади повалуши горница на глухом подклете с сенми. Приворотная изба, баня, погреб с напо-гребницей, ледник, на нем сушило. Конюшня рубленная, скотный пригон. Около двора городьба острог ставлен... ворота с приворотом».

Каменные жилые постройки стали известны на Руси с XIV в., но были большой редкостью. Они в принципе повторяли планировку деревянных хором, но отличались массивностью стен, сводчатыми потолками и центральным стояком, поддерживающим свод.

Поселения и жилище XVI—XVII вв. претерпевали ряд изменений, однако основные принципы их устройства были традиционны.

Основным фактором изменений в этой сфере материальной культуры явилось становление русского централизованного государства. Главными типами поселений по-прежнему были село и деревня. Освоение новых земель на юге России привело к появлению займищ. Займище это еще не поселение, а участок земли, занятый под пашню или сенокос. Займище превращалось в починок, когда на нем появлялись крестьянский или помещичий двор со всеми постройками. Заброшенное займище превращалось в пустошь. В конце XVI в. многие займища и починки становились крупными селами или деревнями. В XVI в. однодворовые деревни стали практически исчезать. Даже в северо-восточной Руси, где плотность населения традиционно была мала, деревня обычно имела от двух до шести дворов. Крупные деревни в центральной России насчитывали до 40 дворов.

Более крупными поселениями были села, принадлежавшие крупным землевладельцам: феодалам, монастырям и царскому двору. В селах, в отличие от деревень, наблюдалось более глубокое разделение труда, присутствовали различные виды ремесленного труда и промыслов. Причем в селах рост непашенного населения опережал

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

рост пашенных крестьян. Так постепенно складывались элементы городского промышленного производства.

Переходной формой от починков, деревень к городам являлись слободы) которые еще сохранили свои особенности как поселения крестьян и ремесленников, частично освобожденных на срок от феодальных повинностей. К XVI в. такой тип поселения, как погост, постепенно изживал себя. Они либо оказывались заброшенными (в этом случае они становились центрами религиозных обрядов), либо превращались в слободы и города. Так, Вышний Волочек вырос из Никольского погоста Бежецкой пятины.

Русские города вырастали из крепостей, либо на пересечении торговых путей. Уже в XVI в. стал наблюдаться значительный рост городов, чему в значительной степени способствовали централизация русского государства, расширение границ, колонизация и освоение новых земель.

Города как поселения ремесленного и торгового люда представляли собой весьма разнообразную картину: развивались иные древние города, а другие приходили в запустение, возникали города-остроги и города-посады. В XVI в. городом называли, как и прежде, укрепления (собственно городская стена), поселение в целом или же целую область, окружающую город. О числе русских городов можно было говорить со значительной степенью условности. К началу XVII в. их насчитывалось около 230.

Значительное их число это были города-крепости, построенные на вновь присоединенных землях. Города-крепости были поначалу небольшими, рассчитанными на гарнизон. Обычно в центре такого города располагался собор. Рост торговли и промышленности привел к возникновению посадов, поскольку «в городе теснота не-применитая». Некоторые города росли весьма быстро, становясь торговыми и ремесленными центрами или городами-портами, например: Архангельск, Кола, Устюжна.

Крупным городом в XVI—XVII вв. оставался Новгород, население которого составляло свыше 27 тыс. человек. Новгород был одним из ведущих в России центров ремесленного производства. Перепись Новгорода 1678 г. отмечает свыше 60 различных профессий горожан: кузнецы, сапожники, свечники, рыбники, серебряники и др. Первым среди русских городов стала Москва столица

России. К концу XVI в. она насчитывала около 100 тыс. жителей.

В XVI в. началось постепенное отмирание крепости как изначальной и характерной черты города вообще. Однако тенденция к строительству городов-крепостей оставалась преобладающей.

Россия XVII века имела поселения сельского и городского типа, но их названия не соответствовали современным. К примеру, городами назывались поселения с оборонительными укреплениями. К поселениям сельского типа относились крестьянские селения вместе с усадьбами феодалов и характерные для пограничных районов поселения «служилых людей». От многих, ранее содержательных, понятий и обозначений поселений остались лишь выразительные слова. Что же скрывалось за ними изначально?

В лесной зоне европейской части Российского государства за один век сменились три системы расселения. Первая, пришедшая из предшествующего века, погостная. Как и ранее, погост был административным, торговым и религиозным центром общины. В таком селении у торговой площади размещались усадьбы представителей общинной администрации, церковь с дворами духовенства и кладбище. Крестьяне жили в деревнях, разбросанных на много верст от погоста. Будучи малосемейными (1—3—5 семей), деревни кочевали с места на место, что было обусловлено характером земледелия. Места покинутой деревни назывались пустошью. В том случае, когда население вследствие роста численности осваивало новые нераспаханные земли, первая из таких деревень называлась почином. Погостом назывался не только административный центр, но и вся земля общины.

Постепенно деревни становились многосемейными, а погосты стали обрастать крестьянскими усадьбами. Вследствие этого центральное селение стало называться селом, а за погостом осталось обозначение церковной усадьбы и кладбища.

Погостная система сохранялась в северных районах, а в южных частях лесной зоны стала формироваться система сельского поселения. Она была характерна для районов мелкого помещичьего землевладения. Эта система подразделялась на три вида многосемейных селений:

434     _______ IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

деревня без усадьбы феодала и без церкви, сельцо с усадьбой, но без церкви, село с церковью. Все эти три типа поселений тяготели к объединению, что в XVIII в. привело к образованию волостей.

Поселения начинались с односемейных деревень, разрастались с появлением потомства, новых рабочих рук и объединением семейств. Формы поселений, связанные с размещением усадеб и улиц, перепродажей или обменом участков, были самыми различными: нерекрестно-рядо-вая для поселений, расположенных на берегах рек или вдоль торговых трактов, радиально-кольцевая для сел, выросших из погоста, и т. д.*

Третья система поселений была характерна для лесостепного и степного юга России. Эти земли отвоевывались у крымских и ногайских татар тремя волнами переселенцев на протяжении XVI—XVIII вв. К ним относились среднерусские и украинские крестьяне («вольная колонизация»), регулярные московские войска, устанавливавшие засечные черты и селившиеся вдоль них («военная колонизация»), и переселяемые помещичьи и монастырские крестьяне.

У рек (Дон, Хопер и др.) находился городок-крепость, убежище и общинный центр, а от них перпендикулярно реке на десятки и сотни верст узкой полосой тянулись общинные земли (юрты), включающие зимовники (зимние поселения), пастбища, поля и летники (летние полевые станы). Позже, в XVIII—XIX вв., на основе этих поселений появились станицы и хутора.

Города в XVII в. росли преимущественно на основе увеличения численности ремесленно-торговых групп населения. Это были свободные, платившие налоги «посадские люди». Города населяли также бывшие военные«служилые люди», купцы («торговые люди»), духовенство и пр. Крестьянам не полагалось постоянно жить в городах, хотя некоторые из них, занявшись ремеслом и торговлей, постепенно переселялись в города.

Центром города была крепость город в узком смысле (по-старому он еще назывался кремль, кром, детинец). К

* Представить себе внешний облик селений XVII в. можно, обратившись к изданию: Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII в. СПб. 1903.

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

крепости примыкала неукрепленная часть поселенияпосад, где жили посадские, служилые и торговые люди. Оборонительная система города включала центральные усадьбы монастырей и осадные дворы богатых горожан и окрестных феодалов. В свою очередь, посады подразделялись на сотни, слободы, церковные приходы. На городской территории население группировалось строго по сословиям. Большое внимание стало уделяться планировке улиц, размещению усадеб, мерам противопожарной безопасности и очистке улиц.

Новый этап развития городов был связан с эпохой петровских реформ, когда строительство новых городов стало вестись на основе разработки предварительного проекта (первым из таких городов был Таганрог), и переходом к петербургскому этапу истории русского градостроительства.

§ 2. Идейные искания как основа развития духовной культуры. Наука и образование

Объединение русских земель и удельных княжеств вокруг Москвы, формирование централизованного государства, подчиненное идее «собирания Руси», обусловили особенности жизни русского общества XV—XVII вв. и соответствующие направления развития духовной культуры. При всем многообразии идейных исканий, противоборстве религиозной и светской мысли центральным пунктом всех дискуссий было отношение к государству.

Образование централизованного государства на Руси началось в конце XIII в., но этот процесс завершился лишь спустя два столетия. К 80-м годам XV в., в царствование Ивана III, была ликвидирована политическая независимость ряда важнейших русских княжеств и феодальных республик. В 1480 г. пало монголо-татарское иго. Началось образование единого государственного аппарата и формирование основных направлений внешней политики.

В конце XV в. появляется новое название государства Россия, что подтверждалось летописями той поры. Постепенно «российский» стало означать принадлежность к государству, а «русский» к народности, составлявшей

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

основную часть многонационального государства. За годы пребывания Ивана III на великокняжеском престоле (почти 43 года) территория Московского царства возросла в 5 раз. Брак Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI, означал провозглашение Московской Руси преемницей Византийской империи (падение ее связано с овладением турками Константинополем в 1453 г.).

Прежде Русь наследовала от Византии православие, политически оставаясь вполне самостоятельной. Теперь же, как писал Н. И. Костомаров, «когда Византии не стало, возникла мысль, что Греция должна была воплотиться в Руси и Русское государство будет преемственно продолжением Византийского настолько, насколько русская церковь преемственно была костию от костей и плотню от плоти греческой церкви»*. Одним из показателей этой преемственности было принятие двуглавого орла, герба восточной Римской империи, ставшего с тех пор российским гербом.

Тогда же многое на Руси принимает подобие византийского: в придворном обиходе возникает титул царя, было положено начало чиновной иерархии и различных приказов (государственных учреждений). Иван III при содействии Софьи приглашал в Россию итальянских ученых, врачей, архитекторов (Софья воспитывалась во дворце папы римского Сикста IV). Так, Аристотель Фиора-ванти, знаменитый болонский инженер и архитектор, руководил строительством Успенского собора в Московском кремле, ряд других мастеров осуществили строительство стен и башен Кремля, Грановитой палаты и др.

На таком фоне вызревали порой взаимоисключающие друг друга идейные течения, формировавшие духовную культуру молодой России. Дух самодержавия и единовластия, церковная организация нивелировали личность. «В монархических государствах, писал по этому поводу Н. И. Костомаров, приемы и нравы двора всегда перенимаются подданными, преимущественно высшими классами. В Москве, где все уже начали называться холопами государя, такое влияние придворных нравов

* Костомароп II. И. Русская история и жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993. С. 146-147.

было неизбежнее, чем где-нибудь. Это время вообще было эпохою, когда утвердилось всеобщее порабощение, обезличение и крайнее самоунижение русских людей...»* Такое состояние общественной жизни вызвало еретические движения XIV-XVI вв.

Истоки их зарождались непосредственно в народной массе, которая, в силу живучести языческих верований, оказывала всяческое сопротивление христианству и церкви и тем самым порождала разнообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре. Наиболее ярко это проявилось в ересях, выражавших идейную борьбу в рамках религиозного мировоззрения.

Так, в середине XIV в. между тверским епископом Федором Добрым и новгородским архиепископом Василием Каликой возник богословский спор о том, есть ли где-нибудь на земле реально существующий рай. Происходило это за полтора века до кругосветного путешествия Христофора Колумба, который писал о возможном существовании рая где-то в отдаленных от моря областях. Федор Добрый полагал, что рай представляет собой духовное состояние самого человека, тогда как Василий Калика отстаивал присутствие рая на земле, что вполне соответствовало средневековым религиозным представлениям.

Тогда же, в середине XIV в., в Новгороде зародилось еретическое движение так называемых «стригольников», отрицавших роль церкви как посредника между богом и людьми. Согласно стригольникам, церковные служители ничем не отличаются от простых, зараженных всяческими пороками людей («Сии учители пьяницы суть, ядят и пьют с пьяницами»). Отрицая всякую обрядность, стригольники утверждали, что религия доступна восприятию каждого человека и должна быть основана на его разуме, а не на вере в сверхъестественное.

Столь же сложным и противоречивым был спор между иосифлянами и нестяжателями, выражавший разные подходы к отношению церкви к государству. Иосиф Во-лоцкий (1439—1515), основатель и настоятель Волоколамского монастыря, положил начало теоретическому обоснованию идеи «собирания Руси». Он писал, что холопы должны служить со страхом и трепетом царю как

* Костомаров Н. И. Указ соч. С. 178.

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

воспринявшему власть от Бога. Следовательно, царю должны служить все христиане, в том числе и духовенство. Иосиф Волоцкий отстаивал правомерность самостоятельного существования экономически мощной церковной организации, владеющей землями и крестьянами. Современники эту позицию называли стяжательством. Надо отметить, что такая позиция, исходящая из идеи «собирания Руси», оказалась перспективной и даже прогрессивной для создания единого Российского государства.

С того времени православные монастыри стали выступать важным экономическим, политическим и культурным фактором развития российского общества. Так, Волоколамский монастырь являлся со времени его основания в 1479 г. крупным культурным центром. При нем было организовано училище, здесь находилось несколько десятков икон кисти Андрея Рублева и Дионисия, а также большая библиотека. Вообще с той поры «культурная» роль церквей и монастырей, особенно в сельской местности, сохранялась вплоть до начала XX в.

Так, вслед за политическим «собиранием Руси» шел, по словам нашего современника митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, процесс «культурного собирания». Со времени Иосифа Волоцкого «умножались произведения житийной литературы, были созданы обобщающие летописные своды, начали сливаться воедино в общерусской культуре Москвы достижения крупнейших провинциальных школ в области изобразительного, архитектурного, музыкально-певческого, декоративно-прикладного искусства»*.

Оппонентом Иосифа Волоцкого, положившим начало так называемому «иосифлянству», был Нил Сорский (1433—1508). Он проповедовал нестяжание, т. е. «чистую жизнь»: неподвластность духовной жизни светской, а священнослужителей мирским государям. Нил Сорский проповедовал «согласие» человеческого разума с божественным откровением и «очищение» ума от мирских страстей, «нестяжательство». Нестяжатели ратовали за необходимость для монахов добывать средства к жизни своим трудом, а не за счет пользования крестьянским трудом.

* Питирим. Опыт народного духа // Наше наследие. 1988. № 4.

В конечном счете, после серьезного столкновения Иосифа Волоцкого с Нилом Сорским на соборе 1503 г., победила линия «иосифлян», что укрепило позиции церкви и усилило ее влияние на политическую и культурную жизнь России.

У родоначальников этих идейных направлений были свои последователи. Так, под влиянием идей Иосифа Волоцкого в начале XVI в. сложилась теория Филофея Псковского «Москва третий Рим». Согласно этой теории, существовали три мировых центра христианства. Сначала это был Древний Рим, потом Византия. Причем падение Рима связывалось ими с отступлением от истинного христианства, а падение Византии с тем, что она пошла на унию с католической церковью, ввиду чего также изменила христианству и в 1453 г. пала под натиском тур-ков. Москва же не признала Флорентийскую унию и теперь стала мировым центром христианства. Провозгласив московского государя существом богоравным, Фило-фей объявил его единственным наследником римских и византийских императоров.

В свою очередь, последователями Нила Сорского был Вассиан Патрикеев (ум. 1545), потомок древнего княжеского рода, инок Кирилло-Белозерского монастыря. Он был талантливым писателем, публицистом, вдохновенно отстаивавшим идеи нестяжательства. Новая черта его творчества гуманное отношение к праву человека на свободу мысли, в том числе и к праву человека ошибаться. Он утверждал один из наиболее привлекательных принципов православия, определяющий долг каждого христианина, милосердие к людям. Этот гуманистический принцип «высокоумного» инока в плоскости правовых отношений обретал форму императива: не закон должен подчиняться власти, а власть закону.

Однако «абстрактный гуманизм» Вассиана и подвижничество других «высокоумных» еретиков (Максима Грека, Берсеня Беклемишева и др.) после Церковного Собора 1531 г. потерпели окончательное поражение как идейное течение, противоречащее политике усиления великокняжеской власти.

Движение еретиков, помимо того что было направлено на критику церковных авторитетов и официальной церкви в целом, преследовало цель развития рационального

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

знания, перевода иностранных естественнонаучных, математических и философских произведений.

Еретики отрицали наступление «конца света» в 1492 г., когда подходило к концу седьмое тысячелетие официального церковного счета времени от «сотворения мира». Тогда этим годом заканчивались церковные пасхалии календари с указанием дня празднования пасхи. После самому Иосифу Волоцкому пришлось оправдываться, поясняя, что календарные расчеты не способны раскрыть премудрости Бога. Как отмечал Н. И. Костомаров, «глубокое невежество тяготило русский ум уже много веков». Действительно, как можно расценить слова того же Филофея Псковского, который писал о себе, что он «человек сельский и невежа в премудрости, не в Афинах родился, ни у мудрых философов учился, ни с мудрыми философами в беседе не бывал. Учился есмь книгам благодатного закона, чим бо моя грешная душа спасти и избавитися вечного мучения»?* Личность Филофея была очень противоречива: с одной стороны, в своих работах он утверждает первенство Москвы во вселенской церкви как патриот отечества, сторонник идеи «собирания Руси». С другой стороны, он апологет невежества, противник просвещения и образования.

Поскольку официальная церковь свои отношения с государством строила, исходя из идеи «собирания Руси», то она вместе с великокняжеской властью всячески отвергала любые слова и дела еретиков.

Печальная участь постигла Максима Грека, приглашенного в 1518 г. Василием III из афонского Ватопед-ского монастыря для нового перевода Толковой Псалтири, издавна любимой книги русских грамотеев, имевшей в переводе множество непонятных мест. Пропагандируя еретические идеи, направленные на обличение нравов духовенства, Максим Грек впал в немилость и был уже в 1525 г. сослан в монастырь, где и умер в 1556 г.

Другие видные государственные деятели времени Ивана Грозного Сильвестр, Алексей Адашев, Андрей Курбский в своей деятельности утверждали необходимость сближения с Европой и усвоения ее культуры. Уже в сере-

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ           441

дине XVI в. завязались торговые отношения с Англией, оказавшие огромное влияние на развитие русской культуры. Сильвестру приписывается авторство и редактирование «Домостроя» своеобразной энциклопедии домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. Он же, будучи духовником Ивана Грозного, в конце концов подвергся опале и был сослан в Соловецкий монастырь, где судьба свела его с игуменом этого монастыря Филиппом Колычевым, будущим митрополитом. Так сохранилась преемственная связь деятелей духовной культуры.

Ф. Колычев был не только крупным религиозным деятелем, но и выдающимся инженером своего времени, создавшим ряд устройств для переработки продуктов питания, гидротехнические сооружения и разнообразные приспособления для автоматизации строительного дела. Интересен характер его взаимоотношений с Иваном Грозным. Царь настоял на принятии Филиппом митрополичьего сана, однако, несмотря на это благодеяние, Филипп открыто обличал злодеяния Ивана Грозного, отвергал опричнину. Отстаивая принципы христианского гуманизма, митрополит призывал царя сохранять законность и благочестие.

«С тех пор как солнце на небесах сияет, обращался Филипп к царю во время одного из богослужений, не было слышно, чтоб благочестивые цари возмущали так свою державу. Мы здесь приносим бескровную жертву, а ты проливаешь христианскую кровь твоих верных подданных. Доколе в Русской земле будет господствовать беззаконие? У всех народов, и у татар и у язычников, есть закон и правда, только на Руси их нет. Во всем свете есть защита от злых и милосердие, только на Руси не милуют невинных и праведных людей»*. В конечном счете, и Филипп поплатился жизнью за свои идеи, слова и дела, противоречащие духу самодержавия.

Только в XVII в. начался постепенный упадок монопольного влияния официальной церкви на духовную жизнь общества. Церковный раскол, происшедший в середине XVH в., противоборство между раскольниками и старообрядцами отразили зарождающийся кризис средневекового мировоззрения. Подчинение церкви светской

* Цит. по: Сахаров А. М. Муравьев А. В. Очерки русский культуры [X-XVI вв. М., 1962. С. 198.

* Цит. по: Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 301.

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

власти, церковные реформы, проведенные Петром 1, открыли возможности для развития научного знания, светской литературы, для расширения контактов с европейской культурой. В центр идейных исканий в XVII в. начинают помещаться вопросы экономической жизни, светского образования и просвещения.

Рассмотренные выше сюжеты, раскрывающие идейное противоборство в Московском государстве, имели самое непосредственное отношение к развитию естественнонаучного знания и образования. В этих областях самым причудливым образом уживались культуротворчес-каяяроль церкви, монастырей (но только в той части, которая касалась укрепления их авторитета) и негативное отношение ко всему новому, прогрессивному, рационально объяснимому.

О враждебном отношении церкви к знанию ярко свидетельствуют проповеди и поучения самих церковников, распространявшиеся в XVII в. В школьных «прописях» можно было встретить поучения для тех, кто учился читать: «Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости», «не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит». Невежество, негативное отношение к научному знанию, философствованию церковь рассматривала как добродетель, достоинство правоверного христианина. Церковь учила: «Аще кто тя воспросит, веси (знаешь) ли всю философию, ты же ему противо того отве-щай: учился буквам, еллинских (греческих) же борзостей не рекох, риторских астрономов не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывах, философию ни же очима видех, учуся книгам благодатного закона, аще бо можно моя грешная душа очистити от грех»*.

В XVII в. система образования в общегосударственном масштабе давала начальное образование, которое носило церковный характер. Тем самым обеспечивалось решение двуединой задачи усвоение основ грамоты и воспитание христианской нравственности. Так, знание и нравственность не находились в конфликте, а дополняли друг друга в образовательном процессе. Он, в свою очередь, включал чтение, письмо, пение и счет. Помимо этого, давались основы «семи свободных искусств».

* Цит. по: Сахаров А. М., Муравьев А. В. Очерки русской культуры IX-XVH вв. М 1962. С. 283-284.

К середине XVII в. проблема повышения уровня образования, создания высшей школы стала главной проблемой культурной жизни России. Здесь сказалось усиление влияния католической и протестанской культуры, проникавшей в Россию из Польши, Германии, Англии, Швеции и Голландии.

Важным фактором, способствовавшим организации высшего образования, явилось книгопечатание. Начало этому было положено Иваном Федоровым, который в 1563 г. издал первую в России печатную книгу «Апостол». В типографии в Москве печатались первые учебники буквари, часословы, Шестоднев и др.

Попытки организации высшего образования предпринимались еще в годы правления Бориса Годунова, однако первое высшее учебное заведение было открыто в 80-х годах XVII в. Славяно-греко-латинская академия. Основателями ее были греческие иеромонахи братья Иоанн и Спиридон Лихуды. По характеру изучаемых дисциплин Академия была богословской школой, по уровню и объему образования она не уступала западноевропейским университетам. Из стен Академии вышли поэты Ка-рион Истомин и Антиох Кантемир, математик Леонтий Магницкий, медик Петр Постников, основатель русской национальной науки Михаил Васильевич Ломоносов и другие деятели русской культуры.

§ 3. Литература. Живопись. Зодчество

'Первымипамятниками отечественной литературы были летописи. Они представляли собой не простое перечисление сторических событий, а воплощали широкий круг представлений об окружающем человека мире (например, «Повесть временных лет^. Русская летрп.ись являла собой синтетический памятник средневековой культуры, включающий рациональные'знания, нравственные поуче-ни^ фан1а1личес^йё~кьтк1ыслы, акты из жЯ5н'и,нaблю^ дения над природными явлениями и т. д. И поныне ле-тописи остаются__неиссякаемым источником сведений о жизни' наших предков, причудливым образом сочетающим реальное бытие слреданиями, верованиями, художе-ствёнными образами, бредущей темой летописей начиная

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

с XIII в._были борьба против монголо-татарского ига и щ)опо5едь единства Русской земли («Слово о полку Иго-реве», «Задонщина»).

^В^Слове о полку Игopeвe»',^этoм «золотом слове русской литературы» XII выписывается окончившийся поражением поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича в 1185 г. Неизвестный автор посвящает величайшую ^Й^З^ЙЙ^Р поэму не какому-либо победному походу русских князей, каких было немало, а страшному поражению, в котором впервые за всю \ русскую историю князь оказался плененным, а войско ' почти полностью уничтоженным^Неудачный поход в «незнаемую страну» половцев послужил автору поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли* (а ею в те времена называли не только Древнюю Русь, но и русский народ и русское войско)^ для страстного призыва к князьям прекратить раздоры и объединиться для отпора иноземцам- «Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых!» так завершается это \6ессмертное произведение. ^«Слово о полку Игорепе» привлекает ьй^э^ь^ своим

Q^ глубиной и образностью поэтического слова. Сама природа в поэме одухотворена, отзываясь на все происходящее с людьми: животные, деревья, трава, цветы и даже городские стены щедро наделяются автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло, они переживают вместе с героями горе и радостиГ](«Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле Приклонилос^ЦВ полную силу действуют здесь языческие боги, олицетворяющие стихии природы. Белес, покровитель скота, он же дед Бояна, воспевает песнь Игорю. Стрибог, бог ветров, бурь и непогоды, веет стрелами на «храбрые полки Игоревы^От междоусобиц русских князей погибает достояние «Даждьбожа внука» (в поэме внуком Дажбога бога солнца и огня называется русский народ). Дажбог понимался на Руси и как бог света и податель благ. Князь Всеслав в «Слове» «великому Хорсу (другому богу солнца как светила. И. К.) волком" путь перерыскивал». Этот поэтический прием (князь соревнуется с языческим богом на пространствах Русской земли) раскрывает пространство культуры русского человека. Действие «Слова» разворачивается на ог-

ромных географических пространствах. Здесь половецкая степь («страна незнаема») и Западная Двина, Киев и Тму-торокань (как в случае с Всеславом-князем) вся Русская земля введена в круг повествования автора. Он же упоминает множество народов, окружающих ее, вовлеченных в ее историю, немцев и венецианцев, греков и чехов, литовцев, ятвягов и половцев. Время культуры обретает осязаемые черты в стремительном полете Всесла-ва-князя (за ночь «из Киева дорыскивал до петухов Тму-тороканя»). Герои поэмы рыскают волком, перелетают кукушкой, а «по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов». Так, необъятное пространство действия объединяется гиперболической быстротой перемещений в нем действующих лиц. Опоэтизирование природы, на фоне которой развертывается действие «Слова» («кровавые зори свет поведают», «черные тучи с моря идут», «земля гудит», «реки мутно текут», «прах над полями несется» и пр.), в конце поэмы находит завершение. Это строки об увековечивании Игоря:

«Солнце светится на небе,а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае,вьются голоса их через морс до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».

Такая вечная память трагически погибшему герою земли Русской песней охватывает ее границу, а сам герои едет (опять же стремительность движения) по подъему от днепровской пристани к ценгру Киева в церковь Пиро-гощу (по имени иконы «Пирогощей», привезенной на Русь из Византии), т. е. приобщается к лику святых.

«Задонщина», автором которой был «Софоний старец рязанец», появилась в конце XIV в. и посвящена Куликовской битве. Идейно и художественно «Задонщина» была связана со «Словом о полку Игореве», автор которого ратовал за прекращение междоусобицы русских князей. Основной замысел «Задонщины» уже друюй единение Русской земли вокруг Москвы для консолидации сил и освобождения ее от векового монголо-татарского ига. В этом произведении впервые была высказана идея

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

преемственной связи Московской и Киевской Руси, единства исторических судеб русского народа.

С конца XIV в. усилилось влияние религии на литературу и искусство. Писатели и художники той поры стремились обратить внимание на возвышенность психологического состояния человека, приобщенного к религиозной вере, которая противопоставляется повседневности с ее тяготами и заботами. «Чистота», «святость» христианского учения обретали различные формы художественного воздействия, выражавшие во многом неосознанный протест против социальной несправедливости, зависимости от стихий природы, человеческого непостоянства. Это нашло, в частности, выражение в публицистике еретического движения.

Взаимосвязь религиозного сознания и литературы выразилась в зарождении весьма интересного направления художественного творчества в агиографии, «житии святых». Произведения агиографической литературы писались в возвышенном стиле, украшались эпитетами, цветистыми оборотами и выражениями, частыми ссылками на Священное Писание. Известны «Житие» Сергия Радонежского и «Житие» Стефана Пермского, составленные монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием (ум. ок. 1420 г.), который был прозван  Премудрым. Начиная с него в житиях утвердился литературный шаблон описания жизни тою или иного святого: благочестивое детство, любовь к чтению божественных книг, усердное подвижничество и ревность в пропаганде христианской веры, блаженная кончина.

Во второй половине XV в. зарождается сюжетная повесть. Это «Повесть о Петре, царевиче ордынском», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Повесть о Петре и Фев-ронии» и другие произведения подобного жанра. В них описываются исторические события, на которые как бы нанизываются вымышленные литературные сюжеты. По словам Д. С. Лихачева, литература этого периода была «литературой исторических размышлений». В ней отражались, в первую очередь, проблемы создания единого сильного многонационального государства.

Литература этого периода в большей степени, нежели изобразительное искусство или философия, способст-

вовала проникновению светского гуманистического мировоззрения Возрождения на Русь. Так, известна серия статей на естественнонаучные темы «О земном устроении», переведенная с греческого языка во второй половине XV в. Обращает на себя внимание сам характер изложения во многом еще умозрительных сведений. Речь идет об устройстве природы, макрокосмоса, и человека, микрокосма: «Мир из четырех веществ составился: из огня, из воздуха, из земли и из воды. Составлен был и малый мир, то есть человек, из четырех стихий, а именно: из крови, из мокроты, из красной желчи и из черной». На вопрос о том, сколько у души частей, в этом труде дается следующий ответ: «1'ри: словесная, яростная и желающая »^ Есть здесь рассуждение оЬ устроении земли («^емля"^- это желток в середине яйца, а небо и воздухбелок и скорлупа яйца») и об океанской реке, окружающей всю Землю. А источником «той реки являются райские ворота*. Т^гда и шел Макарий Римский, но не смог дадьше идти. Написание нем^^то он\был при^рно в двадцати поприщах\(поп^ище на Руси мера длины, равная примерно 1066 м. И. К.) от рая в те дни»**. Эта книга, как и другие подобного рода (например, «Тайная тайных»), уживались с религиозной литературой и, несмотря на свой архаизм, являлась носителем светского мировоззрения.

Столь же примечательной является написанная в середине XVI в. русским писателем Ермолаем Еразмом (или Ермолаем Прегрешным) «Повесть о Петре и Февронии». Дезр.^ Февроняя полуисторические, полусказочные, полулитературные герои русского средневековья, в описании которых переплетаются и исторические реалии (выпроводив князя Петра и Февронию из Мурома, бояре воссели на «отчий престол»), и человеческая мудрость, вложенная в уста Февронии (своему совратителю она предлагает испить речной воды, сравнив ее с «женским естеством»), агиографическая концовка (Петр и Феврония умирают блаженной смертью: «И, помолившись, предали

* Можно вспомнить здесь кругосветное путешествие X. Колумба, главной целью которого были поиски рая земного.

** Сказания о чудесах. Т 1 Русская фантастика XI—XVI вв / Сост. Ю. М. Медведев М., 1990. С. 137, 138, 142, 147

118_________________IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

они святые свои души в руки Божий месяца июня в 25-й день»).

«Повесть о Петре и Февронии» послужила источником сказаний и легенд и в то же время сама впитала в себя народные сказки о Кощее бессмертном, Василисе Прекрасной, Георгии Победоносце и др. В сюжете «Повести» есть черты, общие с повестью о Тристане и Изольде: в той и в другой девушка исцеляет героя, заболевшего от крови убитого дракона. Каждое из этих произведений является оригинальным, однако общность сюжетов выражала общий ход культурного развития эпохи средневековья и Возрождения.

XVII в. характеризуется распространением демократического, светского начала в литературе и постепенным ее отходом от церковно-нравоучительного направления. Происходило «обмирщение» литературного творчества, что было связано с медленным, но заметным ростом грамотности среди посадских людей, появления слоя приказных людей, занимающих место в государственной иерархии России. В это время стала зарождаться демократическая сатира, выражающая настроения народных масс и отношение к церкви. Впервые церковь, церковные служащие становятся объектом сатиры: «Сказание о куре и лисице» высмеивает лицемерие и стяжательство духовенства. «Служба кабаку» пародирует ритуал всенощного богослужения. «Повесть о бражнике» развенчивает «святых», напоминая каждому из них греховные факты их «житий», известные по «священному писанию». «Повесть о Карпе Сутулове» обличает купца, попа и архимандрита, требовавших любви от нуждающейся в деньгах купеческой жены Татьяны Сутуловой. Эти и аналогичные произведения, выражающие вольномыслие той эпохи, характеризовали начало кризиса средневекового мировоззрения в России XVII в. Сатира обличала церковь, но еще не содержала в себе критику религии в целом, не указывала альтернативы социального развития. Впрочем, сатира не ограничивалась лишь церковной тематикой.

В это же время появились произведения, раскрывающие порядки государственной службы («Повесть о Ше-мякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), нравы зарождающегося дворянства («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Фоме и Еремс»). Литературные произведения

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

посвящаются личной жизни людей, их внутренним переживаниям, любовной драме («Повесть о Тверском отроче монастыря», «Повесть о Савве Грудцыне»). В них можно проследить характерную для литературы XVII в. чертупереход от исторических имен героев к вымышленным, обобщенным образам. Появление собственно литературных, а не исторических, героев было выражением развития демократической литературы, которая расширила галерею персонажей. Теперь это были не только святые, князья, но и «голые и небогатые» люди, представители различных слоев населения. Вместе с тем сочинения наполняются мотивами народного творчества, обрядовыми ритуалами, пословицами и поговорками, что находило выражение в «Повести о Горе-Злочастии», «Повести об Улиании Осорги ной», «Повести о Ерше Ершовиче» и др.

Выдающимся памятником русской литературы XVII в. явилась автобиографическая повесть протопопа Аввакума, описывающая борьбу раскольников и «никониан» (последователей патриарха Никона).

С развитием бытовой реалистической прозы, появлением литературных героев исчерпало себя летописное творчество. Одним из последних памятников его может служить «Новый летописец» (другая его редакция называется «Летопись о новых мятежах»), появившийся около 1630 г. и обосновывавший законность избрания на русский престол династии Романовых. На смену летописям стали появляться наряду с рассмотренными выше произведения собственно исторического характера «Хронографы». «Хронографы» содержали обзоры всемирной истории, международного положения Российского государства, что было подчинено утверждению тезиса «МоскваТретий Рим». Такова была сложная палитра литературного творчества средневековой Руси, в той или иной форме выражавшая идейное противоборство, политические коллизии, мировоззрение русского человека, его ценностные установки, идеалы, стремление к счастью.

XV в. положил начало «золотому веку» русской ж^во-писи. Этот период развития русской культуры связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и др. Феофан Грек в конце XIV в. принес на Русь из Константинополя лучшие традиции византийского искусства,

150__________________IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬ ТУРЫ

органически соединив их с русским искусством. В живописи Феофана Грека получил выражение экспрессивно-эмоциональный стиль русского искусства, присущий литературе этого периода. Его фрескам (до настоящего времени сохранились росписи мастера в церкви Спаса-на-Ильине в Новгороде) присуши высокая одухотворенность человека, сила внутренней эмоциональности, страстная воля к возвышенному и прекрасному. Переехав в Москву, Феофан Грек занялся росписью соборов и теремов великих князей. Сохранились написанные им иконы Благовещенского собора Московского кремля, в том числе так называемый «Деисус» композиция из трех фигур: Христа и молящих его о прощении человеческих грехов Богородицы и Иоанна Предтечи.

Так оформилось в Московской живописи «феофанов-ское направление», которое подготовило творчество Андрея Рублева (1360-1430). По признанию современников, Андрей Рублев был величайшим мастером иконописи (его иконы ценились на вес золота). Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца он расписывал Благовещенский собор в Москве, с Даниилом Черным Успенский собор во Владимире и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.

Для Троицкого собора в 1411 г. им была написана знаменитая «Троица». Сюжетом для иконы явилось распространенное в православной церкви сказание о трех странниках, явившихся библейскому праотцу Аврааму и его жене Сарре. Троица явилась в образе трех странников, красивых юношей. Это ангелы Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. В библейском сюжете выражается идея мира и человеколюбия, нравственного подвига и готовности к самопожертвованию. В творчестве Рублева была преодолена аскетическая традиция византийского искусства и пестрота палитры, присущая новгородской иконописи. «Троица» уже в XIX в. создала Рублеву славу русского Рафаэля, хотя никто из восторженных почитателей мастера не мог видеть подлинной живописи Рублева. Лишь в 1904 г. «Троица» была расчищена от более поздних записей и в 1918 г. окончательно отреставрирована.

Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева было высшей точкой развития живописного искусства времени феодальной раздробленности. Процесс «собирания Ру-

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

си», централизация власти и усиление влияния церкви на идейную и государственную жизнь привели к значительному подчинению искусства официальной идеологии.

Наиболее заметно это выразилось в творчестве Дионисия (1440 г. начало XVI в.). Он завершал целую эпоху, «золотой век» русской живописи. Органическому ее развитию положили конец постановления Стоглавого Собора (1551 г.), принятые при участии Ивана IV Грозного. «Стоглав» канонизировал художественные образы, что остановило творческий процесс, привело к шаблону, ремесленничеству. Искусство стало орудием церкви, а сама церковь оказалась подчиненной целям самодержавия. Строгая регламентация искусства, подчинение его церковным догмам и канонам вели к стиранию индивидуальных особенностей творчества и стандартизации художественных приемов, что стало характерно для Дионисия и последующих поколений мастеров.

«Подобает бо быти живописцу, читаем в «Стоглаве», смирну и кротку, благовейну, не празднословцу, ни смехотворцу, ни сварливу, ни завистливу, ни пьяницы, ни убийцы (то есть драчуну. И. К.), но же всего хранити чистоту душевную и телесную со всяким опасением». Здесь же предлагается писать иконы по старинным образцам, «како греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы... а от своего замышления ничтоже предворяти»*.

И все же необходимо отметить, что XIV— XVI вв. были связаны со многими начинаниями в области материальной и духовной культуры, в политической жизни России. Это время, как полагает М. Н. Тихомиров, «мы могли бы назвать временем возрождения Русской земли, если бы под словом «возрождение» не понималось обычно то, что называется Ренессансом... Строго говоря, толковать о Ренессансе на Руси нельзя, хотя некоторые памятники русского искусства, главным образом живопись и иконопись, тесным образом связаны с тем возрождением искусства, которое наблюдалось в Западной Европе»**.

На рубеже XIV—XV веков русское каменное зодчество было проникнуто идеями великого подвига объединением

* Стоглав. СП6, 1863. С. 128. ** Тихомиров М. Н. Русская культура X-XVIII веков. М., 1968. С. 242.

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 24. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Руси и ликвидации монголо-татарского ига. Идея «собирания Руси» получила воплощение в перестройке Московского Кремля. Оформившийся к началу XVI в. высокохудожественный, оригинальный ансамбль кремлевских строений являлся образцом для многих городских и монастырских сооружений в России вплоть до конца XVII в. Главным зданием Московского Кремля и всего Московского государства явился Успенский собор, перестроенный после разрушения неудачно заложенного и рухнувшего в 1472 г., итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти в 1475—1479 гг. Десятилетие спустя здесь же был возведен Благовещенский собор, псковскими мастерами и итальянскими Грановитая палата (названная так по «бриллиантовому» русту наружных стен белого камня). В начале XVI в. на Соборной площади Кремля были построены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских великих князей, а позднее и царей, и колокольня Ивана Великого.

Выдающимся достижением русского зодчества XVI столетия стала шатровая архитектура. Начало этому архитектурному стилю было положено при строительстве Спас-Андроникова монастыря и Успенского Старицкого монастыря. В память принятия Иваном Грозным царского титула в селе Дьяково был возведен храм Иоанна Предтечи, центральный столпообразный объем которого был окружен четырьмя столповидными же приделами.

Наиболее совершенным памятником шатрового зодчества явился собор Василия Блаженного, построенный в 1555—1561 гг. в честь взятия Казани. Храм Покрова окружен десятью приделами, каждый из которых был приурочен к различным событиям библейской тематики и государственного характера. Живописность собора была основана, в первую очередь, на асимметричности его композиции. В центре размещен объединяющий всю композицию шатровый храм Покрова; по странам света расположены приделы. Между башнями и храмами-приделами стоят «посадские» храмики с апсидами. Этот собор явился редкостным памятником архитектурной фантазии русских зодчих (ими были Барма и Постник). Шатровая архитектурная форма получила распространение по всей России, ассимилируя традиции местных «архитектурных школ».

XVII в. охарактеризовался переосмыслением древней трактовки крестово-купольного храма как символического отражения мироздания. Как писал М. А. Ильин, она «была переосмыслена в «дом божий», который, естественно, должен был быть богаче, замысловатее, красивее, чем самое представительное жилище человека, будь то даже царский дворец»*. В архитектуре этого века намечаются новые тенденции: рождаются и постепенно начинают преобладать светские мотивы, художественные приемы и формы. К концу века «дом божий» все более создается не во славу божества, а во славу заказчика («зданные храмы щедрую руку прославляют»).

К концу XVII в. появляются каменные светские здания, свидетельствующие о расширении среды людей (купцы, посадские люди), выдвигавших свои представления о прекрасном и их воплощении в зодчестве.

Завершающим в архитектуре XVII в. явился стиль «русского барокко», в котором нашли выражение принципы создания единого по стилю и декоративным формам ансамбля. Эти принципы определяли «регулярность» архитектурных построек, образующих соответствующий ансамбль, по направляющим осям, по единству приемов убранства. Таков был, например. Новодевичий монастырь в Москве, объединяющий шестиярусную колокольню, по оси которой размещались древний собор, трапезная, над-вратные храмы.

Русская культура последней четверти XVII в. вступает в новый этап своего развития, связанный с преобразованиями Петра 1 и продолжающийся в XVIII в. Она формировалась и развивалась как национальная культура, которая унаследовала и трансформировала традиции средневековой русской культуры и в значительной степени, нежели в предшествующий период, стала воспринимать многие направления европейской культуры.

* Очерки русской культуры XVII века. Ч. 2. Духовная культура / Под ред. А. В. Арциховского. М., 1979. С. 170.




1. 2015 годы Отчетный период 2012 год Этап реализации
2. Договор о патентной кооперации
3. Укажите основные этапы диагностического процесса- сбор анамнеза; клиническое обследова
4. Металлургия ~ндірісін автоматтандыру п~ні бойынша 050709 Металлургия маманды~ыны~ студенттері ~шін ем
5. Мой город Фамилия имя отчество обучающегося полностью Класс
6. Контрольная работа состоит из введения теоретического вопроса практической части заключения и списка испо
7. Метафизика Канта Некоторые положения
8. ИНТОКСИКАЦИИ РТУТЬЮ И МАРГАНЦЕМ Указать ПДК для ртути в воздухе рабочих помещений Указать 4 произ
9. Тема 5 Тема 7 Управление капиталом Политика формирования собственных финансовых ресурсов При
10. Тема 4 Соціальна складова нової парадигми регіонального розвитку
11. Русская правда.1
12. Лекція 6 Методи соціальної роботи Досягнення успіху соціальноекономічного розвитку держави сьогодні мо
13. Проблемы человеческой деятельности
14. реферата присутствуют две крайности
15. Лекция 1 ~ Петр I преобразование традиционного общества в России
16. Абылай хан 2013г Виды клубных карт V
17. Деятельность педагога дополнительного образования
18. Македония г. Салоники.
19. Образ атлета в греческой скульптуре
20. Философия Платона, ее объективный идеалистический характер