Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
№5
Антицерковная мысль в древнекиевский период: двоеверие, ереси, волхвистское сопротивление.
Двоеверие. Несмотря на официальное принятие Русью христианства, традиционная вера и не собиралась умирать. Как писал иеромонах Иоанн (Кологривов), "имена языческих богов и самая память о них были вырваны из русской души, но христианству тем не менее не всегда удавалось укоренить в ней свои догматы и верования. Евангельское учение и древние языческие представления расположились одно над другими, и это положение не
исчезло до наших дней. Не только языческие обряды народ кое-где сохранил, но и самый дух многобожия под христианскою внешностью; или, говоря еще яснее, русское народное христианство представляет собою некое языческое христианство, где многобожие представлено верованиями, а христианство культом". Язычество долгое время открыто сопротивлялось христианизации, а будучи наконец побеждено и уступив важнейшие позиции, попрежнему наполняло "низкие", бытовые уровни народной жизни, благополучно сосуществуя с христианством, деля с ним сферы влияния и постепенно сливаясь в единое мировоззрение, называемое в науке вслед за средневековыми церковными авторами "двоеверием". Известно, например, что в Новгороде церковь св.?Власия стояла на Волосовой улице, а святой в ней был изображен на иконе в окружении скота (ср. "скотья бога" Волоса). Таких примеров можно было бы привести немало. Большинство христианских праздников сохранили название языческих: русальная неделя, радоница, Купало и т.д. Упоминание о бурных празднествах Ивана-Купало есть и в Стоглаве, и на страницах Псковской летописи 16в., и в других источниках. Священнослужители в один голос жалуются на "сатанинские песни и пляски", пьянство, оргии и прочие "богомерзкие" дела. О каком мировоззрение русского народа можно говорить, - когда в названии праздника, летнего солнцестояния, спокойно сочетается названия бога языческой религии - Купалы и христианского святого - И.Крестителя? Еще один характерный момент это языческий образ солнца, который стал использоваться в символике православной церкви. Обо всем этом можно говорить очень и очень много.
Ереси. Из общехристианских ересей в Древней Руси было наиболее заметно влияние арианства и его различных идейных установок. Учение александрийского священника Ария (умер в 336 г.) характеризуется стремлением к рациональному, логически последовательному разъяснению тайны св. Троицы и сведению христианства к "строгому" монотеизму. Главным выводом Ария был тезис о предвечности только Бога-Отца, т.е. фактически удалялась центральная идея христианства - идея Богочеловечества. Сын и Дух признавались сотворенными ("из
не сущих" , хотя и были сотворены до создания вселенной и участвовали в миротворении
Волхвистское сопротивление. С распространением христианства в Руси волхвы оказали сопротивление церкви, которая немедленно начала принимать против них меры. Первоначальная летопись, многократно упоминающая о волхвах, дает любопытный рассказ о столкновении волхвов в Ростовской обл. с княжеской властью (1071); в том же году в Новгороде волхвы привлекли на свою сторону весь народ, который возмутился против епископа, восстание было усмирено хитростью. После окончательного торжества христианства за волхвами сохранилось
только значение кудесников, служителей дьявола, лиц, обладающих оккультными средствами для предугадывания будущего, указания местонахождения потерянных или украденных вещей, насылания болезней и т.п. Дают следующее определение деятельности волхвов: "чародеи и волхвы, написующе бесовская имена, дают их простым людям, повелевающе им тоя имена носити; иногда же и на ядь какову написующе или над питием именующе дают та снедати простой чади". Церковь не перестает принимать репрессивные меры против волхвов. Она лишает их причастия, даже отлучает приходящих к волхвам от церкви и т.п. Иногда эти меры еще более суровы. Так, в 1227 в Новгороде власти приказали сжечь четырех волхвов. Поучения Серапиона Владимирского показывают, что порою и сам народ расправлялся с волхвами, видя в их деятельности причину всяких несчастий