Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

европейская идея приобрела после окончания Первой мировой войны

Работа добавлена на сайт samzan.net:


7. Европейская идея в период между двумя мировыми войнами

Европейская идея» занимала умы выдающихся философов, политиков, общественных деятелей и ученых Старого Света не одно столетие. Особую актуальность «европейская идея» приобрела после окончания Первой мировой войны. И неудивительно: война резко поколебала ведущую роль Западной Европы, вызвав к жизни концепцию «Единой Европы», главной целью которой стало сохранение позиций Старого Света на мировой арене. В период между двумя мировыми войнами эти идеи были представлены сразу в нескольких вариантах. Можно упомянуть и панъевропейское движение во главе с Р. Куденхове-Калерги и А. Брианом, и концепции, исходившие в первой половине 30-х годов XX века непосредственно из колыбели европейской цивилизации «вечного города» Рима.

В 1922 году Рихард Куденхове-Калерги выдвинул программу объединения Европы и создания пан-Европы, а в 1923 году в Вене вышло издание главного труда его жизни - книга «Пан-Европа». Выдвигаемый автором принцип был гениально прост – Европа должна объединиться политически и экономически, невзирая на границы отдельных национальных государств. Только так она сможет противостоять всем внутренним и внешним силам, стремящимся к ее порабощению и развязыванию новых конфликтов.

Для того чтобы жить в мире, не достаточно созывать мирные конференции или полагаться на соблюдение международного права. Необходимо встать на путь создания таких политических, хозяйственных и ценностных связей национальных государств, которые сделают практически невозможными военные конфликты между ними. При этом автор имел в виду не формальное, бюрократическое или, тем более, насильственное объединение европейских стран, а объединение на основе географических и геополитических реалий, опирающееся на добрую волю равноправных народов. Таким образом, основой панъевропейского проекта явилось свободное политическое волеизъявление европейских народов, и всю свою жизнь Рихард Куденхове-Калерги работал над развитием панъевропейского движения как общественной организации, работающей над решением задач интеграции на местах. Институциональная структура конфедерации должна была включать представительный, исполнительный и административные оpгaны. Высшая представительная инстанция — Европейская конференция включала бы представителей правительств участвующих стран.

Предусматривалась ежегодная ротация председательства на конференции. Из числа делегатов должен был формироваться исполнительный Европейский комитет.

Основные принципы конфедерации:

• приоритет военной безопасности и политического союза по принципу гибкой федерации, которая гарантировала бы независимость и национальный "суверенитет каждого государства и участника и одновременно обеспечивала бы всем преимущества коллективной солидарности;

• создание общего рынка, рациональная организация производства и обращения в Европе, прогрессивная либерализация движения товаров.

Кроме того, панъевропейский проект был основан на определенных экономических принципах: необходимости преодоления экономического эгоизма национальных государств и установления сотрудничества в рамках общего рынка и свободной торговли.

И, наконец, а правильнее сказать, прежде всего, объединение Европы, по мысли Куденхове-Калерги, имело шансы на успех только в том случае, если оно строилось на фундаменте общей культуры и экономики. Автор работы отмечает, что Европу объединяет христианская религия, европейская наука, искусство и культура, в основе которых лежат христиано-эллинские начала. Именно поэтому первым символом панъевропейского движения стал красный христианский крест на желтом фоне, символизирующий эллинское солнце, греческую мудрость. Сразу же после публикации книги Куденхове-Калерги основал панъевропейское движение, начальный этап развития которого увенчался созывом Первого панъевропейского конгресса, состоявшегося в 1926 году в Вене. В 1925 году главный офис Панъевропейского союза переехал в венский Хофбург.

В октябре 1926 года Панъевропейский союз был учрежден в Чехословакии. В него вошли чехословацкая и немецкая секции, общий президиум которых возглавил Вацлав Шустер, бывший секретарь министерства торговли. В Чехословакии Панъевропейский союз успешно развивался, достигнув наибольших успехов в 1929-1930 годы, ознаменовавшиеся выходом Панъевропейского меморандума французского политика Аристида Бриана . В это же время в Праге читал лекции премьер-министр Франции Эррио , при участии Рихарда Куденхове-Калерги и Эдварда Бенеша. В этот период Рихард Куденхове-Калерги являлся гражданином Чехословакии и поддерживал дружеские взаимоотношения с президентом страны Т.Г. Масариком и министром Эдвардом Бенешом. После аншлюса Австрии, в марте 1938 года, секретариат Панъевропейского союза в Вене был закрыт, его архивы арестованы, а Рихарду пришлось бежать через Чехословакию в Швейцарию, и позднее – в США. После войны архивы панъевропейского движения попали в Москву, где находятся по сей день. Эти документы проделали любопытный путь: из Вены нацисты вывезли их в Берлин, а оттуда в замок Альтхорн в Нижней Силезии, где в 1945 году они и попали в руки Красной Армии. После этого документы были перевезены в Москву, в Особый архив Министерства обороны, служивший складом военных трофеев.

Политический и экономический хаос межвоенной Европы был, по мнению Куденхов-Калерги, вызван, прежде всего, разрушением христианской морали, европейской культуры и духовной общности. По его мысли, европеизм основывается на общей географии, истории и культуре. Именно поэтому такое большое внимание он уделял созданию панъевропейских символов, органов, организаций и т.д. В тридцатые годы Куденхове-Калерги первым предложил ввести европейский флаг, европейский гимн, День Европы, а еще в 1924 году – европейскую валюту, Европейский центральный банк, европейский паспорт, а позднее и Европейскую академию, которая должна была размещаться в Праге. Он также выдвинул идею единой Европейской политической партии, европейского референдума, европейских вооруженных сил, европейской конституции, общей внешней политики и политики безопасности. Конечно, его идеи были реализованы лишь после Второй мировой войны в рамках процесса объединения Европы, и не удивительно, что Европейский Союз считает Рихарда Куденхове-Калерги одним из своих наиболее выдающихся духовных прародителей.

Начавшаяся вскоре Вторая мировая война в очередной раз положила конец поискам европейского согласия. Однако на этот раз «европейская идея» не была парализована военными действиями. С одной стороны, большая часть Европы была насильственно объединена в рамках «третьего рейха». Гитлеровские идеологи пытались мобилизовать поддержку населения покоренных ими стран под лозунгом коллективного сопротивления «азиатскому большевизму» и хищному англо-американскому империализму. С другой стороны, в русле освободительной борьбы народов против фашизма слились воедино патриотизм и европеизм, возникли идейные течения, которые противопоставляли Европе принудительного труда и концентрационных лагерей идею демократической объединенной Европы. Среди тех, кто в огне войны выковывал программу достижения европейского согласия, были итальянцы Альтеро Спинелли и Эрнесто Росси, француз Леон Блюм, бельгиец Поль-Анри Спаак. Благодаря их усилиям «европейская идея» приблизилась наконец к своему практическому осуществлению.

Выбор Италии не случаен. Итальянская традиция, сначала древнеримская, а впоследствии католическая, носила во многом космополитический характер. В годы Первой мировой войны в Италии сложилась идеология и движение революционного «интервенционизма», которое объединило сторонников вступления Италии в войну на стороне Антанты во имя создания «единой демократической Европы». 23 января 1915 года в рамках этого процесса в Милане состоялось собрание, на котором был создан «Союз (фаши) революционного действия». Возглавил его Бенито Муссолини. В первой половине 1920-х годов фашизм — невиданный ранее вариант государственной формации — окончательно утвердился в Италии. Заметим, что в это время классический итальянский фашизм еще не успел дискредитировать себя агрессивным характером внешней политики и союзом с национал-социалистской Германией. Поэтому нет ничего удивительного в том, что уже в первой половине 1930-х годов глава Италии (дуче) Б. Муссолини предложил Старому Свету свой, фашистский вариант европеизма, который был приспособлен к условиям существовавшей Версальской системы и обладал известной привлекательностью. Отметим также, что Муссолини пытался реализовать свои идеи не только с помощью инструментов обычной дипломатии, но путем «мягкой силы».

Итальянский диктатор выступил с рядом новаторских внешнеполитических инициатив, направленных на интеграцию стран Западной Европы (в выгодном фашизму варианте, разумеется). В Италии, несмотря на националистический характер пропаганды, разрабатывались проекты реальной европейской интеграции — экономического объединения стран юго-восточной Европы под своей эгидой. В наиболее концентрированном виде идеи Муссолини получили развитие в «пакте четырех» — политическом альянсе Италии, Англии, Франции и Германии. Однако его родной брат и ближайший советник Арнальдо Муссолини уже в октябре 1930 года говорил: «Фашистский дух — в качестве сущности новой цивилизации — универсален. Он основывается на трилогии: власть (авторитет), порядок и справедливость. Нестабильная и неспокойная Европа, раздираемая внутренними разногласиями, не может найти спасение, кроме как в новом порядке.

В это же время один из главных популяризаторов фашистской идеологии П. Орано писал: «Италия Муссолини подобна Риму времен Цезарей и может быть преемницей в Европе и во всем мире». Теперь в высказываниях итальянского диктатора все чаще стала звучать мысль об «исторической неизбежности» распространения фашизма на весь мир. Наконец, 27 октября 1930 года Муссолини заявил «Я утверждаю, что фашизм в своей идее, доктрине, осуществлении универсален. Поэтому можно предвидеть фашистскую Европу, Европу следующую в своих учреждениях доктрине и практике фашизма». Подобные идеи получили свое законченное оформление в доктрине «универсального фашизма», которая подразумевала политику добровольного приобщения европейских государств к фашистской практике государственного строительства. Первым шагом на этом пути стали усилия в рамках публичной дипломатии — создание международной неправительственной фашистской организации, некой структуры, которая координировала бы деятельность европейских фашистских движений, Фашистского интернационала.

Вдохновителями и создателями Фашистского интернационала стали министр корпораций Италии Дж. Боттаи и публицист, основатель ряда фашистских журналов А. Гравелли. В своих работах Гравелли неоднократно призывал к созданию «Единой Европы» — «католическо-романской», «латинской и фашистской», «Европы, руководимой Римом».

В целом, в начале 1930-х годов перспектива объединения европейских фашистов под главенством Рима выглядела все более реальной. Но в тот момент, когда в Италии уже собирались перейти от теории к практике, произошло событие, которому суждено было стать поистине судьбоносным для реализации амбициозных планов Муссолини, да и для всей европейской истории в целом.

В январе 1933 года к власти в Германии пришла национал-социалистская партия Адольфа Гитлера. И хотя официально дуче приветствовал победу нацистов, свидетельствовавшую о торжестве международного фашизма, на самом деле появление Третьего рейха спутало все карты итальянскому диктатору. Идея об универсальности римского опыта была поставлена под сомнение, ведь ключевые доктрины германского варианта фашизма значительно отличались от «классического» собрата итальянского розлива, который, кстати, в значительно большей степени принадлежал европейской традиции, нежели языческий немецкий нацизм. В самой Италии притязания нацистов на лидерство в мировом фашизме, о чем в Берлине поспешили заявить, вызвали серьезную озабоченность. Не желая терять инициативу, уже через несколько месяцев после прихода Гитлера к власти, дуче перешел в наступление. В июне 1933 года по личной инициативе Муссолини были созданы «Комитеты действия за универсализацию опыта Рима» (КАУР) — организационное «тело» для реализации идей «универсального фашизма». Главной целью КАУР стала консолидация различных фашистских групп (в первую очередь, молодежных) в рамках самой ПНФ, а также пропаганда фашистских идей за рубежом. Характерно, однако, что, стремясь контролировать деятельность европейских фашистских движений, Рим искусно использовал элементы «мягкой силы». Так, обхаживая иностранных фашистов, итальянские идеологи гарантировали независимость и целость их стран, а ключевой теорией, призванной спасти Европу от кризиса, объявлялась теория корпоративного государства, доказавшая свою успешность и жизнеспособность на итальянском примере. Наконец, во главу угла ставилась идея об универсальной, христианской сущности нового порядка, отвергавшей теорию расового превосходства одних государств над другими в Европе.

«Каждая нация будет иметь «свой» фашизм, то есть фашизм, приспособленный к особым условиям определенной нации», — говорил Муссолини. — Не будет фашизма, который можно экспортировать в готовой форме, но будет комплекс учений, методов и особенно достижений, которые постепенно охватят все государства Европы и явятся новым фактом в истории цивилизации». В декабре 1934 года в швейцарском городе Монтрё итальянские власти организовали Всеевропейский фашистский конгресс. Европейский фашизм в Монтрё представляли партийные лидеры из 13 стран (Франции, Бельгии, Нидерландов, Австрии, Португалии, Испании, Ирландии, Норвегии и др.). Главной задачей конгресса было создание Фашистского интернационала. Однако на практике выяснилось, что для реализации этой задачи у фашистской Италии просто не было необходимых ресурсов и рычагов влияния. Муссолини были нужны сильные союзники. И, как не прискорбно это было для дуче, единственным возможным союзником могла стать только национал-социалистская Германия. Уже в конце 1936 года большинство фашистских иерархов во главе с самими Муссолини твердо стояли на позициях итало-германского альянса — «Оси Рим-Берлин», которая, якобы, и должна была консолидировать Европу. На место «универсальному фашизму» Италии пришел «коричневый интернационал» Третьего рейха. Именно национал-социалистическая Германия сумела изобразить свою борьбу против большевизма как транснациональную задачу. Европейские фашисты преклонялись перед силой; и такой силой в конце 1930-х годов стал именно Третий рейх Гитлера. «Мягкий» вариант объединения Европы уступил место насильственной инкорпорации западноевропейских стран в состав германского Рейха.




1. Товар и продукция
2. Тема занятия- Каша ~ матушка наша
3. Психология публичных выступлений
4. Початок Першої світової війни
5. Екіпаж повітряного судна складається з осіб льотного складу до якого належать особи льотного екіпажу та е
6. Кооперация в условиях НЕПа
7. .Оценка тормозной динамичности транспортных средств Серьезной проблемой является обеспечение безопасн
8. НИРМАЛА 2014 г Пуджа шри Ганеше Берлин.
9. тема массовых коммуникаций на предприятии Субъекты рыночных сетей представляют собой системы состоящие и
10. Иммунитет при вирусном гепатите маркеры вирусного гепатита и их характеристика
11. тема валютного регулирования в России
12. Станок снабжён поворотным верхним столом что даёт также возможность производить на нём шлифование пологи
13. Отставка Правительства и его членов как мера конституционно-правовой ответственности
14. тема массового обслуживания при ремонте оборудования ~ это математическая модель описывающая последовател
15. Зеркало для Лондона и Англии 1592 г
16. Строение древесины хвойных пород Древесина хвойных пород имеет довольно простое и однообразное строение
17. Бром1
18. в два часа дня Он проснулся десять минут назад но Карме хватило этого времени для преподнесения подарка
19. Григорий Кантор
20. Тема 11 1 Английский уголовный процесс считается классическим процессом эпохи капитализма поск