Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча
Икона. I треть XIII века. ГТГ
Дерево, левкас, темпера. 61,5 х 146,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № ДР-1191
Место создания Владимиро-Суздальская Русь (?), Россия
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение». Более точное именование «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса).
Иконография «Деисуса» чрезвычайно распространена в византийском православном мире. Посредине Спаситель в образе Христа-Вседержителя (Пантократора), справа от него в молитвенной позе Богородица, слева Иоанн Предтеча. Это так называемый «малый деисус»; со временем деисусный ряд разрастал за счет архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгий и Дмитрий Солунский, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые преподобные, святители, благоверные. В Деисусе нашло воплощение одно из основных содержаний и целей Земной Церкви посредническое заступничество избранных святых за людской род перед Царем Небесным ради снискания Его милости.
На рубеже XIV-XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.
Представляемый на нашем сайде «Деисус» самый ранний из дошедших от Киевской Руси до нашего времени. До того как эта икона попала в Третьяковскую галерею, она находилась в Успенского собора Московского Кремля, где помещалась над гробницей митрополита Филиппа . По мнению В.Н.Лазарева, икона могла быть перенесена в кафедральный собор из Владимира в 1518, когда в Москву переносили многие местночтимые образа в том числе и «Спас Эммануил с архангелами» (Конец XII в. ГТГ).
О.С. Попова допускает, что ««Деисус» возник, как и «Успение», в Новгороде, ибо тип и образ Христа в них очень похож. Однако это предположение совсем не обязательно, отмечает исследовательница, так как общий в них образ просто может восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе в Новгороде или другом русском княжестве, но «Деисус» создан на Руси в начале XIII в. В нем мало специфически русской выразительности и каких-либо особых местных примет стиля. Его письмо близко той живописи, что покрыла стены Студеницкой церкви» (Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство. Художественная культура X - первой половины ХIII века. М., 1988. С.231-232.). Известно, что церковь Богородицы (1208-1209) в Студенице (Сербия) была расписана греческими фрескистами, очевидно, из константинопольских монастырских мастерских .
«Деисус» по смысловому содержанию связан с алтарной частью храма, потому вполне возможно, что икона в начальный период своего существования находилась в алтарном пространстве и, не исключено, возвышалась на архитраве алтарной преграды.
В оплечном «Деисусе» из Третьяковской галереи Спас выписан фронтально. На Нем красно-коричневый хитон, с черной обводкой по вороту и черной разделкой складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. Изображение Спаса имеет значительные повреждения. В некоторых местах утрачен красочный слой вместе с левкасом до доски. По всему лику видны тонировочные пятна.
Лучше всего сохранился лик Богоматери. Ее Образ, созданный на этой иконе, занимает особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди сохранившихся домонгольских памятниках. О.С. Попова находит, что «самое близкое ему изображение настолпная фреска «Богоматерь Студеницкая» .
Особенно выразителен лик Предтечи пророка, аскета, изможденного пустынника с нервным изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько направлен в глубь самого себя. Обострение физиогномики черт и одновременная скрытость приемов письма усиливают выразительность образа. Это один из характерных иконных типов комниновского периода, который к начале XIII века уже выглядел старомодным .
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/