Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Билет №7. Царская власть и её специфика в цивилизациях древности.
Хронологические рамки: кон. IV-вторая пол. I тыс. до н.э.
Географические рамки: Древний Восток: Египет (долина и дельта реки Нил), Месопотамия (бассейны рек Тигр и Евфрат территории от Персидского залива до гор Восточной Анатолии) Индия (Индо-Гангская равнина и Индийский полуостров), Китай (долина рек Хуанхэ и Янцзы).
Восходившая к древнейшей и абсолютно преобладающей системе социальных ценностей триада (престиж авторитет власть) привела со временем к сложению авторитарного института наследственной власти сакрализованного вождяцаря в протогосударствах. Далее трансформация в демократию (Греция) или деспотическую монархию. Деспотизм присущ тем структурам, где нет собственности. Характерная черта царской власти редистрибуция (власть, имеющая право распоряжаться общественным достоянием, собственность функция власти и владения). Феномен власти-собственности в странах Востока (помимо Античного мира).
Египет: Раннее царство (XXXI XXIX вв. до н.э.) царь единоличный правитель, подчинивший себе номовые органы власти военачальников, имеет военные полномочия , но никогда лично не участвует в войне, выполняет функции верховного жреца, руководит государственно-храмовыми хозяйствами, управляет экономич. жизнью своего государства, совершает регулярные объезды своей страны с целью сбора «дани» и посещения культовых мест храмов. Власть передаётся по наследству. Сакральный характер власти (царь земное проявление бога Хора или Сета), появление царского культа, строительство гробниц.
Древнее (Старое) царство (XXVIII XXIII вв. до н.э.) власть царя божественна (царь равен богу), достигает пика при вступлении на престол, истощается со временем, восстанавливается благодаря обряду хеб-седа. Введение титулов («царь Верхнего и Нижнего Египта») свидетельство представлений древних о царе и его роли в мироздании. Начало строительства пирамид. Максимальная централизация Египетского государства под властью царя. Титул «фараон».
I Переходный период (XXII XXI вв. до н.э.) и Среднее царство (сер. XXI XVIII вв. до н.э.) «Поучение царю Мерикара»: обязанности царя перед богами (наполнение жертвенников, поддержание храмов), усопшими (почитание гробниц), людьми (справедливое и нежестокое правление), кара за несоблюдение смещение династии.
II Переходный период (XVII сер. XVI вв. до н.э.) и Новое Царство (сер. XVI XI вв. до н.э.) начало личного участия в военных действиях (обоснование права на сакральную власть). Укрепление центральной власти, ликвидация сепаратистских тенденций влиятельной храмовой знати. Ослабление царской власти, большее влияние жречества и правителей отдельных номов вследствие ливийских нападений.
III Переходный период (XI X вв. до н.э.) ослабление власти египетских царей, захват власти ливийцами.
Позднее царство (X VIII вв. до н.э.) децентрализация, распад на отдельные государственные образования. «Додекархия» - правление 12 царей во время Ассирийского завоевания (сер. VII в. до н.э.), опора на военные единицы. Сохранение совершения ритуальных действий царями, и царского культа, но посредничества между богом и народом обожествление животных помимо царя.
Далее с 525 по 404гг. до н.э. период первого персидского владычества. Принятие Дарием I местного царского титула, но разрыв традиции при Ксерксе, власть сатрапов. В 343г. до н.э. Египет вошёл в состав Персидской державы (Артаксеркс III). В 332г. до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским.
Месопотамия: Древний Вавилон: Шумер сер. III тыс. до н.э. титул «лугаль» - царь. Община перестаёт контролировать правителя (до этого, контроль снизу народное собрание), власть имеет божественное происхождение. Она единолична, основана на военно-бюрократической силе, прямой командной иерархии. Царь посредник между жителями нома и богами, от расположения которых зависело процветание людей (царь отправляет различные культы, узнаёт и исполняет волю богов). Борьба между царями номов за гегемонию. Древние шумеры отделяли посмертную участь своих выдающихся правителей от участи всех прочих людей: первые могли быть приобщены к богам, вторые никогда.
Аккадская держава (империя Саргона, 2300 2100 гг. до н.э.) централизованная деспотия, храмовые хозяйства были переданы государству, государственное хозяйство в руках царя. Объединение номов, превратившихся в провинции, превращение бывших лугалей в чиновников, ответственных перед царём.
Царство Шумера и Аккада (2100 2000 гг. до н.э., III Династия Ура) полное проявление терминов «власть-собственность» и «централизованная редистрибуция». Огромный бюрократический аппарат, царский суд и законы, закреплённые в судебниках Ур-Намму и Шульги, обожествление власти.
Старовавилонский период (ок. 2000 1600 гг. до н.э.) раздробленность и множество независимых царств, децентрализация власти. Отказ большинства правителей от обожествления вследствие пришествия на территории Шумера амореев (семитов), резко разграничавших людей и богов, в отличие от шумеров. Последние цари Иссина и Ларсы приемники III Династии Ура не имели ни храмов, ни культов главных атрибутов подлинной божественности, но обожествлялись «по должности»: «почётное обожествление».
Держава Хаммурапи (XVIII XVI вв. до н.э.) централизованная бюрократическая империя: Хаммурапи «царь царей», но отказ от претензий на обожествление. Слияние храмовых и государственных хозяйств вновь, распространение по всей территории законов (ограничение и регламентирование частной эксплуатации и частнособственнических отношений). Цари-потомки Хаммурапи пытались поддерживать введённые им порядки, занимались строительством, ирригацией, войнами с касситами.
Средневавилонский период (XVI XII вв. до н.э.) время правления касситской династии в Вавилоне централизованная власть, контроль больших территорий. Ни у царя, ни у храмов, ни у частных собственников не было крупных землевладений вся земля разделена на наделы. Вновь некоторые цари считают себя потомками богов, божественность их дар, но отличительной особенностью является сохранение человеческой природы отсутствие культа, но обязанности по выполнению многочисленных ритуалов.
Древний Китай: Династия Шан-Инь (XVII XI вв. до н.э.) единоличный правитель ван осуществлял военную, исполнительную и высшую жреческую власть, считался главным посредником между людьми и космическими силами, уполномоченным последними на управление страной. Он один мог осуществлять гадания, выясняющие волю божества (например в период с/х работ ванн давал приказ к началу их).
Эпоха западного Чжоу (1027 770 гг. до н.э.) чжоуский ван верховный собственник всей земли, делегирование власти наследникам и членам правящего дома, знати на местах. Ван управлял лишь «столичной областью», собирал подати. Ван Сын Неба, имеет мандат Неба на царствование. Особое внимание к погребальным церемониям и строительству гробниц.
Эпоха Восточного Чжоу (770 256 гг. до н.э.) ослабление власти ванна, политическая раздробленность и независимость бывших уделов сокращение домена ванна и прекращение ему выплат.
Период Чуньцю (722 403 гг. до н.э.) борьба за гегемонию между мелкими государственными объединениями, при признании верховной сакральной, но номинальной власти чжоуского вана.
Эпоха Чжаньго (403 221 гг. до н.э.) усиление роли власти. Влияние направлений общественной мысли: конфуцианства, легизма, моизма, даосизма, на характер правления. Конфуцианство: справедливый правитель; представление об «отце»-правителе и «ребёнке»-народе простор для произвола властей; назначение на важные государственные посты высокообразованных людей. Легизм: непрерывные завоевательные войны, укрепляющие повиновение и поглощающие силы народа; принцип всевластия государства. Даосизм: отказ от резкого вмешательства в миропорядок и попыток изменить стихийно складывающийся ход вещей.
Эпоха Хань (III в. до н.э. III в. н.э.) время наивысшего политического развития Древнего Китая. Частичное воссоздание централизованной системы власти: часть территории передана некоторым родственникам и соратникам императора.