Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Введение Развитие и воплощение в жизнь идей правового государства

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

   

Курсовая работа

       по теории государства и права

          на  тему:

“ Правовое  государство ( теоретические основы,

основные   принципы и формирование) ”

   

    МОСКВА 1998 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ :

1.Введение. Развитие и воплощение в жизнь идей

правового государства...................................................................стр.3

Становление гражданского общества, как важнейший

признак процесса развития правового государства...................стр.5

Вклад российских ученых в развитие идеи правового

государства.....................................................................................стр.6

4. Концепции правового государства в 20 веке...........................стр.8

Понятие и признаки государства. Определение

государства.....................................................................................стр.11

6. Социальное назначение государства.......................................стр.14

7. Форма правления.......................................................................стр.16

8. Форма государственного устройства.......................................стр.19

Отличия правового государства от государства как

такового...........................................................................................стр.22

10. Заключение...............................................................................стр.25

11. Использованная литература....................................................стр.27


1. Введение. Развитие и воплощение в жизнь идей правового государства.

Выработка принципов правового государства началась с первых шагов становления политико-правовой науки, в античности. Она проходит в тесной связи с процессами развития демократического государства. Достаточно последовательно позицию укрепления роли права в государстве выражали те, кто по роду своей деятельности был ориентирован на новые социальные институты (суды и народные собрания), софисты и риторы. Софист Протагор пытался переориентировать ценностный строй современной культуры в пользу человека, Ликофрон прямо заявлял о существовании неотчуждаемых прав индивида и о необходимости защиты его государством. В их среде утвердилась идея о государстве как общественном договоре (первым ее выдвинул Демокрит). Серьезный вклад в укрепление идеи правового государства внести пионеры политической и правовой науки: Платон, Аристотель, позже Полибий, Цицерон. "Я вижу близкую гибель того государства, писал Платон в "Законах", 1 где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги

'".

Античное общество прошло большой путь по укреплению правовой и гражданской культуры. Афины посредством законов строили демократию, Спарта посредством законов (Ликург) успешно ей препятствовала. В целом до построения правового государства в этом обществе оставалось очень далеко, потому что правосознание опиралось не на понятие индивидуальной свободы и плюрализм социальных институтов, а в большей мере на модернизационный процесс, который необходимо было направлять и держать в руках, и на потребность управления завоеванными народами. Именно поэтому расцвет правосознания (римское право) пришелся на эпоху, когда демократическая идея уже закатилась. Сменившая ее имперская идея Рима, а позже идея княжеской власти в средневековье уже не имела ничего общего с правовой государственностью. Однако именно в средневековье появилась важная предпосылка правосознания понятие божественного, священного закона, которая еще не сформировалась в античности и эллинизме. Эпоха Ренессанса развила личностный и антропоцентристский элементы средневекового сознания. Поэтому настоящий рост идей правовой государственности в Новое время начался на "богато удобренной почве" европейской культуры.

Полигоном для развития и воплощения в жизнь идей правовой государственности стала островная Англия, непрерывающиеся традиции представительства и парламентаризма в которой (с XII в.) как ничто другое способствовали усилению значения права в обществе. Д. Локку принадлежит идея разделения властей с целью ограничения произвола государственной власти. В его учении государственная власть стала определяться целью защиты индивидуальных прав и свобод личности, а право понятием ограничения, а не распоряжения (разрешено все, что не запрещено законом).

Впрочем, не меньшее значение имели процессы, происходящие на континенте, ибо именно там определялся характер общей динамики Европы. В XVII—XVIII вв. в монархических государствах Европы был последовательно проведен принцип абсолютной власти. Это было связано с тем. что в то время происходил процесс формирования государств-наций. Государство является высшим выражением единства нации и единственным условием выживания в кругу агрессивных и сильных соседей. Специфику монолитных и мощных абсолютистских государств чутко уловил Гоббс. Однако вместе с расцветом абсолютистских государств, обусловленным ослаблением прочности средневекового сословного общества (первое сословие теряет свою независимость и образует слой служилого дворянства), созревают предпосылки его упадка. В XVIII в. на арену политического действия постепенно выдвинулось третье сословие, которое заявило о себе со всей решительностью в Великой французской революции 1789 г. Сложилась совершенно новая расстановка социальных сил. при которой разрушается иерархическая субординация сословного общества и все члены и слои общества оказываются способны отстаивать свои интересы, претендуют на представительство своих интересов в системе государственной власти.

Лозунги "свободы, равенства и братства", которые поднялись на знаменах парижских баррикад, были подготовлены всей идеологией французского Просвещения. Идеи Монтескье, исследовавшего возможности развития законности в обществе и ограничения всевластия государства, Руссо, разрабатывавшего концепцию естественных прав личности и модель народного суверенитета, Вольтера и Дидро, много сделавших для развития чувства свободы и независимости у своих сограждан, явились прелюдией к обоснованию принципов, определивших содержание "Декларации о правых гражданина и человека" 1789 г. и французской конституции 1791 г. И хотя этим идеям не суждено было реализоваться в революционной практике якобинцев, их движение, подхваченное американскими просветителями отцами Конституции США, политически воплотившими идеал свободы и неотъемлемых прав личности в государстве (Конституция 1787 г.), немецкими философами (Кант, Фихте, Гегель), поднявшими на небывалую высоту идею верховенства права и его понимание как "осуществления свободы", свидетельствовало о начале нового исторического процесса.

Становление гражданского общества, как важнейший признак процесса развития правового государства.

Важнейшим признаком этого процесса процесса развития правового государства стало становление гражданского общества, т.е. автономной сферы социальных и политических отношений, свободных от вмешательства государства извне. Конечно, автономность этих сфер жизни, не входящих, используя слова Гоббса,2 в "тело" государства, завоевывалась жестокой политической борьбой с абсолютизмом, одним из выражений которой были бесконечные революции XIX в. Однако гораздо большее значение, чем политическая борьба, имело развитие института частной собственности и капиталистических рыночных отношений. Обеспечив достаточную защиту и безопасность основы своей свободы и влияния собственности, третье сословие наметило границу, через которую государство не должно было переступать и которая обозначила неустранимую линию между государством и гражданским обществом.

Усиление влияния гражданского общества на государственную власть составило суть процесса становления гражданского общества. Важнейшие вехи этого процесса формирование представительных органов государственной власти, носивших первоначально подчиненный характер и не выходящих за рамки законодательных функций, учреждение и расширение избирательного права, направляющего процесс демократизации общества, а также формирование политических партий посредников между гражданским обществом и государством.

Ко второй половине XIX в. идея правового государства, получившая основательную разработку в немецком идеализме, превратилась в реальный политический идеал, который стал определять политические платформы целых политических партий и движений, занял важное место в концепциях ученых-правоведов. В политической сфере идея правового государства составила центр противостояния течений либерализма и этатизма, либерализма и консерватизма. Либеральное движение (А. Смит, А. де Токвиль, И. Бентам, Дж. С. Милль, Т. X. Грин, Л. Хобхауз, Б. Бозанкети и др.),3 опиравшееся на самостоятельную инициативную буржуазию, с самого начала отстаивало программные тезисы равенства всех перед законами, верховенства прав и свобод личности, терпимости, конституционного ограничения политической власти, разделения властей, невмешательства государства в частную сферу, развитие частной

собственности и свободной конкуренции (принцип laissez faire). С этой точки зрения роль государства сводилась к минимальному вмешательству в общественную жизнь, к функции "ночного сторожа". Задача государства не регулирование общественной жизни, а защита прав и свобод как отдельного человека, так и общества. Либерализм, как правило, выступал против революции за власть закона и постепенность эволюций. Однако именно он послужил в XIX в. двигателем прогрессивной демократической культуры, преодолевшей сопротивление консерватизма культуры традиционной. Преимущественно из среды либералов вышли интеллектуалы, обеспечившие культурную и теоретическую поддержку процессу становления правового государства, да и в политической сфере наиболее последовательно к началу XX в. были обеспечены цели именно этого, а не какого-либо другого политического движения.

Именно в либеральной традиции правовой мысли получила дальнейшую разработку идея правового государства. Свое, быть может, наиболее полное выражение она обрела в теории самоограничения государства правом немецкого правоведа Г. Еллинека, согласно которой государство внутри предоставляет гражданам индивидуальные права против самого себя, а вовне обязуется соблюдать международное право. Государство, отмечал французский правовед Л. Дюги,4 

"есть не что иное, как сила, отданная на служение праву". К сторонникам идеи правового государства следует отнести еще одного известного немецкого правоведа XIX в. Р. Иеринга. Необходимость признания государственной властью издаваемых ею норм и для самой себя он определил понятием "правовое состояние". Близкая этой точка зрения отстаивается в социологической школе права, где право рассматривается как самостоятельное общественное явление, существующее вне прямой зависимости от жизни государства. Наконец, и в основе исторической школы права, настаивающей на происхождении права из культуры и обычаев народа, лежит все та же идея верховенства и естественности права перед обусловленным ими возникающим лишь на его основе государством. Она составляет суть концепции правового государства.

Значительный вклад в теорию естественного права, присутствующего в том или ином виде в любой концепции правового государства, внесли русские мыслители-правоведы. До второй половины XIX в. процесс становления правового государства в России, начиная со второй половины XVIII в., следовал с некоторым опозданием теми же этапами, что и в Европе, с той лишь разницей, что он был результатом подражающей модернизации "сверху" и поэтому частично осуществлялся лишь институционально, не сопровождаясь существенным изменением правовой культуры. Никому другому, как Александру II принадлежат слова: "Я готов дать гражданам Конституцию, но где граждане?"

Вклад российских ученых в развитие идеи правового государства.

Вклад российских ученых в развитие идеи правового государства имеет самостоятельное научное значение. В конце XIX в. необходимость строительства правового государства стала особенно остро ощущаться в российском обществе, что вызвало к жизни творчество множества правоведов-юристов и философов, таких, как Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, И.А. Покровский, И.В. Михайловский, Л.И. Петражицкий, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, Г.Ф. Шершеневич и др. В их трудах речь шла о подходе к праву на основе общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией, базируясь на которых возможно создание действенного социального идеала. Российским правоведам наиболее свойственно было представление об этической природе права: "Требуется,писал П.И. Новгородцев, именно возрождение естественного права с его априорной методой, с идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением".5 Эта позиция находила выражение в самых различных методических подходах: понимания права как общественного идеала (Е.Н. Трубецкой), как социальной защиты (С.А. Муромцев, социологическая школа), как обобщение социального  опыта и институционального разграничения интересов (Н.М. Коркунов, позитивизм), как институциональное оформление нравственного сознания общества (Л.И. Петражицкий, психологическая школа), как порядок социальных отношений (Б.А. Кистяковский) и т.д. "Всякий новоиздающийся закон в современном конституционном государстве, писал Б.А. Кистяковский,6 является компромиссом, выработанным различными партиями, выражающими требование тех групп, представителями которых они являются. Само современное государство основано на компромиссе, а конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примеряющий различные стремления наиболее влиятельных социальных групп в данном государстве

". Правовое государство есть функция от определенной расстановки социальных сил в государстве, именно такой расстановки, где невелико социальное расслоение и наиболее могуществен "средний класс", состоящий из мелкой буржуазии, интеллигенции и квалифицированных рабочих.

В учениях российских и европейских либералов во всем многообразии аспектов была представлена главная истина, обусловившая появление концепции правового государства: государство как тип общества перестало быть исключительной формой общности, оно уступило место, подчас подчиненное, множеству других форм общности, типу гражданского общества (civil society). В этом новом обществе государство является лишь элементом, гармонизирующим и обеспечивающим бесперебойное функционирование других элементов, соединенных в единое целое системой правоотношений.

 4. Концепции правового государства в 20 веке. 

В указанном русле поиска места, принадлежащего государству в системе современной общественной жизни, происходит дальнейшее развитие идеи правового государства. К началу XX в. основные принципы юридической концепции правового государства в ведущих западноевропейских государствах были воплощены в жизнь: введенное в 1918 г. в Англии всеобщее избирательное право,7 эффективно функционирующая в США система разделения властей стали общепризнанными моделями для построения современного демократического правового государства. Учение о правовом государстве перестало быть сферой новых значимых открытий, превратилось в отрасль повседневной теоретической и практической разработки, в школьную дисциплину. Основное место в дальнейшем развитии этого учения заняла систематизация его аспектов. Так, немецкий политолог А. Альбрехт выделяет следующие основные положения теории правового государства: 1) конституционализм требует, чтобы деятельность государства регулировалась правовыми нормами, зафиксированными в конституции; 2) плюрализм структуры политического сообщества обеспечивает положение, при котором участие в политике множества

Конфликтующих и взаимодействующих сил оказывает сдерживающее влияние на государство; 3) государственная монополия на верховную власть в политическом сообществе исключает вмешательство каких-либо особых интересов в формирование государственной воли; 4) институционализированная обратная связь государства с общественным мнением обеспечивает контроль общества над государственным аппаратом; 5) процессуальная, формальная и материальная рационализация государства призвана гарантировать соблюдение государством права и закона; 6) защита интересов перед государственной властью предполагает судебный контроль над деятельностью государства.

Учение о правовом государстве в российской политической мысли имеет свою специфику. Так, Л.Б. Тиунова8 выделяет следующие предпосылки формирования правового государства: 1) относительно высокий уровень материального обеспечения населения, сказывающийся на социальной атмосфере, психологии и структуре общества; 2) достаточно высокий уровень культуры, особенно политической; 3) многообразная и устойчивая стратификация обществ

у, обеспечивающая социальный консенсус в обществе и препятствующая усилению внутренней конфронтации; 4) политический плюрализм при господстве демократических ценностей; 5) разрешение национального вопроса, без чего, как показывает опыт стран СНГ и России, государство может оказаться погруженным в пучину вооруженных межэтнических конфликтов; 6) деидеологизация общества и государствапроблема российской традиции, следуя которой государство являлось носителем мощной национальной идеологии, а общество всегда было бескомпромиссно расколото на классы.

Каждая из современных разработок теории "чистого" правового государства, как правило, отталкивается от узкоправового подхода к проблеме, от юридического значения термина, следуя тем самым либеральной традиции. Между тем развитие идей и опыт построения правовой государственности в XX в. переживали дальнейшую эволюцию, значительно расширяя рамки первоначальной проблематики. Ведь понятие "справедливость" основа идеи правовой государственности подразумевает не только формальное равенство перед законом, но и реальное равноправие, отсутствие ущемления прав граждан и социальных слоев в государстве. На смену либеральной идее формального правового государства, направлявшей исторический процесс в XIX в., пришли попытки наполнить это понятие реальным содержанием.

Первое направление поиска двигалось в русле исходящей из недр рабочего движения социалистической и коммунистической идеи. Общество, на службу которому было поставлено государство, мыслилось самостоятельным целостным началом, способным в идеале вообще обходиться без государства и правового принуждения. В нем должны быть достигнуты реальные, а не формальные равенство. справедливость и свобода. Формальное правовое государство является лишь средством закрепления реального неравенства и должно быть само уничтожено насильственным путем государством в форме диктатуры пролетариата.

Подобная радикально антигосударственная позиция (более радикальна и последовательна лишь позиция анархизма) в начале XX в. была постепенно пересмотрена, как только начали воплощаться реальные плоды построения правового государства в Европе и обнажились негативные грани становления модели социума в России. Социал-демократическое движение, вобравшее в себя идею правового государства, подключилось к дальнейшему строительству правовой государственности. С ним, а также с профсоюзным движением связано завоевание личностью таких прав, как право на труд, на социальное страхование и т.д., рассматривавшихся в качестве шага по пути к социальной справедливости, к социальному государству. Правовое государство это государство, не просто обеспечччччччччччччччччччччччлюбыми средствами, но гарантирующее справедливый правопорядок, в котором "свободное развитие каждого было бы условием свободного развития всех". Социальным последствием такой политики стало требование постепенного выравнивания социального положения граждан, создания и опоры на "средний класс", даже если проведение такой политики требует гораздо большего социального и экономического вмешательства государства, чем это предполагалось либеральной доктриной. Наиболее ярким концептуальным выражением данной линии стала доктрина "государства общественного благосостояния", получившая развитие в Европе второй половины XX в.

Стремлением к наполнению концепции правового государства реальным содержанием была охвачена и противоположная социал-демократическая линия консервативного лагеря. Исходя из неправового характера социальных революций, несправедливой природы радикальной модернизации и разрушения традиционных устоев, в недрах консервативной мысли вызревал идеал цельной, органической социальной жизни. Обосновывая этот идеал в работе "Общность и общество", Э. Теннис раскрыл богатое внутреннее содержание социальных связей в традиционных общностях, одним из которых являлось государство колыбель нации. И хотя это содержание противопоставлялось формально правовому содержанию современного общества, несомненно, что и в его основе лежали ценности справедливости, солидарности, согласия, которые должны стать содержанием истинно правовой государственности.

И социалистическая и консервативная концепции государства в каком-то смысле противопоставлялись либеральной концепции правового государства. Однако в них ни в коем случае не шла речь об абсолютизме или неправовом обществе. Они пытались компенсировать "неправовые" стороны, упущения концепции правовой государственности. Вместе с тем эти доктрины были реакцией на стремительную модернизацию социальных отношений в правоотношения, по необходимости упускающей многое позитивное, что было наработано предшествующим опытом, и во многом не реализующее надежды социальных низов. Одно направление этой реакции требование ускорить движения в лучшее будущее, другое вернуться в лучшее прошлое. И по-видимому, данная реакция была столь сильной, что история дала шанс реализоваться обеим альтернативам, хотя, как всегда, в своем иррационально крайнем выражении. Речь идет о социализме в России и национал-социализме в Германии, в странах, ставших жертвами своей стремительной модернизации. Оба направления отталкивались от принципиального отвержения правовых ценностей. Издержки социальной критики, в которые вылились обе эти концепции, стали возможны только благодаря отсутствию правовых, формальных гарантий, характеризующих правовое государство. Они показали, что альтернатив процессу строительства правового государства нет. Вместе с тем идеи и ценности, составлявшие содержание социал-демократического и национально окрашенного консервативного направления, будучи встроены в политику правового государства, значительно обогащают его идею и политическую жизнь, составляют специфику и особенности процесса становления правового государства в любой современной стране. Движение этим курсом предусматривает общий для любого государства путь и идеал. Однако успех его не достигается копированием готовых образцов, в каждом государстве оно вызревает из собственных потребностей и осуществляется своим путем. Безальтернативность и единственность этого пути объясняются тем, что правовое государство является не просто удачной моделью или навязанной идеологией, а тем, что оно давно уже стало принципом культуры и структуры современного общества.

5. Понятие и признаки государства. Определение государства.

Термин «государство» может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. В данной книге пойдет речь о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.9

Государство—это сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции. Ему присущи следующие признаки.

1. Территория—это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория государства занята его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация)—это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федерализация или автономизация.

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты имеет институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения остаются, за исключением случаев уничтожения государства в результате его захвата или гражданской войны. Государство вследствие своей институализированности обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы и общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает:

а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

б) ее поддержка населением,

в) ее международное признание.

Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

4. Право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает нормы, говорят об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвленнаяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяу, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству в связи с тем, что власть правителей осуществляется посредством норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются предусмотренные правовой системой санкции. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелигитимна, то сопротивление ей, как правило, велико, поэтому шире используется принуждение. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, налога, отмена незаконного акта и т. п.), правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение спорящих сторон, предупреждение правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Современное вооружение делает возможным захват территории не только смежных государств. Вот поэтому вооруженные силы до сих пор остаются необходимым атрибутом любого государства. Но не только для защиты территориальной целостности они применяются. Армия также может использоваться и в критических внутренних конфликтах, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение же армии из внутриполитической жизни страны сделает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу еще дороже.

7. Налоги, т. е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

8. Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе—как самостоятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет—это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет—это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но постепенно он становится относительным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп.10 Мнение международного сообщества может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна и сужается он с большей скоростью нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населенияяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяярритории) использующая право и специальный аппарат принуждения.

          6. Социальное назначчние государства.

Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. В чем же состоит его социальное назначение?

Во-первых, государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Несмотря на то, что интересы людей порой разнятся, все хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфортной. Общие интересы и должно выявить государство, приложив максимум сил для реализации их своими гражданами. Иными словами, задачей государства является сохранение существующего общественного порядка, а также организация или контроль за выполнением определённых видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судопроизводство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т.п.).

Однако общество не однородно. В нем, как правило, выделяется обладающая гегемонией группа, и поэтому государство прежде всего выражает ее интересы. Организация жизни общества строится на основе интересов этой группы.11 Но существует и масса общих для всех проблем, решаемых государством. С развитием общества их количество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в Древнем мире к числу таковых относились оборона страны, захват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в Средние века государство берет на себя строительство дорог, культовых учреждений, отправление религиозных культов. Появляется почта, зарождается благотворительная деятельность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась: организация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. Сегодня в развитых странах государство в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые, т. е. государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества.

Во-вторых, государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновенияясоциальных групп. Посредническая деятельность также не является нейтральной, а направлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена заставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обвинить ее в «предательстве».

Постепенно развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей становится собственниками и слой экономически и политически господствующей социальной группы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государственную власть, расширяется. Речь уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и становится государство.12

Разрушительный характер для страны носят и конфликты между различными частями самих правящих групп, например, банкирами и предпринимателями. Здесь чаще применяются такие методы разрешения споров, как убеждение, разъяснение, метод аргументов, отсрочек в принятии решений, поскольку в этой ситуации главное — восстановить единство правящих групп. Применением открытого принуждения к одной из сторон добиться этого крайне сложно.

На государственную власть возлагается и обязанность урегулирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются умелая организация обороны государства и осуществление дипломатических отношений. Если элита увлекается обеспечением военной победы любой ценой, то ею может быть потеряна власть в своем государстве (Николай II). Но и уступки другим государствам также могут стать причиной потери ее престижа и обвинений в «предательстве национальных интересов».

Кроме того, повседневно имеют место конфликты между отдельныыи гражданами, организациями, государственными органами. Обязанность их разрешать возлагается в основном на судебные органы.

В-третьих, государство применяет легализованное насилие. Оно может выражаться в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объединений и т. п. Право выступает способом, средством легитимизации принуждения. Однако легитимизация насилия прямо зависит и от легитимности власти, т. е. признании ее народом законной и обоснованной. И если власть находит поддержку у населения, то презюмируется, что оно одновременно доверяет ей применять и меры принуждения. Легализованное насилие осуществляется, таким образом, от имени всего общества и к тем лицам, которые нарушают правила поведения, установленные в законодательстве. Легитимность государственного принуждения может быть подтверждена данными общественного мнения, проведением репрезентативных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударственных и местных опросов. Для политической элиты принципиально важно установить, насколько государственное принуждение соответствует интересам общества, причем не только его большинства, но и целям охраны меньшинства. Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуждения требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку не исключены профессиональные подтасовки. Универсальным же критерием определения легитимности государственного принуждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.

Государственное принуждение считается мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. С помощью насилия власть может быть завоевана. Но оно все же не является всесильным. Так, государственный деятель Франции Телейран отмечал, что штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя. Следовательно, таким острым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и легализованное, надо пользоваться очень осторожно.

   

    4. Форма правления.

В мире существует более двухсот государств. Они могут быть сгруппированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, оттого, какими средствами осуществляют международную политику и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.

Когда говорят о форме государства, то имеют в виду его строение, совокупность внешних признаков. На строение государства значительно влияют как экономические факторы, так и природные, климатические условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции и др.

Форма государства включает три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порадок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами. Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически — парламент и правительство во главе с премьер-министром; США —республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. По форме правления государства можно разделить на две группы: монархии и республики.

Монархия означает, что правит один человек, или персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:

1) существование единоличного главы государства;

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является нераздельной, верховной и суверенной (независимой);

3) наследственный порядок передачи власти;

4) бессрочное правление монарха;

5) юридическая безответственность монарха. Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находитсяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяостью абсолютной монархии является теократическая монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В  дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор, формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до революции 1917 г. Монарх же имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на его законы, издать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распустить парламент.

Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сферах. Несмотря на то, что формально монарх назначает главу правительства и министров, правительство ответственно не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания).

Республика (в пер. с лат.—дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире. Республике присущи следующие признаки:

1) коллективное правление, осуществляемое не одним лицом, а системой государственных органов;

2) республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) в формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных органов могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5) высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства известны два основных вида республики.

Президентская   республика  характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Президент и правительство избираются внепарламентским путем, поэтому в определенных ситуациях могут противостоять парламенту. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо для государств, находящихся на переходных этапах (Мексика); государств, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ, в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких как, например, война (Сирия).

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально, оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти (например, в Германии). Парламентская республика — менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др.). Россия еще очень далека от введения у себя данной формы правления.

Существуют также смешанные формы правления: суперпрезидентская, полупрезидентская или полупарламентская республики. Следует заметить также, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Помимо иных факторов она зависит от уровня сознания людей, проживающих в том или ином государстве.

 

          8. Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства отражает территориальное деление государства (национальное или административное), вызванное необходимостью осуществлять государственное управление эффективным образом, учитывая при этом особенности той или иной части территории (ее национальный состав, экономические, географические, климатические факторы, бытовые, религиозные традиции и др.).

По форме государственного устройства государства разделяют на унитарные и федеративные.

Унитарное государство имеет следующие основные признаки: 1) единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территориальных единиц;

2) административно-территориальные единицы имеют в основном равный юридический статус по отношению к центральным органам;

3) единое гражданство;

4) единая система права, основу которой составляет единая для всего государства Конституция;

5) единая судебная система;

6) одноканальная система налогов.

Таким образом, в унитарном государстве имеет место централизация управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, партикулы и т. п.—явление прогрессивное. Однако с развитием рыночных отношений, усилением интеграционных процессов унитарные или национальные государства уступают место государственным объединениям и, в частности, федеративным государствам.

Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федеративная форма сложна и многолика. Однако всем федерациям свойственны общие черты:

1) территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может отличаться;

2) в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации;

3) наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на практике особых юридических последствий не порождающего;

4) субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;

5) субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему и в таких случаях рассмотрение апелляций и кассационных жалоб заканчивается в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная инстанция федерации не рассматривает апелляции и кассационные жалобы на решения судов субъектов;

6) в федерации используется двухканальная система налогов: устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов. Можно выделить федерации:

а) национальные, где субъекты образуются по национальному признаку, и территориальные,

б) симметричные, характеризуемые равным юридическим статусом ее субъектов, и ассиметричные, где статус субъектов разнится.

Унитарные и федеративные государства представляют собой идеальные типы в том смысле, что в политической действительности они никогда не встречаются в «чистом виде». Самое централизованное государство оставляет определенные рамки автономии некоторым местным или областным органам, тогда как федеральное государство имеет центральные органы, власть которых распространяется на всю территорию. Таким образом, различие между двумя формами государства—в степени, но не в сути, в большем или меньшем уровне децентрализации политической власти.

Форма государства зависит и от того, с какими государствами оно взаимодействует, какого рода связи поддерживает с ними. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международной жизни должны в определенной мере поступиться собственной самостоятельностью ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные межгосударственные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся конфедерации, содружества, сообщества, ассоциации.

Конфедерации обычно создаются путем подписания международных договоров представителями соответствующих государств для достижения экономических, политических или иных целей, что позволяет обеспечить для их развития более благоприятные условия. В них устанавливаются на основе преследуемых целей политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами, например как в Швейцарской конфедерации и ЕЭС. Таким образом, конфедерация — это форма, ведущая к дальнейшему слиянию государств в единое государство. Отношения между ними симметричные. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут нужным.

Что касается внутренней организации конфедерации, то следует отметить следующее: а) финансовые средства образуются из взносов государств-членов; б) в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств; в) исполнительные органы носят коллегиальный характер; г) нормы законов становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством-членом; д) вооруженные силы принадлежат каждому из государств-членов, хотя могут формально находиться под общим командованием; е) международная политика проводится совместно, хотя это не исключает самостоятельности в конкретных вопросах.

Содружество—это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, и поэтому там используется более простой порядок вступления и выхода из содружества.

Сообщество — объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например Организация стран экспортеров нефти.

Ассоциация — это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.). В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона —АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.

Насильственные формы объединений государств— это скорее дело прошлого, хотя и не столь отдаленного. Ими являлись союзы и империи.

Союзы — объединения государств, в основе которых не всегда лежит истинная добровольность. В союзы объединяются государства, как правило, вынужденно, ибо в противном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести более серьезные издержки, например, страны Балтийского союза — Литва, Латвия, Эстония, некоторые среднеазиатские республики бывшего СССР, испытывавшие давление южных соседей.

Империи образуются путем территориального завоевания (Османская империя. Римская империя) либо оказания экономического, политического и других видов давления. Как правило, империи имеют следующие характеристики: а) обширная территория:б) сильно централизованная власть; в) стремящаяся к экспансии элита; г) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; д) разнородный этнический, культурный и национальный состав. Империя держится на применении или угрозе применения принуждения (военного, экономического, политического, идеологического). Как только этот фундамент исчезает, империя рушится. Имперские же элиты, жертвы миражей бессмертия и иллюзий мирового господства, мечтают о распространении своей власти на всю планету и ради этой цели способны развязывать опустошительные войны. Мировое сообщество, к счастью, теперь уже в состоянии их обуздать.

Отличия правового государства от государства как такового.

Правовое государство —это продукт нового времени, а точнее —XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое государство—это государство, приобретшее новые качества и вставшее на более высокую ступеньку в развитии государственности.

Теория правового государства была создана на 150 лет раньше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают французского просветителя Монтескье, немецкого философа Канта и других ученых XVIII в. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия, Франция, Германия и других развитых странах.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права. Это означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться правовым, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы права. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить Конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: правовым законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, что и для граждан.

2. Разделение властей. Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанностью власти правом, но и тем, как она организована, в каких формах и какими органами осуществляется. Принцип разделения властей, т. е. подразделение органов на законодательные, исполнительные и судебные и распределение между ними полномочий (функций), —это большое достижение человечества в деле социальной организации.

Сначала о термине. Говорить о разделении властей не совсем корректно. Государственная власть едина. Речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распре-делении государственных дел. Дополнительно к этому продумывается вопрос об уравновешивании властей (системы сдержек и противовесов), их взаимосотрудничестве и взаимоконтроле. Воплощение принципа разделения властей позволяет:

1) предотвратить злоупотребления властью;

2) повысить профессионализм в государственном управлении;

3) осуществлять контроль за действиями государственных органов;

4) возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении. Эти достоинства разделения властей несомненны. Человечество уже много отдало за его воплощение в жизнь, и борьба во многих государствах продолжается.

3. Широкие и реальные права и свободы личности. Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жилища, на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и др. закрепляются в Конституции. Но этого мало. В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.

Конкретное право —это кусочек свободы. О том, что личность свободна, мы сможем говорить тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредельным. Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмещает имущественный вред гражданам, причиненный незаконными действиями должностных лиц.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.


10.  Заключение:

В заключении нашего курсового исследования хочется подчеркнуть важность вопроса гражданского общества, как питательной среды правового государства. О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет назад. И не случайно: гражданское общество — это спутник правового государства, т. е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями) гражданского общества являются: высокое сознание людей; высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью; широкие связи между членами общества; наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители —всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества; децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления; согласование позиций вместо конфликтов; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. В перечень структур гражданского общества могут быть включены:

нации, национальные движения; классы, коалиции классов;

общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.); политические партии; политические движения;

массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.);

профсоюзы; церковные организации;

общественные организации (общество любителей пива, общество спасания на водах и т. п.);

союзыыпредпринимателей (межбанковский союз, союз товаропроизводителей); общества потребителей;

трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья;

личность (А. Солженицын, А. Сахаров, М. Ростропович и др.). Становление гражданского общества—это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуютсяяи гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, предлагая внести в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деяяельность государства также являятся полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей, или общества потребителей способны донести до его сведения интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Таким образом, гражданское общество — питательная среда правового государства — заставляет государственную власть подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.


          11. Использованная литература.

1.Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. — М.: Юрид. лит., 1994.  2.Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т.-М.: Юрид. лит, 1981-1982. - Т. 1-2.  3.Алексеев С.С. Теория права. — М.: Бек, 1994.

4.Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи  к осуществлению. — М.: Наука, 1989.

5.Васильев А.М. Правовые категории. — М.: Юрид. лит., 1976.

6. Давид. Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А.  Туманова. - М.: Прогресс, 1988.

7.Зивс С.Л. Источники права. - М.: Наука, 1981.

8.Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. — М.: Юрид. лит., 1991.  10.Керчмов Д.А. Основы философии права. — М.: Манускрипт, 1992.

11.Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева - М.: Юрист, 1994.

12. Ленин В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч. — Т. 13.

13. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. — М.: ИГП РАН,  1992.

14. Лившиц Р.З. Теория права. - М.: Бек, 1994.

15.Научные основы советского правотворчества. — М.: Наука, 1981.

16. Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. — М.; Наука,  1983.

Теория государства и права. Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова  — М.: Юрист, 1995.

Платон. Соч.: В 4-х т. Т. 4. М., 1974. 715 стр.

Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. М. ,1904. С. 12.

Кистяковский Б.А.В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. III.




1. Тема 11 Система законодательства об образовании Тема 1
2. Влияние температуры и магнитного поля на электрическую проводимость и аккумуляцию энергии в кондуктометрической ячейке с магнитной жидкостью
3. В настоящей главе рассмотрим модель выбора фирмой объема производства и применяемого ею метода производств
4. Денежная система Италии
5. ТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
6. Реферат по истории экономики Возникновение и развитие городов Англии и Франции
7. тематизований за видами економічної діяльності збірник описів професій які наведенні в Класифікаторі профе
8. История Казахстана История национально-освободительных движений второй половины XVIII начала XX вв
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата ветеринарних наук Одеса 2006
10. 25 серпня 1822 Слау біля Лондона Англія англійський астроном німецького походження композитор
11. Современные средства информатики
12. Статья 1 Внести в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года 5242I О пр
13. Общая фармакология ~ раздел фармакологии который рассматривает общие закономерности взаимодействия ле
14. ЛЕКЦИЯ 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРАНЕ И ОБЩЕСТВЕ
15. История физической культуры и спорта Предмет и задачи истории физической культуры и спорта
16. Bncoprvo D5 две электронновычислительные машины ПЭВМ и периферийные устройства клавиатура принтер
17. Отчет по производственной практике Выполнил- Тюмень 2013 Содержание- Хара
18. богатство состоит не во владении а в праве пользования им
19. на тему- Развитие авиационной науки в 2030е года XX в
20. 2002 г ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ по курсам подготовки специалистов на право