Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О объекта и ПРЕДМЕТА СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Термин " социология " буквально означает «наука об обществе» . Социология возникла в XIX в. Основателем этой науки считают французского философа , представителя позитивизма Огюста Конта . Объект социологии - социальная реальность , и поэтому социология - это наука об обществе как целостной системе. В этом смысле общество как объект исследования социологии рассматривается в двух аспектах:
а) как социальный организм, состоящий из взаимосвязанных комплекса социальных образований (социальных институтов, социальных общностей, социальных групп и индивидов ),
б) как сложная естественно - историческая социальная система, построенная на органической общности производительных сил и производственных отношений политической, экономической, социальной и духовной сфер.
Предмет науки - это определенные специфические и конкретные элементы и свойства объекта исследования. Эта проблема не является новой в социологии, однако до сих пор не существует единого мнения относительно ее предмета. Для более лучшего понимания сущности предмета социологической науки предлагаем и авторское определение: « социология - это наука, которая изучает общество через призму интересов, потребностей и поведения как отдельных людей, так и созданных или различных общественных структур(товариществ, групп, партий, классов)». Такое комплексное понимание предмета социологии позволяет :
а) выявлять реальную картину изменений в социальной структуре общества,
б) отражать закономерные процессы преобразования социальных явлений в новое качество ;
в ) охватывать всю совокупность связей и отношений , которые называются социальными .
И так, объектом социологии как науки является общество как целостная социальная система, а предметом - социальные отношения между личностями , социальными общностями , социальными организациями , институтами и другими структурными составляющими общества .
2. РОЛЬ теоретического и эмпирического социологического ЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ
Существует много подходов к выделению критериев структурообразования и количества уровней, но большинство ученых придерживается мнения о трехуровневой структуре социологического знания: теоретическую социологию, эмпирические исследования и социоинженерию.
На первом, общетеоретическом уровне общество изучают как единый социальный организм, акцент делается на проблемах глобального характера. Общетеоретическая социология охватывает различные течения, направления и концепции, которые из своих методологических позиций объясняют развитие общества.
Эмпирические социологические исследования является одной из форм изучения действительности на начальном этапе познавательного процесса. В эмпирическом исследовании предметом анализа становятся конкретные социальные явления и действия, взгляды, настроения, потребности, интересы, мотивы поведения людей, социальных групп и общностей, отражение социальной реальности в фактах человеческого сознания и практической деятельности. Эмпирическое социологическое исследование является динамичным и имеет специфическую организационную структуру , которая отличается от традиционной теоретической деятельности
Значение третьего уровня системы социологического знания - социоинженерии - исключительно важное и обусловлено многими причинами. Во-первых, социальная инженерия отличается своим самостоятельным уровнем, имеет свой особый предмет, категории, комплекс терминов и вырабатывает особый подход к изучению общественных процессов и явлений, что, в свою очередь, предопределяет особенности выработки и применения конкретной методики. Во-вторых, современное состояние общества характеризуется высоким динамизмом, так общетеоретическая социология, хотя и имеет определенную связь с социальной практикой, не успевает своевременно овладеть эти изменения, объяснить механизмы, прогнозировать их развитие. Все это становится возможным при применении социальной инженерии.
Таким образом, теоретический уровень социологии, конкретные эмпирические исследования и социальная инженерия составляют три основных уровня системы социологического знания и реализуются в неразрывном единстве. Без такой связи теория, не подкрепленная знанием конкретных фактов социологической действительности, становится нежизнеспособной. А эмпирическое исследования, не опираются на общетеоретические исследования, могут объяснить природу социальных явлений и процессов.
3. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ: ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Функции социологии - основные обязанности перед обществом, важные направления и сферы деятельности, которые определяют сущность и основное назначение этой науки. Функции принято делить на главные и второстепенные.
К главным функциям социологии относятся теоретически - познавательная, практически - преобразовательная, мировоззренчески - идеологическая, прогностическая и критическая.
Теоретически - познавательная функция заключается в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, пытается составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном обществе, то есть она связана с изучением закономерностей общественного развития и познанием общественной среды .
Практически - преобразовательная функция тесно связана с теоретически - познавательной , потому единство теории и практики - характерная черта социологии . Сущность ее выражается в выработке научно - обоснованных прогнозов относительно эволюции общества , которые являются основой перспективных планов социального развития , скажем , государства , региона , предприятия и т.д.
Мировоззренчески - идеологическая функция связана с участием социологии в формировании идеологии в виде духовной или национальной идеи.
Прогностическая функция позволяет спрогнозировать возможные изменения поведения социальных объектов и изменений в общественной жизни, предусмотреть тенденции развития общества в будущем.
Критическая функция предполагает подхода к действительности с двух сторон : с одной - показывает что можно и необходимо сохранить , укрепить , развить , а с другой стороны - сигнализирует об имеющихся и возможных негативных социальных явлениях и последствия .
К второстепенным функций социологии относятся:
1 . Информационная ( заключается в получении , систематизации и предоставлении объективной информации) ;
2 . Оценочная (помогает оценить эффективность решения и меры, принятые субъектами социальной жизни);
3 . Культурная (способствует повышению культурного уровня граждан ) ;
4 . Описательная ( связана с необходимостью описания и систематизации исследовательского материала в виде книг , статей , мемуаров и т.п.);
5 . Гуманистическая (социология является фактором гуманизации жизни за счет социально - справедливого отношения к человеческим проблемам , которые изучаются ) .
Итак, широкую связь социологии с обществом, практической деятельностью людей, социальной действительностью измеряется в первую очередь функциями, которые социология выполняет. Функции социологии определяют не только задачи, цель, но и ее научно - практическую значимость.
4. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ социогуманитарных НАУК
Концентрируя внимание на изучении социальных фактов, явлений и процессов в обществе, социология определила свое место среди наук о мире человека и общества: философии, психологии, политологии, истории, экономики, права и т.д.
Социология, как и многие другие науки, отделилась от философии, так как имеет дело не только с абстрактными законами и категориями, но и с конкретными фактами действительности. Ее выводы основном имеют конкретный и реальный, а не абстрактно универсальный характер.
Социология тесно связана с историей. Для обоих наук объектом и предметом выступает общество, закономерности его развития и функционирования. Но история изучает и анализирует прошлое общества и его развитие в строгом хронологическом порядке. Социология занимается только актуальными современными проблемами и дает прогнозы на будущее.
Социология работает и на границе с экономической наукой. Способ производства, изучающий экономика, является основой социальных отношений и процессов, условием жизнедеятельности человека.
Социология тесно связана с политологией. Выяснение закономерностей политической жизни является эффективным при условии рассмотрения общества как социальной системы. Общество нельзя познать и изменить без изучения политической структуры. Взаимодействие этих наук привела к созданию политической социологии.
Социология опирается на законодательные документы и эмпирические данные по праву, когда изучает особенности государства с его институтами . Юридические нормы закрепляют основные отношения в государстве , регулируют социальное поведение людей .
По психологии как науки социология заимствует теорию мотивов поведения, личных и массовых реакций и многое другое , что необходимо для исследования поведения личности в коллективе и обществе в целом. Социология также связана с педагогикой.
Итак, социология функционирует в тесном взаимодействии с комплексом социально - гуманитарных наук, генерируя идеи, теории о человеке, его месте и роли в системе социальных связей.
5. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Сейчас в связи с процессами государства и национально - культурного возрождения потребность в научном знании эволюции отечественной социологической мысли, начиная от ее истоков и до институционализации как академической науки, приобретает особое значение. Она воспроизводит ряд проблем, связанных со сложными процессами становления и развития Украины от начала его истории до современности. Протосоциологичний этап ее развития охватывает хронологический промежуток со времен Киевской Руси до середины XIXв. и состоит из нескольких периодов: протосоциологии эпохи становления, развития и распада Киевской Руси, протосоциологичне знания казачества ( конец XV -XVIII вв .) протосоциологии эпохи возрождения Украины (конец XVIII - середина XIX в. ) .
Принято считать, что украинская социология, как научное направление заявила о себе с 60- х годов XIX века исследованиями Женевского кружка украинских ученых , работы которых печатались чаще всего в тамошнем журнале «Община». Ученые, исследовавшие особенности тогдашней украинской социологической мысли отмечают, что тогдашние исследования большей частью трансформировали идеи О. Конта , Г. Спенсера , К. Маркса , проявляли мало критического отношения к достижениям своих предшественников , слабо были заряжены на выработку собственных социологических теорий , хотя отдельные оригинальные идеи они высказывали . Определяющая черта социологической мысли в Украине конца XIX в.
Тесная взаимосвязь с общественно - политическими проблемами, с задачами утверждения национальной государственности, борьбой за независимость, национально - культурное возрождение и т.д. Специфическим признаком отечественной социологии было ее самоопределение как одного из средств государства , развития национального самосознания . Первые украинские социологи были прежде общественными деятелями и их научные труды создавались на территории их деятельности . Доминировало в тогдашней социологической мысли обращение к социально - культурных проблем . Вместе с тем она проявляла заметную заинтересованность социально - политическими и экономическими аспектами .
Более благоприятными для развития украинской социологии стал конец 80- х - 90 - х годов уже XX века , когда она наконец восстановила статус самостоятельной науки . В июне 1988 г. ЦК КПСС издал постановление « О повышении роли марксистско - ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества».
Современная отечественная социология, продолжает выкристаллизовать свою теоретическую базу, предмет и методы исследований , активно интегрируется в мировую социологическую науку. 6. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА , ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ( СОЗДАНИЕ ) И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО социетальных подсистем
Общество состоит из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Общество нельзя сводить к простой сумме индивидов, их связей и отношений. На уровне общества эти связи приобретают новое качество. Общество - это совокупность людей , объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей . Понятие « общество» применимо к любой исторической эпохи , к каждому по численности объединения ( группы ) людей . Признаки общества сформулировал американский социолог Е.Шилз : 1) объединение имеет территорию , которую считает своей собственной ; 2 ) у него есть собственное и своя история ; 3 ) оно имеет собственную систему управления; 4 ) его объединяет общая система ценностей (обычаев , традиций , норм , законов , правил , нравов ) , которую называют культурой ; 5 ) оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей , которые уже есть его признанными представителями ; 6 ) браки заключаются между представителями этого объединения ; 7 ) объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества) . Научные концепции относительно причин и процесса возникновения общества:
• естественная концепция ( труд создал человека , превратив стадо на культурную группировки производителей) ;
• божественная концепция (Бог создал человека , завещал ей материальный мир и нравственный закон ) ;
• космическая концепция ( человечество создано инопланетянами , которые используют его в собственных целях) ;
• инструментальная концепция ( главным фактором , обусловившим формирование общества , есть ум и сообразительность человека , благодаря которым она изобрела специальные орудия для удовлетворения собственных нужд);
• кратической ( греч. kratos - сила , власть) концепция ( согласно ее постулатами сила и ум распределены между людьми неравномерно , и общество призвано более - менее их уравновесить ) .
• Как крупнейшее объединение общество органично сочетает в себе несколько сфер общественной деятельности , которые еще называют социетальные подсистемы . Существует два основных концептуальных подхода к их определение и обоснование : традиционный и марксистский . Традиционалисты выделяют следующие социетальные подсистемы: техносфера ( энергетическая подсистема , система производства , распределения ) ;
2 ) социосфера ( различные социальные институты);
3 ) биосфера ;
4 ) сфера власти ( формальные и неформальные институты политики) ;
5 ) информсфера (системы информации и социальной коммуникации ) .
Все перечисленные подсистемы равнозначны и равноправны.
7 . СУЩНОСТЬ формационного и стадийного ПОДХОДОВ к типологизации ОБЩЕСТВ
В современной социологии сосуществуют много подходов к типологии общества. Основными являются два, частично отрицают и одновременно дополняют друг друга - формационный и стадийный. Принципиальным отличием между ними является отношение к истории развития человеческой цивилизации.
Формационная типологизация обществ базируется на материалистическом или маркситському учении, по которому главным основанием для возникновения формации служат два критерия: способ производства и форма собственности. По мнению Маркса и Ф. Энгельса люди могут объединяться в общества по языку , территории , культуре, религии , традициям , целью , уровнем жизни и т. , но только тогда , когда они объединены еще по двум указанным критериям , они составляют одну общественно - экономическую формацию . Общественно - экономические формации - это конкретно -исторические типы общества , последовательные « ступени » исторического развития человечества, обусловленные определенным способом производства и формой собственности. Именно эти факторы являются главными и обусловливают все разнообразие общественных отношений и связей в пяти типах формаций ( первоначальной , рабовладельческой , феодальной , капиталистической и коммунистической ) . По марксистской концепцией - основными элементами , которые присущи той или иной формации , является базис и надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений , которая является основой экономического строя общества . От него зависит характер и содержание надстройки - идеологических , политических , духовных и социально - правовых отношений и по которым происходит их развитие и переход от одной к следующей формации.
Автором стадийного подхода к типологизации обществ считают американского социолога Даниеля Белла ( род. 1919), разделил всемирную историю человечества на три стадии : доиндустриальную (или аграрную ) , индустриальную и постиндустриальную (или информационную ) . Когда одна стадия приходит на смену другой , в основном изменяются технология производства , уровень образования и культуры , осуществляется перераспределение собственности и власти , меняется стратификационная структура общества и т.д. . Есть основу смены стадий составляет не сугубо экономический базис , а в большей степени - совокупность культурно - технологических ценностных ориентиров и идеалов человека, его социальный , политический , имущественный или стратификационный состояние .
Таким образом , формационный подход к типологизации обществ основывается на понимании общества как социально - экономической целостности , где решающая роль отводится экономическому фактору .
8 . ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ структуры и социальной стратификации ОБЩЕСТВА, ИХ НАУЧНОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ значения
Различают социальную структуру в широком и узком значениях. Группы, входящие в социальной структуры в широком смысле , - это демографические (дети , молодежь , лица среднего возраста , пенсионеры) , этнические ( украинской , россияне , белорусы и др.) , поселенческие ( жители сел , городов ) и др., различаются между собой не место в системе общественного производства, а признаками полового, расового , национального , профессионального , территориального , религиозного характера.
Социальную структуру в узком смысле составляют общественные классы социальные группы и слои, т.е. группы людей, имеющих собственное социальное положение в обществе, занимают особое место в системе общественного производства , играют определенную , только им присущую роль в общественной организации труда , скажем : рабочие , крестьяне , врачи , учителя , студенты , бизнесмены или так называемый бизнес класс и т.п. . Отсюда разделение социальной структуры на виды: классовую , национальную , социально - территориальную , демографическую , социально - профессиональную и др.
Понятие « стратификация » пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение слоев различных пород по вертикали. Теория социальной стратификации объясняет причины и сущность неравенства людей в обществе , социального расслоения на бедных и богатых , социальной мобильности - перемещение из одного слоя в другой. В свою очередь объективное социальное вхождение в определенную слой претерпело известной исторической эволюции , учитывая которую британский социолог Гидденс Энтони ( нар.1938 ) выделил следующие этапы и соответствующие им четыре системы социальной стратификации . В первобытном обществе неравенство было незначительным , поэтому стратификация там почти отсутствовала. Классы в свою очередь также стратифицированы. Традиционно выделяют три класса : а ) высший класс - к нему относят всех , кто владеет производственными мощностями контролирует их , имеет высокий имущественный ценз (богатство ), б ) средний класс - относительно обеспеченная часть общества , владеющий собственностью , свободой выбора деятельности, состоит в основном из квалифицированных , инициативных кадров общества в) низший класс - малоквалифицированные рабочие и лица без профессиональной квалификации. Итак , социальная структура и стратификация чрезвычайно важные регуляторы эволюции общества . Они определяют пути развития и эффективность экономики , поскольку разные социальные группы занимают в них вполне определенное положение и стремятся к реализации своих интересов . Социальная структура и стратификация оказывают решающее влияние и на политические отношения в обществе , которые на практике проявляются в форме политической борьбы владения и между различными группами по использованию государственной власти.
9. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УКРАИНЫ
Под гражданским обществом - понимают систему независимых от государства межличностных отношений и социальных институтов, выражает свободу членов общества и обеспечивает контролирующее влияние на государство. Если говорить о гражданском обществе, как о группе людей, то эти люди являются независимыми , они имеют возможность реализовывать свои личные цели.
Такой тип общества в Западной Европе начал формироваться в конце XIX в . В России и соответственно в Украине развитие гражданского общества был остановлен установкой тоталитаризма в 1917. Сейчас здесь снова строится гражданское общество.
Гражданское общество имеет определенные признаки. Во-первых, это социально неоднородно, стратифицировано общество. В нем существует много общественных слоев (страт ). Во-вторых, в гражданском обществе полностью признается право частной собственности. Физическое или юридическое лицо может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, ей принадлежит. В-третьих, в гражданском обществе производитель и потребитель существуют независимо друг от друга, преобладают рыночные отношения товарооборота. Наконец, в-четвертых, гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей , открыто провозглашаются и защищаются .
По мнению известного отечественного социолога Шульги в гражданском обществе поддерживается свобода каждого члена общества как человека . Конечно , государство не может предоставить каждому неограниченную свободу , потому что это приведет к распаду общественной стабильности . Поэтому существует такой принцип : права одного человека заканчиваются там , где начинаются права другого человека . Для граждан действует правило - разрешено все , что прямо не запрещено законодательством , для государственных служа щих действует другое правило. Разрешено только то , что прямо предусмотрено законодательством.
В гражданском обществе поддерживается независимость и автономность каждого его гражданина .
Как известно , многие современные государств провозглашают в своих основных законах наличие гражданского общества и правового государства. Согласно Конституции Украины , она тоже является правовым государством . Но , к сожалению , в Украине пока законодательство не соответствует действительности. Уровень защиты прав граждан не столь высок, как мог бы быть .
Итак , вообще можно считать утопической построение идеального общества , однако Украина идет путем цивилизованного развития и , возможно , со временем она сможет стать действительно правовым государством с гражданским обществом.
10. КОНЦЕПЦИЯ « ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА », ЕГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГОСУДАРСТВОМ
Категория « общество» многогранно. Современная наука оперирует такими понятиями как общество « классовое » , « сегментарное » , « изобилия» , «потребление » , «досуг » , «открытое » и другие. Рассмотрим последнюю категорию , как наиболее интересную с теоретической и практической точек зрения.
Открытое общество - понятие, введенное в оборот А. Бергсоном в книге «Время и добрая воля », и активно использовалось К. Поппером (в книге « Открытое общество и его враги» . К. Поппер выделил главные характеристики открытого общества: отказ от любых притязаний кого бы то ни было на обладание абсолютной истиной ; законность свободных обсуждений любых социальных проблем вкупе с традицией того, чтобы результаты публичных дискуссий влияли на политику, наличие институтов, способствуют воли тех , «кто не ищет выгоды».
Интерпретируя понятие и принципы демократии , лежащие в основе открытого общества , К. Поппер отмечает следующее :
1) демократию , в принципе , недопустимо характеризовать как правление большинства , даже в контексте важнейшего института всеобщих выборов. Действия власти должны быть реально ограничены правом изменения ее без кровопролития ;
2) и конституция любого государства, называющего себя демократическим, изначально предусматривает лишь один тип изменений в имеющейся совокупности законов - трансформации, подвергающие опасности демократию;
3) власть, которая не обеспечивает эффективности социальных институтов, гарантирующих меньшинству право инициировать адекватные реформы , переходит в режим и, очевидно , может классифицироваться как тирания и диктатура ;
4 ) всестороннее развитие общественных институтов , охраняющих демократию , не означает , что в обществе не существует скрытых антидемократических интенций и во властных структурах , и в массе индивидов ;
5 ) следует помнить , что падение даже несовершенной демократии является шагом назад , ибо ведет к исчезновению всех прав , хотя бы при условии сохранения экономического роста , а социальная покорность произволу власти становится императивом .
Концепция открытого общества неоднократно подвергалась критике, трудно не согласиться со многими ее интересными и обоснованными идеями. Вовторой половине ХХ в . американский политолог и финансист Дж. Сорос развернул активную пропаганду курса на осуществление открытого общества. Открытое общество представляется высшей формой организации общественной жизни , которую стремится воплотить Европейское сообщество .