Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
44.Концепция истор.развит. общ-ва в истор. Ф. Философия истории представляет собой особую сферу философского знания, в которой речь по преимуществу идет об основоположениях удивительного феномена - человеческой истории. Среди множества концепций исторического развития можно выделить две. Сторонники унитарно-стадиальной точки зрения полагают, что реально существуют не только отдельные социоисторические организмы (народы, культуры), но и человеческое общество как единое целое. Сторонники другой, плюралистической точки зрения, полагают, что суть истории заключается в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно автономных социальных образований (культур или цивилизаций), каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Наиболее яркими представителями данных точек зрения являются марксистская концепция общественного развития (Маркс Энгельс) (материалистическое понимание истории) и цивилизационный подход (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я.Данилевский). 45. Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Концепции элит. Уже Аристотель указывал, что чел-ка побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с другими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Субъект ист. процесса - личность, действ. сознательно и ответственная за свои действия. Группа тж. может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность.Основные соц. субъектами исторического процесса явл. обществ. классы. Борьба классов была движ. силой общ. развития на определенной его стадии. Изучение роли личности и масс в истор. Явл.актуальной. Различные фи-фы пытались дать свой ответ на этот, казалось бы, легкий вопрос. Как свидетельствует история, роль нар. масс во многом зависит от того, какое политич. и идейное -во они имеют в данный исторический момент в данной стране. Поэтому роль масс нельзя рассматривать в оторванности от классов и партий, от вождей, которые их возглавляют. Марксизм, выявивший закономерности исторического развития, в то же время никогда не отрицал большой, а в определенных обстоятельствах решающей роли личных качеств. Влияние широчайших нар. масс на прогресс культуры проявляется в многообразных формах, как непосредственно, так и опосредствованно. Основа всякой духовной культуры язык создан нар. Массами.Тип элиты основном зависит от полит.режима, в котором она существует. Выделяют два основных типа элит - открытую и закрытую.Открытая элита. Она допускает спонтанный приток новых членов, подвергая при этом остракизму (осуждению) нарушение установленных правил.Закрытая элита. Характерная для тоталитарного режима и имеет следующие признаки: отрицает спонтанность формирования, точное выполнение директив руководства. 47. Проблема направленности исторического процесса и его детерминации. Понятие общественного прогресса. Критерии прогресса. История-это борьба за создание и развитие мира ценностей. Так реализуется смысл истории. То есть история развивается через человека. История реализуется через общение культур, их диалог. История-предпосылка познания нашей подлинной человеческой сути. Древние греки приписывали истории циклическую форму развития. Человеческое бытие осмысливается как совокупность вечно повторяющихся фаз.Идея прогресса возникла во второй половине 18 века. Основой послужило развитие капитализма и буржуазные революции.( Тюрго, Кондорсе, Вольтер). Прогресс-это такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Были характерны черты :1)Идеализм- причина развития общества в духовном начале. Критерии прогресса наука, мораль, право, религия.2) Метафизичность- Конт, Спенсер понимание прогресс как плавное движение без революций. 3) Конец развития в достижении некой абсолютной формы общества. 49. Понятие культуры. Концепции культуры. Диалог культур в современном мире. Философия рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественнойжизни. В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенством человека. Культура это Богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человекавысокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.Аксиологический (ценностная) концепция заключается в соотнесении культуры с миром человеческих ценностей. Согласно ценностному подходу культура есть не что иное как реализация идеально-ценностных установок, рассматриваемых под углом их значимости для человека. Игровые концепции культуры (Й.Хейзинга, Г. Гессе, Е.Финк, Х.Ортега-и-Гассет) связывают происхождение и жизнедеятельность культуры с феноменом игры. Распространение в современной философии культуры получил так же «диалоговый» подход» (Библер, Б. Ю. Лотман, М.Бахтин), при котором культура рассматривается как «встреча культур», пересечение систем смыслов, имеющих свою суть и внутреннюю логику. Диалог культур является формойсуществования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями. Поэтому часто, говоря о культуре, мы уточняем: русская, французская, американская, грузинская и т.д. Национальные культуры могут взаимодействовать по различным сценариям. Одна культура может исчезнуть под давлением другой, более сильной культуры. Культура может уступить нарастающему давлению глобализации, которая насаждает усредненную интернациональную культуру, основанную на потребительских ценностях. |
43.Соц.-фил. Мысль о пробл. Глобализ. В совр.миреГлобализ. - это процесс полит.-эконом. и интерсоциальной гипервзаимозависимости различных общ-в, за счет выхода властных полномочий действий и интересов за пределы нац. границ и гос. территорий, что влечет за собой стандартизацию миропонимания, навязывание поведенческих и ценностных стереотипов.Процессы глоб.имеют своим началом последние десятилетия XX века, когда достижения НТР в области информатики и связи, развитие международных контактов и в особенности бурное развитие Интернета привели к созданию мир.сообщества.Совр. этап глобализации, в основе которого лежат естеств.процессы в сфере информатизации и телекоммуникации, отличаются тем, что достижения в области технологии и информатики становятся инструментом глобализ. Противоречивость процесса глобализации в том, что, с одной стороны, объект.потребность различных стран во взаимодействии для решения мн-ва экономических, политических и других проблем, потому процесс глобализации предстает как общецивилизационная перспектива, но в то же время процесс глобализ. делает события в мире непредсказуемыми.Каждый народ, каждый регион, каждая культура имеют полноценное право участвовать в формировании глобального мира, его облика. Процесс глобализ.по своему историч.предназначению и как НТР, является общечеловеческим явлением и призван служить прогрессу, интересам широких нар.масс.Глобализ-я может быть направлена во благо человека, а может быть и антигуманной. Историч.потребность альтернативной, справедливой глобализации выражается в движении антиглобалистов. Антиглобалисты за новую демократическую интеграцию. В настоящее время невозможно однозначно оценить процесс глобализ. как свидетельство позитивного или негативного развития.46. Наука и техника и их роль в развитии цивилизации. В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров, и даже задолго до паровой машины. Она существует чуть более 300 лет, но оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры - это мы видим повсеместно, и сегодня этот процесс идет по всему миру. Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину, позволяющую лечить многие болезни, но вместе с тем она устранила действие естественного отбора, который на заре становления человечества вычеркивал носителей генетических ошибок из цепи сменяющихся поколений. С ростом мутагенных факторов в современных условиях биологического воспроизводства человека возникает опасность резкого ухудшения генофонда человечества. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности. 48. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса. Нелинейные - появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала. Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм. Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов. 50. Альтернативы развития человечества в 21 веке. По мнению ряда исследователей, XXI век должен принципиально отличаться как от всех предшествующих столетий, так и от наиболее близкого ему хронологически ХХ века. Главной причиной этого является то, что в течение ХХ века человечество создало мощную техносферу, ряд элементов которой во второй половине ХХ века все более стал выходить из под контроля человечества. Техносфера, с одной стороны, является частью ноосферы, сложнейшей ее частью, но только частью, и включает в себя как вещественные, так и ментальные элементы бытия человека. Но, с другой стороны, техносфера, особенно в современном ее варианте, все более становится мощной самоорганизующейся областью ноосферы, имеющей свои собственные законы функционирования и развития, и активно влияющей на всю ноосферу в целом. Если объем потребляемых ресурсов на одного человека будет увеличиваться, что будет обуславливать рост его жизненного уровня, в этом случае XXI век век прогрессивного развития человечества; в альтернативном исходе XXI век станет веком дальнейшей деградации человечества. Ухудшается генофонд человечества. Это связано с ухудшением условий жизни населения (низкое качество воздуха, воды, почвы, питания |
41.Особ-ти познания соц.реальности .Эволюция представл.об обществе в Ф. Значимости прир. начала в социальности ф-фы уделяли большое внимание.Нек-е придерживались антропологического принципа, рассматривая человека и общество как часть природы (Спиноза, Дидро, Гольбах). Другие рассматривали об-во как рез-т соглашения индивидов (теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо и др.). Согласно теории соц. действия (Вебер) отношения между людьми в обществе складываются на основе понимания действий друг друга, смысла их намерений и целей. Структурно-функцион. анализ (Спенсер, Парсонс) сосредоточил свое внимание на изучении отношений между классом структур и классом функций, необх. для стабильного существования общества как системы. А постмодернизм (Барт, Делез и др.), настаивая на радикальной плюральности человеч. жизни, вообще исключает из поля своего пристального внимания понятие общества.Благодаря К. Марксу в XX в. широкое распространение получил деят-й подход в объяснении социальности, согласно которому в 1-ю очередь труд.деятельность по производству матер. благ создает каркас общества.Важнейшая проблема соц. ф-и выяснить условия ед-ва, целост-ти общ-ва, его смысла. Такая постановка задачи в корне отличает соц. ф-ю от других соц. наук.Очень важной является проблема зак-й функц.и развития общества. Решая эту задачу, соц. ф-я заявляет о себе как о научной области знания. Трудно не согласиться с известным высказыванием Маркса, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.В совр. условиях подчеркивается важность гражд. общества такого соц. объединения, кот. ставит своей задачей гарантию прав и свобод личности на основе равенства всех перед законом (идея прав. государства).Соц. ф-я не только выявляет и объясняет специфические срезы своего предмета, но и занимается поиском наиболее эффективных методов познания. 42.Общество как сис-ма.Сфера общ. Жизни и их вз-аимосвязь Для описания общ-ва ныне широко исп-ся общепринят. в теор. Сис-мы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение-Анализ общества как системы предполагает: выявление стр-ры соц.системы - ее элементов, а также характера их взаимодействия;пределение целостности системы, системообразующего фактора; изучение степени детерминированности системы, вариативности такого развития; анализ социальных изменений, основных форм таких изменений.Разумеется, при анализе общества как системы следует учитывать его специфику. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков::множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений; разнородностью, разнокачественностью социальных элементов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные.Особую специфику социальной системе придает уникальность ее основного элемента - человека,; обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей деятельности, типа поведения, что придает развитию общества большую степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости.Соответственно, четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре сферы общественной деятельности:• социальная );материальная);духовная;:управленческая (политическая как высшая стадия), или организационная. Несколько иной подход развивает К.Х. Момджян, который выделяет четыре основных типа деятельности -материальное производство, духовную, организационную и социальную деятельность. |