Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

АРХИТЕКТУРА СССР С 1955 ГОДА После принципиального перелома в общей направленности архитектуры; который на

Работа добавлена на сайт samzan.net:


§ 4. АРХИТЕКТУРА СССР С 1955 ГОДА

После принципиального перелома в общей направленности архитектуры,; который наметился в конце 1954 г., в 1955 г. последовал ряд постановлений и государственных мероприятий, в корн® изменявших положение в архитектуре. Началось перевооружение строительной техники. Партия и правительство при активной поддержке всего народа взяли решительный курс на то, чтобы ускорить решение важной народнохозяйственной проблемы — полного обеспечения трудящихся городов и сел благоустроенным жилищем. Эта проблема могла быть быстро решена лишь на основе максимальной индустриализации строительства, всемерного внедрения наиболее передовых сборных методов строительного производства и прогрессивных крупноразмерных конструкций.

На основании постановления Совета Министров СССР «О мероприятиях по обеспечению развития производства строительных конструкций, деталей и материалов» от 24 августа 1955 г. в стране было заложено 402 новых завода и 200 полигонов для производства, сборных железобетонных конструкций и деталей. За последующие 3 года объем произведенного сборного железобетона должен был увеличиться в 5 раз.

23 августа 1955 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». В нем запрещалось строить по индивидуальным проектам,  помимо отдельных случаев на которые требовалось специальное разрешение Госстроя, и разрешалось строить такие здания, как жилища, школы, больницы, детские учреждения, кинотеатры, клубы, магазины, столовые, бани, прачечные, дома отдыха, санатории, техникумы, ремесленные училища (с 1956—1957 гг.), только по типовым проектам. Расширялось применение типовых проектов в области промышленного, транспортного и сельскохозяйственного строительства.

Особенное значение имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем отмечалось, что в работах многих архитекторов и проектных организаций получила широкое распространение внешнепоказная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами, что не соответствует линии партии и правительства в архитектурно-строительном деле. Увлекаясь показной стороной, многие архитекторы, — говорилось в постановлении, — занимаются главным образом украшением фасадов зданий, не работают над улучшением внутренней планировки и оборудования жилых домов и квартир, пренебрегают необходимостью создания удобств для населения, требованиями экономики и нормальной эксплуатации зданий. Отмечалось, что во многих своих работах бывшая Академия архитектуры СССР была носителем одностороннего, эстетского понимания архитектуры, преувеличивала и искажала роль классического наследия, прививала некритическое отношение к нему. Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий.

В постановлении приводилось много конкретных примеров показного украшательства. В их числе: жилые дома по ул. Горького в Москве (арх. А. Жуков), по Можайскому (арх. Д. Чечулин) и Ленинградскому шоссе (архитекторы М. Готлиб и А. Хилькевич), гостиница «Ленинградская» (архитекторы JI. Поляков и А. Борецкий), жилые дома в Баку (арх. М. Усейнов), санатории (арх. Б. Ефимович) и многие другие.

В постановлении было кратко указано, в чем должны искать советские архитектуры решение художественных задач зодчества. «Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. Привлекательный вид зданий и сооружений должен создаваться не путем применения надуманных, дорогостоящих декоративных украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших их пропорций, а также правильного использования материалов, конструкций и деталей и высокого качества работ».

Вслед за этим постановлением началась разработка новых типовых проектов жилых домов до пяти этажей, гостиниц, домов отдыха, санаториев, школ и детских учреждений, магазинов и предприятий общественного питания, кинотеатров и др. Постановление поручало Госстрою СССР провести ряд конкурсов на лучшие типовые проекты жилых и других зданий, экономичных конструкций.

С 26 ноября по 3 декабря 1955 г. работал Второй Всесоюзный съезд советских архитекторов, который, приветствуя решения партии и правительства, отметил, что «ошибки в архитектуре были следствием ложной направленности в работе многих архитекторов, одностороннего понимания ими задал архитектуры, преувеличения и искажения роли классического наследия, пренебрежения к требованиям индустриального строительства», а также, что «отклонения от линии партии и правительства в архитектурно- строительном деле имели широкое распространение в деятельности архитекторов».

Практика советской архитектуры после коренного поворота, происшедшего в 1954-1955 гг., показала, что с новым этапом  развития, помимо отказа от излишеств, пришло еще много других принципиальных изменений. Углубленнее стали поиски рациональных решений зданий на основе наиболее передовой техники, открылись новые пути удешевления строительства при общем улучшении его качества. Шире стали изучаться прогрессивные явления в современной зарубежной архитектуре.

Стремление сделать планировку жилого комплекса более удобной для населения, органичнее связать ее с современной системой обслуживания и освободить от больших работ по инженерной подготовке территории привело к широкому использованию микрорайона в качестве новой планировочной единицы, пришедшей на смену кварталу.

Площадь проектируемых микрорайонов обычно составляет от 30 до 50 га при населении от 5 до 10 и даже до 15 тыс. человек. Главные признаки микрорайона — размещаемая в нем сеть обслуживания (магазины, детские учреждения и т. д., включая школу, спортивный комплекс и сад) и удаление транспортных магистралей за его пределы. Жилые здания располагаются так, чтобы они имели наилучшую ориентацию в отношении инсоляции и розы ветров. При этом учитывается рельеф и, чтобы сократить объем земляных работ по вертикальной планировке участка, здания и внутренние проезды размещаются по возможности вдоль горизонталей. Отпадает периметральная и регулярная застройка, она заменяется свободной планировкой, живописной композицией зданий в сочетании с растительностью. Жилые дома, как правило, применяются типовые, без угловых решений, но разного типа по назначению: секционные для семей средней численности, гостиничные для малосемейных и одиночек, сблокированные, с двухэтажными квартирами и прямым выходом в сад для многосемейных, дома для престарелых граждан и др.

Группа микрорайонов объединяется районным центром с более крупными учреждениями обслуживания (универмаги и пр.), а несколько районов объединяются общегородским центром.

Такая система планировки города, разработанная в 1957—1958 гг., запроектирована в 1959—1960 гг. для многих городов, но практически но могла быть полностью осуществлена за столь короткий срок, в течение которого во многих местах завершалось строительство заделов, заложенных еще по квартальной и периметральной системе. В качестве комплекса, в котором осуществлены прогрессивные планировочные принципы, наиболее известен небольшой по площади экспериментальный микрорайон, построенный в 9-м квартале Новых Черемушек в Москве (архитекторы Н. Остерман, Г. Павлов, В. Свирский и многие другие по отдельным зданиям, 1956—1958 гг.).

Квартал включает 27 зданий, в числе которых — 14 жилых домов, 2 продовольственных магазина, столовая, универмаг, детский сад и ясли, школа, кинотеатр, хозяйственный блок и др. Поскольку квартал строился с экспериментальными целями, ни набор зданий, ни размер участка (12 га), ни количество населения (свыше 3 тыс.) не отвечают нормам, установленным для микрорайона. Экспериментальным назначением квартала объясняется и тот факт, что в нем почти нет одинаковых зданий, а все жилые дома отличаются друг от друга планировкой квартир, материалами или конструкциями. Предметом эксперимента были эти особенности зданий и главным образом удобство разных планов малометражных квартир. Другой такой же экспериментальный микрорайон строится в Челябинске на площадке в 27,3 га .

Вторым важным явлением архитектуры после 1954 г. стала новая планировка жилых домов. В 1955 г. началась разработка квартир, предназначенных для односемейного заселения (арх. К. Алабян).

В соответствии с указанием постановления об устранении излишеств Госстрой СССР и Союз архитекторов провели в 1956 г. несколько открытых и закрытых конкурсов на типовые жилые дома с новыми типами квартир. В конкурсах приняло участие более 10 ООО архитекторов и инженеров. На основании конкурсных предложений окончательно определился тип односемейной квартиры. Изменение структуры квартир дало возможность значительно повысить их удобства и снизить стоимость в среднем на 30%, а стоимость 1 м2 жилой площади— в среднем на 10-11%.

В основу проектирования новых типов жилища легло стремление предоставить каждой семье отдельную маленькую квартиру с санитарным узлом, кухней и другими подсобными помещениями при дальнейшем снижении стоимости 1 м2 жилой площади. В результате было создано несколько видов новых экономичных малометражных квартир, лучшие из которых были утверждены как типовые (рис. 324). В новых квартирах сокращены подсобные площади, увеличена компактность санитарного узла (он сделан совмещенным), несколько снижена высота этажа (2,5 м в чистоте), путем устройства проходной общей комнаты исключена возможность ненормального покомнатного заселения.

На основании материалов конкурсов Госстрой СССР утвердил в начале 1957 г. номенклатуру новых типовых жилых домов и зданий торгового и культурно-бытового назначения. Внедрение типовых проектов в строительство продолжало увеличиваться. В 1954 г. государственными организациями по типовым проектам строилось 55% жилых домов, в 1955—59%, в 1956—63%, в 1957— до 70%. Помимо типовых проектов зданий, были созданы каталоги типовых конструкций, обязательных к применению в жилищном, гражданском и промышленном строительстве.

Начало строительства заводов сборных конструкций, строгое внедрение типизации, обозначали подлинную революцию в жилищном строительстве. Поэтому понятно, что в тот же период — 31 июля 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», в котором выдвинули историческую задачу — устранить в предстоящие годы недостаток в жилищах, построить 215 млн. м2 жилой площади. Тем самым жилищное строительство выдвинулось в народном хозяйстве на передний план, внимание к нему, его объемы и темпы настолько увеличились, что это тоже должно быть отнесено к числу принципиальных изменений, характерных для нового этапа развития архитектуры.

Принципиально меняются также конструкции зданий массового строительства. В начале и середине 50-х годов несколько большее развитие получали крупноблочные конструкции стен, особенно в Ленинграде и Киеве, в котором лучше всего удалось наладить производство и применение крупных блоков из кирпича (Первомайский район, Дарница и др.). Однако в последние годы наибольшее значение приобрели крупнопанельные конструкции. Преимущества, обусловливающие быстрое распространение панельных конструкций, сводились к тому, что панель ускоряет монтаж здания, облегчает его вес, позволяет полнее (экономичнее) использовать свойства материалов, допускает увеличение степени заводской готовности детали, более удобна для заводского производства на минимальном числе поточных линий.

В 1958—1959 гг. определилось несколько основных типов панелей: гладкая, облицованная плиткой, и панель с контуром жесткости, выпускаемая кассетным способом или прокатом на стендах (инж. А. Сусников), тонкостенная ребристая панель, выпускаемая методом непрерывного вибропроката (инж. Н. Козлов), трехслойная газобетонная панель (инж. JI. Юзбашев). Разработанная инженером Юзбашевым для типовых домов крупнопанельная конструкция с внутренним железобетонным каркасом и наружными несущими панелями успешно применена в Череповце (рис. 325). Изучение панельных конструкций привело к новой конструктивной схеме жилого дома. Роль несущих конструкций перешла к поперечным стенам и перегородкам; наружным стенам оставлена только функция теплоизоляции.

Дома с несущими поперечными панелями-перегородками после экспериментальной , проверки при строительстве дома в 9-м квартале Новых Черемушек применены в массовом количестве при застройке района Хорошево — Мневники в Москве, новых районов в Ленинграде и других городах .

В Ленинграде производство и сборка панелей организованы на домостроительных комбинатах, которые ведут монтаж зданий :с колес» и выполняют весь производственный цикл постройки надземной части здания, начиная от производства панелей и кончая сдачей заказчику в эксплуатацию готового, отделанного здания. Вслед за Ленинградом метод домостроительных комбинатов был подхвачен и другими городами.

Распространение строительства по типовым проектам и сокращение проектирования на местах вызвало необходимость создать Институт экспериментального проектирования, который подготавливает замену действующих типовых проектов новыми, более совершенными. Такая замена должна производиться планомерно через ряд лет после проверки новых типов зданий в натуре и с минимальными изменениями в оборудовании заводов, производящих сборные железобетонные элементы зданий.

В приемы проектирования зданий общественного назначения новый этап развития советской архитектуры также вносит много нового. В течение 1955—1958 гг. были проведены открытые конкурсы на проекты массовых общественных зданий, лучшие из которых были разработаны затем как типовые. При разработке рациональных и экономичных проектов этих зданий (детских учреждений, школ, клубов, лечебных, торговых учреждений и учреждений общественного питания) выдвинуты в 1959—1960 гг. два важных принципа. Первый — это кооперация, совмещение некоторых из учреждений друг с другом в одном здании (клуб и магазин, детский сад и столовая), второй — унификация строительных элементов (перекрытий, санитарных узлов, панелей, лестниц и т. п.), а также унификация шагов и пролетов, т. е. сетки опор с приближением их габаритов к габаритам, с одной стороны, элементов, принятых в жилищном строительстве, а с другой — элементов промышленных зданий. Такая унификация имеет большое экономическое значение, так как позволяет с помощью имеющегося оборудования заводов сборных железобетонных изделий изготовлять элементы для всех типов зданий массового назначения.

Как и в жилищном строительстве, в корне изменилась архитектурно-художественная характеристика общественных зданий. Ведущими качествами их художественного облика стали благородная простота, современность материалов и конструкций, легкость форм и светлая радостная цветовая гамма. Исчезли декоративные архаические атрибуты, загружавшие фасады общественных зданий предыдущего периода. Появились большие плоскости стен и стекла, сочетающиеся с другими конструктивно правдивыми и функционально обоснованными элементами: балконами, галереями, стеклянными витринами, легкими ограждениями и т. п. В композициях широко используются эстетические свойства самих строительных материалов — стекла, пластмасс, алюминия, различные фактуры бетонов и т. п. Контрастно используются цветовые акценты, смело вводится в композицию растительность и малые архитектурные формы.

Среди выдающихся общественных сооружений, возведенных после 1954 г., наиболее крупным является спортивный комплекс в Лужниках в Москве (архитекторы А. Власов, А. Хряков, И. Рожин, инженеры В. Насонов, В. Поликарпов и др., 1956 г.). В него входят большая открытая спортивная арена на 120 тыс. человек (рис. 327), крытый стадион на 15 тыс. человек, открытый бассейн, стадион ручных игр и другие здания, размещенные в большом заново созданном парке. Архитектура комплекса создает необходимые удобства для спортивной работы, обслуживания и эвакуации больших масс зрителей. Во внешних формах зданий, сооружений и их деталей видно желание авторов добиться простоты, правдиво отражающей как присущие спорту мужество и строгость, так и структуру железобетонных конструкций.

Эта работа интересна еще тем, что указывает на рост мастерства зодчих, сформировавшихся полностью в процессе развития советской архитектуры. Уже упоминались Парк культуры и отдыха им. Горького и Крымский мост в Москве, восстановление Крещатика в Киеве, руководящим автором которых был архитектор А. Власов (род. 1900 г.). Он же возглавляет мастерскую, разрабатывающую окончательный проект Дворца Советов, возводимого в Юго-западном районе Москвы. Для работ А. Власова характерно стремление отражать в трактовке сооружения новое социальное содержание и требования современности, применять прогрессивные решения и конструкции.

В числе лучших произведений советской архитектуры конца 50-х годов — павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 г. (архитекторы Ю. Абрамов, А. Борец- кий, В. Дубов, А. Полянский, инж. Ю. Рацкевич). Это стеклянный параллелепипед (150X72 м), поддерживаемый двумя рядами легких стальных опор, стоящих внутри его на расстоянии 12 м от наружных стен (рис. 328). Опоры проходят сквозь крышу, так как к их верхним концам подвешены на винтах свободные концы балок, несущих перекрытие и алюминиевый переплет стеклянных стен. По своей простоте и легкости павильон был отнесен общественным мнением мира к числу лучших павильонов выставки.

Для нового этапа развития советской архитектуры характерно также здание панорамного кинотеатра «Мир» в Москве (архитекторы В. Бутузов, Н. Стригалева). Остекленная входная часть, отделка фойе и зрительного зала свободны от архаических декоративных форм, но вместе с тем имеют привлекательный вид благодаря правильному использованию материалов, в том числе новых (релин и др.). Выстроенный ранее кирпичный многогранный цилиндр удачно включен в план кинотеатра, хорошо размещены места зрителей, комплекты киноаппаратуры, экран, пути эвакуации.

Число жилых комплексов и общественных зданий нового типа продолжает увеличиваться. В 1961 г. закончен ряд зданий, хорошо представляющих новый этап развития советской архитектуры. В их числе крытый стадион в Киеве, новые станции метрополитена Москвы и Ленинграда, гостиница «Юность» в Москве (архитекторы Ю. Арнд, Т. Баушева, инж. Н. Дыховичная), пионерский лагерь «Морской» в Артеке (архитекторы А. Полянский, Д. Витухин, инж. Ю. Рацкевич) и, наконец, Кремлевский дворец съездов (архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц, Е. Стамо, П. Штеллер, Н. Щепетильников, инж. Г. Львов), в котором проходил XXII съезд КПСС. Он вмещает зрительный зал на 6 тыс. и банкетный на 2,5 тыс. чел., кулуары из более чем 800 помещений. Общий объем здания свыше 400 тыс. м3, высота — 35 м, заглубление в землю — 15 м. Конструкции из металла и железобетона, наружная облицовка из белого уральского мрамора, во внутренней отделке применены алюминий, пластики, мозаика для живописи панно. Приветствуя строителей Дворца, ЦК КПСС и Совет Министров СССР отметили, что это здание — «значительное достижение современной советской архитектуры», «величественное сооружение, которое сочетает необходимые удобства, передовые инженерно-технические решения и высокие художественные достоинства». Крупнейшим событием в архитектуре должно стать осуществление на юго- западе Москвы экспериментального жилого микрорайона, на планировку которого был проведен в 1959-*-1960 гг. международный конкурс.

Меняется характер и сельского строительства, которое ведется в связи с укрупнением колхозов, новой районной планировкой территории колхозов, освоением целинных земель, превращением деревень в поселки городского типа. Повышается капитальность жилых домов, начинают применяться в селе блокированные и даже секционные дома.

Заводы железобетонных изделий по всей стране все в большем числе вступают в строй, увеличивается сходство процесса строительства с поточным производством промышленных изделий. Эта материальная база будет в ближайшие годы оказывать сильное влияние на методы ведения строительства и на самую архитектуру зданий.

Промышленные и транспортные сооружения, общественные и жилые здания городов и сел составляют важную часть материальной базы общества, условие развития его производительных сил. Трудная и почетная задача советских архитекторов — построить здания, способные ускорить приближение коммунизма. Поиски новых путей архитектуры не ослабевают, их вдохновляют указания Коммунистической партии. На Третьем Всесоюзном совещании по строительству в апреле 1958 г. Н. С. Хрущев отметил:

«Многие неправильно понимают задачи перестройки и рассматривают ее только как сокращение архитектурных излишеств. Дело в принципиальном изменении направленности архитектуры, и это дело надо довести до конца».

Становление новой направленности в творческой практике совершается в наши дни силами каждого архитектора, инженера и техника. Знание большого пути, пройденного советской архитектурой, помогает избежать прежних ошибок, правильно осознать свое место в рядах большого коллектива строителей коммунизма.




1. Тема урока Золотое правило этики Цель урока- дать начальное представление об этике этичном поведении
2. Курсовая работа- Особенности влияния экономического кризиса на жизнь британцев
3. статистика имеет латинское происхождение от sttus что означает определенное положение вещей ~ состояние
4. по теме Зима Животные
5. Методические основы диагностики несостоятельности банкротства организации
6. Организационное управление и дизайн
7. тема ~ это совокупность взаимосвязанных и взаимосоединенных процессоров или вычислительных машин перифери
8. а будет лысым ой
9. Предупреждение и пресечение коррупции в иностранных государствах
10. А. Пискунов
11. Лекция 3 Основы физиологии труда
12. ПРЕВРАТИТЕ ПОТ В ЭНЕРГИЮ
13. Функции философии и её роль в жизни общества
14. Создание сборочного чертежа одноступенчатого цилиндрического редуктора
15. план развития АТП
16. темами Нижегородского государственного университета им
17. Персептивная система человек
18. реферату- Художній розпис тканинРозділ- Народні промисли Художній розпис тканин Зміст Вступ
19. тематики та інформаційних технологій Протокол від 2012 р
20. Тема- Бизнес план создания мастерской по ремонту компьютерной техники СПЕЦИАЛЬНОСТЬ- 220417 ГРУППА- А41