Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

американский социолог родился 23 января 1889 года в селе Турья Ярснского уезда Вологодской губернии в семье р

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.6.2024

Питирим Александрович Сорокин—русско-американский социолог, родился 23 января 1889 года в селе Турья Ярсн-ского уезда Вологодской губернии в семье русского золотых, серебряных и иконных дел мастера и крестьянки-коми; умер 10 февраля 1968 года в США. Осиротел в возрасте 12 лет. Закончив в 1904 году с отличием Гамскую двухклассную школу, Сорокин поступает в Хреновскую церковно-учительскую школу Костромской губернии. Затем учится в Петербургском университете. После окончания университета был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В 1915 году он сдал магистерские экзамены, а в январе 1917 года получил звание приват-доцента Петроградского университета. В годы первой мировой войны Сорокин много работал, продолжал активно публиковаться, читал многочисленные лекционные курсы по самым разным отраслям обществознания.

В1916 году преподаватели кафедры социологии психоневрологического института во главе с Сорокиным и К.М. Тах-таревым организовали русское «Социологическое общество имени М.М. Ковалевского», послужившее в дальнейшем фундаментом для открытия в 1919 году кафедры социологии Петроградского университета.

Февральская революциязаставилаСорокинасголовойуйти в круговерть революционных событий. Жизнь всей страны и

395


Социология: история и современность

крутые виражи его собственной биографии в течение 1917 года красочно описаны им в «Листках из русского дневника» и включены позднее целиком в «Долгое путешествие». Сорокин принимал самое активное участие в функционировании Государственной думы, Временного правительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, он редактировал эсеровские газеты «Дело народа» и «Воля народа»; некоторое время являлся личным секретарем А. Ф. Керенского.

В1918 году Сорокин отрекается от эсеровской программы. На его открытое письмо, в котором он объявил о прекращении своей политической деятельности, В. И. Ленин отреагировал статьей «Ценные признания Питирима Сорокина».

Летом 1922 года прокатилась волна массовых арестов научной и творческой интеллигенции. В это же время Ленин остро ставит вопрос о необходимости контроля над программами и содержанием курсов по общественным наукам. «Буржуазную профессуру» стали постепенно отстранять от преподавания и тем более от руководства наукой. В 1922 году Сорокин вместе с группой политических деятелей и ученых был выслан из России.

После непродолжительного пребывания в Берлине Сорокин по приглашению президента Чехословакии Б. Массари-ка отправляется в Прагу. Там Сорокин участвует в организации двух журналов («Деревня» и «Крестьянская Россия»), читает лекции в сельскохозяйственном институте, подготавливает к печати пять книг как чисто академического содержания, так и посвященные анализу текущего момента в России. В Праге Сорокин приступает к реализации своих былых замыслов, садится за написание нового фундаментального труда—«Социология революции».

Но уже осенью 1923 года, приняв приглашение видных американских социологов Э. Хайэса и Э. Росса прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда перебирается с Европейского континента в Соединенные Штаты.

396


Раздел VII. Теоретическая социология...

Он работает профессором в университете Миннесоты, а в 1929 году приглашен в Гарвардский университет. Здесь через год он создает и возглавляет социологический факультет, пригласив на работу Р. Мертона и Т. Парсонса, вместе с которыми он предпринимает активные действия по выводу социологии из дебрей эмпиризма, поставив ее на теоретическую философскую основу.

Все его творчество характеризуется междисциплинарным подходом к изучению человеческой деятельности. Он интересовался самыми разнообразными проблемами: природными катастрофами, голодом, войной, революцией, социальными кризисами, качественными свойствами нации и т. д.

В историко-социологической литературе традиционно, хотя, видимо, не вполне справедливо, принято разграничивать два периода в творчестве Сорокина—русский и американский. Конечно же, «оба» Сорокина достаточно непохожи друг на друга по кругу анализируемых проблем, по характеру использования материала, по степени зрелости и самостоятельности создаваемых теорий. Однако, очевидно то, что интегральная сущность всех сорокинских работ всегда оставалась неизменной. Более того, все его мировоззрение было пронизано философией интегрального синтеза и на уровне сциентистских программ, и на уровне жизненной философии.

В целом творческая эволюция воззрений Сорокина может быть разделена на три этапа.

На первом этапе (до 1922 года)—русском—Сорокин создает позитивистскую модель социологии, основанную на бихевиоризме. Социологическая концепция этого периода сформировалась под влиянием идей О. Конта, Э. Дюркгейма, М.М.Ковалевского, Е. В. Де-Роберти, Л. И. Петражицкого, Г. Зиммеля, а также В. М. Бехтерева и И. П. Павлова. В этот период Сорокишшнагшсаныстедующиеработы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Самоубийство как

397


Социология: история и современность

общественное явление» (1913), «Предмет и границы социологии» (1913), «Общедоступный учебникпо социологии» (1920), «Система социологии» (1920), «Голод как фактор» (1921).

Второй этап (1922—1930) характеризуется продолжением идей первого периода. Сорокин остается на позициях социального бихевиоризма и разрабатывает основные положения теории «социальной стратификации» и «социальной мобильности», которые были изложены в книгах «Социология революции» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). Но уже в конце этого периода, под влиянием философии Э. Гуссерля, Сорокин все больше обращается к проблемам философии культуры, критикуя «голый эмпиризм». Это нашло отражение, в частности, в работе «Современные социологические теории» (1928).

Третий этап характеризуется кардинальным пересмотром его взглядов, отходом от социологии бихевиоризма и эмпиризма. На передний план выдвигаются проблемы культуры, которым отводится роль определяющего фактора социальной жизни и поведения человека. Итогом работы этого периода было создание интегральной системы социологии культуры.

Именно на 30—50 годы приходится пик научного творчества Сорокина. В составе большого творческого коллектива он принимает участие в создании фундаментального труда по социологии крестьянства (1930—1932). Пишет системное исследование «Общество, культура и личность» (1947). Всемирную известность ему приносит четырехтомная монография «Социальная и культурная динамика» (1937—1941).

Отдельными книгами выходят «Социокультурная причинность, пространство и время» (1943), «Кризис нашего времени» (1943), «Преобразование человечества» (1948), «Человек и общество в опасности» (1942), «Причуды и заблуждения современной социологии» (1956), «Социологические теории современности» (1966) и другие. Последним пожизненным исследованием была статья «Основные черты русской нации

398


Раздел VII. Теоретическая социология...

в двадцатом столетии» (1967), опубликованная в специальном выпуске «Анналов американской академии политических и социальных наук».

Русский период деятельности Питирима Сорокина

На заре своей научной деятельности в Санкт-Петербурге Сорокин уделяет много внимания изучению истории народа коми, этнографии, краеведения и археологии. Он начинает участвовать в экспедициях по изучению Печорского края и в других полевых исследованиях, активно накапливая материалы наблюдений и эмпирические данные.

Сорокин написал в духе классического эволюционизма, доказывая сохранение анимизма в качестве основы верований современных зырян. На примере анализа представлений коми-зырян о двух душах человека—«лов» и «орт», сакральных процедур, верований о домовых и иных духах он показал, что участие предков в делах живущих людей рассматривается зырянами как одно из важнейших условий стабильного функционирования социума, а многочисленные ритуалы и нормы этикета следует воспринимать как отражение воззрений на соотношение двух миров—живого и мертвого. В статье также описаны семейные обряды, охотничий кодекс, правила и предписания народной медицины, представления о порче и колдовстве. Помимо этой работы, в 1910 году выходят еще две его статьи: «Историко-статистический очерк зырян» (совместно с Жаковым) и «К вопросу об общине у зырян».

В1911 году опубликованы статьи «Современные зыряне» и «К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян». Первая являет собой сжатый очерк по этнографии коми: этнические границы расселения, данные об архитектуре жилищ, структуре хозяйств, источниках доходов, описание обрядов и быта зырян. Там же описан этнопсихологический портрет коми, перспективы эволюции хозяйственного уклада и культуры. Во второй статье Сорокин, опираясь на собствен] ibie

399


Социология: история и современность

наблюдения, описал основные этапы развития семейно-брач-ных отношений у зырян. Влияние социально-антропологических концепций Г. Л. Моргана и Ю. Липперта, а также исторических взглядов М. М. Ковалевского сказалось на явном стремлении обнаружить связь современных норм отношений между полами с первобытными формами брачных институтов.

В последующие годы интересы Сорокина уходят от этнографических к социальным проблемам, но он все же несколько раз возвращается к данной теме: так, в 1917 году была опубликована одна из наиболее полных работ по религии коми—«К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян». Основная идея работы: реликты тотемизма как исторически первой формы религии сохраняются в мировоззрении коми до начала XX века. Заметим, что Сорокин, как и Э. Дюркгейм, вкладывает в понятие «тотемизм» несколько иное содержание, чем классическая этнография после Дж. Мак-Леннана. Основы тотемизма, по Сорокину, заключены в разделении окружающего мира на сакральное и профанное, и этим он и пытается объяснить содержание религиозно-мифологических верований коми. Выводы Сорокина находились в русле современных ему исследований, которые позже привели к обоснованию роли двойного принципа в культуре обществ с дуальной социальной организацией, что наиболее полно было сделано в структурной антропологии Леви-Стросса.

Ранние социологические работы Сорокина писались на основе неопозитивистско-бихевиористической методологии. В своей первой книге «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1913) социальный феномен (сфера «надорганики») определяется им как «социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов», то есть всякое взаимодействие, если оно обла-

400


Раздел VII. Теоретическая социология...

дает психическим характером, суть социальное явление. Такое явление будет обладать как чисто психологической, внутренне-психологической, так и символической, внешней природой. Игнорируя индивидуальные внутрипсихологические процессы, социолог, по мысли Сорокина, призван описывать только внешние факты, то есть не всю социальную жизнь. Отсюда Сорокин констатирует три основных формы актов поведения людей—дозволенные, должные и рекомендуемые, как не противоречащие представлениям о должном и дозволенном, а содержащие в себе «сверхнормальную роскошь». Каждая из этих форм существует как бы в связке с соответствующей ей оппозиционной санкцией: рекомендуемым актам (подвиг или услуга)—награды; запрещенным (преступление)—кара; дозволенным—«должные реакции». Историческое взаимодействие актов реакций, по Сорокину, составляет суть всемирного и исторического прогресса.

Значение этой работы для становления современных взглядов на социализацию личности несомненно, однако в ней содержался и определенный подтекст. Динамика кар и наград, согласно эволюционистским взглядам Сорокина, подчинена развитию общества от примитивных антагонистических форм через преодоление кастовых, сословных и классовых противоречий к современным демократическим структурам, идя параллельно развитию личности. В перспективе, по мысли Сорокина, все акты поведения должны мотивироваться не внешними ожиданиями окружающих, авнутриличносгаыми императивами, из которых основной—любовь к ближнему.

Таким образом, с самого начала своей научной деятельности Сорокин делает упор на эмпиризм в исследованиях, считая возможным формулировать универсально действующие и функциональные социальные законы. В частности, он ратовал за предельно четкое различие между социологией и этикой, так как первая, по его мнению, изучает «сущее», а вторая указывает рецептуру «должного». В целом социо-

401


Социология: история и современность

логическая концепция Сорокина русского периода деятельности представляет собой сплав позитивизма и социального бихевиоризма. Присутствие элементов бихевиоризма в его концепции обусловлено не только интересом к естествознанию, в частности, к химии, не только учебой в Психоневрологическом институте, но и общей ориентацией социологов-позитивистов на построение социологии по аналогии с естествознанием, в первую очередь, с биологией.

Основной труд Сорокина в российский период творчества — это «Система социологии», первые два тома которой, посвященные «социальной статике», вышли в свет в 1920 году. Созданная в русле «умеренного бихевиоризма», с опорой на эмпирию и методологию, схожую с естественнонаучной, эта система, по мысли автора, позволяла разложить всю общественную жизнь на «явления взаимодействия двух и более людей» и обратно, по такому взаимодействию воссоздать полную картину общественного устройства, комбинируя различные процессы взаимодействия, «получить любые события, начиная с увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революцией», смоделировать любую организацию или группу, начиная с трамвайных попутчиков и кончая Лигой Наций.

Простейшая модель взаимодействия имеет три элемента, три составляющие: индивиды, акты поведения, проводники взаимодействия. Анализ каждого элемента, соответственно таким характеристикам, как потребности людей, осознанность и интенсивность поведения, материальность или символичность проводников, позволил Сорокину классифицировать виды взаимодействия на антагонистическое и солидарное, стереотипное и нешаблонное и т.д. Он также подробно исследовал факторы, способствующие как сохранению, так и разложению системы социального взаимодействия: обычаи, мораль, законы, благосостояние, качество питания и другие. В этой концепции заметно влияние Г. Зиммеля, а сама она во

402


Раздел VII. Теоретическая социология...

многом предвосхитила многие теоретические положения символического иитеракционизма, в становление которого труды Сорокина внесли впоследствии огромный вклад.

Во втором томе рассмотрена структура общества в целом, исходя из посылки, что устоявшиеся воспроизводимые системы взаимодействий служат каркасом для формирования социальных групп и их агрегатов. Человек одновременно является абонентом множества социальных групп, слоев, конгломератов, классификация которых на односторонние и многосторонние, закрытые и открытые и т.п. позволяет Сорокину перейти к более подробному анализу классов, партий, государства, конфессиональных групп, элит.

Третий том в полном объеме не был напечатан, но в «Общедоступном учебнике социологии» содержится его краткое изложение под названием «социальная механика». В «Системе социологии», вопреки расхожему мнению о ней как о ранней тупиковой бихевиористской работе, можно обнаружить едва ли не все идеи, позднее глубоко разработанные Сорокиным на качественно ином уровне. Это касается и социологии революций, или, как принято говорить сейчас— социальных изменений, и теорий элит и социальной мобильности и стратификации, и социально-культурной динамики. Точность формулировок, игнорирование псевдопроблем и стремление вывести из теории практические выводы прикладного характера выгодно отличают работу от социологической литературы того времени.

Собственную теоретическую концепцию видения социологии как науки он сформулировал в пяти принципах «построения и изложения социологического материала»:

«Во-первых, социология как наука может и должна строиться по типу естественных наук, различны объекты изучения тех и других дисциплин, но методы изучения этих объектов одни и те же. Ни о каком противоположении "наук о природе" и "наук о культуре"... не может быть и речи.

403


Социология: история и современность

Во-вторых, социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть. Всякий нормативизм из социологии как науки должен быть изгнан...

В-третьих, социология должна быть объективной дисциплиной —объективной не только в смысле отсутствия оценочных норм и в смысле методов изучения явлений, но и в более специальном... значении этого термина... Задача времени— освободиться от... психологического субъективизма...

В-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить "философствование"...

В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с несчастной идеей "монизма"—незаконным детищем незаконного брака социологии с философией». И далее: «Система социологии», построенная на основе перечисленных теоретических принципов, «должна показать, что социология. .. есть... наука цельная, законченная, имеющая вполне определенные очертания и вполне определенное построение, обуславливаемое ее природой».

Поскольку в подходе к природе социологии, ее структуре, интерпретации основных понятий преобладаю! разночтения и разнобой, постольку «первой задачей всякого теоретика социологии является задача определения предмета и границ социологии как науки», что позволит избежать «неясности и неопределенности своего построения».

Но, как считает Сорокин, границы предмета, или «физиономии» социологии, будут очерчены лишь в том случае, если будет дан ответ на следующие три вопроса:«1) какие явления социология изучает; 2) почему эти явления для своего исследования требуют создания специальной дисциплины; 3) каково взаимоотношение социологии с другими сосуществующими научными дисциплинами, в частности с науками социальными». На первый и второй вопросы Сорокин отвечает с позиции единства онтологического и гносеологи-

404


Раздел VII. Теоретическая социология...

ческого, взятых в их сходстве и различии. Но это сходство и различие устанавливается им не только внутри социологии, но и между социологией и другими науками. Для Сорокина единство онтологического и гносеологического уровней определения предмета социологии означает зафиксировать «тот разряд фактов, который является предметом ее изучения, или, иными словами, установить особую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зрения других наук».

Выявив «особую точку зрения» социологии, сопоставив ее предмет с предметами физики, химии, биологии, изучающих взаимодействие в неорганическом и органическом мире, и с предметами индивидуальной и коллективной психологии и отдельных социальных наук (политическая экономия, право, религиоведение, эстетика), изучающих тот или иной аспект человеческого взаимодействия, Сорокин приходит к выводу, что это является необходимым и достаточным основанием существования социологии как «генерализирующей» науки. Используя метод аналогии, он делает следующий обобщающий вывод: «Положение социологии по отношению к частным дисциплинам то же самое, что и положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания; положение общей части физики — к акустике, электрологии, учению о свете и т.д.; положение химии по отношению к химии органической, неорганической и т.д.».

С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе. Из того факта, «что явления взаимодействия людей суть явления sui generis,* отличных от других видов взаимодействия», следует, по мнению Сорокина, необходимость существования социологии как самостоятельной дисциплины.

* Sui generis (латан.)—особого рода.

405


Социология: история и современность

Итак, основа социологического анализа — социальное поведение, социальное взаимодействие. Причем это социальное взаимодействие индивидов выступает в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом.

Очертив в общем предметную сферу социологии, обосновав практическую и теоретическую необходимость социологии в качестве самостоятельной дисциплины, Сорокин переходит к рассмотрению ее внутренней структуры — архитектонике.

Согласно Сорокину, теоретическая социология распадается фактически на три основных раздела: 1) социальную аналитику (социальная анатомия и морфология); 2) социальную механику (ее объект—социальные процессы); 3) социальную генетику (теория эволюции общественной жизни).

Практическая социология или социальная политика «должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами».1 Социальная аналитика, изучающая структуру социального явления и его основные формы, сама распадается на два подотдела: 1) подотдел, изучающий строение простейшего социального явления (в том числе определяет и разлагает социальное явление на элементы, классифицирует его основные формы) и 2) подотдел, изучающий строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений (их разложение на простейшие социальные явления, классификация основных видов сложных социальных соединений).

Это наглядно показано в приводимой ниже схеме.

Социальная аналитика изучает структуру социальных явлений, взятых в пространстве, то есть статистически. Социальная механика (или социальная физиология) изучает процесс взаимодействия людей, их поведение и те силы, которыми оно

 406

 1 Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. Сыктывкар, 1991. С. 40.



Социология: история и современность

формулирует лишь наиболее общие, родовые тенденции развития, данные во времени».

Что касается прикладной социологии (или социальной политики), то она должна быть дисциплиной научного управления обществом. Характеризуя ее, Сорокин говорит, что она должна реализовать известный афоризм О. Конта: «Знать— чтобыпредвидеть; предвидеть—чтобымочь». На основе законов, установленных теоретической социологией, она дает «человечеству возможность управлять социальными силами, утилизовать их сообразно поставленным целям». Человечество успешно будет бороться с социальными бедствиями (глупостью, преступностью, безволием, злом, искушением) только тогда, ког-даоноюздасг«шщально-пс1гхологическуюмедицину)>.Вроли последней и призвана выступить прикладная социология, которая «должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни (в экономической, политической, правовой, религиозной, научной, педагогической и т.д.), для наилучшего исполь-зованиясоциально-психологическойэнфгии. Короче, онадолж-на быть опытной системой индивидуальной и общественной этики как теориядолжного поведения». Обоснование необхо-димости социологии как самостоятельнойдисцишшнь1 Сорокин связывает с выявлением специфики и содержания понятия <шадорганическаяреальность»,*которая обнаруживается только в сфере взаимодействия индивидов, обладающих сознанием, и впродуктах взаимодействий.

Сорокин дает следующее определение феномена взаимодействия: «Явление взаимодействия людей дано тогда, когда

* Термин «надорпшическаяреальностъ» Сорокинзаимствовалу Г. Спенсе-раи Е. В. Де-Роберш. В книге «Преступление икара, подвигинаграда» «надор-ганическая реальность» определяется как «социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов». «Это то, что многае называют "социальной душой", это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином "мир ценностей"».

408


Раздел VII. Теоретическая социология...

а) психические переживания или Ь) внешние акты, либо с) и тоидругое одного (одних) из людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов. Иными словами, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют».

Определив феномен взаимодействия, Сорокин конкретизирует определение социологии: «Социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимодействия, и о результатах такого поведения».

Итак, социальное взаимодействие является «социальной клеткой», изучая которую, социологполучает необходимые знания о социальных явлениях. Общество и общественные явления —это следствие взаимодействия как минимум двух индивидов, в ходе которого они обмениваются акциями и реакциями. «Только в этом случае их взаимодействия дадут общественные процессы».

Но социальное взаимодействие «возможно только при наличии следующих условий: 1) наличности двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и повеление друг друга; 2) наличности актов, посредством которых они обуславливают взаимные переживания и поступки; 3) наличности проводников, передающих действие или раздражение актов от одного индивида к другому». Только их соединение порождает социальные явления и образует в конечном итоге социальную систему «как реальность sui generis».

Анализ структурных компонентов социального взаимодействия Сорокин ведет с учетом достижений естественных и социальных наук своего времени. В частности, приводятся последние данные биологии и психологии о психофизиологических особенностях приспособления индивида к среде. Особое

409


Социология: история и современность

внимание он акцентирует на роли потребностей как мотива поведения и деятельности человека. При этом он разработал систему потребностей, среди которых выделил потребности: 1) удовлетворения голода и жажды; 2) половую (размножения); 3) индивидуальной самозащиты; 4) групповой самозащиты; 5) движения; 6) дыхания, обмена веществ, сна, разряжения избыточной энергии (игры) и другие физиологические потребности; 7) общения с себе подобными; 8) интеллектуальной деятельности; 9) чувственно-эмоциональных переживаний и 10) волевой деятельности.

Акты (второй компонент взаимодействия) носят двойственный характер. С одной стороны, они—внутренняя реализация психической энергии индивида, сдругой—стимул, раздражитель, вызывающий ту или иную реакцию у другого индивида. Акты-раздражители подразделяются на: 1) акты делания и неделания (терпение, воздержание); 2) акты продолжительного и мгновенного действия; 3) интенсивные и слабые акты; 4) сознательные (целевые) и бессознательные акты (рефлексы, инстинкты).

Значение третьего компонента взаимодействия—проводника (материального и символического)—состоит в передаче реакции одного индивида другому. В качестве проводника может выступать язык, письменность, живопись, обряды, традиции, предметы быта и т. п., представляющие собой процесс объективации цепи «стимул (S)—реакция (R)». Являясь элементом общества, они способны изменить характер и содержа-. ние социального взаимодействия.

Поскольку общество представляет собой единство разнообразных типов взаимодействия, постольку необходимы соответствующие критерии их классификации. Таковыми выступают количество и качество самих элементов взаимодействия. В зависимости от первого структурного компонента, взаимодействия подразделяются на: 1) взаимодействия между двумя индивидами; 2) взаимодействия между одним индивидом и

410


Раздел VII. Теоретическая социология..,

многими индивидами; 3) взаимодействия между многими индивидами с той и с другой стороны или между двумя группами индивидов.

Качественные характеристики взаимодействующих индивидов или групп индивидов являются условием существования различных видов процессов социального взаимодействия.

В зависимости от природы акта, взаимодействия могут быть: а) односторонними и двусторонними; б) длительными и временными; в) антагонистическими и неантагонистическими (со-лидаристическими); г) шаблонными и нешаблонными; д) сознательными и бессознательными; е) интеллектуальными, чувственно-эмоциональными й волевыми.

В зависимости от природы проводника Сорокин выделяет механические, тепловые, звуковые, свето-цветовые и т. п. взаимодействия.

Но что является условием интеграции социальных явлений в единую социальную систему (общество)? На этот вопрос Сорокин отвечает следующим образом: «Взятое в целом, явление взаимодействия представляет... определенную систему, где в течение процесса взаимодействия существует тесная функциональная связь между центрами взаимодействия: поведение или состояние одного из них тотчас же отражается на поведении и состоянии другого, изменения одного (обуславливающего) индивида влекут за собой те или иные изменения в поведении и состоянии его контрагента. Такая зависимость может быть и взаимной... Образно говоря, взаимодействующие индивиды представляются как бы связанными друг с другом веревкой. Движения одного, в силу этой связи, "дергают" другого—и обратно».

Таким образом, причинно-функциональная зависимость, или связь между структурными компонентами социального взаимодействия, ведет к образованию «коллективного единства или коллективной индивидуальности». Там, гденеттакой связи, нет и структурного единства, а есть только пространственная,

411



Раздел VII. Теоретическая социология...

итоге к выводу о том, что причинно-функциональная связь всех частей социального взаимодействия приводит к образованию коллективного единства. Как и в любой социологической концепции, перед Сорокиным стоит проблема решения дилеммы «общество — личность». Если реализм (Дюркгейм) эту проблему решал в пользу целого (общества), а номинализм (Вебер) в пользу личности, то Сорокин решал ее по-своему: «Общество, или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности sui generis оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но, вопреки реализму, общество существует не "вне" и "независимо" от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов. Термины, подобные "социальному сознанию", "душе народа", "национальному духу" и т. д., могут фигурировать только в качестве поэтических образов; взятые же в своем буквальном смысле, они не соответствуют действительности».

Показав, что социальная интеграция детерминирована кос-мическо-теографическими, биолого-физиологическими и социально-психологическими факторами, Сорокин переходит к построению системы иерархии интеграции социальных явлений. Строит ее он в зависимости от организационного уровня среды (статики), выделяя в ней три уровня взаимодействия. Первый уровень взаимодействия — это межиндивидуальные отношения, построенные на индивидуальных биологических и психологических импульсах. Эти отношения становятся социальными в «элементарных» (непосредственных) группах. С точки зрения Сор». * и на. социальная группа есть прежде всего форма взаимодействия индивидов. «Элементарная» группа есть единение людей по какому-либо одному из общих при-

413


Социология: история и современность

знаков (например, по признаку пола, возраста, языка, профессии, веры, дохода и т. п.). Второй уровень—это различные комбинации «элементарных» групп, отношения между кот о-рыми создают своеобразные исторические условия, в которых факторы социализации (географические, биолого-физиологические и социально-психологические) либо интегрируют и образуют коллективное единство, либо дезинтегрируют и способствуют распаду социального агрегата. Третий уровень— это отношения между «кумулятивными» группами, объединенными вокругнескольких признаков (примеры «кумулятивных» групп: классы, нации, элиты и т.д.).

Сложный социальный агрегат (общество, население) есть совокупность «кумулятивных» и «элементарных» групп. Общество расслаивается на слои по горизонтали и вертикали. Индивид оказывается одновременно членом множества социальных групп—«элементарных» и «кумулятивных»,—которые бывают либо закрытыми (пол, раса, нация), либо открытыми (партия, научные, религиозные, профессиональные и т.п. группы), либо полузакрытыми (класс, сословие).

Вслед за В. Парето и Р. Михельсом Сорокин утверждает, что при длительном существовании некоторые группы (партия, церковь, армия, государство) организуются, принимая форму пирамиды, на вершине которой—элита, внизу—управляемое большинство. Неизбежность внутригруппового расслоения ведет к неравенству. Из процесса образования социальной организации следует, что в мире нет обществ без расслоения и неравенства. Могут только меняться форма и пропорции расслоения. Уничтожить же последнее нельзя. Равенство—это миф, который недостижим. Вся социальная история есть господство элиты над массами. Это господство носит фатальный характер, от которого не может спасти даже коммунизм. Поэтому «всякая попытка объяснить исторические процессы и взаимоотношения различных слоев одной группировки (например, борьбой классов и т. д.)—заранее обречена на не-

414


Раздел VII. Теоретическая социология...

удачу. Это—попытка решить уравнение со многими неизвестными с помощью одной известной величины».

По аналогии с «элементарными» группами Сорокин дает характеристику закрытых, открытых и полузакрытых «кумулятивных» групп, отношения в которых могут быть антагонистическими, неантагонистическими или нейтральными. Особое внимание он уделяет такому типу «кумулятивных групп», как «нация», «класс» и т. п., объясняя это тем, что они фигурируют как нечто вполне определенное. На самом деле они—«сплошной икс или нечто столь неопределенное и туманное, что о научности их едва ли может идти речь». Даже у К. Маркса и Ф. Энгельса, подчеркивает Сорокин, нельзя найти точного определения «понятия класса». Все теории классов подразделяются на теории «монистические» и «плюралистические». Первые выделяют класс на основании одного признака, вторые—на основании нескольких признаков. На примере пролетариата как класса он показывает, что «класс» есть «кумулятивная» группа, объединяющая три «элементарные» группировки-—профессиональную, экономическую и правовую. Таков, по мнению Сорокина, скелет любого класса, который «в конкретной исторической действительности... выступает обросшим определенными наслоениями, добавочными производными свойствами. К фундаментальным скумулировавшимся группировкам обычно присоединяется ряд других (не необходимых и без первых недостаточных) для образования класса. Сходство профессии, обеспеченности и прав влечет за собой обычно сходство образовательного уровня, вкусов, интересов, убеждений, симпатий и всего образа жизни одноклассных лиц». Обобщая классовую структуру большинства развитых стран, он выделяет в их структуре четыре класса—крестьян, пролетариев, землевладельцев и капиталистов,—объединенных в две «кумулятивные» группы: «1) классов привилегированных богатых, по профессии носителей интеллектуально! о

415


Социология: история и современность

 труда и 2) классов обделенных бедных, по профессии носителей физического труда».

Но общество, кроме стратификации, характеризуется определенной социальной перегруппировкой (мобильностью), которая также бывает двух видов—горизонтальная и вертикальная. Она выражает собой изменение объема «элементарных» и «кумулятивных» групп в обществе, исчезновение одних групп и возникновение новых. Но, наряду с географической и территориальной перегруппировкой, в обществе есть межгрупповая и внутригрупповая мобильность (горизонтальная и вертикальная).

Социальная стратификация и социальная мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, потребностям и, кроме того,—самим фактом совместной деятельности, которая невозможна без наличия определенной организации. Организация же немыслима без руководителей и подчиненных. Следовательно, неравенство—родовая черта общества, но оно должно быть разумным. Его смягчение возможно только при помощи реформ.

Сам Сорокин о своем раннем мировоззрении и стремлении интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую унифицированную систему многими годами позже напишет: «С точки зрения философии, складывающаяся система была скорее разновидностью эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основанного на логических и эмпирио-научных методах. Социологически — разновидностью синтеза конто-спенсеровской социологии эволюции и прогресса, дополненной и скорректированной теориями Н. Михайловского, П. Лаврова, Е. Де-Роберти, Л. Петражицкого, М. Ковалевского, М. Ростовцева, П. Кропоткина (среди русских социальных мыслителей) и теориями Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штам-млера, К. Маркса, В. Парето и других западных

416


Раздел VII. Теоретическая социология...

обществоведов. Политически—видом социальной идеологии, основанной на этике солидарности, взаимовыручки и свободы»1. В целом же «зрелый» Сорокин не без доли скепсиса оценивал свой юношеский оптимизм, сравнивая себя с «телком, смотрящим на мир через розовые очки».

Американский период деятельности Питирима Сорокина

Менее года понадобилось Сорокину для культурной и языковой акклиматизации. Посещая церковь, публичные собрания, университетские лекции и много читая, Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный английский язык и уже летним семестром 1924 года приступил к чтению лекций в Миннесотском университете, сотрудничая при этом с университетами в Иллинойсе и Висконсине.

Первым печатным результатом становится его книга «Листки из русского дневника» (1924), описывающая и анализирующая российские события с января 1917 года по сентябрь 1922 года.

Примечательно, что с момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глухой оппозицией со стороны академических ученых, предпочитавших тогда, по выражению Л. Коузера, видеть в нем «рассерженного политического эмигранта, злопамятного и не извлекшего никаких уроков». Лишь после того как в защиту Сорокина выступили Ч.Кули, Э.Росс, Ф.Гиддингс, предвзятость в отношении Сорокина постепенно исчезает. Случайные лекционные курсы сменялись приглашениями на постоянную работу, хотя его изначальная зарплата «полного профессора» едва достигала половины принятых размеров.

В1925 году он выпускает первую свою книгу в Америке— «Социологию революций». Написанная в русле методологических установок «Системы социологии», она дает на примере

1 Sorokin P. A. Long Journey. New Haven, 1963.
14. Социология 417


Социология: история и современность

70 революционных ситуаций анализ трехфазового изменения поведения индивидов в условиях перемешивания и ломки устоявшихся социальных групп, слоев, структур. Кроме того, в работе дан анализ изменений в языке, одежде, семейно-брач-ных отношениях, питании, генетическом коде нации, ее отношении к своей истории и т. п.

При разработке социологии революции Сорокин отталкивается от идеи социальной стратификации и социальной мобильности.

Напомним, что для Сорокина стратификация—это спо-соб измерения статуса той или иной социальной группы в различных сферах жизнедеятельности общества, градуировка слоев внутри класса, позволяющая проводить более детализированный анализ социальной структуры. Стратификационное измерение следует производить в трех социальных пространствах—экономическом, политическом и профессиональном. Само социальное пространство—это порядок размещения социальных групп в обществе и иерархическое размещение статусов в некоторых из этих групп. Оно есть значок, дистанция между субъектами. Основными составляющими социального пространства выступают социальная структура и социальная стратификация. Социальная структура является межгрупповой дифференциацией и включает в себя: 1) скопления или конгломераты, 2) группы и 3) социальные институты. Если скопления характеризуются чисто пространственной близостью случайных людей, то группы образуются на основе какого-либо признака. Они могут быть либо реальными, либо квазиреальными (нормальными). Реальные группы, в свою очередь, могут быть либо полуорганизованными, либо организованными. Если в полуорганизованных группах (например, очередь) преобладает равенство, то в организованных — неравенство. Последние могут создаваться на основе одного признака («моно») или комбинации признаков («плюро»). Исходя из этого, они внутренне

418


Раздел VII. Теоретическая социология...

расслаиваются и составляют костяк социальной структуры общества.

Социальные институты (организации) отличаются от конгломерата и группы тем, что они представляют собой такие образования, которые характеризуются: I) наличием нескольких социальных групп, имеющих общие ценности и удовлетворяющие потребности; 2) единым этосом (духовной культурой); 3) наличием материальной культуры; 4) специальными социальными действиями в рамках данного института. Как в социальных институтах, так и в обществе в целом, между людьми могут складываться различные социальные связи: консенсус, конфликт (борьба). Переход от одной социальной структуры к другой осуществляется либо через революцию, либо через реформу.

Социальное пространство общества многомерно. Главным в нем являются вертикальная и горизонтальная мобильность. По горизонтали все люди равны, тогда как по вертикали выделяются слои. Следовательно, в мире не было и нет нестратифицированного общества. При этом, как правило, действует следующий объективный закон балансировки: если индивид, группа добились определенного положения в одной сфере, они добиваются повышения своего статуса и по другим показателям.

Поскольку общество может быть закрытым или открытым, постольку мобильность отдельных индивидов и групп может быть либо горизонтальной, либо вертикальной. Сама мобильность осуществляется с помощью «лифтов», например выгодный брак, занятие бизнесом, служба в армии, получение образования и т. п. Если «лифты» забиты, перегружены или не работают, то возникает революция, которая в своем развитии проходит три фазы: прелюдия—половодье—конструктивная. Последняя фаза, действие которой сродни смирительной рубашке, приводит социальную структуру общества к новому состоянию.

14* 419


Социология: история и современность

К мысли о трех фазах любой великой революции, впервые поднятой в статье «Россия после НЭПа» и развитой в «Социологии революции», Сорокин возвращается в 1963 году в автобиографическом романе «Долгий путь». В нем он следующим образом характеризует динамику революционного процесса:

«В своем развитии все великие революции, похоже, проходят три типические фазы. Первая из них—короткая—отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и большими ожиданиями реформ, которые обещает революция. Эта начальная стадия лучезарна, правительство гуманное и мягкое, полиция умеренна, нерешительна и совершенно ни на что не способна. В человеке начинает просыпаться зверь, короткая увертюра обычно сменяется второй, деструктивной фазой. Великая революция теперь превращается в яростный вихрь, сметающий на своем пути все без разбора. Он безжалостно разрушает не только отжившие институты, ноивполнежизнеспособные, заодно с первыми, уничтожает не только исчерпавшую себя элиту, стоявшую у власти при старом режиме, но и множество людей и социальных групп, способных к созидательной работе. Революционное правительство на этой стадии является грубым, тираничным, кровожадным. Его политика в основном разрушительна, насильственна и террористична. Если ураганная фаза не полностью превращает нацию в руины, революция постепенно вступает в третью фазу своего развития — конструктивную. Уничтожив всеко1Гфревотоционныесилы, она начинает строить новый социальный и культурный порядок и новую систему личностных ценностей. Этот порядок создается на основе не только новых революционных идеалов, но и включаетвосстановленные, наиболее жизнеспособные дореволюционные общественные институты, ценности, образ жизни, временно нарушенные на второй стадии революции, но которые выжили и вновь утвердились, независимо от желания новой власти. Послереволюционное устройство общества, таким образом, обычно являет собой некую смесь новых образов и моделей жизненного поведения со старым. Грубо говоря, с конца 20-х годов революция начала входить в свою конструктивную фазу, которая в настоящее время находится в полном развитии».

420


Раздел VII. Теоретическая социология...

С1924 года Сорокин преподает социологню революций и социальную морфологию в университете штата Миннесота. Там в 1927 году выходит его книга «Социальная мобильность», написанная опять-таки в методологическом ключе «Системы социологии». Сорокин противопоставил межгрупповые и внут-ригрупповые отношения, придав последним главенствующую роль, и вывел при анализе на первый план понятие «статус». Он понимал его как совокупность прав и обязанностей, привилегий и ответственности, власти, благосостояния и образования. Разница в статусе определяет стратификацию членов группы по трем основным осям: экономической (богат—беден), политической (руководитель—подчиненный), профессиональной (квалифицированный—неквалифицированный). Рассмотрев на богатом историческом материале эту схему, Сорокин пришел к выводу, что стратификация константна для любого общества, а социальное неравенство функционально необходимо для сохранения социума, все элементы которого находятся в динамическом равновесии. Причина стратификации — в извечных различиях отдельных людей, а вот критерии стратификации могут быть самыми разными, и только в том случае, если они сбалансированы между собой, социальная структура имеет относительную устойчивость. Поддерживать баланс помогает социальная мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, отличительные черты которой в сравнении со случайными перемещениями: воспроизводимость, массовость, законообразность и наличие таких последствий, как изменение статуса или групповой принадлежности. В целом эта работа Сорокина заложила фундамент практически всех современных концепций мобильности и стратификации.

В1928 году вышла в свет его книга «Современные социологические теории», долгое время служившая учебным пособием в американских университетах и колледжах. Систематизировавшая накопленный Сорокиным за годы учебы огромный материал по истории социологических учений, эта книга впер-

421


Социология: история и современность

вые в Америке дала подробный анализ трудов европейской школы. В какой-то мере связанная логикой изложения с генетической социологией его учителя М. М. Ковалевского и взглядами историка В. М. Хвостова, работа Сорокина была совершенно оригинальна и оказала большое влияние на последующие труды американских историков социологии.

На основе идей, содержащихся в «Социальной мобильности», Сорокин начал разрабатывать проблемы сельской и городской социологии, вложив в этот труд все свои знания предмета, полученные в детстве и юности в России. Основное внимание он уделил проблемам урбанизации, миграции в города, разнице в уровне жизни сельского и городского населения. В 1929 году вместе с Циммерманом он издает книгу «Основы сельской и городской социологии», основным стержнем которой стала предложенная ими модель «сельско-го-родского континуума», где системно связаны идеальные город и деревня, полярные по целому ряду характеристик, таких, как род занятий населения, тип окружающей среды, степень социальной гетерогенности, уровень мобильности и интенсивность социальных взаимодействий. Несмотря на недостатки (например, демографический уклон в оценке перспектив роста городов, романтизация сельской общины, схематичность предложенной поляризации города и деревни), эта работа заложила основу целого направления в социологии.

Дальнейшие разработки сельской и городской социологии Сорокин осуществил вместе с Циммерманом и Гэлпи-ном, составив «Систематический указатель книг по сельской социологии», три тома которого вышли один за другим в 1930—1932 гг. К этому времени Сорокин уже перешел на преподавательскую работу в Гарвардский университет и создал там факультет социологии.

Он проработал на факультете вшю гь до 1959 года, то есть до ухода на пенсшо в возрасте 70 лет. Гарвардский период стал самым плодотворным в жизни Сорокина и, безусловно,—са-

422


Раздел VII. Теоретическая социология...

мым творческим. Именно в 30—50-е годы Сорокин достигает своего акме, его труды приобретают мировую известность, а их автор благодаря им и поныне считается крупнейшим социологом нашего столетия. Сорокин с головой уходит в организацию нового факультета. Он приглашает К. Циммермана в качестве профессора, а молодого Т. Парсонса, который ранее работал на факультете экономики,—преподавателем социологии. Среди временных лекторов факультета были и такие именитые ученые, как В. Томас, Г. Беккер и Л. фон Визе.

К 30-м годам у Сорокина сложился замысел нового труда, интегрирующего взгляды ученого в областях социологии, культурологии, этики, психологии, политэкономии и пр. Вероятно, что два события послужили главными вехами его разработки. Общее апокалиптическое настроение интеллигенции начала века, волна дискуссий, поднятая шпенглеровским «Закатом Европы», личные ощущения Сорокинана переломе времен, когда Россия вступала в период буржуазного развития, впечатления от гибели культуры в первую мировую войну, с одной стороны, и последняя встреча с Н. Д. Кондратьевым в 1925 году, когда им уже владела идея концепции больших конъюнктурных циклов,— с другой. Именно под влиянием Кондратьева Сорокин нащупывает свой вариант выхода из кризиса, охватившего западную цивилизацию, создавая теорию гощально-культурнойдинами-ки, куда циклы Кондратьева входят как частный случай.

Становление Сорокина как ученого совпало с господством в архитектуре, искусстве, литературе стиля модерн. Можно спорить о том, был ли сам Сорокин модернистом в социологии, но несомненно, что серебряный век русской культуры оказал решающее влияние на его формирование как личности. Именно в этот период многими творческими личностями владел образ пророка, ведающего все тайны мироздания, миссия которого—спасение земли и людей от катастрофы. Похоже, что служение великой идее, добровольно взятой на себя миссии стало рефреном всего творчества Сорокина,

423


Социология: история и современность

послужив катализатором создания цельной макросоциоло-гической теории, претендующей на интегральное положение в мире идей.

Основной тезис четырехтомной «Социальной и культурной динамики»: сверхорганическая система ценностей или «истин», «нормо-законов» является решающим фактором детерминации всех общественных явлений. Система эта развивается по имманентным ей законам, а люди и общественные отношения, как зависимые переменные истории, являются носителями и проводниками системных ценностей, или «нормо-законов», как называл их Сорокин вслед за одним из своих учителей— Л. И. Петражицким. Таким образом, историческая действительность представляет собой иерархию в различной степени интегрированных культурных и социальных систем от мелких до самых крупных—суперсистем, охватывающих массы людей и их взаимодействия, существующих веками и определяющих все виды нравственно-духовной деятельности—религию, науку, искусство, язык, философию, этику, право и т. д. Категория «культурная суперсистема», таким образом, является исходной для типологизации культурного развития. Каждая суперсистема ценностей—это специальный вид исторической целостности, интегрированный в некий духовный идеологический стиль. Стиль структурно определяется ответом на четыре вопроса: каковы превалирующие представления о природе бытия, каковы основные потребности человека, степень их реализации и методы их удовлетворения. В зависимости от способа получения ответов на эти вопросы, вычленяются два основных стиля, два типа культуры: чувственная, или сенситивная, и умозрительная, или рассудочная.

«Каждый тип культуры имеет свою собственную менталь-ность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты "святости"; собственные представления о том, что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную

424


Раздел VII. Теоретическая социология...

экономическую и политическую организацию; и, наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».1

Два противоположных культурных типа—«умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чист ом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками: 1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма); она вечна и неизменна; 2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности); 3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. Отсюда вытекают по меньшей мере два вывода: истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).

Посылки второго типа {«чувственной культуры») прямо противоположны: 1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: «Становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация»; 2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт); 3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Отсюда также вытекают два вывода: истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер. Добро коренится в чувственных, эмпи-

1 Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. N. Y., 1937. Vol. 1. P. 67.

425



Раздел VII. Теоретическая социология...

ственной» («sensate»). Именно в этом смысле тождественны социология и философия истории, ибо они концентрируют свое внимание на проблематике генезиса, эволюции, распада и кризиса доминантных систем, в результате чего проясняются вопросы «как?», «почему?» и «когда?», происходят те или иные социокультурные изменения.

В каждый исторический момент господствует одна из суперсистем, хотя на периферии ее ценностного ядра можно обнаружить как осколки предыдущей, так и ростки новой суперсистемы. Каждая суперсистема относительна, ее ценности лишь частично объясняют бытие, а имманентное человеческой природе развитие познания ведет к динамике суперсистем, к их флуктуации, в основе чего лежит принцип лимита. Кульминация развития одной из них означает достижение предела ее познавательных возможностей, и дальнейшее существование суперсистемы лишь увеличивает относительность ее истин и ценностей. Одновременно расширяется поиск новых ценностей, так что в целом развитие общества представляет собой непрерывную флуктуацию от сенсатив-ных к умозрительным суперсистемам с относительно короткими периодами баланса между ними в виде идеальных ценностных суперсистем. Кризис современного общества с его сенсативным типом культуры, по Сорокину,— это один из этапов флуктуации, который будет преодолен с наступлением господства умозрительной суперсистемы.

Современное состояние западной культуры Сорокин диагностировал как кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпенглеровского субъективизма—конца ее исторического существования, смертельной агонии всей западной цивилизации. Нынешняя «чувственная» культура, считал он, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека, в превращении ценностей в простые релятивные конвенции. Его главное пророчество на этот счет звучит так: «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияю-

427


Социология: история и современность

щего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с се кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение—людей будущего».1

Здесь Сорокин предстает провозвестником новой идеациональной будущности через очищение и воскрешение культуры, проповедником нравственного возрождения общества, основанного на принципах альтруистической любви и этике солидарности.

Практически все последующее творчество Сорокина так или иначе строилось вокруг темы кризиса современной культуры и общества. Он настойчиво указывал на происходящую деградацию и неизбежность мировой катастрофы при сохранении старых норм взаимоотношений между людьми, пытался подсказать способы преодоления кризиса и последующей «моральной реконструкции человечества». К работам этого плана относятся несколько его книг, ключевые из которых—«Кризис нашего века», где в популярной форме были изложены основные положения его теории социально-культурной динамики, а также «Общество, культура, личность», являющаяся обобщающим трудом интегральной социологии Сорокина.




1. Реферат- Термоэмиссионный преобразователи энергии
2. Налоги Беларуси 2010 N 35 АНАЛИЗ НОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ КОММЕНТАРИЙ К УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБ
3. Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера
4. Тема- Дифференциальная диагностика при отеках
5. Лабораторная работа Изучение устройства и основных технических параметров винтовых конвейеров
6. Государственно-правовые концепции М
7. 3 на 4 см в блоке ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ нормативы Дата поступления
8. Даосская концепция проявленного Дао
9. ТЕМА 6 Розвиток освіти в Київській Русі
10. Утверждаю.1
11. Немецкая школа дизайна
12. Тема- Учет готовой продукции и ее реализации Понятие состав и оценка готовой продукции в промышленно
13. Проблемы исчисления единого налога по специальным налоговым режимам и пути их решения
14. Природная ценность крупных таежных территорий
15. Стаття 1 Кримінальне процесуальне законодавство України 1
16. Spngled Bnner~ nd distnt reltion of the fmily
17. Остеохондроз шейного отдела позвоночника
18. задание по курсу Управление качеством в туристическом бизнесе для студентов 5го курса заочного отделения
19. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ АНО ВПО
20. Контрольная работа3