Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

а комплексный процесс выделения армянской этнической общности происходивший на Армянском нагорье на б

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Армя́не

      Армя́не (арм. Հայերhayer [hɑˈjɛɾ]) — древний народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Является государство образующим народом в Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике.

      Этногене́з армя́н (формирова́ние армя́нского наро́да) — комплексный процесс выделения армянской этнической общности, происходивший на Армянском нагорье на базе многочисленных и разнообразных этнических и языковых элементов. Существует две основные версии армянского этногенеза, одна из которых (миграционно-смешанная гипотеза) является доминирующей в мировой исторической науке, так как поддерживается наибольшим числом авторитетных мировых специалистов. Согласно основной версии, этногенез армян начался в период с конца II тысячелетия до н. э. и завершился к VI веку до н. э. в результате этнического растворения малочисленных мигрировавших с запада индоевропейцев-протоармян в массиве частично родственных индоевропейцев же — 

лувийцев 

(лувийцы - родственная хеттам народность сер. 3 тыс. до н.э. существовавшая на западном и (или) юго-западном побережье Малой Азии) 

и аборигенных хурритов  Слайд № 4.

(Хурри́ты — древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. и принадлежавший к неизвестнойязыковой группе Передней Азии. Известны с 3-го тысячелетия до н. э. в Северном Междуречье и по левым притокам Тигра. В Сириии Месопотамии жили вперемежку с семитами. В XVIXIII веках до н. э. хурриты создали в Северной Месопотамии государствоМитанни и оказывали сильное влияние на Хеттское царство. В1-м тысячелетии до н. э. жили разорванными ареалами по западным, южным и восточным окраинамАрмянского нагорья. Начиная с конца 2-го тысячелетия до н. э. хурриты наряду с другими народами участвовали в процессе сложения армянской народности),

 урартов Слайд № 5, 6.

(Урарты расселились на территории Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство) -  древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии.)

и хаттов Слайд №7.

(Хатты — народ, населявший страну Хатти в центральной и юго-восточной части Анатолии(нынешняя Турция) в период 2500—2000/1700 г. до н. э. в эпоху раннего и среднего бронзового века. Название страны и народа позднее унаследовали покорившие иххетты, однако устаревшее наименование хаттов как «протохеттов» в корне неверно — хетты относились к совершенно другой языковой семье),

       На слайде изображены две карты. На карте № 1 изображено расселение хаттов и показано оно оранжевым цветом, а на карте № 2 – показана Хеттская империя красным цветом. Она является продолжением государства Хатти, которое около 1290 года до н.э. подошло к границам Древнего Египта, изображенного зеленым цветом.

        Лувийцы, урарты, хатты, хурриты – это народы, населявшие Армянское нагорье. Новый этнос в силу определённых обстоятельств сохранил в основе протоармянский язык индоевропейского этнического меньшинства. Мифологические версии армянского этногенеза современной наукой отвергаются.

     Антропологически армяне относятся к переднеазиатскому (арменоидному) типу южной ветви большой европеоидной расы.

      История Армении  Слайд № 8.

      Все известные названия страны армян восходят к району Мелитены:

       Самоназвание Армении грабар Հայք (hay-kʿ) происходит от урартского названия Мелитены: урартск. Ḫāti.

      Грузинское название армян груз. სომხეთი (somex-) происходит от хетт. Zuḫma и аккад. Suḫm — названия верхнеевфратской долины севернее Мелитены.

      Арам. ˊarmǝn-āiē, от которого произошли др.-перс. Armina- и др.-греч. ʾΑρμένιοι, восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области хурр. Armi-, расположенной в верховьях Тигра.

       Древнегреческое название армян, используемое до распространения др.-греч. ʾΑρμένιοι, собственно было др.-греч.Μελιττήνιοι.

       

       Мифологическая версия

       До конца XIX века канонической версией происхождения армян являлось мифологическое изложение армянского историка Мовсеса Хоренаци(Слайд № 9) , согласно повествованию которого легендарный предок армян Хайк (Слайд № 10) являлся потомком библейского Ноя, что сочеталось с христианской традицией. Мовсес Хоренаци (как и античные историки) не знал о существовании на территории Великой Армении государства Урарту и приписывал остатки урартских построек в районе озера Ван легендарному армянскому царю Ара Прекрасному и ассирийской царице Шамирам (Семирамиде).

       Первые научные попытки изучения армянских древностей до Первой мировой войны также частично опирались на эти представления. Например, один из немецких учёных безуспешно пытался прочитать урартские клинописные надписи из района озера Ван, используя грабар, а ряд публикаций приписывали Хайку создание городской цивилизации в районе Вана.

     Миграционная гипотеза

       По мере дальнейшего научного изучения древностей Армянского нагорья выяснилось, что сооружения в районе Вана подписаны урартским царём Менуа на неиндоевропейском урартском языке, близком к хурритскому, появилось много археологических данных, прояснилась история близлежащих государств: Урарту и Хеттской империи. Появление армян — индоевропейцев по языку — на территории Урарту вместо неиндоевропейских урартийцев было объяснено основной версией: принята гипотеза о переселении части фригийцев на восток, на Армянское нагорье, сразу после распада Урарту на рубеже VII—VI векa до н. э.. Эта гипотеза, вероятно, подтверждалась сообщением Геродота о том, что армяне отселились от фригийцев и сообщением Евдокса Родосского о том, что фригийцы и армяне говорят на одном языке.

       Миграционная гипотеза была с энтузиазмом воспринята в армянской диаспоре, которая в тот период была сильно обеспокоена намерениями Турции и Азербайджана создать на Кавказе единое государство. Политическое преимущество миграционной гипотезы в этот период заключалось в том, что она явно выделяла армян из остальных народов Кавказа обособленным индоевропейским происхождением.

        Миграционная гипотеза закрепилась в мировой исторической науке XXвека и превратилась в миграционно-смешанную.

Изучение армянского этногенеза в Армении до Второй Мировой войны

        До установления в Армении cоветской власти в 1920 году одной из наиболее популярных идей армянского этногенеза стало армянское арийство. (А́рии (др.-инд. ā́rya-, авест. airya-, др.-перс. ariya-) — самоназвание исторических народовДревнего Ирана и Древней Индии (II—I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языкахиндоевропейской семьи языков).  Слайд № 12.

        Ряд армянских историков настаивали на том, что армянский народ древнее еврейского и именно у армян евреи переняли свои обычаи и традиции. Эти идеи получили особенное распространение после трагических событий Первой мировой войны — Геноцида армянАрмянское нагорье объявлялось колыбелью арийских племёнУрарту — армянским государством. Современный российский историк В. А. Шнирельман (Слайд № 13.) так описывает этот период:

«Идея армянского арийства стала особенно популярной в годы Первой Мировой войны, когда повергнутые в шок армянским геноцидом 1915 года армянские авторы начали доказывать, что прародина арийцев, т.е. индоевропейцев, располагалась в Малой Азии и, что  первая государственность в р-не оз. Ван была создана армянами. Об Урарту тогда либо речи не было, либо, если оно и упоминалось, его цари назывались «армянскими царями».

         После присоединения Армении к СССР изучение армянского этногенеза в Армении стало непосредственно зависеть от политического курса Москвы.  До тридцатых годов XX века в связи с тем, что СССР было важно сохранить мирные отношения с Турцией, в публикациях по истории Армении старались не упоминать о том, что до Первой мировой войны армяне вообще жили в Восточной Турции, и смещали историческую родину армян с центральной части Армянского нагорья в пределы Армянской ССР. До конца 30-х гг. XX века, пока острота вопроса отношений с Турцией не снизилась, каких-либо серьёзных исследований по вопросу армянского этногенеза в Армении не проводилось. В конце 30-х гг. в армянской историографии появляется принятая на западе миграционная гипотеза, основным сторонником её распространения стал академик Я. А. Манандян. К сороковым годам миграционная гипотеза стала официальной.

        Изучение армянского этногенеза в Армении после Второй мировой войны до 1980 года

         Идеология изучения древней истории армян после Второй мировой войны резко изменилась. В результате победы во Второй мировой войне к советским республикам были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, что объединило украинские и белорусские земли. В Армении в военный и послевоенный период всерьёз обсуждался вопрос о том, что Сталин сможет вернуть Армении часть её исторических земель, районы Карса и Ардагана, входящие в Турцию. 7 июня 1945 года Молотов обсуждал территориальные претензии с турецким послом. В августе 1946 года СССР потребовал предоставить ему часть турецкой территории для «размещения там военных баз». В Москве одновременно стартовала кампания, приглашающая армян из армянской диаспоры вернуться на историческую Родину. В связи с этим, по политическим причинам во время Второй мировой войны одним из приёмов нацистской пропаганды было распространение листовок о том, что армяне на самом деле являются чуждым Кавказу «индогерманским» народом, и миграционная гипотеза стала у советских идеологов ассоциироваться с этой пропагандой. Таким образом, возникла срочная необходимость пересмотреть теорию армянского этногенеза.

        Культура Армении

        Культура Армении – это совокупность материально-технических и духовных достижений армянского народа, созданного как на нынешней территории Армении, так и на всей исторической Армении. История культуры формированного армянского народа берет начало с VI—V веков до. н. э. и является продолжением еще более древней культуры Урарту. Как отмечает авторитетная энциклопедия «Британника» Армения один из древнейших центров мировой цивилизации.

      

      Религия Слайд № 14.

      Армянская церковь одна из древнейших христианских церквей мира. Согласно преданию первыми проповедниками христианства на территории Армении были апостолы Фаддей и Варфоломей. В начале IV века (традиционная дата — 301 год) при царе Трдате III Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии, став таким образом первым в истории христианским государством. Уже с 366 года, после Вагаршапатского собора, постояльцы Армянской церкви стали избираться и посвящаться в Армении. Примерно в 404 году на Вагаршапатском соборе было принято решение создать армянский алфавит, перевести на армянский язык Библию и отменить в стране греческую и сирийскую письменность. Эта историческая миссия была успешно осуществлена в 405/406 году Месропом Маштоцем. В 506 году на Двинском церковном соборе Армянская апостольская церковь окончательно отделилась от византийской догаматики и стала автокефальной (т.е. независимой, самоуправляемой). Именно это историческое событие в дальнейшем определило идеологическую, общественную и политическую основу раннесредневековой Армении.

       Армянская Апостольская Церковь входит в число Ориентальных православных церквей, христология которых именуется миафизитством. После Халкидонского собора 451 года (решения которого не были признаны Ориентальными православными церквями) догматика Армянской апостольской церкви достаточно существенно разошлась с догматикой почти всех других существовавших на тот момент христианских конфессий. Как это обстоятельство, так и обстоятельство проживания армян в окружении народов, инородных и по культуре, и по религии, и по языку, послужило одной из причин возникновения представления об избранности армянской нации.

       Большинство верующих — христиане, относящиеся к Армянской апостольской церкви. Есть также армяне-католики и армяне-евангелисты. Распространено среди армян и псевдопротестантское сектантство. Принявших греко-православие, по догматико-каноническим причинам единицы. Исламизированные армяне Турции часто считаются самостоятельным этносом — хемшилами, большинство из них исповедует суннизм ханафитского толка. Есть армяне-атеисты.

        Традиции армянского народа

         Давно замечено, что люди, осознающие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство – религию, культуру и национальные многовековые традиции. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.

         Погребальные обычаи.

        В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на седьмой и сороковой день, и в годовщину смерти.

        Свадьба Слайд № 16.

        Свадьба у армян – это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. В настоящее время уже нет традиции гулять «семь дней, семь ночей», хотя раньше гуляли именно так. Гостей на армянской свадьбе очень много. В роли свидетелей выступают «крестные свадьбы». Это самая близкая и уважаемая семейная пара из всего окружения.

         В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу.

        У армян есть свадебный обряд – поднесение даров. По этому обряду родственники жениха и невесты, гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги.

         Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов. Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги.

         Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Утром женщины из родственников мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

         Рождение ребенка

        Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.

         При любом радостном событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») - желая им того же счастья, что и у него.

         Гостеприимство Слайд № 17.

         Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется - так считают армяне.

Армянская кухня Слайд № 18.

          Армянская кухня — одна из самых древних на Земле, а ее методы приготовления сегодня практически те же, что и 1500 лет назад. Традиционный стиль кухни богат блюдами из фруктов, мяса диких животных и различных видов рыбы.

          Армянская еда включает маленькие закуски, салаты из хлебных злаков и трав, жареное мясо, большое разнообразие супов, тушеного мяса и пресных хлебов.

         Эти рецепты все время изменяются, в зависимости от доступных ингредиентов. Существуют сотни рецептов армянской кухни. Так, например, одними из современных блюд являются следующие:

«суп из ячменя и йогурта»,

«армянский лаваш»,

«армянский соус из баклажанов»,

«армянский суп из чечевицы»,

«армянский пирог с мускатным орехом»,

«рис по-армянски». Слайд № 18.

 Армян считают одними из самых больших гурманов в мире. Сегодня они пытаются сохранить эти традиции, передаваемые, как часть наследия.

       Меню армянской кухни включает восхитительные национальные блюда, как для вегетарианцев, так и для настоящего гурмана. Среди прочих шашлык из свинины, баранины и ягненка, так же как множество горячих закусок, таких как лобио (тушеные стручковые бобы).

       Выпечка включает армянские хачапури (соленый пирог из соленого теста с брынзой и творогом); гата (сладкая лепешка с начинкой) и пахлава (сладкая слойка с орехами, медом и изюмом).

        Армяне также известны своими супами, которые являются существенной ежедневной едой. Самый популярный — хаш, бульон с ветчиной и травами. По традиции, хаш готовит исключительно мужчина, есть его нужно рано утром глубокой зимой, а подавать следует с молодым чесноком и сухим лавашом. Еще одно известное блюдо — карси хоровац — ломтики жареного мяса, завернутые в лаваш, подобно турецкой шаурме.

         Хлеб — фаворит армянской кухни. Появляется он на столе с любой едой. Трудно представить армянскую кухню без традиционного лаваша (пресной пшеничной лепешки), любимого во всем мире. Дикий рис и рисовый плов также распространены в Армении, как и мясо на вертеле, известное как шашлык, который становится столь же популярным как гамбургеры.

           История армянской кухни насчитывает 2000 лет. За это время армяне сумели не только совершенствовать свои навыки и умения в кулинарии, но и сохранить оригинальные рецепты, а также донести их до наших дней.

           Согласно подсчетам историков и кулинаров, армяне добавляют в пищу примерно 300 видов разнообразных цветов и трав. Национальное блюдо страны «лагмаджо» также считается "родным" яством для ряда других стран, например, Ливана, Палестины, Сирии, Турции, Грузии, Ирана, Ирака. Армяне употребляют невероятное количество соли, что объясняется очень жарким климатом их территории.

      Традиции виноделия и изготовления коньяка Слайд № 17.

            Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут  первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Раскопки ученых-естествоиспытателей свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э.. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот. С древнейших времен армяне умели делать хорошее вино, а техника разведения виноградников и ухода за ними, выработанная еще в эпоху государства Урарту, почти не менялась на протяжении столетий.

            В хозяйствах, занимавшихся виноделием около дома или в саду, строили виноградную давильню «хандзан». Внутри нее из камня или кирпича выкладывали длинный, обмазанный крепким известковым раствором резервуар с немного наклонным дном и отверстием, выходящим в каменный чан в земле. Мужчины, разувшись и тщательно вымыв ноги, давили виноград в этом резервуаре. Сусло переливалось из первого чана во второй, а затем большими длинными ковшами его разливали в «карасы» (глиняные сосуды), которые хранили, как это было принято в Урарту, вкопанными в землю. Из вина получали и виноградный уксус, а жмых шел на приготовление водки в специальных винокуренных приборах.

           Виноград Армении особый - с большим содержанием сахара и  поэтому «вырабатывает» больше спирта. Здесь популярны такие сорта как ахтанак, арени, каберне, саперави, кишмиш, мускат, ркацители, на основе которых создаются прекрасные сладкие, полусладкие и сухие вина.

            Но все же у большинства из нас Армения больше ассоциируется с коньяком. С XIX века стало развиваться промышленное производство коньяка. Армянский коньяк производят из высококачественных, отборных сортов винограда, произрастающих в Араратской долине.

    Традиции народных праздников  Слайд № 19.

              Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна... Слайд № 19.

              Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.

             Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.

              День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина - Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье - «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.

      Традиционное жилище Слайд № 20.

             Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.

              Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который была врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.

              В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.

             Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.

       

             Традиционная одежда Слайд № 21

            Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.

              Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.

               Поверх рубашки западные армяне носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.

               Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.

               Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, - своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.

         Особенности образования Слайд № 22.

          Каждый краснодарец знает этот красивый особняк на улице Красной в центре столицы Кубани – здание краевой библиотеки имени А.С. Пушкина. Оно было построено на деньги купца Б. Черачева (черкесогая по происхождению) как помещение для Екатеринодарского армянского училища.

         Национальные армянские учебные заведения появились на Кубани в конце XIX века. При поддержке Екатеринодарского отделения Армянского благотворительного общества на Кавказе при Успенской Армянской церкви города Екатеринодара было открыто Армянское церковно-приходское училище. Позднее появилась Екатеринодарская Армянская гимназия смешанного типа, существовавшая до начала 1921 г. После окончательного установления советской власти начинается процесс советизации школ в русле политики «коренизации» населения. Еще 26 октября 1917 года декретом II Всероссийского съезда Советов был создан Народный комиссариат по делам национальностей, во главе которого стал И.В. Сталин. В задачи народного комиссариата входило обеспечение мирного сосуществования всех национальностей, содействие их культурному и экономическому развитию. В принятой 10 июля 1918 г. Конституции РСФСР в качестве вводного раздела была внесена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а также вставлена статья «о равноправии национальностей и рас».

            На Кубани в апреле 1920 г. вышло постановление Кубчероблревкома о создании школ национальных меньшинств, подписанное Я. Полуяном. В это же время была разработана программа в области просвещения нацменьшинств, основным пунктом которой утверждалась возможность осуществлять обучение на родном языке. Граждане всех национальностей, проживающих в области, получили право обучения в Единой Трудовой Школе. Школы открывались там, где было не менее 25 учащихся одной национальности. Необходимо отметить, что Единая Трудовая Школа (далее – ЕШТ) стала центральным звеном довузовского образования. В ней обучались дети в возрасте от 8 до 17 лет. Существовали школы I и II ступеней (I ступень – дети 8-12-го возраста, и II – дети 12-17 лет). Школа II ступени состояла из двух законченных циклов обучения (3 года и 2 года). К июню 1920 г. в области уже было открыто 25 армянских школ.

            По данным с конца декабря 1920 г. по 1 марта 1921 г. была организована 51 армянская школа. По приблизительным оценкам в то время в Краснодаре находилось около 2 тыс. детей армянской национальности школьного возраста, 500 детей детсадовского возраста и 1000 трудящихся, желавших получить образование. Дополнительно были открыты 6 школ I ступени. 1 детский дом, читальня, народный университет, 4 ликбеза и 3 мастерских (сапожная, столярная и портняжная). Всего в Кубано-Черноморской области к весне 20-го года работали 61 школа, 3 детских дома, 9 ликбезов, 2 школы для взрослых, 2 читальни. Руководители Армянской секции предполагали к 10 сентября того же года довести количество школ до 69, детских домов до 9, ликбезов до 50, школ для взрослых до 5, читален-библиотек до 9-и, народных университетов до 3-х, а также создать 7 клубов для учащихся, 3 клуба для взрослых, 11 детских садов.

          К середине 1921 г. в Краснодаре работали 9 армянских школ.      

          Учебная программа в армянских школах предполагала обучение на родном языке, поэтому преподавание армянского языка превышало по отношению к другим предметам. Например, в начале 1921 г. во вновь образованных 7-й и 8-й армянских школах I ступени на армянский язык отводилось 7 часов в неделю. По 5-6 часов учащиеся занимались арифметикой и русским языком, по 2 часа отводилось на родиноведение, рисование, пение, рукоделие. В 1-й школе II ступени были такие предметы, как шведская гимнастика, география, физика, мироведение, французский и немецкий языки, геометрия, алгебра, древняя история Армении, география Армении, что, видимо, было обусловлено преемственностью от Екатеринодарской Армянской гимназии.   

                 Преподавательский состав был неоднороден. Помимо местных учителей, закончивших до революции Екатеринодарские гимназии, большой процент школьных работников составляли беженцы. Это были люди с разным уровнем образования и различным опытом работы в учебных заведениях.

         В дальнейшем краснодарские армянские школы были объединены в одну, получившую номер 13. Эта школа была уже 9-и летней. К 1924 – 1925 учебному году в Кубанском округе Северо-Кавказского края функционировало 6 армянских школ с 1041 учащимся в следующих населенных пунктах: Краснодар - школа № 13 (22 группы, 836 учеников), Усть-Лабинск - школа (1 группа, 35 чел.), станица Ладожская - школа (1 группа, 37 чел.), хутор Афанасьевский  Постик  Горячеключевского района – школа (2 группы, 38 чел.), село Хребтовое – школа (2 группы, 40 чел.), хутор Шибик  Абинского район – школа (3 группы, 55 чел.). Кроме того, для просвещения национальных меньшинств существовали «уголки нацмен» при избах-читальнях в самых отдаленных хуторах и поселках.

           Краснодарская армянская школа под разными номерами в здании будущей пушкинской библиотеки просуществовала до оккупации города немецко-фашистскими захватчиками в 1942 г., а после освобождения здание было отдано в 1946 г. городской библиотеке.




1.  Факторы обусловливающие темпы развития силикоза в большинстве случаев- а стаж работы; б характер работ
2. Россия в украинских учебниках истории
3. то хорошем или о комто
4. Works in tndem with student-collegite orgniztion
5. ТЕМА- Образовательные ресурсы Internet
6. летний рубеж перешагнула кафедра теории организации и управления Государственной академии управления им
7. Информатика и ИКТ
8. темах. Классификация компьютерных информационных систем
9. удовольствия получаемого от применения наркотиков и непоправимых последствиях их использования
10. і В зв~язку з введенням в радіоелектронній галузі нових технологічних процесів і інтенсифікацію існуючих
11. Проектирование трансформатора
12. ор вследствии перегрузок
13.  Мы от него воздержимся
14. резонатор; прозрачная водомерная труба со шкалой; сосуд с водой соединенный шлангом с обеими трубами; два ра
15. Практическая энциклопедия бухгалтера1
16. Затонувшие корабли
17. ИРАН СДЕЛАЛ ВЫБО
18. реферату- Тип членистоногі загальна характеристика видуРозділ- Біологія Тип членистоногі загальна характе
19. ПАЧАТАК ФАРМІРАВАННЯ СТАРАЖЫТНАРУСКАЙ ДЗЯРЖАЎНАСЦІ
20. тематики и ее многочисленные приложения в геометрии механике физике и технике приводят к необходимости реш