Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

аддикции в старшем и подготовительном дошкольном возрасте

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Проблема кибер-аддикции в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.

Со всеобщей компьютеризацией и глобальным подключением к мировой сети интернет, появилась и новая проблема – интернет-аддикция (интернет-зависимость, кибер-аддикция), с которой пытаются бороться во всем мире. Проблема патологического использования интернета была обозначена в зарубежной литературе еще в 80-х годах.  Дети и взрослые играют в компьютеры и телефонные игры, посещают интернет-кафе, игровые клубы. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов сейчас – это мощная индустрия. Жить без компьютера сегодня невозможно. Век информационных технологий обязывает каждого владеть этим чудом техники. В дошкольных учреждениях создаются компьютерные кабинеты, где малышам преподают навыки работы на компьютере, а дома дети играют в компьютерные игры.  Главное знать  то, какие проблемы могут при этом возникнуть и как их избежать, закрепив для себя и своего ребенка только положительные стороны от владения виртуальными инновациями.

Термин «аддикция» произошел от английского слова addiction (лат. addictus – рабски преданный) и означает: склонность, пагубная привычка, зависимость, патологическое влечение к чему-либо. В клиническом отношении аддиктивное поведение – один из типов девиантного поведения. Выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.

Аддикции могут быть как химическими (алкоголизм, наркомания и т.п.), так и нехимическими (гэмблинг, сексуальные аддикции, патологическое стремление к трате денег, работоголизм, переедание или голодание и др.)

Если речь идет об интернет-аддикции, то ее определение можно описать как навязчивое желание войти в интернет, находясь off-line (вне сети), и неспособность выйти из интернета, будучи on-line (в сети). Увлечение компьютерными играми называется кибер-аддикцией (игроманией, лудоманией). В психологии есть такое понятие, как «аддиктивная реализация», что означает уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой «уход». В игре человек может стать, кем угодно и делать то, что ему захочется (в пределах игры, конечно), и при этом избегать ответственности, ведь в случае проигрыша он легко может вернуться на предыдущий уровень. Самой большой опасностью при кибер-аддикции является то, что человек перестает различать грань между виртуальной реальностью и реальностью настоящей.

В нашем случае мы сделаем акцент как раз на  кибер-аддикции. На сегодняшний день, кибер-зависимость является  очень актуальной, начиная уже с дошкольного возраста. Этому способствует ряд факторов – широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и интернет-салонов, особенно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Подобные развлечения для детей становятся, чуть ли не единственным способом свободного времяпрепровождения. Уже с дошкольного возраста дети прекрасно умеют обращаться с компьютером, что с одной стороны хорошо для современного мира, а с другой – является серьезной угрозой их психическому и физическому здоровью.

Кибер-зависимость – проблема относительно новая, развивающаяся и противоречивая. На Западе зависимость от виртуального общения стала предметом серьезных исследований у психологов, психотерапевтов и психоаналитиков.  

Разной степени зависимость от компьютерных игр может возникнуть и у ребенка, и у взрослого. Но дети подвержены ей в большей степени, просто потому, что дети вообще играют чаще. При знакомстве с компьютером практически все проходят стадию естественной увлеченности, и многие в дальнейшем становятся обычными пользователями. Ведь никто не станет алкоголиком только оттого, что дома хранится водка. Точно так же ребенок не может стать игроманом только лишь потому, что в его комнате есть компьютер. Проблема появляется тогда, когда большую часть суток подросток проводит перед компьютером, а когда не проводит, то все равно мысленно находится в виртуальной «паутине».  

Ребенок, вовлеченный в сети кибер-реальности, не замечает хода времени, проводя перед монитором долгие часы. Таким образом, находясь в статическом или относительно статическом состоянии, он подвергает свое здоровье серьезной опасности. Из наиболее серьезных отклонений, которые может вызвать долгое времяпрепровождение за компьютером, выделяют нарушения функций зрительного аппарата, гиподинамия и ожирение, ослабление мышечно-связочного аппарата и снижение функциональной способности сердечной мышцы, а вместе с ней и всего организма в целом.

Специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к  феномену компьютерной зависимости. Отмечаются: неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от игры, а уж тем более прекратить ее; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об игре в такие периоды; стремление проводить за игрой  все увеличивающиеся отрезки времени; готовность лгать членам семьи, преуменьшая длительность проведения времени за игрой; способность и склонность забывать во время игры о домашних делах, учебе, пренебрегая занятиями; стремление и способность освободиться на время игры от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких; готовность мириться с потерей друзей и круга общения из-за поглощенности игрой; избегание физической активности или стремление сократить ее; пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время за игрой, «забывание» о еде и т.п.

Первое исследование феномена зависимости от компьютера было проведено английским психологом в 1980-х годах. Исследование, осуществлялось посредством опроса и интервьюирования испытуемых. Согласно этим исследованиям выделяется четыре стадии развития психологической зависимости от компьютера и компьютерных игр:

1. Стадия легкой увлеченности: человек получает удовольствие, играя или занимаясь на компьютере, чему сопутствуют положительные эмоции. Специфика этой стадии в том, что она носит ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность на этой стадии не сформирована и не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности: фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - компьютера. Время, проводимое за компьютером на этом этапе, принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости: эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в компьютере на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в ценностно-смысловой сфере личности.  Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной (необходимость общения с единомышленниками, чаще компьютерными фанатами) и индивидуализированной. Для людей с индивидуализированной формой зависимости характерным является нарушение основной функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Если в течение какого-то времени такой индивид не имеет доступ к компьютеру, то начинает чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадает в депрессию

4. Стадия привязанности: эта стадия характеризуется угасанием компьютерной активности человека. Человек на этой стадии «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютеру не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению психологического состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности:

1. Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.

2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Иногда их называют "квесты" (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель "своего" персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.

3. Стратегические игры. Они же "руководительские": играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, "прохождение" игры и/или набор очков.

1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.

2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх - доказать свое превосходство над компьютером.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

Сейчас в средствах массовой информации можно встретить не мало ужасающих примеров пагубного воздействия кибер-аддикции на психику людей. Вот некоторые из них:

В 2001 году в Тюмени был задержан 17-летний юноша, забивший своих родителей железными прутьями из-за того, что они не пускали его в компьютерный клуб. Убийство подросток совершил на пару с приятелем, и по их замыслу это преступление должно было положить начало серии убийств родителей других фанатов компьютерных игр.

В 2006 году в Екатеринбурге 12-летний школьник скончался от обширного инсульта после того, как 12 часов подряд провел за компьютером в одном из местных компьютерных клубов, в котором он играл ежедневно по 10-12 часов в сутки. С диагнозом «эпилептический припадок» геймер (игрок) был доставлен в больницу. По словам врачей, он потерял ориентацию в пространстве, перестал узнавать родителей, вел себя неадекватно. Через неделю его перевели на искусственную вентиляцию легких, а уже через три дня мальчик скончался. Вскрытие показало, что смерть наступила в результате обширного инсульта. В результате продолжительного эмоционального стресса нарушилось его кровообращение. Очевидно, почувствовав себя плохо, мальчик все же продолжал играть. Эмоциональное возбуждение все возрастало, и произошла закупорка сосудов. Геймер оторвался от компьютера лишь тогда, когда его скрутил сильнейший припадок. Обширная часть его головного мозга погибла от недостатка кислорода.

И это лишь некоторые из подобных примеров, связанных с игроманией или компьютерной зависимостью.

Конечно, данные примеры являются крайне угрожающими  и произошли с детьми подросткового возраста. Но порой родители не догадываются, к чему может привести  еще «маленького человека» бесконтрольное увлечение компьютерными играми. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Это должны понимать в первую очередь родители и стремиться заинтересовать ребенка и занять его досуг более полезными делами.

После просмотра сцен жестокости от 3 до 15% людей ведут себя агрессивно. Дети намного восприимчивее взрослых, поэтому, играя в видео-игру, они чувствуют себя не просто зрителями, а настоящими действующими героями, получающими удовольствие от убийств и насилия. Уже более чем 10 лет назад в США был принят закон об обязательной маркировке видеоигр, чтобы родители знали о степени жестокости и сексуальной направленности их содержания. Благодаря такому подходу, родители могут лично следить за тем, в какие игры играет их ребенок.

Зачастую родители позволяют своему чаду с раннего детства проводить перед мониторами слишком много времени, дабы их не отвлекать, не зная при этом или не считая, насколько это может оказаться вредно для развития растущего организма. Родители покупают своим детям множество различных компьютерных игр, не всегда задумываясь о смысле и содержании некоторых из них, вместо того, чтобы больше заботиться о здоровье ребенка, интересоваться его делами и привлекать его внимание к занятиям спортом и активному отдыху.

Развитие компьютерной аддикции рано или поздно приводит к изменению образа жизни, нарушению режимов сна/бодрствования и отдыха/нагрузки, в результате чего страдает не только производительность труда, но и физическое здоровье. Находясь перед компьютером  уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у каждого ребенка различны, поэтому и сроки утомления варьируются: у некоторых оно наступает через полчаса, у других через 10 минут. Но, как правило, ребенок не замечает усталости, и в этом кроется серьезная опасность: происходит постепенное истощение функциональных резервов организма. Длительное пребывание в сидячем положении, специфическая нагрузка на глаза, позвоночник, пренебрежение регулярностью питания, личной гигиеной, адекватными физическими нагрузками (за счет централизации времени на использование интернета) – все это приводит к ухудшению здоровья.

В результате нарушения психофизиологических норм и эргономических требований к деятельности за компьютером, нарастает утомляемость, появляется риск возникновения физических нарушений – симптомов патологического использования компьютера, к которым относятся: мигренеподобные головные боли и боли в спине, сухость в глазах, синдром карпального канала (онемение и боли в кисти руки).

Долгое нахождение перед экраном дисплея обуславливает напряжение органов зрения, что проявляется большим числом жалоб. Наиболее типичными являются покраснение век и глазных яблок, слезотечение, затуманивание зрения, жжение или боли в глазах и т.д., что характерно для астенопии (зрительного дискомфорта) и утомления. Выделяют две причины их возникновения: «техническая» и «режимная». Первая связана с особенностями экранного изображения, которое принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения: оно не соответствует естественным цветам, мерцает, так как состоит из дискретных точек, которые с определенной частотой зажигаются и гаснут. «Режимная» причина обусловлена временем работы с компьютером. При работе на компьютере долгое время у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, они напрягаются, их работоспособность снижается.

Также, специалисты отмечают нарушение деятельности центральной нервной системы - усталость, головокружение, снижение умственных способностей, ухудшение памяти, депрессия, апатия, повышенная раздражительность, сонливость и т.д.

Очень важным является негативное влияние компьютерной зависимости не только на физическое, но и на психическое здоровье человека. Оно выражается в неспособности переключаться на другие развлечения, чувстве мнимого превосходства над окружающими, оскудении эмоциональной сферы, самоизоляции, потери внутренних ориентиров, неуравновешенности, рассеянности, нервозности, наплевательском отношении к близким и т.п. Все это, как следствие, приводит к сужению круга интересов, социальной изоляции, трудностям в межличностных контактах, стремлению к созданию собственного мира, уходу от реальности.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Необходимо организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.                                     

В общественное сознание должны быть возвращены понятия о том, что физическая активность и спорт, особенно для детей и молодежи - необходимое и важнейшее условие развития ума и тела, что физическая активность и занятия спортом «для себя» улучшают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность. Физическая культура и спорт являются наиболее доступным средством, позволяющим ослабить отрицательные влияния современного образа жизни. Исследованием доказано, что кратковременная физическая нагрузка (15-20 минут) интенсифицирует обменные процессы в организме, повышает уровень бодрствования, обостряет желание работать, ориентирует на активность вовне. Все это будет способствовать отвлечению подростка от излишнего «общения» с компьютером.

Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной, реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную атмосферу. Дети с хрупкой психикой стремятся уйти в мир фантазий и игры. Чтение книг и творчество требуют усилий. А в компьютерных играх все просто, создается впечатление собственного могущества. Ребенок сидит перед экраном компьютера, погружается в виртуальный мир, где он сам принимает решение, кого убить, кого помиловать, и делает это простым нажатием кнопки. А в действительности он не может совсем ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни стать лидером в соревновании.

В результате дети растут физически слабыми, со страхом перед реальной жизнью. Завышенные притязания, низкий уровень силы воли – в реальности нет желания добиваться желаемого. При малейшей трудности у них опускаются руки, нет привычки доводить начатое до конца. Именно эти причины приводят к низкой успеваемости в школе, дети не любят читать, не проявляют интереса к творчеству. Несоответствие завышенных притязаний ребенка его реальным возможностям приводят в душе к внутреннему конфликту. Компьютер помогает уйти от неприятной реальности. Беда только в том, что компьютерный мир становится для них реальностью. Необходимо принимать во внимание и индивидуальные личностные особенности детей. Кто-то более, а кто-то менее подвержен влиянию виртуальной реальности. Родителям нужно самим выбирать или хотя бы наблюдать, в какие игры играет их ребенок.

Психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил, которые помогают решить проблему зависимости ребенка от компьютерных игр и интернет-зависимости:

1. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, не стоит мешать ребенку познавать мир постепенно и без вмешательства искусственного интеллекта. А уже начиная с 5 до 7 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15 – 20 мин. с перерывами. При этом надо объяснить ребенку, что реальная жизнь и герои компьютерных игр – две разные вещи, не совместимые между собой. С 7 лет ребенок может самостоятельно отличить виртуальный образ игры от реального. После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей. Но это всего лишь усредненные данные, всегда нужно исходить из конкретных личностных и индивидуальных особенностей детей в том или ином возрасте;

2. Нужно больше времени общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми, расширял круг интересов и т.п.;

3. Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу;

4. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки;

5. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения;

6. Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я – старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям;

7. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах;

8. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе;

9. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть»;

10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями;

11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры;

12. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном;

13. Нужно показывать ребенку личный положительный пример.

Если использовать эти несложные советы хотя бы частично, то со временем ребенок поймет, что родители желают ему только хорошего и являются его друзьями. Многие дети уверены в том, что родители создают им проблемы специально.

Чтобы не доводить аддикцию до лечения, нужно думать о профилактике или воздействии на нее на стадии формирования. Для этого необходимо активно использовать средства физической культуры и спорта, так как помимо оздоровительного и воспитывающего эффекта, с их помощью можно решать проблемы психологического характера, с которыми сталкиваются в особенности кибераддиктивные подростки. А именно: сложности в общении, пониженная самооценка, психическое напряжение и т.д. Занятия же физической культурой и спортом, напротив, помогают установлению новых социальных контактов, способствуют эмоциональной разрядке, снятию агрессии и раздражительности, повышают уверенность в себе.

Спорт способствует приобретению такого социального опыта, как терпимость, готовность помочь ближнему, способность к сотрудничеству, умение вести себя в конфликтных ситуациях. Важной нравственной функцией спорта является управление потенциальной энергией молодежи, которая в других неблагоприятных условиях может вылиться в антиобщественное поведение. Спорт, благодаря массовости, разнообразию видов и относительной доступности представляет собой одно из самых эффективных профилактических средств. При этом совсем не обязательно ставить перед подростком цель достижения высоких спортивных результатов, так как зачастую большой спорт становится едва ли не основным видом деятельности, по крайней мере, в молодые годы, в жертву которого приносятся все остальные интересы личности.

Совсем не значит, что каждого ребенка нужно принуждать к серьезным занятиям спортом. Может быть у него развиты другие способности и таланты, не связанные с физическими упражнениями. Но все равно, необходимо стараться, чтобы жизнь ребенка была активной и разнообразной для удовлетворения двигательной потребности организма.

Именно самостоятельные и осознанные занятия физической культурой и спортом будут обладать наибольшей эффективностью в решении данной проблемы. Ведь истинные побуждения к здоровому образу жизни, желание быть физически крепким и всесторонне развитым при самостоятельных занятиях, могут являться тем стимулом, который преградит путь к бесполезному времяпрепровождению. Только в этом случае будет справедлив тезис – физическая культура ради здоровья. К сожалению, это не обязательно присутствует, например, при занятиях в спортивных секциях, где наибольшим мотивирующим фактором является, все-таки, достижение определенного спортивного результата или же властное желание родителей, чтобы их чадо посещало данную секцию, что не всегда хорошо сказывается на здоровье.

В связи со всем вышесказанным, очевидно, что проблем, которые наносят вред организму человека, становится все больше и необходимо помнить, что наше здоровье на 50-55% зависит от образа жизни, одним из важнейших слагаемых которого, особенно в дошкольный период, являются систематические занятия физической культурой. Их роль состоит не только в непосредственном влиянии на организм занимающихся (нормальное физическое развитие, становление форм и функций организма, закаливание), но и в воспитании ценностных ориентаций на здоровье, в формировании умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования.

Первоочередной задачей предмета «Физическая культура» должна являться не подготовка учащихся к сдаче контрольных нормативов, а привитие им действительно физической культуры как целенаправленной деятельности по развитию и совершенствованию психосоматической природы человека в составе здорового образа жизни.




1. і. ЧАСТИНА ПЕРША І ПОЛЬОВА ЦАРІВНА Надворі весна вповні
2. ВВЕДЕНИЕ Возникновение и развитие сети Интернет оказало влияние на все сферы жизни общества в том числе и н
3. Рефераты по финансовым наукам Тип- дипломная работа Добавлен 05-31-39 28 сентября 2010 Похожие работы Просмотро
4. Услышь своё сердце Сегодня не будет учения мест из Библии проповеди или громких криков сегодня буде
5. Зимний отдых в 1994 г
6. на тему- Анализ и моделирование энергосберегающего процесса получения водорода паровой конверсией метан
7. темахоста Многоле~тнее расте~ние растение живущее более двух лет
8. - Май 31 2011 00-15-15-21 m Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Белар
9. Введение в DO
10. Развитие логистических систем в Республике Беларусь
11. Организационная культура в менеджменте
12. Мрія надалі ПАТ Мрія
13.  Піднесення та розквіт Київської Русі- Володимир Великий та Ярослав Мудрий
14. Особенности гендерной идентичности
15. Финансовые показатели организации
16. Моделирование и анализ бизнеспроцессов автор пособия Силич М
17. Источники послевоенного восстановления народного хозяйства СССР
18. понятие отражающее особую роль верхушки господствующего класса которая непосредственно осуществляет пол
19. Истинные организаторы терактов 11 сентября в США
20. либо охотиться на коголибо ccelerte ускоряться Cmouflge камуфляж маскировка хитрость stounding изумительный по