Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

31 Радио сегодня неотъемлемая часть нашей духовной культуры могучее средство информации и пропаганды

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

Радиовещание. 31

Радио сегодня неотъемлемая часть нашей духовной культуры, могучее средство информации и пропаганды. Еще на заре Советской власти В. И. Ленин назвал радио газетой без бумаги и расстояний. Он прозорливо указывал, какие огромные перспективы для широкой пропаганды политики партии, для мобилизации масс на выполнение задач коммунистического строительства раскрывает радиофикация страны.

Ежегодно 7 мая советский народ празднует День радио. В этот день в 1895 г. великий русский ученый Александр Степанович Попов на заседании Русского физико-химического общества продемонстрировал созданный им прибор  первую в мире радиостанцию. Всего 250 метров преодолевали тогда радиосигналы, а недавно радиоволны, посланные человеком, прошли по трассе Земля Юпитер Земля, т. е. расстояние, равное почти 1,5 млрд. километров! Гигантская разница в этих расстояниях, пожалуй, наиболее наглядно показывает, какой путь прошла радиотехника.

НАЧАЛО ПЕРЕДАЧ. Первое в истории практическое применение радиосвязи послужило благородному делу спасения жизни людей. Шторм, разыгравшийся в Финском заливе, оторвал льдину с рыбаками и унес ее далеко от берега. На помощь пострадавшим поспешил русский ледокол «Ермак», получивший депешу по «беспроволочному телеграфу», созданному А. С. Поповым. Это произошло в феврале 1900 г.

Изобретение А. С. Попова стало служить победившему пролетариату с первых дней Великой Октябрьской социалистической революции. 25 октября (7 ноября) 1917 г. из радиорубки крейсера «Аврора» было передано написанное В. И. Лениным историческое обращение «К гражданам России», возвестившее всему миру о том, что буржуазное Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки Советов. Впоследствии Царскосельская радиостанция под Петроградом и Ходынская под Москвой передавали радиограммы, подписанные В. И, Лениным, декреты и распоряжения Советского пра-

146

витеяьстаа, информацию РОСТА, а также ноты и обращезия правительства Советской России к иностранным государствам.

С первых дней революции В, II. Ленин всемерно заботился о расширении радиосвязи. По его предложению во всех губернских и во многих уездных городах, находившихся от Москвы на расстоянии 1000—1200 километров, была начата установка прямых радиотелеграфных станций. Всего с февраля по июль 1» 18 г. связисты установили более 100 таких станций, обеспечивших население информацией о событиях в страна и ва рубежом. Так, 1 мая 1918 г. начала действовать подобная радиостанция в г. Орле. Она принимала декреты и обращения Сояет-ского правительства, передаваемые Ходынской станцией иэ Москвы. 4 мая того же года вступила в эксплуатацию радиостанция-в г. Ливны.

Однако радиотехника в то время была несовершенной. Владимир Ильич мечтал о том, чтобы широко применить радио для целей агитации и пропаганды, дяя информации населения о политических событиях, о важнейших мероприятиях партии и правительства. А для «газеты без бумаги и расстояний» нужно было создать радиотелефонную связь, способную передавать не условные сигналы, как при радиотелеграфировании, а сами звуки слова и муаыку.

Осенью 1919 г. В. И. Ленин дал задание ученым разработать радиотелефон, а 2 декабря подписал декрет «О Нижегородской радиолаборатории», которая должна была объединить все научно-технические силы России, работающие в области радио. В дальнейшем В, И. Ленин постоянно интересовался работой этой лаборатории, возглавляемой ?,1. А. Бонч-Бруевичем, оказывал ей необходимую помощь. Так, по его предложению Политбюро ЦК РКП (б) 25 мая 1922 г. приняло решение об особом финансировании Нижегородской радиолаборатории для ускоренного производства громкоговорящих телефонов и радиоприемников.

Придавая радио гигантски важное значение, В. И. Ленин писал: «...в нашей технике вполне осуществима возможность передачи на возможно далекое расстояние по беспроволочному радносообщению живой человеческой речи; вполне осуществим также пуск в ход многих сотен приемников, которые были бы в состоянии передавать речи. доклады и лекции, делаемые в Москве, во многие сотни мест по республике, отдаленные от Москвы на сотни, а при известных условиях, и тысячи верст» '.

Забота вождя революции, основателя Коммунистической партии и Советского государства В. И. Ленина о развитии новой области связи принесла замечательные плоды.

В конце января 1920 г. радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт, сконструированный в Нижегородской лаборатории, впервые передал, а Москва приняла по радио человеческую речь.

Однако понадобилось еще около двух лет. чтобы поставить радио на службу советским людям. В 1921 г. из Казани были доставлены в Москву усилительные установки, изготовленные группой радиоспециапистов. Громкоговоритель с рупором

•' В. И. Ленин, Поли. собр. соч., т. 45, стр. 194.  ' 10 *                                                         147

установили на балконе здания Моссовета, и первая речь, произнесенная у микрофона внутри здания, была слышна на улица. В середине 1922 г. в Москву из Нижнего Новгорода была привезена в то время самая мощная в мире 12-киловаттная станция. 17 сентября 1922 г. она передала в эфир первый большой радиоконцерт.

7 ноября 1922 г. в Москве вступила в строй центральная радиотелефонная станция имени Коминтерна с радиусом действия 2 тыс. верст. Она была возведена в короткий срок в течение двух лет.

РАСЦВЕТ СОВЕТСКОГО РАДИО. Выполняя ленинские sa-веты, партия проявляла и проявляет огромную заботу о развитии радио, широко использует это могучее средство идейного воздействия. За годы Советской власти наше радио сделало гигантский шаг вперед.

24 марта 1923 г. Совнарком СССР выделил Наркомпросу средства для оборудования в II городах СССР радиоприемных станций, дающих возможность слушать научные лекции, передаваемые из Москвы. Уже через два года после первого московского радиоконцерта радиостанции были построены в Ленинграде, Киеве, Нижнем Новгороде. В 1929 г. их было уже 23. в 1937 г. — 90.

С каждым годом советское радио росло и крепло, уверенно шагало с одной ступеньки на другую. Вот некоторые исторические даты:

1923 г. Была передана первая лекция по Московскому радио. Посвящалась она великому ученому Копернику.

1923 г. В честь годовщины Красной Армии из Москвы был передан радиоконцерт, который слушали во многих районах нашей страны и за границей. Газета «Известия ВЦИК» писала по этому поводу: «В Европе, таким образом, был отмечен юбилей Красной Армии».

1925 г. Введена регулярная передача боя часов со Спасской башни Кремля,

1926. г. Со станции имени А. С. Попова впервые в Европе прозвучала радиовещательная передача на коротких волнах.

1927 г. Передан первый радиоконцерт трех городов: Москвы, Ленинграда и Харькова.

1928 г. Впервые трансляция по радио военного парада и первомайской демонстрации с Красной площади Москвы сопровождалась пояснениями. Газеты того времени отмечали, что это «содействовало перенесению картины парада и демонстрации далеко за пределы того места, где они происходили».

1928 г. Началось разучивание по радио массовых народных песен.

1939 г. Из Москвы по радио передавалась первая консультация для крестьян из приемной Председателя ВЦИК СССР М. И. Калинина.

1929 г. Проведен первый урок гимнастики по радио. 1929 г.  Всесоюзное радио провело первый опыт трансляции со стадиона «Динамо» спортивного праздника и футбольного матча между командами РСФСР и Украины.

1930 г. ^- Трудящиеся страны услышали первый репортаж по радио с аэростата, пролетавшего над Москвой.

1930 г. Все московские радиостанции транслировали первое торжественное заседание XVI съезда партии.

1934 г. ^- С Красной площади в Москве передавался репортаж о встрече челюскинцев, спасенных в Арктике советскими летчиками.

1936 г. Рефакция «Последних известий» провела первую арктическую передачу с острова Диксон.

1936 а. Впервые осуществлен радиорепортаж с крейсера и подводной лодки Черноморского флота.

1936 г. <— Начался первый Всесоюзный радиофестиваль народного художественного творчества на 28 языках народов СССР.

1938 г. Московское радио передало первый репортаж о торжественной встрече в Москве участников советской экспедиции на Северный полюс.

1939 г. Впервые мелодия песни «Широка страна моя родная» была использована в позывных Всесоюзного радио.

1940 г. " Было передано первое «радиопутетествие» Московского радио по театрам и концертным залам столицы.

1945 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об ознаменовании 50-летия со дня изобретения радио А. С. Поповым». Было решено ежегодно 7 мая отмечать День радио. 7 мая 1945 г. в стране был впервые отмечен День радио, В Москве в Большом театре Союза ССР состоялось торжественное заседание.

1945 г. Всеми радиостанциями Советского Союза транслировался из Москвы репортаж с Красной площади о параде, проведенном по случаю победы над гитлеровской Германией.

1961 г.  Все радиостанции Советского Союза сообщили 12 апреля о благополучном полете вокруг Земли первого в мире космического корабля «Восток» с Ю. А. Гагариным на борту.

1964 г. Радиообсерватория Научно-исследовательского радиофизического института прп Горьковском университете установила сверхдальнюю радиосвязь через американский спутник «Эхо-2» и Луну с английской обсерваторией  «Джодрел-Бэнк».

1966 г. По радио передано сообщение о том, что советская автоматическая станция «Луна-9» осуществила первую мягкую посадку на .поверхность Луны.

1967 г. Передано по радио сообщение о том, что советская автоматическая станция «Венера-4» впервые в мире осуществила плавный спуск на поверхность планеты Венера.

1968 г.10 августа передано по радио постановление Центрального Комитета КПСС «О подготовке к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Особенно широко стало развиваться радиовещание после Великой Отечественной войны. По решению XX съезда Коммунистической партии Советского Союза в европейской части СССР должно быть широко внедрено радиовещание на ультракоротких волнах, не подверженных влиянию различных атмосферных и иных помех, а в районах Дальнего Востока и Средней Азии сооружены длинноволновые и средневолновые станции большой

мощности. Это решение были выполнено, и мощность радиовещательных станций в СССР только с 1950 по 1957 г. возросла более чем в 2 раза.

Сейчас советское радио вместо с телевидением представляет собой индустриальную отрасль культуры, в 500 организациях которой трудится почти 50 тыс. человек.

На территории Советского Союза действуют многие сотни радиовещательных станций. В эфире слышны голоса всех столип союзных и автономных республик, большинства краевых и областных центров. Первая программа Всесоюзного радио принимается в любой точке нашей страны. Вторая программа«Маяк» уже обслуживает свыше 70 процентов населения. У жителей имеется 53 млн. радиоприемников и радиол.

С каждым годом все шире развивается проводная связь. В настоящее время имеется 36 тыс. узлов, обеспечивающих радиофикацию 270 тыс. населенных пунктов. К этим узлам подключен 41 млн. радиотрансляционных точек, в том числе 23,5 млн. в городах и 17,5 млн. в сельской местности,

Если считать, что каждым приемником и репродуктором пользуются 2—3 человека, то число слушателей радио составит свыше 200 млн. В Советском Союзе каждая семья имеет либо радиоприемник, либо трансляционную точку.

Большая работа была проведена в 1969—1970 гг. последних годах восьмой пятилетки. Закончено строительство радиовещательных станций в Бурятской АССР, в Казахстане, идет сооружение радиостанций в Тюменской области, в районе Норильска. В ряде столиц союзных республик существующие радиостанции были заменены более мощными. Радиофицировано еще 13 тыс. населенных пунктов,

Дальнейшее развитие технические средства связи получат в 1971—1975 гг. Так, предусматривается осуществить повсеместно на территории страны одновременный прием не менее двух программ вещания. С этой целью намечается построить новые мощные средне- и длинноволновые радиостанции, преимущественно в северных и восточных районах страны, на территории республик Средней Азии, в Казахстане. Получит развитие двух- и четырехпрограммное ультракоротковолновое вещание, для чего предстоит .построить совмещенные радиостанции УКВ с телевизионными.

Передачи советского радио беспрерывно звучат на необъятных просторах нашей Родины. Когда один диктор желает своим слушателям спокойной ночи, другой начинает программу словами: «Доброе утро, товарищи!» И где бы ни находился советский человек —- на Крайнем Севере или жарком Юге, в просторах океана или в космосе, радио повсюду донесет обращенный к его сердцу и разуму голос Родины.

Общий объем вещания по радио в нашей стране, включая центральное, местное и вещание на зарубежные государства, составляет 1500 часов в сутки. Вещание проводится на многочисленных языках. Московское радио, республиканские, краевые и областные студии осуществляют вещание на 70 языках народов СССР.

Для зарубежных радиослушателей из Москвы ведутся радиопередачи на 57 иностранных языках. Все большую популяр-

вость среди варубежиых слушателей аавоепывают передачи радиостанции советских общественных организаций «Мир и прогресс». Эта радиостанция ведет передачи дяя Латинской Америка, Африки и Юго-Восточной Азии. Серии передач «Познакомьтесь с Советским Союзом», «Наука и техника на служба человека», а также радиорассказы об опыте социалистического строительства в СС^Р, записи популярвых советских песен, советская и русская музыкальная классика нашли своих постоянных слушателей в самых отдаленных уголках земного шара,

Радиовещание важнейший участок идеологической работы. Программы передач по радио содержат актуальную информацию, литературные и театральные композиции, интересные беседы и лекции, запоминающиеся концерты. К микрофону приглашаются новаторы промышленности, транспорта и сельского хозяйства, ученые, писатели деятели искусств.

Радио в СССР играет важную роль в коммунистическом воспитании трудящихся, в развитии советской культуры. Оно несет в массы идеи марксизма-ленинизма, повседневно знакомит миллионы слушателей с жизнью советских республик, с успехами в хозяйственном строительстве, с новыми произведениями литературы и искусства, распространяет политические и научны» внания.

Иную цепь 'преследуют радиостанции капиталистических стран. Они используются для рекламы, вводят слушателей в заблуждение лживой пропагандой, клевещут на СССР и другие социалистические страны, используются для подрывной деятельности.

В 1953 г. в США было создано Информационное агентство (ЮСИА), тесно связанное с Центральным разведывательным управлением. Его деятельность направляет государственный департамент (министерство иностранных дел). Американские пра-» вящие круги щедро финансируют это агентство (см. стр. 653). Ему подчиняется самая крупная фабрика лжи радиосеть «Голос Америки» (см. стр. 606), состоящая из многочисленных радиостанций, расположенных на территории США и за границей, в том числе в соседних с СССР буржуазных странах. В передачах «Голоса Америки» есть специальный раздел, именуемый «Новостями», Здесь вперемежку с более или менее правдивыми сообщениями передаются нелепые выдумки и самая беззастенчивая ложь о странах социализма, клевета и поклепы на известных прогрессивных деятелей и борцов за мир, грязные сплетни.

В Мюнхене (ФРГ) расположена радиостанция «Свободная Европа» (см. стр. 635). Она обошлась заокеанским хозяевам в 50 млн. марок. На этой станции работает свыше 1300 сотрудников. Дном и ночью здесь стряпаются фальшивки и клеветнические передачи.

Являясь одним из опорных пунктов шпионско-диверсионной пропагандистской деятельности США, радиостанция «Свободная Европа» занимается подрывной деятельностью против социалистических стран. Такими же подрывными пунктами нужно считать американскую радиостанцию р Западном Берлине РИАС, радпостапцяю, имеющую провокационное название «Освобожда-

ние?>, радиостанцию «Немецкая волна» около Бремена, созданную еще во времена фашистского рейха по приказу Геббельса. В настоящее времяярадиостанция «Немецкая волна» имеет 10 передатчиков, вещает 82 часа в сутки на 29 языках. Здесь командные посты занимают бывшие фашисты, профоссиопальныо пропагандисты-антисоветчики. Подрывная работа в эфире «Немецкой волны» направлена против социалистических стран. О задачах этого пропагандистского логова откровенно сказал один из боссов милитаристских землячеств Западной Германии Майер: «Перманентная война с помощью агитации и пропагандывот путь борьбы за решающие победы. Радио представляет собой оружие, пожалуй, более современное и сильное, чем новейшие ядерные ракеты».

Радиовещание любой капиталистической страны направлено к одной общей цели держать сознание простых людей в плену буржуазной идеологии. Даже программы коммерческого радиовещанияя которые выглядят как невинное развлекательство, несут вполне определенные служебные функции идеологической пропаганды. В конечном счете любая «развлекательная» программа сводится к прославлению частной собственности и всемерному осуждению поборников социального прогресса, особенно коммунистов.

Умело используя могучую силу живого слова, дикторы буржуазных радиостанций стремятся путем искусственной взволнованности, ложного пафоса и доверительной интимности навязать слушателям мнение, выгодное их хозяевам.

На вооружении буржуазной пропаганды имеются и радиостанции иного типа, выполняющие роль шпионов. Они слушают эфир, постоянно ведут сбор и обработку разведывательной информации, относящейся к Советскому Союзу. Основное внимание уделяется перехвату по радио докладов, репортажей, консультаций, интервью, статистических данных. Из этих материалов выуживаются сведения о местонахождении заводов. Одна из таких станций расположена на острове Кипр. Такие же шпионские организации находятся в Англии, Западной Германии, Австрии, в странах Латинской Америки.

В отличие от буржуазного, советское радиовещание служит целям социалистического гуманизма и пролетарского интернационализма, несет на своих волнах светлые идеи коммунизма.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СОВЕТСКОГО РАДИО. С каждым годом расширяются культурные связи Советского Союза с зарубежными странами. Этому способствует и советское радио, знакомящее радиослушателей с литературой, музыкой, театральным искусством зарубежных народов. Наше радио популяризирует достижения советской науки, культуры и искусства среди иностранных радиослушателей.

Советское радио состоит членом Международной организации радиовещания и телевидения (сокращенно ОИРТ, ранее называвшаяся ОИР), которая была создана в Брюсселе в 1946 г. После учредительной сессии в эту организацию входили Всесоюзное радио, радио Украинской, Белорусской, Молдавской, Латвийской, Эстонской ССР, радиовещательные организации ев-

ропейских стран народной демократии и 14 стран Западной Европы.

Через три года в результате раскольнической деятельности реакционных руководителей радио капиталистических стран некоторые радиовещательные организации этих стран вышли ип ОИР и создали свою организацию под названием «Европейский союз радиовешания» (УЕР) с центром в Женеве.

В настоящее время Международная организация радиове щзния и телевидения объединяет 19 организаций Европы п Азии. В нее входят Всесоюзное радио, радио семи советских республик, стран народной демократии и Финляндии.

Радиовещательные организации стран, входящих в ОИРТ. ведут оольшую работу по обмену опытом составления радиопро грамм, обобщению опыта в области техники радиовещания, звукозаписи и телевидения, контролируют соблюдение плана распределения .волн между странами, разработанного в Копенгагене в 1938 г., решают другие технические вопросы.

Советское 'радио принимает участие и в ЮНЕСКО (одно иа специальных учреждений ООН по вопросам просвещения, науки и культуры). Наши представители участвовали в различных совещаниях по вопросам культурно-просветительных радиопередач и создания международного фонда по обмену телевизионными программами.

Между советским радио и радиовещательными организация ми социалистических стран заключены специальные соглашения об обмене передачами. Это дает возможность населению стран народной демократии слушать в записи лучшие советские оперы, радиопостановки, инсценированные рассказы и т.д., а советским людям передачи из этих стран.

Ширится обмен и с другими зарубежными странами. Особый интерес к советским радиопередачам проявили: страны Африки Дагомея, Сомали, Мали, Эфиопия, Тунис; страны Латинской АмерикиМексика, Чили, Боливия, Эквадор и другие.

Обмен радиопрограммами, совместнаяяорганизация и прямая трансляцияярадиопередач, участие в международных фестивалях, конференциях, ярмарках и выставках, обмен делегациями и корреспондентами таков далеко не полный перечень форм и видов международных связей советского радио.

СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ. 12 октября 1924 г. советское радио наччло регулярное вещание. В 12 часов дня Сокольническая радиостанция передала в эфир доклад «О роли Ленина в развитии советской радиотехники и задачах радиолюбительства». Студенты Московской государственной консерватории дали для слушателей большой концерт.

Вскоре студию, которая помещалась на радиостанции в Сокольниках, перевели в центр Москвы в Дом Союзов. Одновременно с Сокольнической радиостанцией начала свою работа-радиостанция имени Коминтерна. В связи с этим возникла необходимость оформить радиовещание в какие-то структурные рамки. 1 декабря 1924 г. было создано акционерное общество «Радиопередача».   Его   пайщиками-учредителями   выступили:

Народный комиссариат почт и телеграфов, Высший Совет Народного Хозяйства, Всероссийский электрический трест эаво-дои слабого тока и Российское телеграфное агентство.

Акционерное общество «Радиопередача» просуществовало четыре года. В щелях усовершенствования а дальнейшего расширения радиовещания Совет Труда и Обороны в июле 1928 Г. возложил руководство радиовещанием на Народный комиссариат почт и телеграфов. К этому времени в стране уже было 60 действующих радиостанций общей мощностью 191 кидоватт.

В январе 1933 г. Всесоюзный комитет радиовещанияяпри Наркомпочтеле был преобразован во Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете Народных Комиссаров СССР. В 1953 г. произошла новая организационная перо-стройка, Вместо комитета было создано Главное управление ра-диопнформации Министерства культуры СССР. В мае 1957 г. Совет Министров СССР освободил Министерство культуры СССР от руководства делом радиовещания и телевидения, и эти отрао< ail стали самостоятельными. На основе Указа Президиума Вер-хоппого Совета СССР от 18 апреля 1962 г. быы организован Государственный комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению. Позже наименование Государственного комитета было несколько иаменено. В настоящее время всем этим огромных участком идеологической рабаты руководит Государственный комитет Совета Мпнпстров СССР по телевидению и радиовещанию,

Комитет по телевидению и радиовещанию возглавляет председатель, имеющий четырех заместителей. Редакционная коллегия состоит из 13 человек. В ведении комитета находится творческий аппарат, создающий материалы для радиовещания и телевидения, и вся техника звукозаписи. Радиовещательные же станции, студии, телецентры, усплители и линии передач припадлежат Министерству связи СССР.

Поскольку в данной главе речь идет о радиовещании, ниже будет рассказапо только о его структуре. В Центральное внутрисоюзное радиовещание входят: Главная дирекция программ. Она состоит из отделов: планирования программ; рецензирования программ; выпуска; дикторов; писем.

Главная редакция пропаганды. В ее составе числится семь отделов: пропаганды маркспзма-леиинизма; общественно-политический; международной жизни; промышленности, строительства II транспорта; сельской жизни; науки и техники; сатиры п юмора; а также режиссерская группа и секретариат,

Главная редакция информации (программа «Маяк). Она состоит из отделов: общественно-политической информации; экономической информации; международной информации; внестудий-ных передач (радпофильмы); выпуска.

Главная редакция радиовещания для молодежи. В ней кроме отделов подготовки программы, комсомольской жизни, идейно-политического воспитания, художественного воспитания имеется режиссерская группа.

Главная редакция радиовещания для детей. В составе этой редакции семь отделов: передач для пионеров и октябрят;.. передач для старшеклассников; науки и фантастики для школьников;

"У1

литературы и искусства для детей; музыкальных программ для детой; учебных передач и педагогической пропаганды; писем и массовой работы. Имеются такте большой детский хор я режиссерская группа.

Главная редакция литературно-драматического радиовещания. В ее составе отделы: литературы народов СССР; зарубежной литературы; театральной жизни и искусства; прозы, поэзии п публицистики; по созданию звуколетописи, постановочный (режиссеры) .

Главная редакция музыкального вещания. Она состопт из отделов: музыкального театра, симфонической и камерной музыки; советской песни и зстрады; музыки народов СССР; русской народной музыки и художественной самодеятельности; музыкально-образовательных передач; зарубежной музыки; музыкальных программ «Маяк»; музыкальных программ; трансляций; музыкальных коллективов. При этой редакции имеется музыкальная библиотека.

В Центральное радиовещание на зарубежные страны входят: главная дирекция программ; главная редакция пропаганды; главная редакция информации; главная редакция радиовещания па социалистические страны; семь главных редакций радиовещания на отдельные страны разных континентов; главная редакция «Мир II прогресс».

Перед каждой главной редакцией и отделом стоят большой важности задачи,

Так, работники главной редакцип пропаганды призваны систематически и глубоко пропагандировать решения XXIV съезда Коммунистической партии и пленумов Центрального Комитега, неустаппо 'разъяснять идеи Программы КПСС, вести разъяснительную и учебную работу по вопросам истории КПСС, политэкономии, диалектическому п историческому материализму. Им надлежит вести работу по пропаганде идейного наследия В. И. Ленина, ярко показывать, как партия и народ претворяют в действительность его заветы. Их задача активно бороться за досрочное выполнение планов развития советской экономпки, ускорение научно-технического прогресса, повышение производительности труда и оффектпвпости производства, рассказывать об опыте внедрения принципов экономической реформы, организации соревнования .ча ускоренно темпов развития промышленности и сельского хозяйства, распространять передовые методы и приемы ударников коммунистического труда.

Основная задача главной редакции радиовещания для молодежи вести повседневную работу с молодежью, используя яркпо примеры славных рсполюцпонпых, боевых и трудовых традиций советского парода, прививать молодежи любовь к труду, учебе, бороться протпв проникновения в среду юных советских граждан растленной буржуазной моралп, воспитывать их в духе коммунистической убежденности, советского патриотизма, пролетарского интернационализма, беззаветной любви к Родине.

Главные редакции музыкального вещанпя (ей приданы:' Солыпой п малый симфонический оркестр, оркестр народных нп-струментов, эстрндный оркестр, хор) и лнтературно-драматпческого вещания являются пропагандистами советской музыки, популяри-ааторами произведений литературы, театральных постановок,

опер, балетов, кинофильмов. Им предназначена большая роль в эстетическом воспитании трудящихся нашей страны.

Помимо указанных выше главных редакций Центральному радиовещанию вместе с Центральным телевидением приданы также отдел спорта и группа политических обозревателей из пяти человек.

В Комитете по телевидению и радиовещанию имеется ряд административных и технических служб: Главное управление местного телевидения и радиовещания; Главное управление внешних сношений; отдел корреспондентской сети; справочно-информационный отдел; журнал «Кругозор»; журнал «Программы телевидения и радиовещания»; Государственный дом радиовещания и звукозаписи; Творческое объединение «Экран»; Телевизионный технический центр; Дом творчества и др.

По объему работы и количеству сотрудников Центральное радиовещание самое крупное в стране.

Для удобства радиослушателей число программ увеличено до четырех. Первая программа передается с 5 часов утра до 2 часов ночи без дневного перерыва; вторая программа с 6 часов утра до 1 часа ночи; третья начинается с 17 часов, по ней передаются спектакли из театров, концерты и литературно-музыкальные композиции; ччтвертая программа круглосуточная.

Количество сотрудников во всех главных редакциях Центрального радиовещания колеблется от 30 до 150, в зависимости от объема работы. Среди них главные редакторы, ответственные редакторы, сменные ответственные редакторы, старшие редакторы, редакторы, дежурные редакторы, корреспонденты, репортеры, комментаторы, обозреватели, референты, художественные руководители, главные инспектора, инспектора, главные режиссеры, режиссеры, дикторы, выпускающие, технические работники.

МЕСТНОЕ ВЕЩАНИЕ. Структура местного вещания построена сообразно административному делению страны. Кроме Всесоюзного радио свои передачи посылают в эфир 157 республиканских, краевых, областных комитетов и радиоредакций национальных округов. На местах активно работают более 2800 городских и районных редакций радиовещания. Количество сотрудников в них неодинаково. По штатному расписанию в республиканских, краевых и областных комитетах работает от 200 до 2000 человек, в зависимости от объема вещания. В городских и районных радиоредакциях, как правило, работает корреспондент-организатор, опирающийся на внештатный актив.

Местный комитет возглавляется председателем, У него имеются три заместителя: по радиовещанию, телевидению и техническим вопросам. Главные редакции и редакции местных комитетов построены соответственно структуре Госкомитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Это можно показать на примере Ленинградского комитета.

В составе Ленинградского радиовещания имеются: главная редакция программ и выпуска; главная редакция пропаганды; главная редакция информации; главная редакция промышленности, строительства и сельского хозяйства; главная редакция радио-

вещания для детей и молодежи (в ней имеется спортивная редакция); главная редакция литературно-драматического вещания; главная редакция музыкального вещания; главная редакция рекламной информации.

Общими для радиовещания и телевидения будут: главная редакция международных связей; главная редакция писем и социологических исследований. Имеются также: сектор звукозаписи; дикторская группа; сектор выпуска; фонотека; машинописное бюро; бухгалтерия; инструктор по местному вещанию. Комитету приданы оркестр народных инструментов имени Андреева, эстрадный оркестр, два хора, из них один самодеятельный школьный. Всего Ленинградский комитет насчитывает в своем составе 2400 человек (сюда включаются работники радиовещания, телевидения, оркестров, хоров и Ленинградского радиотелецентра).

Республиканские, краевые и областные комитеты и редакции автономных республик в основном готовят передачи местного характера, предназначенные для жителей данной республики, края, области. Время для передачи этих материалов установлено различное. В столицах союзных республик, где программы пере даются также и на национальных языках, вещание продолжается от 12 до 15 часов в сутки, в краях и областях, а также в автономных областяхот 1,5 до 3 часов. Большой объем местного вещания имеют края и области, расположенные на далеком расстоянии от Москвы (например, Дальний Восток). Из-за разницы времени местным комитетам приходится организовывать дополнительные передачи.

Наиболее значительные и интересные передачи местных комитетов и редакций включаются в программы Центрального вещания. По Центральному радио почти ежедневно можно услышать очерк о новаторах промышленности или сельского хозяйства, о замечательных достижениях ученых, концерт из Ташкента, выступление хора из Ленинграда, трансляцию оперы из Киева и т. д. Например, Ленинградский комитет ежедневно в течение 2 часов ведет передачи для трансляции по стране.

Во многих городах и населенных сельских пунктах, на фабриках и заводах организовано местное радиовещание через радиотрансляционные узлы. Вещание ведется одним или двумя сотрудниками по 20—30 минут до 3 раз в неделю. Контролируют работу этих сотрудников инспектора по местному вещанию краевых. областных комитетов и редакций.

В работе комитетов, редакций по радиовещанию и телевидению большое участие принимают активисты. Созданные ими на общественных началах советы, редакции, редколлегии, посты, рейдовые бригады подготавливают очередные передачи, журналы. отдельные материалы, помогают составлять программы, расследуют письма, поступающие в редакции, беседуют с посетителями и т.п. Об этом подробно говорится в главе «На общественных началах».

Для работы основных радиостанций местного вещания установлено особое волновое расписание (по московскому времени). Волны, на которых работают радиостанции Центрального и местного вещания Советского Союза, определены международной конвенцией.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕДАЧ. Радиовещание сложное дело, требующее не только высококвалифицированных кадров, но в точного планирования, стройной, хорошо продуманной сист*емь1 в работе.

В отличие от газет и журналов, которые работают самостоятельно и независимо друг от друга, местные комитеты, редакции по радиовещанию и телевидению в тематике и сроках передач во многом зависят от Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.

Все главные редакции Центрального вещания призваны готовить злободневные, оперативные, интересные передачи по четырем программам. Эти программы должны быть составлены продуманно и точно. Поэтому на радио ведется перспективное и рабочее планирование.

Большинство главных редакций составляет тематические планы на месяц. Главные редакции музыкального, литературно-драматического вещания и передач для детей и юношества из-за сложности подготовки передач составляют перспективные планы на три месяца, а иногда и на полгода вперед.

Перспективное планирование, особенно на длительные сроки, не может быть абсолютно точным, так как жизнь все время вносит свои поправки. Поэтому в перспективные планы, как правило, включаются только узловые темы.

Исходя из перспективных и тематических планов, главные редакции заранее составляют более подробные недельные планы, в которых указываются сроки передач, авторы и объекты. Эти планы передаются в редакцию программ, где онъ сводятся в единое целое, печатаются в типографии и через отделения «Союзпечати» заблаговременно распространяются среди радиослушателей. В Москве программы радио- и телевизионных передач выходят еженедельно по субботам.

Как правило, недельные программы выдерживаются полностью, за исключением случаев, когда в них вводятся изменения по поводу новых событий, которые заранее предусмотреть невозможно. Поэтому в главных редакциях составляются ежедневные рабочие планы, по которым и проводится вещание.

Местные комитеты и редакции ведут свои ежедневные передачи с учетом программ Центрального вещания. Они выбирают для своих передач время, которое можно без ущерба заполнить местными материалами, сохранив при этом наиболее важное из центральных программ.

В остальное время в этот день передается программа Центрального радиовещания.

Еслп Центральное вещание начнет передавать какие-либо важные сообщения, местный комитет или редакция могут прервать свою программу и включить Москву. В случае, если ио местному вещанию идет передача, которую прервать нельзя, то сажные сообщения записываются на магнитофонную пленку и передаются несколько позднее.

Местные комитеты и редакции радиовещания и телевидения тоже разрабатывают перспективные, тематические месячные, рабочие еженедельные и ежедневные программы, учитывающие все передачи центральные и местные. В Ленинграде, республиканских центрах, краях и областях эти программы печатаются

раз в неделю отдельными вынускамп, распространяются по подписке и в розницу через киоски «Союзпечати» пли публикуются в местных газетах.

Когда программы составлены, творческие аппараты в Москве и на местах готовят необходимые материалы и передают их через вещательные станции. Техническое осуществления передач возложено на специальных выпускающих, которые работают в тесном контакте с дикторами, звукорежиссерами и работниками аппаратной группы. В соответствии о программой на данный день выпускающий производит переключения с одной передачи па другую, следит за выполнением передач на местную тематику, за чтением текста дикторами, за выступлениями у микрофона авторов, сотрудников радио, артистов, оркестров и т.д. От выпускающего зависит, насколько четко, без заминок и ошибок будет передано в эфир все запланированное и подготовленное на день большим количеством сотрудников.

В зависимости от своей квалификации дикторы подразделяются па несколько категорий: высшую, первую, вторую и третью.

Звукорежнесеры это работники, наблюдающие за звучанием передач. Они призваны обеспечить хорошее звучание всей программы. Если, например, выступающий у микрофона говорит тихо, то звукорежиссер может усилить звучание, если оркестр звучит слишком громко, то он ослабляет звучание, и т. д.

Записи на пленку ведут технические отделы или секторы под руководством редакторов и режиссеров редакций. Основным видом звукозаписи является электромагнитная запись на магнитофонах. Они бывают стационарными и передвижными. На первых производится запись в студиях, на вторых вне студий, когда на месте записываются репортажи, собрания, митинги, концерты, спектакли. Магнитофонная плепка используется много раз. Стоит ее размагнитить, «стереть» прежнюю запись, и иа ней можно записывать вновь.

Все переданные материалы по радио подлежат оплате (гонорар) по специально утвержденным ставкам за минуту звучания или из расчета 30-строчной стандартной страницы, отпечатанной на пишущей машинке (по времени такая страница в дикторском чтении занимает в среднем 2 минуты).

В главных редакциях по радиовещанию, в местных комитетах и редакциях имеются фонотеки. Это хранилища: озвученных пленок и граммофонных пластинок, которые могут быть использованы п передачах. Многие фонотеки содержат богатые материалы. В фонотеке Ленинградского радио имеется, например, свыше 100 тыс. пленок и пластинок. Здесь бережно хранятся пленки и пластинки, на которых записаны голоса В. И, Ленина, М. И. Калинина, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского. Имеются пленки, па которых записаны шум первых волн Цимлянского моря, разрывы вражеских снарядов в Ленинграде во время бло-_кады и т. д.

СПЕЦИФИКА, ФОРМЫ ПОДАЧИ И ЖАНРЫ РАДИОВЕЩАНИЯ. Радио прочно вошло в жизнь трудящихся страны. Миллионы людей слушают передачи, помогающие им узнать новости, пополнить знания. Это налагает особую ответственность на ра-

ботников радиовещания, требует от них разностороннего освещения жизни советского народа.

У радио огромное поле деятельности и колоссальные возможности мобилизовать творческую энергию народа на осуществление величественной программы строительства коммунизма, Съезды Коммунистической партии Советского Союза, пленумы ЦК ставят перед работниками вещания задачи дальнейшего улучшения идейно-политического и художественного содержания программ с учетом специфики радио.

Какой же спецификой обладает радиовещание? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дан в статье «На ста языках мира», опубликованной на страницах журнала «Советская печать».

«В последнее время много говорится о специфических особенностях радио и телевидения, о создании новых оригинальных жанров, форм, программ. Теперь, пожалуй, для каждого ясно, что у радио и телевидения есть своя специфика. Но часто она понимается своеобразно, неправильно и поэтому иногда используется в ущерб делу. Ведутся маловразумительные разговоры о «радийности», «радиофоничности» материалов, о создании особой литературы радиороманов, радиоповестей, радиопоэм, и в то же время в эфир идут сухие материалы, слабые в идейно-политическом и художественном отношении литературные произведения и посредственная музыка.

Пора, наконец, понять, что специфика радио состоит прежде всего в гигантской, бесподобной по размеру и разнообразной по составу аудитории слушателей, в сочетании самых различных средств, видов и форм программ, а также в том, что радиопередача, в отличие or газеты, журнала и книги, воспринимается только на слух. Используя все лучшее, что есть в печати, литературе, музыке, кино, театре, следует всячески развивать новые жанры и различные виды политических и художественных программ, полнее учитывать в них особенности радио и требования слушателей» '.

В радиовещании, так же как и в периодической литературе, нетерпимы шаблон, безвкусица, серость, нужны инициатива и выдумка, свежесть мысли и образность языка, разнообразие форм подачи материала. Среди этих форм радиожурналы, подборки, фестивали, дискуссии, викторины, календари.

Советские радиожурналисты продолжают поиск новых форм, способствующих духовному обогащению человека, развитию его инициативы, воспитанию идейной стойкости и коммунистической убежденности. Об этом ярко свидетельствует многообразие программ, посвященных важнейшим историческим датам и вопросам нашей современности.

Стало традицией ежегодно проводить радиофестивали союзных республик, посвященные очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Эти фестивали не похожи друг на друга. Журналисты радио стремятся сделать их разнообразными, интересными, опи находят новые формы, наполняют их новым содержанием.

В дни подготовки к празднованию 48-й годовщины Великого Октября перед микрофоном выступило более 500 человек. Они

«Советская печать», 1962, № 10, стр. 36.

рассказали о славных делах коллективов, соревнующихся в честь XXIII съезда КПСС, о братской дружбе народов нашей страны. В дни фестиваля прозвучали новые литературные и музыкальные передачи. В музыкальные программы были включены специально подготовленные для фестиваля оперы, музыкальные комедии, новые песни, воспевающие труд сталеваров, вахтеров, хлеборобов, строителей.

С успехом прошел «Радиофестиваль республик советских», посвященный 49-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. .Вот, например, как прошел радиодень Молдавской ССР. Слушатели узнали, как орошаются изнывающие под ярким солнцем земли, как трудятся виноградари, выращивая высокие урожаи, как изменился облик республики за 20 послевоенных лет. Секретарь ЦК компартии Молдавии подробно рассказал о делах и заботах тружеников республики. Советские люди слушали в этот день народную и современную музыку, выступления мастеров искусств и талантливой актерской молодежи в молодежной программе «Лучаферул».

Одной из особенностей фестиваля, посвященного 49-й годовщине Октября, явилось участие в нем ряда автономных республик: Татарии, Башкирии, Удмуртии, Северо-Осетинской, Чувашской и других. Дважды в неделю им отводились часовые программы. Слово получили и некоторые крупные экономические районы страны Урал, Сибирь, Кубань, Приморье.

Еще более интересным и глубоким по содержанию был радиофестиваль, посвященный полувековому юбилею Советской Родины. По радио прозвучал своеобразный отчет народов советской страны об успехах в экономическом и культурном строительстве. По Центральному радио было передано более 500 передач, перед микрофоном выступили сотни человек.

Фестиваль открыли радиожурналисты Ленинграда. Они рассказали о прошлом и настоящем героического города, о трудовых будрях ленинградских рабочих и ученых, о преемственности поколений, о крепкой дружбе и творческих связях города Ленина с другими центрами страны.

После этого состоялись дни Украинской ССР, Таджикской ССР и других республик. Завершилась эта широкая программа радиоднем столицы нашей Родины Москвы.

В фестивале были художественные программы. Слушатели познакомились с новыми литературными произведениями, радиоспектаклями. Была широко показана музыкальная культура народов СССР.                       

В январе 1969 г. по эфиру была передана пятитысячная программа радиостанции «Юность». Слушатели уже давно полюбили передачи этой станции для молодежи. Разнообразные по тематике программы «Юности» освещают широкое участие комсомола и молодежи в экономическом, культурном и государственной строительстве, вопросы коммунистического воспитания, революционной закалки и марксистско-ленинского образования советской молодежи. Радиостанция постоянно ведет рассказ о людях высокой идейной убежденности, героических характеров и судеб. Основу работы «Юности» составляют циклы передач «Молодым об Ильиче и его соратниках», «Ленинские уроки молодежи», «Два мира две юности», «В копилку комсомольского опыта».

«Справочник журналиста»                               161

Особо насыщенными были программы «Юности» в дни, предшествующие 50-летию комсомола (октябрь 1968 г.). В праздничные дни радиостанция завершила серию радиофильмов «50 комсомольских лет», рассказала о том, как проходит в стране Всесоюзное комсомольское собрание. В цикле передач «Юность комсомольская моя» у микрофона выступили участники революции, ветераны войны, ученые, партийные и комсомольские работники, знатные люди страны. 25 октября 1968 г. «Юность» в своих программах познакомила миллионы юношей и девушек с содержанием торжественного пленума ЦК ВЛКСМ, а 29 октября передала с Красной площади репортаж о манифестации московской молодежи, посвященной 50-й годовщине ВЛКСМ.

Содержательными и интересными были передачи «Юности» в дни подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина,

Молодежные передачи проводятся и в каждой республике на местных материалах. Так, во всех городах и селах Украины трижды в неделю звучат по радио программы республиканской радиостанции «Молодая гвардия».

1 сентября 1964 г. в 6 часов утра в эфире прозвучала музыкальная фраза из песни «Подмосковные вечера». Это были позывные новой круглосуточной программы «Маяк». Сейчас по втой программе в начале каждого получаса передаются «Последние известия» из-за рубежа и по Советской стране, комментарии, обзоры, а потом литературные и музыкальные передачи.

В 1968 г. корреспонденты «Маяка» получили радиотрансляционный пульт «Эфир-1», с помощью которого одновременно ведется разговор в эфире- со многими странами и городами мира. Это позволяет очень оперативно проводить переклички с корреспондентами, вести коллективные беседы, знакомить слушателей с новостями.

Радиопередачи на общественно-партийные темы широко используются в системе партийного образования,

С 1964 г. действует Ленинский университет по радио. Он помогает слушателям глубоко и последовательно изучать основы революционной науки. В передачах университета имеются циклы: «Ленина немеркнущее слово», «Ленинский альманах», «Твоя ленинская библиотека», «Ленин создатель первого в мире многонационального социалистического государства»., «Атлас народов СССР», «Ум, честь и совесть нашей эпохи» и другие.

Ежегодно по радио передаются циклы лекций и бесед для основных звеньев системы партийной учебы: начальной политической школы, изучения биографии В. И. Ленина, основ политических знаний, истории КПСС, политической экономии, философии. Проводятся также теоретические семинары.

Большой популярностью пользуются передачи: «Трибуна международника», «Международный дневник», «Мировая система социализма и актуальные проблемы ее развития», «Наши комментарии» и другие.

Значительное место уделяется в радиопрограммах экономике промышленности и сельского хозяйства («Земля и люди», «Рааио-клуб сельского специалиста», «Вам, ударники пятилетки», радиогазета «Труд»). Часто звучат передачи, пропагапдируюшие научные та технические знания («Наука на службе мира», радиожурналы «Космос», «Знание»).

Форми и тематика передач по радио столь многообразны, что нет возможности даже перечислить их все. Одни из них существуют годами, другие передаются разово, устаревшие сменяются новыми. Творческая мысль журналистов стремится разнообразить материалы, сделать их более интересными. Для примера приведем некоторые из них.

Украинское республиканское радио передает программы «Промшь» («Луч»), в которых имеются специальные информационно-музыкальные передачи и оперативные сообщения о важнейших событиях в республике.

Большой интерес у слушателей вызывают передачи: «Невская волна» (Ленинград), «Молодые романтики Приморья» (Владивосток), «Волжская радиогазета» (Куйбышев), «Для тех, кто •в море» (Мурманск), «Атлантика» (для рыбаков Западного бассейна) и другие.

Радио имеет свои особенности. Передаваемый текст часто сопровождается музыкой, шумовыми эффектами. Перед микрофоном выступают авторы произведений, передовые люди города в села. Поэтому помимо газетных жанров радио может применять н свои, специфические.

На радио широко применяются, иногда в видоизмененной форме, информационные газетные жанры.

Короткие информации чаще всего используются в выпусках «Последиих известий». Это небольшие оперативные сообщения о новом, о том, что произошло в течение дня в стране и за рубежом. Краткость, конкретность, выразительность, минимум цифр и специальных терминов основные качества радиоинформаций. Они объединяются иногда в подборки: «В последнюю минуту», «На новостройках», «Новости техники», «В лабораториях ученых» н т. д. Объединенные по тематике, оперативные информацвв хорошо воспринимаются слушателями, оставляют глубокое впечатление.

По радио часто передаются отчеты с собраний в митингов, с места витересного события, интервью (беседы). Отчет обычно идет в дикторском чтении, в беседе же нередко принимают участие корреспондент, диктор в тот (идя те), с кем ведется разговор.

Когда в передаче участвует корреспондент радио, она становится беседой в вопросах и ответах. Корреспондент радио направляет беседу, задает короткие вопросы, чтобы собеседник уточнил и разъяснил некоторые детали, подробности, интересные для радиослушателей. Беседа в вопросах и ответах, если она сделана на злободневную тему и интересна, обычно хорошо воспринимается.

Широкое распространение получил радиорепортаж. В отличие от бесед, здесь ведущим является корреспондент. Он рассказывает об обстановке, задает вопросы, делает ^сравнения и выводы, использует стихи, музыку, шумовые эффекты и т. д. Если беседу можно сделать в радиостудии, то для репортажа .нужно обязательно выехать на место. Корреспондент должеи быть очевидцем или участником того или иного события, явле-иия. Только при этом условии слушатели поверят ему.

Для репортажа характерна живая речь. Журналист, часто без эаравее написанного текста, на месте, сообразуясь с темой

И*                                                163

передачи и действительностью, ведет рассказ и записывает на магнитофонную ленту речь сгоих собеседников.

Темой репортажа обязательно должно быть какое-нибудь событие, явление, факт. Репортаж это прежде всего документальная радиопередача. Чем злободневнее событие, тем интереснее репортаж.

Для примера можно привести один из репортажей, переданных по Ленинградскому радио:

В Ленинград в адрес «Последних известий» пришло письмо: коротенькое письмо из Свердловска. Мы прочли его и были необычайно растроганы. Вот его содержание: «Дорогие товарищи! В нашей семье скоро будет большой праздник, пишет двенадцатилетняя Риточка Шевелева. Наша мама находится сейчас в Ленинграде и в начале июля будет защищать дипломный проект во Всесоюзном заочном лесотехническом институте. И вот мы с папой (а он Герой Советского Союза, бывший летчик, воевал за Ленинград) очень волнуемся за маму и хотим поздравить ее с окончанием еще одного трудного этапа ее жизни. И мы обращаемся к вам с большой просьбой: если это можно, передайте нашей маме большой привет, пусть она не волнуется на защите. Наш привет маме очень нужен, ведь ей так трудно сейчас. Выполните нашу просьбу...» И далее был указан адрес, по которому можно найти Анфису Васильевну Шевелеву...

Но мы поступили иначе. Мы не отправились по этому .адресу, а узнали в институте день и час, когда студентка Шевелева будет защищать дипломный проект, и пришли в институт именно в этот момент. Среди многих выпускников, взволнованно вышагивавших по коридорам в ожидании вызова на комиссию, мы разыскали невысокого роста молодую еще женщину с простым и хорошим лицом. Это была Анфиса Васильевна Шевелева. Ни о чем ее не предупреждая, мы завели с ной такой разговор:

Очень волнуетесь, Анфиса Васильевна? Ну конечно же!

—- Понятно. Ведь этот час подводит итог большого труда ,и многих усилий. Сколько лет вы к этому стремились?

Шесть лет. Это были нелегкие годы. Скажите, Анфиса Васильевна, вас не удивляет, что мы незнакомы, а я называю вас по имени в отчеству...

Меня вообще удивляет, почему это вдруг... И фамилию вашу знаю Шевелева, правильно? Да. Кто же вам сказал?

Сейчас я вам все объясню. Мы пришли сюда не случайно. Мы хотим помочь вам защитить дипломный проект.

Это было бы очень хорошо... Нет, серьезно. Я вам сейчас скажу несколько

волшебных слов, которые помогут вам выдержать последний экзамен.

 С волшебными словами или без них все равно надо будет выдержать.

Это ясно. А сейчас я вам в действительности объясню, в чем дело...

И гут же мы прочитали Анфисе Васильевне письмо ее дочери. Представляете себе, как была взволнована и обрадована мать! Но мы не стали ее больше беспокоить, и остальной разговор состоялся уже после защиты. Нам пришлось ждать довольно долго. Больше часа стояла Анфиса Васильевна перед столом экзаменационной комиссии. Но за это время от ее друзей по учебе мы узнали, что Анфиса Васильевна техник-садовод и работает в Свердловске на турбомоторном заводе.

Казалось, какое отношение имеет выращивание цветов к производству моторов? Имеет. И прямое.

Анфиса Васильевна превратила территорию этого предприятия в цветущий сад. И, конечно же, это помогает людям работать. Не случайно турбомоторный завод в Свердловске является участником Выставки достижений Народного хозяйства СССР.

Техник-садовод -Шевелева совмещала свою работу с напряженной учебой в институте. А это не так-то просто быть и матерью, и садоводом, и студенткой.

Но вот отворились двери, и, раскрасневшаяся от волнения, перед нами снова Анфиса Васильевна Шевелева.

Ну как?

. •— Все закончилось! Bee-хорошо. — Выходит, письмо помогло? •— Помогло конечно, воодушевило! Ну что ж, поздравляем вас!

Спасибо. Теперь домой, в Свердловск. Завтра должна выехать. Там ждут!..

А вы, Анфиса Васильевна, скажите несколько слов своей семье по радио, в Свердловске услышат и будут очень довольны.

И последовало несколько взволнованных слов: Дорогие мои, не волнуйтесь, диплом защитила, скоро буду дома...

В этом репортаже, где разговор ведут только двое  корреспондент и А. В. Шевелева, очень тепло рассказано о советской семье, в которой все работают и учатся, поддерживают друг друга. Каждое слово здесь к месту. Повествование идет в скромном тоне, и в этом также одна из положительных сторон репортажа.

Иногда корреспонденты привлекают к репортажу несколько человек Тогда тема репортажа раскрывается еще убедительнее. Радиорепортаж интересный и доходчивый вид' информации. Он должен иметь четко обозначенную тему, определенный сюжет, В нем все выступающие должны говорить живым, ясным языком. В нем не следует увлекаться различными шумо-

вымя аффектами, они могут лишь снизить качество передачи. Так, корресиондент Киевского радио однажды решил сделать репортаж об автоматах, отпускающих закуски н напитки. Не сумйв найти главного, корреспондент увлекся шумовыми эффектами. В результате по радио было слышно бульканье воды и щелканье автоматов, по живого рассказа о преимуществах нового вида торгового оборудования у корреспондента так п не получилось.

Иногда корреспонденты, стремясь придать репортажам так называемый производственный кодорит, загромождают эфир грохотом станков, гудкамя машин. Порой репортаж перегружается перечислением фамилий, обилием цифр. Это обедняет передачи, Делает их трафаретйыми, скучными. Вместо увлекательного рассказа о яшвых людях и хороших делах получается сухой протокольный отчет.

С другой стороны, некоторые корреспонденты в погоне за внешней оригинальностью формы глубокое иапожевйе темы приносят в жертву ложной занимательности. Вопросы и ответы часто не раскрывают тему, выпячивают на первый план третье-степенвыо детали. Бессодержательными оказываются некоторые репортажи, стилизованные под «крестьянский язык». Вот как, например, беседовал один корреспондент Ленинградского радио с дояркой:

Корреспондент. Подкормки (?.) много давали?  ' Доярка. Много давала. Кормила досыта. Три раза в

день давала подкормку.

Корреспондент. Животные быстро изменились? Доярка. Конечно,

Корреспондент. Ну, а сейчас каких удосв вы добились? Доярка. Пу, а сейчас выше всех удои-то1

Вряд ли что-нибудь полезное принесла радиослушателям эта поверхностная беседа. Корреспондент, видимо, хотел раскрыть опыт передовой доярки, но этого не получилось. Такой репортаж может лишь обеднить образ передового человека.

Свежесть мысли, красочность и живость языка, творческое раскрытие темы только эти качества делают радиорепортаж интересным и запоминающимся.

К радиожапрам нужно отнести и повествовательный рассказ. Он ведется корреспондентом. В такой передаче нет прямой речи, шумЬв и других характерных деталей репортажа. Корреспондент, прибыв на место, просто и ясно, без ухищрений рассказывает о том, что он увидел. Темой такого рассказа является событие, интересное для радиослушателей. Рассказ 'не должен быть длинным, утомительным. На радио с успехом используются и другие жанры. Часто передаются лекции на разнообразные темы. Никаких особенностей у радиолекций нег. Главное требование к нимсодержательность, ясность, четкий язык и хорошее чтение. Иногда лекции передаются последовательно одна за другой.

Статья по радио чаще всего испояьзуется для освещения общественно-политических и научно-технических вопросов. Она

обычно меиыие газетной по размеру, так как большая" статья по радио не всегда хороша и удобна для восприятия радиослушателями. Читатель газеты или журнала, если он что-либо плохо понял, может перечитать отдельные места статьи. Радиослушатель же лишен этой возможности. В том случае, когда автор статьи обладает хорошей дикцией, он может ие пользоваться услугами диктора, а прочитать ее сам перед микрофоном.

Корреспонденция один из распространенных жанров на радио. Она короче статьи, посвящается болев узкой теме, нередко оживляется диалогами, вопросами и ответами. Корреспонденции чаще всего используются для пропаганды передового опыта, для рассказа о положительных явлениях в жизни и творческом труде советских людей. Нередко авторский текст корреспондента, читаемый диктором, перемежается с речью самого героя, о котором говорится в тексте.

Завоевали права гражданства на радио обзоры писем. Чаще всего они бывают тематическими: группируются по актуальным вопросам и комментируются. В заключение по ним делаются выводы. Иногда для комментирования писем привлекаются специалисты.

Имеет свои особенности и радиоочерк. В нем используется литературно-разговорная речь, включаются дополнительные элементы: документальные .фонограммы, магнитофонные записи живой речи, репортажные кадры, музыка и шумовые эффекты. Это делает радиоочерк более ярким и образным.

Сюжет, композипия, интересное начало и запоминающаяся концовка в радиоочерке необходимы так же, как в газетном и журнальном. Для примера можно привести начало одного из радиоочерков «Недалеко от Уфы»:

Если у вас, товарищи радиослушатели, есть минут тридцать свободного времени, присядьте, пожалуйста, поближе к репродукторам и настройте получше свои приемники. Мы расскажем вам...

В этом месте голос диктора перебивают отдаленные взрывы. Радиослушатели, несомненно, заинтересовались, что это за взрывы, какое отношение они имеют к теме очерка. И корреспондент далее рассказал о строительстве новой гидроэлектростанции.

Радиофельетон тоже отличается от газетного и журнального. Средства звукозаписи позволяют оживить фельетон, иллюстрировать его. Так, в одном из фельетонов Ленинградского радио говорилось о том, что на Садовой улице в большом четырехэтажном доме помещается молочный магазия. С 2 часов ночи до 6 часов утра в магазин привозят бидоны о молоком. На двора стоит грохот и шум моторов и автомашин. Это мешает ночному отдыху жильцов дома. Корреспондент радио пришел сюда ночью с магнитофоном, записал на ленту жалобы жильцов и разговор о заместителем директора магазина. Корреспондент записал и сильный шум, не дающий никому покоя. Получилась убедительная картина.

Приводим отрывки из этого радиофельетона. Корреспондент в квартире на четвертом этаже:

Можно досидеть у открытого окна? i— спрашивает он.

Располагайтесь,' говорит один из жильцов.Все равно спать нельзя.

Вскоре во дворе послышались крики грузчиков и лязг железных бидонов.'

Тогда корреспондент зашел в магазин и спросил заместителя директора:

Не мешает ли разгрузка автомобилей жидьцам? Может быть, мы и производим небольшой шум, но это никому не мешает, никого не беспокоит...

В этот момент донесся грохот падающих бидонов. Корреспондент сообщил, что заместитель директора магазина заткнул уши...

Высмеивая подобную безответственность, корреспондент далее убедительно доказал, что этого грохота можно избежать, если работники магазина и автотранспорта проявят элементарную заботу об отдыхе населения дома.

Радиофельетон трудный жанр. Но хороший, острый по теме и живой по содержанию фельетон всегда вызывает интерес у радиослушателей.

Радиокомпозиция тоже один из трудных жанров. Эторассказ с драматическими, лирическими или музыкальными иллюстрациями. Радиокомпозиция позволяет более впечатляюще доводить до слушателей фактический материал передачи. Удачно, например, была построена радиокомпозиция «Александр Степанович Попов». В основу текста журналисты положили подлинные исторические документы. Текст был дополнен сценическими иллюстрациями. Передачу читали два актера.

Радиокомпозиция «Александр Степанович Попов» получила положительнне отзывы радиослушателей. Используя этот опыт, коллектив журналистов Центрального вещания подготовил ра-днокомпозиции, посвященные русскому ученому К. А. Тимирязеву, путешественнику Афанасию Никитину и другим замечательным людям России.

Много делается на радио и для популяризации музыки. Применяются такие формы, как новеллы («Страницы ия жизни Моцарта» и други.е), музыкальные обозрения, викторины, лекции из цикла «Летопись советского музыкального искусства», беседы радиоунивереитета культуры и т. и. Возможности' радиовещания очень велики,

Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза проявляет повседневную заботу о радиовещании. Глубоко анализируя передачи и объективно оценивая их. Центральный Комитет неоднократно отмечал положительные стороны и ука-вывал на серьезные недостатки.

В начале 1960 г. ЦК КПСС принял постановления об улучшении советского радиовещания и дальнейшем развитии теле-

видения В них отмечалось, что радиовещание играет все большую роль в идеологической работе партии, в политическом и культурном воспитании масс, в мобилизации творческой энергии народа на осуществление программы коммунистическо-то строительства. Однако наше радио еще не использует всех своих возможностей некоторые передачи не удовлетворяют вапросов слушателей, невыразительно сообщают конкретные факты, слабо связаны с жизнью, ведутся неумело, шаблонно, носят сухой, казенный характер. В ряде случаев радиопередачи на политические темы не сосредоточивают внимание слушателей на главных проблемах коммунистического строительства. Указав и на некоторые другие недостатки, Центральный Комитет партии предложил решительно улучшить радиовещание, повысив его идейно-политический, художественный и технический уровень, расширить формы передач, чаще практиковать беседы, комментарии, ответы на вопросы и письма трудящихся, обеспечить участие в радиовещании лучших, наиболее квалифицированных авторов.

Центральный Комитет признал необходимым организовать радиопередачи в стране так, чтобы слушатели могли постоянно выбирать интересующие их темы из нескольких программ Центрального и местного вещания, проводимых на национальных и русском языках. Было предложено вести зональное, межобластное политическое вещание через крупные радиостанции, готовить концертные программы из музыкальных произведений и посылать их в республики и области для передачи в местном вещании, обеспечить быстрейшее внедрение достижений техники для организации многопрограммной трансляции по проводах местных радиоузлов.

Весной 1967 г. было опубликовано постановление Централь" ного Комитета КПСС «Об ускорении развития проводного радио* вещания» '. В нем отмечалось, что в развитии проводного радиовещания, особенно в сельской местности, имеются серьезные недостатки. Многие радиоузлы работают неудовлетворительно, значительное число населенных пунктов еще не радиофицировано.

Министерству связи СССР было предложено по согласованию с местными советскими и партийными организациями установить сроки завершения проводной радиофикации в каждой республике и области. Особое внимание следовало уделить радиофикации сельской местности. Для лучшей работы радиоузлов и линий радиофикации они были переданы на баланс и эксплуатационное обслуживание "органов Министерства связи.

В постановлении указывалось на необходимость ускорения работ по внедрению многопрограммного проводного вещания, в первую очередь в столицах союзных республик и крупных промышленных центрах: по первому каналу обеспечить общесоюзную программу, по второму программы «Маяка», по третьемуреспубликанские и местные наиболее интересные передачи. Министерству радиопромышленности было поручено организовать массовое производство трехпрограммных репродукторов, Министерству торговли обеспечить продажу населению або-

«Журналист», 1967, № 5, стр. 28.

вентных репродукторов различных классов. Во всех многоквартирных жилых домах, гостиницах, больницах, санаториях в других общественных зданиях намечено установить репродукторы трехпрограммного проводного вещания.

В настоящее время три программы принимают более 3 млн. радиоточек. С каждым годом число их будет увеличиваться не менее чем на 200 тыс.: столько трехпрограммных громкоговорителей выпускает ежегодно наша промышленность,

За последние годы центральный и местные комитеты ради>>-вещания сделали многое для того, чтобы улучшить качество своих передач, сделать их оперативнее, злободневнее, интереснее. Однако впереди предстоит еще большая работа. Культурные эаиросы народных масс растут непрерывно, а радиовещаг.ие еще недостаточно умножает духовные богатства советских людса и развивает их художественные вкусы. Это неоднократно подчеркивалось на совещаниях в отделе пропаганды ЦК КПСС.

На совещании, состоявшемся в отделе пропаганды ЦК летом 1968 г., обсуждалась работа информационных служб радио м тедевидения. Отмечалось увеличение числа информаций, разнообразие форм подачи, но указывалось и на серьезные недостатки. В радиопрограмме «Маяк» не вся информация достаточно оперативна. Не всегда удовлетворяет слушателей выпуск новостей в программах для восточных районов страны. Слабо раскрывается в передачах экономическая реформа.

На совместном заседании отдела пропаганды и сельскохозяйственного отдела ЦК обсуждались передачи, адресованные сельским слушателям. Выступавшие не только отмечали положительные стороны работы, но говорили и о недостатках. Некоторые передачи идут в часы, неудобные для сельского слушателя, и не собирают нужной аудитории. В ряде случаев журналисты и авторы плохо знают жизнь деревни, поэтому их материалы бывают недейственными. У некоторых редакций слаба связь с министерствами и ведомствами.

Такое конкретное" партийное руководство радиовещанием значительно способствует улучшению качества и оперативности передаваемых по эфиру и проводам материалов.




1. человека которого знает множество людей в Петербурге под праздник обидели а он так странно и
2. Оценка рыночной стоимости недвижимости
3. Реінжиніринг на сучасному етапі розвитку
4. ТЕМАХ НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСТВА
5. ТЕМАТИКА ВАРИАНТ 7
6. Организация Web-доступа к базам данных с использованием SQL-запросов
7. Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны
8. Критические периоды развития двигательных качеств девушек, их учет при планировании учебно-тренировочного процесса
9.  Структура местных бюджетов
10. 1 Технико ~ эксплуатационная характеристика пригородного участка Пригородные пассажирские пер
11. политическое движение в 6090е гг
12. Цели урока- представить приемы и методы работы развития творческой активности; формирование твор.html
13. Методические рекомендации для практических занятий Тема- Роль наследственности в патологии
14. материя и его историческая эволюция.
15. Тема Раздел 1 Информация информационные технологии процессы и системы
16. тематичних наук Харків ~ Дисертацією є рукопис
17. Course by 2 or 4 persons ech with smll hrd bll driven with the club into series of 9 or 18 holes using s few strokes s possible
18. і Для них характерні органи повітряного дихання
19. На тему- Жизненный цикл услуги и объекта ТКС Выполнил-.html
20. У цьому процесі велика роль належить зубним технікам підготовка яких неможлива без вивчення зуботехнічног